Чем занимается историческая поэтика
Историческая поэтика
Истори́ческая поэ́тика — раздел в литературоведении, в котором изучается генезис (происхождение), развитие литературных жанров, литературных произведений, литературных стилей. Историческая поэтике предшествует теоретической поэтике, в обязанности которой входит изучение теории литературы в синхронии. Историческая поэтика изучает теорию литературы в диахронии. История литературы как история эволюционного развития литературных форм — вот в сущности ядро «исторической» поэтики, наиболее ярким и крупным представителем которой по праву считается А.Н.Веселовский. Исходным моментом в работе этого учёного является стремление «собрать материал для методики истории литературы, для индуктивной поэтики, которая устраняла бы её умозрительные построения, для выяснения сущности поэзии — из её истории». С помощью такого индуктивного исследования чисто эмпирическим путем мыслится осуществление грандиозного замысла «исторической» поэтики, которая бы охватила развитие литературных форм всех времен и народов. Здание «исторической» поэтики осталось незавершенным.
Однако у дела А. Н. Веселовского было немало продолжателей, в числе которых стоит назвать прежде всего Ю. Н. Тынянова, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинского. В советские годы Веселовский был объявлен «буржуазным космополитом», его работы замалчивались, а историческая поэтика подвергалась нападкам. Однако начиная с 70-х годов XX века начинается возрождение интереса к данной дисциплине. Появляется несколько сборников, посвященных исторической поэтике, активно обсуждается ее проблематика. С конца 90-х годов в РГГУ читается курс С. Н. Бройтмана «Историческая поэтика», построенный главным образом на понимании истории художественного образа как ядра исторической поэтики.
Полезное
Смотреть что такое «Историческая поэтика» в других словарях:
историческая поэтика — см. поэтика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Историческая поэтика — одна из осн. частей поэтики, науки о системе средств, используемых в строении худож. произв. И. П. изучает вопросы генезиса и развития худож. приемов, худож. категорий, худож. систем. Термин этот введен А. И. Веселовским, к рый поставил перед… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ПОЭТИКА — (от греч. poietike поэтическое искусство) раздел теории литературы (см. Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств звуковых (см. Стиховедение),… … Большой Энциклопедический словарь
ПОЭТИКА — (греч., этим. см. поэзия). Наука о поэтическом творчестве, теория поэзии как часть эстетики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЭТИКА [гр. poietike] филол. раздел теории литературы, в котором… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОЭТИКА — ПОЭТИКА, поэтики, жен. (греч. poietike искусство поэзии) (лит.). 1. Гаука о формах и принципах словесного художественного творчества. Историческая поэтика. Теоретическая поэтика. 2. Система поэтических форм и принципов какого нибудь поэта или… … Толковый словарь Ушакова
ПОЭТИКА — (от греческого poietike поэтическое искусство), раздел теории литературы (смотри Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературном произведении. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств звуковых (смотри… … Современная энциклопедия
Поэтика — (от греческого poietike поэтическое искусство), раздел теории литературы (смотри Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературном произведении. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств звуковых (смотри… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Поэтика — У этого термина существуют и другие значения, см. Поэтика (значения). Поэтика (от греч. ποιητική, подразум. τέχνη поэтическое искусство) теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и… … Википедия
поэтика — и; ж. [греч. poiētikē] Лит. 1. Раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему их эстетических средств. Курс общей поэтики. Историческая п. 2. Система художественных принципов и особенностей какого л. поэта,… … Энциклопедический словарь
Историческая поэтика
Историческая поэтика это раздел поэтики, изучающий генезис и развитие содержательных художественных форм. Историческая поэтика связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, через который выявляется система самого предмета (художественной литературы), то историческая поэтика изучает происхождение и развитие этой системы. Слово «поэтика» обозначает и поэтическое искусство, и науку о литературе. Оба этих значения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении, подчеркивая единство в нем полюсов предмета и метода. Но в теоретической поэтике акцент ставится на втором (методологическом) значении термина, а в исторической поэтике — на первом (предметном). Поэтому она изучает не только генезис и развитие системы категорий, но прежде всего само искусство слова, сближаясь в этом с историей литературы, но не сливаясь с ней и оставаясь теоретической дисциплиной. Указанное предпочтение предмета методу проявляется и в методологии.
Историческая поэтика как наука
Историческая поэтика как наука сложилась во второй половине 19 века в трудах А.Н.Веселовского (предшественниками его были немецкие ученые, прежде всего В.Шерер). В основе ее методологии — отказ от всяких априорных определений, предлагаемых нормативной и философской эстетикой. По Веселовскому, метод исторической поэтики — исторический и сравнительный («развитие исторического, тот же исторический метод, — только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно полного обобщения» (Веселовский). Примером односторонних и не исторических обобщений была для Веселовского эстетика Гегеля, в т.ч. его теория литературных родов, построенная только на основании фактов древнегреческой литературы, которые были приняты за «идеальную норму литературного развития вообще». Только сравнительно-исторический анализ всей мировой литературы позволяет, по Веселовскому, избежать произвольности теоретических построений и вывести из самого материала законы зарождения и развития изучаемого явления, а также выявить большие стадии литературного процесса, «повторяющиеся, при стечении одинаковых условий, у разных народов». У основателя исторической поэтики в самой формулировке метода была задана дополнительность двух аспектов — исторического и типологического. После Веселовского будет меняться понимание соотношения этих аспектов, они начнут рассматриваться более дифференцированно, акценты будут смещаться то на генезис и типологию (О.М.Фрейденберг, В.Я.Пропп), то на эволюцию (в современных работах), но дополнительность исторического и типологического подходов останется определяющей чертой новой науки. После Веселовского новые импульсы развитию исторической поэтике дали труды Фрейденберг, М.М.Бахтина и Проппа. Особая роль принадлежит Бахтину, который теоретически и исторически эксплицировал важнейшие понятия становящейся науки — «большое время» и «большой диалог», или «диалог в большом времени», эстетический объект, архитектоническая форма, жанр и др.
Задачи
Одна из первых задач исторической поэтики — выделение больших стадий или исторических типов художественных целостностей с учетом «большого времени», в котором протекает медленное формирование и развитие эстетического объекта и его форм. Веселовский выделял две такие стадии, называя их эпохами «синкретизма» и «личного творчества». На несколько иных основаниях две стадии выделяет Ю.М.Лотман, именуя их «эстетикой тождества» и «эстетикой противопоставления». Однако большинством ученых после работ Э.Р.Курциуса принята трехчастная периодизация. Первая стадия развития поэтики, именуемая исследователями по-разному (эпоха синкретизма, дорефлексивного традиционализма, архаическая, мифопоэтическая), охватывает трудно исчислимые временные границы от возникновения предыскусства до классической античности: Вторая стадия (эпоха рефлексивного традиционализма, традиционалистская, риторическая, эйдетическая поэтика) начинается в 7-6 веков до н.э. в Греции и в первых веках н.э. на Востоке. Третья (нетрадиционалистская, индивидуально-творческая, поэтика художественной модальности) начинает складываться с середины 18 века в Европе и с начала 20 века на Востоке и длится по сегодняшний день. С учетом своеобразия этих больших стадий художественного развития историческая поэтика изучает генезис и эволюцию субъектной структуры (отношений автора, героя, слушателя-читателя), словесного художественного образа и стиля, рода и жанра, сюжета, эвфонии в широком смысле слова (ритмики, метрики и звуковой организации). Историческая поэтика — еще молодая, становящаяся наука, не получившая сколько-нибудь завершенного статуса. До сих пор не существует строгого и систематического изложения ее основ и сформулированности центральных категорий.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Термин введён Александром Н. Веселовским; впервые был использован в лекции «Из введения в историческую поэтику», прочитанной в 1893 году (опубликовано в 1894 году); первоначально Веселовский пользовался термином «историческая эстетика», заимствованным у Х. Штейнталя. Целенаправленная работа по созданию исторической поэтики началась в 1890-е годы, когда учёный познакомился с «Поэтикой» В. Шерера.
Замысел Веселовского состоял в том, чтобы историзировать поэтику (восходящую к Аристотелю), поставив перед ней задачу, «отправившись от простейших форм слова, мифа», «проследить формальное развитие родов» («Определение поэзии»). Целью исторической поэтики было не предписание словесному искусству вечных законов (как в нормативной поэтике прошлого, которая, по Веселовскому, «никогда не была в состоянии овладеть разнообразно сменявшимися направлениями вкуса», но лишь «бессознательно отражала их»), а понимание общих закономерностей его развития. Опираясь на открытия в области сравнительной мифологии и грамматики, Веселовский определил, что «метод новой поэтики будет сравнительный».
Историческая поэтика Веселовского стала основанием для русской филологической школы в XX веке; к ней восходят основные идеи в области изучения поэтики и морфологии сюжета (В.Я. Пропп), жанра (М.М. Бахтин, Ю.Н. Тынянов), теории поэтической речи (формальная школа). Историческая поэтика остаётся продуктивным методом современного литературоведения.
Издания:
Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика / Вступ. ст., коммент., сост. И.О. Шайтанова. М., 2006.
Жиличева Галина Александровна
ЛЕКЦИЯ 1. Историческая поэтика как научная дисциплина (магистратура «История и теория литературы», ОЗО, 1 курс).
Историческая поэтика как научная дисциплина
Методологическая база лекции: А.Н. Веселовский «Историческая поэтика», С.Н. Бройтман «Историческая поэтика», Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика»
Поэтика – один из важнейших дисциплин литературоведения. Ее предмет – содержание и структура отдельного произведения, творчества писателя, литературного направления, литературной эпохи. Поэтика соотносится со всеми разделами литературоведения. В плоскости теории литературы она является наукой о структуре литературного творчества, в плоскости истории литературы исследует развитие целых художественных систем и их отдельных элементов, в литературной критике способствует выявлению связей формы и содержания, новаторства и традиции в современном произведении.
От античности и до эпохи классицизма наука о литературе существовала в качестве теоретической поэтики (изучающей литературные категории в синхронии). В процессе оформления собственно литературоведческой методологии на протяжении XIX века утвердился исторический подход. Сравнительной изучение литератур различных народов дало материал для формирования исторической поэтики. В современном литературоведении историческая и теоретическая поэтика сосуществуют.
Историческая поэтика – научная дисциплина, изучающая генезис и развитие художественных форм. Историческая поэтика изучает художественную литературу в диахронии (происхождение и эволюцию).
Дисциплина основана А. Н. Веселовским в конце 19 века. Веселовский полагал, что задача исторической поэтики – определить «роль и границы предания в процессе личного творчества», то есть соотнести систему образов уникального литературного произведения с имеющимися в традиции моделями. Каждый автор сталкивается с «готовым» (устоявшимся в культуре) поэтическим словом, которое существует в форме «предания» (традиции). Исследователь ищет ответ на ключевой вопрос: «Не ограничено ли поэтическое творчество известными определенными формулами, устойчивыми мотивами, которое одно поколение переняло от предыдущего, а это от третьего, которых прообразы мы неизбежно встретим в эпической старине и далее, на степени мифа, в конкретных определениях первобытного слова».
Веселовский создал научный подход, позволяющий отделить литературоведение от эстетики, философии, психологии, и предложил соотносить идущие из древней культуры образы, универсалии, художественные приемы и их оригинальные трансформации в литературном произведении. «Главный результат моего обозрения, которым я особенно дорожу, важен для истории поэтического творчества. Я отнюдь не мечтаю поднять завесу, скрывающую тайны личного творчества, которыми орудуют эстетики и которые подлежат скорее ведению психологов. Но мы можем достигнуть других отрицательных результатов, которые до известной степени, укажут границы личного почина. Понятно, что поэт связан материалом, доставшимся ему по наследству от предшествующих поры; его точка отправления уже дана тем, что было сделано до него. Всякий поэт, Шекспир или кто другой, вступает в область готового поэтического слова, он связан интересом к известным сюжетам, входит в колею поэтической моды, наконец, он является в такую пору, когда развит тот или иной поэтический род. Чтобы определить степень его личного почина, мы должны проследить наперед историю того, чем он орудует в своем творчестве, и, стало быть, наше исследование должно распасться на историю поэтического языка, стиля, литературных сюжетов и завершиться вопросом об исторической последовательности поэтических родов, ее законности и связи с историко-общественным развитием».
Согласно Веселовскому, метод дисциплины одновременно исторический (найти исток явления) и сравнительный, то есть сходные феномены обнаруживаются в «параллельных рядах» (разных литературах мира) при сравнении больших объемов историко-литературных и культурных фактов. Исторический и типологический аспекты дополняют друг друга. По мысли Веселовского, только сравнительный анализ всей мировой литературы позволяет вывести из самого материала законы зарождения и развития изучаемого явления, а также выявить большие стадии литературного процесса, «повторяющиеся при стечении одинаковых условий у разных народов».
Таким образом, первый этап развития исторической поэтики связан с деятельностью Веселовского. Создав историческую поэтику, Веселовский заложил основы отечественной теории литературы. И. Попова в книге «Историческая поэтика в теоретическом освещении» пишет: «… все русское теоретическое литературоведение восходит к исторической поэтике Веселовского и соотносится с ней».
Основные идеи Веселовского:
1. Представление об историчности поэтических категорий.
Представление об исторической изменчивости категорий поэтики, в том числе и изменчивости научных терминов и ключевых слов, описывающих литературу, сформировало новый взгляд на теорию и историю литературы. История литературы начала мыслиться как смена эпох, которую можно изучать сквозь призму истории основных понятий (троп, сюжет, мотив).
Веселовский создал теорию мотивов и сюжетов, выделив мотив как основную единицу повествования. Исследователь доказал, что свойства и структура сюжета зависят от комбинаций составляющих его мотивов. Мотив определяется им как «формула, отвечавшая на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшая особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшимися явления действительности». Сюжеты понимаются как «сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности».
С морфологической точки зрения, мотив – «простейшая повествовательная единица», а сюжет – «тема, складывающаяся из комбинации мотивов».
a + b : «злая старуха не любит красавицу» ( a ) и задает ей опасную для жизни задачу ( b ). Каждая часть формулы может изменяться, сюжет образуется в результате приращения действия ( b ).
3. Синкретизм как древнейшая стадия художественного развития.
Одна из задач исторической поэтики – выделение больших стадий литературного процесса. Веселовский выделил две стадии: эпоха синкретизма и эпоха личного творчества. Первая охватывает архаический период от возникновения «предыскусства» до классической античности. Вторая связана с распадом единства субъекта и объекта творчества, выделением индивидуальности как фактора художественности.
4. Психологический параллелизм как древнейший прием художественной речи.
Веселовский определяет параллелизм как образный и архитектонический принцип народной поэзии, отражение древнейшей синкретической стадии, через которую прошли литературы всех народов. Самый архаический – двучленный параллелизм. «Картины природы, рядом с ней таковая же из человеческой жизни. Они вторят друг другу при различии объективного содержания, между ними проходят созвучия, выясняющие, что в них есть общего».
Эволюция параллелизма идет от чистого синкретизма, при котором образ имел прямой и не фигуральный смысл, к художественному иносказанию и появлению тропов.
Второй этап развития исторической поэтики – 20–40-е годы XX века. Ученые возвращаются к идеям Веселовского. В.М. Жирмунский издает книгу работ Веселовского «Историческая поэтика». Переосмысление методов историзма происходит в трудах О.М. Фрейденберг и М.М. Бахтина.
Происходит признание историчности категорий поэтики. Изучается динамика поэтических систем, теоретическое описание жанров, которые ранее не рассматривались в поэтиках (роман)
Третий этап – с 80–90-е гг. и по сей день.
Появляются обобщающие труды по разным проблемам исторической поэтики.
Е. М. Мелетинский «Введение в историческую поэтику эпоса и романа»;
С.Н. Бройтман «Историческая поэтика»;
С.С. Аверинцев «Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации»;
М.Л. Гаспаров «Историческая поэтика и сравнительное стиховедение».
Чем занимается историческая поэтика
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ
Эта мысль недавно была дополнена суждением о том, что в предметную сферу исторической поэтики ( наряду с «исторической грамматикой» литературного творчества, которой
1 Михайлов А. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. — М., 1989. — С. 61.
2 Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. — М., 1986. — С. 189.
При подобном разумении сути дела (которое весьма отчетливо сформулировано М. Л. Гаспаровым) историческая поэтика является областью сравнительного литературоведения. Она мыслится в качестве научной дисциплины, сосредоточенной на общезначимых, масштабных явлениях литературного процесса, на важнейших этапах и поворотных моментах художественного развития: как освоение всемирной литературы в большом историческом времени.
Суждения В. И. Тюпы и А. В. Михайлова привлекают
3 Бройтман С. Н. О предмете исторической поэтики // Древнерусская и классическая литература в свете исторической поэтики и критики: Межвузовский научно-тематич. сб. — Махачкала, 1988. — С. 9.
4 Тюпа В. И. О научном статусе исторической поэтики // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики: Сб. науч. трудов. — Кемерово, 1986. — С. 4.
выраженным в них стремлением, весьма плодотворным, приобщить историческую поэтику к собственно гуманитарным аспектам литературоведения, к герменевтической проблематике, которая, по-видимому, обходится стороной при настойчивом сближении исторической поэтики и исторической грамматики.
И тем не менее представляется более перспективной первая точка зрения (которая, на наш взгляд, отнюдь не исключает герменевтического разумения литературоведческой сферы): она в большей мере отвечает современным (в глубоком смысле слова) представлениям о литературоведении как науке многоплановой, дифференцированной, логически расчлененной, преодолевшей познавательный синкретизм эссеистского толка. Расширение значения термина «историческая поэтика» и, в частности, включение в ее сферу бесчисленных интерпретаций отдельных литературных фактов (по сути дела — отождествление этой области знания с наукой о литературе в целом), как нам представляется, нежелательно, ибо ведет к забвению той научной конкретики, которая связана с работами позднего Веселовского (и его продолжателей) и, несомненно, сохраняет свою ценность.
Историческая поэтика «без берегов» к тому же может легко и неприметно стать очередным модным клише и породить ситуацию, подобную тем, что не раз подводили науку и со временем глубоко разочаровывали. Всем памятны поветрия (прибегая к жесткой формулировке, их можно назвать методологическими эпидемиями), когда главным и чуть ли не единственным «персонажем» литературоведения оказывались то художественный прием, то классовая позиция писателя, то народность его творчества, то творческий метод, то художественное время и пространство, то структура. Вряд ли будут у нас основания для радости, если на роль подобного привилегированного феномена теоретической (как бы в очередной раз не получилось, что псевдотеоретической! ) мысли станет притязать историческая поэтика. Для успешного развития литературоведения, на наш взгляд, нужна не новая синкретическая «шапка» для разнородных исследований литературного творчества, а обновление, углубление и дифференцирование научной проблематики. Историческую поэтику важно осознать не в качестве «единоспасающей» методологии (к чему это может вести, мы слишком хорошо знаем!), а как одну из литературоведческих дисциплин, призвание которой — не в самоутверждении за счет иных областей знания, не в «подключении» к себе других сфер наук о литературе, а мирное, конструктивное, творческое сосуществование и взаимодействие с ними.
Первый из двух охарактеризованных нами взглядов на историческую поэтику предпочтительнее и потому, что он упирается на живую научную традицию, прерывать которую, конечно же, не
следует. Дело в том, что со времен Веселовского конкретные исследования по исторической поэтике обладают некоторой научно-жанровой определенностью. Крупнейшим русским литературоведом второй половины XIX столетия написаны главы исторической поэтики, посвященные различным граням литературного процесса, которые фиксируются определенными терминами поэтики теоретической (литературные роды — предмет знаменитых «Трех глав»; эпитет; эпические повторения; психологический параллелизм; сюжет). B том же русле —работы А. И. Белецкого, объединенные названием «В мастерской художника слова» (об эволюции персонажа, сюжета, литературного портрета, пейзажа, словесного изображения вещи, воссоздания речи действующих лиц) и М. М. Бахтина о хронотопе (с подзаголовком «Очерки по исторической поэтике»), а также обсуждение ученым исторических судеб гротеска в его книге о Рабле.
В этот ряд правомерно поставить работы С. С. Аверинцева об эволюции принципов жанрообразования, Е. М. Мелетинского — о становлении и истории таких повествовательных жанров, как роман и новелла; масштабные стиховедческие исследования М. Л. Гаспарова и ряд других, тоже весьма значительных фактов современной науки о литературе — в том числе трехтомную монографию сотрудников ИМЛИ (1962—1965) «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении».
Специальные исследования в области исторической поэтики, посвященные локальным, но весьма значительным и «емким» темам, составляют, как видно, неоспоримую реальность отечественного литературоведения: это не просто материалы для будущей исторической поэтики, а относительно завершенные разработки ряда научных тем в ее составе.
Сказанное побуждает высказать ряд «прогнозирующих»
соображений о том, каков будет облик фундаментальных и итоговых работ по исторической поэтике (которыми мы на сегодняшний день не располагаем) и каковы пути к созданию подобных исследований.
Между сегодняшним состоянием исторической поэтики и созданием фундаментальных трудов по этой дисциплине — дистанция огромного размера. Для того, чтобы делать шаги в сторону итоговых, масштабных исследований, не впадая в эйфорию, неизбежно чреватую жестокими разочарованиями, нужно осознать характер и размеры предстоящих трудностей. При этом важно выработать представление о сути и функциях, составе и построении завершенной (пусть относительно) исторической поэтики. О том, какими именно структурными и содержательными чертами будут обладать фундаментальные работы, предсказать заранее, естественно, невозможно. Но какие-то прогнозы подобного рода представляются правомерными и желательными.
На наш взгляд, итоговое исследование по исторической поэтике явит собой «научно-жанровое образование», подобное главам из исторической поэтики Веселовского и смежным работам его продолжателей (которые мы называли). Вряд ли литературоведение вернется к культурологической эссеистике в традиции романтизма, к «синкретически-нерасчлененным» высказываниям об эволюции поэтического сознания: слова Д. С. Лихачева о том, что наука o литературе нуждается прежде всего в том, чтобы «создать широкий фронт специальных (подчеркнуто
9 Лихачев Д. С. О филологии. — М., 1989. — С. 106.
Да, историческая поэтика (как настоящего времени, так и будущего) несовместима не только с методологическим априоризмом и любого рода «нормативной» догматикой (что настойчиво подчеркивал и Веселовский), но и со всяческой унификацией «разнокультурного» материала, а также с его прямолинейным «подчинением» той культуре, в русле которой живут и работают ученые. Вместе с тем историческая поэтика призвана (таково одно из убеждений Веселовского) исследовать единство всемирного литературного процесса. И, на наш взгляд, правомерно полагать, что дальнейшая разработка этой научной дисциплины окажется постижением общих для всего человечества норм литературно-художественной деятельности, отвечающих универсальным свойствам человеческой культуры. Естественно предположить при этом, что для исторической поэтики будущего окажется насущным понятие недогматической нормативности.
Фундаментальным исследованиям в области исторической поэтики, которые предстоит создать, может и должно принадлежать особое и весьма ответственное место в составе гуманитарного знания. Ее смысл — отнюдь не инструментально-служебный (в отличие от так называемых вспомогательных дисциплин, каковы текстология, историография, или даже теория литературы) и не только информативный (какова описательно-констатирующая история литературы), но прежде всего — общественно-нравственный, и в этом отношении «внеакадемический», выходящий за пределы чисто профессиональные. Исто рическая
10 Лихачев Д. С. О филологии. — С. 25.
11 Историческая поэтика. — С. 56.
В своей гуманитарной значимости историческая поэтика подобна толкованиям отдельных произведений: в идеале она может (призвана, должна) составить систему научных высказываний, интерпретирующих литературный процесс в его целостности. А интерпретация, как известно, является специфически гуманитарным центром литературоведения. При условии успешной и широкой ее разработки историческая поэтика, вероятно, составит второй гуманитарный центр науки о литературе, плодотворно взаимодействующий с первым (интерпретацией единичных литературных фактов).
Все это определяет беспрецедентную масштабность работы во имя упрочения данной научной дисциплины. Для создания фундаментального, итогового труда по исторической поэтике недостаточно творческих усилий даже многих литературоведов, работающих «в одиночку» над своими темами (общими, теоретическими, либо специальными, частными). Нужна также систематическая, продуманная, имеющая определенную научно-методологическую и организационно-практическую перспективу работа целых творческих коллективов — работа прежде всего, конечно, исследовательская, но также и координационная, библиографическая, педагогическая, издательская. Без всего этого масштабные исследования в области исторической поэтики ныне немыслимы.
Для создания фундаментальных работ в области исторической поэтики насущна, прежде всего, особая система специализации литературоведов. Во-первых, исследователям здесь необходимо выходить за рамки изучения какой-то одной национальной литературы, тем более — за пределы одной эпохи, и уж во всяком случае не ограничиваться изучением творчества одного писателя: нужна одновременная сосредоточенность на разных «кругах» литературных фактов, на нескольких эпохах и литературах (национальных и региональных) 13 и при этом — на определенной грани литературного процесса, фиксируемой тем или иным теоретическим понятием (ибо традиционный
12 Историческая поэтика. — С. 188—189.
13 В этой связи заслуживает пристального внимания недавно высказанная мысль о том, что «филологические факультеты университетов могут и обязаны давать своим выпускникам не одну, как ныне, но две полноценные специальности (или даже три)». — Недзвецкий В. А. Филолог и перестройка // Вестник МГУ. Филология. — 1989. — № 4. — С. 46.
эн
циклопедизм, если смотреть правде в глаза, современному ученому недоступен). Во-вторых, для разработки исторической поэтики наряду с исследователями художественного материала необходимы также координаторы научной работы, обладающие широким теоретическим кругозором и широкими знаниями в области истории литературоведения. Ведь в направлении разработки исторической поэтики (как в нашей стране, так и за рубежом) сделано гораздо больше, чем это является очевидным для каждого из нас. Поэтому-то насущна деятельность историографов литературоведения (прошлого и современного, отечественного и зарубежного), которые смогли бы выполнить труднейшую задачу координации исследований в области исторической поэтики. Сейчас специалистов такого профиля нет, но нужда в них — есть; и, вероятно, со временем будет ощущаться все острее.
Соответственно необходимо библиографическое обеспечение дальнейшей разработки исторической поэтики. Картина здесь предельно неблагополучная. Для стоящих перед наукой задач весьма желательно создание энциклопедического словаря по теоретической поэтике, в который вошла бы библиография отечественных и зарубежных работ, посвященных также и историческому рассмотрению важнейших аспектов литературного творчества.
Успешность дальнейшей разработки исторической поэтики, на наш взгляд, зависит не только от уровня теоретических и специальных работ по этой дисциплине, которым суждено появиться, но и от того, в какой мере и насколько профессионально исследовательская деятельность ученых будет обеспечиваться и стимулироваться ее координаторами, историографами, библиографами.
Перспективы создания фундаментальных исследований по исторической поэтике, на наш взгляд, нуждаются в обсуждении с участием наших ведущих литературоведов. Быть может, такого рода обсуждение было бы целесообразно провести в виде ответов на ряд анкетных вопросов.