Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления

Подходы к определению менеджмента

Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления

Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления

Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления

В настоящее время имеет место несколько подходов и в связи с этим несколько определений менеджмента. Так, оксфордский словарь трактует менеджмент довольно широко:

1) способ и манера общения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умение и административные навыки;

4) орган управления, административная единица.

В Словаре иностранных слов под менеджментом понимается:

— совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности (прибыльности).

Иными словами в русском языке менеджмент трактуется как руководство

По мнению З.П. Румянцевой, общность в содержании менеджмента и управления заключается в подходах к их определению.

3. Менеджмент как категория людей. Основатель школы научного управления Ф. Тейлор считал, что умение ставить и реализовывать цели является искусством точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должны обладать определенные специалисты – менеджеры, т. е. та группа людей, чья работа заключается в руководстве и управлении. Менеджеры – определенная категория людей, чья работа заключается в организации и руководстве усилиями персонала для достижения целей.

4. Менеджмент как орган или аппарат управления. Менеджмент часто отождествляется с аппаратом или органом управления, основная задача которых заключается в эффективном использовании ресурсов предприятия и координация работы всех подразделений, реализующих поставленные цели.

5. Менеджмент как наука и искусство. В 20 веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические законы и закономерности. Менеджмент как наука имеет свою теорию, предмет и методы.

Становление менеджмент как науки управления относится к концу 19 в. и обусловлено:

1. ростом крупных корпораций: в ходе разделения труда при возникновении его кооперации и увеличении масштабов производства потребовались новые модели управления;

2. разделением между владение и управлением: частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление; профессиональные управляющие (менеджеры) становятся наемными работниками;

3. развитием новых теорий в области организации и управления производством, направленных на повышение его эффективности. По мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, формируется совокупность знаний и опыта, которые распространяются в обществе.

Источник

Контрольная работа по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте обобщенное определение понятия «менеджмент» и «управление».
2. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению понятия «менеджмент»?
3. На чем основывается утверждение, что менеджмент – это наука и искусство управления?
4. Какие функции выполняет руководитель организации?
5. Имеются ли различия в требованиях к руководителям разного уровня?

Файлы: 1 файл

м-нт1.docx

1. Дайте обобщенное определение понятия «менеджмент» и « управление».
2. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению понятия «менеджмент»?
3. На чем основывается утверждение, что менеджмент – это наука и искусство управления?
4. Какие функции выполняет руководитель организации?
5. Имеются ли различия в требованиях к руководителям разного уровня?

3. К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления.

В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.

Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы».

Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».

Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».

Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.

Также он указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.

Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.

Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.

Суть обязанностей руководителя состоит в организации работы подчиненных. Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и занимаемой должности, требования к творчеству увеличиваются.

Интеграция руководителя с организацией обычно выше, чем у рядовых сотрудников, ибо он принадлежит не только своему уровню иерархии, но и высшей ступени и отвечает за результаты работы в целом. В то же время, концепция ответственности руководителя «за все» не верна в принципе. Он должен отвечать лишь за свои действия, ибо в противном случае становится бюрократом.

Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется.

В тот период, когда работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их место, и в то же время пребывали в постоянной готовности взбунтоваться из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения.

С ростом образования и культурного уровня работников, осознания ими себя как личностей, роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у руководителя появилась новая роль отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный морально- психологический климат, разрешающего межличностные конфликты поддерживающего своих подчиненных на работе, а порой и в повседневной жизни.

Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии был единолично управлять всем. Поэтому его роль вновь меняется — он становится организатором самостоятельной работы исполнителей, объединенных в команды. Диктаторские замашки и патернализм в данной ситуации практически исключены, ибо первому среди равных ими пользоваться недопустимо, и их место занимает деловое сотрудничество и консультирование.

Функции руководителя — это те составляющие и направляющие, которые обеспечивают целостную жизнь подчиненного именно как работника, именно как управляемого сотрудника.

Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих решений; организацию; регулирование и корригирование; учет и контроль; сбор и преобразование информации.

Современные исследования берут за основу классификации функций уже не отдельные циклы управления производством, а всю структуру деятельности руководителя в коллективе. При этом функции руководителя рассматриваются не только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности. К перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая заключается в интеграции личностей в коллектив и коммуникации, состоящей в установлении горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально- консультативную, представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно.

Основные функции руководителя

1. Административно- организационные

Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:

§ распределять обязанности между сотрудниками;

§ контролировать процесс выполнения заданий;

§ оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.

2. Стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения

Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи. В структуру стратегических функций включается способность к прогнозированию, предвидению конечного результата, к оперативной переработке больших объемов информации, поступающей от подчиненных и вышестоящих инстанций, результатов деятельности коллектива. Руководитель должен также накапливать в своей памяти большой объем профессиональной информации.

К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:

§ На каком этапе выполнения работы мы находимся в настоящее время (оценка реальных возможностей группы с учетом внешних и внутренних факторов)?

§ Куда хотим двигаться, какие тактические задачи решать?

§ Какими средствами собираемся это сделать?

В процессе групповой деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя. Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.

Руководитель является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами. Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.

Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель коллектива, если он хочет быть его воспитателем, должен стремиться стать «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».

Источник

Подходы к понятию управление

Лекция 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

Предмет и сущность теории управления

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.

Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

• сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

• механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

• механизм самоорганизации и саморегулирования;

• технологии и методика процесса управления;

• структурные элементы системы управления;

• принципы, методы управления и т.д.

Вычленение объекта и предмета теории управления позволяет дать определение данной отрасли знания. Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.

Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.

Подходы к понятию управление

Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является важной деятельностью для организации.

По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

По нашему мнению существуют значительная разница в понимании этих терминов.

В Российском энциклопедическом словаре управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

С этой точки зрения различают объект и субъект управления.

Объекты управления – предметы материального мира или социальной реальности.

Объекты управления могут относиться к живой и неживой природе, а также являться социальными системами. Например, управлять можно лошадью, автомобилем, организацией.

Субъект управления – это человек или группа людей, основной задачей которых является координация деятельности других людей.

Менеджмент представляет собой управление социальными системами, т. е. группами людей.

Существенной особенностью менеджмента является то, что все закономерности управления в нём проявляются через рефлексивное взаимодействие людей.

Несмотря на то, что понятие «управление» имеет более широкое значение, чем менеджмент, в данном пособии они будут использоваться как синонимы.

Основу работы руководителя составляет теоретическое и практическое знание в области управления, а также методы и приемы, обеспечивающие совместную эффективную деятельность людей, работающих в организации.

На рисунке 1.1 представлены наиболее часто используемые подходы к определению понятия «менеджмент». Раскроем смысл и особенности этих подходов.

Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Смотреть картинку Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Картинка про Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления. Фото Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления

Рис. 1.1. Подходы к определению понятий «управление»

Менеджмент нередко ассоциируют с его аппаратом, который является составной частью любой организации. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями, на степени централизации и децентрализации в распределении функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате.

Управление нередко отождествляют с людьми, профессионально выполняющими управленческие функции и осуществляющими процесс управления. В последние годы практически повсеместно их называют менеджерами, в обязанности которых входит достижение целей и задач с использованием труда и усилий остальных членов организации. Поэтому при характеристике управления с этой стороны подчеркивают зависимость менеджеров от работы и реального вклада в общий результат других работников (вспомним русскую поговорку: «один в поле не воин»). Эта зависимость носит разносторонний характер и связывает менеджеров не только с работниками, находящимися в их непосредственном подчинении, но и с членами организации, работающими в других подразделениях или отделах

Для получения наилучших результатов менеджеры должны заботиться о создании благоприятного рабочего климата, своевременно принимать решения, концентрировать свое внимание на результатах и управлять как своим временем, так и временем связанных с ними работников. В основании этой работы лежит информированность обо всем, что происходит в организации и ее окружении. Это подчеркивает важность сбора и передачи информации, необходимой для управления. Только таким образом можно привести в движение, подготовить и проконтролировать работу сотрудников и оптимально использовать ресурсы организации.

Менеджеры обязаны обеспечить эффективное использование и координацию всех ресурсов организации (знаний, капитала, технических систем, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:

• знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

• знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финансах или маркетинге);

• знать особенности той организации, в которой они работают (ее цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру и т. п.).

История управления как искусства насчитывает, как известно, несколько тысячелетий. Первыми менеджерами считаются «жрецы-бизнесмены», успешно осуществлявшие религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искусства как в области управления государственными делами, так и управления бизнесом.

Управление как наука имеет свой предмет изучения (деятельность по управлению), свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики, обобщенная в виде теоретических концепций и методов.

Функции управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций:

Планирование – это процесс постановки целей организации разработки способов их достижения.

По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:

1.Где мы находимся в данный момент?

2.Куда мы хотим двигаться?

3.Как мы собираемся сделать это?

Планирование должно осуществляться непрерывно, так как внешняя среда постоянно меняется и планы необходимо время от времени пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Организациякак функция предполагает создание структуры предприятия, которая позволяет его работникам эффективно работать вместе.

Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать поставленные цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации, такие как строительство жилых домов, или сборка радиоприемников, или подготовка высококачественных специалистов.

Мотивация – это побуждение себя и других для достижения конкретной цели.

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому, задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и в соответствии с планом.

Руководители всегда осуществляли мотивацию своих работников, осознавая это или нет. Первоначально было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше. Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Доказано, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Задача руководителя состоит в том, чтобы определить эти потребности и найти способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль – это процесс обеспечения достижения целей организации.

Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя, месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и неблагоприятные изменения. Работники откажутся выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие или затрудняющие подход, избранный руководством. На рынке может появиться новый, сильный конкурент, действия которого мешают реализации организационных целей. Или просто может быть допущена ошибка при выполнении работниками своих обязанностей.

Такие непредвиденные обстоятельства приводят к необходимости отклониться от основного курса, намеченного первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.

Существует три этапа управленческого контроля:

Все рассмотренные функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникация, т. е. обмен информацией. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческих функции, обеспечивая их взаимосвязь, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Основным требованием при принятии эффективного объективного решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но и также для того, чтобы они могли выполняться.

Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут переданы людям, которые должны их выполнять. Обычно если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *