Чем занимается специалист по учебно методической работе
Должностная инструкция специалиста по учебно-методической работе факультета/института /кафедры
специалиста по учебно-методической работе факультета/института /кафедры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Омский государственный университет им. »
«____» _____________ 201_г.
специалиста по учебно-методической работе факультета/института /кафедры
1.1. Специалист по учебно-методической работе факультета/института /кафедры относится к категории учебно-вспомогательного персонала.
1.2.Специалист по учебно-методической работе факультета/института /кафедры осуществляет работу по организации и контролю учебного процесса, ведению документации по планированию и реализации учебного процесса по очно-заочной (вечерней)/заочной/сокращенной форме обучения, а так же по дополнительным образовательным программам (в случае если это изолированный самостоятельный участок работы).
1.3.Специалист по учебно-методической работе факультета/института /кафедры назначается и освобождается от занимаемой должности приказом ректора университета по представлению руководителя подразделения (факультета/института, кафедры).
1.5.В своей деятельности специалист по учебно-методической работе факультета/института /кафедры руководствуется законодательством РФ, Уставом ОмГУ, Правилами внутреннего распорядка ОмГУ, приказами и распоряжениями ректора и другими локальными нормативными актами университета, настоящей должностной инструкцией.
2 Должностные обязанности
2.1 Работник обязан:
— выполнять порученные функции качественно и в установленные сроки;
— выполнять в случае необходимости в течение рабочего времени отдельные поручения руководителя в рамках своей зоны ответственности;
— выполнять в случае необходимости в течение рабочего времени иные поручения руководителя в рамках своей зоны ответственности;
— соблюдать трудовую дисциплину и Правила внутреннего распорядка;
— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
— обеспечивать сохранность и правильное использование документации, имущества и других материальных ценностей университета;
— информировать непосредственного руководителя о всех выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей недостатках в деятельности университета (его структурных подразделений);
— соблюдать законодательство по защите персональных данных;
— выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством РФ.
2.2 Работник должен выполнять следующие функции [1]:
Периодичность/ сроки выполнения функций
1. Ведение документации по планированию и организации учебного процесса по очно-заочной (вечерней)/заочной/
сокращенной форме обучения.
1. Участвует в работе учебно-методической комиссии факультета/института.
2. Участвует в разработке образовательных программ и долгосрочных и краткосрочных учебных планов.
По мере необходимости
3. Оформляет учебно-методические материалы, учебные пособия.
По мере необходимости
4. Оформляет документы по численности ППС для реализации учебных планов, распределению нагрузки ППС по кафедрам и конкретным преподавателям.
5. Подготавливает представление на оплату дополнительной учебной нагрузки ППС по окончании учетного периода
По итогам месяца или другого учетного периода
2. Организация и контроль учебного процесса по очно-заочной (вечерней)/заочной/заочной-ускоренной форме обучения, в том числе по магистерским учебным программам.
1. Составляет расписание учебных занятий и расписание консультаций, зачетов и экзаменов; утверждает их в учебном отделе, согласует с преподавателями и оповещает их о сроках занятий.
За 1 мес. до начала занятий
Расписание занятий, консультаций, зачетов и экзаменов
2. В рамках учебного плана вносит изменения в расписание учебных занятий и расписание консультаций, зачетов и экзаменов по согласованию с преподавателями и своевременно информирует об этом учебный отдел, декана, преподавателей и студентов.
По мере необходимости
Расписание занятий, консультаций, зачетов и экзаменов
3. Дает разъяснения студентам и преподавателям факультета по расписанию занятий и по вопросам учебного процесса.
По мере необходимости
4. Контролирует соблюдение сроков обучения.
5. Контролирует оформление и выдачу экзаменационных и зачетных ведомостей преподавателям, своевременный возврат правильно оформленных ведомостей.
В день проведения промежуточной аттестации или накануне
Зачетная, и экзаменационная ведомость, ввод данных в ИИАС «Учебный процесс»
6. Контролирует оформление и выдачу направлений студентам, не сдавшим сессию в установленные сроки.
