Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления

Главные задачи руководителей высшего уровня в организации

Определение миссии и общей цели развития организации

Установление стратегических целей и направлений развития организации

Разработка и проведение политики в области маркетинга, научных исследований, нововведений и производства продукции и услуг

Проведение определенной финансовой и инвестиционной политики

Формирование организационной структуры управления

Основные решения по труду и социальным вопросам

Управление системами, обеспечивающими координацию и контроль за деятельностью составных частей организации

Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления

Концептуальные Профес- Отношения решения сиональное с людьми

Рис. 1.2. Соотношение затрат времени руководителей на выполнение работ, требующих разных знаний и умений

Концептуальные решения принимаются прежде всего и главным образом на высшем уровне руководства, тогда как использование профессиональных знаний и умений больше всего необходимо в низовом звене, где искусство выполнения управленческих процедур, применения специальных знаний, методов и подходов приобретает значение примера или даже образца для подражания, а также повышает уверенность исполнителей в управленческой компетенции руководителей. Фактическая структура затрат времени руководителей отличается от приведенной на схеме, так как зависит и от ситуации, в которой работает организация, и от таких внутренних факторов, как структура и организационная культура.

Контрольные вопросы к главе 1.1

1. Дайте обобщенное определение понятий «управление» и «менеджмент», выделите главные их характеристики.

Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления?

Что общего между управлением и искусством?

На чем основывается утверждение о том, что управление является наукой?

Что составляет фундаментальную основу науки управления?

Меняется ли содержание принципов управления в разные периоды общественно- экономического развития и почему?

Какие принципиально важные положения научных школ используются в современном менеджменте?

Что представляют собой функции управления и чем определяется их состав?

Выделите главные характеристики процессного подхода к управлению.

Почему управление ассоциируется с людьми, профессионально осуществляющими эту функцию?

Какое значение имеет формулирование парадигмы управления для разработки стратегии развития организации?

Дайте обобщенную характеристику парадигмы управления организациями в период индустриального развития.

Чем вызвана необходимость формирования новой системы взглядов на управление при переходе к постиндустриальной (информационной) стадии общественного развития?

Проведите системный анализ основных положений новой парадигмы, сформулированной зарубежными учеными и специалистами по управлению.

Проанализируйте основные положения старой и новой парадигм управления организациями в Российской Федерации.

В чем вы видите главные отличия и сходство между современной системой взглядов на управление за рубежом и в нашей стране?

Какие особенности имеет труд профессиональных управляющих менеджеров по сравнению с трудом других работников организации?

Проанализируйте состав и содержание основных требований к профессиональной компетенции менеджеров.

По каким критериям производится разделение труда в управлении?

Каким требованиям должен удовлетворять член организации, являющийся ее руководителем?

Какие функции выполняет руководитель организации?

Имеются ли различия в требованиях к руководителям разного уровня?

Какие виды задач и роли являются главными в работе руководителей разных уровней?

Источник

Подходы к понятию управление

Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является важной деятельностью для организации.

По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

По нашему мнению существуют значительная разница в понимании этих терминов.

В Российском энциклопедическом словаре управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

С этой точки зрения различают объект и субъект управления.

Объекты управления – предметы материального мира или социальной реальности.

Объекты управления могут относиться к живой и неживой природе, а также являться социальными системами. Например, управлять можно лошадью, автомобилем, организацией.

Субъект управления – это человек или группа людей, основной задачей которых является координация деятельности других людей.

Менеджмент представляет собой управление социальными системами, т. е. группами людей.

Существенной особенностью менеджмента является то, что все закономерности управления в нём проявляются через рефлексивное взаимодействие людей.

Несмотря на то, что понятие «управление» имеет более широкое значение, чем менеджмент, в данном пособии они будут использоваться как синонимы.

Основу работы руководителя составляет теоретическое и практическое знание в области управления, а также методы и приемы, обеспечивающие совместную эффективную деятельность людей, работающих в организации.

На рисунке 1.1 представлены наиболее часто используемые подходы к определению понятия «менеджмент». Раскроем смысл и особенности этих подходов.

Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления

Рис. 1.1. Подходы к определению понятий «управление»

Менеджмент нередко ассоциируют с его аппаратом, который является составной частью любой организации. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями, на степени централизации и децентрализации в распределении функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате.

Управление нередко отождествляют с людьми, профессионально выполняющими управленческие функции и осуществляющими процесс управления. В последние годы практически повсеместно их называют менеджерами, в обязанности которых входит достижение целей и задач с использованием труда и усилий остальных членов организации. Поэтому при характеристике управления с этой стороны подчеркивают зависимость менеджеров от работы и реального вклада в общий результат других работников (вспомним русскую поговорку: «один в поле не воин»). Эта зависимость носит разносторонний характер и связывает менеджеров не только с работниками, находящимися в их непосредственном подчинении, но и с членами организации, работающими в других подразделениях или отделах

Для получения наилучших результатов менеджеры должны заботиться о создании благоприятного рабочего климата, своевременно принимать решения, концентрировать свое внимание на результатах и управлять как своим временем, так и временем связанных с ними работников. В основании этой работы лежит информированность обо всем, что происходит в организации и ее окружении. Это подчеркивает важность сбора и передачи информации, необходимой для управления. Только таким образом можно привести в движение, подготовить и проконтролировать работу сотрудников и оптимально использовать ресурсы организации.

Менеджеры обязаны обеспечить эффективное использование и координацию всех ресурсов организации (знаний, капитала, технических систем, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:

• знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

• знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финансах или маркетинге);

• знать особенности той организации, в которой они работают (ее цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру и т. п.).

Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления

История управления как искусства насчитывает, как известно, несколько тысячелетий. Первыми менеджерами считаются «жрецы-бизнесмены», успешно осуществлявшие религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искусства как в области управления государственными делами, так и управления бизнесом.

Управление как наука имеет свой предмет изучения (деятельность по управлению), свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики, обобщенная в виде теоретических концепций и методов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ МОРФОЛОГИИ

Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления

Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления

Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления

Таблица 1.5

Таблица 1.4

Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая парадигмаНовая парадигма
1. Предприятие — это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны1. Предприятие — это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной
4. Главный источник прибавочной стоимости — производственный рабочий и производительность его труда4. Главный источник прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства

Последнее положение новой парадигмы вызывает дискуссии среди ученых, выдвигающих три разных подхода к теории социальной ответственности бизнеса.

1. В соответствии с теорией М. Фридмена «дело бизнеса — бизнес», поэтому бизнес должен увеличивать доходы акционеров. Если бизнес занимается социальными проблемами, то принимает плохие решения и этим способствует не богатству, а бедности общества.

2. Главную ответственность компании несут перед заинтересованными группами и в первую очередь перед работающими. Экономически эта позиция обоснована тем, что все большая часть богатства компаний создается за счет интеллекта персонала. Поэтому надо запретить акционерам продавать организацию без согласия работающих, а последних заинтересовывать в делах компании, предлагая пожизненную работу.

3. В эту группу входит большинство деловых людей, занимающих промежуточную позицию. По их мнению, и первый и второй подходы имеют серьезные недостатки. Так, проведение политики заинтересованных групп в Германии и Японии привело к росту расходов и к сокращению найма молодых талантов. Кроме того, невозможно обеспечить работающим пожизненный наем в условиях сокращения длительности жизненного цикла компании, которая уже сейчас меньше продолжительности активной жизни людей. Не принесла плодов и политика ориентации работы исключительно на рост дивидендов для акционеров. Поэтому предлагается некая срединная линия поведения, учитывающая, что успехи компаний зависят также от связи с работающими и клиентами. Менеджеры должны заботиться о своей репутации социальных защитников в той же мере, как и о рынке своей продукции. Компании не должны обеспечивать своим работникам пожизненный наем, но имеют перед ними обязательства по обучению, которое повышает шансы найти работу на новом месте в случае увольнения.

Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90-е годы принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Отсюда — внимание к организационной культуре, демократизации управления, честности и доверию к людям, коммуникациям, стилю руководства (табл. 1.5).

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд старых положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Решаются проблемы обогащения содержания и ротации работ, сочетания физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения бригадной организации работ, в которой стимулируются как общие результаты, так и индивидуальные, учитывающие мастерство и ответственность. Сокращается глубина разделения работ между членами бригады, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой бригады (как части общей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления

Новые принципы управления (90-е годы)

Содержание принципов
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.Лояльность к работающим Ответственность — обязательное условие успешного управления Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих Долевое участие каждого работающего в общих результатах Своевременная реакция на изменения во внешней среде Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы Непосредственное участие менеджеров в групповой работе — условие достижения согласованности и целостности Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями Этика бизнеса Устное отношение и доверие людям Использование в работе фундаментальных основ менеджмента Четкое представление о месте и роли организации в будущем Качество личной работы и постоянное самосовершенствование

Общемировая тенденция к развитию рыночно-предпринимательской экономики вызвала к концу XX в. волну экономических реформ в ряде стран. Они направлены на создание условий, стимулирующих нововведения и предпринимательство, и носят глобальный характер, затрагивая не только процессы внутри государств, но и межстрановые экономические отношения.

При этом в каждой стране решаются свои специфические задачи и используются соответствующие им методы, что объясняет многообразие способов и приемов построения экономик нового типа. В то же время их объединяет общность целевых установок на усиление рыночных механизмов, что позволяет выделить наиболее типичные методы проведения реформ.

Например, при решении такой крупной цели реформирований как улучшение положения дел в общественном секторе идут путями: рационализации механизмов правительственных затрат и государственных инвестиций; налаживания работы налоговой службы; консолидации и упрощения правительственных структур; ликвидации ненужных государственных предприятий или перевода их на коммерческие принципы работы; сокращения занятости в общественном секторе; ограничения субсидий.

Другая важная цель — развитие частного сектора достигается посредством: ликвидации государственных монополий; ослабления барьеров для создаваемых и развивающихся фирм, особенно в сфере услуг; дерегулирования цен; приватизации государственных предприятий; сближения уровней внутренних и мировых цен.

Для уменьшения утечки капитала и привлечения инвестиций чаще всего используются такие методы, как сокращение инфляции, снижение текущего дефицита и установление реалистического обменного курса национальной валюты.

Смена парадигмы управления в Российской Федерации

Концепция управления, определявшая развитие теории и практики управления социалистическим производством в течение семи десятков лет, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики было всестороннее развитие личности. Экономическим фундаментом справедливого распределения по результатам труда выступала общественная собственность на средства производства. План становился главным регулятором производства.

Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социализма привела к созданию политизированной экономической теории, обосновывавшей необходимость концентрации производства, его монополизации на государственных предприятиях, закрытость народнохозяйственного комплекса страны.

В соответствии с этим управленческая наука концентрировала внимание на необходимости централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, приоритета народнохозяйственных интересов, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории страны. Это неизбежно приводило к бюрократизации и усиливало командно-административный характер системы управления, в конечном же счете снижало эффективность развития.

Крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа означает в то же время необходимость разработки новой парадигмы управления (табл. 1.6).

Старая и новая парадигмы управления (Российская Федерация)

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период)Новая (на период перехода на рыночные основы хозяйствования)
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом 2. Моноцентрическая система хозяйствования 3. Прямое государственное управление производственно-хозяйственной деятельности предприятий 4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними1. Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования 3. Управление деятельностью предприятий государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов 4. Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых, социально ориентированных систем

Рассмотрим кратко основные положения новой парадигмы управления, разработанной для условий Российской Федерации.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку — это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных целевых программ и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была повсеместно признана после разрушительного кризиса конца 20-х годов.

Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.п.

На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования. Здесь в первую очередь имеются в виду: экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Именно таким путем государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций. Роль государственных органов должна меняться на протяжении всего переходного периода от значительной в начале до минимальной в конце. Различны будут и формы государственного воздействия: в них будет увеличиваться доля таких «мягких» инструментов регулирования, как налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика.

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить повышение роли самоуправления на всех уровнях. Центры хозяйствования все больше перемещаются в регионы, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти.

С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой — существенно повышает роль координации общих усилий на уровне управления народным хозяйством в целом. Только так обеспечивается управляемость экономики страны в целом.

Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства, приватизации и акционирования. Однако н

а его долю приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, что повышает значение эффективного хозяйствования. Оно достигается на базе комбинирования рыночных и административных методов.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает решительный поворот к рынку и потребителю.

Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций — далеко не полный перечень задач, которые раньше решали министерства и ведомства, а теперь стоят в ряду важнейших перед менеджментом предприятия. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией они несут и огромную социальную ответственность перед обществом (удовлетворение его потребностей в товарах и услугах), регионами (экологическая безопасность, создание рабочих мест и т. п.) и трудовыми коллективами. Поэтому в научных разработках современного менеджмента усиливается внимание к таким проблемам, как соотношение коллективных и индивидуальных интересов, участие работающих в процессе принятия решений, усиление роли бригадной организации работ и организационной культуры в управлении.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Дайте обобщенное определение понятий «управление» и «менеджмент», выделите главные их характеристики.

2. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления?

3. Что общего между управлением и искусством?

4. На чем основывается утверждение о том, что управление является наукой?

5. Что составляет фундаментальную основу науки управления?

6. Меняется ли содержание принципов управления в разные периоды общественно-экономического развития и почему?

7. Какие принципиально важные положения научных школ используются в современном менеджменте?

8. Что представляют собой функции управления и чем определяется их состав?

9. Выделите главные характеристики процессного подхода к управлению.

10. Почему управление ассоциируется с людьми, профессионально осуществляющими эту функцию?

11. Какое значение имеет формулирование парадигмы управления для разработки стратегии развития организации?

12. Дайте обобщенную характеристику парадигмы управления организациями в период индустриального развития.

13. Чем вызвана необходимость формирования новой системы взглядов на управление при переходе к постиндустриальной (информационной) стадии общественного развития?

14. Проведите системный анализ основных положений новой парадигмы, сформулированной зарубежными учеными и специалистами по управлению.

15. Проанализируйте основные положения старой и новой парадигм управления организациями в Российской Федерации.

16. В чем вы видите главные отличия и сходство между современной системой взглядов на управление за рубежом и в нашей стране?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *