Чем влечет блока стихия лирика

Представление о стихии в лирике Блока

Представление о стихии становится для Блока подобием некой поэтический категории, которая органически входит в его мировоззрение и постоянно присутствует в его записях и статьях. Именно в то время Блок сформулировал основополагающую для себя трагическую антиномию стихии и цивилизации (тогда он называл еще цивилизацию культурой). По его мнению, цивилизация-культура находится под ударом угрожающей ей стихий.

Причем носителем стихийного начала в пределах этой антиномии представлялись Блоку не только природные силы, но и народная масса,

Комплекс мыслей и представлений о стихии был непосредственно связан у Блока с тем, что он называл “музыкой”. Поэтическая категория “музыки”, такая же основополагающая для Блока, как и категория “стихии”, складывалась в его сознании уже в раннюю эпоху, в период “тезы”, как называл его Блок, и получила

Если “Прекрасную Даму” Блока можно в какой-то мере рассматривать как поэтическую метафору гармонической, светлой основы мира, взятой преимущественно в статическом разрезе (“Неподвижность”), то “музыкой” он считал ту же основу, увиденную в динамическом аспекте, без прямой ориентации на софианство и теологизм.

Категория “музыки” полигенетична у Блока. Он а восходит к пифагорейцам, к Григорию Нисскому, к Новалису, Вакеиродеру, Гоголю, Шопенгауэру, особенно к трактату Ницше “Рождение трагедии”, которым Блок зачитывался, и к Рихарду Вагнеру, в этом смысле единомышленнику Ницше. “Музыка” для Блока, как и “стихия”, пребывает в природе, в душе народа и в душе человека. Идея “музыки”, как уже говорилось, связана с идеей стихийности и вместе с тем перерастает эту идею (об этом перерастании будет сказано ниже).

Творческая сила, органичность и непосредственность Блока в значительной мере зависели от близости его к “стихии”. В этой близости он находил ту непреднамеренность, от которой зависела убедительность, мощь его поэзии, враждебной любому доктринерству и догматизму. Он действительно имел право заявить о подлинности, неотменимое всего того, а правильнее было бы сказать – только того, что им “было написано в согласии со стихией”. В жизни Блока были моменты, когда не только свое, но и всякое искусство он готов был сводить к стихийному началу.

Блок утверждал тогда, что искусство – “голос стихий и стихийная сила; в этом – его единственное назначение, его смысл и цель, все остальное – надстройка над ним, дело беспокойных рук цивилизации” (1919,VI, 109).

Конечно, нельзя отрицать момента стихийности и в “Стихах о Прекрасной Даме”, но только во втором периоде развития эта стихийность, как уже говорилось, достигла у Блока своего максимального выражения (особенно в “Снежной Маске”) и явилась главным отличительным признаком его творчества того времени. “Литературное событие дня, – писал Вяч. Иванов в начале 1907 года Валерию Брюсову, “Снежная Маска” А. Блока, которая уже набирается (…) Я придаю им (стихам) величайшее значение. По-моему, это апогей приближения нашей лирики к стихии музыки. Блок раскрывается здесь впервые вполне, и притом по-новому, как поэт истинно дионисийских и демонических, глубоко оккультных переживаний.

Звук, ритмика и ассонансы пленительны. Упоительное, хмельное движение, хмель метели, нега Гафиза в снежном кружении. Дивная тоска и дивная певучая сила!”! Неудивительно, что эти строки принадлежат именно Вяч.

Иванову, проповеднику дионисийства в русском символизме, и что они относятся именно к “Снежной Маске”, кульминирующей стихийные устремления Блока эпохи второго тома – “антитезы”.

Но органические духовные начала и потенции, возникавшие в эволюции поэтического мира Блока, не исчезали и на последующих ее этапах, а только трансформировались. Это свойство Блока вполне подтверждается и по отношению к стихийности его творчества. Поэзия Блока в какой-то мере сохраняла свой стихийный характер до конца.

Однако в неограниченнойвласти стихийного начала Блок почувствовал опасность едва ли не в то же самое время, когда эта власть укрепилась в его творчестве, в ту пору, когда он писал свою статью “О лирике”, и даже раньше того (об этом мы можем судить также по тексту “Снежной Маски”). И эту опасность почувствовал не. только он сам, но и его современники. Один из них, критик Н. Н. Русов, в своей статье о “Снежной Маске” писал по этому поводу: “Поэзия и душа А. Блока развеялась, расплылась в вихре метели и кружится, почти без очертаний, без упругости. Она не переживает ни одного сильного чувства, как месть, гордость или обида…

Душа А. Блока как бы плавает по воздушному океану неуловимых видений и смутных колебаний. И не чувствуется возможности центра, который бы собрал вокруг себя в один стальной комок эту душу…”

Понятие стихии само по себе абстрактно, но в приложении к различным сферам жизни может наполняться различным содержанием, проявляя себя как особенное по отношению к всеобщему. Так, например, неорганизованные, анархические восстания крестьян и черносотенные погромы, если они не были инспирированы правительством, биржевой ажиотаж, разгул и прожигание жизни в больших городах или фрондирующее своеволие индивидуалистической богемы – все это стихийные явления, но имеющие различное, отчасти противоположное значение. Или концепции “стихийного миропонимания” в философском и литературном выражении: темная стихия тютчевского хаоса или безумная “мировая воля” Шопенгауэра совсем не то, что творческий поток жизни, живая длительность Бергсона, или народное “роевое начало” в “Войне и мире”, или культ биологической жизненности у Хемингуэя, или принцип самодовлеющего и исключающего другие формы интуитивизма в познании (своего рода гносеологическая стихийность).

Related posts:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Рубрики

Цитатник

Превращение хлама в оригинальные вещицы Если на вашей кухне скопилось слишком много непри.

Коллекция Alberta Ferretti Limited Edition S/S 2016 Couture Alberta Ferretti предста.

Лучший дизайнер России по мнению звезд Несколько дней назад я наткнулась на одном те.

Картофельные зразы с печёночной начинкой из детства Ингредиенты для зраз.

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Статистика

Стихия любви захватила Блока.

Стихия любви захватила Блока. Он, раньше четко разделявший любовь плотскую и любовь духовную, в этот раз смог наконец их соединить|Серафима Чеботарь

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика
Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика
Блок Александр 20 февраля 1916 года

В жизни Александра Блока было много романтизма, но мало любви. Чувство к жене, Любови Дмитриевне Менделеевой, поэт сохранил на всю жизнь, но оно было так густо приправлено философскими идеями, не позволявшими видеть в любимой женщине ничего, кроме воплощения Вечной Женственности, что собственно любви и не получилось: после четырех лет братского сожития и поэтического воспевания Любовь Дмитриевна настолько устала и от поэзии, и от философии, что демонстративно ушла с головой в любовные романы, только уже не с мужем.

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика
Любовь Менделеева и Александр Блок. Фото 1903 года.

Роман Блока с актрисой Натальей Волоховой был страстным, бурным, но коротким; Волохова сама отказалась от своего места рядом с Блоком, поняв, что ей не по силам выдерживать бушевавшее в нем пламя страстей. И последняя, быть может, самая сильная любовь явилась Блоку в образе Кармен в 1913 году…

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика
Наталья Волохова

Одним из самых ярких театральных событий петербургской осенью 1913 года была постановка оперы «Кармен» в театре Музыкальной драмы. Партию Кармен исполняла Любовь Александровна Дельмас, по мужу Андреева.

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирикаРодом из Чернигова, Любовь Тишинская (по сцене – Дельмас) была до этого мало известна столичной публике. Хоть она и пела в «Русских сезонах» вместе с Шаляпиным, но Кармен стала ее первым – и по сути последним успехом. Ей было тридцать четыре года, она была замужем за известным басом-баритоном Мариинки Андреевым. Страстная, яркая, полная внутреннего огня Дельмас как нельзя лучше соответствовала образу Кармен, неизменно покоряя зрителей. Покорила она и Блока, который был на премьере. После этого он еще несколько раз был на спектакле. Потом он записал в дневнике: «С первой минуты не было ничего общего ни с одной из моих встреч… Буря музыки ивлекущая колдунья… какое-то медленное помолодение души».

Она не была красивой – тяжелая, коренастая фигура, грубоватые черты лица; по-настоящему красивы были только ее густые, золотисто-рыжие волосы. Но огонь, горевший внутри, стихийность, способность на сильное чувство – вот что всегда привлекало Блока в женщинах. Он пишет ей анонимные письма, в которых, путаясь в словах, словно неумелый студент, рассказывает ей о своей «проклятой влюбленности», посылает охапки роз, посвящает ей стихи… За две недели Блок написал полтора десятка стихотворений, из которых потом составился цикл «Кармен».

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика
Любовь Александровна Андреева-Дельмас в роли Кармен

Он все еще не решается с нею познакомиться – только звонит ей по телефону, не осмеливаясь заговорить, гуляет под ее окнами – по иронии судьбы, она живет чуть ли не в соседнем с ним доме, на Офицерской улице. Наконец, 27 марта, в день последнего в сезоне представления «Кармен», он передал Дельмас записку с номером телефона и просьбой позвонить. Она позвонила во втором часу ночи; на следующий день они встретились.

Стихия любви захватила Блока. Он, раньше четко разделявший любовь плотскую и любовь духовную, в этот раз смог наконец их соединить. Любовь Дельмас вдохновляла его на великолепные стихотворения, и в то же время была для него реальной, живой женщиной, чье тело сводило его с ума. Влюбленные виделись каждый день, подолгу гуляя по улицам Петербурга. Все, кто видел их вместе, поражались тому, как идеально они дополняли друг друга: полная радостной жизни Дельмас и утонченно-поэтический Блок. На литературном вечере, состоявшемся в годовщину их знакомства, они выступали вместе: Блок читал свои произведения, Дельмас пела романсы, написанные на его стихи. Он не отводил от нее взгляда, полного обожания…

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика

Сама Любовь Александровна не сразу отдалась чувству с такой же страстью, как Блок. Она была замужем, любила мужа, была чужда моде того времени «презирать условности»; кроме того, напор чувств Блока мог испугать кого угодно. Но постепенно и ее подхватил тот вихрь, имя которому – любовь. Ночью 7 июня она позвонила ему: «Я вас никогда не забуду, вас нельзя забыть. Вы – переворот в моей жизни…»

В этот день они прощались: он уезжал в Шахматово, она – в Чернигов. Гуляли по Таврическому саду, искали счастливые «пятерики» в кустах сирени. И потом снова письма и стихи, до новой встречи…

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика

Однако, как это всегда было у Блока, сильное чувство не могло продолжаться долго – по самой своей природе он ценил в любви больше ту боль, что она приносила, чем ее радости. Он считал, что его удел как человека и как поэта – страдания и потери. Дельмас же, оптимистка по природе, не могла с этим согласиться. Постепенно их роман сходил на нет. 1 августа Блок записал в дневнике: «Уже холодею». Еще через месяц он заявил ей о разрыве.

Она пыталась бороться; искала поводы для встреч, посылала письма… Но Блок уже не думает о ней; он снова вернулся к жене, его окружают другие женщины – Елизавета Кузьмина-Караваева, поэтесса Надежда Нолле, барышни-курсистки… Любовь Дельмас продолжает находиться рядом: летом 1915 года она гостит в Шахматове, по вечерам поет романсы и арии из опер. Они снова много разговаривают с Блоком – и снова обнаруживают, что между ними – пропасть непонимания. Вышедшую осенью поэму «Соловьиный сад» Блок преподнес Дельмас с надписью – «Той, кто поет в Соловьином саду». Поэма о человеке, прельстившегося прелестью прекрасного Соловьиного сада, а затем сбежавшего оттуда, стала эпитафией их любви…

Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть фото Чем влечет блока стихия лирика. Смотреть картинку Чем влечет блока стихия лирика. Картинка про Чем влечет блока стихия лирика. Фото Чем влечет блока стихия лирика
Любовь Александровна Дельмас (слева) с сестрой. 1900-ые годы.

Их близкие отношения продолжались до середины 1917 года. Но это была уже только «плоть, без души». Их когда-то страстный роман постепенно перегорел в простую дружбу – она продолжалась до самой смерти Блока, наступившей 7 августа 1921 года. Перед смертью он успел сказать, чтобы ей вернули ее письма. Она сожгла их – теперь вместо нее говорят его стихи.

Источник

«Представление о стихии в лирике Блока»

Представление о стихии становится для Блока подобием некой поэтический категории, которая органически входит в его мировоззрение и постоянно присутствует в его записях и статьях. Именно в то время Блок сформулировал основополагающую для себя трагическую антиномию стихии и цивилизации (тогда он называл еще цивилизацию культурой). По его мнению, цивилизация-культура находится под ударом угрожающей ей стихий.

Причем носителем стихийного начала в пределах этой антиномии представлялись Блоку не только природные силы, но и народная масса, народная Россия, которых он считал по своей сути подобными природе и в которых видел источник жизненной энергии и обещание будущего (стихотворение «Русь», статьи «Поэзия заговоров и заклинаний», 1906; «Девушка розовой калитки и муравьиный царь», 1906; «Стихия и культура», 1908).

Если «Прекрасную Даму» Блока можно в какой-то мере рассматривать как поэтическую метафору гармонической, светлой основы мира, взятой преимущественно в статическом разрезе («Неподвижность»), то «музыкой» он считал ту же основу, увиденную в динамическом аспекте, без прямой ориентации на софианство и теологизм.

Категория «музыки» полигенетична у Блока. Он а восходит к пифагорейцам, к Григорию Нисскому, к Новалису, Вакеиродеру, Гоголю, Шопенгауэру, особенно к трактату Ницше «Рождение трагедии», которым Блок зачитывался, и к Рихарду Вагнеру, в этом смысле единомышленнику Ницше. «Музыка» для Блока, как и «стихия», пребывает в природе, в душе народа и в душе человека. Идея «музыки», как уже говорилось, связана с идеей стихийности и вместе с тем перерастает эту идею (об этом перерастании будет сказано ниже).

Но органические духовные начала и потенции, возникавшие в эволюции поэтического мира Блока, не исчезали и на последующих ее этапах, а только трансформировались. Это свойство Блока вполне подтверждается и по отношению к стихийности его творчества. Поэзия Блока в какой-то мере сохраняла свой стихийный характер до конца.

Однако в неограниченнойвласти стихийного начала Блок почувствовал опасность едва ли не в то же самое время, когда эта власть укрепилась в его творчестве, в ту пору, когда он писал свою статью «О лирике», и даже раньше того (об этом мы можем судить также по тексту «Снежной Маски»). И эту опасность почувствовал не. только он сам, но и его современники. Один из них, критик Н. Н. Русов, в своей статье о «Снежной Маске» писал по этому поводу: «Поэзия и душа А. Блока развеялась, расплылась в вихре метели и кружится, почти без очертаний, без упругости. Она не переживает ни одного сильного чувства, как месть, гордость или обида… Душа А. Блока как бы плавает по воздушному океану неуловимых видений и смутных колебаний. И не чувствуется возможности центра, который бы собрал вокруг себя в один стальной комок эту душу…»

Источник

Стихия в творчестве А. Блока (ЕГЭ по литературе)

Стихия влечет лишь тех, кто, по образному выражению Марины Цветаевой, родился с «крылатой» душой. Именно такой была душа поэта и человека Александра Блока.

Родство со стихией, единство с нею, ощущение своей принадлежности к ней делает человека выше, чище, не дает ему жить спокойной, лишенной поисков и открытий жизнью. Общеизвестно блоковское: «И вечный бой, покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль летит, летит степная кобылица и мнет ковыль. ».

Этот образ летящей по степи кобылицы — словно воплощенный образ самой стихии, самой России, самого времени, бег которого не дано остановить никому. А вот еще одно из воплощений стихии, столь любимой Блоком, — ветер. Образ ветра проходит через всё творчество поэта. Во втором стихотворении цикла «Стихи о Прекрасной Даме» ветер приносит издалека «песни весенней намек», намек на встречу с Нею, Владычицей Вселенной, намек на счастье; он приносит Её «звучные песни», полные нежности и любви. Это — начало творчества. В конце же будет поэма «Двенадцать», в которой образ ветра станет одним из главных. Это уже иной ветер — зловещий, подобный вселенскому урагану, сметающему все на своем пути. Этот ветер зло и радостно будет расправляться с представителями старого мира: буржуем, писателем-витией, попом, барыней в каракуле.

Ветер позовет из дома в дорогу Германа, героя романа «Песня судьбы». Тот бросит всё — тепло, уют, покой — и отправится на поиски счастья. И тут же вспоминается блоковское: «Нет, лучше сгинуть в стуже лютой. Уюта нет, покоя нет!».

Стихия влечет Блока ещё и тем, что пробуждает вего душе творческое начало. В стихотворении «Поэты» он противопоставляет сытую, благополучную жизнь обывателей, «довольных собой и женой, своей конституцией куцей», неустроенной жизни поэтов.

Не случайно героини двух любовных циклов стихов А. Блока («Снежная маска» и «Кармен») самим существованием своим словно олицетворяют стихию.

Герой чувствует удивительное родство своей души с душою Кармен, которая «сама себе закон», для которой мир земной «лишь красный облак дыма. ». В последнем стихотворении цикла он признается: «Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен». И ещё есть особая стихия, влекущая поэта, — жизнь. «Узнаю тебя, жизнь, принимаю и приветствую звоном щита!» — напишет он в одном из своих стихотворений. Какой бы ни была жизнь — тягостной, неустроенной, неблагополучной, — все равно: принимаю, даже «за мученья», даже «за гибель».

Может быть, именно поэтому в качестве эпиграфа к творчеству Блока хочется взять его стихотворение из цикла.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

С5- Какое значение в творчестве А.А.Блока имеет образ стихии?

Александр Александрович Блок- великий русский поэт конца 19- начала 20 века. Его творчество является яркой страницей в истории искусства. Он написал такие известные произведения, как «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «О, я хочу безумно жить», «Россия» и многие другие. Так же ему принадлежат такие циклы стихов, как «Стихи о Прекрасной Даме», «Город», «Снежная маска», «Страшный мир» и так далее.

Но одной из признанных вершин творчества А.А.Блока и русской поэзии в целом считается поэма «Двенадцать». Она была написана в 1918 году и в ней изображена октябрьская революция. Блок говорил после написания своей поэмы: «Сегодня я- гений». Действительно, я считаю что он написал величайшее произведение. Блок был захвачен стихийностью революции и изобразил её в поэме. Образ ветра сопровождает события от начала до конца произведения, и к финалу он перерастает во вьюгу: «Чёрный вечер, белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек»(первые строки произведения), « Впереди с кровавым флагом, и за вьюгой невидим…»(одни из последних строк произведения). Гуляющая стихия, которая превращается в пылящую пургу, является символом революции, хаоса, перемен. «Мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови». В этих строках появляется образ другой стихии- огня. С одной стороны, он символизирует жар, тепло революции- перемены к лучшему, с другой разрушения и горе народа.

В творчестве А.А.Блока важную роль играет образ стихии. Через него автор раскрывает сущность тех или иных событий, описываемых в произведении. Этими неоднозначными символами А.А.Блок так же показывает несколько сторон одного явления и его неопределённость.

С5- Каким образом финал поэмы «Двенадцать» А.А.Блока связан с её основным содержанием?

Поэма «Двенадцать» А.Блока изображает события истории начала 20 века, а именно революцию 1917 года. Автор показывает новый и старый мир, это проявляется в резком противопоставлении(антитезе) на протяжении всей поэмы, например: «Чёрный вечер. Белый снег». А.Блок таким образом подчёркивает неоднозначность этого события, он и поддерживает революцию, и одновременно осуждает её. С одной стороны: Иисус Христос, который «несёт в себе освобождение народа», а с другой: горе и убийства, которые приносят красногвардейцы.

Финал поэмы «Двенадцать» отражает её основное содержание. Он показывает старый мир, который «ковыляет позади, как голодный пёс», и противопоставляет ему новый мир, революционное движение, которое «идёт державным шагом» вслед за Иисусом Христосом. Автор изображает его с помощью антитезы и ярких эпитетов: «С кровавым флагом. В белом венчике из роз».

Но кроме противостояния нового и старого мира с политической и идеологической точки зрения, поэма имеет более широкий философский характер, в ней изображено столкновение разных стихий- народной, природной, и внеземной. Конфликт произведения- столкновение добра и зла, хаоса и спокойствия, мира и войны, света и тьмы в каждом человеке.

«Двенадцать»-число апостолов, учеников Иисуса. Весь путь, которым идут герои поэмы- это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии, Иисус Христос наставляет и направляет в верном направлении. И это ярко изображено в финальных строчках произведения. «В белом венчике из роз- Впереди- Исус Христос», эти слова олицетворяют надежду на светлое будущее и, несмотря на убийства со стороны революционеров, возрождение человечности в людях.

Борьба миров- это основное содержание поэмы А.Блока «Двенадцать». Это, прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе всего тёмного и страшного, становление и «истинный» гуманный путь, которое может обеспечить светлое будущее всему человечеству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *