Чем влечет блока стихия лирика
Представление о стихии в лирике Блока
Представление о стихии становится для Блока подобием некой поэтический категории, которая органически входит в его мировоззрение и постоянно присутствует в его записях и статьях. Именно в то время Блок сформулировал основополагающую для себя трагическую антиномию стихии и цивилизации (тогда он называл еще цивилизацию культурой). По его мнению, цивилизация-культура находится под ударом угрожающей ей стихий.
Причем носителем стихийного начала в пределах этой антиномии представлялись Блоку не только природные силы, но и народная масса,
Комплекс мыслей и представлений о стихии был непосредственно связан у Блока с тем, что он называл “музыкой”. Поэтическая категория “музыки”, такая же основополагающая для Блока, как и категория “стихии”, складывалась в его сознании уже в раннюю эпоху, в период “тезы”, как называл его Блок, и получила
Если “Прекрасную Даму” Блока можно в какой-то мере рассматривать как поэтическую метафору гармонической, светлой основы мира, взятой преимущественно в статическом разрезе (“Неподвижность”), то “музыкой” он считал ту же основу, увиденную в динамическом аспекте, без прямой ориентации на софианство и теологизм.
Категория “музыки” полигенетична у Блока. Он а восходит к пифагорейцам, к Григорию Нисскому, к Новалису, Вакеиродеру, Гоголю, Шопенгауэру, особенно к трактату Ницше “Рождение трагедии”, которым Блок зачитывался, и к Рихарду Вагнеру, в этом смысле единомышленнику Ницше. “Музыка” для Блока, как и “стихия”, пребывает в природе, в душе народа и в душе человека. Идея “музыки”, как уже говорилось, связана с идеей стихийности и вместе с тем перерастает эту идею (об этом перерастании будет сказано ниже).
Творческая сила, органичность и непосредственность Блока в значительной мере зависели от близости его к “стихии”. В этой близости он находил ту непреднамеренность, от которой зависела убедительность, мощь его поэзии, враждебной любому доктринерству и догматизму. Он действительно имел право заявить о подлинности, неотменимое всего того, а правильнее было бы сказать – только того, что им “было написано в согласии со стихией”. В жизни Блока были моменты, когда не только свое, но и всякое искусство он готов был сводить к стихийному началу.
Блок утверждал тогда, что искусство – “голос стихий и стихийная сила; в этом – его единственное назначение, его смысл и цель, все остальное – надстройка над ним, дело беспокойных рук цивилизации” (1919,VI, 109).
Конечно, нельзя отрицать момента стихийности и в “Стихах о Прекрасной Даме”, но только во втором периоде развития эта стихийность, как уже говорилось, достигла у Блока своего максимального выражения (особенно в “Снежной Маске”) и явилась главным отличительным признаком его творчества того времени. “Литературное событие дня, – писал Вяч. Иванов в начале 1907 года Валерию Брюсову, “Снежная Маска” А. Блока, которая уже набирается (…) Я придаю им (стихам) величайшее значение. По-моему, это апогей приближения нашей лирики к стихии музыки. Блок раскрывается здесь впервые вполне, и притом по-новому, как поэт истинно дионисийских и демонических, глубоко оккультных переживаний.
Звук, ритмика и ассонансы пленительны. Упоительное, хмельное движение, хмель метели, нега Гафиза в снежном кружении. Дивная тоска и дивная певучая сила!”! Неудивительно, что эти строки принадлежат именно Вяч.
Иванову, проповеднику дионисийства в русском символизме, и что они относятся именно к “Снежной Маске”, кульминирующей стихийные устремления Блока эпохи второго тома – “антитезы”.
Но органические духовные начала и потенции, возникавшие в эволюции поэтического мира Блока, не исчезали и на последующих ее этапах, а только трансформировались. Это свойство Блока вполне подтверждается и по отношению к стихийности его творчества. Поэзия Блока в какой-то мере сохраняла свой стихийный характер до конца.
Однако в неограниченнойвласти стихийного начала Блок почувствовал опасность едва ли не в то же самое время, когда эта власть укрепилась в его творчестве, в ту пору, когда он писал свою статью “О лирике”, и даже раньше того (об этом мы можем судить также по тексту “Снежной Маски”). И эту опасность почувствовал не. только он сам, но и его современники. Один из них, критик Н. Н. Русов, в своей статье о “Снежной Маске” писал по этому поводу: “Поэзия и душа А. Блока развеялась, расплылась в вихре метели и кружится, почти без очертаний, без упругости. Она не переживает ни одного сильного чувства, как месть, гордость или обида…
Душа А. Блока как бы плавает по воздушному океану неуловимых видений и смутных колебаний. И не чувствуется возможности центра, который бы собрал вокруг себя в один стальной комок эту душу…”
Понятие стихии само по себе абстрактно, но в приложении к различным сферам жизни может наполняться различным содержанием, проявляя себя как особенное по отношению к всеобщему. Так, например, неорганизованные, анархические восстания крестьян и черносотенные погромы, если они не были инспирированы правительством, биржевой ажиотаж, разгул и прожигание жизни в больших городах или фрондирующее своеволие индивидуалистической богемы – все это стихийные явления, но имеющие различное, отчасти противоположное значение. Или концепции “стихийного миропонимания” в философском и литературном выражении: темная стихия тютчевского хаоса или безумная “мировая воля” Шопенгауэра совсем не то, что творческий поток жизни, живая длительность Бергсона, или народное “роевое начало” в “Войне и мире”, или культ биологической жизненности у Хемингуэя, или принцип самодовлеющего и исключающего другие формы интуитивизма в познании (своего рода гносеологическая стихийность).
Related posts:
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Рубрики
—Цитатник
Превращение хлама в оригинальные вещицы Если на вашей кухне скопилось слишком много непри.
Коллекция Alberta Ferretti Limited Edition S/S 2016 Couture Alberta Ferretti предста.
Лучший дизайнер России по мнению звезд Несколько дней назад я наткнулась на одном те.
Картофельные зразы с печёночной начинкой из детства Ингредиенты для зраз.
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Стихия любви захватила Блока.
Стихия любви захватила Блока. Он, раньше четко разделявший любовь плотскую и любовь духовную, в этот раз смог наконец их соединить|Серафима Чеботарь
Блок Александр 20 февраля 1916 года
В жизни Александра Блока было много романтизма, но мало любви. Чувство к жене, Любови Дмитриевне Менделеевой, поэт сохранил на всю жизнь, но оно было так густо приправлено философскими идеями, не позволявшими видеть в любимой женщине ничего, кроме воплощения Вечной Женственности, что собственно любви и не получилось: после четырех лет братского сожития и поэтического воспевания Любовь Дмитриевна настолько устала и от поэзии, и от философии, что демонстративно ушла с головой в любовные романы, только уже не с мужем.
Любовь Менделеева и Александр Блок. Фото 1903 года.
Роман Блока с актрисой Натальей Волоховой был страстным, бурным, но коротким; Волохова сама отказалась от своего места рядом с Блоком, поняв, что ей не по силам выдерживать бушевавшее в нем пламя страстей. И последняя, быть может, самая сильная любовь явилась Блоку в образе Кармен в 1913 году…
Наталья Волохова
Одним из самых ярких театральных событий петербургской осенью 1913 года была постановка оперы «Кармен» в театре Музыкальной драмы. Партию Кармен исполняла Любовь Александровна Дельмас, по мужу Андреева.
Родом из Чернигова, Любовь Тишинская (по сцене – Дельмас) была до этого мало известна столичной публике. Хоть она и пела в «Русских сезонах» вместе с Шаляпиным, но Кармен стала ее первым – и по сути последним успехом. Ей было тридцать четыре года, она была замужем за известным басом-баритоном Мариинки Андреевым. Страстная, яркая, полная внутреннего огня Дельмас как нельзя лучше соответствовала образу Кармен, неизменно покоряя зрителей. Покорила она и Блока, который был на премьере. После этого он еще несколько раз был на спектакле. Потом он записал в дневнике: «С первой минуты не было ничего общего ни с одной из моих встреч… Буря музыки ивлекущая колдунья… какое-то медленное помолодение души».
Она не была красивой – тяжелая, коренастая фигура, грубоватые черты лица; по-настоящему красивы были только ее густые, золотисто-рыжие волосы. Но огонь, горевший внутри, стихийность, способность на сильное чувство – вот что всегда привлекало Блока в женщинах. Он пишет ей анонимные письма, в которых, путаясь в словах, словно неумелый студент, рассказывает ей о своей «проклятой влюбленности», посылает охапки роз, посвящает ей стихи… За две недели Блок написал полтора десятка стихотворений, из которых потом составился цикл «Кармен».
Любовь Александровна Андреева-Дельмас в роли Кармен
Он все еще не решается с нею познакомиться – только звонит ей по телефону, не осмеливаясь заговорить, гуляет под ее окнами – по иронии судьбы, она живет чуть ли не в соседнем с ним доме, на Офицерской улице. Наконец, 27 марта, в день последнего в сезоне представления «Кармен», он передал Дельмас записку с номером телефона и просьбой позвонить. Она позвонила во втором часу ночи; на следующий день они встретились.
Стихия любви захватила Блока. Он, раньше четко разделявший любовь плотскую и любовь духовную, в этот раз смог наконец их соединить. Любовь Дельмас вдохновляла его на великолепные стихотворения, и в то же время была для него реальной, живой женщиной, чье тело сводило его с ума. Влюбленные виделись каждый день, подолгу гуляя по улицам Петербурга. Все, кто видел их вместе, поражались тому, как идеально они дополняли друг друга: полная радостной жизни Дельмас и утонченно-поэтический Блок. На литературном вечере, состоявшемся в годовщину их знакомства, они выступали вместе: Блок читал свои произведения, Дельмас пела романсы, написанные на его стихи. Он не отводил от нее взгляда, полного обожания…
Сама Любовь Александровна не сразу отдалась чувству с такой же страстью, как Блок. Она была замужем, любила мужа, была чужда моде того времени «презирать условности»; кроме того, напор чувств Блока мог испугать кого угодно. Но постепенно и ее подхватил тот вихрь, имя которому – любовь. Ночью 7 июня она позвонила ему: «Я вас никогда не забуду, вас нельзя забыть. Вы – переворот в моей жизни…»
В этот день они прощались: он уезжал в Шахматово, она – в Чернигов. Гуляли по Таврическому саду, искали счастливые «пятерики» в кустах сирени. И потом снова письма и стихи, до новой встречи…
Однако, как это всегда было у Блока, сильное чувство не могло продолжаться долго – по самой своей природе он ценил в любви больше ту боль, что она приносила, чем ее радости. Он считал, что его удел как человека и как поэта – страдания и потери. Дельмас же, оптимистка по природе, не могла с этим согласиться. Постепенно их роман сходил на нет. 1 августа Блок записал в дневнике: «Уже холодею». Еще через месяц он заявил ей о разрыве.
Она пыталась бороться; искала поводы для встреч, посылала письма… Но Блок уже не думает о ней; он снова вернулся к жене, его окружают другие женщины – Елизавета Кузьмина-Караваева, поэтесса Надежда Нолле, барышни-курсистки… Любовь Дельмас продолжает находиться рядом: летом 1915 года она гостит в Шахматове, по вечерам поет романсы и арии из опер. Они снова много разговаривают с Блоком – и снова обнаруживают, что между ними – пропасть непонимания. Вышедшую осенью поэму «Соловьиный сад» Блок преподнес Дельмас с надписью – «Той, кто поет в Соловьином саду». Поэма о человеке, прельстившегося прелестью прекрасного Соловьиного сада, а затем сбежавшего оттуда, стала эпитафией их любви…
Любовь Александровна Дельмас (слева) с сестрой. 1900-ые годы.
Их близкие отношения продолжались до середины 1917 года. Но это была уже только «плоть, без души». Их когда-то страстный роман постепенно перегорел в простую дружбу – она продолжалась до самой смерти Блока, наступившей 7 августа 1921 года. Перед смертью он успел сказать, чтобы ей вернули ее письма. Она сожгла их – теперь вместо нее говорят его стихи.
«Представление о стихии в лирике Блока»
Представление о стихии становится для Блока подобием некой поэтический категории, которая органически входит в его мировоззрение и постоянно присутствует в его записях и статьях. Именно в то время Блок сформулировал основополагающую для себя трагическую антиномию стихии и цивилизации (тогда он называл еще цивилизацию культурой). По его мнению, цивилизация-культура находится под ударом угрожающей ей стихий.
Причем носителем стихийного начала в пределах этой антиномии представлялись Блоку не только природные силы, но и народная масса, народная Россия, которых он считал по своей сути подобными природе и в которых видел источник жизненной энергии и обещание будущего (стихотворение «Русь», статьи «Поэзия заговоров и заклинаний», 1906; «Девушка розовой калитки и муравьиный царь», 1906; «Стихия и культура», 1908).
Если «Прекрасную Даму» Блока можно в какой-то мере рассматривать как поэтическую метафору гармонической, светлой основы мира, взятой преимущественно в статическом разрезе («Неподвижность»), то «музыкой» он считал ту же основу, увиденную в динамическом аспекте, без прямой ориентации на софианство и теологизм.
Категория «музыки» полигенетична у Блока. Он а восходит к пифагорейцам, к Григорию Нисскому, к Новалису, Вакеиродеру, Гоголю, Шопенгауэру, особенно к трактату Ницше «Рождение трагедии», которым Блок зачитывался, и к Рихарду Вагнеру, в этом смысле единомышленнику Ницше. «Музыка» для Блока, как и «стихия», пребывает в природе, в душе народа и в душе человека. Идея «музыки», как уже говорилось, связана с идеей стихийности и вместе с тем перерастает эту идею (об этом перерастании будет сказано ниже).
Но органические духовные начала и потенции, возникавшие в эволюции поэтического мира Блока, не исчезали и на последующих ее этапах, а только трансформировались. Это свойство Блока вполне подтверждается и по отношению к стихийности его творчества. Поэзия Блока в какой-то мере сохраняла свой стихийный характер до конца.
Однако в неограниченнойвласти стихийного начала Блок почувствовал опасность едва ли не в то же самое время, когда эта власть укрепилась в его творчестве, в ту пору, когда он писал свою статью «О лирике», и даже раньше того (об этом мы можем судить также по тексту «Снежной Маски»). И эту опасность почувствовал не. только он сам, но и его современники. Один из них, критик Н. Н. Русов, в своей статье о «Снежной Маске» писал по этому поводу: «Поэзия и душа А. Блока развеялась, расплылась в вихре метели и кружится, почти без очертаний, без упругости. Она не переживает ни одного сильного чувства, как месть, гордость или обида… Душа А. Блока как бы плавает по воздушному океану неуловимых видений и смутных колебаний. И не чувствуется возможности центра, который бы собрал вокруг себя в один стальной комок эту душу…»
Стихия в творчестве А. Блока (ЕГЭ по литературе)
Стихия влечет лишь тех, кто, по образному выражению Марины Цветаевой, родился с «крылатой» душой. Именно такой была душа поэта и человека Александра Блока.
Родство со стихией, единство с нею, ощущение своей принадлежности к ней делает человека выше, чище, не дает ему жить спокойной, лишенной поисков и открытий жизнью. Общеизвестно блоковское: «И вечный бой, покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль летит, летит степная кобылица и мнет ковыль. ».
Этот образ летящей по степи кобылицы — словно воплощенный образ самой стихии, самой России, самого времени, бег которого не дано остановить никому. А вот еще одно из воплощений стихии, столь любимой Блоком, — ветер. Образ ветра проходит через всё творчество поэта. Во втором стихотворении цикла «Стихи о Прекрасной Даме» ветер приносит издалека «песни весенней намек», намек на встречу с Нею, Владычицей Вселенной, намек на счастье; он приносит Её «звучные песни», полные нежности и любви. Это — начало творчества. В конце же будет поэма «Двенадцать», в которой образ ветра станет одним из главных. Это уже иной ветер — зловещий, подобный вселенскому урагану, сметающему все на своем пути. Этот ветер зло и радостно будет расправляться с представителями старого мира: буржуем, писателем-витией, попом, барыней в каракуле.
Ветер позовет из дома в дорогу Германа, героя романа «Песня судьбы». Тот бросит всё — тепло, уют, покой — и отправится на поиски счастья. И тут же вспоминается блоковское: «Нет, лучше сгинуть в стуже лютой. Уюта нет, покоя нет!».
Стихия влечет Блока ещё и тем, что пробуждает вего душе творческое начало. В стихотворении «Поэты» он противопоставляет сытую, благополучную жизнь обывателей, «довольных собой и женой, своей конституцией куцей», неустроенной жизни поэтов.
Не случайно героини двух любовных циклов стихов А. Блока («Снежная маска» и «Кармен») самим существованием своим словно олицетворяют стихию.
Герой чувствует удивительное родство своей души с душою Кармен, которая «сама себе закон», для которой мир земной «лишь красный облак дыма. ». В последнем стихотворении цикла он признается: «Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен». И ещё есть особая стихия, влекущая поэта, — жизнь. «Узнаю тебя, жизнь, принимаю и приветствую звоном щита!» — напишет он в одном из своих стихотворений. Какой бы ни была жизнь — тягостной, неустроенной, неблагополучной, — все равно: принимаю, даже «за мученья», даже «за гибель».
Может быть, именно поэтому в качестве эпиграфа к творчеству Блока хочется взять его стихотворение из цикла.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
С5- Какое значение в творчестве А.А.Блока имеет образ стихии?
Александр Александрович Блок- великий русский поэт конца 19- начала 20 века. Его творчество является яркой страницей в истории искусства. Он написал такие известные произведения, как «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «О, я хочу безумно жить», «Россия» и многие другие. Так же ему принадлежат такие циклы стихов, как «Стихи о Прекрасной Даме», «Город», «Снежная маска», «Страшный мир» и так далее.
Но одной из признанных вершин творчества А.А.Блока и русской поэзии в целом считается поэма «Двенадцать». Она была написана в 1918 году и в ней изображена октябрьская революция. Блок говорил после написания своей поэмы: «Сегодня я- гений». Действительно, я считаю что он написал величайшее произведение. Блок был захвачен стихийностью революции и изобразил её в поэме. Образ ветра сопровождает события от начала до конца произведения, и к финалу он перерастает во вьюгу: «Чёрный вечер, белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек»(первые строки произведения), « Впереди с кровавым флагом, и за вьюгой невидим…»(одни из последних строк произведения). Гуляющая стихия, которая превращается в пылящую пургу, является символом революции, хаоса, перемен. «Мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови». В этих строках появляется образ другой стихии- огня. С одной стороны, он символизирует жар, тепло революции- перемены к лучшему, с другой разрушения и горе народа.
В творчестве А.А.Блока важную роль играет образ стихии. Через него автор раскрывает сущность тех или иных событий, описываемых в произведении. Этими неоднозначными символами А.А.Блок так же показывает несколько сторон одного явления и его неопределённость.
С5- Каким образом финал поэмы «Двенадцать» А.А.Блока связан с её основным содержанием?
Поэма «Двенадцать» А.Блока изображает события истории начала 20 века, а именно революцию 1917 года. Автор показывает новый и старый мир, это проявляется в резком противопоставлении(антитезе) на протяжении всей поэмы, например: «Чёрный вечер. Белый снег». А.Блок таким образом подчёркивает неоднозначность этого события, он и поддерживает революцию, и одновременно осуждает её. С одной стороны: Иисус Христос, который «несёт в себе освобождение народа», а с другой: горе и убийства, которые приносят красногвардейцы.
Финал поэмы «Двенадцать» отражает её основное содержание. Он показывает старый мир, который «ковыляет позади, как голодный пёс», и противопоставляет ему новый мир, революционное движение, которое «идёт державным шагом» вслед за Иисусом Христосом. Автор изображает его с помощью антитезы и ярких эпитетов: «С кровавым флагом. В белом венчике из роз».
Но кроме противостояния нового и старого мира с политической и идеологической точки зрения, поэма имеет более широкий философский характер, в ней изображено столкновение разных стихий- народной, природной, и внеземной. Конфликт произведения- столкновение добра и зла, хаоса и спокойствия, мира и войны, света и тьмы в каждом человеке.
«Двенадцать»-число апостолов, учеников Иисуса. Весь путь, которым идут герои поэмы- это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии, Иисус Христос наставляет и направляет в верном направлении. И это ярко изображено в финальных строчках произведения. «В белом венчике из роз- Впереди- Исус Христос», эти слова олицетворяют надежду на светлое будущее и, несмотря на убийства со стороны революционеров, возрождение человечности в людях.
Борьба миров- это основное содержание поэмы А.Блока «Двенадцать». Это, прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе всего тёмного и страшного, становление и «истинный» гуманный путь, которое может обеспечить светлое будущее всему человечеству.