Чем заканчивается жизнь чарткова
Чартков
«Портрет» – одна из петербургских повестей известного автора Н. В. Гоголя. В ней описывается история молодого и талантливого художника. Чартков сделал свой выбор в жизни, от которого потом ему пришлось пострадать.
Описание героя
Андрей Петрович Чартков – молодой обедневший дворянин. его возраст – двадцать два года. В подчинении у него один единственный слуга. Характеристка Чарткова – подающий надежды художник. Искусство для него представляет большой интерес и составляет большую часть его жизни. Молодой художник с трудом сводит концы с концами – у него нет денег даже для того, чтобы купить свечу. Он снимает чахлую комнату на Васильевском острове, но даже оплата за жилье для него – тяжелое бремя, он имеет крупный долг.
Выглядит Чартков бедно, одевается плохо и совсем не заботится о собственной внешности. Но при этом художник мечтает разбогатеть, жить, ни в чем себе не отказывая. На последние деньги оон покупает себе портрет одного старика. На картине он выглядел как живой. Именно это поразило Чарткова и заставило отдать последние деньги за неоконченный рисунок. Эта покупка стала роковой для героя.
Взлет карьеры художника
На найденные деньги Чартков дает рекламу в богатой газете и обзаводится богатыми клиентами. Но со временем ему начинает надоедать писать одинаковые портреты. Его кисть ослабевает, вянет, его работы больше нельзя назвать произведением искусства. Казалось бы, имея богатство, Чартков мог бы стать настоящим художником, развивая свой талант. Но вместо этого он забывает о своем призвании. В погоне за заработком, Чартков бросает любимое дело, превращается в скупого ремесленника, в творчестве которого нет души, идеи, таланта.
Отношение к финансам
Характер Чарткова – нетерпеливый и немного заносчивый. Он хотел богатств, и при появившемся случае он сразу начинает жить на широкую ногу. Ради искусства художник не готов жить в нищете. Найдя деньги за рамой купленной картины, Чартков постепенно совсем забывает про искусство, его главной целью становится богатство. Но такая жизнь оказывается тоже не по нраву художнику. Увидев однажды картину приятеля, он понимает, что упустил что-то очень важное в собственной жизни. Теперь он никогда не сможет стать настоящим художником, хотя подавал большие надежды. Чарткова охватывает зависть. Он скупает хорошие картины, чтобы уничтожить их. Зависть убивает в нем не только талант, но и все человеческие качества.
В повести говорится о том, что нельзя предавать свой идеал ради денег. Любая жизнь должна быт насыщена идеей. Для Гоголя было важно показать читателю, что лучше жить бедно, но с духовной целью, чем в богатстве, но имея пустую, бессмысленную жизнь. Чартков – пример того, что нельзя предавать свою цель ради денег. В конце герой сходит с ума и умирает. Но кто знает, что выпало бы на долю художника, если бы богатство не испортило ему жизнь.
Вопросы по повести Гоголя «Портрет»
Повесть Николая Васильевича Гоголя раскрывает тему противопоставления искусства истинного, чистого, того, целью которого является само творчество, и искусства ложного, преследующего меркантильные интересы самообогащения творца. Она представлена сопоставлением судеб двух живописцев.
Чартков был молодым художником «с талантом, пророчившим многое». Он ловко владел кистью, у него уже намечался стиль, но юность и тяготившая его бедность спутывали мысли и желания начинающего живописца. Ему то и дело хотелось прекратить оттачивать свое мастерство и начать писать модные картинки, на которых он смог бы легко заработать. Приобретение магического портрета ростовщика и вследствие этого неожиданно свалившееся на Чарткова богатство исполнили сокровенную мечту молодого художника. Они принесли ему славу, о нем заговорил свет Петербурга, многие хотели заказать свой портрет именно у него. Но с приходом популярности стал пропадать его талант, который обратился в тонкое мастерство, не более: Чартков искусно писал свои работы, но сам понимал, что в них не хватает искры настоящего творчества. Ее он начал замечать в работах других коллег. Его охватила зависть, он стал скупать и уничтожать чужие полотна. Осознание того, что он больше не может блеснуть талантом истинного творца, свело с ума Чарткова.
Во второй части повести появляется новый герой – художник Б., который рассказывает историю жизни своего отца (тоже живописца). Тот всегда вдохновенно работал над своими картинами и однажды, будучи под впечатлением, произведенным тем самым ростовщиком, замыслил написать духа тьмы. Талант позволил художнику воплотить свою идею, но портрет получился поистине демоническим. Он довлел над своим творцом. Понимая, что он находится на грани сумасшествия, живописец удалился в монастырь и лишь спустя многие годы, духовно освободившись от своего произведения, он смог вновь взяться за кисть. Он написал Рождество Иисуса, и братия решила, что божественный промысел помог создать это полотно.
Появление сына второго художника, его желание творить и представленные автором две в чем-то похожие, но и столь различные судьбы живописцев заставляют задуматься о том, каким же будет жизненный путь художника Б.: тернистой тропой гения, или легкой дорогой модного ремесленника.
По мнению Гоголя, искусство служит не для забавы, не является роскошью и украшением, а глубоко входит в человеческую жизнь, содействуя ее преобразованию.
художника Чарткова. Важно понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства. Можно предположить, что это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству. Наверное, есть
1-Трагически закончилась жизнь Чарткова. Скупая картины талантливых художников, уничтожая их, он постепенно сошёл с ума и вскоре умер.
: https://obrazovaka.ru/sochinenie/portret/portret-chartkova-v-povesti-opisanie.html#ixzz631aHeyN7
2-Истинные произведения искусства могут создать только люди с чистой душой, сумевшие отдать всё своему делу, далёкие от корысти, пишущие правдиво, не идущие на поводу у зрителей и заказчиков, сумевшие устоять пред искушением богатством и славой. Те же, кто далёк от этого, искусство превращает в простое ремесло, причём низкого качества, теряя свой талант
3-«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» — в этих словах Н. В. Гоголя заключён ответ на вопрос: каким должен быть истинный творец, способный создавать произведения настоящего искусства.
4—В начале повести – это талантливый художник. Хотя и живёт герой бедно, порой не на что даже краски и кисти купить, однако он верен своему делу: много работает, создаёт прекрасные этюды, картины. Он хорошо помнит наставления своего учителя: не растерять талант, данный ему, не поддаться на соблазн стать «модным живописцем», не начать писать дешёвые картинки за деньги.
Далее показано, как Чартков не смог устоять перед желанием стать богатым и известным, золото стало его целью в жизни. Случайно купленный портрет, поразивший его не только мастерством, но и каким-то демоническим взглядом изображённого на нём азиата, оказался с тайником, в котором были спрятаны деньги. На них-то герой и начал новую жизнь: он хорошо одевался, снимал дорогую квартиру. Но главное — Чартков постепенно растерял свой талант, так как, став известным, начал угождать заказчикам, писал портреты по их наставлениям. Так деньги, слава, почёт уничтожили в герое талант. Автор отмечает, что слава не приносит счастье тому, кто не заслужил её, а украл. А ведь именно это произошло с героем. Появилась зависть к тем, кто пишет талантливо, раздражение. Нежелание работать (его картины дописывали ученики), скука от занятия творчеством – всё это стало привычным в жизни героя.
Образ Чарткова в повести Портрет характеристика героя Гоголя
Чартков — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове, из которой их вот-вот выселят за неуплату. Положение Чарткова столь бедственно, что денег у него нет даже на одну свечу. Несмотря на это, молодой человек подаёт большие надежды, и, по заверениям его учителя, усердное обучение и развитие собственных талантов помогут добиться ему огромных успехов в искусстве и принесут ему всеобщую славу. Но пока что ему приходится жить и творить в нищете, едва ли сводя концы с концами и мечтая сказочно разбогатеть.
Однажды, зайдя в лавку торговца картинами, Чартков почти случайно натыкается на незаконченный портрет неизвестного ему художника, на котором изображен старик с весьма жутким взглядом, который, как кажется юноше, обращен прямо на него. Сам не понимая зачем, Чартков покупает загадочную картину, тратя на неё последний двугривенник. В ночь после покупки, художнику снится кошмар, в котором странный старик с портрета подходит к его кровати и, открыв мешок, высыпает рядом с ней несколько свёртков с золотыми червонцами. Наутро же, по счастливой случайности Чартков находит один из свёртков, которые он видел во сне. Это находка делает его необычайно богатым. И тут перед молодым творцом встаёт серьезный выбор: потратить эти деньги на то, чтобы 3 года ни в чём себе не отказывать и полностью посвятить себя искусству или на то, чтобы мгновенно купить себе репутацию и известность.
Чартков выбирает второй вариант. Он снимает себе квартиру на главной улице Петербурга, Невском проспекте, покупает дорогой костюм, чтобы ни у кого не было сомнения, что он — человек уважаемый, а так же заказывает о себе хвалебный отзыв в петербуржской газете. После этого слава не заставила себя ждать. Раз за разом к Чарткову приходят всё больше и больше знатных петербуржцев, его приглашают на светские приемы и обеды. Он становится «модным» художником, рисуя портреты так, чтоб угодить богатым заказчикам и изображая их такими, какими они хотят себя видеть. Постепенно искра таланта угасает в юноше, он теряет всякое удовольствие от творчества, выполняя машинальную работу, а иногда и вовсе отдавая её своим ученикам. Автор пишет, что «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».
Но однажды, в жизни Чарткова происходят кардинальные перемены. Произошло это тогда, когда его, как уважаемого и признанного мастера, приглашают оценить работу еще неизвестного автора, с которым он когда-то учился. Художник этот, в отличие от Чарткова, посвятил свою жизнь не заработку денег, а чистому, настоящему искусству. Его картина так поражает главного героя, что тот, понимая, что он уже полностью утратил свой талант, начинает безумно завидовать истинным творцам. Чартков скупает шедевры молодых авторов и в приступах дикой зависти разрывает их на мелкие кусочки. С каждой такой покупкой безумие его лишь усиливается. Припадки доводят его до душевной болезни, от которой он, впоследствии, погибает.
Так заканчивается история Чарткова – молодого, подающего большие надежды художника, променявшего свой талант и возможность по-настоящему творить на деньги и всеобщую славу. Но стоило ли оно того? Будут ли помнить юношу после его смерти, как мы помним великих творцов? На эти вопросы Гоголь не дает ответов, оставляя их на размышление читателям.
Сюжет часть 1
События происходят в Петербурге
На Щукином дворе возле лавки с картинами всегда толпился народ, хотя представленный товар далёк от галерейных шедевров. Молодой художник Чартков, остановившийся невольно, удивлялся, кто купит эти уродливые картины.
Но перебирая полотна он вдруг замер перед изображением старика в азиатском костюме. Выразительнее всего были глаза. Это была хорошая работа, но как профессионал парень видел, что работа незакончена.
Чартков отдал за картину последние деньги и понёс её домой, вообще, не понимая зачем она ему нужна. Дома юноша рассматривал портрет и поражался проницательности глаз, казавшихся живыми. Засыпая, накрыл его простынею.
Но вот рама стоит без простыни, а старик вылез из неё и стал ходить по комнате. Подошёл к постели Чарткова, достал из-под одежды мешок, а из мешка свёрток с деньгами.
Парень проснулся, сердце выскакивало из груди, а сам он был не в постели, а у портрета. Всю ночь метался юноша: то уснёт, то проснётся, то форточку откроет, то увидит, что простынь шевелится на холсте.
А утром пришёл хозяин вместе с квартальным, чтобы заставить жильца оплатить проживание. Но поскольку у жильца совсем не было денег решили взять плату картинами. А когда квартальный подошёл к портрету старика и взялся руками за раму, обнаружилось, что за рамой имеется свёрток с деньгами.
Так у Чарткова появились деньги и он стал их тратить. Переехал в новую квартиру, разъезжал на карете, покупал вещи и парфюм, обедал в ресторане… и заказал о себе статью в газете. После рекламы о нём заговорил весь город, и даже в печати стали звать по имени-отчеству — Андрей Петрович — это было лестно.
Уже на следующий день пришли первые заказчики — дама в восемнадцатилетней дочерью. Портретист стал писать портрет девушки и вдохновился. Ему всё нравилось, а вот даме не всё. Она стала выражать недовольство некоторыми элементами работы. Андрей Петрович не стал спорить и всё сделал, как пожелали клиентки, хотя сам перед собой испытывал неловкость, воплощая враньё на холсте.
Эта работа наделала в городе много шума. Заказы буквально посыпались на Чарткова. Все клиенты хотели видеть собственную однообразную красоту. И портретист приловчился писать однотипные портреты. Все были довольны.
Но однажды Андрей Петрович попал в академию художеств, для того чтобы дать отзыв о картине своего знакомого, который обучался в Италии. В зале где была выставлена картина стояла тишина. И это было неслучайно. Чартков увидел перед собой настоящий шедевр! Он не мог ничего сказать и просто выбежал из зала.
Андрей Петрович словно проснулся и решил всерьёз взяться за работу, но, к ужасу, понял, что ему не хватает многих знаний. Стал пересматривать свои юношеские работы, чтобы убедиться в задатках своего таланта. Да, талант был. И тут он наткнулся на портрет старика, купленный когда-то на Щукином дворе, и решил возложить вину на этот холст.
Злоба и зависть сковали всё существо Чарткова, особенно когда он видел проявление чьего-то таланта. Он скупал картины, а дома уничтожал их и дико смеялся. Эта ненависть вскоре погубила его самого. Он сошёл с ума, заболел и умер.
Популярные сочинения
Сюжет часть 2
Идёт аукционная продажа предметов искусства. Среди прочего покупатели сражались за картину, где был изображён азиат с выразительными глазами. Цена на картину взлетела очень высоко. Тут вызвался один покупатель считающий, что у него на эту картину больше всех прав. Это был художник Б. В подтверждение своих слов он рассказал целую историю.
В Петербурге есть часть города, которая называется Коломна, населена преимущественно бедняками. Там и жил один ростовщик, непонятной национальности, одетый в азиатский наряд. Он таким образом вёл своё дело, что давая деньги в долг, получал обратно большие проценты. Но главное, что ссуда, взятая у азиата, обязательно приносила несчастья, и тому было множество подтверждений. Люди стали говорить, что ростовщик дружит с нечистой силой.
Дальше повествование идёт от имени художника Б.
Его отец, художник-самоучка рисовал картину, на которой хотел изобразить духа тьмы. Ростовщик очень подходил под образ дьявола, и он как раз сам пришёл просить нарисовать свой портрет, хотел запечатлеть себя перед смертью. Условие азиата было изобразить его как можно реалистичнее.
Мастер с воодушевлением взялся за работу, особое внимание уделяя глазам. Парадокс заключался в том, чем реалистичнее было изображение на холсте, тем больше желал мастер прекратить работу. Религиозный мужчина решил остановиться.
Но ростовщик стал буквально умолять закончить его портрет, ведь от этого зависела его жизнь после смерти. В ближайшую ночь азиат умирает, а служанка приносит к портретисту незаконченную работу. После этого в отце стали происходить какие-то изменения. Появилось чувство зависти к своему ученику.
Но самое ужасное, что все последующие персонажи, которые выходили из-под кисти мастера, были с дьявольскими глазами. Он решил уничтожить портрет ростовщика, но один из приятелей отца забрал картину себе. И только избавившись от ненавистного полотна, всё стало как прежде.
Когда художнику Б. исполнилось 9 лет, отец определил его в школу художеств, а сам стал монахом. Настоятель узнав, что появился художник, велел написать ему образ церкви. Мастер отказался, уединился, и только спустя долгие месяцы молитвы взялся за работу. Шедевр, вышедший из-под кисти, оказался прекрасным.
В это время юный художник Б. окончил с золотой медалью академию, съездил к отцу и получил родительское благословение. При этом отец рассказал историю портрета с изображением азиата. Родитель попросил найти эту неоконченную картину и уничтожить. Пятнадцать лет искал парень этот портрет и вот наконец его нашёл.
Все посмотрели на стену, где весел портрет ростовщика, а портрета нет. Его украли, пока слушали рассказчика.
Портрет в ночи
Таинственные и даже мистические события в повести «Портрет» Гоголя, краткое содержание по частям которой вы сейчас читаете, начинают происходить в первую же ночь. Картина висит на стене, и когда на нее падает лунный свет, глаза начинают смотреть пугающе и пронзительно. Неожиданно старик на холсте начинает шевелиться, упирается в раму и выпрыгивает к кровати Чарткова.
Из складок своего одеяния он достает деньги, на каждой из бумажек надпись «1000 червонных». В повести «Портрет» Гоголя, краткое содержание по частям которой приведено в этой статье, художник с жадностью и вожделением смотрит на них. Старик же пересчитывает и складывает их в мешок, в последний момент одна бумажка выпадает и откатывается в сторону. Чартков незаметно ее хватает… И в этот же миг просыпается. При этом у него остается стойкое ощущение, что это был не сон, а все происходило наяву.
Главный герой
Чартков — бедный двадцатидвухлетний молодой человек, разбирающийся в живописи и сам не лишённый божьего дара, совершенствует собственное мастерство.
Его расстраивает то, что никто не оценивает его этюды и рисунки. Хотя учитель-профессор уверен, что труд парня рано или поздно будет оценён. Для этого нужно много работать.
Юноша думает о тех рисовальщиках, которые пишут намного хуже его, но у них в материальном положении всё лучше. Ему обидно.
Искушение, которое выпало парню, в виде свёртка с деньгами переменило всю его жизнь. Первое что он подумал, что теперь купив себе всё необходимое для работы, и не переживая о хлебе и жилье, полностью отдавшись работе, он за три года сможет развить свой талант. «Я зашибу их всех, и могу быть славным художником», — говорит Чартков.
Но именно эта гордыня «стать славным», прославиться, открыла двери, впустив в чистые помыслы художника порочные желания. Соблазн красивой жизни взял верх.
Чартков воспользовался правом свободного выбора, но этот выбор был неверен. Когда пришло осознание содеянного, по сути, осмысление собственных ошибок, портретист просто сошёл с ума и умер, хотя он не раскаялся и во всём винил картину с изображением ростовщика.
Приоритеты и принципы Чарткова
Художник размышляет о том как ему поступить с неожиданно найденными деньгами, которых при экономном ведении растрат хватит на три года. Рассматривает он два варианта.
— это жизнь, без излишеств и роскошеств, с продолжением саморазвития. Ведь его учитель по рисованию, во время обучения, видел в нём талант и большой потенциал, чтобы подняться на вершину живописи и оставить свой след в искусстве.
Второй
— это сделать рекламу своему умению и рисовать однообразные портреты, но при этом стать востребованным в кругах Петербургской знати. Соблазн взял верх, и живописец становится обычным рисовальщиком.
Во время работы над первым портретом девушки, произошёл интересный случай. Несмотря на то что мать девочки постоянно подгоняла мастера, портретист вложил в своё детище всю душу, и качество работы было очень высоко. Но заказчица не уставала поправлять художника. Ей не нужно было видеть живость и правдивость, она желала сделать красивый рисунок.
В этот момент живописец сломал сам себя. Он отказался от своих принципов и создал полотно таким, каким его хочет видеть заказчик — пустым, лживым, но красивым, по мнению клиента. Он качество своего труда поменял на денежное вознаграждение.
Чартков понял, что большинству людей не нужно искусство. Им хочется иметь красивую картинку с кое-каким сходством. Люди хотят видеть себя лучше, чем они есть на самом деле. Кому-то нужно убрать прыщ, кому-то придать коже более свежий вид, а кому-то добавить звёзд на погонах.
Это настоящая дилемма. Делать долго и качественно, или быстро и в угоду заказчику. Андрей Петрович выбрал для себя второй путь. Полотна одно за другим выходили из-под кисти мастера: одинаковые позы, одинаковый разворот головы, одинаково приукрашенная действительность.
Расплата за эти действия была неминуема. Живописец превратился в ремесленника.
Михаил Пашинин. Шкатулка «Александр Пушкин в гостях у Николая Гоголя» (фрагмент). 1979. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1828 году Николай Гоголь вместе с другом Александром Данилевским переехал в Петербург. Он мечтал познакомиться с Александром Пушкиным, поэтому незамедлительно поехал к дому поэта. Литературный критик Павел Анненков записал со слов Гоголя:
Павел Анненков со слов Гоголя, «Материалы для биографии Пушкина», 1873 год
Впервые писатели смогли встретиться лишь через два года — знакомство состоялось в мае 1831-го на даче поэта Петра Плетнёва. Пушкин высоко оценил талант Гоголя, он писал: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».
Перекличка со святым писанием
В «Портрете», как и в других своих произведениях, Николай Васильевич затрагивает религиозные аспекты.
Вся история Чарткова — это два пути, которые идут красной нитью через всё откровение божие. Господь говорит, что на земле каждый живущий может выбрать себе одну из двух дорог, широкую или узкую. И хотя узкий путь заведомо неудобен, именно по нему господь предлагает идти. Именно перед такими двумя дорогами оказался Чартков. Художник отверг путь по узкой тропе, потому что этот путь труден.
На примере своего героя, Гоголь показал, что выбор есть у любого человека. Можно долго и упорно работать, а можно просто солгать. Ступив на узкую дорогу, художник мог ещё несколько десятилетий быть голодным и неизвестным, но, в конце концов, стать настоящим мастером своего дела и получить признание потомков на века. А став на широкую дорогу он получил всё сразу, но потерял свой талант.
Совсем по-другому Николай Васильевич показал отца художника Б. Этот творческий человек, русский самородок, писавший для церкви, как только почувствовал, что его дар оборачивается против него, решил не заканчивать свой труд: «Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они побледнеют пред ним. Какая дьявольская сила!»
Ни мольбы ростовщика, ни денежное вознаграждение, ничего не могло заставить поменять решение религиозного мастера. Более того, он, уйдя в монастырь, целый год молился, чувствуя свою греховность.
После он целый год в молитвах писал свой труд, который произвёл несказанное впечатление и на братьев по вере, и на настоятеля. Смирение, кротость, разум, могущество полотна заставило братьев стать на колени перед образом, вышедшим из-под кисти, вдохновлённого господом мастера. А настоятель произнес: «святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословенье небес почило на труде твоем».
Создание повести
К написанию этого произведения Гоголя подтолкнула «Пиковая дама» Пушкина, которую все обсуждали в 1834 году. Современники невысоко оценили работу. После провала «Ревизора» автор уехал в Италию, где переработал произведение.
Он изменил многие диалоги, имена персонажей. Главного героя теперь звали Чартков, а не Чертков. Поменялся и финал. Если раньше с картины исчезала фигура ростовщика, то теперь пропал сам портрет.
«Он читал драматичнее Островского»: Гоголь — неподражаемый рассказчик
Александр Иванов. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1841. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Несмотря на замкнутый характер, Николай Гоголь был потрясающим рассказчиком и чтецом. Писатель Иван Панаев вспоминал: «Гоголь читал неподражаемо. Между современными литераторами лучшими чтецами своих произведений считаются Островский и Писемский: Островский читает без всяких драматических эффектов, с величайшей простотою, придавая между тем должный оттенок каждому лицу; Писемский читает как актер — он, так сказать, разыгрывает свою пьесу в чтении… В чтении Гоголя было что-то среднее между двумя этими манерами чтений. Он читал драматичнее Островского и с гораздо большей простотою, чем Писемский…»
Однажды Гоголь читал «Ревизора» у одной высокопоставленной особы в присутствии большого общества и генералов. «Каждое действующее лицо этой комедии говорило у Гоголя своим голосом и с своей мимикой, — рассказывал современник Гоголя Тимофей Пащенко. — Все слушатели много и от души смеялись, благодарили талантливого автора и превосходного чтеца за доставленное удовольствие, и Гоголь получил в подарок превосходные часы.