Чем занимается общая педагогика

Общая педагогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Объект и предмет общей педагогики

Общая педагогика изучает законы передачи социального опыта старшими поколениями и активного усвоения этого опыта младшим.

Педагогика – одна из самых древних наук. На протяжении всей человеческой истории формировалась и развивалась педагогика народная. Со временем, людей, которые занимались обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленной педагогической практики дало развитие педагогики в качестве отдельной науки, изначально входящей в состав философии.

Объектом изучения педагогике является человек, который развивается в процессе воспитания и возникающих отношений.

Предметом педагогики являются сами воспитательные действия и отношения, которые оказывают влияние на развитие человека.

Общая педагогика как научная дисциплина изучает теоретические основы педагогического процесса, который направлен на гармоничное развитие личности.

Задачи общей педагогики

Основные задачи общей педагогики направлены на формирование эффективной педагогической системы во всех сферах человеческой жизни. К таким задачам относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе решения данных задач педагогика реализует свои главные функции:

Роль личности в педагогике

Педагогика – это в первую очередь наука о человеке. И объект познания в ней – человек, который развивается в результате педагогической деятельности

Человеческая личность в педагогике рассматривается с разных позиций:

Общая педагогика изучает воспитательные действия и отношения, которые обеспечивают развитие индивида. Под таким развитием понимается процесс внутренней последовательной трансформации физического, психического, духовного потенциала человека, который обеспечивает реализацию его сущности, назначения, личностное становление.

Личность представляет собой системное свойство человека, качественные характеристики индивида. Проблема личности в педагогике рассматривается с точки зрения трансформации и проявления ее педагогических свойств, таких как воспитанность, образованность, развитость. Помимо этого, педагогика занимается изучением социализации личности, т.е. процесса и результата возникновения у человека социально детерминируемых педагогических образований.

Общая педагогика рассматривает личность не как пассивный объект, наполняемый социальным опытом, а как субъект педагогической системы и общественных отношений, проявляющий активность в усвоении опыта и формирующий самого себя, лично несущий ответственность за свою жизнь.

Источник

Общая педагогика

Чем занимается общая педагогика. Смотреть фото Чем занимается общая педагогика. Смотреть картинку Чем занимается общая педагогика. Картинка про Чем занимается общая педагогика. Фото Чем занимается общая педагогика

Учебное пособие по «Общей педагогике» представлено как система теоретического материала и тестовых заданий с целью подготовки студентов к итоговому контролю в форме интернет-тестирования, а также может быть использовано для проведения текущего контроля оценки знаний по конкретным темам дисциплины. В учебном пособии отражены современные подходы к развитию педагогической науки и практики.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука

Тема 1: Общее представление о педагогике как о науке

Объект, предмет и функции педагогики. Педагогика как часть мировой культуры. Социальная потребность в воспитании, развитии и обучении. Научные знания как основа управления педагогическим процессом развития личности.

Если обратиться к этимологическому анализу слова педагогика, то можно увидеть, что оно греческого происхождения paidagogike и состоит из двух слов pais ( paidos) — дитя и ago — веду, т.е. детоводство или детовождение. Существует множество определений педагогики. Вот некоторые из них. Педагогика — это не что иное, как область человеческой деятельности о воспитании человека. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогика — наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Как область научного знания педагогика оформилась значительно позже, чем появилась потребность в воспитании. Многие ученые, занимавшиеся вопросами возникновения воспитания, несмотря на разные подходы к его истокам, все же были едины в том, что это, прежде всего, социальное явление. Потребность в воспитании появляется лишь у разумного человека, связанного нитями общения с другими людьми и обществом в целом. Человечество смогло выжить лишь благодаря опыту, переданному из поколения в поколение. Поэтому главная социальная функция воспитания состоит в передаче культурно — исторического опыта подрастающим поколениям, овладение ими трудовыми умениями, а также опытом отношений и поведения.

Прежде чем педагогика оформилась как теоретическая дисциплина, она должна была подтвердить свой научный статус, реализуясь на практике в различных воспитательных системах, теориях и концепциях. Педагогика зародилась в недрах мифологии, народного творчества. Мифы, притчи, обряды, сказания, предания, пословицы и поговорки — в них можно было найти правила научения, приобщения детей к взрослой жизни. Но это были еще далеко не научные знания, а лишь практический опыт.

Как теоретическая наука педагогика многое взяла из философии и религиозных учений. Вопросами образования, воспитания человека занимались такие выдающиеся философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Конфуций, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др. Стоит вспомнить беседы Сократа с учениками, открытие Платоном Академии. Начиная с XV века, появляются философско-педагогические произведения: Т. Мор «Утопия», Э. Роттердамский «О первоначальном воспитании детей», Ж. — Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Но ученые-философы лишь затрагивали вопросы образования человека в рамках гуманистически-просветительской традиции. Обобщение передового педагогического опыта начинается с XVII века. Немецкий педагог Ф. Ратке (1571 — 1635) разработал критерии педагогических исследований, содержание понятия образования. Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) обобщил существующий педагогический опыт и внес свой вклад в развитие педагогической мысли, обосновав принципы обучения и воспитания, создав систему всеобщего образования, независимо от расовой и религиозной принадлежности, разработав классно-урочную систему обучения в школе. Плодом его практических и научных изысканий стала книга «Великая дидактика». Ф. Фребель (1782-1852) в своей книге «Воспитание человека» сформулировал законы воспитания, увидев в последнем потенциал для развития творческих способностей человека. И. Песталоцци (1746-1827) доказал, что педагогический процесс невозможно осмыслить без знания психологических основ личности обучаемого. И.Ф. Гербарт (1746 — 1841) ратовал за то, чтобы педагогика стала суверенной наукой, «центром отдельной области мышления и не была на задворках других наук». Гербарт разрабатывал основы дидактики и впервые выдвинул идею воспитывающего обучения. А. Дистервег (1790 — 1866) сформулировал два важных и взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — принцип природосообразности и культуросообразности. Он утверждал, что в образовании необходимо учитывать условия места и времени, где родился и живет человек, всю современную культуру.

Из отечественных педагогов существенный вклад в развитие педагогики внесли П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

Во второй половине XX века наблюдается не только интеграция педагогики как науки с другими областями научного знания (философией, психологией, социологией, физиологией, экономикой), но и дифференциация, указывающая на неоднородность и специфику педагогического знания. В результате дифференциации выделяются самостоятельные отрасли и дисциплины педагогики.

Что же необходимо для того, чтобы определенная область действительности оформилась как наука? Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и систематизация объективных знаний действительности. У любой науки есть свой объект и предмет исследования, функции и задачи, законы и закономерности, методы исследования, категориальный аппарат. Таким образом, необходимо определить несколько условий для оформления определенной области знаний в научную область: 1) выделен, обособлен и зафиксирован предмет изучения; 2) для его изучения применяются объективные методы исследования; 3) зафиксированы объективные связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения; 4) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть развитие изучаемых процессов.

Объектом науки принято считать категорию, обозначающую некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. В.А. Сухомлинский писал, что педагогика «станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимобусловленности педагогических явлений». Под объектом педагогики понимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Однозначного подхода к объекту педагогики у ученых, педагогов не существует. Так, в учебнике «Общая педагогика» под ред. В.А. Сластенина и др. говорится, что объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. О.С. Гребенюк и М.И. Рожков в учебнике «Общие основы педагогики» объектом изучения педагогики называют человека, так как педагогика относится к наукам о человеке, гуманитарным наукам и подчеркивают, что изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект — педагогические явления и педагогические факты. Педагогическое явление — это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Б.И. Коротяев в своей монографии «Педагогика как совокупность педагогических теорий» определяет объект педагогики как целенаправленный процесс формирования личности и коллективов.

Предметом науки принято считать наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой. Многие науки изучают образование, но для них это всего лишь прикладное исследование, но сущностные аспекты образования не исследуются. Это прерогатива педагогики. По мнению В.А. Сластенина, педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни, разрабатывает технологию организации этого процесса, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся, способы взаимодействия педагога и ученика. Таким образом, предметом педагогики является целостный педагогический процесс, направленный на развитие и формирование человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания. О.С. Гребенюк и М.И. Рожков, определяя предмет педагогики, видят главную его составляющую в управлении процессом развития личности и индивидуальности и в организации социальной среды. Предметом педагогики является целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности. При этом авторы данного определения не исключают из определения предмета педагогики целостного педагогического процесса. У каждого педагогического исследования может быть свой предмет, отражающий то явление, которое изучает педагог. Это и противоречия, и закономерности, и отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса. Таким образом, определив общий объект и предмет исследования в педагогике, стоит сказать о том, что объект конкретного научно — педагогического исследования дает ответ на вопрос: что рассматривается? Тогда как предмет исследования отмечает, что конкретно рассматривается в объекте исследования (новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта).

Педагогика представлена не только научным знанием (разработанными учеными теориями, концепциями, законами и закономерностями), но и педагогической практикой. Поэтому, определяя функции педагогики, руководствуются тем, что педагогика — это взаимодействие теоретического и практического знания. Обычно выделяют две функции педагогики: теоретическая и технологическая. Теоретическая функция реализуется 1) на описательном уровне (теоретически изучаются, описываются и объясняются сущность, противоречия, закономерности, причинно-следственные связи целостного педагогического процесса; анализируется, обобщается и интерпретируется педагогический опыт); 2) на диагностическом уровне (проводится диагностика состояния и результатов педагогических процессов, определяется эффективность деятельности учителя и учеников, условий, обеспечивающих эту эффективность); 3) на прогностическом уровне (осуществление экспериментальных исследований и построение на их основе моделей преобразования педагогической действительности; научное обоснование предполагаемых изменений на том или ином уровне преобразований; создание теорий обучения и воспитания, моделей педагогических систем, опережающих образовательную практику). Технологическая функция также представлена тремя уровнями: 1) проективный (разработка методических материалов); 2) преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику); 3) рефлексивный и корректировочный (оценка результатов внедрения научных достижений в практику и соответственно последующая коррекция влияния теоретических разработок на практическую деятельность). Любая система одновременно функционирует и развивается, поэтому очевидно единство функций педагогики, обеспечивающих управление функционированием и управление развитием системы образования.

В некоторых учебниках, например, в учебнике Г.М. Коджаспировой «Педагогика» называются три функции педагогики: научно-теоретическая, конструктивно-техническая и прогностическая. Автор самостоятельно выделяет прогностическую функцию, придавая ей особое значение. Отмечается, что в научной теории отслеживаются перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие новых. На основании этого получила свое развитие новая отрасль педагогики — педагогическая футурология.

Педагогические науки классифицируются на фундаментальные, методические, специальные, практико-ориентированные. К фундаментальным наукам в педагогике относятся: история педагогики, общая педагогика, дидактика, теория воспитания, управление образовательными системами. Общая педагогика исследует общие закономерности образования и средства решения педагогических задач. История педагогики занимается изучением вопросов исторического развития педагогической науки и практики. Дидактика (теория обучения) — научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом — закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения. Теория воспитания — научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности в коллективе, а предметом — его свойства, закономерности, отношения, педагогические технологии. Управление педагогическими системами (педагогический менеджмент) — это самостоятельная дисциплина об основах управления и организации деятельности образовательных учреждений. К методическим наукам относят методики обучения и методики воспитания. Методики обучения — это частные методики преподавания отдельных предметов (истории, иностранного языка, математики, физической культуры и др.). К специальным наукам относят коррекционную педагогику, пенитенциарную педагогику. Коррекционная педагогика включает лечебную педагогику (направленную на сохранение здоровья детей, их лечения и реабилитацию), дефектологию (направленную на работу с детьми, имеющими задержки в психическом развитии), сурдопедагогику (работа со слабослышащими детьми), тифлопедагогику (работа со слабовидящими и незрячими детьми), логопедия (работа по исправлению дефектов речи), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми). Пенитенциарная педагогика (изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей). Иногда выделяет кондуктивную педагогику, ориентированную на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Занятия в группах по 6-7 детей всегда проводит один человек — кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т.д. К практико-ориентированным наукам (отраслевая педагогика) относят социальную педагогику, профессиональную педагогику, производственную педагогику, семейную педагогику, сравнительная педагогика. Социальная педагогика — рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных. Впервые термин социальная педагогика был введен в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Профессиональная педагогика — объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Как составные части профессиональной педагогики развиваются педагогика профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования. Производственная педагогика — изучает закономерности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессионального образования, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения производственной квалификации; ориентирована, прежде всего, на систему переподготовки и повышения квалификации кадров. Семейная педагогика — объектом изучения является процесс формирования личности в семье. Сравнительная педагогика — занимается изучением тенденций и закономерностей обучения и воспитания у разных народов в различных странах. Можно также говорить о развитии музейной педагогики, театральной, инженерной, военной, спортивной, музыкальной. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, правилах поведения и воспитания, обычаях, обрядах и традициях. Религиозная педагогика — направление, изучающее вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма и др. Гуманистическая педагогика — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в США как выражение идей гуманистической психологии. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Педагогика сотрудничества — направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг. и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудовой цели, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода. Педагогика культуры новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе. Педагогика права — педагогика, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны. Информационно-кибернетическая педагогика — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации. Дородовая педагогика

Источник

Общая педагогика

Смотреть что такое «Общая педагогика» в других словарях:

общая педагогика — bendroji pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pedagogikos mokslo disciplina, tirianti esmines ugdymo problemas. Jos problematiką sudaro: 1) ugdymo objektas ir dalykas; 2) ugdymo tikslai ir uždaviniai; 3) ugdymo turinys ir bendrieji… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

общая педагогика — bendroji pedagogika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pedagogikos mokslo dalykas, tiriantis esmines ugdymo problemas; kitų pedagogikos dalykų teorinis pamatas. Bendrosios pedagogikos problemų visumą sudaro ugdymo objektas ir… … Sporto terminų žodynas

Педагогика — (от греч. paidagogike детоводство) это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами. В настоящее время П. представлена системой… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Педагогика — (греч. paidagwgikh) наука о воспитании и образовании.Необходимость этой науки впервые сознана Квинтилианом, но взгляды назадачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческимифилософами. Пифагор высказывал такие понятия о воспитании,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Педагогика искусства (журнал) — Педагогика искусства общероссийское электронное научное издание, публикующее научные материалы по теории и истории художественной педагогики, проблемам интеграции искусств в образовании, прогнозированию эстетического воспитания и развития детей и … Википедия

Педагогика — (греч. paidagogike) многозначный термин, обозначающий: 1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2.… … Педагогический терминологический словарь

Педагогика общая — 1) базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов; 2) педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и… … Педагогический словарь

Педагогика — (греч. παιδαγωγική) наука о воспитании и образовании. Необходимость этой науки впервые осознана Квинтилианом (см.), но взгляды на задачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческими философами. Пифагор высказывал такие понятия о… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Педагогика и логика — «Педагогика и логика» (М.: 1968) коллективная монография участников Московского методологического кружка, представляющая результаты его работы в 1950 60 х годах применительно к теории мышления, теории деятельности, педагогике. Существенными… … Википедия

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Общая педагогика: ее объект, предмет и задачи

Общая педагогика – это наука, которая занимается изучением законов передачи социального опыта старшими поколениями и активного усвоения данного опыта младшими.

Объект и предмет общей педагогики

Педагогика является одной из самых древних наук. На протяжении всей истории общества происходило становление и развитие народной педагогики. Постепенно людей, связанных с обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленного педагогического опыта дало толчок в развитии педагогики как отдельной науки, которая изначально входила в состав философии.

Объект изучения педагогики – человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений.

Предмет педагогики – это воспитательные действия и отношения, оказывающие влияние на человеческое развитие.

Как научная дисциплина, общая педагогика занимается изучением теоретических основ педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие человека.

Задачи общей педагогики

В общую педагогику входят основные задачи, направленные на становление эффективной педагогической системы во всех областях человеческой жизни. А именно:

При решении перечисленных задач педагогика осуществляет свои главные функции.

Основные функции общей педагогики следующие:

Роль личности в педагогике

Педагогика является, прежде всего, наукой о человеке. Объект познания в ней – это человек, развивающийся в ходе педагогической деятельности.

В педагогике человека как личность рассматривают со следующих позиций:

Общая педагогика занимается изучением воспитательных действий и отношений, обеспечивающих развитие индивида. То есть происходит внутренняя последовательная трансформация физического, психического и духовного человеческого потенциала, через который реализуется сущность, назначение и личностное становление.

Личность – это системное человеческое качество, показательные черты индивида.

Проблема личности в педагогической науке трактуется с позиции преобразования и проявления ее педагогических свойств:

Кроме того, педагогика изучает социализации личности, то есть процесс и результат появления у человека социально детерминируемых педагогических образований.

В общей педагогике личность рассматривается не в качестве пассивного объекта, наполняемого социальным опытом, а в качестве субъекта педагогической системы и общественных отношений, активно проявляющего себя в освоении опыта и формирующего самого себя, самостоятельно несущего ответственность за свою жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *