Чем в романе история одного города занимались независимые племена
Расшифровка названий племен глуповцев (к сообщению учащихся).
— «моржеедами» назывались архангельцы.
Как вы думаете, почему «моржеедами»? (Это русский Север, ели мясо моржа)
— «гущеедами» и «долбежниками» — новгородцы.
Как вы думаете, почему «гущеедами» и «долбежниками»?
(объясняется, что «гущей» новгородцы именовали пир «на новоселье, где потчуют гущей, приготовляемой из ободранного ячменя, сваренного в одной воде », отсюда якобы и повелось «гущееды»)
Прозвище «долбёжники» дали новгородцам москвичи за то, что те ходили в старину на бой с дубинками (долбануть по лбу).
— «клюковниками» называли владимирцев.
Как вы думаете, почему «клюковниками»? (так как были известны в основном благодаря клюкве, которую продавали зимой в городах, выкрикивая при этом разнообразные присказки о своей ягоде).
— «куролесами» называли брянцев.
Как вы думаете, почему « куролесами»? (Вспомните значение слова куролесить: озорничать, безобразничать)
— «лягушечниками» называли дмитровцев.
Как вы думаете, почему «лягушечниками». ( Дмитровцев стали называть легушечниками прохожие и путешественники, которым, якобы, мешало постоянное кваканье лягушек из многочисленных болот, окружавших Дмитров).
— «лапотниками» называли клиновцев.
Как вы думаете, почему «лапотниками». ( Плели лапти, ходили в них, считались отсталыми, бедными, неприхотливыми, потому что не ходили в сапогах; а вообще это прозвище простых, бесхитростных людей)
-«проломленными головами» — орловцы.
-«слепородами» назывались пошехонцы. Интересое исторические событие легло в основу этого прозвища (Так, по странному стечению обстоятельств в 1480 году соседи устюжане и вятичане (под предводительством Михаила Рассохина), сражавшиеся против татар, ночью перебили друг друга. После этого вятичане и получили прозвище «слепороды».
— «вислоухими» назывались ростовцы, «кособрюхими» — рязанцы, «ряпушниками» — тверитяне, «заугольниками» — холмогорцы.
— «лукоедами» называли арзамасцев, «крошевниками» — капорцев.
Больше других держались гущееды, ряпушники и кособрюхие (то есть новгородцы, тверичане и рязанцы). — И это не вымысел: Новгородская феодальная республика вошла в состав русского централизованного государства лишь в 1478 году, Тверское княжество — в 1485 году, Рязанское — в 1521 году.
Чем в романе история одного города занимались независимые племена
«Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого
Так начинает свой рассказ летописец, и затем, сказав несколько слов в похвалу своей скромности, продолжает.
Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагасуществование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают. По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, что «стыд глаза не выест». Таким образом взаимно разорили они свои земли, взаимно надругались над своими женами и девами и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны. Но когда дошли до того, что ободрали на лепешки кору с последней сосны, когда не стало ни жен, ни дев, и нечем было «людской завод» продолжать, тогда головотяпы первые взялись за ум. Поняли, что кому-нибудь да надо верх взять, и послали сказать соседям: будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает. «Хитро это они сделали, — говорит летописец, — знали, что головы у них на плечах растут крепкие — вот и предложили». И действительно, как только простодушные соседи согласились на коварное предложение, так сейчас же головотяпы их всех, с божьею помощью, перетяпали. Первые уступили слепороды и рукосуи; больше других держались гущееды, ряпушники и кособрюхие. Чтобы одолеть последних, вынуждены были даже прибегнуть к хитрости. А именно: в день битвы, когда обе стороны встали друг против друга стеной, головотяпы, неуверенные в успешном исходе своего дела, прибегли к колдовству: пустили на
1 Очевидно, летописец подражает здесь «Слову о полку Игореве»: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашеся мыслью по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». И далее: «о, Бояне! соловию старого времени! Абы ты сии пълки ущекотал» и т. д. — Изд.
кособрюхих солнышко. Солнышко-то и само по себе так стояло, что должно было светить кособрюхим в глаза, но головотяпы, чтобы придать этому делу вид колдовства, стали махать в сторону кособрюхих шапками: вот, дескать, мы каковы, и солнышко заодно с нами. Однако кособрюхие не сразу испугались, а сначала тоже догадались: высыпали из мешков толокно и стали ловить солнышко мешками. Но изловить не изловили, и только тогда, увидев, что правда на стороне головотяпов, принесли повинную.
Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. Истории этого устройства летописец подробно не излагает, а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет.
Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели; кошели, в которых кашу варили, сгорели вместе с кашею. А рознь да галденье пошли пуще прежнего: опять стали взаимно друг у друга земли разорять, жен в плен уводить, над девами ругаться. Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тяпаться, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя.
— Он нам все мигом предоставит, — говорил старец Добромысл, — он и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит! Айда̀, ребята!
Искали, искали они князя и чуть-чуть в трех соснах не заблудилися, да спасибо случился тут пошехонец-слепород, который эти три сосны как свои пять пальцев знал. Он вывел их на торную дорогу и привел прямо к князю на двор.
— Кто вы такие? и зачем ко мне пожаловали? — вопросил князъ посланных.
— Мы головотяпы! нет нас в свете народа мудрее и храбрее! Мы даже кособрюхих и тех шапками закидали! — хвастали головотяпы.
— А что вы еще сделали?
— Да вот комара за семь верст ловили, — начали было головотяпы, и вдруг им сделалось так смешно, так смешно. Посмотрели они друг на дружку и прыснули.
— А ведь это ты, Пётра, комара-то ловить ходил! — насмехался Ивашка.
— Нет, не я! у тебя он и на носу-то сидел!
Тогда князь, видя, что они и здесь, перед лицом его, своей розни не покидают, сильно распалился и начал учить их жезлом.
— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами! Не хочу я володеть глупыми! а ищите такого князя, какого нет в свете глупее — и тот будет володеть вами.
Сказавши это, еще маленько поучил жезлом и отослал головотяпов от себя с честию.
Задумались головотяпы над словами князя; всю дорогу шли и все думали.
— За что он нас раскастил? — говорили одни, — мы к нему всей душой, а он послал нас искать князя глупого!
Но в то же время выискались и другие, которые ничего обидного в словах князя не видели.
— Что же! — возражали они, — нам глупый-то князь, пожалуй, еще лучше будет! Сейчас мы ему коврижку в руки: жуй, а нас не замай!
— И то правда, — согласились прочие.
Воротились добры молодцы домой, но сначала решили опять попробовать устроиться сами собою. Петуха на канате кормили, чтоб не убежал, божку съели. Однако толку все не было. Думали-думали и пошли искать глупого князя.
Шли они по ровному месту три года и три дня, и всё никуда прийти не могли. Наконец, однако, дошли до болота. Видят, стоит на краю болота чухломец-рукосуй, рукавицы торчат за поясом, а он других ищет.
— Не знаешь ли, любезный рукосуюшко, где бы нам такого князя сыскать, чтобы не было его в свете глупее? — взмолились головотяпы.
— Знаю, есть такой, — отвечал рукосуй, — вот идите прямо через болото, как раз тут.
Бросились они все разом в болото, и больше половины их тут потопло («Многие за землю свою поревновали», говорит летописец); наконец вылезли из трясины и видят: на другом краю болотины, прямо перед ними, сидит сам князь — да глупый-преглупый! Сидит и ест пряники писаные.
Обрадовались головотяпы: вот так князь! лучшего и желать нам не надо!
— Кто вы такие? и зачем ко мне пожаловали? — молвил князь, жуя пряники.
— Мы головотяпы! нет нас народа мудрее и храбрее! Мы гущеедов — и тех победили! — хвастались головотяпы.
— Что же вы еще сделали?
— Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. — начали было перечислять головотяпы, но князь не за хотел и слушать их.
— Я уж на что глуп, — сказал он, — а вы еще глупее меня! Разве щука сидит на яйцах? или можно разве вольную реку толокном месить? Нет, не головотяпами следует вам называться, а глуповцами! Не хочу я володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого нет в свете глупее, — и тот будет володеть вами!
И, наказав жезлом, отпустил с честию.
Задумались головотяпы: надул курицын сын рукосуй! Сказывал, нет этого князя глупее — ан он умный! Однако воротились домой и опять стали сами собой устраиваться. Под дождем онучи сушили, на сосну Москву смотреть лазили. И все нет как нет порядку, да и полно. Тогда надоумил всех Пётра Комар.
— Есть у меня, — сказал он, — друг-приятель, по прозванью вор-новото́р, уж если экая выжига князя не сыщет, так судите вы меня судом милостивым, рубите с плеч мою голову бесталанную!
С таким убеждением высказал он это, что головотяпы послушались и призвали новото́ра-вора. Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош да животы свои в придачу. Наконец, однако, кое-как сладились и пошли искать князя.
— Ты нам такого ищи, чтоб немудрый был! — говорили головотяпы новотору-вору, — на что нам мудрого-то, ну его к ляду!
И повел их вор-новотор сначала все ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перелесочком, да и вывел прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь сидит.
Как взглянули головотяпы на князя, так и обмерли. Сидит, это, перед ними князь да умной-преумной; в ружьецо попаливает да сабелькой помахивает. Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч долой. А вор-новотор, сделавши такое пакостное дело, стоит, брюхо поглаживает да в бороду усмехается.
— Что ты! с ума, никак, спятил! пойдет ли этот к нам? во сто раз глупее были, — и те не пошли! — напустились головотяпы на новотора-вора.
— Ни́што! обладим! — молвил вор-новотор, — дай срок, я глаз на глаз с ним слово перемолвлю.
Видят головотяпы, что вор-новотор кругом на кривой их объехал, а на попятный уж не смеют.
— Это, брат, не то, что с «кособрюхими» лбами тяпаться! нет, тут, брат, ответ подай: каков таков человек? какого чину и звания? — гуторят они меж собой.
А вор-новотор этим временем дошел до самого князя, снял перед ним шапочку соболиную и стал ему тайные слова на ухо говорить. Долго они шептались, а про что — не слыхать. Только и почуяли головотяпы, как вор-новотор говорил: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».
Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его княжеской светлости.
— Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? — обратился к ним князь.
— Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, — начали было головотяпы, но вдруг смутились.
— Слыхал, господа головотяпы! — усмехнулся князь («и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» — замечает летописец), — весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным звоном встречали — довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?
— А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!
— А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев моих, с поклоном были?
— А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого ж — и те володеть нами не похотели!
— Ладно. Володеть вами я желаю, — сказал князь, — а чтоб идти к вам жить — не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с беспробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома правит, а я отсель и им и вами помыкать буду!
Понурили головотяпы головы и сказали:
— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал
князь, — у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его на̀четверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!
— Так! — отвечали головотяпы.
— И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.
— Так! — отвечали головотяпы.
— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами.
— Так! — отвечали головотяпы.
Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пирогу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию.
Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!» — свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» — говорили они. И еще говорили: «Та̀кали мы, та̀кали, да и прота̀кали!» Один же из них, взяв гусли, запел:
Чем далее лилась песня, тем ниже понуривались головы головотяпов. «Были между ними, — говорит летописец, — старики седые и плакали горько, что сладкую волю свою прогуляли; были и молодые, кои той воли едва отведали, но и те тоже плакали. Тут только познали все, какова такова прекрасная воля есть». Когда же раздались заключительные стихи песни:
то все пали ниц и зарыдали.
Но драма уже совершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», — прибавляет летописец.
Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал
он донимать глуповцев всякими неправдами, и действительно, не в долгом времени возжег бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужники. Вор-новотор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослабляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел палтусину, у сычужников — сычуги. И получил от князя похвалу великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и послал неверному рабу петлю. Но новотор, как сущий вор, и тут извернулся: предварил казнь тем, что, не выждав петли, зарезался огурцом.
После новотора-вора пришел «заместь князя» одоевец, тот самый, который «на грош постных яиц купил». Но и он догадался, что без бунтов ему не жизнь, и тоже стал донимать. Поднялись кособрюхие, калашники, соломатники — все отстаивали старину да права свои. Одоевец пошел против бунтовщиков, и тоже начал неослабно палить, но, должно быть, палил зря, потому что бунтовщики не только не смирялись, но увлекли за собой чернонёбых и губошлепов. Услыхал князь бестолковую пальбу бестолкового одоевца и долго терпел, но напоследок не стерпел: вышел против бунтовщиков собственною персоною и, перепалив всех до единого, возвратился восвояси.
— Посылал я сущего вора — оказался вор, — печаловался при этом князь, — посылал одоевца по прозванию «продай на грош постных яиц» — и тот оказался вор же. Кого пошлю ныне?
Долго раздумывал он, кому из двух кандидатов отдать преимущество: орловцу ли — на том основании, что «Орел да Кромы — первые воры» — или шуянину, на том основании, что он «в Питере бывал, на полу сыпа́л, и тут не упал», но, наконец, предпочел орловца, потому что он принадлежал к древнему роду «Проломленных Голов». Но едва прибыл орловец на место, как встали бунтом старичане и, вместо воеводы, встретили с хлебом с солью петуха. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но нашел, что там «только грязи довольно». Тогда он Старицу сжег, а жен и дев старицких отдал самому себе на поругание. «Князь же, уведав о том, урезал ему язык».
Затем князь еще раз попробовал послать «вора попроще», и в этих соображениях выбрал калязинца, который «свинью за бобра купил», но этот оказался еше пущим вором, нежели новотор и орловец. Взбунтовал семендяевцев и заозерцев и «убив их, сжег».
Тогда князь выпучил глаза и воскликнул:
— Несть глупости горшия, яко глупость!
И прибых собственною персоною в Глупов и возопи:
С этим словом начались исторические времена.
«История одного города» Салтыкова-Щедрина: мы наш, мы новый мир построим
В течение многих лет Салтыков-Щедрин вынашивал замысел написания полномасштабного сказочно-фантастического романа. И наконец, в 1870 году книга была закончена и опубликована. В романе «История одного города» смысл произведения, носящего сатирический характер, вызвал неоднозначную реакцию общества. Не все до конца поняли смысл сатиры «Истории одного города», обвиняя автора в очернении исторических фактов.
Несмотря на то, что сюжет романа больше похож на сказку, книга является серьезным произведением, смысл которого требует глубокого анализа.
Краткое содержание
Разбор того, в чем заключается в романе История одного города смысл сюжета, следует начинать с краткого пересказа произведения.
Начинается книга со слов автора, сообщающего о нахождении древней летописи города Глупова. Затем идет сообщение от летописца, разъясняющего происхождение глуповцев. Родоначальниками глуповцев было племя головотяпов, названных так за привычку ударяться обо все головой. Они долгое время не могли найти себе правителя, пока не нашелся один глупый князь, согласившийся возглавить племя. Он основал город Глупов, а жителей назвал глуповцами.
Интересно! Смысл, вложенный Щедриным в название племени «Истории одного города», был замечен и подхвачен читателями. Со временем это имя стало нарицательным. Головотяпами стали называть безответственных людей, действующих бездумно.
20 начальников
Далее описывается история города на протяжении почти ста лет – с 1731 по 1826 год. За это время в Глупове сменилось более 20 градоначальников, каждый из которых был глупее и чуднее предыдущего.
Наиболее значимые из них:
Все последующие градоначальники все больше усугубляли положение, ведя город и его жителей к обнищанию.
Лишь с приходом к власти подполковника Прыща в Глупове наступило относительное спокойствие. Несмотря на то, что градоначальник не занимался делами города, глуповцы процветали. Но, как оказалось впоследствии, голова Прыща была нафарширована трюфелями, ее съел предводитель дворянства.
Последним правителем стал полнейший идиот Угрюм-Бурчеев. Из-за бредовой идеи перестроить Глупов, градоначальник полностью разрушил город и принялся за строительство нового. Для этого он выбрал место подальше от реки, мешавшей воплощению его мечты.
Но строительство так и не было окончено. Что помешало этому – осталось для читателя тайной. Известно лишь, что Угрюм-Бурчеев мгновенно исчез.
Повествование заканчивается оправдательными документами, оставленными некоторыми губернаторами в назидание последующим правителям.
Объяснение сюжета
Салтыков-Щедрин предпочитал писать сатирические произведения. Не стал исключением и роман о глуповцах.
События, описываемые автором – абсурдны, а образы градоначальников фантастичны и гиперболизированы. Но каждый из образов несет определенную смысловую нагрузку.
На заметку! Особый смысл вложил автор «Истории одного города» в пятую главу – «Органчик», открывающей описание градоначальников Глупова. Губернатор Брудастый олицетворяет собой бездушного бюрократа с механизмом вместо головы. «Органчик» – символ тупости и ограниченности.
В романе Щедрина История одного города смысл повествования заключается в обличении недостатков политического устройства российского государства. На примере глуповцев писатель показывает рабское положение народа, смиренно подчиняющегося власти и не пытающегося изменить свою жизнь.
Кроме того, автор поднимает такие важные темы, как:
Высмеивая пороки людей, писатель использует различные художественные приемы: иронию, сарказм, пародию, сатирическую гиперболу, гротеск, начинающийся уже с названия произведения.
Автор не случайно не называет какой-то конкретный населенный пункт, показывая этим, что повествование относится ко всей России. Людей, похожих на персонажей произведения, можно найти в любом уголке страны. Таким образом, в названии романа «История одного города» заключен глубокий гротескный смысл.
В чем суть концовки
Ближе к финалу приходит понимание скрытого смысла истории одного города. На протяжении всего повествования народ пытался подстроиться под прихоти и пороки каждого правителя. Попытки завоевания симпатий очередного губернатора, бесчисленные эксперименты и перемены привели к потере уникальности и исторического облика народа.
Не стало исключением и правление Угрюм-Бурчеева. Глуповцы готовы были покорно принять его идиотские реформы, ходить в одинаковых робах и строить одинаковые дома. Это привело к прекращению течения истории.
Смысл концовки «Истории одного города» довольно прост: народ, утративший свой менталитет, отказавшийся от вековых традиций, смирившийся с имеющимся положением дел обречен на гибель.
Внезапное исчезновение Угрюм-Бурчеева и гибель Глупова довольно символичны. Этим Салтыков-Щедрин хотел сказать, что на смену глуповцам придут другие люди, которые построят новое общество. Автор предчувствовал грядущие исторические перемены, свержение самодержавия. Это придало истории одного города пророческий смысл.
За сатирическим и ироничным повествованием Истории одного города скрывается важный смысл произведения. Целью автора было показать, что перемены к лучшему невозможны без осознания народом своей роли в построении государства. Не может один человек изменить всю страну. Улучшить жизнь можно только своими силами, не надеясь на правителей. Призыв к активной гражданской позиции, звучащий в романе, делает его актуальным во все времена.
Краткое содержание М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Краткое содержание «Истории одного города» поможет тем, у кого нет времени на прочтение полной версии романа. Эта повесть названа многими критиками лучшим творением автора. В момент выпуска она вызвала отклик общественности, а Салтыкова-Щедрина критиковали за укоры власти и населения Российской империи. Жанр произведения – сатирический роман, в котором обличаются привычки народа и монархов в самодержавном государстве. Многие мысли повести, однако, актуальны и в современном обществе.
Основные герои
Основные действующие лица повести, вокруг которых крутится сюжет – это градоначальники небольшого города с говорящим названием Глупов:
Второстепенными героями романа являются простые люди, населяющие Глупов. Народ показан в качестве собирательного образа. В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин сделал его готовым терпеть унижения и притеснения властью. Своеобразная обобщенная масса, проявляющая себя только в голод и мор.
Очень краткий пересказ
Летопись о жизни маленького городка под названием Глупов – содержание «Истории одного города». В давние времена на Руси проживали головотяпы – это древний народ, решивший найти себе правителя, наводящего определенные правила в племени. В один момент они находят очень глупого князя, согласившегося руководить народом.
Племя головотяпов получило новое название и теперь стало племенем «глуповцев», а на месте поселения основался город Глупов. В течение столетия 1731-1826 гг. к власти приходили другие градоначальники. Каждый из двадцати одного – глупые и ограниченные люди. Кто-то из них добивался улучшений или не делал ничего, а другие только делали жизнь глуповцев невыносимой.
Жизнь в городе нестабильна, настроения у жителей постоянно меняются. В течение века Глупов подвергался стихийным бедствиям, неурожаям и пожарам. Однако виноваты в бедах не правители, а глуповцы – невежественные, ленивые. Им всегда нужно кому-то подчиняться, они готовы терпеть все «особенности» градоначальников.
В тяжелые годы герои рассказа бунтуют, но все проходит незамеченным. После 1826 года история прерывается, а что происходило дальше – неизвестно. Остается догадываться, что все в Глупове осталось на своих местах.
Краткое содержание рассказа по главам
Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» рассказывает кратко «подлинную» летопись города Глупов. Охватывает период 1731-1826 годов.
От издателя
Автор старается убедить аудиторию в реальности происходящего в романе. История Глупова повторяет развитие Российской империи в период монархии. Содержание романа «фантастическое», а иногда «практически невероятное». Структура летописи по главам также объясняется автором – это описания всех правителей города.
О корени происхождения глуповцев
Часть фигурально повествует об истории призвания варяг, описанной «Повестью временных лет». До Руси на территории Глупова селились многие племена. Самое сильное из них – головотяпы, ставшие предками современных глуповцев. Они победили всех соседей, но не могли ничего делать без руководства. Тогда было решено найти правителя «со стороны».
Все князья отказывались руководить головотяпами. Тогда и был найден самый глупый правитель, вместо которого правил вор-новотор. С того момента на месте поселений племени появился город Глупов. Его жители стали официально зваться глуповцами.
Головотяпы смирные, подчиняются власти и раболепствуют. Вор-новотор со временем попадается на воровстве, за что князь выносит ему приговор о смерти. Тогда вор убивает себя, перерезав горло огурцом. Эпоха завершается на крике князя «Запорю!», адресованном вороватым наместникам.
Опись градоначальникам
В этой главе поименно перечисляются все градоначальники, правившие Глуповым. Некоторые удостоились пары строк, а жизнь других подробно расписана. Все фамилии правителей «говорящие», прототипами некоторых персонажей являются реальные люди.
Органчик
С 1762 года городом правит Дементий Брудастый. Несмотря на все ожидания горожан, добиться просветления не удается – градоначальник угрюм и молчалив. Один раз писарь случайно заметил, что туловище Брудастого находится за столом, но вот голова расположена рядом на столе. Жители обращаются за помощью к органных дел мастеру, в результате чего выясняют, что у него в голове находится небольшой органчик. Все, что он мог произносить, – это «Не потерплю!» или же «Разорю!».
Голова Брудастого возле тела
Механизм в голове отремонтировать не вышло, в итоге заказали новую. Однако посыльный испугался говорящей части тела и выбросил ее. С этого момента заканчивается правление Брудастого. В Глупове царит хаос, объявляются и сразу исчезают самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Пародирует период Дворцовых Переворотов. В городе также правят женщины, борясь друг с дружкой за власть. Каждая старается привлечь внимание атаманов для поддержки. Успешнее всего это получается у немки с фамилией Штокфиш.
Во время постоянных перебранок в городе стояла анархия, иногда начинались драки между жителями. Примечательна последняя градоначальница Дунька, укрепившаяся на клоповом заводе. Она натравливала насекомых на всех горожан, что были против нее.
Известие о Двоекурове
После смутного времени бразды правления перенимает Двоекуров. Он восемь лет управлял городом. Это – один из немногих, оказавших хорошее влияние на жизнь, градоначальников: вводил новые правила, хотел просвещать людей.
Голодный город
Следующий правитель – Петр Фердыщенко, успешно правивший городом шесть лет. Глупов же в это время только процветал. Со следующего года начинаются несчастья. Мужчина влюбляется и начинает творить глупости ради Аленки Осиповой, жены ямщика.
Петр добивается счастья, но тут начинаются засухи и голод. Население устраивает бунт и казнит Аленку, считая ее виновницей всех бед. Чтобы усмирить волнения, из губернии высланы солдаты. Глуповцы приняли их за гонцов с провизией. На этом глава заканчивается.
Соломенный город
Фердыщенко продолжает править и находит новый объект воздыханий. Добиваясь стрельчихи Домашки, он вновь забывает об обязанностях. В городе начинаются сильные пожары, снова начинаются волнения.
Фантастический путешественник
Проходит время после пожара, и Петр решает отправиться в путешествия. Приключения проходят недалеко – он прогуливается в местах выгона скота, требует подарков от жителей, ведет переговоры с пастухом, узнает о известных местах, богатствах. Из-за большого количества подношений Фердыщенко погибает от переедания.
Войны за просвещение
Следующий правитель, Василиск Бородавкин, читает о развитии города, хочет стать реформатором. Пример для подражания – Двоекуров. Однако среди всех реформ Двоекурова Василиск ухватывается только за одну идею – нужно сеять горчицу. Жители не хотят вновь питаться горчицей и учиняют бунт.
Начинается небольшая гражданская война, проходящая на болотах. В один день Бородавкин замечает, что войска ушли, оставив вместо себя оловянных солдатиков. Градоначальник создает из них резервные войска, направляется брать Стрелецкую слободу. Уничтожая, по совету оловянных солдатиков, избы горожан, Бородавкин побеждает.
Эпоха увольнения от войн
Следующий правитель – Негодяев, выступавший против Конституции. Его сразу за это уволили, хотя летописец намекает о других причинах. Выясняется, что Негодяев – истопник, что близко к демократам.
Еще один начальник – Микеладзе. Манерный правитель, желавший лишь привлекать дам и покорять их деликатностью. При этом даже он заметил все пороки и лишения города после Бородавкина. Прекращает просвещение, не выпускает новых указов. Вскоре погибает от истощения после дам.
Далее шел Феофилакт Беневоленский. Составил ряд указов и законов, однако выяснил, что не имеет права их выпускать. Во время правления Беневоленского горожане существовали сами по себе. В итоге Беневоленский издает два закона, после чего его отстраняют за сотрудничество с Наполеоном.
Четвертый начальник – Прыщ. Не увлечен правлением, при нем все живут счастливо и сыто. Однако глуповцы все равно недовольны, подозревая Прыща в колдовстве. Горожане замечают странности в поведении Прыща: он заставляет все вокруг мышеловками на время сна. Как выяснилось, это из-за трюфелей в голове. В итоге предводитель дворян поедает голову Прыща.
Странное поведение правителя
Поклонение мамоне и покаяние
Следующий правитель – советник Иванов, обладавший небольшим ростом. О нем практически ничего не говорится, так как начальник быстро умер, ничего не оставив после. Далее правил Викон де Шарио родом из Франции. Он любил разные веселья, а в результате оказался женщиной.
В это время происходили массовые неистовства, а сам период назван «Скоропреходящим глуповским баловством». Постепенно город становится языческим. Переход осуществлялся с небольших суеверий, ритуалов, а завершился строительством «Вавилонской» башни. Градоначальник поощрял такое поведение горожан и помогал им.
После француза появляется влюбчивый Эраст Грустилов. На тот момент все население Глупова уже перешло на идолопоклонство. Теперь они не заботятся о материальных вещах и посвящают себя духовному и «культурному». Грустилову нравится такой исход событий.
Постепенно жители вовсе перестают трудиться. Градоначальнику же тоже неинтересны такие проблемы. Грустилов проводит время на балах, не замечая жизни города. Так в Глупов пришел голод.
Во время одного из балов Глупов встречает юродивую из далекого Гамбурга — Пфейффершу, в которую сразу же влюбляется. С этого момента городом правят убогие и юродивые, ранее забытые и брошенные. Женщина же увлекается мистическим ритуалами, пишет книги и правит градоначальником.
Грустилов потворствует возлюбленной, жители при этом продолжают лениться и каются в грехах. По ночам вся элита города собирается за прочтением критических высказываний Страхова. Обо всем этом становится известно начальству штабс-офицера. Грустилов отправляется в отставку, давая дорогу новой эпохе.
Подтверждение покаяния. Заключение
Последний правитель — Угрюм-Бурчеев. Он никак не проявлял характер, однако жители все равно его боялись. Издатель так же, как и летописец, называет его идиотом, однако все равно боится. Все, чем интересуется Угрюм-Бурчеев — простое, незамысловатое. В голове начальника есть план, который нужно воплотить досконально. Угрюм-Бурчеев желает устроить в городе тоталитарный режим, назвав место Непреклонском. Более о Глупове ничего не известно. Предположительно, все остается по-прежнему.
Оправдательные документы
Издатель прилагает так называемые «Оправдательные документы» под авторством некоторых правителей.
Главная мысль
Краткое содержание произведения показывает все пороки общества. «История одного города» точно передает мышление людей, не способных противостоять самодержавию. Людям всегда проще жить в повиновении, чем самим бороться за правду и строить справедливое общество.
Краткий пересказ полезно прочитать тем, у кого нет времени на знакомство с целым романом. Произведение актуально во все времена, ведь жители города – это современные люди, привыкшие плыть по течению. Они не пререкаются с государством и довольствуются малым.