Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение

Лекция по изобразительному искусству на тему «Выполнение натюрморта в технике гризаль»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выполнение натюрморта в технике гризайль

Тон является неотъемлемой частью живописи, и передается он в единстве с цветом. Начинающие живописцы в своих первых работах, как правило, ищут только цвет, забывая о его светлоте, и этим самым нарушают цветовую гармонию. Те из них, кто предварительно в достаточной степени решил задачи тонового изображения в технике акварельной или масляной живописи, как правило, более успешно продвигаются в живописи.

Предварительным упражнением в тоновом изображении кистью (белой и черной краской) многое художники и педагоги придавали в обучении живописи огромное значение.

Начинать передавать тональные отношения лучше всего с самого темного предмета или глубокой тени. Силу тона каждого другого предмета, других теней нужно сравнивать с этим исходным тоном, причем сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с полутонами, но и светлые места предметов между собой. Так собственная тень на каком-то плотном сосуде темнее падающей тени от него. Свет на фруктах может быть темнее, чем самое светлое место (допустим, фарфоровая вазочка), но светлее фона и т.д. Такими постоянными перекрестными сравнениями предметов и в натуре и на рисунке надо добиваться подобного в натуре контраста светлотных различий. Надо помнить, что самый темный предмет или его тень – это не черный бархат и не цвет угля. Все темные предметы и их тени более мягкого, но не глубокого черного тона. Даже рисуя черный бархат, нельзя использовать карандаш или черную краску во всю силу – получится как бы черная дыра на листе или холсте. Точно так же и самый белый предмет в натуре нельзя изображать чистыми белилами – чаще всего он гораздо темнее белил.

Первая стадия работы – нахождение основных отношений. Определяются светотеневые отношения основных объектов натуры: светлота фона к светлоте поверхности предметов и их самих друг к другу. Сначала наносится общий тон предметов постановки. Если эти общие отношения взять неверно, то ни точность рисунка, ни дальнейшая проработка светотенью объемной формы отдельных предметов не сделает изображение правдивым, впечатление материальности и пространства будут отсутствовать. Работу нужно вести от теней к свету, причем теневые места наносить по возможности тонким и прозрачным слоем краски, а свет лепить сравнительно густой краской, более плотным слоем, более четкими мазками.

В живописи техникой гризайль покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего сразу мазками краски, соответствующей нужному тону (желательно без многократной повторной прописки), а направление мазков должно идти по движению формы. Если, например, на предмет цилиндрической формы наносить мазки во всевозможных случайных направлениях, это не будет способствовать передаче круглой поверхности данного предмета. Изображая с натуры, мы должны следить за отношениями предметов не только по силе тона, но и по четкости, контрастности границ поверхностей предметов.

Выполнение натюрморта «Зеленое яблоко» одним цветом

Живопись акварельными красками легче освоить, начиная работать одним цветом. Такая работа помогает лучше понять форму, объем, хорошо тренирует глаз. Работу начнем с рисования яблока. Это удобная и простая композиция ставится перед обучающимися. Яблоко освещается софитом с левой стороны сверху. На яблоке хорошо видны: свет, блик, собственная и падающая тени.

Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть картинку Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Картинка про Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение

Учащиеся выполняют рисунок яблока простым карандашом, в одну линию. Проводится линия горизонта, которая отделяет поверхность, на которой стоит яблоко от дальнего плана. Это нужно сделать, что бы разобраться, как падает свет на разные поверхности и соответственно какие появляются тона. Работа выполняется в тонкой линии. Самой тонкой линией наносится блик.

Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть картинку Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Картинка про Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение

Разбавив акварель на палитре с водой, наносим легкую тональную заливку. Левая часть яблока, находящаяся ближе к источнику света должна остаться не залитой, т.к. софит находится слева и чуть сверху.

Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть картинку Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Картинка про Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение

Наносим на высохший предыдущий слой акварели новый слой зеленого тона. Средину немного размываем. В средине получается полутень. Добавляем небольшую тень в углубление яблока. Форма тени в углублении не похожа на тень самого яблока. Форма яблока – выгнутая, форма углубления – вогнутая. И при освещении софитом, они выглядят по разному.

Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть картинку Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Картинка про Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение

Наносим послойно разбавленную зеленую акварель на теневые части яблока. При этом не доводим тень до самого края яблока, ближе к контуру цвет делаем немного светлее – так шаровидный объем яблока будет более выразительным. На яблоке появится рефлекс за счет отраженного от горизонтальной поверхности света. Заливка должна быть сделана мягко, что бы не было резких границ между светом полутенью и тенью. Плодоножку яблока пропишем тоном одинаковым с теневой частью яблока.

Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть картинку Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Картинка про Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение

Дополнительно усиливаем тени. Падающая тень находится на противоположной от источника света стороне. Рисуем тень от самой светлой нижней выпуклой точке яблока к противоположной стороне. Ее форма зависит от того под каким углом к яблоку находится источник света. Чем выше источник света, тем короче и ближе к основанию яблока будет расположена тень. Чем ниже источник света, тем длиннее и более вытянутой становится тень. Ее форма – полуовальная. Цвет тени вблизи яблока темнее, а удаляясь от него, она становится светлее. Прописываем тень от плодоножке на яблоко. При этом она должна быть не прямой, а ложится по округлой форме яблока.

Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть картинку Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Картинка про Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение

Завершением работы является усиление насыщенности цвета заднего плана. Яблоко за счет этого отделяется от фона и лучше воспринимается в пространстве. Плоскость, на которой лежит яблоко не следует усиливать по цвету, так как эта поверхность сильно освещается софитом.

Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Смотреть картинку Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Картинка про Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение. Фото Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль выберите верное утверждение

Чтобы овладеть профессиональным мастерством, необходимо изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты: основы линейной и воздушной перспективы; закономерности светотени и метод работы цветовыми отношениями; правила передачи на изобразительной плоскости объема, материала и пространства; особенности создания гармоничного цветового строя этюда или картины.

Но, кроме теоретических знаний, обучающимся необходимо приобрести целый ряд практических умений и навыков: чувство пропорций и тончайших градаций светотени и цвета, их разнообразных оттенков, необходимо научится «ставить» глаз на цельность профессионального видения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и вкус. Все это приобретается лишь в результате многочисленных ежедневных практических упражнений в рисунке и живописи с натуры.

Постоянная практика в рисовании и живописи с натуры является необходимейшим видом деятельности юного художника. Рисование и писание этюдов – не только профессиональная школа, где начинающий овладевает методом работы цветовыми отношениями, мастерством композиции. Это и постоянное соприкосновение с природой – основным источником прекрасного в искусстве живописи. Без такого профессионального опыта невозможно подняться к вершинам творчества. Обучающиеся должны ежедневно рисовать и писать, выполнять наброски, делать зарисовки. Без таких постоянных упражнений овладеть высоким профессиональным мастерством нельзя.

Обучение подлинному мастерству живописи начинается с того момента, когда обучающиеся овладевают методом работы цветовыми отношениями при специальной постановке зрения на цельность восприятия. Замечательный художник-педагог Д.Н. Кардовский, воспитавший целую плеяду советских живописцев, говорил, что «главное внимание как в постановке, так и в руководстве работой должно быть обращено на то, чтобы вести все преподавание только на нахождение цветовых отношений. …Нужно все время приучаться мыслить и работать отношениями».

В процессе обучения дети прежде всего должны усвоить основной закон живописи – закон тоновых цветовых отношений и метод их определения. Именно это должно составить основное содержание теоретического курса живописной грамоты.

Кроме этого в теоретический курс обучения живописи должны войти и такие вопросы, как господствующая роль рисунка в живописи, воздушная перспектива, законы светотени, правила передачи на изобразительной плоскости объемных, материальных и пространственных качеств изображаемых предметов, умение приводить изображение к тональной и цветовой целостности и единству и др. Перейдем к изложению этих основных вопросов теории живописной грамоты.

Источник

План-конспект урока: натюрморт «Предметы быта» в технике гризайль

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект открытого занятия.

Тема: Натюрморт «Предметы быта».

Тип урока : Урок освоения и закрепления новых знаний.

Цель: Приобретение учащимися знаний и умений в передаче формы путем использования светотеневых тональностей.

1.Познакомить с техникой «гризайль».

2.Познакомить с историей техники «гризайль», обучение рисованию натюрморта в новой технике;

3.Продолжать знакомить с понятием натюрморт, тон.

1.Закрепить навыки составления и исполнения композиции натюрморта в тоне, с передачей конструктивного построения предметов и их пропорций.

2.Развивать творческий потенциал и расширять кругозор обучающихся.

3.Развивать у детей образное мышление, активизировать у детей наблюдательность.

Воспитательные: Воспитание художественного вкуса.

Характеристика воспитанников : 4 год обучения (возраст 10-11лет).

Форма проведения: комбинированный урок

Используемые технологии: словесные технологии, наглядные, развивающие и ИКТ технологии в

Ожидаемые результаты: выполнение натюрморта сангиной в технике «гризайль».

Для обучающихся : карандаш, бумага формата А3, акварель, кисти №3, №5, палитра, стирательная резинка, баночка для воды.

Приветствие класса. Проверка правильного размещения учеников за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы.

2. Введение в тему урока. ( Постановка цели задач)

Учитель: Ребята, мы с вами на прошлом занятии познакомились с понятием натюрморт и порядок работы в тоне. Давайте вспомним прошлый урок. Кто знает, что такое натюрморт?

Ответ: Натюрморт – это, в дословном переводе с французского «мертвая натура», т.е изображение неодушевлённых предметов (Домашней утвари, посуды, фруктов, цветов и т.д.)

Учитель: А что же такое тогда тон?

Ответ: Тон – это светосила, которая зависит от освещения, собственной окраски предметов, и степени удаленности от наблюдателя.

Учитель: Сегодня мы будем учиться рисовать натюрморт с кувшином и грибочками с натуры в технике «гризайль».

3. Актуализация знаний. (Первичное усвоение знаний)

Учитель: Монохромная живопись, то есть гризайль, представляет собой одноцветный рисунок, например, черно-белый или коричнево-белый. Слово гризайль произошло от французского Grisaylle от gris — серый. Началом широкого применения техники принято считать середину XVI века, когда скульпторы, создавая эскизы будущих произведений для наглядности и реалистичности рельефов стали использовать только одну серую краску, имитирующую камень. (слайд 2)

Монохромную или, по-другому, однотонную живопись быстро оценили художники других направлений. При технике «гризайль» учитывается только тон изображаемого предмета, цвет при этом безразличен. (слайд 3 )

Успех работы над натюрмортом на данном этапе зависит от умения правильно подобрать цвет, который будет являться основой вашей работы в цветовом решении, определить четкие светотеневые границы в тональном отношении (самое темное, самое светлое).

Слушают, обдумывают, смотрят. Готовятся к работе.

Учитель показывает образец, сделанный специально к уроку (методическая разработка конкретного этапа). Объяснение учителем выполнения задания

1. Выявление объема предметов средствами светотени. Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона. Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из предметов и передний край стола.

2. Далее надо определить самое темное место в натуре.(слайд 5)

3.Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т. е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т. е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т. е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета.

4. Детальная прорисовка формы предметов. (слайд 6)

5. Синтез — подведение итогов работы над рисунком. Заканчивая рисунок, надо внимательнее проверить общее впечатление от изображения и натуры. Следует посмотреть на свой рисунок издали и определить, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверить силу рефлексов. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Когда смотришь на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями. Нужно не забывать о первом плане, линии всегда четкие яркие, по сравнению со вторым планом. (слайд 7).

— При первой прокладке тоном, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.

— Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.

— По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносится более темный тон для проработки основных масс.

4. Работа с классом. (Первичная проверка понимания)

Учитель: А теперь давайте поработаем в группе. Я вам раздам карточки с порядком работы над натюрмортом в технике «гризайль». Только вот номера на них не расставлены, помогите мне, пожалуйста, расставить все по порядку и соотнести их с моими иллюстрациями.

Учащиеся получают карточки с этапами работы над натюрмортом, проставляют номера и рассказывают порядок работы над натюрмортом.

5. Практическая работа. ( Первичное закрепление понимания)

Закрепим полученные знания на практике. Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом.

Учитель: Ребята, вы поняли свою задачу? Если да, тогда можно приступать к выполнению задания. Не забудьте, что так же, как и в рисунке, работа начинается с распределения тона в натюрморте по всем теневым границам(сначала собственные тени, падающие, затем полутени). В процессе работы делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки.

6.Подведение итогов. (Рефлексия)

Учитель: Наш урок подходит к завершению, доделываем свои рисунки и убираем рабочее место.

Уборка рабочего места. Выставка работ учащихся. Просмотр работ учащихся. Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:

1. Композиция в листе.

2. Пропорции и характер предметов.

3. Светотеневые отношения.

4. Общее тоновое решение натюрморта.

Учитель: Ребята, вы молодцы! У всех получились прекрасные работы. Урок окончен, всем спасибо!Досвидания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *