Чем занимается креативное агентство
Креативное агентство
Рекламное креативное агентство сегодня – это квинтэссенция молодой кипучей энергии, гигантского творческого потенциала, большого опыта и неиссякаемой активности.
Креативная стратегия, нейминг, слоганы, логотипы, фирменный стиль, веб-дизайн, буклеты, каталоги, постеры, листовки, флайеры, открытки, имиджевая реклама для СМИ, календари, упаковка, этикетка, годовые отчеты и т.д. Помимо всего перечисленного в услуги креативного агентства включены комплексные маркетинговые исследования, рекламные и PR-кампании, а также услуги по проведению промо-акций, корпоративных мероприятий и т.д.
Как можно заметить – перечень услуг креативного агентства достаточно большой. Но и сами услуги далеко не повседневные, занимающие много времени и трудозатрат. Креативщик – это понятие достаточно широкое. Не может современный дизайнер или иллюстратор не быть креативщиком. Копирайтеры, создающие слоганы и названия для брендов, уже по определению креативщики. Именно эти специалисты осуществляют целый комплекс работ – от разработки идей до производства различных видов рекламной продукции, включая разработку многостраничных изданий, дизайна выставочных стендов, корпоративной сувенирной продукции т.д.
Тем не менее, на практике существует особая каста креативщиков, которые занимаются разработкой исключительно креативных концептов и стратегий. Идея – их жизнь и стихия. Такие специалисты пашут на ниве ментальных полей и выращивают урожаи, которые всегда востребованы на конкурентном рынке. В уме креативщика всегда множество ходовых и успешных идей, которые ждут своего часа, чтобы воплотиться в виде персонажа, новой торговой марки и других важнейших составляющих современной торговли.
Чем занимается креативное агентство
Что такое креативное агентство, и как оно работает
Цветное МФУ HP Officejet Pro X576dw
Краски на бумаге
устойчивы к любым
жидкостям. Проверено
внезапными проливными
дождями и нечайно
опрокинутым кофе
Вам есть, чем гордиться.
Такой сочный печатный
архив не грех оставить
в наследство потомкам.
Потомки, и впрямь,
будут поражены —
краски HP Officejet Pro X
не выцветают десятки лет
«Новичку» устроили
нешуточное испытание —
проверку на самых
«капризных» типах бумаги.
Картинка не расплылась
и не растеряла качества
ни на одной поверхности
Стоимость отпечатка вдвое меньше по сравнению с лазерными принтерами
Любой идеей легко
поделиться с коллегами,
просто отправив документ
на печать с приложения
на смартфоне. Даже если
при этом вы сами
находитесь в отпуске
на экзотических островах.
Полюбуйтесь!
Оказывается, можно очень
просто заполучить
на работу в компанию
настоящего рекордсмена
Книги Гиннеса.
Феноменальные результаты
в скоростной печати
еще никому из «коллег»
не удавалось побить!
Типичная отговорка
сотрудников:
«Почему так долго?
Документы распечатывал!»
больше не работает!
Один из принципов работы
современной компании —
экосознание. С принтерами
НР вы без всяких усилий
бережете энергоресурсы
и без благотворительных
программ спасаете леса
Роман Попов
Проголосовать
за этот офис
Что значит быть дизайн-директором креативного агентства?
Это значит много работать, мало спать, иметь холодную голову и горячее сердце. Моя основная задача — сделать так, чтобы мы могли гордиться своей работой, делать что-то полезное, что-то, что имеет смысл. Дать дизайнерам все для того, чтобы они могли проявить себя, быть счастливыми и делать счастливыми других людей.
Что отличает хороший дизайн от плохого, на ваш взгляд?
Наличие или отсутствие смысла, пользы и правды.
Ваши самые яркие дизайнерские удачи?
Я высоко ценю порядок в делах, одна из моих самых ярких дизайнерских удач — «командный канбан по задачам». Это набор принципов, на которых базируются еженедельное планирование и ежедневная актуализация информации по проекту. Нас интересует проект целиком, а он состоит не только из дизайнерского труда. Поэтому принципы организации процессов напрямую влияют на «яркость» дизайнерских удач. Как и большинство дизайнеров, я жуткий скромник, и, как у любого руководителя, у меня практически нет возможности заниматься «ручным» трудом в рамках ежедневной работы. У нас масса готовых интересных проектов за плечами и несколько невероятно ярких проектов на горизонте.
Как найти общий язык с заказчиком? Как правильно «продать» ему дизайн-идею?
Нужно уметь слушать, слышать и задавать правильные вопросы. В первую очередь дизайнер должен решать задачу клиента, а не тешить собственное эго. Процесс решения — это всегда диалог. Необходимо сделать клиента союзником и работать сообща, так как вы преследуете общие цели. Как бы пафосно это ни звучало, но только в таком альянсе, основанном на взаимном уважении и доверии, можно получить качественный результат. Для дизайнера половина успеха — это четкое понимание целей и условий. Чем больше переменных вам известно, тем проще найти оптимальное решение. Важный момент заключается в управлении ожиданиями клиента и их корректировке. У дизайнера всегда должны быть ответы на все вопросы, вы должны понимать, что, как и почему устроено в том решении, которое вы предлагаете. Сопереживайте проблемам клиента, будьте честны. Соблюдайте договоренности.
Что вас вдохновляет больше всего?
Моя семья, кроссовки, возможность сделать что-то по-настоящему полезное.
«Главное, чтобы в крови был рок-н-ролл»: как устроены креативные отделы в рекламных агентствах Москвы
PR-менеджер школы креативного мышления «ИКРА» Анастасия Аликимович узнала у креативных директоров российских рекламных агентств, как устроена работа в их командах. Представители компаний рассказали о работе над брифами, дисциплине, профессиональном росте сотрудников и стимуляторах вдохновения.
В сентябре 2016 года мы запустили проект «ИКРА FM». Мы ходили в гости к рекламным агентствам, общались и узнавали, как устроены внутренние процессы. Оказалось, что всё происходит абсолютно по-разному: начиная от распределения ролей и заканчивая работой над клиентским брифом и поиском вдохновения.
Proximity
Иерархия
Иерархию интересно и полезно создавать, когда в отделе работает более 50 человек. В сравнительно небольшом креативном отделе, как наш, где работают 15 человек, иерархия скорее навредит. В коллективах, где все на виду, хорошо поддерживать структуру как можно ближе к горизонтальной. Иерархия на таких масштабах обычно просто не нужна и не работает.
Работа вне офиса и дисциплина
В Proximity не запрещено работать вне офиса, но мы пока активно не практикуем эту опцию. Наш день очень динамичен, плотность общения высока, и нам удобнее локализоваться в одном месте. Я не противник работы вне офиса. Наверное, в самом ближайшем будущем доля удаленной работы будет расти. И пусть растет, прекрасно. Значит, мы научимся использовать это себе в плюс.
Работа вне офиса — это система, которая требует очень тонкой настройки. Уверен, в чистом виде она невозможна. Все равно в какой-то момент живым людям нужно видеть друг друга в одной комнате. Но инструментов для совместной удаленной работы много и они совершенствуются.
Видеоконференция на четыре человека уже лет 15 не звучит как научная фантастика. Но главный лайфхак — не из области инструментов и возможностей. Он такой — нужно строить ответственную рабочую культуру: сказал, что сделаешь работу к 14:00, значит, сделай к 14:00. Не получается — предвидь и предупреди.
Главное правило дисциплины одно: ваши действия должны помогать, а не мешать совместной работе. То есть нужно просто сдавать работу в срок, не опаздывать на встречи, и за разумные сроки предупреждать об изменениях в планах. Это мегаочевидно, но мало кто делает так.
Организовать себя очень просто: нужно договориться, что надо сдавать работу в срок, не опаздывать на встречи и заранее предупреждать об изменениях в планах. Мне кажется, в этом немаловажна роль лидера. Он первым должен делать всё, о чем сказано выше. И если каждый день стараться вести себя так на протяжении трех-пяти лет, всё начнет работать.
Брифы
В среднем на одного креативщика приходится два-четыре больших брифа и несчетное количество маленьких. Процесс состоит из следующих этапов:
Мы изо всех сил стараемся соблюдать принцип специализации: мы любим фокусироваться на своей работе и очень не любим делать не свою работу. Например, поиск инсайтов должен ложиться на плечи стратегов, аналитиков, дата-специалистов, но точно не на креатив.
Профессиональный рост копирайтеров
В случае с нашим агентством, думаю, как и везде в мире, младшему копирайтеру в вакууме при стечении обстоятельств потребуется 12-15 лет, чтобы стать креативным директором.
Традиции и стимуляторы вдохновения
Креативный отдел раз в месяц собирается на PRX Creative Breakfast. Это одновременно тимбилдинг и образовательная встреча. На завтраках мы обсуждаем новости и работу за месяц. Некоторые ребята рассказывают о чем-то, что было бы интересно всем. Например, один расскажет о наследии Рафаэля, другой — об индивидуальных трекерах медицинских показателей, третий — о культуре DIY-журналов, четвертый о том, что такое Li-Fi. Все уходят с завтрака с чувством причастности к большой команде и с пищей для ума.
Red Keds
Иерархия
Есть креативный директор, который ответственен за любую креативную составляющую, и дизайн-директор, который отвечает за то, чтобы картинка была самый сок. Есть копирайтеры и дизайнеры, но у нас работа поделена на группы, поэтому креативный отдел существует как тусовка сотрудников друг с другом. Люди взаимодействуют на проектах, креативных завтраках, профильных встречах (например, у дизайнеров есть свои встречи, где они обсуждают только дизайн).
Работа вне офиса и дисциплина
У нас четыре креативные группы: в каждой из них по четыре человека, двое из которых — копирайтер и дизайнер. Есть еще арт-директор и креативный группхед, которые помогают группам работать еще лучше.
Еще несколько лет назад у нас была другая система: отдел копирайтеров, отдел дизайнеров, SMM-отдел, менеджеры и так далее. Поняли, что эффективнее, когда люди работают командами над проектами (у каждой из них по несколько проектов). Сначала это было только в теории, потом попробовали перейти на командную структуру и эффективность выросла.
Когда люди работают в команде с одними и теми же сотрудниками, они хорошо знают друг друга: какие у других сильные и слабые стороны, чего можно ожидать от человека. Мы не делим сотрудников на креативных и некреативных. Работа менеджера или продюсера — тоже креативная.
Обычно мы не против того, чтобы человек работал из дома, если у него произошла какая-то бытовая проблема, но в целом все стремятся попасть в офис, потому что это дисциплинирует и развлекает. Личные встречи решают вопросы намного быстрее, чем по почте, Skype или телефону. Развлекает то, что ты можешь прийти в офис, пообщаться с человеком, с которым у вас не пересекаются проекты, но пересекаются интересы, узнать что-то новое, спросить совет. Для этого нужно всего лишь подойти поболтать.
У нас нет строгого надзора, никто не подсчитывает, сколько раз ты сходил покурить или сколько минут потратил на обед. Такая свободная обстановка способствует общению. Главное — не опаздывать на встречи и делать свою работу вовремя.
Брифы
Сначала клиентский бриф уходит в отдел стратегии и превращается в креативный бриф. Затем у нас в зависимости от проекта и преимуществ каждого сотрудника рождаются идеи (в брейнштормах и не только). После этого начинается череда ревью с креативным директором, где мы выбираем пару идей и прорабатываем их, чтобы всё вовремя ушло в отдел дизайна.
Профессиональный рост копирайтеров
Чтобы из младшего копирайтера превратиться в креативного директора, необходимо минимум шесть лет. Но для начала прежде всего он сам должен захотеть этого. Опыт показывает, что многие люди любят быть креативными исполнителями. На директора ложится много управленческой работы, включая развитие сотрудников, найм и увольнения, общение с клиентом на уровне предложений. Если сотрудник захочет, мы ему поможем.
Publicis Russia
Иерархия
Мы — открытая команда. У нас нет такого понятия, как подчинение. Скорее есть просто более опытные лидеры. Они лучше знают, как делать хорошие работы, и умеют вдохновлять. Тут вообще не важен возраст, главное, чтобы у тебя в крови был рок-н-ролл. У нас в креативной команде 12 человек: два группхеда, креативные пары, дизайнеры и креативный директор.
Численность отдела полностью зависит от количества клиентов. Все прозаично: больше денег — больше людей. Если говорить о возрасте, мне, например, 34 года, двум хедам — до 32-х. Это новые люди в агентстве. Я подбирал руководителей не по возрасту и выслуге лет, а по реальным заслугам и желанию работать.
Работа вне офиса и дисциплина
Работа вне офиса — часто неосуществимая мечта. У нас большой поток работы, постоянно приходится проводить встречи. К сожалению, технологии и Skype-конференции сегодня больше мешают общению, чем помогают. Кроме этого, я считаю, что для команды очень важно быть вместе физически, видеть друг друга. У меня есть кабинет, которым я почти не пользуюсь, потому что хочу быть ближе к команде. Так мы чувствуем единение, вдохновляем друг друга. Но если вам нужно уединиться в кафе недалеко от офиса — пожалуйста.
Брифы
Здесь ничего особенного, всё как у всех. Нет никакой технологии. Каждая команда сама выбирает, как ей удобнее работать над брифом. Никаких суперсистем придумывания, каждый решает сам. Главное, что финальное решение о том, какой креатив мы показываем клиенту, принимает креативный директор, то есть я.
Профессиональный рост копирайтеров
Сколько лет необходимо младшему копирайтеру, чтобы стать креативным директором? Нисколько. У нас не армия — за выслугу лет не повышают. Нужно стать крутым специалистом, а потом суметь себя продать начальству и рынку.
Просто если ты хочешь повышения, ты должен доказать, что на своей позиции работаешь лучше, чем должен. Это нужно показать всем. Не думаю, что рекламное агентство чем-то отличается в этом от других мест работы, здесь сложно получить повышение. Это объясняется структурой. Слишком мало моментов, когда оно может произойти.
Такое случается, когда приходит крупный клиент или по каким-то причинам уходит текущий руководитель. Быстро вырасти можно только из джуниора в синьора, а дальше рост экспоненциально замедляется.
Проще заработать побольше наград и перейти в другое агентство. Есть и еще одна причина медленного карьерного роста. Стать лучшим копирайтером или арт-директором не так сложно, но вот стать хорошим креативным директором для некоторых творческих людей не под силу. Помимо умения хорошо придумывать, нужно в каком-то смысле стать еще и менеджером. Людям с творческим складом ума это очень тяжело дается.
Традиции и стимуляторы вдохновения
На минус первом этаже — неплохой кофе и пуэр. Нам нужны люди, которых не нужно специально стимулировать. Если тебе хочется делать хорошую работу, ты будешь делать ее без всяких стимулов. Моя задача — сделать среду комфортной для таких людей, мотивировать их развиваться и работать еще лучше.
Possible Group (Hungry Boys)
Иерархия
В команде работают шесть копирайтеров, директор по стратегии, креативный стратег, три продюсера, два арт-директора и три дизайнера. У нас нет жесткой иерархии: есть сотрудники разного уровня и с разным опытом, но никто никому не подчиняется. Если кто-то из креативной команды не согласен с моим решением или с комментариями от директора по стратегии, мы вместе обсуждаем этот вопрос до тех пор, пока не договоримся и не достигнем взаимопонимания.
По креативу, как правило, ставлю задачи я лично. Я часто сам сильно вовлечен в процесс. Не думаю, что у ребят остается время и энергия на халтуру. Тем более, работать в команде, на мой взгляд, гораздо интереснее и продуктивнее.
Я стремлюсь к тому, чтобы всем было уютно, чтобы каждый мог свободно высказывать свои мысли, идеи, вносить предложения. В прошлом я много насмотрелся на самодуров, а к некоторым когда-то сам попадал в подчинение, поэтому при выстраивании своей команды стараюсь максимально уходить от подобного опыта. Самодуры убивают мотивацию в сотрудниках, мешают развиваться личностным качествам талантливых людей.
Работа вне офиса и дисциплина
У нас нет такого понятия, как дисциплина, — лишь несколько условий работы, которые я прошу выполнять. Главные: создавать сильные продуманные идеи, стремиться к экзекьюшену мирового уровня, соблюдать сроки (внутренние и внешние) и, конечно же, любить дело, которым мы занимаемся. Также важно желание расти профессионально и создавать крутые работы в портфолио. На рынке хватает агентств, в которых можно потерять несколько лет, ничего не сделать, а потом выйти и сказать «Тоже опыт!» Отсиживаться у нас не имеет смысла.
Несмотря на отсутствие четких правил и распорядка дня, все приходят на работу к 10-11 утра. Мы часто задерживаемся допоздна и работаем по выходным. Это связано не только с загруженностью, но и с желанием каждого работать на результат: выиграть тендер, снять крутой ролик, придумать мощную идею. Я люблю людей с амбициями, им не надо намекать работать больше — каждый выкладывается по-максимуму.
Брифы
Получив бриф, мы в первую очередь разбираем его вместе с директором по стратегии и аккаунт-директором, а затем я собираю команду. Под каждый проект люди подбираются индивидуально — в зависимости от того, кто лучше мог бы справиться с задачей, кому из команды она близка или кто хочет попробовать себя в чем-то новом.
Каждый проект — это разное сочетание сотрудников: например, два копирайтера и дизайнер, два арт-директора и копирайтер, продюсер, копирайтер и три дизайнера. Однажды я поставил принт-арт-директора в помощь по ТВ-ролику, чтобы он мог развиваться и попробовать себя в чем-то новом. Получилось круто. Я сам подошел к нему и предложил подумать над его будущим и планами. Я сам устаю от однообразных задач, понимаю, что это такое. Любой человек должен знать, куда он идет. Мне кажется, так его деятельность будет продуктивнее.
Профессиональный рост копирайтеров
Я занимаю должность креативного директора только девять месяцев. До меня эту роль исполнял совладелец компании. По моим ощущениям, человек в первую очередь должен быть готов занять должность креативного директора, а опыт и время, проведенное в компании, играют второстепенную роль.
Важно понимать, что креативный директор — это не просто выросший младший копирайтер. Это еще и хороший спикер, менеджер, лидер, арт-директор, режиссер, стратег и многое другое. Нужно быть универсальным специалистом, хорошо понимать других людей и быть авторитетом среди своих коллег.
Традиции и стимуляторы вдохновения
Мы постоянно изучаем кейсы на профессиональных сайтах: Awwwards, Dribbble, Behance, Coloribus, Cannes Lions Archive. Раз в неделю кто-то из сотрудников проводит показ и разбор десяти его любимых кейсов. Это неплохо заряжает всех новыми идеями, плюс, это хорошая отработка навыка презентации. Иногда мы ездим на фестивали, ходим на разные лекции, сами что-то рассказываем.
Не очень люблю всякие тимбилдинги, поэтому когда мы собираемся повеселиться, то это проходит без с приглашенного тамады или пляски клоунов — мы просто весело проводим свободное время вместе. Для меня важно, чтобы все члены команды находили общий язык и говорили друг другу правду не только под действием третьей рюмки, но и в ежедневном общении.
BBDO Moscow
Иерархия
В BBDO Moscow три креативных отдела. Во главе каждого из них стоит креативный директор. Над ними стоит управляющий креативный директор. Внутри каждого отдела могут быть руководители творческих групп, возглавляющие команды арт-директоров и копирайтеров, а могут и не быть.
Это решает креативный директор отдела в зависимости от размера подразделения, объема и характера работ (много срочных «быстрых» проектов или несколько крупных с большими сроками), а также от стиля управления руководителя.
В BBDO Moscow работают почти 60 креативщиков, 44% из которых — опытные сотрудники. Они занимают должности старших копирайтеров или арт-директоров, руководят группами и являются креативными директорами.
Брифы
Разработка рекламных кампаний – это командная работа. Поэтому сотрудники работают в офисе. Если необходимо уединиться, чтобы никто не отвлекал, можно посидеть в одном из чиллаутов, у фонтана рядом с офисом (летом) или уйти в какое-нибудь соседнее кафе. Что касается дисциплины, правила едины для всех сотрудников: вовремя приходить на работу и соблюдать проектные сроки.
Работа над брифом происходит каждый раз по-разному, но есть несколько вещей, которые случаются неизбежно:
Профессиональный рост копирайтеров
Всё очень индивидуально и зависит от таланта. Навыки для всех креативщиков — генерировать интересные идеи, для копирайтеров — мастерски владеть словом, для арт-директоров — иметь хорошее визуальное чувство вкуса и уметь рисовать.
В нашем агентстве для того, чтобы младший копирайтер стал креативным директором, требуется минимум шесть лет (в нашем агентстве самое быстрое превращение произошло именно за это время), максимум — вечность.
Традиции и стимуляторы вдохновения
Стимуляторы и источники вдохновения у всех свои: у кого-то вид из окна, у кого-то музыка из наушников, у кого-то серфинг в интернете. Сколько людей, столько и способов призвать музу.
Невозможное возможно: как устроено агентство креативных корпоративных подарков
«То курс евро вырос, то неурожай, то логистика подорожала»
IT-инструменты, которые использует Алёна Макова
Я училась в академии на финансовом менеджменте, но на втором курсе попала на работу в тогда только открывшееся издательство «Манн, Иванов и Фербер». И, наверное, это и определило мою дальнейшую бизнес-судьбу, потому что тот драйв, свободу, ответственность и пространство для реализации вряд ли можно было бы получить где-то ещё в 18 лет.
Избежав роли девочки-стажёра в корпорации, я прочитала весь ассортимент отдела бизнес-книг и сразу пошла по пути маркетинга, да ещё и под руководством вдохновляющего Игоря Манна!
Мне всегда нравилось придумывать необычные идеи, мне это легко давалось и даётся – могу, сидя на встрече, за полчаса сходу выдать пять подарочных концепций. И первая моя задумка была продавать именно идеи и концепции подарков. Это был 2010-й год, я работала в найме руководителем отдела маркетинга, периодически придумывала подарки для клиентов компании, и по реакции видела, что это получалось более чем удачно.
Я попросила знакомую-дизайнера нарисовать логотип и создала в Facebook страничку проекта. Но быстро стало понятно, что продажа концепций – нерабочий формат, дьявол кроется не столько в идее, сколько в её реализации – этой головной болью никто не хотел заниматься, клиенту нужно всё «под ключ» с красивыми пакетиками и открытками.
Несколько лет я продолжала работать наёмно и жить с фоновой мыслью о подарках, делая небольшие заказы для друзей. А в 2014 году я решилась уволиться с хорошей руководящей позиции и написала пост в фейсбуке о том, что создаю агентство подарков.
На этот пост откликнулось несколько клиентов, сделавших впоследствии первые заказы – до этого мы пересекались по рабочим проектам. Девушка, которая была на меня подписана, выразила желание поработать вместе (в дальнейшем наши пути разошлись). И моя бывшая коллега, на тот момент подруга («на тот момент» – потому, что через несколько лет она сделала конкурирующее агентство, поступив против наших договорённостей, с тех пор мы не общаемся) – тоже присоединилась к нам. Втроем мы и начали работу, договорившись делить прибыль от проектов пропорционально участию в них. Так и работали пару лет, а уже потом стали появляться сотрудники на зарплате.
Компании, в которых я раньше работала, приучили меня к экономному подходу к бюджетам, поэтому офис мы сначала снимали на сезон, по несколько месяцев, прибыль делили с двумя моими компаньонками, выполнив проект, так что фиксированных затрат было немного.
Узнавали и узнают о нас, в основном, двумя способами: сарафанное радио – когда нас рекомендуют, и органический поиск в интернете, когда ищут подарки, находят наш сайт и по примерам работ понимают, что это отличается от основного предложения рынка.
Первый сайт c примерами подарков я создала на WordPress буквально «на коленке» за пару дней сама. Примерно через три года поняла, что пора сделать сайт «по-взрослому» и красиво. Помог друг моего друга, который нам его сделал в фриланс-режиме. Сайт я наполняю сама, и он несёт функцию портфолио-промо, полный каталог для клиентов мы рассылаем отдельно в pdf-формате.
Мы не занимаемся целенаправленно продажами и рекламой, у нас довольно бутиковый размер и формат агентства, поэтому пока нам хватает входящего потока запросов, которые приходят от нашей общей узнаваемости.
Наверное, правдой будет сказать, что я продаю собой – активно рассказываю про нашу деятельность в соцсетях и выстроила довольно неплохую ассоциацию «подарки – Алёна Макова – Podarking».
Мы не работаем с агентствами-посредниками. Потому что пришли к выводу, что для нас эффективнее коммуницировать с конечными клиентом напрямую – нет испорченного телефона, потерянной информации, ещё одного звена согласования. Соотношение потраченного времени и конверсии в заказы с конечными клиентами у нас сильно выше. И нам, в целом, не интересно перепродавать через кого-то свой креатив, мы хотим сохранять авторство.
С одной стороны, на рынке высокая конкуренция в стандартных подарках-сувенирах, которые от одних и тех же поставщиков предлагаются разными агентствами. И часто это превращается просто в игру, кто даст ниже цену. В этом сегменте мы не любим играть. А в запросе, когда нужен креатив, дизайн, хороший вкус – а такой запрос я вижу всё чаще – предложения уже гораздо меньше. На мой взгляд, спрос даже выше предложения.
Мы хороши в составлении наборов – когда есть разные приятные предметы, объединенные общей идеей-концепцией. В основном, мы работаем в бюджете 2-5 тысяч рублей за набор. Но умеем, конечно, и дешевле, и дороже. Правда, на запросы подарков за 300 рублей я обычно шучу, что лучше сертификат на чашку кофе подарить. Также мы делаем любую сувенирку, мерч, иногда персональные дорогие штучные вип-подарки. Наценка зависит от продукции и трудозатрат на создание подарка, общая рамка 20-100%.
За время жизни проекта чего мы только не делали! Отмывали и гравировали логотипом мешок камней, обычной такой крупной гальки; сами производили спасательные круги – заказывали пенопласт и обшивали его тканью; шлифовали и покрывали маслом деревянные пеналы, а потом, наоборот, оттирали их от масла водкой; пришивали леской пробирки к картонной основе; завязывали бирки на 6000 орешков; клеили обёртки на 13 000 маленьких шоколадок; варили мыло; фасовали 850 игр с набором по 200 карточек в каждой; отмывали с Fairy военные котелки в тосоле!
Так создавался и создаётся Podarking.me. С годами, конечно, опыта всё больше и таких безумных авантюр всё меньше, но общий дух и задор нашего проекта это хорошо отражает.
Коронавирус, конечно, повлиял на бизнес, но в целом нашей сфере повезло, не сравнить с ивентами. Весной и летом заказов было мало, в основном, на антивирус-наборы (маски, антисептики), дальше стало всё понемногу оживать.
Получилось, что отменились офлайн-активности, но проявлять внимание к клиентам и сплачивать сотрудников нужно, поэтому вырос интерес к подарочным наборам с доставкой на дом клиентам и сотрудникам. По году мы просели примерно на 20%.
Своих производств у нас нет, есть только своя сборка/комплектация наборов в офисе. Зато такая модель работы позволяет нам сохранять гибкость и неограниченность ассортимента, а также мы свободно можем подбирать подрядчиков по нужным нам нишам. Конечно, у нас есть уже много проверенных партнёров, с которыми мы работаем постоянно, это даёт нам хорошие цены и сроки.
Подрядчики – это вечная боль, в России такое количество безответственных, непрофессиональных, незаинтересованных людей с подходом «и так сойдёт», что постоянно надо быть готовым к оперативному поиску решений внезапных проблем, созданных не тобой, исправлению брака и т.п.
Но такова специфика – ты несёшь на себе риски за качество работы других людей, фактически за это тебе как агентству и платят. А я с детства терпеть не могу отвечать за то, что я не могу контролировать, и в этом, конечно, есть некая жизненная ирония. Ты вроде всё предусмотрел, согласовал и проверил, а потом тебе сдали тираж с кучей брака или не вовремя, и это становится твоей проблемой, так как у тебя перед клиентом обязательства. И ты сам ищешь решение, чтобы не подвести клиента. А запаса времени обычно почти нет, потому что культуры заказывать и делать всё заранее у нас нет.
В такие кризисные моменты, кстати, часто находишь классных и ответственных подрядчиков, которые тебя выручают, спасают тираж и становятся дальше надёжными партнёрами. Поэтому ключевым качеством для сотрудников я называю «поиск решений».
Ещё очень сложно прогнозировать выбор клиента. Ты предлагаешь, как тебе кажется, идеально подходящие идеи, а выбирается что-то совсем другое и не всегда у тебя. Я шесть лет на рынке, но всё равно редко могу предсказать выбор клиента, хотя у меня хорошая интуиция.
Розничного магазина у нас нет, я иногда думаю-мечтаю его открыть, и люди просят, но когда берусь считать, понимаю, что это, скорее, штука для души, чем бизнес – корпоративные заказы делать выгоднее. Или, по крайне мере, мне понятнее как развивать B2B-бизнес.
Хочу в этом году заняться настройкой процессов и масштабированием, так как всё это росло и развивалось немного «на коленке», когда ты сам себе юрист, логист, менеджер и бухгалтер одновременно. Объёмы растут и есть понимание, что надо уже по-другому строить процессы и распределять работу людей.
Когда мы придумываем подарки, то узнаём очень много нового, «копаем» тему, находим истории, изобретения, факты, технологии, это всегда познавательно и держит мозг в тонусе.
С другой стороны, свой бизнес – это постоянные челленджи, тренировка силы воли и границ возможного, ты каждый раз немного растёшь над собой и делаешь невозможное.