Чем заканчивается заводной апельсин
«Заводной апельсин»: смысл фильма, объяснение концовки и названия
«Заводной апельсин» — мрачный научно-фантастический фильм 1971 года, сюжет которого сосредоточен вокруг харизматичного Александра ДеЛарджи и его друзей-преступников, основными интересами которых являются изнасилование, ультра-насилие и Бетховен.
Даже сейчас, спустя более чем 50 лет после выхода фильма, ответом на этот вопрос интересуются не меньше, чем в далеком 1971. Ниже мы попытаемся разобраться в том, какой смысл заложил Кубрик в свой фильм, что означает концовка «Заводного апельсина», и конечно же, ответить на главный вопрос: можно ли управлять обществом, изучая азы его поведения и к чему это может привести?
Объяснение названия «Заводной апельсин»
Смысл фильма «Заводной апельсин»
Интерпретаций смысла «Заводного апельсина» множество. Кто-то считает, что жестокое поведение Алекса обусловлено жестоким поведением общества. И это правда. До возникновения такого понятия как «бихевиоризм» было нормально предположить, что серийными убийцами рождаются, а не становятся. Объясняется это просто: нежеланием общества признавать тот факт, что преступники, — побочный продукт его же жизнедеятельности.
Предполагается, что сюжет фильма разворачивается в какой-то футуристической антиутопии, но трудно понять, в каком именно мире живет Алекс. Иногда это похоже на анархическое беззаконное общество, где он и его банда могут делать, все что им вздумается. С появлением полиции его мир начинает выглядит как жесткая тоталитарная система, которая может быть как левой, так и правой. Кубрик намеренно расплывчатый. Политическая философия подвержена теории подковы, благодаря которой обе крайности превращаются во что-то очень похожее.
С другой стороны «Заводной апельсин» это яркий, совершенно неординарный манифест о важности человеческой свободы и о том, что выбор между свободой воли конкретного индивида и общественной безопасностью — это дилемма, решение которой почти всегда в пользу общественности.
При этом сам Стэнли Кубрик полагает, что любой индивид — предпочтительнее государства. Все авторитетные фигуры в «Заводном апельсине» изображены негативно и стереотипно. Полицейские бьют Алекса, насмехаются над ним и плюют ему в лицо. Тюремные надзиратели жестоки; у одного даже есть гитлеровские усы. Врачи холодные и бесчеловечные.
Возникает ирония, ведь в своем садизме государство немного лучше банды Алекса. Оно не может навязать мораль — только послушание. Берджесс и Кубрик полагали, что лучше быть психопатом, чем роботом, поскольку у психопата хотя бы есть свобода воли. Моральная дилемма фильма отображена в монологе тюремного священника:
У мальчика нет реального выбора, не так ли? Корысть. Страх перед физической болью привел его к этому гротескному акту самоунижения. Его неискренность было ясно видно. Он перестанет быть правонарушителем. Он также перестанет быть существом, способным на моральный выбор.
Заберите свободу воли у худших членов общества, и они станут «заводными апельсинами» — искусственными существами, контролируемым обществом, совершенно бесполезными и бессмысленными. Лекарство от социопатии Алекса даже хуже, чем сама социопатия.
Объяснение концовки «Заводного апельсина»
В финале фильма, после всех изнурительных процедур, пыток, прыжка с балкона и последующего лечения Алекс заявляет что: «я и впрямь излечился…», что, безусловно, правда. По мнению самого героя, запрограммированного сначала на послушание и удовлетворение системы, а после, избавившегося от этой установки, — он действительно вылечился.
Но вылечился ли он от тяги к насилию, — совершенно другой вопрос. Скорее всего нет. Эту теорию подтверждает и песня Джина Келли «Поющие под дождём», играющая во время заключительных титров, — песня, которая сопровождала жестокие зверства Алекса на протяжении всего фильма.
В романе Энтони Бёрджесса исход иной, — Алекс действительно избавился от тяги к насилию. Садизм и злодеяния перестали доставлять ему удовольствие, потому что вместо него появилось ощущение отвращения, намекая на то, что сильное психологическое воздействие и правда работает. Осознавая подобный «happy end», а так же то, что это и не «happy end» вовсе, последующие американские издания решили «убрать» счастливую концовку автора.
Но в отличии от американской, британская версия книги сохранила концовку с действительным излечением Алекса, в которой он, в конечном итоге, отказался от насилия по собственной воле.
Что означает финальная сцена из фильма
Заключительная сцена фильма, в которой Алекс фантазирует о том, как он занимается сексом с женщиной перед толпой из высшего общества намекает на то, что его мировоззрение все же потерпело некоторые изменения: он стал моногамным и делает это в согласии с девушкой. По его мнению, — это именно то, что общество считает приемлемым.
Эта фантазия возникает сразу же после сделки с правительством, которая сулит ему вознаграждение, но при условии, что он будет контролировать свое поведение. Парень соглашается, он все еще злодей, но на этот раз, — более скрытный.
Соответственно, если раньше ему нравилось быть преступником, который действовал вне общества, то теперь он будет придерживаться социально одобренного образа жизни, сохраняя при этом часть своей дикой натуры.
Заводной апельсин: смысл фильма, объяснение концовки, разбор сюжета видео ютуба
В чем смысл фильма «Заводной апельсин»?
Сюжет фильма
Одним из культовых проектов американского кинематографа считается картина «Заводной апельсин», снятая легендарным режиссером Стэнли Кубриком.
В основу киноленты положен одноименный роман-антиутопия английского писателя Энтони Берджесса. Главный персонаж блестяще исполнен выдающимся британским актером Малкольмом Макдауэллом. Съемочный процесс, проходивший в Лондоне, занял полгода.
Получив за свои преступные деяния тюремный срок, он идет на сделку с представителями закона. Чтобы освободиться раньше, Алекс соглашается пройти экспериментальную коррекционную терапию.
В романе Берджесса, как и в самой картине, обращается внимание на наличие в обществе проблем, касающихся морали, философии, религии, разрушения института семьи. Государство все больше «проникает» в личную жизнь граждан. Сатирическое направление киноленты затрагивает государство, политику и церковь.
Смысл фильма «Заводной апельсин»
Визуальная оригинальность против оригинальности словесной
Для своего романа Берджесс изобрел особенный сленг Надсат. К английским словам добавлялась русская лексика. Русский читатель видел в тексте обычные для него слова, написанные латиницей (например, moloko, korova, babushka).
Герои книги и фильма произносят эти слова так, как они написаны. Тем, кто читал или смотрел киноленту в оригинале, эти слова были непонятны. Персонажи никак особенно эти слова не выделяют, ни по смыслу, ни интонационно. Снимая фильм, Кубрик решил заменить языковую причудливость визуальными чудачествами.
Внутреннее и внешнее «убранство» картины может поведать о многом. Зритель видит засыпанные мусором улицы спальных районов. Стены домов разрисованы непристойными рисунками.
Яркий, разноцветный интерьер помещений напоминает стиль поп-арт, так популярный в 70-х. Этому же стилю соответствует одежда героев. Когда члены банды Алекса появляются на экране, невольно вспоминаются слова из одного известного анекдота: «И тут появляюсь я, весь в белом».
Не лишена картина изобилия объектов архитектуры, скульптуры и живописи. Здесь можно увидеть статуэтку, изображающую танцоров, исполняющих, по всей видимости, «танец маленьких лебедей», и подборку арт-объектов эротического характера. Последний объект находился в квартире владелицы многочисленных кошек и котов, которая в итоге стала жертвой главного героя.
Музыка в фильме
Ничего необычного в том, что асоциальные элементы общества слушают шансон или попсу. Но Алекс опровергает этот стереотип. Он – фанатик классической музыки.
Особую любовь бандит испытывает к творениям великого Людвига Ван Бетховена. На протяжении всего фильма звучат произведения Бетховена, Россини (компьютерная обработка принадлежит Уолтеру Карлосу).
Кроме классических произведений в фильме звучит знаменитая песня «Singing in the Rain», которая после выхода одноименной картины стала настоящим шлягером.
В исполнении Алекса в одном и том же помещении эта песенка звучит дважды. Почему создатели обратили внимание именно на эту песню? Все очень просто – это единственная вещь, которую исполнитель главной роли Макдауэлл знал наизусть.
Смысл названия
Автор романа рассказывал, что позаимствовал такое название из выражения, которым часто пользовались англичане-простолюдины: «диковинный, словно заводной апельсин».
В понимании кинематографистов, это название носит иной, более глубокий смысл. Этим «заводным апельсином» или безвольной заводной игрушкой стал Алекс, над которым провели специальный эксперимент, заключавшийся в воздействии на организм и психику.
Похождения Алекса
Насилие стало обыденностью для Англии. Преступные группировки запугивают население и, между прочим, ведут непримиримую войну между собой. Впервые зритель знакомится с пятнадцатилетним главным героем Алексом, когда он уже стал главарем одной из банд.
Сидя в молочном баре под названием «Korova», он спокойно попивает moloko, в которое подмешаны специальные вещества. Так он настраивается на очередную вылазку.
Чем занимается группировка? Преступники-тинэйджеры могут подраться с конкурентами, избить опустившегося человека, а еще они придумали собственную веселую игру «волки и овцы», которая заключается в сумасшедших гонках на угнанном автомобиле.
Больше всего они любят неожиданно врываться в дома обычных мирных жителей и устраивать распутные игры с несчастными женщинами-хозяйками дома. Одно из подобных игрищ закончилось смертью изнасилованной женщины и инвалидностью ее супруга. Во время другого акта насилия Алекс убивает несчастную женщину.
Вместо того чтобы помочь своему лидеру избежать наказания, члены банды бьют его по голове бутылкой и оставляют на месте преступления одного. В итоге – арест, срок в 14 лет и тюрьма. Так он поплатился не только за свою жестокость, но и за авторитарный стиль управления в собственной банде.
Метаморфоза Алекса
Попав в тюрьму, Алексу присваивают номер 655321. Ведет себя заключенный мирно и спокойно. Много времени уделяет чтению Библии, помогает в проведении воскресной службы. Все это кажущееся раскаяние. Его помыслы далеки от идеальных.
Он частенько представляет себя римским воином, который жестоко избивает Христа, а после занимается развратными делами с молодыми красотками.
Через 2 года в жизни Алекса происходят изменения. В то время пост министра внутренних дел получает человек, который намерен сажать в тюрьму политзаключенных, а тех, кто совершил уголовные преступления, подвергнуть специальному лечению. Герой картины соглашается на эксперимент.
При этом Девятая симфония Бетховена, которую он просто обожал, стала ему ненавистной. Скорее всего, это связано с тем, что под эту музыку в одном из документальных фильмов, показанных заключенному, шагали фашисты.
Тестовая проверка проводилась в присутствии группы медиков и представителей власти. Алексу удалось сдержать эмоции во время побоев и унижений. Вид полуобнаженной девушки вызвал у него не желание, а болезненное состояние. То есть «экзамен» он сдал.
Возмездие
Оказавшись дома, парень понимает, что его забыли. Даже родители не хотят его видеть в собственном доме. Теперь в его комнате живет квартирант по имени Джо, который и выгоняет ненужного никому бывшего зека.
Злоключения Алекса только начинаются. Сразу его избивают те, кого он успел обидеть, в том числе бомжи. В Полиции теперь служат бывшие его «подопечные» по банде.
У Фрэнка возникает только одно желание – жажда мести. Заперев безвольного бывшего насильника в мансарде, он на всю громкость включает «Девятую симфонию» Бетховена. Поверженный преступник не может пережить этот ужас и выбрасывается из окна.
Алекс снова стал собой: зло неискоренимо
После падения парень оказывается полностью закованным в гипс. Но ужасно не это, страшно, что он снова становится прежним Алексом. Однажды к «несчастному» бывшему преступнику приходит министр внутренних дел. Ему нужен очередной пиар. Кормя парня с ложечки, он позирует перед фотографами.
Алекса задаривают цветами, в палате ставят крутые колонки, чтобы он мог слушать классическую музыку. Герой решает согласиться на приглашение министра стать глашатаем идей, выдвигаемых правительством. Понимая, что это в его интересах, молодой человек ловко внедряется в систему.
Но мечты и рефлексы никуда не ушли. Иногда он видит себя развлекающимся с красоткой под восторженные аплодисменты изысканной публики.
Чем отличается финал фильма от финала книги
В финале картины зритель видит все того же беспощадного насильника и убийцу, не признающего нормы морали. Все попытки вылечить душу, полностью пропитанную злом, так и не увенчались успехом. Победить зло, к сожалению, оказалось невозможным.
Такой финал полностью отличается от концовки романа Берджисса. В книге Алекс становится нормальным человеком, который чтит нормы и законы, принятые в обществе.
Садизм для него неприемлем, как и то, чем он занимался ранее. Решение закончить роман именно в таком виде принимал не писатель, а издатель, который настоятельно потребовал хеппи-энда. Стэнли Кубрик снял финал по-своему.
Герой картины — все такой же преступник, как и был в 15 лет. Понятия «стыд» и «совесть» для него чужды. По глубокому убеждению режиссера, общество не имеет никаких прав воспитывать или перевоспитывать людей. Все это потому, что любой человек, находящийся у власти, сам имеет кучу грехов.
Согласно «теории» Кубрика, почти каждый приличный человек – латентный насильник и убийца. Он считает, что современное население планеты на подсознательном уровне далеко не ушло от пещерных людей.
Так как фильм нельзя причислить к нравоучительным, в США ему была присвоена категория «Х». В Великобритании картину не показывали в течение 30 лет с момента премьеры.
Позже он вышел небольшим тиражом. Несмотря на то, что «Заводной апельсин» номинировался сразу в четырех номинациях на «Оскар», в 1972 году ни одной статуэтки он так и не получил.
Идея фильма
Фильм-эксперимент «Заводной апельсин» повествует о человеческих инстинктах, о том, как каждому приходится делать жизненно важный выбор – добро или зло. Есть ли шансы изменить человека, приверженца насилия?
По сути, герой никому не нужен. Его родители даже не представляют, где их сын пропадает, чем он занимается. Если он внес какие-то гроши в семейный бюджет, это хорошо, но откуда эти деньги, какая разница. Не проснулся в школу? Ну и что, значит, устал на работе. Ему нужно выспаться.
Если парень не нужен отцу и матери, что говорить о прикрепленном к нему соцработнике? Тот выполняет свои обязанности только потому, что так нужно, не более того.
Духовный наставник, с которым парень общается в тюрьме, так же делает это по необходимости. Хотя он уверен, что доброта – это твердый выбор самого человека. Каждый имеет право выбирать, что делать и кем быть.
Кубрик использовал фильм как довод своей позиции в давнем споре с приверженцами бихевиоризма. Психолог Ф.Скиннер, оппонент режиссера, полагает, что личность ведет себя так, как позволяет среда. Только изменение среды способно изменить поведение индивидуума. Кубрик же считает, что лишать человека права выбора сродни преступлению.
Посмотрите видео. «Заводной апельсин» (1971 год), обзор фильма:
Смысл фильма «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика
Учитель Энтони Бёрджесс занялся писательством, когда врачи сообщили, что опухоль мозга с минуты на минуту сведет его в могилу. Надо было оставить жене хоть какое-нибудь наследство, да и след на Земле оставить тоже показалось не лишним. За четыре года (1960-1964) в бешеном темпе было создано 11 романов. Вопреки прогнозам Бёрджесс прожил еще 34 года после вынесения докторами приговора.
Самый популярный роман писателя — «Заводной апельсин». Он вышел из печати в 1961 году. Через десять лет роман экранизировал Стэнли Кубрик.
Визуальная оригинальность против оригинальности словесной
Изобретенный Бёрджессом сленг nadcatych (то есть тинэйджеров), добавляющий в английскую речь русские слова, в переводе текста для русского читателя выглядел как включение тех самых слов, написанных латиницей: babushka, moloko, korova. В книге и фильме герои просто произносят «бабушка», «молоко» и т.п., возможно, непонятные зрителю, который читает или смотрит английский оригинал. Иноязычные включения в фильме ничем не выделяются, даже интонационно. Зато режиссер заменил языковую эксцентричность эксцентричностью визуальной. Экстерьеры и интерьеры фильма «говорящие». Здесь и запорошенные мусором улицы спальных районов, и разрисованные похабщиной стены, и разноцветные интерьеры в стиле поп-арта безумных семидесятых, и одежда персонажей. Появление на экране банды Алекса так и хочется прокомментировать цитатой из старого анекдота: «И тут выхожу я, весь в белом».
Живопись, архитектура, скульптура — всего этого в фильме в избытке: от статуэтки, изображающей четырех танцующих что-то вроде «Танца маленьких лебедей» в квартире главного героя — до коллекции эротических арт-объектов в доме хозяйки многочисленных кошек, павшей жертвой Алекса.
Музыка в фильме
Принято считать, что подонки общества слушают попсу или шансон. Однако Алекс не такой — он фанатеет от классики, особенно от «старины Людвига Вана» по его выражению. Всем событиям ленты аккомпанирует музыка Бетховена, Россини, обработанная на компьютере Уолтером Карлосом. Однако не только из классического арсенала почерпнуто музыкальное сопровождение: самая знаковая мелодия — шлягер Singing in the Rain, который Алекс напевает в одном и том же доме дважды. Мысль ввести известный мотив в фильм возникла у режиссера спонтанно: это — единственная песенка, которую помнил наизусть Малькольм Макдауэлл, исполнитель главной роли.
Смысл названия
Бёрджесс объяснял название, цитируя принятое у лондонских простолюдинов выражение: «диковинный, словно заводной апельсин». Кинематографисты трактуют словосочетание по-своему. Они считают, что Алекс в результате медикаментозной и психической обработки превратился в безвольную заводную игрушку.
Похождения Алекса
Англия погрязла в насилии. Банды молодчиков терроризируют население и заодно дерутся друг с другом. Главаря одной из группировок, пятнадцатилетнего Алекса, мы впервые видим в молочном баре «Korova», попивающим moloko с опьяняющими добавками перед вылазкой «на дело».
Дела у юных головорезов не отличаются разнообразием. Это — избиение бомжа, драка с конкурирующей шайкой, «игра волки и овцы» (бешеная езда на похищенной машине).
Самое любимое занятие — вламывание в жилища мирных обывателей и похотливые игры с подвернувшимися под руку хозяйками дома.
Одна из таких изнасилованных женщин через некоторое время умирает, а ее муж остается калекой. Другая дама, в дом которой ворвался Алекс, погибает от руки молодого бандита.
Вот тут-то члены банды, восставшие против авторитарных методов своего вождя, показывают себя во всей красе. Огрев лидера бутылкой, они покидают место преступления, а Алекс оказывается в тюрьме и получает 14 лет срока.
Метаморфоза Алекса
В тюрьме номер 655321, как теперь именуется Алекс, прикидывается смирной овечкой, помогает священнику проводить воскресную службу, усердно читает Библию, но при этом в мечтах воображает себя римским солдатом, с воодушевлением бичующим Христа, а затем развлекающимся с красотками.
Через два года отсидки герой вызывается участвовать в эксперименте. Новый министр внутренних дел жаждет освободить пенитенциарные заведения для политических заключенных, а уголовников лечить инновационными методами.
Алекса переводят в клинику и регулярно делают инъекции недавно изобретенной сывороткой. После чего фильмы, посвященные насилию, вызывают у Алекса омерзение и рвотный рефлекс. Побочный эффект терапии: отвращение к горячо любимой Девятой симфонии Бетховена — под эту музыку маршировали в одной из кинолент нацисты.
«Выпускной экзамен» Алекс держит перед группой политиков и врачей. Он сносит побои и унижение, а полуобнаженная девушка вызывает не желание, а жуткое самочувствие.
Возмездие
Дома Алексу, оказывается, нашли замену. Родители симпатизируют квартиранту Джо. Он занял комнату героя и выгоняет блудного сына на улицу.
На свободе безропотный отныне Алекс получает ответные удары от когда-то обиженных им персонажей. Бомжи устраивают ему массовую трепку. Полицейские (которыми теперь служат бывшие «коллеги») отвозят свергнутого главаря в лес и издеваются над ним. Избитый «непротивленец» добирается до виллы того самого писателя, над которым глумился два года назад.
Алекс снова стал собой: зло неискоренимо
В результате падения парень закован в гипс с ног до головы, но прежние разрушительные инстинкты — вернулись! Министр внутренних дел приходит навестить пациента и позирует фоторепортерам, кормя Алекса с ложечки. Корзины цветов, гигантские колонки для любимой классической музыки — все это устанавливают в палате героя, который охотно принимает предложение министра служить рупором идей правительства. Алекс интегрируется в систему как нужный для манипуляций обществом элемент.
В своих мечтах Алекс — прежний: он кувыркается с красавицей, а изысканно наряженная публика восторженно ему аплодирует.
Чем отличается финал фильма от финала книги
В первоисточнике финал другой. Алекс «перевоспитывается» и решает жить как законопослушный член общества. Ему уже не доставляет удовольствия садизм, а прошлые «подвиги» внушают отвращение. Как оказалось, не Бёрджесс был инициатором такого сладкого хэппи-энда. Это издатель потребовал радикального изменения порочной личности Алекса.
В фильме же Кубрик полностью изменяет идею писателя. Алекс остался прежним злодеем без стыда и совести. С точки зрения режиссера общество не имеет права воспитывать кого бы то ни было, поскольку власть имущие сами не без греха. Согласно Кубрику, если добропорядочные граждане и не настоящие убийцы и насильники, то латентные — почти все. Режиссер уверен, что на подсознательном уровне современные цивилизованные люди не слишком отличаются от своих пещерных прародителей.
Отсутствие назидательности стало поводом для присвоения ленте категории «Х» в США, а в Великобритании фильм вышел ограниченным тиражом. «Оскара», конечно, ему не присудили. А «Заводной апельсин» боролся за статуэтку в четырех номинациях. Ни сценарий, ни монтаж, ни режиссура, ни фильм целиком не были признаны лучшими в 1972 году.
Идея фильма
Алекса словно не замечают находящиеся рядом. Родители — не в курсе, где он там работает по вечерам. Им достаточно, что пятнадцатилетний пацан дал пару пенсов, якобы заработанных. Опять не встает в школу? Устал мальчик. Пусть спит.
Социальный работник, «прикрепленный» к трудному подростку, наносит визиты для галочки. Ему все равно.
Тюремный духовник тоже занимается Алексом по долгу службы. Правда, понимает, что «доброта исходит изнутри», она не должна быть следствием отсутствия дилеммы. Священник повторяет Алексу, что человек без права на выбор — не человек.
Для режиссера фильм стал репликой в споре со сторонниками идеи бихевиоризма. Его заочный оппонент, Ф. Скиннер, психолог, был уверен, что поведение индивидуума обусловлено средой. Изменив ее, моделируем человека. Кубрик же считает, что человека нельзя лишать выбора.