Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

7 ситуаций, когда родители могут помочь учителю

Почему-то родителей и учителей принято разводить по разные стороны баррикад, хотя цель у них одна — хорошее образование ребёнка. У учителей большая нагрузка: нужно готовиться к урокам, вдохновлять учеников, заполнять отчеты. Не каждый попросит помощи у родителей, но многие будут ей только рады. Сергей Галиуллин, психолог и в прошлом преподаватель профессионального колледжа, рассказывает, как родитель может помочь учителю.

Домашние задания

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

В чём проблема. Ученик не всегда может самостоятельно справиться со сложным домашним заданием. Иногда он не понимает условия, иногда просто не успевает его записать в классе и страдает от этого дома, иногда забывает сделать. А без домашнего задания ученику будет трудно понять материал следующих уроков и уложить знания в голове.

Как помогать. Как минимум нужно спрашивать у ребёнка, нужна ли ему помощь. Если она не нужна, можно просто контролировать результаты — проверять дневник и сделанное задание. А если что-то не получается, то нужно уточнить, с чем именно стоит помочь.

Если ребёнок откладывает задание на поздний вечер, важно настроить режим дня. Если всё время раскидывает тетради и учебники по квартире и из-за этого откладывает домашку — помочь с организацией рабочего места или режимом дня. Если вызывает проблемы задание, подключайтесь сами — в начальной школе задачи бывают хитро придуманы, но обычно не требуют особых знаний, а в средней достаточно внимательно прочитать учебник и условия задачи.

Помогать с домашкой можно вплоть до самого выпуска из школы, просто помощь из полноценной превращается в контроль или ценные советы по выполнению особо сложных задач. И эта помощь не блокирует развитие самостоятельности, ведь в ней иногда нуждаются и взрослые люди. При подготовке к ЕГЭ, например, родитель может сильно помочь морально — поддерживать ребёнка, напоминать ему, что он умеет справляться с трудностями.

Отношение к учёбе

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

В чём проблема. Учитель должен не только нести знания, но и вдохновлять детей. Но это сложно делать в классах из 25–30 человек. У каждого своя мотивация, и здорово, если учёба — это одна из основных ценностей. А если нет?

Как помогать. Спросите ребёнка, зачем он ходит в школу. Возможно, он ответит, что только ради общения со сверстниками. Это здорово, но мешает сидеть на уроках и слушать учителя. Если ребёнку не хватает общения, постарайтесь вместе понять, как он может его дополнительно получить. Например, предложите ему общаться с друзьями после школы, пригласите их в гости.

Спросите у ребёнка, какие уроки ему интересны. Попробуйте объяснить, что в жизни могут пригодиться знания из разных сфер. Если не получается, задайте вопрос учителю — как пробудить интерес именно к его предмету, подумайте вместе, что может заинтересовать ученика.

Отношение к учителю

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

В чём проблема. Чаще всего первоклассники изначально уважают учителя — он взрослый и знает что-то, чего не знают они. Но чем старше ребёнок, тем сильнее он может разочароваться в учителях и к каждому следующему приходить уже с предубеждением.

Как помогать. Во-первых, не навязывать свою точку зрения. Если родители хотят обсудить промахи учителя, нужно делать это без ребёнка. Он должен сам сформировать свое отношение к преподавателю, и не нужно ему в этом «помогать». Во-вторых, нужно объяснять функции учителя, рассказывать, чем он может помочь, с каким вопросом к нему можно обратиться.

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

Звучит глупо, но учитель иногда забывает показать детям, что он живой и интересный взрослый, и начинает рассказывать материал от «А» до «Я». Поэтому нужно помочь детям увидеть в учителе его лучшие стороны.

Отношение к сверстникам

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

В чём проблема. Со сверстниками бывает тяжело найти общий язык, особенно тем, кто мало общался с братьями-сестрами или ребятами по двору. К тому же у всех разные ценности, принесённые из семьи, и разные модели поведения: кто-то идет навстречу, кто-то вступает в прямые конфликты, кто-то замыкается в себе. Учитель должен помогать детям в разрешении конфликтов, но он не всегда успевает это сделать за 45 минут урока.

Как помогать. Как минимум разговаривать с ребёнком. С одной стороны, базовые ценности закладываются в три-пять лет, с другой — никогда не поздно их менять. По крайней мере, изменять модели поведения. Ребёнку могут не нравиться его соученики, даже бесить его, но все равно они заслуживают уважения, и говорить «нет, я не хочу с тобой общаться» можно спокойно и доброжелательно. И, конечно, нужно быть примером ребёнку — если он видит спокойствие в родителях, то, скорее всего, скопирует его.

Поведение и состояние ребёнка

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

В чём проблема. Ребёнок может болеть или испытывать стресс из-за отношений в семье и с друзьями. Это может повлиять и на учебу, и на общение с людьми. Но учитель не может увидеть состояние каждого ученика, поэтому ответственность ложится в том числе и на родителей.

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

«Повторение, запугивание, плохие оценки не помогут». Нейропсихолог — о рассеянности, причинах дислексии и гиперопеке

Как помогать. Если кажется, что ребёнок стал хуже спать, есть, если у него часто меняется настроение, то стоит обратить на это внимание и понаблюдать. В подростковом возрасте это нормально, а в младшем школьном скорее говорит о перенапряжении. Спрашивайте у ребёнка, что его беспокоит, старайтесь не перегружать его и чаще отдыхайте вместе. Если вы все это делаете и состояние не меняется, нужно обращаться к врачу или психологу.

Обратная связь

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

В чём проблема. Учитель не знает, как родители относятся к его работе, и может совершать ошибки. При этом мама и папа не всегда говорят об этом учителю сразу, а могут вспомнить свои обиды и претензии только тогда, когда ситуация накаляется. Это не улучшает ситуацию, а только заставляет учителя испытывать вину или злость.

Как помогать. Если вам кажется, что учитель делает что-то не то и не так, скажите ему об этом. Просто говорить нужно вежливо и аргументировать свое мнение. Не просто «мне не нравится, как вы работаете», а «мой ребёнок сильно устает от домашних заданий, точно ли нужно задавать так много?». И не забывайте говорить спасибо, если вам кажется, что учитель хорошо справляется со своей работой.

Организация мероприятий

Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Смотреть картинку Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Картинка про Чем ваша семья может помочь классу и педагогу. Фото Чем ваша семья может помочь классу и педагогу

В чём проблема. Со многими мероприятиями справляется актив школы. Но опыт родителей иногда бесценен: они умеют то, что не по силам ученикам и учителям. К тому же классные мероприятия проще организовать вместе — актив школы не может помогать каждому классруку.

Как помогать. Поговорите с учителем и классным руководителем и узнайте план воспитательной работы на год. Если вы сможете помочь хотя бы с одним-двумя мероприятиями, это уже разгрузит учителя. Подумайте, в чём вы эксперт: можно организовать экскурсию на ваше место работы, или прочитать интересную лекцию, или просто сводить детей в мини-поход в ближайший парк.

Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio, davooda)

Источник

Сведения об авторе

Кострулина Елена Васильевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области

«РОДИТЕЛИ УЧЕНИКОВ – МОИ ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ»

В статье описаны разнообразные формы и приемы работы учителя с родителями.

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»

В этом союзе нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.

Цель статьи – взаимодействие, сотрудничество учителя, родителей и детей.

При хорошо организованномвзаимодействии семья и школа становится реальными партнерами в воспитаниидетей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи.

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:

объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

В содержании работы с семьей младшего школьника придерживаюсь трех основных направлений:

Соблюдение преемственности между семейным дошкольным и школьным воспитанием, изучение особенностей семейного воспитания первоклассников с цельюизучения их уровня подготовленности к школе (анкетирование, занятия с будущими первоклассниками)

Педагогическое сопровождение родителей в организации учебной

Организация воспитательной работы в школе и классе с активным привлечением семей

Реализация данных направлений требует разнообразных форм и приемов работы учителя с родителями.

Своей работе использую:

индивидуальные и групповые консультации

работа творческих групп

работа с родительским комитетом

внеклассные мероприятия с участием родителей

походы по родному краю

День открытых дверей

Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагога.

На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Именно на родительских собраниях решаются основные задачи работы учителя с родителями первоклассников: систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании. В каждом наборе традиционно провожу такие родительские собрания: «Ваш ребенок становится школьником», «Как помочь ребенку учиться», «Первые уроки школьной отметки», «Стили семейного воспитания», «Педагогика сотрудничества», «Режим дня в жизни младшего школьника», собрание-отчет по итогам года.

Исходя из плана работы с родителями младших школьников, наблюдений за поведением детей в школе, подбираю материал для коллективных бесед, консультаций. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от классного руководителя гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Индивидуальную беседу строю по алгоритму:

Вводная беседа, в ходе которой устанавливаю доверительные отношения с родителями.

Определение имеющихся проблем. Стараюсь точно охарактеризовать возникшие у ребенка проблемы. На этом этапе важно, чтобы у сторон было достигнуто одинаковое понимание проблемы.

Определение возможных решений происходит в ходе выяснения и открытого обсуждения возможных альтернатив решения проблемы. Совместно с родителями происходит поиск всех возможных вариантов и способов решения проблемы.

Реализация плана. Помогаю родителям строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат. Родители должны усвоить, что частичная неудача еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, стремясь к конечной цели.

Оценка и обратная связь. Происходит совместное оценивание уровня достигнутого результата.

При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Особенно важной формой взаимодействия с родителями является деятельность родительского комитета. Именно он – моя опора. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Ежегодно в сентябре выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 творческие группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результаты. Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.

Первая творческая группа в 1 классе готовила «Посвящение в первоклассники», вторая – отвечала за совместный поход, третья – проводила праздник «Весенний калейдоскоп»,а четвертая отвечала за собрание–отчет в мае месяце.

Я придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть родители убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

Наши родители бывают в школе и на Дне открытых дверей. Открытые уроки обычно организую с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Кроме того каждый родитель знает, что для него двери открыты в любое время, на любом уроке.

Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.

Например: вместе с детьми оформляли стенгазеты, выполнили оформление класса, готовили выступления на школьный и районный фестиваль «Моя семья», писали исследовательские работы.

Безусловно, достичь успехов в воспитании наших учеников помогают нам наши родители только тогда, когда они становятся нашими союзниками во всех наших делах. Только мы вместе можем сделать жизнь наших детей интересной и содержательной.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями считаю

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.

2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностик.

3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.

4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя.

5. Хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.

6. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Анкетирование родителей в конце первого учебного года показало:

100% охват родителей во внеклассной работе

85% отметили сплочённость классного коллектива

59% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей

90% оказывали помощь классному руководителю

Родители моих учеников с удовольствием посещают школу, общаются, перезваниваются, и не отказываются от помощи учителю, школе, друг другу. Дети дружат между собой, ходят в гости друг к другу, посещают кружки в Доме детского творчества.

Дереклеева, Н.И. Справочник классногоруководиткля (1-4 классы) [Текст] / под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.- 272 с.

Фалькович, Т.А., Толстоухова,Н.С., Обухова, Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями[Текст] / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А.Обухова. – М.: 5 за занания, 2005.- 240 с.

Источник

Роль сотрудничества школы и семьи в воспитании детей

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложили и на них ответственность за качество образования своих детей. Действительно, педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей, и те и другие являются воспитателями, и никто из них не вправе предъявлять требования или давать распоряжения друг другу. Их отношения должны строиться на принципе равенства, на принципе взаимопомощи в воспитании детей.

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова. Она существует столько времени, сколько существует и само обучение. В течение многих лет обязательным элементом плана классного руководителя была работа с родителями. Сейчас можно найти много литературы, посвященной этому вопросу. Директора школ и классные руководители предлагают проводить тематические родительские собрания, анкетирование родителей, научно-практические конференции с участием родителей, выставки творческих работ учащихся, подготовленные совместно с родителями, деловые игры, круглые столы и многое другое. И опять эта работа ложится в основном на плечи учителей.

Я же привожу пример совместной работы классного руководителя и родителей в 3 классе, где учится мой сын.

Бокситогорский район – один из крупнейших и самых отдаленных от центра районов Ленинградской области. Сам город небольшой, всего 17 тысяч населения, но в этом есть свои плюсы. В таких небольших провинциальных городах созданы все условия, чтобы человек жил и рос в гармонии с природой и самим собой. В отличие от огромных мегаполисов, здесь каждый ребенок на виду, каждый представляет собой неповторимую личность (индивидуальность), проявляет искренность, открытость, непосредственность.

В центре всей воспитательной работы гимназии поставлена личность ребенка. Через систему внеклассных занятий, кружков, факультативов ребята находят дело по душе.
Работа целенаправленно осуществляется по шести направлениям: здоровье, интеллект, отцы и дети, труд и творчество, природа и наш край, красота и радость. Главное достоинство всех этих программ в том, что их основа – это общечеловеческие ценности, именно они лежат в основе воспитательного процесса. Работа классного руководителя также осуществляется по этим направлениям, с учетом индивидуальных особенностей класса и каждого ученика в отдельности.
Каждый год в нашем классе выбирается родительский комитет, который совместно с учителем и детьми планирует воспитательную работу класса.
Родители нашего класса не только организаторы многих мероприятий, но и их участники. Совместно с родителями проводятся классные часы, дни творчества детей и родителей, внеклассные мероприятия, экскурсии, походы. Эти совместные дела способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга.

Результатами такого плодотворного сотрудничества родителей и классного руководителя является повышение уровня гуманного отношения к окружающим, вежливости, трудолюбия, бережливости, честности, любознательности, дисциплинированности и т.д.

В 2006 году Елена Георгиевна Мулькова, классный руководитель нашего класса, стала победителем районного конкурса «Классный самый «классный», в подготовке и проведении выступления активно участвовали родители и дети. В течение всего года родители проводили экскурсии на предприятия, где они трудятся. В этом же году наш класс занял первое место по школе в конкурсе «Класс года». В 2007 году класс занял первое место по школе в конкурсе «Лучший класс».

Закономерными оказались результаты моего небольшого исследования.

Детям и родителям была предложена анкета, с одинаковыми вопросами, которые позволяют определить причины конфликтов между родителями и детьми. Несовпадение их взглядов и мнений может привести к серьезным проблемам в воспитании ребенка.

Результаты анкетирования представлены в таблицах:

№ п/п Варианты ответов Количество, %
1 Мой второй дом 47
Дом знаний 38
Интересная, увлекательная жизнь 15
2 Моя вторая семья 57
Мои друзья 28
Знания 15
3 Дают знания 71
Заботливые, добрые, интересные люди 29
4 Получение знаний 100
5 Все предметы нравятся 57
6 1 предмет 28
2 предмета 14

№ п/п Варианты ответов Количество, %
1 Школа, в которой учились сами 23
Самая лучшая в городе 34
Получают знания 9
Школа, статус которой «Гимназия» 34
2 3 А класс 9,4
Мне нравится 4,6
Сплоченный коллектив 86
3 Друзья моего ребенка 76
Хорошие дети 24
4 Ответственное занятие 28
Выполняется в школе полностью 10
Закрепление пройденного материала 43
Разное 19
5 Все 52
6 Английский язык 28
1-2 предмета 19

Из таблиц видно, что большая часть ответов детей и родителей (в целом по классу) совпадает. И родители, и дети считают школу и класс вторым домом, второй семьей. Ребята называют своих одноклассников друзьями, самым лучшим классом. Очень часто в ответах родителей встречаются такие слова: одноклассники моего ребенка – это «друзья, которые помогают друг другу», «сопереживают и помогают друг другу», «дружный и сплоченный коллектив под чутким руководством нашего классного руководителя», «самые талантливые ребята» и т.д.

Ребятам нравятся практически все предметы, и с ними согласна большая часть родителей. Одним из предметов, который вызывает трудности у большинства ребят (с ними согласны и родители) – это английский язык. Но это объясняется тем, что в нашей школе этот предмет изучается углубленно и не все родители могут помочь своим детям.

На уроке рисования Елена Георгиевна предложила нарисовать рисунки по теме «Выходной день в моей семье». Практически все рисунки показывают на совместный отдых детей и родителей в выходной день. Это прогулка в парке, катание на лыжах, коньках или просто вечер в кругу семьи.

Для сравнения результатов такое же небольшое исследование провели в другой школе в 3 классе.

70 % детей ответили, что школа- это место, где нас учат.
80 % детей ответили, что класс – это помещение.
95 % детей ответили, учителя – это те люди, которые меня учат.

Ответы детей и родителей также не отличаются друг от друга, но самое страшное – это то, что для родителей: школа – это только номер школы, класс – это только номер класса, одноклассники – это только ребята, с которыми учится его ребенок.

Результаты этого исследования говорят о том, что благодаря активному участию семьи в школьной жизни детей, родителям легче понять своего ребенка и избежать многих проблем в воспитании. Да, конечно, от школы должна идти инициатива. Школа должна привлекать родителей, используя разные формы – встречи, беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместная деятельность по усовершенствованию школьной жизни. Но все старания наших учителей будут тщетны, если мы, родители, не будем помогать школе в воспитании детей.

Источник

Участие родителей в жизни класса

Как правило, участие родителей в жизни класса в начальной школе намного интенсивнее, чем в средней. Как же сделать так, чтобы столь активные пару лет назад родители не стали пассивными наблюдателями и продолжали интересоваться школьной жизнью детей?

Каждый классный руководитель, которому приходилось вести пятый класс, знает, что основными целями адаптационного периода для детей являются определение готовности школьников к обучению в новых условиях и оказание помощи детям с низким уровнем такой готовности. Таким образом, мы вплотную занимаемся учениками, частенько забыв про родителей. Нет-нет, не об “адаптации” родителей хотелось бы поговорить, а о степени их участия в жизни класса и школы.

Явка на общешкольные родительские собрания всегда высока именно за счет “началки”. Почему же родители учащихся средней школы перестают принимать активное участие в жизни класса?

Причин здесь несколько. Это и увеличившаяся самостоятельность их ребенка (часто детям неудобно, что их мама все ходит в школу, как будто они еще маленькие, и они сами зачастую этому препятствуют). Совсем недавно одна мама заявила: “Моей дочери уже двенадцатый год, взрослая совсем. Что же я до сих пор должна ходить и за нее краснеть?”

Сюда же относятся проблемы адаптационного периода, с которым сталкиваются не только дети, но и их родители (способность найти общий язык с каждым учителем-предметником иногда не под силу некоторым родителям).

Еще одна причина – возникновение новых, неожиданных для многих родителей трудностей с учебой и поведением, о которых они сначала внимательно слушают, а затем, махнув рукой в силу своей занятости, пускают все на самотек (например, проблемы подросткового возраста, когда иной раз родители не могут найти общий язык со своим ребенком).

И, конечно, определенную сложность создает новый классный руководитель, который занимается не только их детьми, но и имеет большое количество часов по предмету, что, естественно, ведет к ослаблению контроля, чему некоторые родители очень рады.

Да и сами учителя часто делают ошибки, о которых написано в любой книге по классному руководству – начинают разговор с родителями с жалоб и проблем, “выливают” на них весь негатив и ждут при этом понимания. Но при подобном “нападении на их чад” можно получить в ответ: “Мой ребенок самый лучший, вы у себя в школе порядок наведите”. Естественно, что в такой ситуации контакт с родителями будет потерян и понадобится приложить много усилий, чтобы наладить сотрудничество с этой семьей.

Я в своей работе классного руководителя всегда придерживаюсь такого правила – вызывать родителей в школу только тогда, когда без их вмешательства невозможно решить проблему. А таких ситуаций, поверьте мне, бывает не так много. Конечно, звонить родителям и ставить их в известность о “шалостях” их чада нужно, иногда просто необходимо, но вызов в школу должен быть “высшей мерой наказания”, иначе скоро это станет для них обыденностью и потеряет тот воспитательный эффект, на который мы всегда так надеемся.

Идеальная ситуация – вы заранее узнали, что в следующем году вам достанется пятый класс. Здесь намного проще обеспечить преемственность требований и работу с родителями. Как это можно сделать? Посещение совместных родительско-детских праздников, выступления на родительском собрании и представление вас в качестве будущего классного руководителя учителем начальных классов, знакомство родителей с вашими требованиями и пожеланиями, изучение личных дел учеников.

Но если вам не повезло и о своем назначении классным руководителем в пятом классе вы узнали лишь в конце августа, то свою работу нужно строить иначе.

Шаг первый. Не стоит откладывать знакомство с родителями до первого собрания, которое традиционно проходит лишь в конце первой четверти. Получая новый класс, не только пятый, я начинаю работать по созданной мною программе “Первое знакомство с семьей ученика”. В августе я организую посещения семей учеников своего класса, т.е. я планомерно обхожу всех. Это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни его семьи, его традиции и обычаи, духовные ценности, стиль общения между родителями и детьми. Кроме того, такие визиты положительно влияют на характер взаимоотношений педагога и родителей. Важно отметить, что изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

До первичного посещения семей я практиковала раздачу анкет ученикам, но эта форма работы оказалась не так эффективна. Кроме того, это не представляло возможности увидеть условия семейного воспитания своими глазами и познакомиться со всеми родителями. К тому, при личном контакте появляется шанс заинтересовать родителей и быстрее найти с ними общий язык.

Шаг второй. Чтобы увлечь детей, мотивировать их и родителей к совместной деятельности, новый учебный год нужно начинать ярко! Поэтому первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на его лучше пригласить всех родителей. Замечено, что на линейку первого сентября приходят практически все родители пятиклассников – попросите их подняться в класс. Подобное общее дело поможет вам ближе познакомиться с ребятами и поддержать их перед лицом ответственности выступления при родителях! После такого классного часа рекомендуется провести первое родительское собрание в новом для родителей статусе – “родители пятиклассника”. Какие памятные сувениры вы им вручите, зависит от вашей фантазии!

Кстати, о приглашениях и поздравлениях.

Шаг третий. Никогда не скупитесь на внимательное отношение к родителям! На каждое родительское собрание обязательно должно быть направлено индивидуальное приглашение. Например, на первое собрание первого сентября я делала такое приглашение-поздравление:

Уважаемые родители!

Поздравляю Вас с началом учебного года!

Ваш ребенок стал пятиклассником! Какие трудности встретятся на его пути, как с ними справиться? На эти и другие вопросы поможет ответить наша первая встреча. Организованное собрание состоится первого сентября после торжественной линейки. Я надеюсь, что ваше присутствие на собрании станет приятной красивой традицией нашего класса. С надеждой на встречу и сотрудничество.

Ваш классный руководитель.

Желательно иметь подобные приглашения на все последующие мероприятия, некоторые классные руководители даже пишут их в стихах. Также не забываем и о праздниках! Вас не поздравили родители? Зато мы поздравили их! А уж творчество их детей в качестве подарка – самое ценное, что вы можете подарить! На Новый год мы с моими пятиклассниками сделали специально для родителей календари на год.

Шаг четвертый. Памятки и полезная информация – то, что мы чаще всего называем “педагогическим просвещением родителей”, – должны обязательно быть на каждом родительском собрании. Внимание и предупредительность возможных проблем – вот что подкупает родителей.

Например, на первом родительском собрании будут уместны такие памятки:

Уважаемые родители!

Поздравляю Вас и Вашего ребенка с началом учебного года!

Желаю всем успехов в учебе!

Полезная информация родителям пятиклассников

Понаблюдайте за своим ребенком. Как пятиклассник он должен:

– уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;

– правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в делах и в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;

– стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;

– уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

– иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

– уметь общаться с другими взрослыми(продавцом, врачом и т.д.);

– предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.

Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка:

– попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода; спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе;

– воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах;

– регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми;

– по возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе, ребенок будет рад видеть вашу заинтересованность;

– помогайте ребенку делать домашнее задание, но не выполняйте его сами;

– поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка, появившиеся в связи с преподаванием новых предметов.

Пример памятки для тематического родительского собрания, посвященного режиму для школьника

Физиологические проблемы пятиклассников и режим дня

Памятка для родителей

– об увеличении физической и умственной нагрузки как следствии изменения режима дня школьника по сравнению с начальной школой;

– о быстром физиологическом взрослении многих детей, гормональном изменении в организме;

– об изменении в питании ребенка, связанном с его большей самостоятельностью.

– необходимость смены системы учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

– предупреждение близорукости, искривления позвоночника: наблюдение за правильной позой во время выполнения уроков, соблюдение светового режима;

– обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;

– закаливание ребенка, создание в доме спортивного уголка для обеспечения двигательной активности, занятия спортом, поддержка со стороны семьи;

– воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка как главных условий для сохранения его здоровья.

Тема памяток могут быть самыми разными: “Школьник и компьютер”, “Как сберечь здоровье” и т.д. При тщательной подготовке к родительскому собранию вы легко можете сами составить подобный текст.

Шаг пятый. Активно вовлекайте родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. Готовите сказку на День учителя? Пусть родители помогут детям подготовить костюмы, сочинить стихи. Поручите организовать видео и фотосъемку их выступления. Пригласите всех родителей на концерт – нет ничего лучше, чем порадоваться за своего ребенка! А уж как приятно будет ребенку! Проводите обычное чаепитие в классе? Сделайте его необычным! Родители могут не только накрыть на стол, но и побывать в роли членов жюри при проведении конкурсов и викторин. Собрались в поездку? Попросите родителей в ее организации, пригласите их поехать с вами, подключите к этому детей – к их “мольбам” они обязательно прислушаются! Идете на природу? А кто же будет помогать разжигать костер и играть с детьми в футбол? Только родители! Нужно поздравить мальчиков или девочек с праздником? Кто же сделает это лучше самых родных и близких? Подготовьте небольшие стихи к каждому подарку и попросите родителей поучаствовать в поздравлении! Справляете чей-то день рождения? Было бы здорово, если бы вместе с именинником пришли и его родители и получили свою долю поздравлений! Поощряйте инициативу родителей! Предложили сводить ребят в лес или на хоккейный матч? Здорово! Вы вместе все замечательно организуете!

Шаг шестой. Больше общайтесь с родителями. Как часто мы это делаем? Когда нужно сообщить о каком-то проступке? Рассказывайте также о достижениях ребенка, о его маленьких победах – родители обязательно ответят вам взаимной заинтересованностью.

Шаг седьмой. Обязательно благодарите родителей! Это могут быть элементарные слова благодарности по итогам четверти или прошедшего мероприятия. На общешкольной линейке можно устно отметить вклад родителей.

Шаг восьмой, самый трудный. Только доброжелательный стиль общения, искренность, заинтересованность, желание помочь их детям и им самим дадут тот результат, о котором мечтает каждый классный руководитель. Полюбить всех без исключения учеников и родителей мы не сможем – да никто и не заставляет это делать. Но уважать их и делать свое дело профессионально – наша обязанность. И тогда вы услышите те слова, ради которых стоит работать: “Наш классный руководитель самый лучший!”

Это лишь несколько советов, которые помогут вам не утратить доброго расположения родителей и связи с ними. Конечно, стопроцентного участия все равно не добиться, однако планомерная систематическая работа принесет свои плоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *