Чем ваша семья может помочь детям и учителю анкета ответ на вопрос
7 ситуаций, когда родители могут помочь учителю
Почему-то родителей и учителей принято разводить по разные стороны баррикад, хотя цель у них одна — хорошее образование ребёнка. У учителей большая нагрузка: нужно готовиться к урокам, вдохновлять учеников, заполнять отчеты. Не каждый попросит помощи у родителей, но многие будут ей только рады. Сергей Галиуллин, психолог и в прошлом преподаватель профессионального колледжа, рассказывает, как родитель может помочь учителю.
Домашние задания
В чём проблема. Ученик не всегда может самостоятельно справиться со сложным домашним заданием. Иногда он не понимает условия, иногда просто не успевает его записать в классе и страдает от этого дома, иногда забывает сделать. А без домашнего задания ученику будет трудно понять материал следующих уроков и уложить знания в голове.
Как помогать. Как минимум нужно спрашивать у ребёнка, нужна ли ему помощь. Если она не нужна, можно просто контролировать результаты — проверять дневник и сделанное задание. А если что-то не получается, то нужно уточнить, с чем именно стоит помочь.
Если ребёнок откладывает задание на поздний вечер, важно настроить режим дня. Если всё время раскидывает тетради и учебники по квартире и из-за этого откладывает домашку — помочь с организацией рабочего места или режимом дня. Если вызывает проблемы задание, подключайтесь сами — в начальной школе задачи бывают хитро придуманы, но обычно не требуют особых знаний, а в средней достаточно внимательно прочитать учебник и условия задачи.
Помогать с домашкой можно вплоть до самого выпуска из школы, просто помощь из полноценной превращается в контроль или ценные советы по выполнению особо сложных задач. И эта помощь не блокирует развитие самостоятельности, ведь в ней иногда нуждаются и взрослые люди. При подготовке к ЕГЭ, например, родитель может сильно помочь морально — поддерживать ребёнка, напоминать ему, что он умеет справляться с трудностями.
Отношение к учёбе
В чём проблема. Учитель должен не только нести знания, но и вдохновлять детей. Но это сложно делать в классах из 25–30 человек. У каждого своя мотивация, и здорово, если учёба — это одна из основных ценностей. А если нет?
Как помогать. Спросите ребёнка, зачем он ходит в школу. Возможно, он ответит, что только ради общения со сверстниками. Это здорово, но мешает сидеть на уроках и слушать учителя. Если ребёнку не хватает общения, постарайтесь вместе понять, как он может его дополнительно получить. Например, предложите ему общаться с друзьями после школы, пригласите их в гости.
Спросите у ребёнка, какие уроки ему интересны. Попробуйте объяснить, что в жизни могут пригодиться знания из разных сфер. Если не получается, задайте вопрос учителю — как пробудить интерес именно к его предмету, подумайте вместе, что может заинтересовать ученика.
Отношение к учителю
В чём проблема. Чаще всего первоклассники изначально уважают учителя — он взрослый и знает что-то, чего не знают они. Но чем старше ребёнок, тем сильнее он может разочароваться в учителях и к каждому следующему приходить уже с предубеждением.
Как помогать. Во-первых, не навязывать свою точку зрения. Если родители хотят обсудить промахи учителя, нужно делать это без ребёнка. Он должен сам сформировать свое отношение к преподавателю, и не нужно ему в этом «помогать». Во-вторых, нужно объяснять функции учителя, рассказывать, чем он может помочь, с каким вопросом к нему можно обратиться.
6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя
Звучит глупо, но учитель иногда забывает показать детям, что он живой и интересный взрослый, и начинает рассказывать материал от «А» до «Я». Поэтому нужно помочь детям увидеть в учителе его лучшие стороны.
Отношение к сверстникам
В чём проблема. Со сверстниками бывает тяжело найти общий язык, особенно тем, кто мало общался с братьями-сестрами или ребятами по двору. К тому же у всех разные ценности, принесённые из семьи, и разные модели поведения: кто-то идет навстречу, кто-то вступает в прямые конфликты, кто-то замыкается в себе. Учитель должен помогать детям в разрешении конфликтов, но он не всегда успевает это сделать за 45 минут урока.
Как помогать. Как минимум разговаривать с ребёнком. С одной стороны, базовые ценности закладываются в три-пять лет, с другой — никогда не поздно их менять. По крайней мере, изменять модели поведения. Ребёнку могут не нравиться его соученики, даже бесить его, но все равно они заслуживают уважения, и говорить «нет, я не хочу с тобой общаться» можно спокойно и доброжелательно. И, конечно, нужно быть примером ребёнку — если он видит спокойствие в родителях, то, скорее всего, скопирует его.
Поведение и состояние ребёнка
В чём проблема. Ребёнок может болеть или испытывать стресс из-за отношений в семье и с друзьями. Это может повлиять и на учебу, и на общение с людьми. Но учитель не может увидеть состояние каждого ученика, поэтому ответственность ложится в том числе и на родителей.
«Повторение, запугивание, плохие оценки не помогут». Нейропсихолог — о рассеянности, причинах дислексии и гиперопеке
Как помогать. Если кажется, что ребёнок стал хуже спать, есть, если у него часто меняется настроение, то стоит обратить на это внимание и понаблюдать. В подростковом возрасте это нормально, а в младшем школьном скорее говорит о перенапряжении. Спрашивайте у ребёнка, что его беспокоит, старайтесь не перегружать его и чаще отдыхайте вместе. Если вы все это делаете и состояние не меняется, нужно обращаться к врачу или психологу.
Обратная связь
В чём проблема. Учитель не знает, как родители относятся к его работе, и может совершать ошибки. При этом мама и папа не всегда говорят об этом учителю сразу, а могут вспомнить свои обиды и претензии только тогда, когда ситуация накаляется. Это не улучшает ситуацию, а только заставляет учителя испытывать вину или злость.
Как помогать. Если вам кажется, что учитель делает что-то не то и не так, скажите ему об этом. Просто говорить нужно вежливо и аргументировать свое мнение. Не просто «мне не нравится, как вы работаете», а «мой ребёнок сильно устает от домашних заданий, точно ли нужно задавать так много?». И не забывайте говорить спасибо, если вам кажется, что учитель хорошо справляется со своей работой.
Организация мероприятий
В чём проблема. Со многими мероприятиями справляется актив школы. Но опыт родителей иногда бесценен: они умеют то, что не по силам ученикам и учителям. К тому же классные мероприятия проще организовать вместе — актив школы не может помогать каждому классруку.
Как помогать. Поговорите с учителем и классным руководителем и узнайте план воспитательной работы на год. Если вы сможете помочь хотя бы с одним-двумя мероприятиями, это уже разгрузит учителя. Подумайте, в чём вы эксперт: можно организовать экскурсию на ваше место работы, или прочитать интересную лекцию, или просто сводить детей в мини-поход в ближайший парк.
Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio, davooda)
Анкета для родителей «Изучение воспитательных возможностей семьи»
Журнал «Практика административной работы в школе» №7, 2013
Чтобы строить эффективное взаимодействие с родителями, необходимо изучить их отношение к школе и различные аспекты их взаимоотношений со своими детьми. Предлагаемая нами первая анкета ориентирована на родителей обучающихся 5–6-х классов и может помочь классному руководителю лучше познакомиться с ними. Вторая анкета касается общих представлений родителей о воспитании детей и содержит оценочные суждения о воспитательной системе школы и взаимодействии с педагогами.
Анкеты для родителей
Анкета «Воспитание ребенка» (для родителей обучающихся 5–6-х классов)
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответа на него, отметьте один вариант, который вас наиболее устраивает (поставьте любой знак в нужной ячейке или обведите кружком номер ответа).
1. Какие качества вы воспитывали (воспитываете) в своем ребенке?
В дошкольном возрасте
Во время обучения в начальной школе
Любовь к родителям
Уверенность в себе
2. Какие трудности возникали у вашего ребенка в начальной школе?
1. Ребенок был плохо подготовлен, ему было трудно учиться.
2. Ребенок был хорошо подготовлен, и ему было скучно.
3. Он был малоусидчив.
4. Он был невнимателен.
5. Он не умел общаться с другими детьми.
6. Он часто ссорился с одноклассниками.
7. Другое (что именно) ___________________________.
8. Затрудняюсь ответить.
3. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
1. Он абсолютно здоров.
2. Болеет время от времени.
3. У него есть хронические заболевания.
4. Как вы считаете, кто должен создавать условия для сохранения здоровья ребенка?
2. Медицинские учреждения.
5. Учреждения дополнительного образования детей, учреждения спорта.
6. Кто еще (напишите) _________________________.
7. Затрудняюсь ответить.
5. Как вы считаете, что необходимо семье развивать в ребенке?
1. Умение логически мыслить.
2. Умение замечать горе близких, друзей.
3. Умение заботиться о близких.
4. Умение замечать радость.
7. Интерес к знаниям.
8. Желание расширить свой кругозор.
9. Что еще ____________________.
6. Как вы пытаетесь остановить проявление отрицательных реакций ребенка?
1. Переключаю его внимание на что-то другое.
3. Стараюсь его чем-нибудь занять.
5. Плачу вместе с ним.
6. Другое (укажите) _______________________.
7. Знаете ли вы, как ребенок ведет себя вне дома? (Дайте один ответ в каждой строке.)
Место нахождения ребенка
8. Кто вам рассказывает о поведении вашего ребенка вне дома?
5. Преподаватели в кружке.
6. Кто-то другой (укажите) _______________________.
7. Затрудняюсь ответить.
9. Ваш ребенок испытывает страх.
3. Практически никогда.
10. Кого боится ваш ребенок чаще всего?
5. Кого еще (укажите) ________________________
11. Как вы реагируете на нарушение правил поведения ребенком? (Дайте ответ в каждой строке.)
Лишаю его развлечений
Жду, когда сам поймет
12. Как вы реагируете на хороший поступок ребенка? (Дайте ответ в каждой строке.)
Обещаю что-нибудь купить
13. Чем, по вашему мнению, гордится ваш ребенок? (Можно дать несколько вариантов ответа.)
1. Своей дисциплинированностью.
2. Своей внешней привлекательностью.
3. Своей активностью.
4. Знаниями, которых нет у других детей.
5. Особыми способностями.
8. Красивой одеждой.
9. Вещами, которых нет у других детей.
13. Другое ________________________.
14. О чем вы говорите со своим ребенком? (Можно дать несколько вариантов ответа.)
1. О трудностях на работе.
2. Советуюсь, что купить.
3. Рассказываю о своих друзьях и знакомых.
4. Расспрашиваю об учебе и об учителях.
5. Советуюсь о проведении отдыха.
6. Вспоминаю свое прошлое.
7. Расспрашиваю его о друзьях.
8. Расспрашиваю его о проблемах.
9. Что еще __________________________.
10. Общаюсь очень редко.
15. Чем, как правило, занимается ваш ребенок в свободное от уроков время?
1. Помогает по дому.
2. Общается с друзьями.
4. Посещает спортивные секции.
6. Слушает музыку, смотрит телевизор.
7. Играет на компьютере.
10. Другое (укажите) __________________________.
11. Затрудняюсь ответить.
16. Устраивает ли вас такое времяпровождение вашего ребенка?
1. Вполне устраивает.
2. Не совсем устраивает.
3. Совершенно не устраивает.
17. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок посещал какие-нибудь кружки, секции, студии и т.д.?
3. Затрудняюсь ответить.
18. Если да, то какие? (укажите)____________________.
19. Если нет, то почему?
1. Это ничего не дает.
2. Дорого стоит, а у нашей семьи нет на это средств.
3. Моего ребенка это не интересует.
4. Ребенок и так занят (домашними делами, подрабатывает и т.д.).
20. Каковы домашние обязанности вашего ребенка? (Можно дать несколько ответов.)
1. Покупка продуктов.
2. Приготовление еды.
4. Уборка, стирка, глаженье.
6. Уход за садом, огородом.
7. Уход за братьями, сестрами и другими родственниками.
8. Уход за домашними животными.
9. Другое ________________________.
10. У него нет обязанностей по дому.
21. Из-за чего у вас возникают ссоры с ребенком?
1. Из-за неуспеваемости в школе.
2. Из-за его стремления к самостоятельности.
3. Из-за его нежелания делать что-либо.
4. Из-за его плохого поведения.
5. Из-за его грубости и непослушания.
6. Из-за его нежелания вам подчиняться.
8. Из-за моей несдержанности.
9. Другое ______________________.
22. Умеет ли ваш ребенок. (Дайте один ответ в каждой строке.)
Планировать свой день
Выбирать самые хорошие способы поведения в сложной ситуации
Направлять те силы, которые необходимы для преодоления трудностей
23. Надо ли, на ваш взгляд, уже сейчас готовить ребенка к семейной жизни?
24. Если да, то каковы должны быть направления этой подготовки?
1. Культура взаимоотношений мужа и жены.
2. Воспитание детей.
3. Ведение домашнего хозяйства.
4. Сексуальная культура супругов.
5. Планирование рождаемости детей.
6. Культура отношений с родственниками.
7. Что еще (допишите) _______________________.
25. Что вы делаете для полового воспитания ребенка?
3. Рекомендую посмотреть передачу по этому вопросу.
4. Другое (что именно) _______________________.
26. Хотели бы вы получить помощь по вопросам полового воспитания вашего ребенка?
27. Считаете ли вы себя достаточно осведомленным в вопросах воспитания ребенка?
3. Затрудняюсь ответить.
28. От кого вы хотели бы получить помощь по вопросам семейного воспитания ребенка?
1. От администрации школы.
4. От учреждений дополнительного образования детей.
5. От кого еще (напишите) _______________________.
6. Мне такая помощь не нужна.
29. Если бывают трудные ситуации с детьми, то вы решаете их с помощью советов:
6. Кого-то еще _____________________________.
7. Решаю все сам (сама).
30. Какую профессию вы хотели бы для своего ребенка? _________________
31. Как вы думаете, кто должен воспитывать, развивать у ребенка следующие качества.
Система дополнительного образования детей
Отношение к представителям другого пола
Умение культурно общаться
Эмоциональную сферу ребенка
Умение организовать свой досуг
Уважаемые родители, добавьте несколько слов о себе.
1. Ваш возраст ____.
• полная (жена, муж, дети);
• неполная (нет отца или матери);
• с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.
3. Вы смотрите в будущее своих детей:
• с надеждой и оптимизмом;
• спокойно, без иллюзий;
• с тревогой и неуверенностью.
Анкета «Взаимодействие семьи и педагогов»
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в исследовании, направленном на совершенствование взаимодействия педагогического коллектива с семьей в воспитании и обучении детей.
Прочитайте вопросы и возможные варианты ответов. Наиболее соответствующий вашему мнению обведите кружком или допишите свой вариант.
1. Какие качества вы пытаетесь воспитывать в своих детях в настоящее время?
1. Умение планировать свою работу.
2. Умение проявлять волю и терпение.
3. Контролировать свои действия.
4. Заботиться о родителях.
5. Быть вежливым в общении с детьми разного возраста.
11. Заинтересованность в учебе.
12. Умение рационально организовать свое время.
13. Другое (укажите) ________________________.
2. Какие трудности вы испытываете при воспитании этих качеств?
1. Ребенок не понимает необходимости их усвоения.
2. Пытается всячески сохранять осуждаемое нами поведение.
3. Крайне медленно усваивает наши требования.
4. Оправдывает свои действия примером сверстников.
5. Считает, что мы предъявляем завышенные требования.
6. Не проявляет достаточной воли в борьбе со своими недостатками.
7. Считает, что у него отсутствуют недостатки.
8. Считает, что ему не справиться со своими недостатками.
9. В нашей семье не все предъявляют к ребенку одинаковые требования.
10. Не всегда удается найти наилучшие способы воспитания.
11. Другое (укажите) _______________________.
3. Хотели бы вы получить квалифицированную помощь в решении воспитательных проблем?
3. Затрудняюсь ответить.
4. Если да, то от кого?
2. От классного руководителя.
4. От директора школы.
5. От заместителя директора по ВР.
7. Другое (укажите) ________________________.
5. Считаете ли вы, что нужны специальные знания, чтобы достигнуть желаемых результатов в воспитании детей?
3. Не нужны, так как хватает личного опыта.
6. Если нужны, то из каких источников их лучше всего получать?
1. Из доступной педагогической литературы.
3. Из специальных телепередач.
4. От квалифицированного педагога.
6. От тех людей, которые уже сами воспитали нескольких детей.
7. Другое (укажите) ____________________.
7. Насколько вы информированы о тех воспитательных задачах, которые решает коллектив школы?
3. Практически не знаком.
8. Если информированы, то кем?
2. Классным руководителем.
3. Заместителем директора школы по УВР.
4. Заместителем директора школы по ВР.
5. Директором школы.
9. Насколько вы согласны с важностью и необходимостью выполняемых педагогическим коллективом воспитательных задач?
10. Если не согласны (или согласны частично), то какие, на ваш взгляд, воспитательные задачи надо решать школе?__________________________
11. Педагогический коллектив пытается реализовывать принцип индивидуального подхода к ребенку. Как вы понимаете его содержание?
1. Предъявление тех требований, которые по силам выполнить ребенку.
2. Предъявление тех требований, которые он может выполнить, если постарается.
3. Организация постоянного контроля за поведением каждого ребенка.
4. Организация индивидуальных учебных занятий.
5. Помощь ребенку при возникновении любых трудностей в учебе.
6. Воспитание и обучение с учетом природных особенностей.
7. Воспитание с учетом того, что формируется семьей.
8. Воспитание и обучение с учетом развитости волевых качеств.
9. Воспитание с учетом зрелости навыков саморазвития.
10. Воспитание и обучение с учетом возрастных особенностей.
11. Другое (укажите) __________________________.
12. Насколько вам удается учитывать в воспитании и обучении вашего ребенка его индивидуальные особенности?
3. Почти не удается.
13. Как вы выявляете индивидуальные особенности вашего ребенка?
1. Постоянно наблюдаю за ним.
2. Специально выясняю причины всех его успехов.
3. Специально выясняю причины всех его неудач.
4. Постоянно в беседах с ним вместе выясняем, что дано ему от природы, а что он достигает собственным трудом.
5. Выясняю, от кого он унаследовал свои психологические качества.
6. Консультируюсь со специалистами по поводу индивидуальных особенностей ребенка.
7. Консультируюсь с педагогами школы по поводу его особенностей.
8. Другое (укажите) _________________________.
14. Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов по вопросам развития индивидуальности вашего ребенка?
1. Постоянное информирование о причинах успехов ребенка.
2. Информирование о причинах трудностей, возникающих у него в усвоении норм культуры.
3. Информирование о причинах трудностей в
4. Информацию о тех качествах, которые не всегда успешно воспитывает семья.
5. Советы о том, как лучше в семье организовать воспитание с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
6. Советы по поводу профессиональной ориентации ребенка.
7. Советы по поводу воспитания его качеств как девочки (мальчика).
8. Другое (укажите) _______________________.
15. Что, на ваш взгляд, требуется сделать коллективу школы для дальнейшего повышения качества воспитания учащихся?
1. Расширять самоуправление учащихся.
2. Усилить требовательность к культуре поведения.
3. Исключать тех, кто не желает выполнять требования педагогов.
4. Активнее работать с родителями в поиске путей повышения эффективности воспитания.
5. Изучать более эффективные методики воспитания учащихся.
6. Другое (укажите) _____________________.
16. Что, на ваш взгляд, требуется сделать коллективу школы для дальнейшего повышения качества обучения учащихся?
1. Полнее реализовывать индивидуальный подход к ребенку.
2. Проводить специальные занятия для отстающих.
3. Объяснять все темы понятно и доходчиво.
4. Повышать требовательность к учебе в школе.
5. Усилить контроль за выполнением домашних заданий.
6. Чаще давать самостоятельную работу.
7. Полнее раскрывать смысл и ценность получаемых детьми знаний.
8. Выработать понятные всем требования к оценке качества усвоения знаний.
9. Сменить часть педагогов на более квалифицированных.
10. Другое (укажите) _______________________.
17. Сколько лет обучается ваш ребенок в нашей школе?
© Практика административной работы в школе №7, 2013
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-380025
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.