Чем занимается школа как организация
Школа как социальная организация: проблемы и перспективы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:50, статья
Описание работы
В статье описываются современные проблемы российской школы с социологической точки зрения. Школа служит для удовлетворения общественных потребностей в передачи знаний, в социализации. Но государство как ее фактический учредитель влияет на школу, формализует ее деятельность, делает затруднительным успешное выполнение ее социальных функций. Внутришкольное управление становится формальным, бюрократизированным, направленным лишь на результат. Нормативно-подушевое финансирование ставит школу перед новой проблемой: выживание в конкурентной борьбе. Администрации школы приходится искать дополнительные средства и ресурсы для реализации функций.
Файлы: 1 файл
Школа как социальная организация проблемы и перспективы.docx
Школа как социальная организация: проблемы и перспективы
В статье описываются современные проблемы российской школы с социологической точки зрения. Школа служит для удовлетворения общественных потребностей в передачи знаний, в социализации. Но государство как ее фактический учредитель влияет на школу, формализует ее деятельность, делает затруднительным успешное выполнение ее социальных функций. Внутришкольное управление становится формальным, бюрократизированным, направленным лишь на результат. Нормативно-подушевое финансирование ставит школу перед новой проблемой: выживание в конкурентной борьбе. Администрации школы приходится искать дополнительные средства и ресурсы для реализации функций. Это заставляет директоров выходить в общественность, которая пока не готова к реальному взаимодействию со школой.
В нынешних условиях изменения демографической ситуации в стране, снижения государственных объемов финансирования, перехода на подушевое финансирование образовательных учреждений школам приходится доказывать свою состоятельность, значимостьне столько государству, сколько общественности. Школа стоит перед необходимостью самостоятельного обеспечения процесса социализации, включающего и обучение, и воспитание, и развитие, что требует привлечения дополнительных средств и разнообразных ресурсов из внешней среды. Администрация школы начинает думать и действовать по принципу эффективности (спрос, предложение, издержки, выгоды, производство качественного продукта), однако адекватные механизмы управления такой «рыночной школой» еще не проработаны и не осмысленны.
Школа как социальная организация, с одной стороны, является частью социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и социализации находящихся в ней людей, с третьей – является особым учреждением, призванным выполнять предписанные государством функции. Таким образом, школа – это организация, инструмент для подготовки детей к жизни в обществе. Ее функции: обеспечение развития и реализации способностей учащихся, их социализация, приобщение к культуре, профессиональное самоопределение. То есть на сегодняшний день школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана. Эти цели даны свыше – государством, обществом. «Формирование гармоничной всесторонне развитой личности» – данная миссия школы давно на слуху, привычна и вроде бы вполне логична. Но что наше правительство понимает под всесторонней личностью? Что для этого делать, и действительно ли школа должна развивать абсолютно все стороны личности, да еще и гармонично их связывать?
Естественно, окончательная полная социализация личности не может быть результатом обучения в школе. Социализация является процессом, протекающим всю жизнь. Общеобразовательная школа как агент вторичной социализации выполняет несколько функций – передача знаний, воспитание (формирование личности с положительными, социально значимыми качествами), творческое развитие. Это довольно длительные процессы, требующие огромных ресурсов и усилий. К тому же государство, ставя перед школой такие цели, предоставляет ресурсы в основном для одного – для передачи знаний.
От учителей требуется еще большее. Они выступают в роли воспитателя, наставника, друга, то есть становятся агентами первичной социализации. Разросшаяся до колоссальных размеров бюрократизация в школе снижает потенциальные возможности такого служения, отнимая силы и время на заполнение бумаг, написание разнообразных планов, подготовку документов для аттестации. Реальная работа с детьми, особенно воспитательная, выполняется «учителями по призванию», либо сводится к поддержанию дисциплины в классе.
Это зависит от еще одного вида целей организации – целей ее участников. Какие ценности и цели у участников образовательного учреждения, согласуются ли они с первым видом целей – все это влияет на функционирование школы, на ее организационную структуру, на выполнение целей-заданий.
Цели учителя могут варьироваться от глобальных, например, сформировать у детей умение делать логичные выводы, выражать мнение, до более простых – подготовить учеников к успешной сдаче итоговых экзаменов, отработать последние годы до пенсии. Если цели учителей и цели администрации совпадают, то это способствует формированию устойчивой сплоченной команды.
Современная школа (в лице директора) ориентирует учителей в основном на передачу знаний, а точнее на результат, демонстрирующий лишь академические успехи школьников. Директор стремится сделать свою школу лучшей в районе, городе. При этом развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, самостоятельности, привитие высоких моральных качеств находятся на периферии, не получают достаточного внимания.
Кроме учителей и администрации, членами школы как социальной организации являются непосредственные потребители образовательных услуг (ученики и их родители). Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием цели получения образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. 2
Семилетний школьник ориентируется скорее не на цели, а на интерес. Онощущает потребность посещать школу, включиться в новую для него деятельность, получить новый статус. Цель ученика средней школы чаще всего –отсидеть уроки с наименьшими для себя потерями и интересно пообщаться.Им важен не результат, а процесс.
Кроме того, родителям школьников (и не только им!) важен скорее результат – получение их ребенком необходимых знаний, положительных оценок, аттестата. Городские родители в редких случаях способны оценить творческий и воспитательный вклад школы в социализацию, развитие личности, дарованийребенка. Воспитательную работу оценивают как недостаточную, но винят в этом больше семью, считая, что это ее функция. Сельские жители, напротив, понимают вклад школы в творчество их детей: они судят по школьным мероприятиям, победам в конкурсах и школьным кружкам, участию в жизни села.
У каждого конкретного образовательного учреждения есть определенная миссия: с одной стороны, она вырастает из специфики и потребностей общества, как предназначение, с другой, она служит для сохранения целостности организации, объединяя участников образовательного процесса и демонстрируя вышестоящим органам свою уникальность и необходимость.
Однако школы не всегда придерживаются своей миссии, да и сама формулировка миссии часто размыта, не содержательна. Каждая школа уникальна и ее можно охарактеризовать вполне реальными словами. Респонденты, местное сообщество школ описывали свои образовательные учреждения как первую школу города; небольшую школу на окраине со сплоченным добродушным коллективом; новую перспективную, инновационную школу; школу, сохраняющую и воспроизводящую культуру хакасского народа. Проще в этом плане лицеям и гимназиям, которые по определению стоят на ранг выше обычных школ, к ним стекаются дети из всех районов города. Имидж таких школ строится легко и без существенных затрат, так как их название говорит само за себя: это профильные учреждения, с углубленным изучением предметов, они получили свой статут от государства, зарекомендовали себя перед ним.
Остальным школам необходимо понять важность построения своего имиджа как средства привлечения потенциальных учеников и социальных партнеров. Однако для создания действительно благоприятного, сильного имиджа также нужны определенные затраты: человеческий ресурс, финансовый. За последнее десятилетие социологи фиксировали, что, несмотря на социальный характер нашего государства, оно постоянно сокращает число бюджетных образовательных учреждений, перекладывая все больше расходов на плечи родителей. 5
Но и родители не готовы платить. Хотя выпускники и большинство родителей учащихся считают приемлемым оказание школой платных услуг, а цену на них обоснованной, все же оказывать финансовую помощь школе они не готовы, считая это полностью прерогативой государства. Население республики не информировано о сокращении государственного финансирования школ, для него типично поведение, характерное для времен административно-командной экономической системы.
Школа как организация создана государством, однако её существование обусловлено институциональными характеристиками. Она существует для удовлетворения потребности общества в передачи знаний и социализации. Если социальный институт – это правила игры, то социальная организация – это в, первую очередь, игроки. 6 Государство, как самый важный игрок, навязывает другим игрокам свои правила. Одни школы вполне успешно придерживаются данных норм, другие сопротивляются либо не справляются с требованиями.
Несмотря на внешнюю демократизацию, провозглашение свобод и прав, в ряде субъектов Российской Федерации сохранилась жесткая диктатура органов образования. Получить новый автономный статус, предполагающий ряд свобод, стало затруднительным по ряду причин. Администрация школ либо отказывается от него, действуя ритуально, по инерции или даже из принципов изоморфизма (действуя «как все»). В других случаях местные органы управления образованием, занимаясь распределительными функциями, не стремятся делегировать полномочия по причине личных выгод. В таких городах и районах школы смирились с административным консерватизмом и робко выполняют указания.
Государству необходим дисциплинированный исполнитель, на образование которого и даются ресурсы. Потребности же общества в формировании творческой, самостоятельной, активной, образованной личности не находят своей реализации. Образовательные учреждения вынуждены переходить к системе самоуправления, к необходимости искать негосударственные источники финансирования, привлекать большее количество учеников, быть ближе к потребителю образовательных услуг, доказывать, что для «реального» образования и особенно воспитания, развития творческих навыков им нужны дополнительные средства.
Школе необходимо поддерживать не только связи с другими образовательными учреждениями, Управлением и Министерством образования, Институтами повышения квалификации педагогических работников, ей необходимо налаживать отношения также с так называемым местным сообществом. Под местным сообществом школы можно понимать группу людей, проживающих на одной территории, а именно в непосредственной близости от школы (микрорайон школы, село или несколько смежных сел района). Важной характеристикой такого сообщества является идентификация местных жителей со школой, с районом школы, осознание ими общности интересов. От активности сообщества зависит степень развитости партнерских отношений между ним и школой, а также кооперационных связей внутри сообщества. Местное сообщество включает формализованных партнеров (предприятия, организации, образовательные учреждения, принимающие выпускников школы, библиотеки, старосты микрорайона, детские сады, клубы по месту жительства) и неформализованных партнеров (просто местные жители). 7
По данным названного исследования, местное сообщество школ Республики Хакасия нельзя оценить как активное, жизнеспособное. Это, как и в случае с родителями, происходит по причине отсутствия идентификации себя с ней. Ему не хватает сплоченности, заинтересованности, рационального взаимодействия со школой с целью совместного развития. Оно имеет зачастую скудные представления о школе и ее деятельности.
Школа должна осознать, что теперь она самостоятельный и самодостаточный организм. Если есть необходимость привлечения сообщества к решению школьных проблем, то именно ей должна принадлежать инициатива побуждения его к этому. Городские школы практически бездейственны здесь. Сельская школа всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Но директора таких школ ориентированы скорее на поддержку существования, чем на развитие. В новых условиях перехода к автономности им будет так же тяжело, как и городским. Там, где сотрудничество школы и местного сообщества состоится и станет нормой взаимодействия, там произойдет понимание и узнавание друг друга, что положительно скажется на деятельности школы в будущем.
К тому же школы могут участвовать в грантовой деятельности для привлечения дополнительных ресурсов. Благотворительные фонды, связь и совместные проекты с бизнес-структурами, организованное взаимодействие с выпускниками, родителями учащихся, учебными и культурными заведениями – большой плюс для образовательного учреждения. Многие школы осознали важность социального партнерства. Но в большинстве своем они работают в том же образовательном пространстве: с досуговыми, культурными, спортивными центрами, другими школами, с детскими садами и учреждениями дополнительного образования.
Назначение, цели и задачи школьной детской организации
Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более “взрослыми”. Этот аспект, не противоречащий “детской” цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.
Основным назначением деятельности школьной детской организации мы считаем способствование подрастающему поколению юных россиян в познании и совершенствовании окружающей действительности, в становлении их гражданской позиции.
В этой формулировке объединены три важнейших компонента гражданского воспитания: познание окружающего Мира, его преобразование (улучшение) и формирование гражданской позиции юных жителей России.
Их увязка в миссии детской организации оправдана и имеет сугубо диалектический смысл.
Улучшить Мир невозможно без его познания, в процессе которого настоящий гражданин и патриот (а формированию именно таких личностей, “любящих Родину, уважающих все народы, живущие на планете”, организация ставит задачу способствовать) не может пройти мимо проблемы и бед людей, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная общественная практика стимулирует его стремление к дальнейшему открытию Мира и самосовершенствованию. А это в свою очередь формирует истинный патриотизм, настоящую гражданственность не словесную, а деятельностную, т.е. основанную на активности, неуспокоенности, заинтересованности в людях, в том, чтобы жизнь становилась лучше.
Таким образом, мы видим тот “педагогический треугольник” с вершинами – воспитание, социализация, саморазвитие личности, который Б.З. Вульфов связывает с содержанием процесса “становления социальности человека”.
Цели и задачи нашей школьной общественной организации определены на основе главного назначения (миссии) ШДО и целью образовательной деятельности школы.
Главной целью образовательной деятельности МОУ СОШ№7 № 7 города Сургута является становление социально компетентной личности молодого человека, характеризующегося общей культурой и нравственной направленностью в поведении, осознанным профессиональным самоопределением на основе устойчивой познавательной мотивации и развитых познавательных способностей; а также способного к активной позитивной самореализации в интересах своей личности, интересах общества и государства.
Нужно подчеркнуть, что данная цель реализуется в целостном образовательном процессе, частью которого является воспитательный процесс как сфера ценностно-нравственного развития личности и сфера реализации таких видов деятельности, как общественная, трудовая, художественно-эстетическая, общение. Поэтому целевой ориентир воспитательного процесса мы определяем как подцель образовательной деятельности школы.
Поэтому главными принципами построения воспитательного процесса являются: принцип гуманистической направленности, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип эффективности социального, принцип концентрации воспитания.
Исходя из всего вышеизложенного, целью школьной детской организации определено – формирование социальных качеств личности школьников на основе изучения ими истории школы, города, региона, страны; участия детей и подростков в работе органов школьного самоуправления и коллективной социально-значимой деятельности.
На сегодняшний день наиболее оправдавшими себя в педагогической практике являются длительные игры, сюжет которых максимально приближен к жизни или возрастным особенностям восприятия действительности. В своей школе мы выбрали основой жизнедеятельности нашей школьной детской организации игру, которую назвали “Город Счастья”. В этой связи нам представилось целесообразным формирование и развитие деятельности одновозрастных и разновозрастных профильных объединений, как детей, так и взрослых, содержание деятельности которых соответствует основным направлениям учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности школы в целом:
Условия приема в организацию: желание, посвящение.
Количество членов организации: 708 ( 56 взрослых).
Наличие основополагающих документов:
Основные направления общественной деятельности ШДО:
Формы работы: соревнования, конкурсы, смотры, слеты, фестивали, игры, коллективно-творческие дела.
Девиз ШДО: “Прочь тревоги и ненастья!Наша школа – “город Счастья”.
ШДО имеет свои атрибуты: гимн, герб, флаг детской организации, три переходящих флага, переходящие вымпелы, галстуки (синие, желтые, зеленые).
У ШДО свои законы, обычаи, в обсуждении которых принимали участие все “жители города Счастья”; свой печатный орган – газета “Город счастья”.
КВАРТАЛЫ города – это большие детские коллективы, объединяющие учащихся одной ступени обучения. УЛИЦЫ любого города позволяют передвигаться по нему, знакомиться и посещать разные городские объединения, участвовать в понравившихся городских мероприятиях. Классные коллективы учащихся школы на своих улицах наводят порядок и красоту, привлекают к себе внимание жителей и гостей города своими делами, принимают участие в общегородских делах. Детский коллектив сам выбирает себе название. И в ходе своего развития пытается доказать соответствие этого имени делам жителей данной улицы. Например, сейчас в “Городе Счастья” существует три квартала и более тридцати улиц:
Департамент культуры и спорта занимается организацией и проведением всех школьных культурно-массовых и спортивных мероприятий. Здесь два отдела: отдел культуры и отдел физкультуры и спорта.
Социальные объединения – это временные детские коллективы, в которые объединяются школьники разных классов и разных возрастов. Эти объединения можно определить как клубы по интересам, их деятельность носит ярко выраженный общественный характер и связана с общими задачами ШДО. Названия этих объединений отражают и содержание их деятельности: “Барабанщик”, “Символика”, “Горн”, “Песня”, “Туризм”, “Юнкор”, “Игра”. Для ребят каждой группы детской организации (младшей, средней и старшей) предполагается свой уровень (ступень) участия в этих объединениях, своего рода освоения программы этой специальности. Программа детских временных коллективов ШДО состоит из трех ступеней: 1 этап – “Ликбез” (1-4 класс), 2 этап – “Знаток” (5-8 класс), 3 этап – “Мастер” (9-11 класс).
Комитет здравоохранения представлен сотрудничеством комитета с медико-психолого-педагогической службой школы. Большое значение в этой деятельности имеют медицинский работник, социальный педагог и психологи школы. С их помощью членами ШДО осуществляется оздоровительно-профилактическое направление в работе организации.
К социальным объединениям “Города Счастья” относится и военно-патриотический клуб “САЛАНГ”. Членом клуба может стать любой юноша старшей группы ДШО (9-11 класс). Деятельность клуба связана с военно-патриотической подготовкой будущих военнослужащих под руководством взрослых. Кроме того, члены “Саланга” активно сотрудничают с телевидением г. Сургута, ежегодно участвуют в окружных соревнованиях (Школа выживания), участвовали в военно-спортивной телевизионной игре “Полигон”. В школе развито Жуковское движение. Создано 12 Жуковских отрядов, куда вошли около 300 детей. Они занимаются патриотическим воспитанием школьников. Ими же собран огромный материал о Г.К.Жукове, о полководцах, героях Великой Отечественной войны и оформлен должным образом в школьном музее.
В ходе жизнедеятельности организации могут быть созданы и другие клубные объединения по другим содержательным специальностям.
Музей истории города – это музей нашего образовательного учреждения, где отдельным планом формируется и история нашей детской общественной организации. Ежегодно в День рождения ШДО (День “Города Счастья”), от жителей улиц города в музей поступают подарки как экспонаты музейной экспозиции.
Институт общественных отношений мы представляем как постоянные и временные группы детей и взрослых, сотрудничающие с другими ОУ и общественными организациями города и т.п. Сотрудничество детского и педагогического коллективов школы, в том числе и через ШДО:
Объединение общественного питания (столовая школы). Члены школьной детской организации “Город Счастья” следят за чистотой и порядком в столовой.
Коммунальная служба (хозяйственные объединения школы). Члены ШДО активно участвуют в работе по соблюдению и поддержанию чистоты классных и общешкольных помещений, по озеленению школы и ее территории.
Несомненно, школьное ученическое самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования. В развитии школьного ученического самоуправления проявляет очевидную заинтересованность наше государство, что находит свое отражение в ныне действующих нормативно- правовых документах. В частности, среди принципов государственной политики в области образования закон РФ “Об образовании” содержит принцип общественно-государственного характера управления ОУ. При этом под государственно-общественным управлением может пониматься такое управление, в котором наряду с государственными структурами будут действовать и общественные структуры управления – органы школьного ученического управления.
Созданию в нашей школе органов ученического самоуправления предшествовал опрос среди учащихся о том, нужны ли в школе такие органы и какие вопросы они могут решать.
Большинство учащихся утвердительно ответили на поставленный вопрос (две трети опрошенных).
Школьники МОУ СОШ№ 7 также считают, что сами ребята могут решать такие вопросы, как:
Чтобы стать одним из администраторов Мэрии, каждый член ШДО – “житель города Счастья” может пройти школу участия в жизнедеятельности организации, ступени роста:
Звание “Почетный житель” присваивается воспитаннику, выполнившему все требования, предъявляемые к нему в памятке жителей “Города Счастья”, активному участнику всех школьных дел и имеющему благодарности, награды своего коллектива.
Звание “Администратор” присваивается “Почетному жителю “Города Счастья” среди учащихся 8-11-х классов.
МЭРОМ “Города счастья” выбирается один из администраторов, одержавший победу в предвыборной кампании.