Чем вредны компьютерные игры для детей
Компьютерные игры для детей: польза или вред?
Компьютерная зависимость. Нажимать на кнопки или совершать поступки?
Ирина Коган кандидат психологических наук
Что собой представляет виртуальный мир? Каковы последствия увлечения ребенка компьютерной игрой? Компьютерные игры с играми сюжетно-ролевыми сравнивает практикующий психолог-педагог.
Ребенок и компьютерная игра
Некоторые сразу выскажутся «за», апеллируя к тому, что компьютерные игры способствуют развитию ребенка. Однако «развивающий характер» компьютерных игр — очередной миф. Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому способствует. Тогда не ропщите, если на выходе получите соответствующий «продукт» с развитой скоростью реакции. Если же цель воспитания понимается как взращивание душевной зрелости, то при чем здесь скорость реакции?
Речь идет, конечно, не о вреде компьютера, который действительно необходим в нашей жизни. Нет, речь идет о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.
Зависимость от какого-либо предмета страсти (в частности от компьютера) называется аддитивным синдромом. Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого сравним компьютерные игры с сюжетно-ролевыми играми детей.
Нажимать на кнопки или совершать поступки?
В сюжетно-ролевой игре ребенок воображает ситуацию и разыгрывает ее. В роли разворачивается воплощение идеальных представлений ребенка. Так развивается идеальный, или внутренний, мир человека — способность ставить цели (цель — это идеальный образ будущего), планировать, представлять ход игры и сюжетных ситуаций. Но главное в игре — это то, что ребенок совершает действия по материальному воплощению задуманного. Это — акт творения! Описанные способности определяют последующее развитие ребенка, не говоря уже о том, что именно в игре отрабатываются навыки человеческого общения, взаимопонимания, уступок, умения разрешать конфликтные ситуации и т.д.
Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки?
Виртуальный мир — это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не создаются самим ребенком, а задаются (или навязываются) извне. Следовательно, их не надо задумывать, изображать, воплощать. В виртуальном мире этого нет — нет действий по материальному воплощению. Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку — и можно «сделать», «совершить», «победить» и т.п.
Дело в том, что образы как продукты воображения возникают в результате самостоятельной активности, т.е. сами создаются: определил цель, задумал план действий, воплотил. Их воплощение осуществляется самостоятельно и требует усилий, стараний, творчества, умения соотносить свои действия с действиями других. Эти образы всегда соответствуют желаниям и возможностям ребенка.
В виртуальном мире образы не надо рождать, они уже готовы и могут не соответствовать ребенку, его особенностям, возрасту и т.д. Виртуальные образы не надо воплощать, ими можно только манипулировать! Кстати, манипулирование — характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в «безобидные» компьютерные игры.
Особенностью виртуальных образов является их притягательность — яркость и динамизм, которые возбуждают ребенка и порождают зависимость. Даже если это безобидные бытовые игры, где, нажимая на кнопки, можно приготовить обед: взять терку и морковку и «натереть» ее на экране. Все это, к сожалению, не развивает трудолюбие и моторику, не заменяет реальную помощь маме или игру в дочки-матери, где «мама» не просто готовит обед, но и заботится о «детях».
Ребенок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идет подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребенок, не освоивший ролевой игры, впоследствии может испытывать различные проблемы в общении.
Как уберечь ребенка от компьютера?
Отчаявшийся читатель может сказать, что мы живем в такое время, когда трудно уберечь ребенка от компьютера. Трудно, но можно — при некоторых условиях.
Не усаживайте вашего ребенка за компьютерные игры, какими бы «хорошими» они ни были, как бы ни просил вас ребенок об этом. Компьютер может вытеснить ролевую игру, в которой формируются навыки общения, взаимопонимания и многое другое, чего он сам дать не может.
Недавно я побывала в гостях у одной молодой пары, воспитывающей сына трех с половиной лет. Картина типична: родители заняты работой, делами по дому, другими житейскими проблемами. Ребенка нужно занять или «нейтрализовать». Ему включают телевизор, где мелькают рисованные фигуры, откуда доносятся крики, музыка. Родителям удобно, так как они знают наверняка, что ребенок надежно «прикован»: он не будет им мешать вопросами, возней — да и убирать потом не надо (от природного материала столько мусора!).
Проходит минут 40, ребенку надоедает телевизор, он вытаскивает из ящика игрушечный паровозик с вагончиком и машинистом и начинает катать. Однако телевизионное действо не умолкает и требует к себе внимания. Ребенок перед выбором: он еще не отпустил паровоз, но телевизор «выхватывает» дитя из игровой ситуации и заставляет тупо смотреть на движущиеся картинки.
Родители совершенно не понимают смысла этой будничной, привычной ситуации, не понимают, что плохого в том, что ребенок в «лошадиных» дозах принимает неизвестно какого содержания продукцию, которая становится частью его внутреннего мира и вытесняет многое из того, чем он должен был бы заниматься.
Я думаю, что если бы мама не включала телевизор, а положила бы перед ребенком карандаши, альбом или книжку-раскраску, либо пластилин, либо набор неопределенных предметов, либо конструктор, либо игрушки для сюжетной игры (список можете дополнить сами), то тем самым она невольно создала бы условия для возникновения игры или продуктивных видов деятельности. Тем самым был бы дан толчок развитию моторики, изобретательности, познавательного интереса, воли, умения ставить цели и планировать — т.е. развитию всех навыков и способностей, необходимых для полноценной жизни.
Прежде чем усаживать ребенка за компьютер или телевизор, подумайте: не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость? Воспитывает все, что окружает ребенка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат — зримый и серьезный.
Перечислены 7 признаков опасных для детей компьютерных игр
Мы провели анализ детских подарков: результаты удивили
Психологи и специалисты Минздрава уверяют, что игрушки могут быть далеко не безопасны для детской психики. С ними согласны и правоохранители: иная компьютерная стрелялка в руках тинейджера опаснее гранатомета. Мы выяснили, какой подарок ребенку не испортит его нервы и как популярная компьютерная стратегия может довести до больничной койки или реального уголовного дела.
Чиновники подчеркивают, что при составлении документа советовались с главным внештатным психиатром Минздрава, специалистами института им. Бехтерева и врачами других профильных клиник.
Вот главные опасности для неокрепшей детской психики по версии Минздрава.
Игры со сценами физического насилия, картинками порнографического характера, а также сценарии, в которых игрок должен обидеть человека либо ударить кота или собаку.
Игры, в которых персонажи курят или употребляют спиртное;
Игры с любыми проявлениями агрессии или ситуации, когда игрок станет жертвой или виновником несчастного случая;
Игры со сценами противоправного поведения;
Игры с налетом азарта;
Игры, оскорбляющие чувства верующих;
Кукольный бодипозитив
Правда, пока документ Минздрава в статусе проекта. Ни психологической, ни психиатрической экспертизы в обязательном порядке сейчас игрушки и игры не проходят. Мы решили сами выступить в роли дотошных родителей и отправились по детским магазинам в поисках сомнительных игрушек. С поправкой на пандемию – больше внимания уделяли онлайн-площадкам. Прошерстили сайты всех крупных агрегаторов, заглянули в пару популярных столичных сетевых магазинов.
Больше всего негатива мы ожидали увидеть на полках с куклами. Но ожидания наткнуться на ряд «моделей человека» с ногами от ушей, непропорционально длинной шеей и талией жертвы анорексии не оправдались. Конечно, традиционная кукла-мечта всех девчонок поколения 90-х, ради подражания которой юные модницы бросались худеть до стадии прилипшего к спине живота, в продаже есть. Но большинство ее вариаций солидно прибавили в весе. Причем даже не до нормальных здоровых размеров, а до конкретного «плюс-сайз». Рядом с бодипозитивными красотками вальяжно разместилась кукла из той же серии, но в стадии глубокой беременности.
Возле полки с наборами будущего медика мы притормозили. Несколько наборов предлагают заглянуть в прямом смысле во внутренний мир котенка, щенка и даже человека. За последнего мы не особо беспокоимся, а вот возможность в игровой форме вытащить из кота внутренности наводит на тревожные воспоминания о хабаровских живодерках.
Последняя надежда на настольные игры и наборы для будущих ученых. Находка не заставила себя ждать. Игра, промаркированная «10+», предлагает поиграть с котятами. Хорошее начало, только вот зверушки в самый неожиданный момент взрываются. Задача игрока – сделать так, чтобы карточка с взрывоопасным животным попала соседу. Тот, конечно, «взорвется», зато более удачливому игроку перепадет бонусный балл.
Научные наборы предлагают собрать, а потом взломать сейф с кодовым замком и создать разноцветное пламя. В игре для юных химиков от трех лет медный купорос, спиртовой раствор, хлорид стронция и борная кислота. Между тем, ребятам из Канска, которые сейчас дожидаются суда в СИЗО, помимо двусмысленной переписки и взрывного сценария в компьютерной игре, следователи вменяют также увлечение химическими опытами с созданием и подрывом самодельных петард на пустырях. Так что если такой набор и класть под елку, потом придется следить, чтоб химичил отпрыск только дома и под строгим надзором взрослых.
Старый, добрый, плюшевый
Свои находки – натуралистично беременных кукол, жутковатых монстров, книжки с психоделическими картинками, мы показали психологам. Ни одна игрушка или настольная игра экспертов не встревожила.
Скупать развивающие игры в надежде на то, что из ребенка получится новый Стивен Хокинг, бессмысленно, уверяют психологи. Игрушка – это просто предмет, с помощью которого ребенок играет и познает мир. Развивают его окружающие люди, а не куклы или кубики.
Главный критерий при выборе игрушечного подарка, по мнению психологов – возраст ребенка. Правда, здесь не все так просто. Та маркировка, которую мы видим на упаковке, говорит вовсе не о том, что игрушка малышу подходит по возрасту. Цифры в кружке – это требование гигиенической сертификации. Они говорят о материалах, из которых сделана игрушка. Поэтому на погремушке запросто можно увидеть «3+». Просто изготовлена она из пластика, который не следует тащить в рот. Обязательной психологической экспертизы игрушек сейчас нет, поэтому нет и соответствующей маркировки. Полагаться эксперты советуют только на собственный здравый смысл.
Последнее дело при выборе игрушки для ребенка предаваться собственным воспоминаниям из серии «я хотела такую же куклу, да вот только мне не купили».
— Надо четко понимать, что кукла с ногами от ушей нравится не ребенку. Игра в модельный бизнес нравится маме, потому что она в свое время не доиграла в детстве. Или папе, потому что кукла показалась ему красоткой.
Еще одно важное правило – игрушка обязана быть максимально вариативной. Она не должна загонять ребенка в рамки какого-то одного сценария. Например, если есть выбор между улыбающейся и смеющейся куклой, лучше выбрать первую. Она менее экспрессивна и дает больше простора для фантазии. Кто знает, что там скрывается за «улыбкой Моны Лизы»? Пусть малыш сам додумает.
От покупки суперкаров или роботов на батарейках психологи тоже советуют отказаться в пользу обычных машинок и фигурок.
Кроме того, интерактивные модные игрушки могут вызвать недетский психологический дискомфорт у их маленьких хозяев. Такая игрушка на ощупь твердая, неприятная, в кровать с собой ее уже не положишь. Так что однозначно выбор в пользу старых добрых плюшевых мишек, машинок без наворотов и кукол, максимально похожих на детей, а не чьих-то родительниц с Рублевки после серии пластических операций (не всегда удачных).
Доиграться до СИЗО
Совсем другое отношение у психологов к компьютерным играм. Любопытно, но они их и играми-то не считают. Относят больше к мультикам и фильмам. Только с эффектом погружения. Именно к этому эффекту у специалистов больше всего вопросов.
Кстати, никакой экспертизы компьютерные игры перед релизом тоже не проходят. Единственное, на что здесь можно ориентироваться, – маркировка. В отличие от обычных игрушек, где возрастное ограничение в кружочке означают риски наличия вредных для организма веществ и токсинов, маркировка на коробке с компьютерной игрой работает так же, как с книгами и журналами. То есть если на игре есть значок «18+», можете быть уверены: там и перестрелки, и кровавые убийства, и прочие «забавы». Но, как показал печальный опыт ребят из Канска, даже безобидная и невероятно популярная среди школьников младших и средних классов стратегия может довести до камеры СИЗО. По мнению экспертов, проблема в излишней свободе творчества разработчиков.
Но пока такой экспертизы нет. Поэтому решать, реально ли планировали игроки из Канска некие теракты или нет, будут совсем другие эксперты.
С компьютерными играми есть и еще один неприятный момент: мозговеды пока вообще не понимают, как они работают в плане влияния на мозг игрока.
Однако эти риски меркнут по сравнению с еще одним – риском получить приступ. На фоне участившихся случаев многие производители вставляют перед началом игры текст с предупреждением об эпилепсии.
Как объясняют медики, компьютерные игры с быстрой сменой яркой картинки повышают риски для людей с фотосенситивной эпилепсией. Безопасной считается частота не более 3 ГЦ. Все, что больше, может вызвать приступ.
Для родителей у врачей совет один: следить за состоянием здоровья ребенка, когда он играет за компьютером или на ТВ-приставке. Головная боль, чувство дискомфорта, тошнота – все это тревожные звоночки, при появлении которых игру надо немедленно прекращать. В противном случае можно доиграться до предобморочного состояния или полноценного припадка с судорогами.
Консультация для родителей «Компьютерные игры для дошкольников польза и вред»
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. И современный человек должен уметь им пользоваться.
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство дошкольников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми.
Отношение к компьютерным играм у родителей и педагогов очень неоднозначное. Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей.
Постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.
Играя за компьютером, ребенок может проводить так слишком много времени, вместо того, чтобы уделять время прогулкам на свежем воздухе, слушанию сказок, играм со сверстниками. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни. Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.
Особую тревогу у родителей и педагогов вызывает увлечения «стрелялками». Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.
Родители должны самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.
Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх. Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте.
С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:
• мыслить логически и включать рассудочную деятельность,
• запоминать достаточно большие объемы информации,
• развивать мелкую моторику рук и глаз,
• развивать образное мышление,
• быть собранным и внимательным в нужные моменты,
• развивать пространственное мышление.
Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т. е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации.
Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.
Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.
Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.
А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.
1. Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день.
2. Не давайте ему играть в игры в последние несколько часов перед сном.
3. Если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отмените» ее.
4. Проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.
Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотреблений. Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!
Консультация для родителей «Современные игрушки: польза или вред?» «Современные игрушки – польза или вред» Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить игровой и развивающий потенциал? Как выбрать,.
Консультация для родителей «Компьютерные игры: польза или вред?» Компьютерные игры: вред или польза? Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные.
Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред? Как лечить детей от игровой зависимости?» Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред»? Наступил век современных технологий и в нашу жизнь.
Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Керимова Амина Какие мультфильмы показывать детям? За последние несколько.
Консультация для родителей «Планшет и ребенок — вред или польза» Современный мир называют информационным веком. Невозможно представить себе нашу жизнь без смартфонов, планшетов и компьютеров. Дети не остаются.
Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер. Вред или польза?» Консультация для родителей. «Ребёнок и компьютер. Вред или польза» Аннотация: в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы.
Консультация для родителей «Вред и польза компьютера для здоровья ребенка» Современные дети проводят за компьютером много времени. Иногда этому способствует поведение взрослых. Чтобы ребенок не приставал к родителям.
Консультация «Компьютер и дети — польза или вред?» Жизнь человека в современном мире трудно представить без компьютера, многие дети начинают с ним знакомство еще в возрасте до трех лет. А.
Современные игрушки: польза или вред? Памятка для родителей дошкольников Современные игрушки: польза или вред Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся.
Консультация «Телевизор и компьютер — вред или польза?!» Многие дети очень любят смотреть телевизор и могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей.
«Стрелялки» — тренажеры для убийств: детский психолог о вреде компьютерных игр
Многие родители уверены, что компьютерные игры негативно влияют на психику детей. Можно ли жестокость подростков назвать последствиями увлечения такими играми, рассказала ФАН детский, семейный психолог Наталья Наумова.
«Ребенку желательно начинать пользовать гаджетами не раньше первого класса, потому что основная проблема подростков сейчас заключается в концентрации внимания и контролировании себя. Очень много сейчас детей с гипервозбудимостью и отсутствием внимания. А это факторы, которые необходимы для того, чтобы успешно учиться в школе», — объяснила собеседница Федерального агентства новостей.
Психолог подчеркнула, что до школы ребенка нужно занять каким-то активным хобби, чтобы он больше двигался в реальном, а не виртуальном пространстве.
Также для того, чтобы гаджет не стал триггером подростковой агрессии, необходимо ответственно подойти к выбору детских игр. Наталья Наумова отметила, что не все они вредны для психики ребенка.
Игры с убийствами опасны вообще для всех, считает Наумова, поскольку происходит имитация действия. Так ребенок может готовиться к преступлению в реальной жизни.
Все понимают, что такие игры набирают популярность среди молодежи, запрещать подростку играть в них не стоит. Наталья Наумова объяснила, что лучше запрета — это диалог с наводящими на правильное самостоятельное решение вопросами.
«Тут очень важно помочь ребенку сформулировать эту мысль, понять, что он сам этого не хочет. Важно поделиться своими знаниями в дружелюбной форме, задавать вопросы, чтобы он сам делал выводы. Ребенок может вредничать, но важно не сдаваться и спокойно обсуждать с ребенком эту тему. Стрелялки действительно могут негативно сказываться на психике ребенка, могут дать перевозбуждение, ухудшить поведение и привести к расфокусировке внимания», — резюмировала психолог.
Ранее Наталья Наумова рассказала, как подготовить школьника к поездке в детский лагерь.