Чем занимается представитель авиакомпании
Какие типы авиакомпаний бывают и какие обязанности у их представителей
Покупая билет на самолет в агентстве или в турфирме, люди слышат знакомые слова, однако их значения не всегда им известны. Продавец и покупатель разговаривают как бы на разных языках, не до конца понимая друг друга.
Эта статья восполнит пробелы в знаниях и расставит все точки над «i». Вы узнаете, в чем отличие авиалиний от авиакомпаний, какие бывают авиакомпании, что такое «лоу-кост» и по каким вопросам можно обращаться к представителям этих организаций.
Разбираемся в понятиях
С самого начала стоит определиться: что такое и чем отличаются «авиалинии» и «авиакомпании».
Авиалиния — это «воздушный коридор» определенной ширины, по которому летают самолеты и вертолеты. Полеты происходят по заранее определенным направлениям — маршрутам. Чтобы избежать происшествий, созданы специальные наземные службы, которые координируют действия пилотов, находящихся в воздухе: аэродромы, службы управления воздушным движением, радиомаяки, метеослужбы.
Существует два основных типа авиалиний:
Авиакомпания — это транспортная организация, которая перевозит людей и грузы. Авиакомпании действуют на основании лицензий, выданных государственными органами.
Справка. Несмотря на очевидные различия этих понятий, «авиалиния» и «авиакомпания» часто используются как синонимы в наименованиях компаний-авиаперевозчиков, например, «Уральские авиалинии».
Магистральные авиакомпании
В теории авиации используется много различных классификации авиакомпаний.
Например, для разграничения перевозчиков по дальности и направлениям полетов их условно делят на магистральные, региональные и местные.
Само словосочетание «магистральные перевозки» означает перемещение людей или транспортировку грузов на большие расстояния.
Магистральные авиакомпании выполняют международные и внутренние перевозки на расстояние более 3 000 км. К ним относятся трансатлантические, трансазиатские, панамериканские и другие межконтинентальные и межрегиональные авиаперевозки.
Перелеты могут быть дальнемагистральными (преодолевающими более 6 000 км) или среднемагистральными (покрывающими расстояния от 3 до 6 тыс. км).
Самолеты региональных (ближнемагистральных) авиакомпаний могут пролетать не более 3 000 км, как правило, внутри страны или через несколько стран. Примером могут служить перевозки между скандинавскими странами, внутриевропейские, внутриафриканские перевозки.
Местные перевозки совершаются внутри одного региона, как правило, небольшими компаниями на авиалиниях, протяженностью не более 1 000 км.
Бюджетные авиакомпании
В начале 90-х годов прошлого века была разработана новая бизнес-модель организации пассажирских перевозок — по максимально дешевым билетам, но без каких-либо излишеств. Компании, применившие такой подход, зарабатывают за счет продажи дополнительных услуг и низких затрат на обслуживание рейсов.
Система была названа «low cost — low fare» («низкие расходы — низкие тарифы»). В русском языке используют синонимы: лоукостер, дискаунтер, бюджетная авиакомпания.
Впервые систему «low-cost» опробовал американский авиаперевозчик «SouthwestAirlines» — сегодня один из самых крупных и успешных в мире.
Концепции бюджетных перевозок постоянно совершенствуются. Выделяются различные подходы к дискаунт-перевозкам:
Реестр авиакомпаний
Информация о пилотируемых гражданских воздушных судах и их собственниках вносится в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации. Необходимость этой процедуры определена Воздушным кодексом РФ.
После внесения записи в реестр воздушному судну присваивается государственный номер и выдается Свидетельство о регистрации. Только после получения свидетельства воздушное судно допускается к полетам.
Обязанность по ведению реестра возложена на Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация).
Представитель авиакомпании
При возникновении внештатных ситуаций пассажиры обращаются за помощью к представителям авиационных компаний. Но работа представителя заключается не только в решении проблем клиентов.
Итак, представительство авиакомпании — это подразделение, расположенное вне места ее нахождения. Функции представителя могут выполнять как юридические, так и физические лица на основании заключенных договоров.
Может пригодиться! Если авиакомпания не имеет постоянного представителя, его функции выполняет командир воздушного судна. Права и обязанности командира как представителя авиакомпании определяются в руководстве по производству полетов авиакомпании.
Представитель авиакомпании — относительно новая профессия в российской авиации. Она появилась в 90-х годах двадцатого столетия с развитием коммерческих взаимоотношений между авиакомпаниями и сопутствующими структурами.
Обязанностей у представителя авиакомпании намного больше, чем представляет себе рядовой пассажир.
Главные задачи — организация встречи, отправки людей в аэропорту, информирование пассажиров об условиях перевозок самолетами компании. Действия представителей авиакомпаний подчинены специальным Правилам обслуживания пассажиров при нестандартных ситуациях.
Согласно должностным инструкциям, представитель занимается:
Также командир воздушного судна и представитель авиакомпании имеют право принимать меры для предотвращения нарушений и передавать нарушителя сотрудникам правоохранительных органов.
В каких случаях нужно обращаться к представителю авиакомпании
Иногда в аэропорту или во время полета возникают непредвиденные ситуации: задержка рейса, опоздание на пересадку и тому подобное. Во всех подобных случаях стоит обращаться к представителям авиакомпаний — они помогут получить компенсации, положенные по закону.
Задержка рейса
В случае задержки рейса права всех пассажиров одинаковы. Совершенно не важно, какой рейс: чартерный или регулярный, выполняется национальным перевозчиком или компанией-лоукостером.
Все права регулируются законами о защите прав потребителей и отраслевыми правовыми актами: Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс — в России, регламент EC № 261/2004 — в Европе. На международных рейсах действуют Варшавская и Монреальская конвенции.
Согласно приказу Минтранса России от 28.06.2007 № 82 об общих правилах воздушных перевозок, при задержке рейса пассажиры имеют право получить от авиакомпании:
Пассажирам с детьми до 7 лет перевозчик должен обеспечить возможность пребывания в комнате матери и ребенка.
Кроме того, при переносе рейса можно получить компенсацию:
Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании: по причине поломки или позднего прибытия самолета. Если вылет был задержан из-за нелетной погоды, компенсация не полагается.
При задержке рейса представитель авиакомпании обязан:
Все эти возможности пассажирам регулярных и чартерных рейсов должна предоставить авиакомпания, даже в том случае, если чартерный рейс полностью выкуплен туроператором. На туроператора не перекладывается ответственность за обслуживание пассажиров в аэропорту и на борту самолета.
Опоздание на стыковочный рейс
Эта неприятность может возникнуть по разным причинам: задержка предыдущего рейса или опоздание по собственной вине — не рассчитали время переезда из одного аэропорта в другой или просто увлеклись покупками.
Начнем с опоздания на следующий рейс по своей вине. В этой ситуации никто никому ничего не должен. Однако можно позвонить представителю авиакомпании и попытаться вежливо договориться о замене билета. В редких случаях представители идут навстречу и могут пересадить опоздавшего на другой борт. Все зависит от умения вести переговоры.
Если у опоздания была документально подтвержденная причина (несчастный случай, получение неотложной медицинской помощи), представитель должен помочь перебронировать посадочный талон на ближайший свободный рейс.
Теперь рассмотрим опоздание на стыковочный рейс по вине авиакомпании:
Заключение
В пути могут возникнуть разные непредвиденные ситуации. Искать выход из них можно по-разному: одни скандалят, другие пытаются договориться по-хорошему, третьи знают свои права и ссылаются на нормы права. В большинстве случаев получить информацию или решить вопрос можно только с представителем авиакомпании.
Его обязанность — сделать полет клиента максимально комфортным и по возможности беспроблемным. К большому сожалению, не все представители хорошо справляются со своей работой. Но тут ничего не поделаешь — человеческий фактор.
Это как в кино. Только в жизни
Представители авиакомпаний – это супергерои и суперволшебники. Почитайте и убедитесь сами.
В штате нашей компании есть специалисты, чья должность называется «представитель авиакомпании».
Какой авиакомпании? Так наш он все-таки сотрудник или авиакомпании? Какие обязанности он выполняет? И почему его рабочие будни нередко напоминают сюжеты голливудской драмы?
И – главное – почему ВАМ стоит знать этих специалистов в лицо?
КТО ТАКОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ?
Мы с гордостью рассказываем о том, что Скай Сервис представляет интересы более 20 авиакомпаний в Иркутске: «АЛРОСА», Royal Flight, «Red Wings», «ЮТэйр», AZUR Air, China Southern Airlines. Договоры об обслуживании подписаны также с AIR FRANCE и LUFTHANSA.
Фактически, представитель – это уполномоченный от лица авиакомпании в городе, куда выполняются рейсы.
Он:
— контролирует вопросы обслуживания воздушных судов и пассажиров;
— следит за соблюдение норм и правил;
— от лица авиакомпании участвует в переговорах с аэропортовыми службами, пограничными и таможенными структурам;
— решает много административных и организационных вопросов.
К примеру, вы знали, что при задержке рейса о пассажирах должен позаботиться именно представитель? Сообщить о задержке и предоставить полную информацию о ее продолжительности, выслушать вопросы и урегулировать претензии. А также организовать питание, доставить и разместить в гостинице, помочь переоформить билеты на стыковочные рейсы.
— согласовывает с экипажем загрузку (число пассажиров и объем багажа) рейса;
— распечатывает и передает экипажу полетные документы, в том числе о погодных условиях трассы;
— организует отдых пилотов и проводников после рейса;
— разбудит их, если произошли изменения расписания;
— найдет техников и запчасти для устранения неполадок на самолёте!
И он же – тот самый человек, который:
— оперативно закажет питание для пассажира, который купил билет за час до рейса;
— поможет пожилой даме спуститься с трапа;
— быстро выдаст коляску семье с малышом;
— проводит на посадку опаздывающего пассажира
Представляете?!
То есть, один человек фактически является филиалом авиакомпании!
И на его роль в нужном городе выбирается специалист. Очень квалифицированный. Или заключается договор с компанией-оператором, как наша.
Естественно, чтобы получить такой статус, нужно знать все тонкости взаимодействия авиакомпании и аэропорта. Например, наши специалисты – Антон Морунков и Павел Градецкий – авиационную специфику знают досконально! И много лет работают в гражданской авиации, свободно ориентируются во всех нюансах, технических и юридических нормах выполнения полетов.
И вот почему мы так ценим свой статус представителя для крупнейших федеральных и международных компаний.
Да, у LUFTHANSA и AIR FRANCE нет рейсов в Иркутск, но наши контракты с ними предполагают, что, в случае прилетов в иркутский аэропорт, координировать обслуживание этих авиаперевозчиков будем мы.
Например, в 2018 году в Иркутске вынужденную посадку совершил самолет авиакомпании China Eastern Airlines, летевший из Шанхая в Париж. На борту было почти 300 пассажиров, одному из них стало плохо. Экипаж принял решение садиться в Иркутске.
Представителями China Eastern Airlines являлась наша компания.
Самолет встречала бригада медиков. При осмотре на борту выяснилось, что пассажиру нужна госпитализация. Но у него нет российской визы! Необходимо подключать Консульство КНР.
Все процессы взаимодействия служб координировал наш специалист, который выступил и переводчиком.
Ситуация решилась положительно: пострадавшего доставили в больницу.
Наш договор с AIR FRANCE появился тоже благодаря нештатной ситуации:
Иркутяне помнят, как в ноябре 2018 года французская авиакомпания совершила в нашем городе вынужденную посадку. Самолет требовал замены. На борту – 282 человека. Вместо запланированных нескольких часов французы провели в Иркутске трое суток, так как первый присланный за ними резервный борт не взлетел из-за морозов.
Действовать от имени AIR FRANCE в иркутском аэропорту уполномочили нас. Мы же координировали все процессы обслуживания, транспортировки и размещения пассажиров, взаимодействовали с госслужбами.
НО ЭТО И ПОЛНОМОЧИЯ. В ТОМ ЧИСЛЕ, КОГДА ПОМОЩЬ НУЖНА ПАССАЖИРАМ
Во всех форс-мажорных ситуациях пассажиров первым на помощь также приходит представитель.
Начиная от самых простых – перевес, негабаритный багаж – и заканчивая действительно роковыми стечениями обстоятельств, заложниками которых могут стать пассажиры.
Летом прошлого года на рейс в Мирный опаздывала группа из 17 пассажиров, у которых … сломался поезд!
Оперативное вмешательство в ситуацию наших специалистов, содействие аэропортовых и аэронавигационных служб, экипажа, понимание остальных пассажиров рейса помогли совершить настоящее чудо. Самолет дождался опаздывающих.
Уже в этом году девушка, летевшая маршрутом Чита – Иркутск – Якутск, не попала бы на рейс в Якутск, если бы не представитель. Покупая билет, пассажирка неправильно подобрала стыковку и фактически должна была прибыть в Иркутск, когда регистрация в Якутск уже закончилась. Но нам удалось провести процедуры оформления заранее, прилетевшую из Читы девушку сразу провести на досмотр и доставить к самолету. Рейс вылетел без задержек.
Наши сотрудники регулярно организуют отправку лекарств. Бесплатно.
Находят срочную возможность улететь даже тогда, когда билеты распроданы.
Ну, разве что тучи руками разводить они не в силах. А во всех остальных ситуациях – выход есть.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ – ЭТО И ВАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
В нашем представительстве не только высокий уровень сервиса, но и выгодные тарифы, потому что, являясь официальными представителями и грузовыми агентами авиакомпаний «АЛРОСА» и «Якутия», мы имеем право применения базовых тарифов и гибкой ценовой политики.
Вот почему мы предлагаем лучшие цены на авиабилеты и грузоперевозку в города Якутии, а также оформим нужные документы и проконтролируем регистрацию и погрузку на борт.
И конечно же, в случае чрезвычайных ситуаций, положитесь на нас.
+7 (914) 8-999-503 – это телефон Антона Морункова и Павла Градецкого, по которому вы можете КРУГЛОСУТОЧНО узнать нужную информацию о рейсе.
За что отвечает представитель авиакомпании
Путешествие начинается в аэропорту. Приятное томление и ожидание посадки. Большие окна, за которыми один за другим взмывают в небо самолеты. Но твое полетное настроение — не просто приятная деталь. Это то, ради чего работает представитель авиакомпании. Рассказывает Лилия Мингазова, директор филиала S7 Airlines в Краснодаре.
Случайностей не бывает. Я родилась в Москве. Училась в Московском авиационном институте. На четвертом курсе меня пригласили работать в представительство Pakistan International Airlines. Мне нравилось представлять интересы иностранной авиакомпании с национальными традициями. Опыт превосходный, коллектив — тоже. Но наступает момент, когда хочется идти дальше, развиваться и вновь ощущать чувство полета от новых задач и карьерных вершин. Я обновила резюме.
Меня пригласили на собеседование в Lufthansa и S7 Airlines в один день. Но когда я вышла из офиса S7 и не нашла свой припаркованный автомобиль, поняла — планы рушатся. Зима, холодно, я спешу на штрафстоянку, пропуская важную встречу во второй авиакомпании. Но переживать пришлось недолго — мне позвонили из S7 и предложили работу. С тех пор я ни разу не пожалела, что тот непростой день сложился именно так. Уже больше 10 лет я счастлива работать здесь.
В 2011-м мне предложили переехать из Москвы в Краснодар и стать директором филиала авиакомпании. Почему я согласилась? В обязанности директора входит общение с пассажирами. А это очень интересно — работать с живыми людьми, проявлять внимание к каждому и стараться, чтобы путешествия приносили только положительные эмоции. Конечно, первое время восторг от нового места сменялся небольшими переживаниями из-за сложных задач, новых проблем, с которыми я никогда до этого не сталкивалась. Но здесь главное — желание. Тогда все получится. Когда даже, казалось бы, невыполнимые задачи поддаются твоему упорству, чувствуешь себя так, будто едешь в трамвае на гору Тибидабо. Там трамвай медленно поднимается в гору. Тебя охватывают разного рода эмоции. Их нужно прожить, ведь остановок по пути в гору нет. Так и в моей работе.
Должностная инструкция представителя авиакомпании. Обязанности представителя авиакомпании при обслуживании рейсов Процедура подготовки к обслуживанию авиарейса представителем авиакомпании
Образец должностной инструкции представителя авиакомпании
Требования к поведению представителя авиакомпании:
Представитель авиакомпании при любых обстоятельствах должен вести себя вежливо, сдержанно, корректно, тактично, находчиво. Представитель авиакомпании должен быстро и правильно определять физическое и психическое состояние клиентов на борту самолета, в здании пассажиров,находить индивидуальный подход к каждому пассажиру, доставлять им удовольствие своим обслуживанием.
Общение и взаимодействие с людьми составляет основное содержание работы представителя авиакомпании. При общении с пассажирами у представителя авиакомпании должно быть приветливое выражение лица, доброжелательное выражение глаз, приятная легкая улыбка. При общении представитель авиакомпании должен смотреть в лицо пассажиру, четко отвечать на вопросы, своевременно и с желанием реагировать на просьбы, не вступать в споры.
Представителю запрещается обсуждать с пассажирами дела авиакомпании, давать интервью средствам массовой информации без специального разрешения руководства, беседовать с пассажирами и с членами экипажа на отвлеченные темы не связанные с работой.
Представитель авиакомпании обязан совершенствовать свою речь, постоянно обогащать свой словарный запас, учиться правильному построению фраз, накапливать практические навыки и опыт работы.
Представителю авиакомпании запрещается курить на борту воздушного судна, а также в присутствии пассажиров даже в специально оборудованных местах..
Представителю авиакомпании запрещается держать руки в карманах при общении с пассажирами.
Представитель авиакомпании обязан:
Неукоснительно выполнять требования законодательных и нормативных документов
При выполнении трудовых обязанностей, возложенных на представителя авиакомпании в интересах авиакомпании, соблюдать производственную дисциплину, выполнять указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц
Выполнять аварийные процедуры и процедуры летной безопасности, а также стандарты и технологии по предоставлению сервисных услуг пассажирам и членам летных экипажей.
Быть компетентным в вопросах обеспечения безопасности и предоставления сервисных услуг в рамках своей квалификации.
Проявлять лояльность и уважение к другим сотрудникам предприятия.
Постоянно совершенствовать уровень своей профессиональной подготовки.
Следить за сроками действия и сохранностью служебных документов
Принимать участие в предполетном и послеполетном разборах.
Контролировать санитарное состояние на рабочем месте.
Быть доброжелательным и проявлять заботу о пассажирах.
Соблюдать правила ношения форменной одежды, иметь опрятный внешний вид.
Правильно оформлять полетную документацию и своевременно представлять ее для обработки.
Бережно относиться к имуществу авиакомпании, немедленно докладывать руководству о фактах хищения или порчи имущества.
Представитель авиакомпании должен знать:
Правила авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов;
Правила оказания первой помощи:
Правила эксплуатации аварийно-спасательного и бортового электрооборудования ВС;
Правила техники безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда;
Иммиграционные, таможенные, карантинные правила РФ и стран пребывания, правила этикета.
Представитель авиакомпании имеет право:
Требовать от пассажиров неукоснительного выполнения правил поведения в здании АВК, на перроне
В пределах своей компетенции требовать от работников смежных служб выполнения
всех необходимых процедур для качественного выполнения работы
Требовать от руководства создания необходимых условий для выполнения обязанностей, возложенных настоящей должностной инструкцией.
Представитель авиакомпании несет ответственность за:
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
Несоблюдение правил и обязанностей, возложенных настоящей должностной инструкцией.
Нарушение процедур обеспечения безопасности и технологии обслуживания пассажиров.
Использование служебного положения в личных и корыстных целях.
Совершение действий, наносящих ущерб имиджу авиакомпании включая:
Распространение негативной информации о деятельности компании;
Нарушение таможенных правил;
Обоснованные жалобы и замечания пассажиров и представителей смежных служб.
Неполное или несвоевременное выполнение распоряжений старшего по смене
Задержку рейса по собственной вине.
Представительство создается и действует с целью:
Представлять интересы авиакомпаний в аэропорту (регионе);
Осуществлять защиту интересов авиакомпаний в аэропорту (регионе).
В соответствии с поставленными целями представительство решает в аэро-порту следующие задачи:
Организация взаимодействия авиакомпаний с аэропортом, агентствами по продаже перевозок (заказчиками чартерных рейсов) и другими авиакомпа-ниями, выполняющими полеты в интересах авиакомпании (интерлайн, трансфер);
Организация взаимодействия авиакомпаний с органами федеральной и местной исполнительной власти и другими организациями по вопросам орга-низации, выполнения полетов (перевозок и авиационных работ) и обеспече-ния их регулярности;
Обеспечение выполнения персоналом авиакомпаний, аэропорта и агентств, установленных авиакомпанией норм и правил, регламентирующих авиацион-ную деятельность и уровень обслуживания;
Обеспечение контроля, функционирования системы продажи авиаперевозок;
Обеспечение исполнения обязательств, третьих лиц в отношении авиаком-пании и защита ее интересов.
Если авиакомпания не имеет постоянного представителя, его функции выполняет командир воздушного судна.
Права и обязанности командира воздушного судна как представителя авиакомпании определяются в Руководстве по производству полетов авиакомпании.
Соглашения по наземному обслуживанию ВС
Одной из ключевых задач авиакомпании является повышение эффективности взаимодействия с поставщиками.
На практике это означает выбор надежных партнеров, совершенствование методов сотрудничества с ними на взаимовыгодной основе с целью обеспе-чения высокого качества предоставляемых услуг.
Особенно это важно при организации и проведении наземного обслуживания ВС, пассажиров, груза и почты.
В авиакомпаниях разрабатывается и на регулярной основе выполняется программа надзора и контроля за внешними поставщиками услуг по назем-ному обслуживанию.
Целью этой программы является обеспечение выполнения всех вышеука-занных работ в соответствии с требованиями авиакомпаний и Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации.
Основополагающим документом для подготовки договора по наземному обслуживанию рейсов в зарубежных аэропортах и зарубежных авиакомпаний в аэропортах России является «Стандартное соглашение ИАТА о наземном обслуживании» (IATA Standard Ground Handling Agreement) и руководящие документы Министерства транспорта РФ о наземном и техническом обслуживании в аэропортах Российской Федерации.
Стандартные соглашения составляются в соответствии с рекомендациями ИАТА, опубликованными в «Airport Handling Manual», стандартом орга-низации СТО ДОУ 03-2003 «Документационное обеспечение управления. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначение стандартов».
Для соответствия качества предоставляемых услуг стандартам авиаком-пании составляется «Соглашение о качестве предоставляемых услуг» SLA (Service Level Agreement), которое является официальным приложением к соглашению по наземному обслуживанию, подписанным между обслу-живающей компанией и перевозчиком.
Виды услуг авиарейсов
Структура услуг воздушного транспорта состоит из следующих основных направлений:
а) обслуживания авиарейсами по расписанию (регулярных рейсов);
б) обслуживания авиарейсами вне расписания (нерегулярных рейсов);
ВИДЫ АВИАРЕЙСОВ |
РЕГУЛЯРНЫЕ РЕЙСЫ |
НЕРЕГУЛЯРНЫЕ РЕЙСЫ |
Регулярные авиарейсы выполняются по определенным маршрутам, будь то внутренние или международные. Авиакомпания, выполняющая эти рейсы, должна иметь на них государственную лицензию или они должны быть государственными предприятиями (авиакомпании и линии, принадлежащие правительствам).
Нерегулярные рейсы выполняются на разовой или групповой основе в соответствии со специальным разрешением.Нерегулярные рейсыв свою очередь делятся на дополнительные, специальные, чартерные и технические.
Дополнительные рейсы выполняются по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии, что загрузка не может быть перевезена регулярными рейсами партнеров. Дополнительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом случае не позже и не ранее, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.
Подконтрольные рейсы выполняются по маршруту внутренних регулярных рейсов и имеют буквенное обозначение:
Чартерные авиарейсыдействуют вне регулярного расписания. Обычно это сезонные или разовые перевозки. Для них составляется отдельное расписание полетов дополнительно к регулярному расписанию, в промежутки между слотами (взлет/посадка регулярного рейса). В некоторых странах, заинте-ресованных в развитии чартерных перевозок, для них открывают даже специальные аэропорты или терминалы (например, в Стамбуле, Турция), значительно облегчающие составление расписания чартерных рейсов.
Чартеры зависят от такого фактора, как загрузка самолета. Если самолет не заполняется на расчетно-рентабельную величину, то полет отменяется. Поэтому обычно чартеры предполагают аренду самолета, так как это позволяет авиакомпании избежать убытков. Но это возлагает финансовую ответственность на арендатора чартера. Чартеры могут быть пассажирскими, грузовыми, с использованием крупной и малой авиации и т. д.
5.4. Сегменты рынка обслуживания воздушных перевозок
Для улучшения качества предоставления услуг в сфере обслуживания пассажиров, необходимо провести сегментация рынка воздушных перевозок и тщательно проанализировать возможности авиакомпании по освоению выделенных сегментов.
Сервис воздушных перевозок (ВП) подразделяется на внутренние и международные воздушные перевозки, которые, в свою очередь, делятся на регулярные и нерегулярные перевозки, в составе которых затем выделяют пассажирские и грузовые перевозки. В рамках этих секторов отмечают следующие сегменты рынка:
Пассажирские перевозки: Грузовые перевозки:
Рис. 2. Сегменты рынка воздушных перевозок
Принимая решение о введении новой услуги, каждая авиакомпания должна знать особенности и запросы каждого сегмента рынка воздушных перевозок и только с их учетом ориентировать свою производственную и коммер-ческую деятельность.
Так для рынка деловых пассажирских перевозок характерны свои особенности. Возраст их колеблется в основном от 5 до 55лет. От 10 до 30 % деловых пассажиров составляют женщины. Среди них выделяют три субсегмента:
индивидуальные поездки бизнесменов за свой счет, которые требуют высокий уровень сервиса, отражающий их уровень жизни;
инсентив-поездки бизнесменов, когда группа отправляется на конферен-цию, симпозиум или в командировку, совмещая деловые встречи с развлеченииями и отдыхом. Заказ билетов и мест в гостинице осуществляя-ется заранее, причем для удешевления путешествия пассажиры нередко пользуются ночными рейсами.
Для первого и второго субсегментов основное требование – это удобство расписания и высокая частота полетов, быстрота реакции авиакомпании на запрос; для третьего — определяющим является высокий уровень сервиса и низкая стоимость поездки.
В последние годы произошли существенные изменения на рынке деловых пассажирских перевозок. Ранее этот сегмент рынка сервиса считался неэластичным к изменению цены. В настоящее же время возросла доля бизнесменов-индивидуалов, путешествующих за свой счет, а также сотрудников крупных фирм, часто летающих в командировки. Эти пассажиры стараются получить скидки у авиакомпании, обычно по программе frequent-flyer. Следовательно, цена стала смещаться вверх в списке приоритетов у бизнес-пассажиров.
Например, Аэрофлот на 2006 год предоставил своим постоянным пассажирам возможность получения бесплатного билета экономического класса при налете:
Некоторыми авиакомпаниями применяется инсентив-схема, когда во время деловых поездок пассажиры накапливают баллы, дающие им право скидок, используемое затем при поездке на отдых при оплате стоимости поездки, проживания в отеле, аренде автомобиля. Нередко пассажиры считают такую программу более важным фактором, чем удобство расписания.
Рынок пассажирских неделовых перевозок делится на два субсегмента: туристические поездки и поездки на отдых к родственникам или друзьям. Спрос на авиаперевозки для обоих субсегментов определяется, в основном, уровнем цен, однако для второго субсегмента большую значимость имеет качество обслуживания.
К индивидуальным перевозкам пассажиров в личных целях относятся перевозки двух типов:
Поездки с работы и на работу.
Для второй категории пассажиров спрос определяется уровнем авиатарифов, поэтому доля их незначительна из-за высокой стоимости авиабилетов по сравнению с другими видами транспорта. Что касается уровня требований пассажиров первой категории, то наиболее важным для них является удобство расписания, частота полетов и быстрая реакция на запрос клиента о выдаче билета по определенному маршруту, цена перевозки здесь не имеет определяющего значения. В последнее время возрастает количество туристов, предпочитающих доплатить за авиабилет и иметь возможность путешествовать в бизнес-классе.
Следует отмстить, что индивидуальные поездки в личных целях составляют самый маленький субсегмент рынка пассажирских авиаперевозок.
При работе на рынке пассажирских перевозок авиакомпаниям необходимо учитывать продолжительность рейса. Так, фирма Boeing провела исследо-вания, в результате которых выявил разную чувствительность пассажиров к расписанию и уровню сервиса в зависимости от продолжительности рейса (Рис. 4).
Рис. 4. Структура пассажиропотока по чувствительности к различным факторам
Как видно из рисунка, при полете продолжительностью менее 2 часов 60% пассажиров реагируют прежде всего на удобство расписания. Поэтому для коротких авиалиний следует выбирать небольшие ВС с высокой частотой полетов и удобным расписанием. Поскольку рынок авиаперевозок на коротких маршрутах высоко конкурентен, следует очень внимательно изучать и учитывать пожелания пассажиров. К ним относятся:
Отдельная стойка регистрации, обеспечивающая быстроту обслуживания
и являющаяся подтверждением жизненного статуса пассажира;
Большая норма перевозки бесплатного багажа, приоритетная загрузка его в самолет, внеочередная выгрузка и доставка его в зал получения в аэропорту назначения;
Отдельный зал ожидания, оснащенный факсимильными аппаратами и другой оргтехникой, отдельный салон на борту самолета для бизнес-класса.
При возрастании дальности полета (продолжительность более 5 часов) пассажиры большее внимание уделяют удобству кресла декору салона, уровню шума в самолете, сервису на борту, обслуживанию до и после полета. Кроме того, этот субсегмент рынка характеризуется низкой ценовой эластичностью спроса, то есть снижение тарифа не приводит к увеличению объема перевозок.
Несколько слов об особенностях грузовых авиаперевозок, к которым относятся:
Наличие сильной конкуренции с другими видами транспорта;
Высокая монополизация рынка;
Спрос на грузовом рынке авиаперевозок часто бывает одно сторонним.
При перевозках грузов реализуются основные преимущества воздушного транспорта, заключающиеся в высокой скорости и качестве доставки, что существенно сокращает инвентаризационные и складские расходы предпри-ятий. А при перевозке ценных, скоропортящихся и ценных грузов воздушный транспорт нередко оказывается единственно возможным.
Следует отметить, что анализ и прогнозирование спроса очень редко производились для каждого отдельного сегмента рынка, хотя очевидно, что спрос на авиаперевозки по каждому сегменту характеризуется зависимостью от различных факторов. Следовательно, для каждого сегмента можно построить свою факторную модель прогнозирования спроса.
У нас на сайте всегда представлено большое количество свежих актуальных вакансий. Используйте фильтры для быстрого поиска по параметрам.
Для успешного трудоустройства желательно иметь профильное образование, а также обладать необходимыми качествами и навыками работы. Прежде всего, нужно внимательно изучить требования работодателей по выбранной специальности, затем заняться составлением резюме.
Не стоит отправлять свое резюме одновременно по всем компаниям. Выбирайте подходящие вакансии, ориентируясь на свою квалификацию и опыт работы. Перечислим самые значимые для работодателей навыки, необходимые Вам для успешной работы представителем авиакомпании в России:
Топ 7 ключевых навыков, которыми Вам нужно обладать для трудоустройства
Также довольно часто в вакансиях встречаются следующие требования: GoNow, SITA и Sabre.
Готовясь к собеседованию, используйте эту информацию как чек-лист. Это поможет Вам не только понравиться рекрутеру, но и получить желаемую работу!