Чем грозит отсутствие техосмотра в случае дтп
Регресс за отсутствие техосмотра
1 марта 2021 года вступают в силу изменения в правила ОСАГО, регламентирующие регресс. Напомним, регресс – это ситуация, когда автовладелец нарушил требования по ОСАГО, в результате чего страховая компания получает право требовать с него сумму ущерба, выплаченную пострадавшей стороне в ДТП.
С 1 марта 2021 года к этим требованиям добавляется наличие действующей диагностической карты техосмотра. То есть, если водитель не проходил техосмотр или срок действия диагностической карты уже истёк, страховая в случае ДТП сможет требовать с него возмещения выплаченной пострадавшей стороне суммы.
Причём, правила регресса за техосмотр отличаются в зависимости от типа транспортного средства. Так, для следующих типов транспорта регресс будет действовать в случае отсутствия действующей диагностической карты независимо от причины ДТП:
Таким образом, если водитель такого транспортного средства даже просто не уступил дорогу, и случилось ДТП, страховая будет вправе требовать возмещения выплаты, если диагностическая карта будет просроченной или её вовсе не будет.
Для всех остальных транспортных средств, в том числе и легковых автомобилей, регресс будет наступать только в том случае, если причиной ДТП стала неисправность транспортного средства. К примеру, если у автомобиля отвалилось колесо или отказали тормоза, а диагностической карты нет или она просрочена, то возмещение ущерба после такого ДТП ляжет на плечи водителя. Если же у водителя легкового автомобиля нет диагностической карты, но ДТП произошло, к примеру, из-за проезда на красный, то регресс действовать не будет.
ОСАГО можно будет купить без техосмотра
Но проходить осмотр все равно нужно
В 2021 году уже не в первый раз меняют правила оформления полисов ОСАГО и обязательного прохождения техосмотра. И вот очередной законопроект прошел третье чтение в Госдуме.
Это уже закон
Новые правила уже приняты: закон подписан президентом и опубликован. Действовать он начнет 22 августа 2021 года.
Коротко: есть возможность пройти техосмотр сейчас — лучше не ждать 22 августа и сделать это. Никто не планирует отменять обязанность проходить техосмотр. Полис ОСАГО будут оформлять без диагностической карты, но за ее отсутствие сотрудники ГИБДД будут выписывать штрафы. А страховые компании получат право предъявлять регрессные иски, если водитель автомобиля с просроченной диагностической картой будет виновником ДТП. То есть за ремонт заплатит не страховая, а виновник ДТП, если так решит суд.
Как победить выгорание
Как оформляют полис сейчас
Страховые компании обязаны контролировать, прошел водитель техосмотр или не прошел. Нет действующей диагностической карты — страховщик обязан отказать в продаже полиса.
Правда, в 2021 году для водителей сделали послабления: диагностические карты, срок действия которых заканчивается с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, продлили на полгода, но не менее чем до 1 октября 2021 года. Не все операторы успели привести пункты техосмотра в соответствие с новыми правилами — а без действующей карты страховщики обязаны были отказывать в продаже полиса. О том, как это работает, и о причинах, по которым это было сделано, мы рассказывали в статье «Как пройти техосмотр в 2021 году».
Что изменится для страховых компаний
Скорее всего, из ФЗ «Об ОСАГО» исключат подпункт «е» пункта 3 статьи 15 — он обязывает страховую компанию при оформлении полиса требовать у водителя информацию о прохождении техосмотра либо запрашивать ее самостоятельно. После вступления закона в силу для покупки полиса нужно будет представить документы на машину и документ, удостоверяющий личность владельца.
Страховым компаниям будет проще: им больше не придется контролировать, прошел ли водитель техосмотр и заезжал ли вообще на пункт техосмотра.
Что изменится для водителей
Для водителей почти ничего не изменится. Никто не планирует отменять обязанность проходить техосмотр. А вот ответственность за езду на автомобиле, который не прошел техосмотр, станет строже. Сейчас на такой автомобиль не оформляют полис ОСАГО. Но если законопроект вступит в силу, водителю придется нести административную ответственность, а в некоторых случаях и платить за ремонт чужой машины.
С 1 марта 2022 года для всех водителей, которые не пройдут техосмотр, планируют ввести административную ответственность: штрафовать на 2000 Р за отсутствие диагностической карты. На момент работы над статьей штрафы за отсутствие техосмотра действуют только для водителей грузовых автомобилей, автобусов и такси. Предполагается, что штрафовать будут в автоматическом режиме — по данным видеокамер. Но даже если в марте 2022 года система автоматической фиксации этих нарушений не заработает, штрафы смогут оформлять и инспекторы ГИБДД: у них есть доступ к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Никто не мешает им проверить автомобиль вручную.
Теперь про вероятность оплатить ремонт чужой машины. Законодательно такое возможно и сейчас — но пока эта норма не применяется: просроченные диагностические карты продлили на 6 месяцев.
подп. «и» п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» — право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
Предположим, водитель на автомобиле без действительной диагностической карты стал виновником ДТП из-за неисправности автомобиля: например, отказала тормозная система или подвела лысая резина. Страховая возместит ущерб потерпевшим, а потом, скорее всего, потребует в регрессном порядке возмещения ущерба. И будет совершенно неважно, что у виновника на руках действующий полис ОСАГО: без диагностической карты это не будет иметь никакого значения.
Что в итоге
Сложно говорить, что жизнь водителей легковых автомобилей станет легче: техосмотр придется проходить в любом случае — и по новым правилам. Платить за него тоже придется, причем совершенно точно не меньше, чем сейчас.
Водители и раньше должны были самостоятельно контролировать срок действия диагностической карты, но без нее невозможно было купить ОСАГО. С 22 августа 2021 ОСАГО будут продавать и даже не спросят про диагностическую карту. Но если забыть о техосмотре, есть риск вспомнить о нем только после штрафа или после того, как страховая обратится в суд за взысканием затрат на возмещение ущерба.
Поэтому советуем пройти техосмотр — и сделать это вовремя.
Илья, Потому что операторы техосмотра тоже хотят денег
Илья, дилер не проверяет корректность освещения, работу тормозов и баланс нагрузки между разными тормозами, выхлоп и тд.
Дилер просто делает замену расходников, а так же удовлетворяет хотелки владельца. Особо хитрые навешивают лапшу на уши.
A, корректность освещения, тормоза проверяет, ничто не помешает и выхлопные газы проверять
A, более того, ОД может и не делать замену расходников вовсе. Авто может постоять часик в ремзоне и с ним по факту ничего не сделают.
Илья, потому что это не одно и тоже.
Илья, потому что, дилеру всё равно, к примеру, что у тебя с лобовым стеклом. А техосмотр с трещиной в зоне работы «дворника» со стороны водителя ты не пройдёшь.
Денис, дилер выпишет рекомендации по устранению неисправности и пока не поменяете стекло-диагностическую карту не получите
Alexiusimus, именно, как самолёты перед вылетом. На каждый авто по 3-4 техника, чтобы выезды были быстрее. И согласование регулярных выездов с местными властями. Ну или с федеральными, раз уж загород поехал. Маршрут, глиссаду, так сказать.
Alexander, а как дороги разгрузятся, красота!
Alexiusimus, поддерживаю про каждый день. Хотя современные автомобили в целом более надёжны, чем были раньше, приведённая ниже выдержка из руководства по эксплуатации ВАЗ-2101 «Жигули», по моему мнению, не потеряла своей актуальности.
Ежедневный осмотр и проверка автомобиля.
Ежедневную проверку начинайте с общего осмотра автомобиля. Обратите внимание на следующее:
– наличие под автомобилем следов утечек масла, тормозной и охлаждающей жидкостей;
– состояние лакокрасочного покрытия (не появились ли новые царапины);
– состояние шин (не спустило ли колесо, не появились ли «грыжи», порезы);
– общую комплектность автомобиля – наличие зеркал, щеток стеклоочистителей, болтов крепления колес, грязезащитных фартуков (брызговиков), государственных номерных знаков;
– чистоту стекол фар, указателей поворота и задних фонарей, ветрового, боковых и заднего стекол, наружных зеркал заднего вида, государственных номерных знаков (при необходимости протрите).
Перед первым пуском двигателя ежедневно (или перед каждой поездкой, если вы пользуетесь автомобилем реже) откройте капот и визуально проверьте комплектность двигателя и агрегатов, плотность посадки высоковольтных проводов, электрических разъемов, шлангов. Проверьте наличие следов утечек топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей.
Проверьте и доведите до нормы:
– уровень масла в двигателе (он должен быть между метками «MIN» и «MAX» на маслоизмерительном щупе);
– уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке (он должен быть чуть ниже метки «MAX» на расширительном бачке);
– уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра (он должен быть чуть ниже метки «MAX» на бачке главного тормозного цилиндра);
– уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода выключения сцепления (он должен быть не ниже 5 мм от нижней кромки наливной горловины);
– уровень жидкости в бачке насоса гидроусилителя (он должен быть между метками «MIN» и «MAX» указателя крышки бачка).
Не закрывая капот (прикройте его в случае дождя или снегопада), садитесь за руль. Поверните ключ зажигания и пустите двигатель.
Во время прогрева еще раз осмотрите двигатель, убедитесь в отсутствии течей топлива, масла, охлаждающей жидкости. Прислушайтесь, не появились ли новые подозрительные звуки в работе двигателя. Закройте капот, но перед началом движения проверьте работу фар, указателей поворота, задних фонарей, стоп-сигналов, звукового сигнала, очистителя и омывателя стекол ветрового и заднего окон, отопителя салона, регулировку зеркал заднего вида.
Когда вы начнете движение, проверьте работу тормозной системы. Для этого, проехав буквально 2–5 м, очень резко и как можно сильнее нажмите педаль тормоза. Полезно выйти из машины и посмотреть на отпечатки колес на земле или асфальте – так проверяют одновременность торможения колес. Остановите двигатель и снова пустите его, нажав и удерживая педаль тормоза: если педаль слегка уйдет вниз после пуска двигателя, вакуумный усилитель тормозов работает. Попробуйте еще несколько раз нажать педаль тормоза – если она не стала «мягкой» после испытаний (не порвался тормозной шланг, не вышел из строя тормозной цилиндр) и не становится «жестче» с каждым нажатием (воздуха в системе нет), можно начать поездку.
Первые 15 мин постарайтесь не включать музыку в салоне, а прислушайтесь к звукам, издаваемым автомобилем. Кстати, это полезно сделать и в конце поездки перед постановкой автомобиля на стоянку или в гараж.
Изменится примерно ничего и диагностическую карту можно будет купить так же через интернет за 500-1000 р
Штраф за техосмотр
Процедура прохождения техосмотра знакома каждому водителю, ведь до недавнего времени любой водитель мог попасться сотруднику ГИБДД и получить штраф за техосмотр при его отсутствии. Однако законодательная база имеет свойство постоянно меняться. На сегодняшний день согласно требованиям по использованию транспортных средств прохождение техосмотра можно проверить только у определенных категорий водителей. Однако все не так просто. Давайте рассмотрим вопрос о необходимости прохождения техосмотра в 2021 году.
Напомним, что в настоящее время такой документ, как талон техосмотра, перестал быть действительным. На смену пришла так называемая диагностическая карта.
Условия прохождения техосмотра для различных транспортных средств
Согласно действующим нормам законодательства, установленный период, через который требуется повторное прохождение техосмотра, зависит от вида транспортного средства и его возраста. По общим правилам, если с момента начала эксплуатации прошло менее 4 лет, техосмотр не требуется. Следующая точка отсчета – 10 лет. Если транспортное средство младше этого возраста, то повторный техосмотр предусматривается через каждые два года, если старше – каждый год.
Отдельно стоит отметить такие категории транспорта, как:
Для указанных видов транспорта прохождение техосмотра действует в течение полугода. Однако в любом случае определяющую роль играет форма эксплуатации того или иного транспортного средства.
Размер штрафа за отсутствие техосмотра в 2021 году
Штраф за езду без техосмотра – от 500 до 800 рублей (КоАП, ст. 12.1). В первый раз сотрудники ГИБДД могут выписать штраф на 500 рублей, при повторном правонарушении размер санкций увеличится до 800 рублей. Повторное нарушение может повлечь лишение прав.
Штраф за непройденный техосмотр применяется только к водителям пассажирских ТС (автобусы, микроавтобусы, маршрутки и пр.), грузовых автомобилей, такси и ТС, перевозящих опасные грузы. Водители этих транспортных средств обязаны проходить техосмотр 2 раза в год. Если у водителя машины категории «В» не пройден техосмотр штраф не назначается.
Несмотря на отсутствие наказания, простым водителям так или иначе необходимо прохождение проверки по двум причинам:
В 2021 году в Госдумой был принят в первом чтении новый законопроект, ужесточающий наказание за отсутствие факта прохождения техосмотра для всех водителей. Законотворцы предлагают повысить штраф до 2000 рублей для автолюбителей с липовыми диагностическими картами. Фиксировать отсутствие ТО и фальшивые документы будут не только сотрудники автоинспекции, но и камеры наблюдения, установленные на трассах.
Кроме этого, по новому закону предполагается реформировать сам принцип прохождения ТО: всю процедуру будут снимать на видео для подтверждения действительности прохождения осмотра и подлинности полученных после проверки ТС документов.
Помимо ответственности по ст. 12.1 КоАП РФ, предусмотрены штрафы и за нарушение законодательства в сфере проведения технического осмотра (ст.14.4.1 КоАП РФ):
С 2021 года риск привлечения к ответственности повысился для всех лиц, которые приобретают диагностическую карту, но не проходят полноценный технический осмотр.
Кто платит штраф?
За отсутствие технического осмотра штраф накладывается не на хозяина машины, а на водителя. В связи с этим, транспортные компании и организации с личным автопарком мотивированы своевременно проходить процедуру.
Кто рискует получить штраф без техосмотра?
По правилам последней редакции закона штраф за отсутствие техосмотра могут получить только водители таких транспортных средств как:
Именно у этих участников дорожного движения сотрудники ГИБДД имеют право осуществлять проверку наличия диагностической карты и срока ее действия. Такой подход обусловлен тем, что данные водители имеют более высокую степень ответственности. Мера ответственности может состоять либо в наложенном штрафе размером до 5 000 рублей, либо в лишении прав сроком до трех месяцев. Причем оплачивать взыскание должен будет водитель (гражданин, который находился за рулем). Езда другого лица без техосмотра для владельца транспортного средства не влечет за собой никаких последствий.
Что касается остальных транспортных средств, их водители даже при просьбе со стороны сотрудников внутренних дел имеют право не предоставлять диагностическую карту на проверку. Следовательно, штраф за просроченный техосмотр такие водители получить не могут, поэтому несвоевременное продление сроков его действия не представляет собой критичной проблемы.
Тем не менее, данная услуга остается востребованной. Несмотря на отсутствие вероятности получить штраф без техосмотра для большинства водителей, отказ от его прохождения влечет за собой другую проблему – невозможность оформления полиса ОСАГО.
Такие меры планируется ввести в связи с участившимися случаями ДТП с авто без техосмотра, а также по причине большого числа водителей, ездящих с купленными фальшивыми документами о прохождении ТО. Будьте внимательно: даже если страховая компания не потребует предоставление диагностической карты при оформлении страхового полиса, она имеет право отказать в выплате компенсации в том случае, если в аварию попал автомобиль, не прошедший техосмотр. Другими словами, смысл процедуры страхования теряется, так как не снижает риски участников дорожного движения и не покрывает их расходы.
Кроме этого, прохождение техосмотра имеет весомое практическое значение, ведь он позволяет контролировать текущее состояние автомобиля, тем самым снижая вероятность поломки, которая может вызвать аварию. Обеспечение исправности автомобиля и собственной безопасности водителя представляет собой серьезный аргумент в пользу своевременного прохождения техосмотра для любого транспортного средства независимо от того, существует ли угроза получения штрафа.
Таким образом, можно сделать вывод, что прохождение техосмотра остается обязательной процедурой для ряда водителей, которые управляют указанными категориями транспортных средств, так как в случае просрочки установленных сроков им грозит получение штрафа. Однако данная процедура и получение диагностической карты не теряет своей актуальности и для остальных водителей, так как в противном случае возникают проблемы как с оформлением обязательного полиса страхования ОСАГО, так и с выплатами компенсации при наступлении страхового случая.
Как оплатить штраф за езду без техосмотра?
Со штрафами ГИБДД действует та же система, что с государственными налогами их сборами: то, как их заплатить, решать самому человеку. Назовем основные способы:
Правда ли, что будет отказ в выплате по ОСАГО, если нет техосмотра при ДТП?
Связь полиса ОСАГО и технического осмотра транспортных средств была резко изменена на законодательном уровне в последние месяцы. В частности, ранее мы уже писали, что техосмотр отвязали от приобретения страховки – то есть диагностическая карта перестала быть обязательной для предъявления как условие, чтобы вам продали полис. Однако, вместе с этим вступили в силу ещё несколько поправок. И именно последние новости породили у автолюбителей – а иногда даже среди официальных изданий – ряд заблуждений. В статье мы выясним, влияет ли техосмотр на возмещение ОСАГО, правда ли, что по новому закону если нет техосмотра, то нет и компенсации по страховке и, главное, будет ли отказ в выплате от страховой компании, если у водителя нет техосмотра при ДТП. Давайте обо всём по порядку!
Влияет ли техосмотр на отказ страховой в выплате по ОСАГО по новому закону?
Итак, в самом начале данной статьи представим вам 2 самых важных факта относительно этих двух обсуждаемых нами сущностей.
По последнему пункту всё было немного иначе до 22 августа 2021 года. Вы обязаны были предъявить диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО. Без неё вам бы просто не продали страховку. Но и эту обязанность отменили с указанной даты.
Таким образом, отказ в выплате ввиду отсутствия технического осмотра никак не урегулирован в современном актуальном законодательстве.
Отказ в выплате в случае ДТП, если нет техосмотра в 2021 году – правда ли это?
Но есть ещё одна сложность. Дело в том, что тот же закон Об ОСАГО вообще никак практически не перечисляет в конкретном виде все основания для отказа в страховом возмещении. Более того, конкретная причина встречается в законе только один раз – пункт 20 статьи 12 ФЗ-40 указывает, что страховая вправе отказать в выплате в случае, если потерпевший отремонтировал свою машину либо утилизировал её остатки, что сделало невозможным её осмотр.
Нет аналогичного исчерпывающего списка оснований и в Правилах страхования, утверждённых Банком России.
Между тем, исходя из самого принципа обязательного страхования ОСАГО, изложенного в статье 6 ФЗ, и гарантии возмещения вреда, указанного в статье 4, получаем, что возместить ущерб в любом случае страховая обязана за виновника. Разумеется, в пределах максимальной страховой суммы и при наличии факта застрахованности автомобиля и водителя – его гражданской ответственности, то есть наличия полиса.
То есть получаем, что, если у виновника ДТП есть действующая страховка ОСАГО, то страховая обязана выплатить потерпевшему компенсацию ущерба. Если только иное не оговорено в законодательстве. И как раз такое исключение, как отсутствие техосмотра при ДТП, в законодательстве этом отсутствует, как мы выяснили выше. Поэтому отказ в выплате, если у виновника нет действующей карты техосмотра, незаконен.
Ещё одна хорошая новость – на практике 2021 года вы почти и не встретите отказов именно на этом основании.
Что грозит, если на момент ДТП была страховка, но не было техосмотра?
Но есть всё же два вредных последствия, на которые влияет отсутствие технического осмотра в момент дорожно-транспортного происшествия у водителя:
О штрафе поговорим немного ниже, а пока рассмотрим главную опасность для водителей.
Регрессное требование, но очень условно!
Регресс – это право. В нашем случае право страховщика истребовать с причинителя вреда, то есть виновника аварии, сумму страхового возмещения, которую страховая возместила потерпевшему.
Говоря проще, страховщик сначала выплачивает всё, как положено, потерпевшему. Но затем взыскивает весь этот размер выплаты с виновника в свою пользу. И снова обратите внимание, что для потерпевшего ровным счётом ничего не меняется – в этом случае всё также не будет отказа в выплате по ОСАГО, так как виновник ДТП был без техосмотра. Просто страховщик будет дальше разбираться с виновником самостоятельно.
Так вот, если у виновника в случае ДТП нет техосмотра, то у страховой компании, действительно, может появиться право регрессного требования. Но, как мы указали выше, это очень условно. И для возникновения такого права должно совпасть несколько факторов:
И вот этот последний критерий является обязательным для возникновения права регресса у страховщика к причинителю вреда. Например, автомобиль «догнал» сзади другую машину по той причине, что у того отказали тормоза. При этом, у «догнавшего» не было диагностической карты. Или у машины отлетело колесо, которое влетело и повредило чужое имущество. Это как раз те ситуации, когда отсутствие техосмотра влияет на выплату ОСАГО.
Но ещё раз повторим. Здесь всё ещё, как и ранее, не работает правило «нет техосмотра – нет выплат». Потерпевший получает страховое возмещение, и для него ничего не меняется. Меняется только сумма денег в кармане виновника автомобиля без диагностической карты.
Основание для этого – подпункт «и» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО, который претерпел изменения совсем недавно, и в 2021 году его трактовка выглядит следующим образом:
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
Действительна ли страховка ОСАГО без технического осмотра сейчас?
Да, действительная. Ещё один из распространяющихся мифов гласит о том, что якобы, если у владельца легкового автомобиля нет техосмотра, то и полис его становится недействительным. Порой данный вывод исходит из другого – об отказе в выплате, если нет технического осмотра. Говоря проще, при законном отказе в страховом возмещении и страховка перестаёт выполнять свою роль. И в этом случае она как бы и не действительна вовсе.
Но всё это не так. Страховой полис ОСАГО действует и является достоверным и рабочим, даже если срок техосмотра у водителя или владельца машины закончился. Вот только право регресса, если человек на таком автомобиле попал в ДТП, и оно произошло по причине поломки авто, у страховой компании остаётся.
Новый штраф ГИБДД за отсутствие диагностической карты
Ещё одно вредное последствие отсутствия техосмотра — штраф непосредственно за отсутствие действующей диагностической карты.
В этом случае новшество вводится в статью 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ней появится часть 1.1, которая будет предусматривать финансовую санкцию в размере 2 000 рублей именно за езду без техосмотра.
Почему мы говорим об этом наказании в будущем времени? Потому что новый штраф пока ещё не действует – он вступает в законную силу с 1 марта 2022 года.
Нужен ли техосмотр для получения выплаты потерпевшим?
Нет. Среди всех документов, предусмотренных для получения страхового возмещения, никогда не было и в 2021 году нет диагностической карты.
Исчерпывающий список всех бумаг для получения выплаты (или направления на ремонт) приведён в пункте 3.10 Правил страхования (в случае вреда имуществу). А пункт 1 статьи 12 ФЗ-40 запрещает страховой компании требовать какие-либо другие документы, не предусмотренные этими Правилами.