Чем выше уровень образования тем происходит адаптация
Успешная адаптация обучающегося при переходе на новый уровень обучения – показатель качества его образования
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.»
В.А.Сухомлинский
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: руководителей школ, учителей среднего, начального звена и дошкольной ступени.
На сегодняшний день проблема преемственности, особенно в период адаптации дошкольников и школьников при переходе на новый образовательный уровень (это детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – средняя школа) очень волнует педагогов и психологов.
Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям.
Обучающиеся оказываются неподготовленными к изменениям социальной ситуации обучения, что вызывает трудности в самом обучении и, как следствие, трудности в личностном восприятии и дальнейшем развитии.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия детского сада и школы.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Работа строится по направлениям:
Организационно-педагогическая деятельность
1. Совместно с педагогами детского сада составляем, обсуждаем план работы на новый учебный год
2. С октября месяца по плану начинает работу «Школа будущего первоклассника». Это не кабинетная система. В эту работу входят: экскурсия по школе, различные внеклассные мероприятия совместно с учащимися 1 класса (по ПДД, спортивные состязания, принимают участие в подвижных играх). А с марта начинаются занятия.
В Информационно-методическую работу входят такие мероприятия, как
1. «Круглый стол» для воспитателей, учителей «Будущий первоклассник – какой он?»
Цель этого мероприятия: представить портрет первоклассника в системе ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)
2. Семинар «Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность: детский сад и начальная школа»: (в апреле) и в октябре. В апреле проходят открытые занятия в подготовительной группе;
— воспитатель подготовительной группы представляет портфолио на каждого воспитанника,
— даёт характеристику готовности к обучению в школе.
В октябре открытые уроки в 1 классе;
— выступление учителя 1 класса по теме «Педагогическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС», используя проведённые диагностики.
По направлению Аналитико-диагностическая и коррекционно-развивающая работа
Для родителей будущих первоклассников оформляется информационный стенд «Готовим детей к школе».
В течение года учитель, который будет работать с детьми в 1 классе, посещает занятия подготовительной группы с целью ознакомления уровня готовности детей к школе.
В конце учебного года проводится диагностика готовности воспитанников подготовительной группы к обучению в школе.
И четвёртое направление, не менее важное это
Взаимодействие семьи, детского сада и школы.
В начале учебного года проходит родительское собрание «Организация совместной работы детского сада, школы и родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе».
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников: организуется экскурсия по школе для родителей, выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник», посещение занятий в подготовительной группе и в 1 классе.
В конце учебного года собрание с родителями будущих первоклассников «Результаты подготовки дошкольников к обучению в школе».
В течение всего учебного года проходят индивидуальные консультации: «Готовимся к школе».
Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается и до окончания школы, так как образовательный процесс, по своей сути, предполагает изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодом является и переход учащихся из начальной школы в основное звено. Практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе перехода на новый образовательный уровень являются актуальными задачами.
Как это проходит в нашей школе?
В школе есть план работы по обеспечению преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования, по которому и идёт работа.
Работа начинается со второго полугодия учебного года.
Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
Методическая работа. По результатам проведённых контрольных работ за 1 полугодие в 4 классе проходит педагогический консилиум.
Цель: анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4 класса, соответствие уровня обученности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников.
1. Посещение уроков 4 класса учителями будущего 5 класса.
Цель: изучение программ начальных классов, уровня работоспособности учащихся, ознакомление со стилем преподавания, с особенностями детского коллектива.
Знакомство детей с их будущими учителями.
2. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей основного звена.
Работа с учащимися
1. Психологическое тестирование.
Цель: изучение личности выпускника начальной школы.
Для этого используются методики «Хорошо ли в школе?», «Рисунок семьи», «Карта интересов младших школьников», «Определение ведущего типа памяти», тест школьной тревожности Филипса.
2. Экскурсия выпускного класса начальной школы по территории основной школы.
Цель: знакомство с кабинетной системой основной школы.
3. Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, окружающему миру.
Цель: изучить сформированность знаний за курс начальной школы и готовность к обучению в основной школе.
1. Участие 4 класса в мероприятиях среднего звена.
Цель: создание комфортных условий для перехода в основную школу.
2. Классное собрание учащихся 4 класса с участием педагогов и классного руководителя будущего 5 класса.
Цель: торжественный перевод выпускников начальной школы в основную школу.
Работа с родителями.
1. Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4 класса.
Цель: ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5 классе.
2. Родительское собрание 4 класса с участием учителей основной школы «Особенности перехода учащихся 4 класса в основное звено»».
Цель: ознакомление с особенностями этого периода, с особенностями содержания и методами обучения, знакомство с учителями, с единой системой требований.
3. Анкетирование родителей «Адаптация пятиклассников».
Цель: диагностика и выявление проблем в адаптации пятиклассников.
В течение всего учебного года идёт работа по адаптации учащихся 5 класса. В конце года проводится глубокий анализ проведённой работы, выявляются трудности, проблемы, изучение и преодоление которых запланировано в новом учебном году.
После окончания 9 класса наши дети идут в среднюю школу. К сожалению, таких мало. В основном учащиеся нашей школы поступают в учебные заведения, где продолжают своё обучение.
В заключение хочется сказать, чтобы сделать ребёнка успешным при любом переходе на новую ступень образования может только талантливый, образованный учитель, умеющий работать с разными категориями детей!
Спасибо за внимание, всем творческих успехов!
Термин «адаптация» в переводе с латинского языка означает «прилаживание», «приспособление». Что он подразумевает собой? В общем смысле данное понятие означает приспособление организма, а также всех его функций, клеточек и органов к изменившимся условиям среды.
Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.
Определение
Вам будет интересно: Правильно ставим ударение в «позвонишь», «позвонят», «позвоним»
Социальная адаптация
Что подразумевает собой процесс приспособления индивида к окружающей среде? Это не только возможность успешного функционирования его организма в изменившихся условиях. Понятие адаптации в психологии означает способность человека к его дальнейшему социальному и личностному развитию. Под этим подразумевается:
Вам будет интересно: Аналитический и синтетический языки: понятие, отличия, примеры
Уже с первых дней своего появления на свет человека окружают другие люди. Общение с ними позволяет включить его в социальное взаимодействие. Самые первые представления о межличностных связях все люди приобретают еще до того, как осваивают речь. Именно в процессе взаимоотношений с окружающими всем нам удается получить свой первый социальный опыт, который в последующем становится неотъемлемой частью личности. Стоит отметить, что социализация не способствует индивидуализации. Ее человек приобретает субъективно, переживая ситуации, которые оставляют тот или иной след в его психике.
Цель адаптации
Процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии — это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощенности и самостоятельности, незакомплексованности и инициативности.
Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей.
Самосознание
Стоит иметь в виду, что самосознание, проявляющееся в ходе адаптации, является процессом контролируемым. Оно определяется динамикой приобретения социального опыта исходя из условий расширения общения и диапазона деятельности.
Несмотря на то что самосознание считается одной из самых глубоких интимных характеристик человеческой личности, только оно способствует постоянной коррекции представления человеком о себе в сравнении с тем мнением, которое существует о нем у окружающих. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.
Виды адаптации
Благодаря процессу приспособления организм начинает оптимально функционировать в необычной для него обстановке. При этом ученые выделяют два вида адаптации. Первый из них – биофизиологический, а второй – социально-психологический. Нас интересует второй из них. Он и рассматривается в качестве адаптации в педагогике. Это не что иное, как механизм, с помощью которого люди приобретают определенный социально-психологический статус, а также овладевают теми или иными социально-психологическими ролевыми умениями. Он «включается» в тот период, когда человек пытается достигнуть гармонии между внешними и внутренними условиями своей деятельности и жизни. Результатом этого является повышение адаптированности личности. Другими словами, человек становится более приспособленным к новой деятельности и к условиям жизни.
Вам будет интересно: Что такое возможность? Классификация возможностей
Если рассмотреть определение адаптации в педагогике, то это не что иное, как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, во время которого человек сталкивается с различными проблемными ситуациями в области межличностных отношений. Это позволяет личности освоить нормы и механизмы социальных установок и поведения, а также приобрести черты характера, имеющие значение для своего нормального существования в обществе.
Что же такое адаптация в педагогике? Это, по определению, каждый из этапов преодоления индивидом проблемных ситуаций. Ведь при этом человеком используются механизмы и навыки поведения, которые приобретены им на предыдущих этапах своей социализации и развития. Одновременно с этим им открываются новые способы решения задач, планы и программы внутренних психологических процессов.
Важный вклад разработку данного понятия в его широком понимании внес Ж. Пиаже. Он считал, что адаптация в психологии и педагогике – это один из самых главных процессов, благодаря которым происходит интеллектуальное развитие ребенка. При этом он выделил две составляющих данного механизма. Это аккомодация и ассимиляция. Первая из этих двух составляющих представляет собой перестройку умственной активности. Цель подобного процесса заключается в возможности усвоения вновь поступающей информации. Что касается ассимиляции, то она считается присвоением внешнего события с преобразованием его в мысленное. Говоря другими словами, адаптация в педагогике – это, во-первых, приобретение навыков, умений и знаний, мастерства и компетентности. Во-вторых – изменение психической организации человека, затрагивающей личностные (эмоции, целеполагание, мотивации и т.д.), а также когнитивные (перцептивные, сенсорные и др.) процессы.
Поступление в детское дошкольное учреждение
Малыши растут. И вот наступает время, когда родители отдают их в детские дошкольные учреждения. Здесь ребенку предстоит пережить первую значительную встречу с незнакомой для него социальной средой. От благополучного протекания данного периода напрямую будет зависеть овладение ребенком учебной деятельностью, его комфортность пребывания в детском учреждении, а также здоровье. Непосредственное влияние на данный процесс оказывают различные группы факторов. Рассмотрим их подробнее.
Физиологические факторы
К данной группе относят биологические особенности ребенка определенного возраста. Это его физиологические и анатомические показатели, состояние здоровья, уровень трудоспособности и утомляемости. Сюда же можно включить и некоторые особенности, которые наблюдаются у индивида в функционировании той или иной системы организма. Некоторые ученые полагают, что на процесс адаптации влияет и такой фактор, как наследственность.
В качестве индивидуальных особенностей, которые рассматриваются при адаптации в психологии личности, учитывается тип нервной системы, а также наличие способности приспособиться к изменению привычного окружения. Данные факторы, как правило, и являются причиной тех различий, которые имеют место между процессами привыкания к ДОУ у разных детей.
Еще один немаловажный показатель, который влияет на социальную адаптацию, это в педагогике не что иное, как возраст ребенка в момент его поступления в дошкольное учреждение. По мнению ученых, хуже всего приспосабливаются к изменившимся условиям дети от 5 до 20 месяцев.
На эффективность протекания адаптационных процессов имеет влияние и пол ребенка. Согласно мнениям исследователей, к новым условиям лучше всего приспосабливаются девочки. Мальчишкам же намного сложнее принять изменения в окружении.
Индивидуально-психологические факторы
В данную группу входит уровень развития интеллекта ребенка, его самооценки, эмоциональное состояние, а также устойчивость тех или иных черт характера. По мнению ученых, поступление в ДОУ приводит к эффективному заострению свойственного ребенку темперамента. При этом наибольший дискомфорт ощущают дети-флегматики. Наиболее быстро адаптируются к изменяющемуся окружению холерики.
Помимо этого, адаптация в педагогике – это механизм, на который оказывают влияние:
Социально-психологические факторы
Наличие перечисленных выше факторов позволяет детям максимально результативно наладить контакты в новом для них межличностном взаимодействии.
По мнению некоторых исследователей, главный критерий, по которому можно определить уровень социальной адаптации в педагогике, это не что иное, как отсутствие у ребенка постоянных нарушений в его поведении, которые граничат с неврологическим нарушением. Если такая ситуация все же имеет место, то можно говорить о том, что происходит дезадаптация малыша. Он пока не смог приспособиться к новым для него условиям ДОУ.
Типы социально-психологической адаптации
Рассматривая понятие адаптации в педагогике, можно говорить о существовании следующего:
По мнению некоторых психологов, регрессивный тип приспособления к новым условиям не позволяет индивиду самореализоваться и проявить данные ему природой творческие способности. Социализация личности возможна только при прогрессивной адаптации. В противном случае у ребенка выработается склонность к систематическим нарушениям норм поведения, что станет причиной возникновения новых проблемных жизненных ситуаций, приспособиться к которым не позволит отсутствие полученного опыта.
Проблемы адаптации
Вам будет интересно: Боснийский язык: история развития и особенности
Процесс приспособления детей к новой для них среде в 4-5 лет практически не имеет никаких различий. Однако если рассматривать для старших дошкольников социальную адаптацию в психологии и педагогике – это механизм, значительно расширяющий уровень возникающих проблем при освоении ребенком нового для него жизненного пространства. Все дело в том, что в шесть лет дети уже достаточно близки к переходу в новое для них учреждение образования. Это приводит к изменению у них социального статуса, что и увеличивает проблемы с адаптацией. Связано это может быть и с развитием у ребенка психического аппарата. Чаще всего в этом случае учителя отмечают отсутствие внимания, гиперактивность и агрессивное поведение учащегося.
Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. При этом на сегодняшний день можно говорить о том, что ее актуальность выросла во много раз. Виной тому стали глобализация и мобильность, политические и экономические изменения, новые подходы к устройству системы образования и т.д.
Поступление в школу, обучение в ней, а также переход из класса в класс требуют от детей особых усилий. Однако наиболее остро вопрос адаптации ребенка стоит именно при переходе в новое для него учреждение образования. Вызвано это следующим:
Школьная адаптация в педагогике считается процессом, во время которого ребенок усваивает и принимает для себя новую для него социальную ситуацию, осваивает свой новый статус учащегося и обретает навыки в новых системах взаимодействия («ребенок – сверстник», «ребенок – учитель»). При этом у маленького человека начинают вырабатываться новые особенности поведения.
Если рассматривать понятие школьной адаптации в психологии, то стоит отметить, что его характеризуют следующие критерии:
Социальная адаптация при этом предполагает умение ребенка:
Немаловажным аспектом явится умение поддерживать контакты со сверстниками и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.
В процессе адаптации к школе немаловажным является и физическая подготовка организма, ведь на ребенка сваливается довольно внушительная нагрузка. Его организм начинает работать на пределе. Это вызывает опасность переутомления.
Помимо этого школьная адаптация в педагогике рассматривается и с психологической точки зрения. Степень быстрого привыкания к новым условиям во многом зависит от готовности ребенка к поступлению в школу, то есть от его:
Важны при этом также способности к переработке информации и запоминанию.
Адаптация школьников при отклонении в развитии
Согласно имеющимся данным, более 80% современных детей испытывают трудности в обучении из-за тех или иных отклонений в здоровье. Именно поэтому рассматривается адаптация и в специальной педагогике. Это позволяет решить проблемы ребенка, имеющего особенности в развитии, и устранить его изолированность от общества, в котором он растет и живет.
Нарушения социальной адаптации влияют на отношение детей к их окружению. Они становятся тревожными и угрюмыми, подавленными и обидчивыми. В итоге у них формируется замкнутость. Дети начинают избегать широкого круга общения. Они замыкаются в «четырех стенах», где у них может возникнуть скрытая (маскированная) депрессия.
Взрослея, ребенок, обладающий ограниченными возможностями, начинает осознавать, что он не такой как все. Это способствует формированию заниженной самооценки, социальной пассивности и сужению рамок активной деятельности.
Адаптация в коррекционной педагогике – это, прежде всего, психологическая реабилитация детей, испытывающих трудности в обучении. Она может представлять собой снятие нервного напряжения. Помимо этого, педагог должен стремиться провести коррекцию самооценки своего воспитанника, развивать его память и психические функции, воображение и мышление, внимание и преодолевать пассивность. Одновременно с этим понадобится формировать у ребенка ответственность и самостоятельность, активную жизненную позицию, помогать преодолевать ему отчужденность и развивать коммуникативные навыки.
Параграф 6. Трудовая адаптация работников
Сущность и структура трудовой адаптации. Процесс адаптации предполагает включение личности в новую для него предметно-вещественную и социальную среду. При этом человек имеет, определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними человек предъявляет требования к организации: к условиям труда, его оплате, содержанию и содержательности, к социальной среде.
С другой стороны организация имеет свои цели и задачи, сложившиеся социальные и профессиональные ценности и нормы, на основании которых организация предъявляет требования к профессиональным и личностным качествами характеристикам: к образованию, квалификации, производительности, дисциплине и т.д.
В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, называемый процессом трудовой адаптации, имеющий сложный, двусторонний характер.
В зависимости от количества стадий адаптации, которые смог пройти работник выделяют, три категории работников: безразличные, частично идентифицированные, полностью идентифицированные.
Принято выделять два вида адаптации:
n первичную адаптацию, предполагающую первое («премьерное») вхождение человека в постоянную трудовую деятельность;
n вторичную адаптацию, предполагающую включение работника, уже имеющего опыт работы в постоянной трудовой среде. Данная адаптация имеет место либо при трудовом перемещении работника (переход работника на новое трудовое место со сменой или без смены профессии, изменение выполняемых функций), либо при существенных изменениях производственной среды, ее технических, экономических или социальных элементов.
Трудовая адаптация имеет сложную структуру и объединяет психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию.
Психофизиологическая адаптация представляет собой процесс освоения совокупности всех условий обстановки, необходимых для работника во время труда. В частности данная адаптация предполагает привыкание к саниатерно-гигиеническим условиям, трудовой позе, ритму работы, элементам оснащения рабочего места.
Социально-психологическая адаптация представляет собой включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь коллектива, участвует в ней, у него устанавливаются взаимоотношения с коллегами. Данный вид адаптации наиболее затруднен для воздействия со стороны руководителя, поскольку стадия ознакомления не может быть искусственно форсирована путем прямого инструктажа работника, что затрудняет последующие стадии приспособления и идентификации.
Профессиональная адаптация представляет собой освоение профессиональных навыков и умений, непосредственно составляющих содержание трудового процесса, развитие профессионально необходимых качеств.
Действие образования как факторов трудовой адаптации также не однозначно. С одной стороны, чем выше уровень образования тем быстрее и легче протекает профессиональная адаптация. Однако работники с высоким уровнем образования наименее социально психологически адаптированные работники. Это обусловлено тем, что уровень образования связан с уровнем притязаний, чем он выше тем уровень адаптации ниже. Полная же адаптация предполагает достижения высокого уровня во всех аспектах адаптации.
На все факторы личностной группы руководство не может оказывать непосредственного влияния, однако оно должно учитывать их при управлении трудовой адаптацией. Следовательно руководство должно иметь информацию о работнике, поступающем в новую для него трудовую среду.
Производственные факторы, находятся под непосредственным воздействием руководства предприятия. При этом их воздействие начинается до того как работник попадает в рабочую сферу.
1. В чем сущность процесса трудовой адаптации?
2. почему трудовая адаптация имеет двоякий характер?
4. Охарактеризуйте разницу между первичной и вторичной трудовой адаптацией?
6. Охарактеризуйте личностные факторы адаптации. Все ли факторы оказывают однозначное влияние на процесс?
7. Охарактеризуйте производственные факторы адаптации?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет