Чем заканчивается судьба обломова в романе
Чем закончился роман Обломов?
Штольц выручил Обломовку от мошеннических долгов. Мухояров и Тарантьев удалились из жизни Обломова, а с ними всё враждебное герою. Он, оставшись в доме на Выборгской у Агафьи Матвеевны Пшеницыной, оказался в “золотой раме жизни”, где были только любящие лица.
Дом – полная чаша; белые, как снег, подушки, шёлковые одеяла; обильный обед, вкусный кофе и дорогие сигары – всё делается, чтобы угодить Илье Иьичу. Ему оставалось только лежать и смотреть, как снуют в работе белые локти хозяйки, ставшей ему женой. Иногда герою становилось совестно и он плакал от сознания утраченных надежд, но всё реже. Он убедил себя, что его предназначение – выразить возможность идеального покоя бытия.
Через год у Обломова повторился приступ. Он стал молчалив, мало ел и редко выходил в сад. Умер он тихо, во сне, будто остановились незаведенные часы. Его жена очень горевала и протоптала тропинку к могиле мужа. После его ухода она поняла, что и её жизнь была не напрасна, если в ней была такая любовь. Она обожает сына Андрюшу, которого навещает в семье Штольца. В своём же доме она вынуждена вести не радующее её хозяйство: на неё переложил заботы своего семейства возвратившийся брат.
Штольц встретил среди нищих, просящих милостыню у церкви, Захара. Старый слуга почти ослеп и рассказал, что часто ходит на могилу своего барина.
Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»
В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – «настоящее и прошлое слились и перемешались». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: ». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату. »; «Хорошо бы к этому пирог!» – «Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!» – схитрила Агафья Матвеевна». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.
Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: «Она поняла, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».
В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:
– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!
– Отчего же? Какая причина?
– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.
– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?
– Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. «И он рассказал ему, что здесь написано.»
Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.
Проведем маленький эксперимент. Откройте последнюю страницу издания «Обломова» – любого, которое Вы держите в руках. Перевернув ее, вы обнаружите почти наверняка статью Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?» Работу эту необходимо знать хотя бы потому, что она является одним из образцов русской критической мысли девятнадцатого столетия. Однако первый признак свободного человека и свободной страны – это возможность выбора. Статью Добролюбова интереснее рассматривать рядом со статьей, с которой она появилась практически одновременно и с которой во многом полемична. Это рецензия Александра Васильевича Дружинина «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова».
Критики единодушны в восхищении образом Ольги. Но если Добролюбов видит в ней новую героиню, главного борца с обломовщиной, Дружинин видит в ней воплощение вечной женственности: «Нельзя не увлечься этим светлым, чистым созданием, так разумно выработавшим в себе все лучшие, истинные начала женщины…»
Разногласия между ними начинаются с оценки Обломова. Добролюбов полемизирует с самим автором романа, доказывая, что Обломов – ленивое, испорченное, никчемное существо: «Он (Обломов) не поклонится идолу зла! Да ведь почему это? Потому, что ему лень встать дивана. А стащите его, поставьте на колени перед этим идолом: он не в силах будет встать. Грязь к нему не пристанет! Да пока лежит один. Так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый. Иван Матвеич – брр! какая отвратительная гадость начинается около Обломова».
Истоки характера Обломова критик проницательно угадывает в его детстве. У обломовщины он усматривает в первую очередь социальные корни: «…Он (Обломов) с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение». Приводит в пример символический эпизод с натягиванием чулок. Он рассматривает и Обломова как социальный тип. Это барин, владелец «трехсот Захаров», который «рисуя идеал своего блаженства, … не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники… и с какой стати будет он ими пользоваться?»
И все же психологический анализ персонажа и значения всего романа не так интересен критику. Он постоянно прерывается «более общими соображениями» об обломовщине. В герое Гончарова критик прежде всего сложившийся литературный тип, генеалогию его критик проводит от Онегина, Печорина, Рудина. В литературной науке его принято называть типом лишнего человека. В отличие от Гончарова, Добролюбов сосредоточивается на его отрицательных чертах: «Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней…»
Добролюбов прозорливо угадывает, что причиной непробудного сна Обломова стало отсутствие высокой, по настоящему благородной цели. Эпиграфом избрал слова Гоголя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово “вперед. ”»
Посмотрим теперь статью Дружинина. Будем откровенны: читать его намного труднее. Едва мы развернем страницы, имена философов и поэтов, Карлейля и Лонгфелло, Гамлета и художников фламандской школы так и запестрят у нас перед глазами. Интеллектуал высочайшего кругозора, знаток английской словесности, Дружинин и в своих критических работах не снисходит до среднего уровня, но ищет равного себе читателя. Между прочим, так и можно проверить степень собственной культуры – спросить себя, какие из упоминаемых имен, картин, книг мне знакомы?
Вслед за Добролюбовым, он уделяет много внимания «Сну. » и видит в нем «шаг к уяснению Обломова с его обломовщиной». Но, в отличие от него, сосредоточивается на лирическом содержании главы. Дружинин увидел поэзию даже в «заспанном челядинце», и поставил в высшую заслугу Гончарову то, что он «опоэтизировал жизнь своего родного края». Таким образом, критик слегка коснулся национального содержания обломовщины. Защищая любимого своего героя, критик призывает: «Окиньте роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц, преданных Илье Ильичу и даже обожающих его…» Ведь это неспроста!
«Обломов – ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец. » Чтобы подчеркнуть нравственную ценность героя, Дружинин задается вопросом: кто в конечном счете полезнее для человечества? Наивное дитя или усердный чиновник, «подписывающий бумагу за бумагой»? И отвечает: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич … оставил за собой чистоту и простоту ребенка – качества, драгоценные во взрослом человеке». Люди «не от мира сего» так же необходимы, поскольку «посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше… целой толпы дельцов, его окружающих». Критик уверен в том, что Обломов – тип общечеловеческий, и восклицает: «Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова!»
В отличие от Добролюбова, не забывает он и про Агафью Матвеевну. Дружининым сделано тонкое наблюдение о месте Пшеницыной в судьбе Обломова: она поневоле была «злым гением» Ильи Ильича, «но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила». Критик увлечен тонким лиризмом сцен, рисующих горестные переживания вдовы. В противоположность ей, критик показывает эгоизм четы Штольцев по отношению к Обломову в сценах, где «ни житейский порядок, ни житейская правда… нарушены не были».
Вместе с тем в его рецензии можно найти ряд спорных суждений. Критик избегает разговора о том, почему гибнет Илья Ильич. Отчаяние Штольца при виде опустившегося друга вызвано, по его мнению, только тем, что Обломов женился на простолюдинке.
Как и Добролюбов, Дружинин выходит за рамки рассмотрения романа. Он рассуждает об особенностях таланта Гончарова, сопоставляет его с голландскими живописцами. Подобно нидерландским пейзажистам и создателям жанровых сценок, детали быта под его пером обретают бытийный масштаб и «творческий дух его отражался во всякой подробности… как солнце отражается в малой капле воды…»
Мы увидели, что два критика в суждениях про Обломова и роман в целом спорят и отрицают один другого. Так кому же из них верить? На этот вопрос дал ответ И. Анненский, заметив, что ошибочно «останавливаться на вопросе, какой тип Обломов. Отрицательный или положительный? Этот вопрос вообще относится к числу школьно-рыночных…» И подсказывает, что «самый естественный путь в каждом разборе типа – начинать с разбора своих впечатлений, по возможности их углубив». Для этого «углубления» и нужна критика. Чтобы донести реакцию современников, дополнить самостоятельные выводы, а не заменять свои впечатления. Вообще-то Гончаров верил в своего читателя, и на замечания, что его герой непонятен, парировал: «А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что воображением не сумеет по данной автором идее дополнить остальное? Разве Печорины, Онегины… досказаны до мелочей? Задача автора – господствующий элемент характера, а остальное – дело читателя».
► Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»:
Создание романа
Работу над произведением Гончаров начал в 1847 году и писал его в течение двенадцати лет, но придумано оно было ещё раньше. Создание романа приостановилось из-за странствий Ивана Александровича на корабле «Палада». Но жарким летом 1857 года писатель продолжил свою деятельность.
В 1848 году в одном издании распечатана часть со «Сном Обломова» как независимое сочинение. После этой главы, которая окончательно была завершена летом 1849 года, Иван Александрович отправился в Симбирск.
В готовом виде произведение в первый раз выпустили лишь в 1859 году. Но, подготавливая произведение к публикации, Александр в 1858 году опять переделал его, несколько изменив сюжет и сократив его. Закончив свой роман, автор изрёк следующую цитату:
Я описал собственную жизнь и то, что в ней приживается.
После того как произведение вышло в свет, оно сразу стало довольно популярным. Спустя некоторое время творение Гончарова стали анализировать и литературоведы, и поэты. Главный герой и его друг Штольц сравниваются друг с другом, и читатели пытаются найти у них похожие черты характера.
Содержание произведения
Если говорить кратко, то в произведении идёт повествование о судьбе тридцати трёхлетнего дворянина-помещика Ильи Ильича Обломова, живущего в Петербурге на улице Гороховой со своим преданным слугой Захаром. Он с самого детства привык к ничегонеделанью и из-за этого не может самостоятельно натянуть на себя даже чулки. Справиться с этим делом мужчине помогает Захар. Хотя он иногда ворует, но очень предан Обломову. Временами поднимает руку на собственную супругу Анисью, думает, что намного мудрее женщины, хотя это не так.
Илья нечасто встаёт с диванчика. Он ничего не делает и ни с кем не общается, только ест и спит. Любит мечтать о том, как он жил раньше, об уютной безопасной жизни в своём имении. Никакие несчастья не могут заставить его подняться с места. Из эпилога можно выделить несколько черт его характера:
Его давний друг, немец Штольц, являющийся антиподом главного героя, приезжает к нему в гости и пытается вернуть Илью из дремоты обратно в реальность. Это самый дорого́й человек для Обломова. О нем можно сказать следующее:
Главный герой испытывает симпатию к Ольге и вскоре предлагает ей выйти за него. Девушка выросла с тётей, поэтому родителей совсем не видела и не знает о них ничего. Илью она полюбила за его невинную душу. Но подлый, жестокий и хитрый Тарантьев обманывает Обломова и тот перебирается на съёмную квартирку на Выборгскую сторону, оказавшись под крышей вместе со вдовой Агафьей.
С каждым днём все заботы героя передаются женщине, а Обломов увязает в бездействии. Она кормит и штопает его старый халат, который, казалось бы, нельзя восстановить. Из этого можно сделать вывод, что женщина очень добрая и ласковая.
По городу начинаю распространять слух о скорой помолвке Обломова и Ольги, но мужчина, услышав это, недоумевает, ведь как он говорит, пока что ничего не готово. К мужчине в гости наведывается Оля и поняв, что ничего не изменится, расстаётся с ним.
Все обязанности героя забирает Мухояров, брат Пшеницыной, циничный и бессовестный человек. Из-за этого Обломов слёг с горячкой. Но на помощь приходит Штольц, который делает все для того, чтобы героя окончательно не обобрали.
Спустя один год Пшеницына влюбляется в Илью и рожает ему сына Андрюшу. А Ольга выходит замуж за Штольца, в котором разглядела гордого и трудолюбивого мужчину. Но когда-нибудь беззаботная жизнь должна закончиться.
В один день уже совсем больной и умирающий из-за инсульта Обломов с виноватым выражением лица просит Штольца не покидать его ребёнка. Спустя несколько лет после этого разговора Илья спокойно засыпает и умирает. Наследника забрали к себе Андрей и Ольга. А Захар из-за потери своего помещика и друга спился и решил, что лучше будет просить милостыню рядом с церковью.
Смерть героя
Даже после всех козней, устроенных недругами, он остаётся чистым и нравственно, и морально; думает о будущем своего сына. Последним желанием было спасти его. Прося позаботится своего близкого друга о будущем ребенка, Обломов, наконец, может спокойно уйти в мир иной.
Мужчина погиб не напрасно, оставил частичку себя — своего сына. Андрюша унаследовал от папы мягкосердечность, а от приёмных родителей — энергию и весёлость.
Если сравнивать сына и отца, то можно понять, что они всё-таки разные люди и с Андреем не случится такого же несчастья, как с Ильёй.
Сонный Обломов показывал уснувшую Россию того времени в прямом смысле этого слова. Ведь главной и неотъемлемой частью героя было честное и чистое сердце. А его погубить очень легко или оно может просто болеть, долго и больно.
Чем закончился роман И. А. Гончарова «Обломов»?
КОНЦОВКА РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ».
Главный герой романа — Илья Ильич женился на Агафье Петровне Матвеевне, хозяйке квартиры в деревушке, в которую он некогда переехал от назревших в городе проблем и суматох.
Вскоре, после помолвки, появился на свет первенец. Богатыря назвали Андрей.
После расставания с барином слуга Захар сильно запил.
Позже умер Илья Ильич Обломов. Жизнь для него потеряла всякий смысл, поэтому оставаться на этом свете он не желал.
Агафья Петровна сильно переживала кончину Ильи Ильича и не могла смириться с его уходом из жизни.
Маленького Андрея Штольцы взяли к себе на воспитание и считали его родным.
Роман имеет логический конец, каким и должен был быть. В конце романа главный герой просто умер. Илья вел неподобающий образ жизни, он ни к чему не стремился, в его судьбе и жизни не было никакого развития, все по накатанному поесть и поспать.
Хотя он считал, что нашел счастье в лице Агафьи, на которой он женился, а потом у него родился ребенок- сын.Ну главный герой настолько был ленивым и ко всему равнодушным, что это его окончательно разорило, а сначала у него было хозяйство, но за ним ведь нужно приглядывать. А тут как тут мошенники рядом объявились, которые обобрали его и обманули. Если бы были живы его родители, его судьба могла бы быть другой.
Роман заканчивается своеобразным эпилогом, в котором Захар рассказывает историю своего неустроенного бытия: отовсюду его выгнали, поскольку в новое время господам было нужно гораздо меньше прислуги, да и с обязанностями своими он не справлялся: то выпивши на рабочем месте, то дорогую богемскую посуду раскрошит, то иные проступки разной степени неприемлемости совершит. Закончил нищим, выпрашивающим копеечку. Штольц пообещал ему угол при условии, что Захар не будет пьянствовать.
О судьбе героев речь идёт в предпоследней главе. Илья Ильич умер от удара,
Его вдова Агафья Матвеевна была, конечно, женщиной иного плана, чем Ольга, но любила мужа искренне, потому что после его кончины
Её хозяйство прибрал братец с супругой, у которых она фактически в прислугах, поскольку
Сынишку Андрюшу она отдала на воспитание Штольцам. Тем самым автор даёт читателю надежду на то, что обломовщина не распространится дальше, и маленький Обломов не повторит судьбу своего отца, в здоровом равновесии его русской души и полунемецкого воспитания.
Роман «Обломов» заканчивается тем, что Илья Обломов умирает( от постоянной лени и лежания у Обломова появилось много болезней)
Ольга же вышла замуж за Штольца. Они взяли на воспитание сына Ильи Обломова( сын появился от связи Обломова с простой женщиной)
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» заканчивается очень просто и можно так сказать по сценарию.
Что ни говори, а главный герой романа Обломов стал любимым и более близким по духу героем для многих читателей, несмотря на то, что роман был написан более 100 лет назад. Поэтому данный роман можно перечитывать бесконечно много раз, и каждый раз открывать для себя что-то новое.
Великий не побоюсь этого слова Роман! Всем советую прочитать, любовная линия Обломова и Ольги ни чем не закончилась, так как она осталась с другом Обломова Штольцем, у Обломовародился ребенок от женщины, которая ухаживала в его доме по хозяйству. В целом Обломов ни достиг ни каких вершин, ни со своим хозяйством, ни с Ольгой, да ни с чем не смог решить свои дела, ему всегда было лень, да и обмануть его было легко
В названии романа и лежит весь сюжет и сценарий полный ОБЛОМ. Человек, который подавал надежды, был умен, красив, под конец утратил весь свой потенциал и умер почти в нищете в маленькой избушке с женщиной, которая за ним убирала и стирала от которой и сын появился, но которого Штольц с Ольгой забрали себе на воспитание. Как говорится если ты талантлив, то талантлив во всем, а если ленив, то рано или поздно тебя настигнет крах, только и останется что говорить такова судьба моя.
Илья Ильич Обломов умер в конце этого произведения, что, на мой взгляд, как нельзя лучше показывает неправильность его жизни, его существования. Человек, который ведет бессмысленную жизнь, не видит в ней смысла, поэтому умирает.
Роман «Обломов» закончился не для всех героев счастливо.
Сам Обломов женился на Агафье, правда назвать этот брак счастливым очень сложно, у них родился сынишка, которого нарекли Андреем.
Правда, Обломов стал банкротом, из-за своей лени и нерешительности, мошенники обобрали его до ниточки, не имея смысла в жизни Илья Ильич умирает, оставляя свою супругу и ребенка без копейки в кармане.
Малыша забирают себе на воспитание друг Обломова Штольц и его бывшая девушка Ольга, эта семейная пара воспитывает Андрея.
Составим синквейн по роману «Обломов» с главными героями
1) Синквейн на тему Обломов
Лежит, томится, беспокоится
Снится детство, видит Обломовку
Любит, ухаживает, меняется
Предлагает Ольге выйти замуж
Болеет, обессиливает, опускается
Нашел в Агафье последнюю радость
4) Синквейн Ольга Обломов
Влюбляется, поет, наставляет
Хочет вернуть Обломова к жизни
Опекает, заботится, помогает
Всегда рад видеться с Обломовым
6) Обломов синквейн Захар
Разбивает, ворчит, оговаривается
Останется сам по себе без барина
Воспитывает, порицает, наставляет
Нельзя поддаваться «обломовщине» бессильно
Думаю, что не нужно что-то домысливать в поиске причины названия 9-й главы, ведь Гончаровым её название напрямую связано с содержание – сном.
В этой главе автор повествует о сне Обломова, в которой читатель узнает о детстве главного героя. Сначала это был семилетний Илюша, потом, уже подросток в 14-ть лет. Это те годы, когда в ребенке формируется характер, взгляды на жизнь, взаимоотношения.
Вообще «Сон Обломова» является кульминационной главой, которая раскрывает сущность всего произведения.
По сути, эту главу можно выделить в отдельный рассказ, где с взрослением, меняются взгляды, восприятие окружающего мира. Доверчивый, добрый, восхищающийся всем ребенок:
превращается в холеного обывателя, нравственным калекой.
Обломовщина – это сущность тех, кто сломался под натиском жесткой действительности и изменил своему прежнему мировосприятию.
Когда Илья только приехал в Питер, ему было лет 20, он был полон светлых надежд, возможно чем-то напоминал Сашу Адуева («Обыкновенная история»). До этого он учился в университете, любил поэзию, достаточно много читал.
Ну ходил на службу, скучал, писал. Наверное и в свете немного вертелся. А потом отправил важную бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Испугался, конечно. Прислал, как говорят сейчас, справку от врача. А потом и вовсе уволился.
Но Илья еще продолжал делать визиты, наверное еще и танцевать, лошади там у него какие-то были, я помню.
Но и в свете он разочаровался. Постепенно круг знакомых, которых он посещал, становился все уже и уже. Илья задумался о возвращении в родной дом, как раз начал писать план устройства имения. Как то само собой выходило, что он все реже покидал спальню, и так дошел до той точки, на которой мы его застаем в начале романа. Полумрак и пыль в комнате, духота. Как кажется здесь можно жить? А вот жил, и даже не скучал, занимаясь мечтами. А вот денег было все меньше.
А потом резкий всплеск: Ольга, любовь. Дача, сирень, музыка. Стал ездить, снова читать, быть в курсе происходящего в мире.
Но с осенью стало затихать и это. Потом они расстались.
Вот как-то так менялась его жизнь с момента переезда в Питер.