Чем грозит срыв пломбы на водяном счетчике
Штрафы за срыв пломбы со счётчика воды
Индивидуальный прибор учёта потреблённой воды подлежит пломбированию в местах подсоединения для исключения вмешательства в его работу и исключения фальсификации показаний. Рассмотрим, что ожидает потребителя при случайном или намеренном повреждении пломбы, установленной коммунальной организацией.
В каких случаях может срываться пломба
Водомер пломбируется в следующих ситуациях:
Пломба может быть сорвана случайно:
Иногда потребитель не подозревает об отсутствии пломбы, приобретая жильё у другого владельца или арендуя квартиру. В последнем случае ответственность за правильную эксплуатацию приборов учёта несёт человек, снимающий жильё. Официально эта ситуация приравнивается к выходу из строя водомера.
Отдельно стоит рассматривать случаи, когда опломбирование нарушается сознательно, с целью хищения энергоресурсов.
Как самому опломбировать счётчик:
Восстановление антимагнитной пломбы:
Что делать при случайном повреждении пломб
Если пломба сорвана или повреждена случайно, либо необходимость демонтажа прибора учёта с нарушением пломбировки связана с ликвидацией аварийной ситуации, владельцу жилья необходимо:
Если в ходе осмотра подтвердится случайный факт повреждения пломбировки прибора, не стоит опасаться назначения штрафных санкций. Оплатить придётся только стоимость процедуры пломбирования водомера.
Чтобы исключить возможные осложнения в дальнейшем, заявление с сообщением о повреждении защиты прибора необходимо подавать в письменном виде. За весь период эксплуатации водомера от момента регистрации заявления до повторного пломбирования оплата производится по расчётным нормативам, учитывающим количество прописанных в квартире.
Факт опломбирования прибора также подтверждается соответствующим актом, с указанием следующих сведений:
Пломбировка производится бесплатно только при первоначальной установке водомера. В остальных случаях владельцу придётся оплатить выполнение работ.
Законодательно закреплён срок 15-ти дней, в течение которого коммунальная организация должна направить представителя для опломбирования счётчика. Но по факту времени требуется в пределах 4 – 5 дней. Если по истечении определённого законодательством срока работы остались не выполненными (не по вине владельца), разрешается оплата по показаниям неопломбированного прибора учёта.
Наказание за самовольное нарушение пломб
Если потребитель не сообщил в коммунальную организацию о факте нарушения пломбирования водомера, к нарушителю применяются следующие санкции:
Необходимо учитывать, что размер штрафных санкций назначается в ходе судебного рассмотрения дела, а не коммунальной компанией. Водоканал имеет право насчитать выплаты по нормативам от момента последнего официального снятия показаний с прибора.
А учитывая, что счётчики проверяются представителями коммунальной компании с периодичностью в несколько лет, потребитель получит счёт на приличную сумму, поскольку расчётный размер платежа существенно превышает сумму по показателям водомеров.
Как защитить свои права
Потребитель вправе отстаивать свои интересы, направив встречное исковое заявление в следующих ситуациях:
Необходимо учитывать следующие нюансы:
Самовольное нарушение пломбировки счётчика возможно только с целью ликвидации создавшейся аварийной ситуации. В противном случае, если потребитель своевременно не сообщил о данном факте в водоканал, не избежать штрафных санкций, размер которых определяется судом при определении величины нанесённого ущерба и обстоятельств, сопутствующих нарушению.
Поэтому владельцу необходимо контролировать целостность опломбирования прибора учёта, чтобы исключить возможные проблемы с представителями водопоставляющей компании. Если пломбирование счётчика нарушено, его показания не принимаются во внимание при выдаче счёта за предоставление коммунальных услуг.
Но особенно тяжёлые последствия ожидают плательщика при выявлении магнита или других технических средств, использующихся для целенаправленного хищения ресурсов. В этом случае к нарушителям применяются меры уголовного преследования.
Мы не опломбировали счетчики, и накопился огромный долг по ЖКУ
В 2016 году я купила квартиру. В ней никто не жил, два года она просто стояла пустая. Я появлялась очень редко, чтобы привезти что-нибудь для ремонта, но жила на съемной.
В 2018 мы переехали в эту квартиру. Только тут меня осенило, что я напрочь забыла опломбировать счетчики. Долг за ЖКУ накопился порядочный. В семье были проблемы, не до платежек.
Можно ли что-то сделать с этим долгом, как-то его пересчитать? Очень не хочется платить.
Долг придется заплатить. Во-первых, основная часть начислений за жилищно-коммунальные услуги не связана со счетчиками. Во-вторых, даже если в квартире никто не прописан, а счетчиков нет, то плату за электричество и воду начисляют по нормативам. В-третьих, за перерасчетом из-за непроживания нужно обращаться в течение месяца после возвращения в квартиру — судя по всему, вы этот срок пропустили.
ЖКУ, не связанные с проживанием
Собственники квартир многоквартирного дома обязаны платить за содержание общих помещений и их капитальный ремонт. Чем больше в собственности жилых квадратных метров, тем за большую часть уборки и ремонта подъезда и двора нужно платить.
Это же касается отопления: его нельзя отключить в одной из квартир. Поэтому срок платежей зависит от срока владения квартирой, а не проживания в ней.
Таковы правила владения общей собственностью: жители других квартир не должны ходить мимо нескольких неубранных квадратных метров только потому, что вы пока решили жить по другому адресу.
ЖКУ, связанные с проживанием
Зарегистрированные в квартире люди обязаны платить за ЖКУ по счетчикам или по нормативам. Если счетчики не опломбированы, считается, что их нет.
Политика энергосбережения направлена на то, чтобы без счетчиков жители многоквартирных домов стали платить больше, чем со счетчиками. Жить без счетчиков или с неопломбированными счетчиками невыгодно.
Без счетчиков за электричество, холодную и горячую воду нужно платить по тарифу с повышающим коэффициентом. В 2016 году он был 1,4, а с 1 января 2017 года — уже 1,5. Это правило не распространяется на аварийные дома.
Если в квартире никто не прописан, платить за свет и воду все равно придется. С 1 января 2017 года, если в квартире никто не прописан и нет опломбированных счетчиков, нормативный объем ЖКУ начисляют по количеству собственников.
Перерасчет за ЖКУ в связи с непроживанием
Потребитель вправе потребовать перерасчета стоимости ЖКУ за период своего временного отсутствия в квартире. Если счетчиков нет, он обязан извещать коммунальщиков о том, что в квартире стало проживать меньше людей. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней с момента снятия жильцов с регистрационного учета.
Перерасчет делают за полные дни отсутствия, кроме дней отъезда и возвращения. Плата за общедомовые начисления перерасчету не подлежит. За перерасчетом можно обратиться не позднее 30 дней после возвращения в квартиру. Его делают только за год: на 6 месяцев назад и 6 месяцев вперед.
С 1 января 2017 года перерасчет за ЖКУ по причине отсутствия проживающих в квартире дольше 5 дней подряд делают в таких случаях:
Что делать вам
Как я уже сказала, долг придется заплатить. Но, если погасить долг сразу вы не можете и не хотите доводить проблему до суда, вы можете обратиться в ресурсоснабжающие организации или в расчетно-информационный центр с заявлением о реструктуризации долга. Коммунальным организациям важно получить свои деньги, и они могут идти на уступки.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Если счетчик воды без пломбы, какой грозит штраф
Многие задаются вопросом, каким будет штраф за сорванную пломбу на счетчике воды?
Ведь сегодня подобные устройства можно встретить в каждой квартире.
И вполне естественно иметь представление о возможной ответственности.
Какова величина штрафа за сорванную пломбу на счетчике воды
Если говорить о грозящих санкциях, то можно обратиться к статье 19.2 КоАП РФ. Из ее содержания следует, что для жильцов штраф за сорванную пломбу на счетчике воды составит от 200 до 300 рублей.
Однако финансовые последствия наступят только тогда, когда пломбу сорвали специально (наличие умысла прямо указано в соответствующей норме).
Но всем понятно: бывают разные житейские ситуации. Повредить счетчик мог маленький ребенок. Помимо этого, прибор учета воды мог пострадать и в процессе уборки. Тогда существует большая вероятность избежать санкций за срыв пломбы. Важно только вовремя известить соответствующие службы.
С этой целью желательно подготовить письменное обращение в организацию, занимающуюся обслуживанием приборов учета. В нем следует указать причину повреждения и изложить просьбу устранить неисправность.
Скорее всего, последствий не не будет. Лишь нужно быть готовым к тому, что замена утраченной пломбы на новую предполагает несение дополнительных расходов.
Другое дело, когда пломбу сорвали намеренно или на счетчике она отсутствовала изначально. Тогда, помимо наложения административного штрафа, владельцу квартиры могут пересчитать тарифы за пользование водой.
Причем, их величина будет определена исходя из норм потребления конкретного региона, вопреки фактическим расходам. А учитывая, что поверка счетчика происходит раз в несколько лет, сумма может получиться достаточно круглой.
Что будет за незаконное вмешательство в работу счетчика
Сегодня в интернете можно встретить рекламу множества приспособлений, которые продавцы рекламируют как реальный способ сэкономить на растущих с каждым днем коммунальных тарифах.
В их число входит и использование магнита. Он предназначен для того, чтобы замедлить или вообще остановить движение счетчика. Но, такой способ оптимизации расходов чреват ответственностью для владельцев квартиры. Ведь все водяные потоки будут проходить мимо учета, что будет приравнено к хищению (по аналогии с электроэнергией).
Например, если коммунальными службами будет выявлено присутствие на счетчике магнита, то хозяина квартиры могут ожидать различные неприятности.
Первая из них заключается в составлении административного протокола, за которым последует штраф в пятикратном размере. Соответствующие санкции прописаны в статье 7.27 КоАП РФ, посвященной мелким хищениям.
Однако обнаружение магнита чревато и более серьезными последствиями. Так, магнит на счетчике может стать предметом уголовного преследования.
Этому посвящена статья 165 УК РФ. В частности, незаконное подключение магнита к счетчику повлечет за собой штраф в размере до 300 тысяч рублей. Однако и возможно лишение свободы вплоть до двух лет.
Тип ответственности зависит от величины ущерба. Однако на практике определить его размер чрезвычайно трудно. Не удивительно, что при этом назначаются специальные экспертизы, выводы которых и станут базой для возможных санкций.
Поэтому, решаясь сделать подключение магнита, нужно все взвесить. В частности, нужно принимать во внимание те последствия, которые за этим могут наступить.
Кстати, существуют риски и для арендаторов квартир. Ведь человек, вселяясь в жилье, может и не заметить, что к счетчику было произведено подключение магнита. Причем это касается не только воды, но и устройств, фиксирующих потребление в квартире газа или электричества.
Последствия отсутствия пломбы у счетчика
Приведем основные моменты, помогающие ответить на вопрос: какой штраф будет за срыв или отсутствие пломбы на счетчике.
Это административное наказание, которое ограничено санкциями в сумме 300 рублей. Когда конструкция прибора пострадала непреднамеренно, то возможно будет вынесено всего лишь предупреждение.
Если же счетчик сознательно эксплуатировался без пломбы, то хозяевам квартиры, скорее всего, местный «Водоканал» пересчитает плату, опираясь на действующие нормативы. Когда это произойдет, владельцы жилья должны быть готовы к судебным тяжбам.
Сложнее дело обстоит тогда, когда будет выявлено подключение разных устройств, например, магнитов. Тогда может последовать как административное, так и уголовное преследование. Поэтому с такими вариантами следует быть предельно осторожными.
Следовательно, когда обнаружены дефекты в счетчике, наказания за неправомерное пользование водой можно избежать. Для этого нужно вызвать представителя фирмы, обслуживающей приборы, который сделает все необходимые действия. В их число может входить и замена счетчика на более современную модель.
Что грозит за срыв пломбы на счетчике и как доказать, что распломбировка произошла случайно
Каждый владелец жилья знает, что все счетчики, установленные в квартирах и домах, должны быть опломбированы.
Пломбы устанавливаются ресурсоснабжающими организациями и служат видимым знаком того, что счетчик работает корректно. Срыв пломбы — это ЧП, которое грозит потребителю непредсказуемыми последствиями.
Что будет за срыв пломбы на счетчике
Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением №354 от 06.05.2011 г. устанавливают, что оплата за коммунальные услуги в многоквартирном доме (кроме отопления) начисляется по показаниям приборов учета — счетчиков. Как правило, такие счетчики устанавливаются на холодную и горячую воду, электроэнергию и газ.
В общем случае собственник квартиры оплачивает весь потребленный им за месяц коммунальный ресурс, например, холодную воду, по показаниям счетчика.
И дополнительно владельцем квартиры оплачивается часть ресурса, который тратится на содержание общедомового имущества (ОДИ). Применительно к воде это может означать расход на уборку в подъездах, на полив зеленых насаждений во дворе и т. п. Порядок учета коммунальных ресурсов определен разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 81 Правил №354 установка счетчиков, их ввод и надлежащая эксплуатация, а также сохранность и своевременная замена лежит на собственнике жилья, в котором установлены счетчики. Другими словами, собственник жилья является также владельцем и всех установленных приборов учета.
То же самое распространяется и на электросчетчики, установленные в частных домах. За одним исключением — если электросчетчик установлен в доме или на земельном участке, то ответственность за сохранность несет потребитель.
Что включает в себя понятие эксплуатации и обеспечения сохранности? Это, в первую очередь, сохранение установленных счетчиков от повреждений. А, во-вторых, своевременная замена приборов при выходе из строя или при истечении межповерочного интервала.
В третьих, понятие надлежащей эксплуатации и обеспечения сохранности включает в себя сохранение на счетчиках пломб, установленных ресурсоснабжающей организацией. Без пломбы даже новый поверенный прибор учета юридически не будет являться средством измерения.
Поэтому обеспечение сохранности пломбировки является важным моментом. А за распломбировку — срыв пломбы — предусмотрены штрафные санкции. Такие, как административный штраф и перерасчет за потребленные коммунальные услуги.
💰 Размер штрафа
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующую ответственность за умышленный срыв пломб на счетчиках (статья 19.2 КоАП):
Ответственность небольшая. Причем эта статья подразумевает умышленный срыв пломбы. Поэтому если срыв произошел не умышленно, то, по идее, и ответственность не должна наступать.
🧮 Перерасчет за коммунальные услуги
Однако для конечного потребителя более важным при срыве пломбы является тот факт, что ресурсоснабжающая организация может произвести перерасчет за потребленные коммунальные ресурсы. Об этом говорит пункт 62 Правил №354.
В частности, при обнаружении счетчика с сорванной пломбой об этом составляется акт.
Доначисление платы начинается либо с даты срыва пломбы, а если дату определить невозможно, то с даты проведения предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующих дате обнаружения распломбировки. Окончанием периода, в который производится перерасчет, является дата новой опломбировки.
Объем потребленного ресурса за этот период определяется как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за весь период распломбировки.
Если невозможно определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления коммунальных услуг с повышающим коэффициентом 10. А в случае отсутствия проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в данных случаях рассчитывается с учетом количества собственников жилья.
Рассмотрим на примере электроэнергии. Некоторые энергокомпании считают по следующему принципу.
Допустим, разрешенная мощность индивидуального жилого дома по проекту (или техническим условиям) составляет 15 кВт. Срыв пломбы произошел 15 мая 2021 года. А новая опломбировка счетчика была произведена 20 мая. Тогда доначисление может выглядеть следующим образом:
Доначисление = [ ( Дата окончания периода — Дата начала периода ) · 24 часа · Разрешенная мощность кВт · Тариф руб./кВт ч ] = [ (20 мая — 15 мая ) · 24 часа · 15 кВт · 5,92 руб./кВт ч] = 10 656 рублей
📝 Как доказать, если пломбу сорвали случайно
Что делать, если пломбу со счетчика сорвали случайно — без умысла? Если суметь это доказать, то ни штрафа, ни драконовских перерасчетов с десятикратным повышающим коэффициентом не будет. В этом случае с момента распломбировки оплата будет начисляться по среднемесячному объему потребления (пункт 59 Правил №354). Однако для этого необходимо:
👉 Сообщить о распломбировке в компанию, с которой заключен договор на предоставление услуг. Также попросить о повторной пломбировке.
Если, например, оплата за воду производится в управляющую компанию, то необходимо сообщить ей. Если же заключен прямой договор с водоканалом, то необходимо сообщить о распломбировке туда.
Однако некоторые специалисты рекомендуют сообщить о происшедшем в обе организации, поскольку для потребителя не всегда очевидно распределение полномочий в вопросах пломбировки. Не исключены ситуации, когда пломбировкой приборов учета занимается водоканал, а деньги собирает управляющая компания.
Первоначально о распломбировке и просьбе повторного опломбирования можно сообщить по телефону диспетчеру. А затем — обязательно в письменном виде в соответствующую компанию. При этом нужно получить подтверждение того, что сообщение принято:
👉 В сообщении диспетчеру и в письменном сообщении необходимо зафиксировать показания счетчика на момент распломбировки. А также подробно изложить обстоятельства произошедшего. Это важно — если не удастся урегулировать проблему в досудебном порядке, то в суде надлежащее исполнение обязанности по уведомлению о срыве пломбы может быть основанием для освобождения потребителя от ответственности.
👉 Зафиксировать повреждение фото или видеосъемкой. А также заручиться поддержкой свидетелей инцидента. Это важно, например, в случае когда пломба сорвана в процессе ликвидации аварийной ситуации, противоправных действий и т.д.
👉 Изложить свой взгляд на ситуацию при оформлении акта проверки счетчика специалистом из обслуживающей компании. В оформленном акте не постесняться и сделать свои замечания, если они имеются. Так как в судах, как правило, подписанные акты без замечаний расцениваются как признание своей вины. Просто подписать акт нежелательно.
Акт должен быть составлен в двух экземплярах, из которых один должен быть на руках у потребителя.
👉 Обжаловать действия ресурсоснабжающей организации в суде. Если не получится убедить организацию в том, что пломба была сорвана без умысла, то единственный вариант — оспаривать действия организации в судебном порядке.
ВОПРОС: Как будет начисляться плата за коммунальные услуги, если обнаружено повреждение пломб прибора (счетчика) учета энергоресурсов?
Краткий ответ: Если повреждение обнаружено потребителем, то с момента извещения УК либо РСО до дня исправления начисления будут производится по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса.), но не более 3 месяцев, а далее по нормативу с применением коэффициента 1,5.
Если в ходе проверки состояния прибора учета (например, управляющей компанией) будет обнаружено, что пломбы на счетчиках отсутствуют или повреждены, например, имеется структурное изменение индикатора магнитного поля, а равно имеются повреждения отверстий или трещин, неплотное прилегание стекла индикатора и др., при условии составления проверяющим акта несанкционированного вмешательства в работу счетчика, то потребителю может быть начислена плата за коммунальные услуги по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента 10. Если в ходе проверки обнаружено, что поврежден газовый счетчик, то начисление будет производится по нормативам потребления, но не более чем за 6 месяцев и за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб.
В силу подпунктов «б» и «в» пункта 81_12 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки или же механического повреждения прибора учета, прибор учета считается вышедшим из строя.
Таким образом, если имеются нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки или механическое повреждения прибора учета, то потребителю необходимо действовать в соответствии с пунктом 81_13 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Согласно указанному пункту Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
При выходе прибора учета из строя плата за коммунальные услуги определяется согласно пункту 59 и подпункту «а» пункта 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
Согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем;
ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.
Ознакомится с иными вопросами установки, поверки, опломбировки счетчиков учета энергоресурсов, а также вызванного этим перерасчета платы за энергоресурсы вы можете в разделе: Информация для потребителей.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89