Чем выражено нельзя в предложении
Какая часть речи слово «нельзя»?
Слово «нельзя» — это самостоятельная часть речи категория состояния.
Чтобы понять, какая часть речи слово «нельзя» в русском языке, выясним его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
Согласно этим признакам определяем, например, что слова, обозначающие признак предмета (какой? солнечный, чей? воробьиный), являются именами прилагательными, а лексемы, указывающие на предмет, признак или количество (я, такой, сколько-нибудь) — это местоимения.
С этой же точки зрения исследуем интересующее нас слово.
Слово «нельзя» — это категория состояния
Рассмотрим, что обозначает это слово и какие имеет грамматические признаки в высказывании:
Без лупы нельзя прочесть эту надпись на старинной монете.
Рассматриваемое слово не изменяется ни по падежам, ни по числам, ни по родам. В этом плане оно сходно с самостоятельной частью речи наречием. Но в отличие от наречия эта лексема не обозначает признак другого признака, действия или обстоятельство, при котором совершается действие.
Сравним:
В безличном предложении, в котором нет подлежащего, оно в сочетании с глаголом в неопределенной форме «прочесть» выполняет синтаксическую роль сказуемого.
Лексическое значение сказуемого (обозначение действия) заключено в самом глаголе. А слово «нельзя» не обозначает предмет, признак, количество и т. д., а выражает невозможность осуществления любого действия:
По этому бездорожью нельзя проехать.
Как видим, эта лексема обладает модальным значением. Её антонимом является слово «можно».
Подытожим наши исследования и укажем грамматические признаки исследуемого слова:
По семантике и грамматическим признакам среди слов категории состояния выделяют:
2. модально-предикативные слова:
В речи оно используется в разных значениях:
1. невозможно, нет возможности
Через это топкое болото нельзя пройти.
2. не разрешается, запрещено
3. недопустимо, не следует
Так разговаривать с матерью нельзя.
Какая часть речи слово «нельзя»?
Слово «нельзя» — это самостоятельная часть речи категория состояния.
Чтобы понять, какая часть речи слово «нельзя» в русском языке, выясним его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
Согласно этим признакам определяем, например, что слова, обозначающие признак предмета (какой? солнечный, чей? воробьиный), являются именами прилагательными, а лексемы, указывающие на предмет, признак или количество (я, такой, сколько-нибудь) — это местоимения.
С этой же точки зрения исследуем интересующее нас слово.
Слово «нельзя» — это категория состояния
Рассмотрим, что обозначает это слово и какие имеет грамматические признаки в высказывании:
Без лупы нельзя прочесть эту надпись на старинной монете.
Рассматриваемое слово не изменяется ни по падежам, ни по числам, ни по родам. В этом плане оно сходно с самостоятельной частью речи наречием. Но в отличие от наречия эта лексема не обозначает признак другого признака, действия или обстоятельство, при котором совершается действие.
Сравним:
В безличном предложении, в котором нет подлежащего, оно в сочетании с глаголом в неопределенной форме «прочесть» выполняет синтаксическую роль сказуемого.
Лексическое значение сказуемого (обозначение действия) заключено в самом глаголе. А слово «нельзя» не обозначает предмет, признак, количество и т. д., а выражает невозможность осуществления любого действия:
По этому бездорожью нельзя проехать.
Как видим, эта лексема обладает модальным значением. Её антонимом является слово «можно».
Подытожим наши исследования и укажем грамматические признаки исследуемого слова:
По семантике и грамматическим признакам среди слов категории состояния выделяют:
2. модально-предикативные слова:
В речи оно используется в разных значениях:
1. невозможно, нет возможности
Через это топкое болото нельзя пройти.
2. не разрешается, запрещено
3. недопустимо, не следует
Так разговаривать с матерью нельзя.
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем виды сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения, и способы их выражения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Какая часть речи слово «не»?
Слово «не» является служебной частью речи. «Не» — это отрицательная частица.
Чтобы понять, какая часть речи слово «не» в русском языке, вспомним, что все слова, обладающие одинаковыми морфологическими и синтаксическими признаками, в соответствии с их обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, количество, действие и пр.) распределяются по лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Слово «не» — служебная часть речи
В русском языке части речи делятся на самостоятельные (существительное, прилагательное, глагол и пр.) и служебные (предлог, союз, частица).
Служебные части речи не являются наименованиями предметов, признаков, количества, действия, а служат для выражения отношений между явлениями действительности, названными знаменательными словами, и употребляются только вместе с ними.
В письменной и живой разговорной речи часто используется коротенькое слово «не». Выясним, словом какой части речи оно является.
Эта лексема не обозначает предмет или процесс, признак или количество, а только используется для выражения отрицания.
Понаблюдаем:
Нас сопровождало не громкое, а тихое бормотанье ручья, похожее на шёпот.
В одиночку слово «не» не имеет полноценного лексического значения. Оно не изменяется. «Не» употребляется только со словами других частей речи. По этим грамматическим признакам укажем, что «не» — это служебная часть речи.
«Не» — это частица
Интересующее нас слово нельзя отнести к словам следующих служебных частей речи: ни к предлогам, ни к союзам, которые выражают грамматические отношения между словами и предложениями:
Среди служебных частей речи существует ряд слов, которые придают различные смысловые и эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам:
Эти слова принадлежат к служебной части речи, которая называется частицей.
Частицы делятся на смысловые и формообразующие (служат для образования грамматических форм слов).
По значению смысловые частицы составляют следующие группы:
В предложении «не» вносит в высказывание дополнительный смысл отрицания.
Ученик не может решить эту трудную задачу.
Как служебная часть речи, рассматриваемая отрицательная частица не является членом предложения. К ней и от неё нельзя задать синтаксический вопрос, но эта частица входит в состав того члена предложения, с которым употребляется.
Над еще не проснувшимся лесом медленно вставало солнце.
Частица «не» пишется слитно и раздельно со словами разных частей речи в зависимости от грамматических условий в предложении.
Значение и употребление частицы «не»
1. Частица «не» служит для отрицания того, что выражается словом, к которому она относится по смыслу. Если она находится перед сказуемым в простом предложении, то оно приобретает отрицательный смысл.
2. Частица «не» используется для усиления утверждения при двойном отрицании:
Ты не мог не признать в душе их правоту. — Ты признал их правоту.
3. В восклицательных и вопросительных предложениях частица «не» передает различные оттенки значения:
Не хотели бы вы пойти завтра на премьеру? (предположение)
Кто только не восхищался преданностью и верностью собак! (обобщение)
4. Частица «не» входит в состав сложных союзов «не то…не то», «не только…но и», «если не…то», «не то чтобы не…а» и пр.
Не то осенняя изморось брызжет в лицо, не то плывет туман.
5. Частица используется в сочетаниях «не кто иной, как», «не что иное, как» в утвердительных предложениях:
Не кто иной, как художник И. Айвазовский любил изображать шторм на своих картинах.
Не что иное, как любопытство привело её сюда в этот час.
6. В устойчивых сочетаниях с повторяющимися словами частица «не» выражает усиленное или ограниченное отрицание:
Какая часть речи слово «что»?
Слово «что» — это самостоятельная часть речи местоимение. В зависимости от контекста слово «что» — это служебная часть речи союз или частица.
Выясним, какая часть речи слово «что» в русском языке, определив его общее значение, грамматические и синтаксические признаки. Совокупность этих признаков является основополагающей для отнесения рассматриваемой лексемы к определенному лексико-грамматическому классу слов, который в русской морфологии называется частью речи.
«Что?» — это вопросительное местоимение
Интересующее нас слово говорящий употребляет в речи при постановке вопроса о предмете, явлении или каком-то событии.
Слово «что» конкретно не обозначает предмет разговора, а только указывает на него. Этой способностью указывать на предмет, признак или количество обладает самостоятельная часть речи русского языка — местоимение.
В зависимости от того, на что указывает каждое из местоимений (предмет, признак, количество) и слово какой части речи оно замещает в предложении, различают
Рассматриваемая лексема указывает на предмет и отвечает на вопрос: что? Чтобы избежать повтора одного и того же слова в речи, это местоимение замещает имя существительное, являясь подлежащим или дополнением в предложении. С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.
У слов этой части речи грамматическая категория разряда является постоянным грамматическим признаком.
В предложении, которое произносится с вопросительной интонацией, слово «что» является вопросительным местоимением.
Это местоимение не имеет грамматических категорий рода и числа, а только изменяется по падежам:
Это слово может принадлежать к другому семантическому разряду — относительным местоимениям.
Слово «что» — относительное местоимение
В сложноподчиненном предложении слово «что» может выступать в роли союзного слова. Оно используется как связующий элемент между главным и придаточным предложением, причем сохраняет все грамматические признаки своей части речи. Тогда это относительное местоимение, которое в отличие от союза, слова служебной части речи, является членом предложения и к нему можно задать синтаксический вопрос.
Весь вечер я думал, что скажу на собрании.
Относительное местоимение, выполняющее роль союзного слова, является второстепенным членом придаточного предложения — дополнением.
Всё еще стоял тот предвечерний зной, что бывает в южных городах в конце лета.
И в этом предложении слово «что» — относительное местоимение, союзное слово, его можно заменить на местоимение «который» или на существительное «зной». В предложении оно является подлежащим.
Примеры предложений
Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
Слово «что» — союз
Слово «что» — это подчинительный союз в сложноподчиненном предложении. Его следует отличать от относительного местоимения, союзного слова. Для этого применим нехитрый прием: просто опустим его, удалим из предложения. Союзное предложение превратится в бессоюзное. При этом смысл предложения не пострадает. Союзное слово «что» (относительное местоимение) опустить нельзя без ущерба для смысла предложения, на него падает логическое ударение, и оно является членом предложения в отличие от союза «что».
Окна вымыты чисто, что при свете солнца кажутся зеркальными.
Окна вымыты чисто: при свете солнца кажутся зеркальными.
Исследуемое слово является сравнительным союзом, который употребляется как в простых, так и сложноподчиненных предложениях со сравнительной придаточной частью. В такой роли служебное слово «что» является синонимичным сравнительным союзам «как», «будто», словно».
Жизнь моего деда что старая легенда. — Жизнь моего деда как старая легенда.
Под его чуткими пальцами скрипка напевно звучала, что (словно) звонкий ручей на дне ущелья.
Примеры
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.А. Крылов)
Нам тогда верилось, что жизнь бесконечна.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Ветлы у реки, что юные красавицы, распустили свои ветки.
Деревья в инее что сказочные феи в прозрачных накидках.
Его резкие слова были что искры, жгущие немилосердно.
«Что» — это частица
В контексте рассматриваемое слово может быть частицей. В таком случае оно не является членом предложения, к нему и от него невозможно задать синтаксический вопрос. Как и все частицы, слово «что» привносит в смысл предложения дополнительные оттенки разных чувств, например, недоумения:
Неужели у вас каждый день такой?
Прием синонимичной замены помог понять, что в этом контексте анализируемое слово является служебной частью речи — частицей.