Чем вытащить предохранитель в авто
Как вытащить предохранитель в машине без щипцов
Какой предохранитель отвечает за прикуриватель?
Такой устройство, как прикуриватель часто выходит из строя, вернее не само устройство, а его предохранитель, защищающее от попадания превышенного напряжения на (в данном случае) прикуриватель.
Предохранитель прикуривателя на Нива Шевроле
Сгорание предохранителя происходит из-за, например, подсоединения замкнутого электрического насоса. Было однажды такое, что знакомый купил в местном магазине автозапчастей электрический насос автомобильный, привез его на работу и, решили испробовать, подкачать колеса. После подсоединения к прикуривателю предохранитель сразу же выбивало. Затем, один желающий решил испробовать на своем авто, и на его машине также сгорел предохранитель. Стали читать книжку от насоса, было написано: «Сделано в СЩА» (через букву Щ:)). Посмеялись и он повез на замену. Оказалось насос был замкнут.
Предохранитель прикуривателя, в основном, сгорает от подключения других устройств, сейчас их великое множество: видеорегистраторы, антирадары, FM-модуляторы, зарядные устройства и т.д. Причиной временной неисправности прикуривателя (сгоревший ПП) является некачественное электронное устройство из-за которых скачет напряжение. Возможно и сгорание самого прикуривателя, а не только предохранителя.
Подключенные ноутбуки, электрочайники, внешние радио и магнитолы еще быстрее приводя к сгоранию предохранителя, так как эти устройства имеют свои преобразователи напряжения.
В зависимости от марки и модели автомобиля, предохранитель может быть общим с магнитолой, а может быть конкретным для прикуривателя.
Сам себе автоэлектрик – что делать с перегоревшим предохранителем
В прошлой статье мы коснулись темы замены перегоревших предохранителей. Но что делать, если по внешнему виду все плавкие вставки нормальные, а проблема неработающей автоэлектрики осталась? Сегодня разбираемся, какие предохранители используются в авто, как промаркированы, где установлены, и как найти перегоревший. Виды автомобильных предохранителей
• AGU применяется в автозвуке. Устанавливается рядом с аккумулятором в специальной колбе. • Картриджные слабо распространены в отечественных авто, и практически не перегорают. Если и встретите такой вид — то скорее всего в блоке силовых реле под капотом. • Ленточные можно увидеть в черной коробке рядом с АКБ Волги 3110 и в ГАЗелях. • На старых УАЗах и ПАЗиках ещё встречаются многоразовые плоские держатели с намотанной запасной проволокой. • Термобиметаллические схожи по устройству с домашними «автоматами» — применялись на ГАЗ-24 и КАМАЗах. Для «перезапуска» достаточно нажать кнопку в салоне. Недостаток — внушительные габариты устройства. • Кассетные «кирпичики» бывают с гнездом (S1041-1) или штекером (S1041-2). Размеры «мамы/папы» не отличаются, и составляют 32 х 2,4 х 15 мм. • Maxi (S1036, FX) имеет форму привычного «ножевого» предохранителя, но крупнее по размеру (34 х 29 х 9 мм). Как правило, находятся под капотом, и защищают цепи с большим энергопотреблением. • Norma, S1035-х, ATO, FT («стандартные») – наиболее распространенный тип, знакомый владельцам подержанных иномарок, переднеприводных ВАЗов и Волги-3110. Габариты устройства — 20 х 19 х 5 мм. • Mini, S1035-1, или FN — миниатюрные предохранители в форм-факторе «вилочки», но уменьшенного размера (16 х 11 х 4 мм). Вытеснили «ножевые» из монтажных блоков иномарок. Номинал – от 5 до 30 А. • Цилиндрические вставки («торпеды») применялись на «классике» в прошлом веке, характеризуются низкой надёжностью и потерей контакта при нагреве. Из-за возможности быстро вставить вместо защитного элемента монетку или фольгу приводили к возгоранию авто под влиянием «человеческого фактора».
Устройство плавкой вставки
Предохранитель состоит из корпуса, контактов и разрушаемого элемента. В зависимости от тока срабатывания отличается толщина перемычки. Номинал наносится на основание, для удобства принята единая цветовая дифференциация.
Маркировка ножевых предохранителей по цветам
Корпус может быть прозрачный или матовый. В этом случае предусмотрено смотровое окошко для контроля состояния нити.
Как проверить и поменять предохранитель в авто
Плавкая вставка сгорает не только при поломках. Металлический предмет, попавший в прикуриватель, или неудачная попытка ремонта электрооборудования без отключения аккумулятора заставит сработать защиту. Как действовать для устранения неисправности? Открываем монтажный блок, находим по надписи на крышке или в инструкции нужный адрес, и визуально осматриваем защитный элемент. Нить с виду целая, но электрика не работает? Берём в руки лампочку-пробник, включаем потребитель, и касаемся выводов на торце корпуса предохранителя, не вынимая его из гнезда. Индикатор загорелся — вставка требует замены.
Не выковыривайте защитные вставки из гнезда отвёртками и ножами. Используйте специальные щипчики, прилагаемые в комплекте с машиной, или в наборе.
Заменили предохранитель, а он снова перегорел? Вспомните — возможно, вы недавно вкрутили саморез, или снимали пластиковую облицовку. Чтобы найти замыкание – используем тестер (мультиметр) в режиме измерения сопротивления.
Какие предохранители купить?
Где расположен предохранитель прикуривателя?
Обычно предохранитель прикуривающего устройства расположен в блоке предохранителей. Как найти, где расположен ПП:
Где находится предохранитель для магнитолы
В сети интернет, на различных автомобильных форумах в числе не редко обсуждаемых вопросов по ремонту и обслуживания электрического оборудования и самой энергосистемы легкового авто (ВАЗ 2110, ВАЗ 2114, Форд и т.п), очень часто встречаются вопросы типа: где находится предохранитель для магнитолы, какой предохранитель отвечает за магнитолу и тому подобное.
Дело в том, что электрическая проводка современного авто, насыщенного всевозможным как штатным, так и дополнительно подключаемым оборудованием, представляет собой сложную и порой чрезвычайно запутанную систему. Разобраться в которой под силу только высоко профессиональным автоэлектрикам. Хочется отметить, что сейчас мы говорили, о новых легковых машинах. В том случае, если автомобиль уже далеко не нов и сменил на своем веку несколько владельцев. Как правило, что-либо да изменявших в его конструкции, и в частности — электропроводке, то в случае возникновения проблем с электропитанием, для их обнаружения и устранения придется поломать голову. К счастью, вопросы из разряда нами названных, а именно (еще раз) — где находиться предохранитель, отвечающий за магнитолу в автомашинах ВАЗ 2110 (Приора, форд, ВАЗ 2114) можно объединить в один и ответить на него следующим образом.
В отсеке под прикрывающим его люком, с правой стороны рулевой колонки вашей машины. Стандартно это ножевой предохранитель на 20 ампер с маркировкой английской буквой — F и цифрой 4 (F4).
Предохранитель на магнитолу ВАЗ, одновременно является предохранителем для прикуривателя. Точнее, наоборот. А о том где его искать и как определить, мы уже сказали ранее.
Замена предохранителя прикуривателя
Казалось бы, что такого в замене предохранителя, вытащил и вставил новый. Ан нет. Вот правильный порядок замены предохранителя:
Разбираем, производим ремонт прикуривателя и замену его гнезда.
Такая опция, как автомобильный прикуриватель, актуальна не только для заядлых курильщиков. Например, для подключения переносного компрессора для подкачки шин, без рабочего гнезда прикуривателя, не обойтись. Но что делать, если он не работает? Благодаря небольшим знаниям, вы самостоятельно сможете произвести этот не сложный ремонт.
Требуемый инструмент для ремонта.
Переходим к непосредственно к ремонту прикуривателя.
Видео по ремонту и замене всего прикуривателя с розеткой
Что делать если постоянно перегорает предохранитель.
На современном рынке гаджетов для автомобиля все больше и больше заполоняют товары некачественного производства, не редко из Китая.
Такие устройства зачастую становятся причиной поломки прикуривателя и его гнезда, в дешевых приборах используют тонкие провода неспособные выдержать силовую нагрузку и как следствие перегорают замыкая электрический ток по всему прибору.
Так же бывают случаи когда перегорают или выходят из строя, но не до конца, а как бы сказать на половину и становятся следствием разряженного аккумулятора.
Почему плавятся предохранители в машине
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Рассмотрим почему горят предохранители в машине — наиболее частые типовые причины.
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
Прикуривателя
Предохранитель прикуривателя часто выходит из строя. В большинстве случаев это не связано с курением. В прикуриватель часто устанавливаются разъемы питания дополнительного оборудования (радар-детекторы, навигаторы, прочие автогаджеты), компрессор, зарядные устройства мобильной техники, разветвители и тройники сомнительного качества.
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
В некоторых случаях одновременное подключение нескольких гаджетов может привести к превышению максимального тока по цепи питания разъема прикуривателя.
p, blockquote 19,0,1,0,0 —>
Встречаются автовладельцы, которые искусственно повышают номинал предохранителя в цепи питания разъема прикуривателя. Это делать крайне опасно! Сечение проводника, ведущего к разъему, может не соответствовать повышенному току, он может перегреться, что вызовет короткое замыкание и возгорание.
Часто возникают такие ситуации при использовании рекламируемого дополнительного электрического обогревателя салона, питающегося от разъема прикуривателя.
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
Омывателя
Выход из строя данного предохранителя связан с возможным замерзанием воды в бачке и трубках системы омывателя при отрицательных и слабоположительных температурах. Нарушается подвижность привода электронасоса, в результате чего увеличивается ток, перегорает предохранитель. Для предотвращения таких ситуаций необходимо своевременно заменить воду на незамерзающую жидкость и очистить всю систему от воды.
p, blockquote 22,0,0,0,0 —>
Дворников
Выходит из строя в случае примерзания дворников к стеклу, заклинивания редуктора. Поэтому перед началом движения утром в холодное время года необходимо проверять щетки на предмет примерзания к стеклу.
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Обогрева стекол и зеркал
Может перегореть вследствие замыкания электропроводки. Наиболее «слабые» места проводки – в гофрошлангах передних дверей, двери багажника, под накладкой водительского порога.
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
Печки
За печку обычно отвечает предохранитель номиналом от 30 Ампер. В случае износа электродвигателя печки, особенно подшипников и втулок, ток в цепи электропривода значительно увеличивается. Избежать таких ситуаций помогает своевременное проведение регламентных работ вентилятора печки.
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
Систем освещения
Часто перегорают, если устанавливается мощность, устанавливаются нештатные лампы, особенно ксеноновые с блоком розжига, ток потребления которых значительно выше. При увеличении номинала следует одновременно «усилять» электропроводку ламп, укладывая провода большего сечения.
p, blockquote 26,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>
Системы охлаждения двигателя
Выходят из строя при увеличении тока потребления электровентилятора радиатора по причинам:
p, blockquote 27,0,0,0,0 —>
Блока управления двигателем
Их перегорание приводит к отказу запуска двигателя. По этой причине водитель должен знать, где расположены предохранители, обслуживающие блок управления двигателем. Практически половина всех неисправностей, связанных с отказом запуска двигателей, определяется их перегоранием.
p, blockquote 28,0,0,0,0 —>
Электроусилителя руля
Системы электроусилителя руля все чаще применяются в автомобилях. Электропривод электроусилителя потребляет большой ток, при повышенных нагрузках предохранители часто выходят из строя.
p, blockquote 29,0,0,0,0 —>
Электрических стояночных тормозов
Электрические стояночные тормоза некоторых моделей автомобилей (например, VW PASSAT B6) головная боль многих автовладельцев. Электропривод стояночных тормозов находится в «неуютном» месте возле колес.
p, blockquote 30,0,0,0,0 —>
Это способствует механическому разрушению корпуса, попаданию внутрь влаги и грязи, как следствие, заклиниванию двигателя, перегоранию предохранителей по цепям питания.
p, blockquote 31,0,0,0,0 —>
Системы ABS
В результате износа насоса увеличивается ток, перегорает предохранитель системы ABS. Это приводит к неработоспособности антиблокировочной системы тормозов, особенно нужной при плохом состоянии дорожного покрытия.
p, blockquote 32,0,0,0,0 —>
Центрального замка, стеклоподъемников
Приводы центрального замка, стеклоподъемников часто заклинивают, в результате чего перегорают предохранители. Проблемным также является замыкание проводки в гофрошланге электропроводки дверей.
Если перегорел в глуши: как безопасно восстановить автомобильный предохранитель?
Сегодня мы с вами немножко покощунствуем. Оскверним самое святое, что есть в электрике автомобиля, а именно – предохранители! Научимся правильно и относительно безопасно делать то, что делать категорически запрещено – ставить замыкающие перемычки, в простонародье – «жучки»…
Плавкий предохранитель – одно из самых древних электротехнических устройств. Считается, что изобретателем предохранителя является Луи Франсуа Клеман Бреге, французский электротехник. В 1847 году он провел ряд экспериментов и выяснил, что вставки из тонкой проволоки фиксированного сечения способны перегорать при превышении током в электрической цепи определенной силы, пропорциональной сечению. Практическое же применение предохранителей, как устройств, началось приблизительно с середины XIX века – сперва в промышленной и бытовой электротехнике, а с массовым распространением «стальных коней» – и в автомобильной.
Несмотря на изобретение разного рода автоматически восстанавливающихся предохранителей – пружинных, биметаллических, полупроводниковых – самый обычный одноразовый плавкий предохранитель Луи Бреге до сих пор является наиболее распространенным и эффективным устройством защиты электроцепей в любом автомобиле от токовой перегрузки и короткого замыкания.
И в бюджетном, и в премиальном автомобиле практически все электрические потребители защищены плавкими предохранителями. И в мануале к любому авто, а тем более – в руководстве по обслуживанию и ремонту, обязательно есть такая (или очень похожая) фраза:
Запрещается даже временно устанавливать проволочные перемычки вместо соответствующих предохранителей, так как это может привести к повреждению электрической проводки и возникновению пожара!
Сказано правильно, и спорить с этим мы не намерены. Однако отметим, что обстоятельства бывают всякие, в том числе и не вполне рядовые. И любой владелец немолодого и повидавшего жизнь автомобиля может оказаться в ситуации, когда какой-то важный для движения предохранитель сгорел – в цепи бензонасоса, зажигания, стеклоочистителей в дождь, фар ночью и т. п, а заменить его нечем. Произойти подобное может не только в городе, где полно автомагазинов, отзывчивых граждан, а также автосервисов и эвакуаторов, наконец, а в глуши, когда запасных предохранителей в загашнике не оказалось, магазинов и просто добрых людей поблизости нет, а ехать-таки нужно…
Так что лучше обладать знаниями «для случая, который не случится», нежели оказаться беспомощным в маловероятной, но все же экстремальной ситуации! Как там звучит якобы японская поговорка, которую так любят писать в статусах в соцсетях? «Самурай носит меч всю жизнь, даже если понадобится он ему лишь раз в жизни»… Ну или что-то вроде того…
Когда «жучок»… был нормой
Молодые автовладельцы хорошо знакомы с современными П-образными ножевыми предохранителями, и, как правило, знакомы с их предшественниками, распространенными на советских машинах – предохранителями стержневого типа с их вечно паршивым контактом. А вот что было ЕЩЕ РАНЬШЕ, скорее всего, уже не помнят…
А вот до 70-х годов в автомобилях (кстати, не только в советских!) применялись предохранители, как раз очень похожие на современные П-образные ножевые. Представляли они собой текстолитовую пластинку с приклепанными пружинящими ножками-контактами и намотанными на нее 15-20 сантиметрами запасной проволочки. Если проволочка между контактами сгорала (предохранитель срабатывал), водитель просто отматывал с мотовильца несколько сантиметров и соединял ей контакты заново. Предохранитель восстанавливал свои свойства!
Не сказать, что такой принцип был идеальным – контакт в проволочном предохранителе частенько ухудшался со временем, поскольку зависел от силы и аккуратности намотки проволочки. Однако система все же просуществовала долгие годы на самых разных легковых и грузовых машинах и считалась вполне работоспособной. И обратите внимание: это ж по современным меркам натуральнейший «жучок»!
«Жучок» – да не «жучок»! «Жучком», опасным и запрещенным к использованию, такой предохранитель считался бы, если б в нем применялась СЛУЧАЙНАЯ проволока! Но проволока в нем была строго тарированная, с сечением, соответствующим нужному току защиты, значение которого печаталось на корпусе предохранителя! Поэтому если взять современный предохранитель ножевого типа (сгоревший) и соединить его ножки проволочкой, чье сечение на сгорание приблизительно соответствует току, маркированному на предохранителе изначально, то такой «жучок» не будет представлять собой опасности для электропроводки автомобиля. Но как понять – какая проволока нужна?
Диаметр провода и ток сгорания
А вот для этого существует специальная расчетная формула. Но чаще для простоты используется заполненная по этой формуле справочная таблица! В свое время, когда развлечением считалось техническое творчество, а не деградация в соцсетях, эту табличку знал каждый школьник, посещающий радиокружок. Ибо изготовить своими руками предохранитель для самодельной конструкции было нормой! В справочной табличке для удобства сечение одножильного медного провода уже конвертировано в диаметр.
Для наиболее распространенных номиналов автомобильных предохранителей таблица выглядит так. Если же интересны иные значения токов (а эти таблицы обычно включают в себя диаметры провода для изготовления предохранителей от 0,5 ампер до 200-300 ампер), то нагуглить полную версию будет несложно.
Для примера. В распространенном LAN-кабеле «витая пара», которым проводят интернет в квартиры, одна жилка имеет диаметр около 0,5 мм – отрезок такого провода сработает в качестве предохранителя при токе около 30 ампер. В многожильных проводах типа ШВВП, используемых для подключения электроприборов к розетке, часто используются жилки диаметром 0,2 мм – на 7 ампер… Если сложить вдвое – получится предохранитель на 14-15 ампер. Ну и т. п.
Измеряем провод без штангенциркуля и микрометра
ОК, теперь мы знаем, как сделать относительно безопасный «жучок» на нужный нам ток… И проволочку найти и расплести на жилки, в принципе, несложно – можно в крайнем случае разрезать и очистить от изоляции провод лампы-переноски, USB-шнура, а то и какие-то штатные электроцепи в машине допустимо временно «ампутировать», отрезав провод от чего-то не слишком нужного типа задней противотуманки… В конце-концов, экстремальные ситуации порой требуют экстремальных решений.
Но как понять, на какой ток рассчитан провод, если мы не знаем его диаметр? Ведь на глаз определить толщину нереально! А ни штангенциркуля, ни микрометра в багажнике, как правило, нет… И опять на помощь придут дедовские приемчики – простые, но надежные.
Берем любой цилиндрический предмет – карандаш, отвертку, спичку, веточку – и наматываем на нее провод плотно виток к витку. Чем больше витков – тем выше будет точность измерения, но обычно достаточно 15-20 витков. Намотали – измеряем общую длину намотки линейкой и делим полученное число миллиметров на количество витков. Результат – диаметр провода!
Зануды пробурчат: «Ну да, запасных предохранителей с собой нет, а вот линейка в машине нашлась, видите ли!». Специально для зануд: ну XXI век же на дворе… У многих, к примеру, линейка есть в смартфоне!
Делаем предохранитель-«жучок»
…ну и последний шаг – если провод найден, диаметр его измерен, и он нам подходит. Плотно и туго наматываем отрезок медной жилки на ножки сгоревшего предохранителя и вставляем его на место. Готово!
И напоследок еще раз напоминаем, что заниматься подобным ремонтом, даже вдалеке от цивилизации и помощи, необходимо весьма и весьма осторожно! Делайте «жучок», лишь окончательно убедившись, что аналогичный сгоревшему фабричный предохранитель нельзя хотя бы на время выдернуть из цепи, где он защищает что-то, без чего можно временно обойтись, – например, обогрев заднего стекла или нечто подобное. И если уж запасных нет, выдернуть неоткуда и за помощью обратиться не к кому – тогда только мотайте «жучок»… Но не забудьте при первой же возможности заменить его на нормальный предохранитель и выяснить причину перегорания!
Как проверить предохранители и где находятся блоки предохранителей в вашем автомобиле. Проверка мультиметром предохранителей на машине
Что такое предохранители
Автомобильные предохранители являются важным участком электрической цепи. Они предохраняют потребители от различных неисправностей, а также, защищают проводку и автомобиль в целом от возникновения пожаров.
Допустим, неопытный автомобилист производит ремонт автомобиля. Он забыл отключить минусовую клемму аккумулятора перед выполнением работ и при ремонте случайно замкнул плюсовой провод какого-то потребителя на массу автомобиля. Возникло короткое замыкание. В этот момент сила тока становится максимальной, а проводник начинает нагреваться.
Подобное явление может вывести из строя защищаемый прибор, аккумулятор или вообще вызвать пожар в машине. Чтобы этого не допустить, применяют предохранители. Выглядят они вот так:
Кроме того, предохранители могут отключить цепь при возникновении неисправности.
Их цвет подобран не случайно. Он является маркировкой номинального тока, на который рассчитан этот предохранитель. При превышении этого номинала, плавкая вставка внутри него перегорает. Номинал зависит от защищаемого потребителя или группы потребителей.
Устройство, виды и принцип действия
Предохранитель — это коммутационный электрический аппарат, который предназначается для отключения защищенной электрической цепи путем ее размыканием или разрушения (сгорание, оплавливание), специально для этого предусмотренных токоведущих элементов во время прохождения по ним тока высокого напряжения. Основные его элементы — корпус, вставка из плавкого металла и контактная часть.
Принцип работы довольно простой: если в сеть подается высокое напряжение, плавится вставка, которая обычно изготавливается из фарфоровых или фибровых материалов. Вставка является обязательным элементом всех предохранителей, внутри нее находится дугогасительное устройство. Все приспособления, которые используются при защите электроустановок, можно подразделить на четыре класса:
Плавкие защитные элементы считаются самыми надежными и стоят сравнительно недорого. Их очень легко продиагностировать на исправность. Для этого нужно просто посмотреть деталь на просвет — будет видно, цела плавка или нет. Выпускаются они в стеклянном корпусе. При их использовании даже не нужно устанавливать трансформаторы. Плавкие предохранители по своему размеру делятся на микро, мини (14−15 мм), норма (18 мм) и макси (34 мм).
Для работы в цепях высокого напряжения используют и другие типы защитных механизмов: газовые, жидкостные. Есть даже стреляющие. В обычных условиях их увидеть нельзя — это очень мощное оборудование.
Зачем нужны реле
Автомобильные реле представляют собой электромагниты, которые имеют катушку и металлический сердечник. Они помогают замкнуть многие цепи, имеющие большую силу тока дистанционно при помощи небольших кнопок.
К примеру, цепь стартера потребляет большой ток при прокрутке. Чтобы включить стартер нужны мощные контакты и хороший выключатель, коим является замок зажигания.
При попытке подключить маленькую кнопку старта, она просто сгорит. Обгоревшие контакты не смогут пропускать электричество, а соответственно, больше не пригодны для использования. Поэтому, чтобы кнопка Старт-Стоп работала, используют реле.
Так подключение, к примеру, звукового сигнала выглядит схематично:
Как многие заметили, управление здесь осуществляется по минусу.
Что нужно знать о работе реле?
Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…
Коммутируемый ток
Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.
Нумерация выводов
Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».
Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.
Материал и тип выводов
Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.
Плюс и минус питания
Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.
В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.
Реле с диодом параллельно катушке
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.
Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.
Температура корпуса
Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.
Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.
Проверка реле
При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.
Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).
На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.
Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.
Принцип работы предохранителя
В автомобилях используются плавкие предохранители и подбираются в соответствии с номинальной допустимой нагрузкой. В случае чрезвычайной ситуации, когда напряжение возрастает, плавкая вставка предохранителя разрушается и размыкает электрическую цепь.
Процесс саморазрушения запускается в случае:
Как вытащить предохранитель в машине
В блоке предохранителей автомобиля обычно находится пластмассовый пинцет, который можно использовать для демонтажа.
В некоторых автомобилях (например, Хонда) для демонтажа применяется инструмент специальной формы.
При отсутствии специального инструмента предохранитель можно достать и вручную.
Большие предохранители извлекаются с помощью пассатижей. Для демонтажа некоторых типов предохранителей (FJ12, FJ14, FJ15) требуется воспользоваться ключом либо отверткой.
Порог срабатывания предохранителей
Из описанного выше становится ясно, что предохранитель в автомобиле разрушается в случае превышения номинального значения электричества. Плавкая часть предохранителя перегревается и сгорает.
Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U.
Автомобильные предохранители и их классификация
На автомобиле предохранители, в большинстве своем, располагаются в блоках. Чаще всего на машине два или больше блока предохранителей. Один из них находится под капотом или в районе багажного отделения. Он называется основным и включает в себя наибольшее количество предохранителей. Другой блок располагается под передней панелью в салоне, но у всех автомобилей в разных местах. Также предохранители могут отдельно располагаться по всей машине – по 1, 2 или 3 штуки.
Автомобильные предохранители классифицируются по двум параметрам – размер и номинальный ток срабатывания.
Выбирая автомобильный предохранитель, следует обратить внимание на размер:
Помимо размера, при покупке предохранителя следует знать его номинальный ток. Чаще всего в автомобилях устанавливаются элементы, которые обладают номинальным током от 5 до 30 А. Проще всего определить ток предохранителя по его цвету, и ниже представлена таблица, в которой указано, как между собой связан цвет и номинальный ток предохранителя.
Типы предохранителей
Плавкие предохранители категоризуются по номинальной мощности, а также по размеру самих предохранителей.
По размеру предохранители делятся на:
Куда важнее разделение по силе тока. Для удобства они все помечены определенными цветами, но ориентироваться только на цвет не стоит, так как в автомобилях ВАЗ предохранители помечаются цветами, отличными от таковых в иномарках, потому что никаких стандартов в этой области не существует.
Где находятся предохранители и как заменить перегоревший предохранитель?
Когда с электроприборами или светом автомобиля что-то идёт не так, то настаёт самое время проверить блок предохранителей и найти в нём нужный предохранитель, чтобы увидеть и чаще всего убедиться, что причина именно в нём. Так повелось, что наиболее часто проблемы с неработающей электроникой в авто возникают именно из-за перегоревшего предохранителя. Впрочем, сам перегоревший предохранитель также может указывать на более глубокие проблемы самого разного рода, которые, возможно, придётся диагностировать, если это будет повторяться. Итак, где же найти предохранители в машинах разных марок и моделей?
На самом деле существует три типа автомобильных предохранителей:
Если Ваш автомобиль выпущен раньше, чем, скажем, 1980 год или чуть позднее, то у Вас вероятнее всего предохранители в виде керамических трубок. Стеклянные трубки — ещё один устаревший тип предохранителей, который также встречается сегодня довольно редко. И третий тип — в виде плоского блока — скорее всего, будет в Вашем автомобиле. Плоские предохранители подключаются к блоку-щиту, просто всовываясь туда. Теперь давайте перейдём к главному вопросу: где находятся предохранители и как нам их найти в автомобиле?
Расположение предохранителей
Первое, с чем придется столкнуться автолюбителю при попытке проверить состояние предохранителей или заменить их, – поиск предохранительного блока. Дело в том, что выяснить, где предохранитель расположен, задача нетривиальная. В разных моделях машин блок с предохранителями расположен в разных частях салона или даже под капотом. Иногда количество предохранителей сильно возрастает, и производитель авто ставит по несколько блоков в разных частях машины. Из-за подобного беспорядка предложить универсальную схему или инструкцию для поиска предохранительного блока просто невозможно. Например, в машинах отечественного производства предохранители находятся под капотом (классический вариант расположения для «Жигулей»). В иномарках ситуация сложнее. Предохранители в «Тойоте-Королла» расположены справа от руля на приборной панели. Казалось бы, производители одной страны должны быть схожи в выборе расположения элементов, но на деле все иначе. Предохранители в «Ниссан-Альмера» расположены слева от руля, в небольшом кармане.
Проверка сгоревших элементов
Автомобилистам следует разобраться в том, как нужно проверять предохранители в машине. Перегрузка в электросети не всегда приводит к выходу из строя самих предохранителей. Их легче всего проверить, потому обычно диагностику начинают именно отсюда.
Когда электроприбор перестаёт функционировать, далеко не факт, что виной всему защитный элемент. Тут наиболее правильным и рациональным решением будет проверка состояния устройства, отвечающего за неисправный прибор в машине.
Очень полезным инструментом в процессе диагностики станет карта предохранителей. На всех современных авто она располагается непосредственно на крышке предохранительного блока.
Существует несколько основных методов проверки:
Наиболее простым считается способ путём замены. Нужно лишь на место потенциально неисправного устройства установить новый предохранитель. Но справедливо считать эту методику идентичной визуальному осмотру. Ведь по внешним аспектам проще определять, чем менять подряд каждый из расположенных в блоке предохранителей.
Визуальная проверка
Начнём с того, как понять, сгорел ли в машине предохранитель, отталкиваясь сугубо от внешнего вида элемента. Этот метод считают самым верным, поскольку визуально многим довольно легко убедиться в том, что произошёл обрыв легкоплавкого компонента.
Для проверки потребуется извлечь элемент, подвести к свету и внимательно на него посмотреть. Опытному автомобилисту не составит труда узнать и понять, сгорел предохранитель в его машине или нет. Новички понимают это не сразу, что вызывает несколько больше вопросов касательно того, как получить точный ответ.
Изношенный предохранитель идентифицировать не сложно. Это проявляется в виде оборванной проволоки (легкоплавкий сплав) или обгорелых следов. Подобные симптомы указывают на то, что электроцепь разорвалась, и предохранитель нуждается в замене.
Подобный метод проверки актуален для тех предохранителей, которые изготавливаются на основе стекла или прозрачного пластика. Таких в легковых автомобилях большинство.
Но у способа есть также существенный недостаток. Проверка выполняется человеком, без применения каких-либо приборов. В некоторых случаях, особенно у новичков, визуальный осмотр не даёт 100% гарантии правильного диагноза. Потому намного правильнее и эффективнее проверять предохранители, используя мультиметры.
Проверка мультиметром
Это отличный способ, как можно определить в машине сгоревший предохранитель. Подобным методом вычислять может каждый, поскольку ничего особо сложного в процедуре нет. Единственным условием является наличие мультиметра. Можно проверить также и обычным тестером, но мультиметром в дальнейшем удаётся решить ряд других вопросов. Это более универсальный прибор. Имея в руках автомобильный мультиметр, следует детальнее разобраться в том, как самостоятельно проверить потенциально перегоревший предохранитель.
С помощью такого устройства выполняется проверка 2 методами:
Начнём с методики, которая предусматривает проверку состояния по напряжению. Здесь требуется выполнить следующие процедуры:
Способ предельно простой, за что и ценится автомобилистами. Достаточно буквально пары минут, чтобы убедиться в работоспособности предохранителя или подтвердить факт его выхода из строя.
Но в определённых ситуациях проверять по напряжению не очень легко. В основном это касается предохранителей, отвечающих за работу клаксона и дверного замка. Тут на помощь приходит альтернативный метод.
Если по каким-то причинам проверка по напряжению вам не подходит, воспользуйтесь способом диагностики по сопротивлению.
И тут ничего сложного нет, потому с поставленной задачей легко справится даже начинающий автомобилист, который лишь недавно приступил к самостоятельной эксплуатации транспортного средства.
Фактически для проверки нужно только немного свободного времени и хороший мультиметр с соответствующими режимами измерения. Купить прибор не сложно, зато его возможности огромные в плане самостоятельной диагностики автомобиля.
Замена классических предохранителей
Такой тип предохранителей широко использовался в классических моделях АвтоВАЗа и первых Самарах. Представляет собой стержень из пластика или керамики, с надетой на него плавкой вставкой определенной ширины из тонкого металла. Именно эта вставка разрывается при возникновении короткого замыкания в проводке авто. Такие предохранители устанавливаются между двух металлических лапок блока – каждый между своей парой.
Классические “пальчиковые” предохранители устанавливаются между двумя упругими лапками.
Для замены «пальчикового» предохранителя его нужно просто вытащить из пространства между лапками, немного отжав подвижную лапку (вторая, как правило, жестко закреплена в блоке). Новый предохранитель вставляется аналогично. При этом нужно проследить, чтобы концы предохранителя установились в отверстия или углубления на лапках и он не болтается на своем месте.
Известным минусом классических монтажных блоков с «пальчиковыми» предохранителями является то, что лапки со временем теряют упругость и могут отдаляться друг от друга. Поэтому, если новый предохранитель даже после правильной установки продолжает болтаться, выньте его, подожмите подвижную лапку к верхней (уменьшив зазор между ними) и вставьте предохранитель обратно.
Замена флажковых предохранителей
Флажковые предохранители имеют совсем другую конструкцию. Плавкая вставка помещена в пластиковый корпус и имеет два наружных контакта. Этими контактами флажковый предохранитель устанавливается в соответствующие отверстия монтажного блока и обеспечивает при этом очень надежное соединение.
Вытащить такой предохранитель гораздо сложнее, чем «пальчиковый». Для этого используется специальный пластиковый пинцет, который, как правило, размещается в отдельном гнезде монтажного блока. Этим пинцетом берут предохранитель за пластиковый корпус-флажок и вытаскивают из гнезда.
Если специального пинцета под рукой нет, а предохранитель вытащить нужно, можно использовать небольшую плоскую отвертку, поддевая предохранитель за пластиковый корпус у самого основания. При этом нужно следить, чтобы металлическое жало отвертки не касалось каких-либо контактов в блоке (соседние предохранители, реле, свободные гнезда).
Флажковые предохранители удобнее всего извлекать из гнезда специальным пинцетом
На худой конец, флажковый предохранитель можно вытащить и пальцами, но не всегда есть возможность подцепить его. В монтажных блоках многих автомобилей предохранители установлены настолько тесно, что крепкие мужские пальцы просто не пролазят между ними, а у женских не хватит сил.
Устанавливаются флажковые предохранители чрезвычайно просто – они одним движением вставляются в нужное гнездо подобно вилке в розетку. И при этом не болтаются. Если же предохранитель такого типа имеет свободный ход в гнезде, это говорит о неисправности гнезда. Его форма и размер, как правило, нарушаются из-за сильного нагрева, вызванного тотальным окислением контактов. В этом случае блок придется разбирать. Современные монтажные блоки достаточно сложны, поэтому без хороших знаний автомобильной электрики и навыков, эту работу лучше доверить специалистам.
Заменяя предохранитель, обязательно убедитесь, что новый имеет подходящий номинал по току. Слишком слабый будет сгорать без повода, а сильный – может мужественно выстоять в критический момент и тогда… До этого лучше не доводить.