Чем гребут на лодке
БАЙДАРКА И КАНОЭ
В статье «Байдарка и каноэ» мы расскажем про два Олимпийских вида спорта, и чем они отличаются друг от друга. Расскажем про их особенности, и почему лодка плывет вперед после гребка спортсмена.
Наши предки освоили водный транспорт очень и очень давно. Лодки похожие на байдарки и каноэ плавали по морям, озерам и рекам всех континентов еще много веков, а то и тысячелетий назад.
Например, на стенах древнего Египта встречаются изображения лодок поразительно напоминающие современные байдарки. А индейцы северной Америки уже несколько сотен лет прекрасно управляются с каноэ. Кстати, само слово «каноэ» индейского происхождения.
Справедливости ради, нужно сказать, что первую лодку, похожую на каноэ археологи нашли на территории Нидерландов и возраст этой лодки 10 000 лет. Да и в России, на берегах Ладожского озера и реки Дон, археологи не раз находили дубовые челны, изготовленные более 4 000 лет назад. Наши предки освоили водный транспорт очень и очень давно.
И, само собой разумеется, люди испокон веков соревновались, кто же лучше управляется с веслом. Состязания гребцов проходили еще в Древней Греции, но история спортивной гребли на байдарках началась сравнительно недавно.
Его основоположником, как вида спорта, считается шотландский юрист Джон МакГрегор. Он был не просто байдарочником, свои лодки он строил и проектировал сам. Будучи невероятно деятельным человеком, он в 1866 году создал первый в мире гребной клуб.
Эта затея получила одобрение уэльского принца Эдварда (будущий король Великобритании Эдвард VII) и подобные клубы стали появляться по всему миру. А через год английский королевский клуб организовал первую в истории регату. В ней участвовали 15-ть байдарок.
Вот только Олимпийским этот вид спорта, в отличие от Академической гребли, стал не сразу. Только на 11-х Олимпийских играх в Берлине, в 1936 году, впервые разыграли первый комплект медалей в байдарках и каноэ. Правда, тогда участвовать разрешили только мужчинам. Дамы смогли скрестить весла лишь в 1948 году, в Лондоне.
Несмотря на то, что в России спортивная гребля была в части на протяжении нескольких последних столетий, до 1950 года советские гребцы не участвовали в международных соревнованиях. Только в 1952 году наши спортсмены впервые завоевали бронзовую Олимпийскую медаль, а затем и добрались и до Олимпийского золота, которого в дальнейшем завоевано было не мало.
По месту проведения состязаний этот вид спорта делится на несколько дисциплин, но на Олимпиаде представлены, так называемая «спортивная», гладкая гребля и гребной слалом. Гладкая гребля проходит на гладкой воде, т.е. без препятствий. Что касается гребного слалома, то здесь все сложнее.
Гребцы должны проплывать на скорость часть порожистой реки или искусственной трассы, да еще и преодолевая течение. Слалом — спуск по реке на время с прохождением ворот. Ворота – это две вехи, которые свисают с горизонтально натянутого троса. Бывают ворота прямые, их нужно проходить по течению, и обратные, их проплывают против течения.
Если гребцы прошли ворота с ошибками, то к итоговому времени добавляются штрафные секунды. Например, если лодка, весло или часть тела спортсмена коснулась ворот, то к результату прибавляется 2 секунды. Но если гребец пропустил ворота или прошел их в неправильном направлении, то тут речь идет о 50 секундах штрафа. Так что, аккуратность в гребном слаломе важна ничуть не меньше, чем скорость.
И вот еще один интересный момент. Если у одного из участников ломается на старте весло, то старт признают недействительным, так что на всякий случай, у гребца должно быть про запас еще одно весло, иначе так можно вообще без соревнований остаться.
Каноэ – это так же небольшое судно с лопатообразным веслом, у которого, как правило, всего одна лопасть.
Главное отличие байдарки и каноэ в способе гребли и посадки гребца. На каноэ гребут стоя на одном колени, а на байдарке сидя. Так же каноэ немного шире, чем байдарка.
Кстати, в гребном слаломе не принято судно называть байдаркой. Спортсмены говорят «каяк», байдаркой же именуют туристические суда или лодки для спортивной гладкой гребли.
И байдарка, каяк и каноэ приводятся в движения с помощью весла. Как мы писали выше, эти весла различаются по форме. Почему?
Весло в байдарках и каноэ
Весло – это одно из древнейших изобретений человека. С его помощью он стал владыкой водных пространств еще до изобретения паруса. Весло позволило человеку перестать быть игрушкой течения, а самому выбирать курс и направлять по нему свою лодку.
Но как же работает весло? Если рассмотреть разные весла внимательней, то можно заметить что разница заключается в двух вещах, длине весла и размере его лопасти. Работа веслом напоминает работу с лопатой, да и весло по форме напоминает земельный инструмент. Человек, работающий лопатой, зачерпывает землю и откидывает ее в сторону, а гребец точно так же откидывает назад ту воду, которая находится непосредственно за лопастью весла.
Почему же тогда лодка двигается вперед? Это легко понять, если познакомиться со знаменитым третьим законом Ньютона, который гласит: «Сила действия на физическое тело, равна силе противодействия с его стороны».
Fдействия = Fпротиводействия
Если мы просто облокотимся на стол рукой, создавая давление, то точно такое же давление испытывает и рука со стороны стола. Иначе, если давление стола оказалась меньше, то рука бы прошла бы сквозь стол как сквозь воздух.
Таким образом, когда лопасть весла отталкивает массу воды, то вода с такой же силой отталкивает лопасть в противоположном направлении. Т.е. если мы отталкиваем воду назад, то она толкает весло, а значит и лодку, вперед.
Сила противодействия воды
А если грести веслом очень быстро, то зачастую лодка движется медленней. Почему, спросите Вы? Дело в том, что третий закон Ньютона говорит о равенстве сил, а не скоростей. А вот со скоростью, а точнее с ускорением, имеет дело другой, второй закон Ньютона, который записывается вот такой формулой:
F = ma (сила равна массе помноженной на ускорение)
Что же означает эта формула? А она означает, что при одной и той же приложенной силе, тяжелый объект будет разгоняться гораздо медленней легкого, причем ровно во столько раз медленнее, во сколько раз он тяжелее. Этот закон на себе испытывает водители самосвалов. Пустой грузовик разгоняется быстро, а вот с полным кузовом еле-еле трогается с места.
В нашем случае, масса воды, на которую действует сила со стороны весла, в десятки раз меньше массы лодки и поэтому даже от быстрого гребка, лодка будет разгоняться гораздо медленней.
Понятно, что если сделать лопасти весла больше по площади, то они смогут за каждый гребок откидывать назад большую массу воды, а это значит, что и ускорение от такого гребка лодка получит куда большее. Так почему же тогда не сделать огромные лопасти? Это невозможно, так как согласно второму закону Ньютона, чем больше масса воды, которую назад откидывает весло, тем большую силу нужно к нему приложить. Слишком большую массу спортсмен не сможет сдвинуть с места, ему просто не хватит для этого сил.
Бассейн для гребли
Гребля – это один из самых популярных видов спорта в нашей стране и заниматься ей очень полезно для здоровья. Часто в этот спорт идут бывшие пловцы, гимнасты и легкоатлеты. Такая подготовка будет не лишней, если Вы решите заниматься греблей на байдарках и каноэ, ведь, чтобы грести, нужно быть физически выносливым.
Специалисты рекомендуют начинать занятия не раньше 11-12 лет. Конечно, бывают исключения и в гребной спорт приходят дети более раннего возраста. Но, в идеале именно к 11 годам детский организм полностью готов к нагрузкам, которые неизбежны в гребном спорте.
Как правило, летом юные гребцы занимаются на байдарках в открытых водоемах, а зимой укрепляют тело, плавая в специальных бассейнах. Но и конечно, юные гребцы не забывают и других развивающих видах спорта, легкой атлетики и лыжах.
Байдарка и каноэ
Весло является главным органом, осуществляющим движение и управление маневром на гребных лодках. Оно должно обеспечивать высокий КПД гребли при наименьших затратах энергии, быть легким, удобным для выполнения не только основного гребка, но и осуществления маневров. Оно должно быть достаточно прочным и гибким, чтобы можно было оттолкнуться от берега или камня. Весло состоит из лопасти и веретена. Лопасть весла имеет плоскую или вогнутую ложкообразную форму, которая способствует лучшему захвату воды и улучшению эффективности гребка. Форма веретена может быть цилиндрической, конической или прямоугольной со скругленными углами. Конструкции весел представлены на рис. 2.36.
Поступательное движение гребных лодок обеспечивается двумя основными способами гребли: без опоры на борт (на лодках без уключин) и с опорой на борт (на лодках, оборудованных уключинами). Лодки без уключин оснащаются веслами-гребками, байдарочными веслами и веслами для каноэ. Весла-гребки служат для передвижения на незначительные расстояния небольшой одноместной лодки с человеком, сидящим лицом вперед по ходу движения. Конструктивно они представляют собой лопасть овальной формы и жестко прикрепленное к ней веретено небольшого размера, на конце которого имеется страховочная петля из шпагата или тесьмы. Весла-гребки имеют незначительный вес и упаковываются вместе с лодкой. У нас в стране такими веслами комплектуются одноместные лодки ЛГН-1, «Лугань», «Стриж» и др. Известна конструкция весла-гребка, конечная часть веретена которого имеет кольцеобразный загиб для упора и фиксации руки до локтя (рис. 2.37).
В другой конструкции изогнутость рукоятки весла в сторону, противоположную направлению рабочего движения, позволяет гребцу держать руку в естественном положении и избежать появления мозолей на ладонях при длительной работе. Кроме того, эта рукоятка с прямоугольным поперечным сечением лучше ориентирует лопасть в нужном направлении.
Байдарочные весла, используемые для байдарок или туристических лодок, состоят из двух лопастей, со единенных между собой веретеном. Удобство пользования обеспечивается разворотом лопастей относительно друг друга на 90° благодаря разъему фиксирующей части. На веретене этих весел имеется один или два разъема. Чтобы вода не стекала по веретену к рукам гребца, на веретено надевают резиновые кольца на расстоянии примерно 250 мм от лопасти.
Для каноэ и моторных лодок, не имеющих уключин, применяются весла типа каноэ, которые также состоят из лопасти и веретена, заканчивающихся поперечной рукояткой. На надувных моторных лодках такие весла применяются только для кратковременного использования, например при отходе от берега на глубину, где можно воспользоваться мотором, или при швартовке к другому судну, а также при преодолении препятствий. Когда лодка идет под мотором, весла укладывают в кокпит под борта или крепят к ним с помощью ремешков, формованных деталей и других приспособлений, увеличивая продольную жесткость конструкции.
В парной гребле один человек гребет парой одинаковых весел. В этом случае длина весла от уключины до конца рукоятки должна быть меньше половины ширины лодки, иначе рукоятки парных весел будут сталкиваться. Чтобы лопасть могла погружаться в воду под действием своей тяжести, как правило, длина весла от среза лопасти до уключины должна быть в три раза больше, чем расстояние от уключины до конца рукоятки, и забортная часть весла немного тяжелее остальной ее части. Для фиксации весла в уключине в выбранном положении на него надевают два резиновых кольца.
сохраните и дома разверните для нужного размера, качество позволяет
На надувных лодках, снабженных уключенным штифтом применяются разъемные и неразъемные весла, которые конструктивно связаны с формой уключины.
Неразъемные весла используются на небольших гребных лодках (в этом случае они упаковываются в отдельные чехлы) или на большегрузных моторных лодках, предназначенных для морского плавания, в качестве запасного движителя на случай выхода из строя мотора. Неразъемные весла применяются и в качестве кормовых весел для управления и удержания на курсе большегрузных лодок. Они крепятся в уключины, установленные на транце или на кормовом баллоне. Кормовое весло из эластичного и прочного материала с жесткой лопастью на небольших лодках может выполнять роль движителя.
Наибольшей популярностью по сравнению с неразъемными веслами у владельцев надувных лодок пользуются разъемные весла. Они достаточно надежны в эксплуатации и не увеличивают размеры упакованной лодки. Существует несколько вариантов разъемных весел. Они могут состоять из двух или трех частей. Разъем весел может приходиться на веретено или на место соединения лопасти и веретена. Соединение частей может осуществляться с помощью муфты с фиксирующим резьбовым соединением. Широко распространено выполнение разъема веретена-цевья в виде телескопических втулок разного диаметра, на концах заходящих одна в другую, а также разъемных частей с соосными отверстиями по их краям. Через эти отверстия с помощью цилиндрических или пластинчатых пружин, установленных в одной из втулок, разъем фиксируют штифтами (рис. 2.38). Для осуществления взаимного разворота лопастей байдарочного весла относительно друг друга втулки без штифтов имеют дополнительные отверстия.
Высокий КПД весла обеспечивают соединения веретена весла под углом с лопастью. В заглубленном состоянии боковые кромки лопасти расположены горизонтально, а веретено находится под определенным углом к ней. В плоской лопасти весла с целью повышения эффективности гребли центральная часть может быть выполнена из эластичного деформируемого материала. При гребле такая лопасть делается вогнутой. С целью ориентирования лопасти весла в воде в ее центральной части вырезают узкое щелевидное отверстие.
Весла могут быть изготовлены целиком из дерева (ясеня или мелкослойной еловой древесины), металла (чаще из сплава — дюралюминия), стеклопластика или пластмассы. Распространены и комбинированные конструкции весел, состоящие из пластмассовой или стеклопластиковой лопасти и деревянного или металлического веретена. Предел прочности лопасти весла из стеклопластика на изгиб составляет 2600 кгс/см 2. а на растяжение — 820 кгс/см 2. Весла из стеклопластика выдерживают статическую нагрузку 10 кгс. Чтобы древесина не намокала и не загнивала, весло несколько раз покрывают подогретой олифой или водостойким и атмосферостойким лаком, например ГФ-156. По лакированной поверхности вода стекает быстрее. Пластмассовая лопасть имеет рельефные ребра жесткости и изготовляется методами контактного или горячего прессования. Очень часто для придания веслу жесткости внутренний объем лопасти заполняют пеноматериалом. Чтобы обеспечить непотопляемость металлических или стеклопластиковых весел, в верхний конец ручки вставляют заглушку из капрона или резины. Общая длина весла-гребка обычно равна 400 — 500 мм, весла для одно- и двухместных лодок — 1000—1300, для туристских лодок весло для гребли по типу каноэ имеют длину 1400— 1600, а для надувных байдарок — 2100 — 2400 мм. Ширина лопасти обусловливает величину полезного упора, движущего лодку, и обычно составляет 120-200 мм.
В наметившихся тенденциях совершенствования конструкций весел прослеживаются два направления. По первому направлению усовершенствуется конструкция веретена весла. Например, к нему устанавливают рукоятки под различными углами, которые обеспечивают удобство захвата весла рукой во время гребли. Некоторые конструкции обеспечивают возможность поворота веретена вокруг оси во время гребли, при этом рукоятка остается неподвижной в руке гребца. По второму направлению изменяется конструкция лопасти. Лопасть выполняют из двух частей, вставляемых в продольные пазы веретена, с возможностью складывания их на 90° в продольном направлении вдоль оси веретена при холостом ходе весла. Другое техническое решение этого направления предусматривает соединение двух частей лопасти поперечной петлей, так чтобы нижнюю часть лопасти можно было складывать назад относительно рукоятки при гребке и раскладывать в обратном направлении при свободном ходе (рис. 2.39). Гребок и холостой ход в этом случае осуществляются в результате толчка, направленного по оси веретена. Гибкий шнур ограничивает степень складывания нижней части лопасти к рукоятке во время гребка и жестко удерживает лопасть относительно рукоятки во время свободного хода.
Эффективность работы весла достигается и приданием лопасти полуэллиптической формы в поперечном сечении или обтекаемого авиационного профиля сечения.
Таким образом, усовершенствования лопастей идут в направлении изменения форм выпуклости, расположения различных канавок, ребер, выполнения центральной части из эластичного материала с окантовкой контура лопасти жесткими полосками, выполнения центральной части в виде жалюзийных пластин и применения в центральной части узкого щелевидного отверстия для лучшей ориентации весла при гребле.
весло, с видом на профиль его лопасти сбоку.
Гребля — Краткое руководство
В большом озере многие такие конкуренты плавают в воде, чтобы испытать свою удачу. Прелесть этого вида спорта в том, что весла, которые являются приводным оборудованием, прикреплены к оснастке. Они выступают со стороны лодок. Причина этого в том, чтобы увеличить рычаги, расположив их попеременно на противоположных сторонах сосуда. Coxswain управляет лодкой, сидя сзади.
Краткая история гребли
История гребных следов древних стран, таких как Египет, Греция и Рим. В то время он использовался как средство передвижения и бизнес-предложения. В 1828 году Оксфордский Кембриджский университет впервые организовал гонки на лодках. Весло и подметание были двумя ранними категориями.
Соревнования по гребле среди мужчин присутствовали с самого начала Олимпийских игр. За исключением всех событий, в 1896 году штормовая погода в море вынудила организаторов отменить соревнование, которое должно было состояться в Афинах. Женщины дебютировали в этом конкурсе в 1976 году, который проходил в Монреале.
До 1960 года США доминировали в соревнованиях, и тогда именно Советский Союз продолжал побеждать до 1980 года. После этого Германия показала свои лучшие результаты в этой игре. Сэр Стив Редгрейв из Великобритании известен как величайший гребец на свете. Он выиграл пять золотых медалей и является шестикратным чемпионом мира. С другой стороны, Элизабета Липа из Румынии также выиграла пять золотых медалей в женской категории в период между 1984 и 2004 годами.
Страны-участницы
Год от года популярность этого вида спорта становится настолько высокой, что количество стран-участниц выросло до 68 на летних Олимпийских играх 2012 года с четырех по сравнению с Олимпийскими играми 1896 года. Многие азиатские и неазиатские страны, такие как Австралия, Канада, Китай, Куба, Дания, Египет, Германия, Индия, Япония и многие другие, участвуют в этом виде спорта.
Согласно мировому рейтинговому списку, Великобритания возглавляет список с 118 баллами. В первую десятку стран мира входят Великобритания, Германия, Новая Зеландия, США, Франция, Австралия, Италия, Нидерланды, Литва и Китай.
Однако в списке медальных таблиц Восточная Германия занимает первое место в списке с 33 золотыми медалями. США и Великобритания успешно следуют за списком, имея 32 и 28 золотых медалей соответственно. На чемпионатах мира есть несколько пропусков для экипажей на соревнования. Следовательно; Квалификационные мероприятия организуются для отбора экипажей.
Каждый Национальный олимпийский комитет может иметь максимум одну лодку для участия в каждом соревновании. Континентальные квалификационные регаты — это еще одно квалификационное мероприятие, которое FISA организует в разных странах перед Олимпийскими играми для отбора команд.
Гребля — оборудование
В этой главе мы обсудим оборудование, используемое в гребле. Давайте начнем с гоночных лодок.
Гоночные Лодки
Для снижения сопротивления до минимального уровня во время плавания лодка спроектирована с полукруглым поперечным сечением с длинной и узкой структурой. Чтобы повысить эффективность руля, мы обычно соединяем плавник сзади. Это также помогает лодке получать крен и рыскание.
Весла
Чтобы продвинуть лодку в воду, вам нужны весла. Они имеют длинную полюсоподобную структуру с плоской поверхностью на конце, которая имеет конфигурацию 50 × 25 см. Тем не менее, длина полюса варьируется в зависимости от типа лодки. Для лодок типа «Скалинг» длина варьируется в пределах 250–300 см, в то время как лодки гребного типа поддерживают длину в диапазоне 340–360 см.
Рулевое управление
Скулеры используются для рулевого управления в одно-, двух- и четырехъядерных лодках, обеспечивая силу тяги с одной или с обеих сторон. Некоторые другие лодки, где присутствуют рулевые, управляют лодкой через руль.
В отсутствие рулевого, обязанность выполняется командой. Иногда управление экипажем осуществляется через трос руля, прикрепленный к носкам. Штурман, присутствующий на прямом курсе, может указать корму на определенную точку в начале.
Гребной танк
Начинающие обучаются этому танку изначально. Этот резервуар также пригодится для занятий, когда плохие погодные условия не позволяют грести во внешнем потоке. Он также используется в межсезонье, когда течение воды не является когерентным для гребли.
Эргометры
Это часть ежедневных тренировок, которые проходят гребцы. Все практикующие являются членами определенной команды, которая будет соревноваться вместе со многими другими в турнире.
Гребцы практикуют свои навыки каждый день и фокусируются на импровизации. Короче говоря, мы можем сказать, что пригодность к гребле можно эффективно измерить на земле, где водные тренировки ограничены.
Как правильно грести на надувной лодке?
Надувная или резиновая лодка является самым легким и универсальным из всех водных судов. Большие лодки, яхты и корабли часто укомплектованы надувными лодками для преодоления мелких и узких водных каналов. Большинство людей, у которых средние или большие руки и крепкая спина, могут без проблем грести на надувной лодке, пользуясь базовыми двигательными движениями.
Подготовка надувной лодки
Подсоедините к лодке весла, продев их через штырь или через кольца, расположенные на верхней части лодки. В зависимости от размера лодки, в комплекте может быть, как одна пара весел, так и две. Большие лодки также могут комплектоваться мотором.
Заберитесь в лодку. Сядьте на место, предназначенное для человека, который будет грести спиной к носу. Если в лодке много людей, то первым садиться человек, который будет грести, чтобы контролировать лодку с самого начала.
Гребля на надувной лодке
Возьмитесь за ручки весел. Если они регулируемые, то вам необходимо отрегулировать их под себя на стоячей воде или перед тем как вы отчалите от берега. Руки должны находиться на верхней крайней точке ручки весла, в то время как лопасть весла находится перпендикулярно к поверхности воды.
Сосредоточьтесь на темпе гребли. Толкающие движения должны быть максимально быстрыми настолько, чтобы весла были как можно меньше времени над водой. А тянущие движения должны быть на такой глубине, на какой удобно вашей осанке.
Поверните лодку, вытащив одно весло из воды, а вторым продолжайте грести. Если вы гребете левым веслом, то лодка повернет против часовой стрелки. Если же вы гребете только правым веслом, то лодка повернет по часовой стрелке.