Чем занимается общая психология
Описание главных разделов и отраслей психологии
Основные разделы общей психологии
Современная психология отличается многоотраслевым характером. Психологические направления можно разделить на:
Важно отметить, что фундаментальные специальные направления психологии занимаются определенными аспектами психики. Речь идет о нейропсихологии, дифференциальной психологии, социальной психологии и др. Область работы междисциплинарных специальных направлений разворачивается в исследованиях в областях психологического знания и других наук. Речь идет о психофизиологии, психолингвистике, психогенетике.
Существует четыре ключевых раздела общей психологии:
Применение теоретического аппарата общей психологии и использование в качестве основы ключевых закономерностей функционирования психики, которые сформулированы в ее рамках, свойственно для фундаментальной специальной отрасли психологии и междисциплинарных специальных отраслей психологии. Знания, которые были накоплены общей и психологией и изученные через призму проблематики фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных направлений, применяются в практике в прикладных направлениях психологии.
Важно отметить, что последние служат источником новых фактов и проблем, стимулирующих приращение фундаментального знания, для общей психологии.
Развитие прикладных отраслей психологии возможно благодаря работы психологов-практиков в определенных направлениях деятельности. Это может быть подбор персонала, имиджмейкерство, консультирование, реклама, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д. Таким образом, прикладной психолог (психотерапевт) пользуется в своей практике общими знаниями о познавательных процессах (это непосредственно уровень общей психологии), сведениями из патопсихологии аномального поведения (речь идет об уровне фундаментального специального направления психологии) и психофармакологией (подразумевается уровень междисциплинарного специального направления психологии).
В отрасли психологической науки в основном формируются и быстро развиваются прикладные направления, относящиеся к максимально значимым областям жизни и сферам предметной деятельности людей. Каждый год общество все более нуждается в квалифицированных прикладных психологах, и определенные направления теоретических знаний начинают быть более разнообразными. Одна из задач профессиональной деятельности психологов – популяризация научных психологических знаний, рост психологической культуры населения.
Рассмотрим в виде схемы взаимодействие разных направлений психологической науки:
Рисунок 1. Взаимодействие направлений психологической науки
Фундаментальные специальные отрасли психологии: особенности, проблемы
При классификации направлений фундаментальных специальных отраслей психологии учитывается анализ конкретных сторон, отвечающих за функционирование и развитие психики:
Междисциплинарные специальные отрасли психологии
Среди междисциплинарных специальных направлений психологии выделяют:
Прикладные направления психологии
Среди прикладных направлений психологии выделяют следующие отрасли:
Современная психология развивается с каждым днем, открывает для себя новые направления профессиональной реализации. В связи с этим формируются новые направления прикладной психологии. В последнее время мир открыл для себя психологию массовых коммуникаций, психологию виртуальной реальности, политическую психологию и многие другие направления.
Изучение психологии с нуля: первые шаги
Внутренний мир человека полон неизведанного. Попытки раскрыть человеческую сущность продолжаются с давних времен и до сих пор внутренний мир человека остается загадкой. Но не это ли способствует продолжению поисков ответов на множество вопросов? Желание изучения человеческой сущности может быть основано на разных причинах, и каждый определяет ее для себя самостоятельно. Для решения вопросов в области человеческого поведения нам помогает психология. Но эта наука чрезвычайно широка, поэтому нужно сначала понять, с чего начать изучение.
Психология: начало изучения
Прежде, чем самостоятельно приступить к изучению, необходимо определить и осознать, для достижения каких целей вам это нужно. Каковы ваши собственные мотивы и с какой целью будут применяться приобретенные знания?
Самостоятельное определение причин, побуждающих к изучению человеческого внутреннего мира – это довольно сложный этап. Ведь прежде, чем работать с посторонними людьми, необходимо научиться видеть свой собственный внутренний мир. Подумайте, а для чего это надо вам:
Причины могут быть самыми разнообразными и их множество. Поэтому, не стоит забывать и об этической стороне вопроса. Изучение психологии подразумевает тесное воздействие с людьми и, соответственно, влияние на них. Это может показаться довольно неэтичным. Однако, уникальное свойство психологии воздействовать на сознание человека заключается в том, что она способна изменять сознание и того человека, кто занимается ее изучением. То есть в случае, если практиковать психологию начал человек далекий от общепринятых норм нравственности, то с большой вероятностью полученные знания изменят особенности его мировоззрения в лучшую сторону.
Что такое психология?
Для изучения психологии не достаточно прочтения нескольких книг. Чтобы стать хорошим психологом необходимо иметь качественное высшее образование. Но это отнюдь не значит, что нельзя познавать психологию самостоятельно.
Научная психология
В начале мы поговорим о научной психологии. Путем систематических наблюдений исследователи получают данные о поведении людей в различных ситуациях. Основываясь на них устанавливаются общие правила, которые и применяются в жизни. В процессе исследований полученные утверждения могут меняться и уточняться. В некоторых случаях утверждения могут быть отклонены. Психология – динамичная наука, постоянно развивающаяся и совершенствующаяся.
Полученные исследователями утверждения формируют базовый ряд правил, которые предназначены для объяснения процессов, описания и прогнозирования человеческого восприятия и поведения в тех или иных ситуациях.
Отличительной особенностью научной психологии от популярной является то, что она основывается на систематических наблюдениях. Именно такие наблюдения дают возможность делать утверждения, которые применятся в обществе.
Определение психологии
Чтобы дать определение психологии, можно обратиться к общепринятому мнению среди ученых.
Такое определение психологии можно принимать в качестве условного и приблизительного и может быть использовано в различных областях. Понятно, что психологические процессы могут происходить в любой ситуации. Поэтому, кроме собственных утверждений, психологические исследования используют также данные других естественных, гуманитарных и социальных наук. Это дает возможность более точного объяснения полученных сведений.
Подразделы психологии
В связи с тем, что психологические утверждения применяются в различных аспектах, в данной науке сформированы подразделы. Они тематически сужают вопросы психологии и рассматриваются более контекстно:
Выделяются междисциплинарные отрасли, например:
В последнее время открываются все новые направления – политическая и космическая, психология виртуальной реальности и многие другие.
Чем занимается психология
Несмотря на то, что психология – наука, повсеместно встречающаяся в жизни и пронизывающая практически все сферы жизни, есть достаточно большое количество людей, которые скептически относятся к психологии и не воспринимают ее как науку. Тем не менее, психология, как прикладная, так и научная, востребована во всех направлениях. Это связано с тем, что психология занимается следующими вопросами:
Перечисленные вопросы не являются единственными и список этот может быть значительно расширен.
Принципы и качества хорошего психолога
Принципы начинающего психолога
Независимо от того, с кем работает психолог и какой у него психотип, необходимо придерживаться основных принципов. На начальных этапах необходимо постоянно вести работу над собой, оценивать и улучшать свои качества. Только при условии, что вы произвели кропотливую работу над самим собой, можно начать познавать посторонних людей.
Какие же качества необходимы для успешной работы?
Основными качествами для работы с людьми должны быть профессионализм и интеллект. Чтобы научиться помогать людям с психологическими проблемами, необходимо постоянно самосовершенствоваться, больше читать специальной литературы, непрестанно наблюдать за поведением и реакцией окружающих людей в той или иной ситуации. Это подразумевает ежедневный труд. Только настоящий специалист будет стремиться к получению новых знаний с целью улучшения качества своей работы.
Умение слушать и сопереживать также необходимы вам, как будущему специалисту. Искренность и любовь к человеку, понимание его эмоций, умение поставить себя на его место – без этих качеств не возможно постичь науку психологию.
Работа психологом не исключает эмоциональное перенапряжение. Поэтому надо уметь абстрагироваться и отгородиться от проблем пациента. Крепкое эмоциональное и физическое здоровье помогут легко справляться с переживаниями. Грамотно составленный распорядок дня, здоровое питание и своевременный отдых, а также планирование будут способствовать укреплению здоровья.
Способность понимать и принимать человека таким, какой он есть – неоценима. Нельзя рассматривать все проблемы разных людей по одному шаблону. Каждый человек индивидуален и проблема его уникальна по-своему. Надо научиться не осуждать человека за его мысли и поступки, даже если они идут «вразрез» с вашими убеждениями. Умение видеть проблему со стороны – важнейшее качество.
Хотите попробовать на практике, насколько хорошо у вас развита эмпатия? Воспользуйтесь нашим упражнением.
В этом упражнении вы будете тренировать эмпатию, ставя себя на место других пользователей портала.
Для начала вам необходимо отправить свои ответы.
Вы попали ситуацию, которая вызвала у вас сильные эмоции. Опишите подробно ситуацию и те эмоции, которые вы испытывали.
Задание
Вы попали ситуацию, которая вызвала у вас сильные эмоции. Опишите подробно ситуацию и те эмоции, которые вы испытывали.
Сравните ваши ответы с ответами другого человека и определите, насколько вы «угадали».
Эмоция, которую вы испытали
Почему вы испытали эту эмоцию
Вся полученная вами информация от пациента должна быть абсолютно конфиденциальна. Ни при каких обстоятельствах полученная информация не должна перейти рамки «личного» (если только этого не позволил сам пациент).
Изучение психологии: основы в книгах и база знаний
Разобравшись с основными терминами, понятиями, принципами, критериями и законами психологии вы получите базовые знания, которыми в последствии будете оперировать при работе с людьми и грамотно применять их. Общая психология исследует различные закономерности, в соответствии с которыми функционирует психика человека. Теоретические и экспериментальные утверждения объясняют принципы возникновения, развития и действия человеческой психики. Освоив базовые знания можно будет уже осмысленно оперировать ими, искать пути решения проблем, переходить к изучению других разделов психологии.
Психология. Книга 1. Общие основы психологии
Роберт Семенович Немов «Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
Существует огромное множество литературы, с которой можно начать изучение психологии. Например, замечательная книга «Психология. Книга 1. Общие основы психологии». Это учебник по психологии, автором которой является известный психолог Роберт Семенович Немов.
Этот учебник используется для получения высшего образования по данной специальности, поэтому на начальном этапе он прекрасно подойдет для самостоятельного изучения.
В этом учебнике доступно раскрываются такие вопросы, как само понятие психологии и предмет ее изучения, задачи и методы решения. Раскрываются такие понятия, как внимание, восприятие, темперамент и характер, мотивация, эмоция, ценности человека и т.д. После прочтения этой книги можно будет с уверенностью сказать, что человек уже знает, что такое психология.
Другая научная литература
«Основы общей психологии» С. Рубиншнейн
Но настоящий специалист на этом не остановиться. Постоянное чтение различной литературы – это путь к самосовершенствованию. Такие авторы, как З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм, Д. Карнеги и многие другие – предлагаю к прочтению массу прекрасных пособий по изучению психологии.
Также на начальном пути можно обратить внимание на следующие книги, более легкие в восприятии:
Понравилась статья?
В этих и других книгах, помимо основной информации, читатель найдет множество интересных, порой поражающих фактов, о существовании которых он даже не подозревал. Вся полученная информация тем или иным образом пригодится в будущем при работе непосредственно с людьми.
Д. Канеман «Думай медленно… решай быстро»
Д. Канеман «Думай медленно… решай быстро»
Большой отклик среди читателей получила книга Д. Канемана «Думай медленно… решай быстро». В книге рассматриваются способы, помогающие контролировать мысли и влияющие на качество жизни. Прочитав эту книгу можно значительно больше узнать о собственном мышлении и особенностях работы мозга с точки зрения психологии.
После освоения базовых основ можно перейти к изучению отдельных психологических разделов, в том числе к истории науки психологии. Существует множество психологических направлений, с которыми вы, как специалист, постоянно будете встречаться на практике. Большинство подобной литературы написано выдающимися деятелями по психологии, которые признаны мировым научным сообществом.
Обязательно обращайтесь к таким источникам не только на начальном этапе изучения, но и на протяжении всей вашей работы.
Следующим этапом станет ознакомление и изучение таких направлений психологии, как семейная, детская, социальная, возрастная, организационная психология, психология мотивации, психология личности. Также сюда можно отнести психологию спорта, конфликтологию и др.
На данном этапе вполне можно основываться на собственных интересах и выбирать пути для дальнейшего продвижения. Необходимо проанализировать те направления, которые представляют для вас больший интерес. Также можно обратить на самые актуальные на сегодняшний день направления. Читайте литературу, в которой подробно рассматриваются и решаются конкретные вопросы и проблемы. Там же вы найдете полезные советы и рекомендации, упражнения и техники, которые впоследствии сможете применить на практике.
В настоящее время вы можете найти множество полезной информации по этим направлениям – традиционные библиотеки, интернет, книжные магазины, выступления психологов и специализированные порталы.
Помните! Выбирать надо работы именно профессиональных авторов-психологов, имеющих достаточно большой опыт работы в данной области.
Перед тем как приобрести книгу определенного автора не лишним будет подробнее узнать о самом авторе, о его опыте работы, имеет ли он вес и авторитет в научных кругах. Это поможет выбрать действительно стоящие работы и отличить их от дилетантской литературы.
Психология находится в постоянном тесном взаимоотношении с другими науками. Найдите время и почитайте литературу по социологии и философии. Для более грамотного восприятия основ психологии необходимо наличие гуманитарного мышления. Знакомство с подобной литературой будет способствовать формированию и развитию такого типа мышления.
Психология в художественной литературе
Чтение качественной художественной литературы даст много информации для размышления. Многие писатели, создавая свои произведения прекрасно анализируют поступки, мотивы людей, раскрывают человеческий внутренний мир. Художественная литература немного отвлечет от научных трудов и разбавит вашу библиотеку.
Так, психологические вопросы и темы широко затрагиваются в произведениях наших русских классиков. А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А. И. Куприн, И.С. Тургенев, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой и другие классики – они достаточно глубоко видели человеческую сущность и раскрывали серьезные темы во многих произведениях.
«Темная башня» С. Кинг
К прочтению можно порекомендовать следующие произведения художественно-психологической направленности:
В интернете вы также можете найти массу различных ресурсов, содержащих полезные публикации по вопросам психологии. Зачастую авторами этих материалов являются высококвалифицированные сотрудники высших учебных заведений. К тому же их работы могут носить как научный характер, так и могут быть рассчитаны на широкую аудиторию. Здесь можно порекомендовать обратить внимание на следующие электронные издания, как «Российский психологический журнал», «Экспериментальная психология», «Психологическая газета», «Экзистенциальная и гуманистическая психология», «Psychologies». Кроме того, есть блог psyreg.ru, на котором вы найдете множество полезной информации по психологии, самопознанию и психорегуляции.
Подробно рассмотрев вопросы, касающиеся начального этапа по изучению психологии, пришла очередь разобраться в возможных способах обучения.
Изучение психологии: формы обучения
При выборе способа обучения, надо определиться для каких целей вам это надо. Так, например, обучение в высших образовательных учреждениях подойдет тем, кто планирует в дальнейшем практиковать по полученной специальности. Школьная и детская, социальная психология – подобные направления требуют обучения в государственных учреждениях по соответствующей специальности. Здесь подразумевается полноценное получение образования, прохождение практики и, соответственно, занятия с профессиональными преподавателями. Подобное получение образования основано на утвержденной системе гособразца.
В том случае, если целью изучения психологии становятся личные мотивы, хочется понимать окружающих, а также повышения собственного интеллектуального уровня и просто для саморазвития, то вполне достаточно будет самостоятельных занятий.
Обучение в высших образовательных учреждениях или самостоятельные занятия
Существует достаточно большой выбор образовательных мероприятий и курсов, которые предоставляют проведение различных семинаров и тренингов в направлении психологии. Интернет, библиотеки и книжные магазины предлагают широчайший выбор качественных учебных материалов, программ, пособий, среди которых можно найти необходимую информацию для начала изучения психологии.
Самостоятельное изучение психологии под силу каждому желающему. Но необходимо осознание того, что это не простой путь.
Знакомство с материалами профессиональных психологов, изучение, анализ, наблюдение и постоянная практика – все это будет требовать довольно большого количества времени. Никакая наука не раскроется в полном объеме за несколько дней или месяцев.
Не стоит забывать, что психология, как наука, находится в динамическом состоянии. Она постоянно претерпевает непременные изменения, а это подразумевает постоянное обновление своих знаний, расширения собственных представлений.
И не исключено, что, решив начать изучение психологической науки, человек уже не остановится и посвятит этому всю свою жизнь. На самом деле, это очень интересный путь – наблюдать и анализировать, находить причины и связи, искать ответы на те или иные вопросы, связанные с поведениями людей и в следствие чего – оказывать психологическую помощь.
Поделитесь в комментариях, с чего вы начали или планируете начать свой путь в психологии?
общая психология
Полезное
Смотреть что такое «общая психология» в других словарях:
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологической науки, разрабатывающая теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории, занимающаяся теоретическими и экспериментальными исследованиями наиболее общих психологических… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Общая психология — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Общая психо … Википедия
Общая психология — (греч. psyche – душа, logos –слово, учение, наука) – 1. широкое значение направление в психологии, которое изучает общие, универсальные принципы, применимые ко всем объектам психологического исследования – в отличие от дифференциальной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 1. Широкое значение – направление в психологии, которое изучает общие, даже универсальные, принципы, применимые ко всем объектам исследования. Ср. с дифференциальной психологией. 2. Еще более широкое значение – вся психология: теории, открытия,… … Толковый словарь по психологии
Общая психология — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия … Словарь-справочник по педагогической психологии
Общая психология — функциональная основа развития всех отраслей психологической науки. Изучает наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный аппарат … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Общая психология — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия … Словарь по педагогической психологии
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые психологические знания, понятия и законы … Словарь терминов по психологическому консультированию
психология общая — см. общая психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. психологи … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Общая психология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «Общая психология»
Выдающиеся мыслители на протяжении веков и тысячелетий закладывали основы общей психологии. Общепсихологические знания, несмотря на отделение научной психологии от философии в конце XIX века, невозможно сформулировать в отрыве от традиционных методологических и философских проблем.
Конкретно научное и философское решение психологических проблем не повторяют друг друга и не сводятся одно к другому, несмотря на существующую взаимосвязь. Общенаучный и философский принцип развития, например, принимается психологией и преобразуется в ней за счет его конкретизации. Это преобразование происходит, потому что психология изучает конкретные проблемы возникновения и развития мира психических явлений. Подобная конкретика в полном объеме философию не занимает.
Советские психологи в той или иной мере грешили, к сожалению, принимая философские решения психологических проблем за окончательные, прекращая собственно научный поиск, для этого достаточно было сослаться на цитату В. И. Ленина, и все становилось предельно ясно.
Общая психология среди всех её отраслей занимает особое место. Она не стоит в одном ряду с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией. Наименование «Общая психология» употребляется для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, используемых ей методов изучения, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий в её обиходе.
Общая психология – это не просто «классика» психологии вообще, результаты, полученные в её рамках, ложатся в основу изучения всех остальных отраслей психологической науки. Проблема абсолютных и дифференциальных порогов восприятий и ощущений занимает в психологии прочное место, а современная психология рассматривает каждое психическое явление как качественно-количественную определенность. Способности, например, являются результатом развития качественных особенностей психики человека – мыслительных, психомоторных, перцептивных и др., но оценка способностей отдельных людей всегда количественная. Здесь имеется в виду то, что в рамках качественно однородной группы один человек признается более способным, а другой менее способным.
Готовые работы на аналогичную тему
Общая психология, занимаясь основополагающими проблемами, закономерностями процессов познания и исследованием свойств личности, постоянно отслеживает результаты смежных областей знаний и специальных отраслей психологии, а основной психофизический закон был рано сформулирован.
Её научным продуктом являются фундаментальные знания, которые касаются общего взгляда на важнейшие явления психической жизни, методологических подходов к познанию сущности психики и методов её исследования.
«Фундаментальные знания», по мнению Р. Хохлова, – это знания не клерка от науки, а мыслителя и творца. Специалист, овладевший фундаментальными знаниями, поднимается на высочайшую ступень понимания предмета, где хорошо просматриваются горизонты будущих открытий.
Иногда общая психология называется теоретической и экспериментальной психологией. Основные задачи, стоящие перед ней:
Общая психология дает научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, характеризует основные научные понятия, которые объединяются в три основные категории:
Один психический факт может быть охарактеризован и как психический процесс (бурная и кратковременная эмоциональная вспышка), и как психическое состояние (т.к. представляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление психических особенностей человека, поскольку обнаруживается такая черта личности, как вспыльчивость, несдержанность, гневливость.
При рассмотрении вопросов общей психологии наиболее правильный путь открывает принцип развития сознания личности в её деятельности, который должен быть основой для изложения общей психологии. Данный принцип на первый план выдвигает:
Почерпнутые в общей психологии знания отражают текущее научное представление обо всех формах психической жизни на различных этапах развития человечества.
Таким образом, общую психологию можно сравнить с компасом в лабиринте психологических проблем, дающим психологу возможность представить свое местонахождение в настоящий момент и определить направление дальнейшего движения.
Общая психология, как и другие её отрасли, конкретных ответов на все вопросы не дает, но помогает путнику ориентироваться в ненастную погоду в незнакомом городе, она направляет усилия исследователя по пути объективного научного знания.
Общая психология изучает психику нормального взрослого человека, но к её задачам относится изучение психики и детей, и больных, а также психологических законов научения и обучения, трудовой деятельности и др.
По мере того, как происходит выделение новых конкретных предметов исследования, появляются новые частные и специальные психологические науки. Это неизбежный и прогрессивный процесс, поэтому система психологических наук открыта для расширения. Любое расширение психологических наук идет с обязательным правилом – они опираются на общую психологию и в то же время оказывают на неё влияние, обогащая новыми знаниями. Исходя из этого, общей психологии можно дать еще одно определение: как науки, которая концентрирует основные достижения всех других психологических наук. Эти определения вовсе не исключают, а только дополняют друг друга.
Частные психологические науки
Список частных психологических наук заведомо неполный и дает только самую общую ориентировку в современной психологии, потому что это живая, подвижная система, которая меняется в зависимости от процессов роста каждой из психологических наук. Связано это еще и с тем, насколько быстро растут потребности общества и государства в психологической оптимизации и гуманизации всех сторон жизни.
Вопрос о частных психологических науках рассматривался в предыдущих статьях, но есть смысл дополнить его еще целым рядом знаний:
Возрастная психология вполне конкретно отличается от общей психологии. Это отличие состоит в том, что индивид с позиций возрастной психологии изучается не только с точки зрения формирования его психики, сколько с позиций определенного возраста. Очень важно понимать сегодняшние интересы, например, шестилетнего ребенка, его сегодняшние потребности и возможности, независимо от того, что ему было свойственно и актуально год тому назад. Вот это практическое соображение делает возрастную психологию самостоятельной наукой, которая имеет свои теории и практические рекомендации для тех, кто непосредственно общается с детьми разного возраста.
Нельзя всю педагогику считать прикладной психологией, ровно как и невозможно представить развитие педагогики без учета рекомендаций педагогической психологии. Научение занимает обе науки, а все, что связано с обучением, с учебным процессом, является прерогативой педагогической психологии;
Много можно говорить о большой разветвленности наук медицинской и социальной психологии, но более подробно этот вопрос рассматривает социальная психология о социальном интеллекте.
Науки, связанные с психологией
Взаимодействие с большим количеством других наук и отраслей научного знания проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии.
Психологическая антропология
Связь психологии с антропологией, например, устанавливается потому что существует фундаментальная отрасль психологии – психология личности.
Психологическая антропология относится к междисциплинарным отраслям знания. Она изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, а также закономерности формирования и функции национального самосознания.
Психологическая антропология как термин появился в 50-е годы XX века в США. Введен он был на смену абстрактному названию «личность и культура», китайским исследователем Хсю.
Единого целого современная психологическая антропология ни по тематике, ни по методам не представляет. В ней, как и в других психологических науках можно выделить целый ряд самостоятельных направлений:
В мире последние несколько десятков лет вопросы психологической антропологии стали очень популярными.
Психология и психиатрия
Связь между ними выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития.
Неотделимыми друг о друга являются понятия психика и психология человека. Проблемы психологического характера ставят человека в тупик, – к какому специалисту обратиться, психологу или психиатру. Психиатр как специалист имеет больше полномочий, определяя соответствие поведения человека положенным нормам, и ставит диагноз. Приспособление к природной и социальной среде у людей очень индивидуально, но большинство с этой задачей прекрасно справляется. Но есть индивиды, плохо подготовленные к жизни, поэтому адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы, они не могут. У таких людей отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. В таких случаях психиатр, в результате обследования, назначает лекарственные препараты.
Для изучения особенностей психологического склада человека, иногда требуется осмотр у психиатра, например, абсолютное психическое здоровье требуется людям, работающим со сложными механизмами. Психиатрия изучает болезненные изменения в нервно-психической среде, определяет их причины, разрабатывает методы лечения и профилактики. В настоящее время она все больше приобретает статус социальной науки. Психологи и психиатры работают в одних учреждениях, но могут существовать и отдельно, потому что психиатрия более полная и обобщенная дисциплина. Говоря другими словами психология – это ветвь психиатрии.
Благодаря Фрейду психология и психиатрия объединились в новую отрасль – психоанализ. Поскольку на развитие физических болезней прямым образом влияет психическое здоровье, то позаботиться об этом стоит как можно раньше.
Психология и генетика
В рамках Женевской школы родилось такое направление как генетическая психология, предметом исследования которой является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий время, пространство, объект. Как самостоятельная наука, генетика выделилась из биологии в 1900 году, а её создателем был швейцарский ученый – Жан Пиаже.
Изучая детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, генетическая психология является наукой об изменчивости и наследственности.
Психика человека, если верить теории эволюции, имеет свойство изменяться вместе с социумом, развиваясь в двух видах – при формировании ребенка и при становлении человеческого рода. Фиксируясь в нервных образованиях, стадии развития психики передаются по наследству, а развитие личности, зависящее от социальной ситуации, может ускоряться или приостанавливаться. Это значит, что психическое развитие будет зависеть от среды, от воспитания, от окружения. В этом заключается генетический принцип в психологии.
Генетические источники психологии и поведения человека являются важнейшей проблемой психологии и педагогики. На генетический аппарат невозможно напрямую воздействовать через обучение и воспитание, а это значит, что воспитанию не подлежит то, что задано генетически. Но, с другой стороны, сами по себе обучение и воспитание обладают огромными возможностями в психическом развитии индивида.
Данная проблема в психологии существует давно. Сама генетическая психология за время своего развития сделала множество научных открытий и нашла объяснение определенным явлениям, хотя многие детали являются спорными и сегодня.
Психология и логопедия
Логопедия относится к педагогическим наукам и имеет тесную связь с общей и специальной психологией. Наука занимается изучением нарушения речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.
Речь, как важнейшая психическая функция человека, создает человеческие способы социального контакта между людьми. Благодаря этим контактам развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда. Ребенок, овладевающий речью, приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей его действительности. Отклонения в развитии речи, что совершенно очевидно, не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка.
Речевые нарушения затрудняют общение с окружающими и часто являются препятствием правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и других школьных навыков и знаний, лишают ребенка важнейшего средства – саморегуляции. В результате появляется замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, усугубляющие формирование психики.
Те изменения речи, которые рассматривает логопедия, следует отличать от возрастных особенностей её формирования. Например, неправильное произношение звуков, ограниченный запас слов, представляют собой нормальное явление. Идет нормальный, физиологический процесс и его, безусловно, нельзя смешивать с патологическими отклонениями в развитии речи. Не сразу и не без затруднений и ошибок школьник усваивает грамоту и правописание. Эти затруднения роста важно отличать от аномального хода развития письма и речи, где требуется специальное логопедическое воздействие.
Для исследования закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития изучаются проявления и причины нарушений речи, их структура и в соответствии с полученными данными разрабатываются научно обоснованные пути преодоления речевой недостаточности.
Связь психологии с юриспруденцией
Юридическая психология, являясь прикладной наукой, принадлежит как к психологии, так и юриспруденции. Когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно с ней связанная, включается в решение практических задач, возникает потребность обратиться к психологии, её методам исследования. Такая потребность существует в педагогике, медицине, юриспруденции.
Любая практическая деятельность людей реализуется в их конкретных действиях и зависит от их психологических особенностей. Психологические знания становятся связующим звеном различных областей науки. Психическая деятельность людей, регулируемая нормами права в области общественных отношений, естественно, приобретает своеобразные черты. Психология может не только обеспечить познание психической деятельности, но и управлять ею.
Изучая государство и право в их единстве, юридическая наука также изучает специфику общественного осознания государственно-правовых явлений, правосознание, следовательно, изучает государственно-правовую организацию общества.
Осуществление правовых норм на социальную среду происходит в результате деятельности и влияния правоохранительных органов на сознание личности, социальных групп, общества фактом самого их наличия. При решении проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности, юридическая наука должна учитывать экономические, демографические, культурные, социально-психологические и другие факторы. С учетом этого появляются и развиваются новые отрасли научного знания, которые имеют двойственную природу и единственную цель – хорошее обеспечение правоохранительной и правоприменительной деятельности.
Интеграция таких наук, как психология и юриспруденция, проявляется на трех уровнях: