Штрафы за нарушения, связанные с оформлением эВСД в ГИС «Меркурий», станут больше
Управление Россельхознадзора по Челябинской области информирует, что в соответствии с законопроектом, внесенным на слушания в Госдуму за нарушения, связанные с ветеринарным сопровождением подконтрольных товаров, с 1 июля 2020 года предусматриваются новые штрафы.
Согласно поправкам, внесенным в закон об изменении КоАП РФ, в ветеринарном надзоре предполагается расширить перечень сотрудников, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях в области ветеринарии. В расширенный список попали главные государственные ветеринарные инспекторы силовых органов и территориальных подразделений этих структур, а также заместители главных государственных инспекторов. КоАП РФ дополняется новыми статьями, вводящими ответственность за неправильное оформление или не оформление ветеринарных сертификатов, а также за невнесение их во ФГИС. Так, невнесение ВСД в ФГИС “Меркурий”: Статья 10.8.1 “Нарушение порядка предоставления информации в Федеральную государственную систему в области ветеринарии” предполагает штраф за внесение должностным лицом заведомо ложных сведений во ФГИС в размере от 15 до 30 тыс. рублей (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния). Статья 10.8.2 “Нарушение порядка оборота подконтрольных товаров” включает в себя штрафы за оборот* товаров без ВСД либо с неправильно оформленными ветеринарными документами: 1. Оборот скота без ВСД. За не оформление или неправильное оформление ВСД на товары, являющиеся живыми организмами: для граждан предполагается штраф 3-5 тыс. рублей; должностным лицам — 20-30 тыс. рублей; юридическим лицам — 30-50 тыс. рублей; За повторное нарушение будет взиматься штраф в размере 10-15, 50-70 и 70-150 тыс. рублей соответственно. 2. Оборот сырья без ВСД. Оборот товаров, не подвергнутых термической обработке, без наличия ВСД или с неправильно оформленными ВСД, влечет за собой предупреждение или штраф в размере: 2-3 тыс. рублей для граждан; 5-10 тыс. рублей для должностных лиц; 15-30 тыс. рублей для юридическим лицам. За повторное нарушение предусмотрен штраф 7-10, 15-30 и 50-100 тыс. рублей соответственно. 3. Оборот готового продукта без ВСД. За оборот товаров, подвергнутых термической обработке, без наличия ВСД или с неправильно оформленными ветеринарными документами предусмотрено предупреждение или штраф в размере: 500-1000 рублей для граждан; 3-5 тыс. рублей должностным лицам; 5-10 тыс. рублей юридическим лицам. За повторное нарушение предполагается штраф 2-5, 5-10 и 10-30 тыс. рублей соответственно.
* под оборотом товаров понимается производство, перемещение (перевозка, перегон) и отчуждение подконтрольных товаров.
Видеопедия. Карантинные объекты Российской Федерации
Меркурий.ХС — это федеральная государственная информационная система, предназначенная для сертификации и отслеживания товаров, поднадзорных Госветнадзору. Она помогает проконтролировать качество ветеринарной продукции и повысить уровень ее безопасности.
Компании, которые производят, продают или покупают подконтрольную продукцию должны быть подключены к системе «Меркурий.ХС» для работы с ветеринарно-сопроводительными документами (ВСД).
Когда нужно оформлять и гасить электронные ВСД
Оформлять электронные ВСД нужно на каждом этапе оборота подконтрольной продукции.
Когда поступают товары животного происхождения, покупатель в течение одного рабочего дня должен погасить ВСД в системе Меркурий. Если есть расхождения по количеству продукции или обнаружен брак — отклонить ВСД и распечатать возвратный ВСД. Принимать товар, на который не оформлен ВСД, нельзя.
Кто оформляет ВСД
ВСД может оформить владелец поднадзорного товара, если продукция входит в приказ № 646. При этом должны быть выполнены условия:
Если товар относится к приказу № 194, ВСД оформляет аттестованный специалист. Организациям, у которых есть такая продукция, нужно заключить договор с СББЖ (станция по борьбе с болезнями животных). Ветеринарный врач проверит товар и оформит ВСД в личном кабинете Меркурий.ХС, а затем подтвердит заявку в Меркурий.ГВЭ. В СБИС такие ВСД оформить нельзя, поскольку Меркурий.ГВЭ не принимает документы из сторонних систем.
Ветеринарный врач государственного учреждения может оформлять ВСД на любую поднадзорную продукцию. Он может оформить ВСД в системе Меркурий.ГВЭ либо подтвердить оформление ВСД от уполномоченного лица, если был отправлен запрос. Чтобы ветеринарный врач мог подтверждать оформление ВСД, организация должна заключить договор с СББЖ (станция по борьбе с болезнями животных). В СБИС такие ВСД оформить нельзя, поскольку Меркурий.ГВЭ не принимает документы из сторонних систем.
Также ветеринарный врач оформляет ВСД на уничтожение, захоронение, обезвреживание, утилизацию отходов производства.
Можно ли оформлять ВСД на бумаге
Работать с бумажными ВСД могут только те участники рынка, которые находятся в местности, где нет доступа к интернету. Перечень таких мест утвержден приказом региональных органов власти.
Чем грозит отсутствие ВСД
За нарушение порядка оформления ВСД предусмотрен штраф или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Вид нарушения
Размер штрафа (в рублях)
для физического лица
для должностного лица
для юридического лица
Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ВСД
Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
Несмотря на то, что с момента работы эВСД прошло три года, штрафы и нарушения среди участников системы ГИС «Меркурий» продолжаются. В связи с этим мы решили напомнить о размерах штрафов и возможности их избежать.
Компания АО «АСП» на протяжении многих лет занимается интеграцией с ГИС «Меркурий». О том как правильно работать в ГИС «Меркурий», корректно оформлять эВСД, обучают с нуля лучшие специалисты АСП.
Однако, если вы решили самостоятельно работать в системе, то прочитайте эту статью до конца и поделитесь информацией с коллегами.
В 2020 году на слушаниях в Госдуму был внесен закон об изменении КоАП в ветеринарном надзоре. Поправки приводят КоАП в соответствие с Законом “О ветеринарии”, уточняя наименования органов, осуществляющих госветнадзор и вводя новые штрафы, связанные с ветеринарным сопровождением подконтрольных товаров.
Закон вступил в силу с 1 июня 2020 года.
В частности, документ расширил перечень сотрудников, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях в области ветеринарии. В расширенный список попали главные госветинспекторы силовых органов и территориальных подразделений этих структур, а также заместители главных государственных инспекторов.
Также КоАП дополнен новыми статьями, вводящими ответственность за неправильное оформление или неоформление ветеринарных сертификатов, а также за невнесение их во ФГИС.
Так, частью 1 ст. 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства. Применяться эта статья может, например, в случае принятия мясной продукции без необходимых ветеринарных документов либо использования недействительного сертификата. Штраф за такое нарушение составит:
Кроме того, частью 2 ст. 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов (за исключением перевозки для личного пользования). В этом случае предусмотрены следующие штрафы:
Итак, как избежать штрафов в ГИС «Меркурий»? Есть как минимум 2 надежных варианта:
В связи с поручением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2019 года № АГ-П11-4810 напоминаем, что 01 июля с.г. истекает срок «моратория» на применение штрафных санкций, предусмотренных КОАП РФ за правонарушения при перемещении подконтрольных товаров, связанные с оформлением в электронной форме ветеринарных сопроводительных документов (эВСД), введенного Поручением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2018 года № АГ-П11-3603.
Это означает, что с 01 июля с.г. хозяйствующие субъекты и лица, производящие оформление эВСД должны учитывать, что за нарушения, связанные с оформлением и гашением эВСД, к ним будут применяться в полном объеме упомянутые штрафные санкции, а должностные лица контролирующих органов обязаны эти санкции в полном объеме и в соответствии с нормами и требованиями КОАП РФ применять.
Это ожидаемая новость, которая вряд ли порадует многих производителей и участников обращения подконтрольных товаров, т.е. «плохая новость».
Но есть и «хорошая новость».
Она заключается в том, что Правительством Российской Федерации, в связи с тем, что список подлежащих ветеринарной сертификации подконтрольных товаров расширен, по предложению Минсельхоза России объявлен новый «мораторий» сроком на 1 год, т.е. до 01 июля 2020 года.
Однако, установленный им режим отличается от предыдущего. Поясняем чем.
Во-первых, мораторий распространяется только на правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, но не распространяется на правонарушения, предусмотренные пунктами 18 и 20 «Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме» (далее – Порядок, см. ниже).
Соответственно, санкции за систематические нарушения порядка оформления, применяемые Оператором ВетИС, предусмотренные пунктами 18 и 20, с 01 июля 2019 года будут применяться в полном объеме.
Напоминаем, о чем гласят пункты 18 и 20 в рассматриваемом контексте.
«ПРИКАЗ от 27 декабря 2016 г. N 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»
к приказу Минсельхоза России
от 27 декабря 2016 г. N 589
ОФОРМЛЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
18. Основаниями для аннулирования регистрации в ФГИС являются:
Аннулирование регистрации пользователя ФГИС (уполномоченного лица организации, физического лица, индивидуального предпринимателя, представителя организации, индивидуального предпринимателя или физического лица) осуществляется в случае внесения им в оформляемые ВСД заведомо ложных данных.
20. В случае неоднократных (5 и более) некритических ошибок при оформлении ВСД, допущенных уполномоченным лицом организации, его регистрация приостанавливается на срок до 3 месяцев. По истечении указанного срока регистрация возобновляется автоматически и повторная регистрация не требуется.
Некритическими ошибками считаются ошибки в наименовании подконтрольного товара, адресах отправки и доставки, наименованиях отправителя и получателя, которые не создают возможности перепутать данную продукцию с другой продукцией, один адрес с другим, одного наименования с другим.
В случае неоднократных (2 и более) критических ошибок (ошибки, не относимые к некритическим) при оформлении ВСД, допущенных уполномоченным лицом организации, его регистрация приостанавливается на срок до 6 месяцев. По истечении указанного срока регистрация возобновляется автоматически и повторной регистрации не требуется.
Если представитель представляет несколько организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и его права как представителя одной из организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц аннулируются, его права как представителя всех организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, представителем которых указанное лицо является, также аннулируются.»
Во-вторых, мораторий введен только для тех случаев, когда не возникает существенной угрозы охраняемым ценностям. Только в этих случаях рекомендуется руководствоваться статьей 2.9 КоАП РФ, которая гласит:
«Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.»
В этой связи обращаем внимание на то, что подконтрольные товары, которые были введены в «Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами» Приказом Минсельхоза России от 15 апреля 2019 г. №193 «О внесении изменений в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. n 648», являются подконтрольными товарами, с которыми связан низкий уровень риска, соответственно – риск ущерба для охраняемых ценностей также является низким.
С другой стороны, все живые животные и все подконтрольные товары животного происхождения, которые в ходе переработки не прошли дезинфицирующей (убивающей возбудителей заразных болезней животных, в том числе болезней общих для человека и животных) обработки являются подконтрольными товарами, с которыми связан высокий уровень риска.
Теперь, простыми словами несколько замечаний, которые, вероятно, смогут помочь и специалистам, осуществляющим надзорные мероприятия, правильно понимать за что уже надо штрафовать, а за что еще год будет не надо, и участникам процесса сертификации и владельцам подконтрольных товаров правильно сориентироваться и уделить особое внимание тем моментам, по которым к ним эти штрафные санкции уже могут быть применены.
Итак, почему в перечне подконтрольных товаров, подлежащих электронной сертификации подконтрольные товары появились не враз, а сначала одни, потом другие?
Потому, что законодатель решил (и решил правильно), что с разными подконтрольными товарами связан разный уровень риска нанесения ущерба охраняемым ценностям. Сначала было решено сделать подлежащими электронной сертификации те товары, с которыми связан более высоких уровень риска. Так появился первый перечень.
Затем была введена еще одна группа товаров, с которой связан меньший уровень риска. Так появились изменения (точнее добавление) в перечень, которые вступают в силу с 01 июля с.г.
Затем – еще одна, с которой связан еще меньший уровень риска. Так появились изменения (точнее добавление) в перечень, которые вступают в силу с 01 ноября с.г.
Соответственно, если нарушения в оформлении эВСД допущены при производстве, перемещении, смене собственника товаров из первого списка, то штрафные санкции с 01 июля с.г. применяются в полном объеме (с товарами, вошедшими в него, связан наиболее высокий уровень риска, что не позволяет применять статью 2.9.).
Если нарушения в оформлении эВСД допущены с 01 июля 2019 года по 01 июля 2020 года при производстве, перемещении, смене собственника товаров из второго списка, то руководствуемся статьей 2.9. с 01 июля 2019 года по 01 июля 2020.
Отмечу, что, поскольку закон не имеет обратной силы, в случае выявления после 01 июля 2019 нарушений, допущенных до 01 июля 2019 с товарами из этого списка, штрафные санкции применяться вообще не должны (т.е. ни санкции, предусмотренные КоАП РФ, ни предусмотренные Порядком оформления).
Если нарушение порядка оформления заключается в том, что с 01 июля 2019 года по 01 июля 2020 года при производстве, перемещении, смене собственника товаров из второго списка эВСД не оформлены, то руководствоваться статьей 2.9 не следует, поскольку подконтрольный товар перемещается и/или производится бесконтрольно, соответственно, уровень риска с ним связанный не может быть расценен как малозначительный.
Если нарушения в оформлении эВСД допущены с 01 ноября 2019 года по 01 июля 2020 года при производстве, перемещении, смене собственника товаров из третьего списка, то руководствуемся статьей 2.9. с 01 ноября 2019 года по 01 июля 2020.
В случае выявления после нарушений, допущенных до 01 ноября 2019 с товарами из этого списка, то штрафные санкции применяться вообще не должны.
Если нарушение порядка оформления заключается в том, что с 01 ноября 2019 года по 01 июля 2020 года при производстве, перемещении, смене собственника товаров из третьего списка эВСД вообще не оформлены, то руководствоваться статьей 2.9. не следует, поскольку подконтрольный товар перемещается бесконтрольно, соответственно уровень риска с ним связанный не может быть расценен как малозначительный.
Необходимо обращать внимание на еще один квалифицирующий момент.
Поясню его на примере (гротескном для понятности).
Допустим, перемещается партия баранины в четвертинах. В ходе транспортного контроля перевозчик предъявляет номер сертификата на говядину в полутушах (остальное – в порядке, номер транспортного средства, масса груза, отправитель-получатель, режим перемещения и т.д. – соответствуют). Когда ему инспектор говорит: «это же сертификат на говядину!». Перевозчик отвечает: «Ой! Ошиблись, извините, перепутали говядину с бараниной. Щас исправим и больше так не будем».
Вопрос: с чем мы имеем дело в данном случае – с перемещением без ВСД или с грубой ошибкой в оформлении эВСД? эВСД – то вроде есть?
Правильный ответ: этот случай следует квалифицировать как перемещение без оформления эВСД. В данном случае эВСД НА ПЕРЕМЕЩАЕМЫЙ ГРУЗ отсутствует (имеется эВСД на другой груз). Плюс к тому, возможно, это еще и неправомерное оформление эВСД (если другой груз с бараниной не перемещался с этим эВСД или его планировалось переместить с этим эВСД позже).
Какой квалифицирующий признак мы использовали? Мы оценили возможность идентифицировать груз путем соотнесения его со сведениями в эВСД. Идентификация в данном случае не возможна.
Иными словами, основные характеристики груза должны быть такими же, как указано в эВСД. Основные характеристики – наименование на 4-м уровне справочника, владелец, отправитель и получатель груза, точка назначения и точка отправления, точка перегрузки (если она запланирована) и маршрутный план (если производится мультимодальная перевозка).
Если основные признаки не совпадают, то эВСД не оформлен.
Вторичные характеристики могут до некоторой степени (в разумных пределах или по объяснимым причинам) отличаться от указанных эВСД:
— дата выработки (или номер серии, если используется) части партии подконтрольного товара. Убеждающее объяснение: грузчик перепутал (разумеется при условии, если та дата или партия, которая не указана в эВСД не скомпрометирована (срок годности, ограничения по регионализации, аннулирование производственного сертификата, трансграничный срок выпуска). Нужно учитывать возможность грубой не преднамеренной ошибки. Например, дата производства 06.10.2019, а дата производства в сертификате 10.06.2019.
В таком случае можно считать, что эВСД на данный груз был оформлен, но при оформлении была допущена ошибка.
Еще одно замечание по гашению эВСД.
Многие путаются в том предусмотрены ли штрафные санкции за нарушение при гашении эВСД.
Некоторые трактуют так, что гашение эВСД не есть оформление, следовательно, штрафные санкции, предусмотренные за оформление эВСД при нарушениях при гашении применяться не должны.
Это совершенно не верно.
Для правильного понимания вопроса цитата из Порядка:
«3. ОформляемЫЕ ВСД в ФГИС могут находиться в одном из следующих состояний:
«аннулирован» оформление ВСД завершено, но при оформлении ВСД допущены ошибки, или сырье и/или продукция, на которые оформлен данный ВСД, признаны опасными в ветеринарно-санитарном отношении, или истек срок их годности.»
Обратите внимание, что написано не «Оформляемые в ФГИС ВСД» (что можно понять как эВСД, которые оформляются в электронном виде), а именно «ОформляемЫЕ ВСД в ФГИС могут находиться в одном из», что эквивалентно записи «ОформляемЫЕ ВСД могут находиться в ФГИС в одном из».
Если кто-то из особо упорных продолжает сомневаться в том установлена ли ответственность в КоАП за нарушения при гашении эВСД, то напоминаем, что Порядок – это часть ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ («ПРИКАЗ от 27 декабря 2016 г. N 589 «Об утверждении ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»).
А в статье 10.8, кроме части 2, есть еще и часть 1:
на которую, кстати, мораторий вообще не распространяется.
Таким образом, если некто особо упорный упорствует и упорно трактует, что за нарушения, допускаемые при гашении эВСД не должна применяться часть 2 Статьи 10.8, то он должен понимать, что в таком случае должна применяться часть 1 (т.е. нарушение ветеринарных правил, не упомянутых в пунктах 2 и 3), причем мораторий на их применение не установлен.
Россельхознадзор рассказал о нарушениях при работе с ветеринарными документами
С 1 июля 2018 года работает электронная сертификация продукции животного и растительного происхождения. В государственной системе «Меркурий» уже зарегистрировано около 500 тыс. контрагентов. Госпортал ВетИС обратил внимание пользователей на самые распространенные ошибки и нарушения, которые допускают участники рынка.
Отправка единого ВСД на товар «в ассортименте»
Когда в ходу были бумажные ветеринарные сопроводительные документы, одним ветеринарно-сопроводительным документом (далее — ВСД) можно было снабжать всю партию однотипного товара, который поставляется в ассортименте. Например, выписывался единый документ на мясо курицы, а в поставке были и тушки замороженные, и суповые наборы из крылышек, и окорочка. С введением электронной сертификации все эти товары должны иметь отдельные ВСД.
Если поставщик прислал электронный ВСД на продукцию «в ассортименте», следуйте одной из двух рекомендаций ветеринарного портала:
Проверка поддельного ВСД
Суть мошенничества заключается в том, что недобросовестный поставщик формирует печатную форму ВСД с поддельным идентификатором псевдо-ВСД (не зарегистрированным во ФГИС «Меркурий»). Опасность возникает, когда кто-то проверяет информацию на распечатанном ВСД. Это могут быть покупатели, которые хотят удостовериться, что товар сертифицирован, а также представитель контролирующих органов.
Схема действует следующим образом: проверяющий сканирует QR-код на распечатке поддельного ВСД и попадает на интернет-страницу якобы ФГИС «Меркурий». На странице человек видит электронный аналог сертификата, который он держит в руках, и делает вывод, что документ легальный.
ВетИС предупреждает, что при проверке нужно обязательно смотреть на электронный адрес страницы. Если документ законный, считывание штрихкода приведет на страницу mercury.vetrf.ru, если ВСД поддельный, на страницу с похожим, но другим адресом, например mercury.vettrf.ru.
Гашение ВСД до поступления груза
Преждевременное подтверждение документов противоречит самой сути ветеринарного контроля через ФГИС «Меркурий». Если получатель все-таки погасил ВСД заранее, то возникнут сложности с возвратом груза или его части, ведь аннулировать или исправить погашенный сертификат нельзя. Кроме того, если на пути встретится проверка, то машина с «заранее погашенными ВСД» будет остановлена, пока не будут оформлены новые ВСД.
Специалисты ВетИС советуют более ответственно относиться к работе с ВСД как самим хозяйствующим субъектам, так и лицам, уполномоченным гасить документы. Если ошибка все же произошла, действовать нужно по следующему алгоритму:
Как могут наказать
Нарушителя ждет лишение регистрации в ФГИС «Меркурий», штраф или приостановка деятельности.
Регистрации в «Меркурии» могут лишить, когда при оформлении ВСД допускаются ошибки. Продавать подконтрольные товары нельзя будет до полугода, после этого срока регистрация в ФГИС восстанавливается автоматически (п. 20 Приказа Минсельхоза РФ от 27.12.2016 № 589). Количество ошибок, приводящих к блокировке, зависит от их «критичности», именно этот термин используется в нормативной базе.
Штраф может составить от 500 руб. до 700 тыс. руб. Размер выплаты зависит от того, как расценят ваше нарушение контролирующие органы (ст. 10.8 КоАП РФ).
Приостановить деятельность могут за несоблюдение правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Например, если просроченную продукцию просто выбросили, можно на 90 дней потерять возможность вести торговлю, причем не только поднадзорными товарами. (п. 3 ст. 10.8 КоАП РФ).