В течение и в период продления сессии
Работа в ИИАС «Учебный процесс»
7. Контролирует оформление и выдачу зачетных книжек и студенческих билетов.
В начале учебного года и по мере необходимости
Зачетные книжки, студенческие билеты, дубликаты, журналы учета выдачи.
8. Контролирует оформление и своевременную выдачу справок студентам, в том числе академических справок.
По мере необходимости
9. На основании заключения аттестационной комиссии принимает, обрабатывает заявления студентов и оформляет разницу в учебных программах при восстановлении, выходе из академического отпуска, при переводе с других форм обучения, других вузов, других программ подготовки и специальностей, при отчислении.
По заявлению студентов
10. Проводит анализ сведений об успеваемости студентов (с выявлением причин академической задолженности и отсева студентов), представляет отчет руководству с предложением корректирующих мероприятий по улучшению успеваемости.
Отчеты по установленной форме, представления на отчисление
11. Заверяет копии приказов, распоряжений и справок по деканату/директору.
По мере необходимости
12. Проводит собрания курсов со студентами.
13. Контролирует оформление проектов приказов по личному составу студентов в соответствии с правилами документооборота, принятыми в ОмГУ и на факультете/в институте.
14. Организация и участие в работе (в качестве технического секретаря) комиссии по проведению вступительных испытаний, аттестационных испытаний по сокращенным программам.
Июнь-октябрь, по приказу
15. Контролирует оформление и выдачу документов об образовании
По окончании учебной программы
16. Готовит проекты приказов, распоряжений по организации учебного процесса
Специалист по учебно-методической работе факультета/института/кафедры имеет право:
3.1 самостоятельно организовывать выполнение заданий в соответствии с технологией работы подразделения и процедурами университета по организации учебного процесса, составлению учебной документации и обеспечению учебного процесса; правилами организации и регулирования учебного процесса, порядком документооборота;
3.2 вносить руководителю подразделения предложения по усовершенствованию организации работы на своем рабочем месте, в подразделении в целом;
3.3 в случае возникновения конфликтных ситуаций действовать строго в пределах своих полномочий, в иных случаях обращаться к вышестоящему руководству;
3.4 в случае невозможности решить вопрос самостоятельно консультироваться с непосредственным руководителем, другими специалистами подразделения.
Специалист по учебно-методической работе факультета/института/кафедры несет ответственность за:
4.1 несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, в том числе несвоевременное и некачественное исполнение поручений руководителя подразделения (декана факультета (директора института)/заведующего кафедрой);
4.2 невыполнение приказов, распоряжений, указаний ректора, распоряжений проректоров университета и декана факультета/директора института, несоблюдение нормативных документов по вопросам, относящимся к зонам ответственности и функциям специалиста по учебно-методической работе факультета/института /кафедры;
4.3 причиненный университету материальный ущерб;
4.4 распространение информации служебного характера, которая может повлиять на социально-психологические отношения, на имидж университета в целом, отдельных подразделений и работников.
4.5 необъективность и несвоевременность подачи установленной отчетности;
4.6 некачественное обслуживание партнеров, контрагентов и их представителей;
4.7 несоблюдение законодательства по защите персональных данных.
5 Квалификационные требования и компетенции
5.1 Работа по должности специалиста по учебно-методической работе факультета/института /кафедры требует от работника следующей квалификации:
Требования к квалификации
высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по учебно-методической работе не менее 3 лет.
высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по учебно-методической работе II категории не менее 3 лет.
5.2 Специалист по учебно-методической работе факультета/института/кафедры должен знать[2]:
5.2.1 нормативные документы университета по планированию, организации и регулированию учебного процесса, составлению документации, в том числе учебно-программых документов и документов по планированию учебного процесса;
5.2.2 требования образовательного стандарта (ФГОС и ГОС ВПО) по основным образовательным программам, реализуемым подразделением;
5.2.3 общие правила эксплуатации оргтехники: компьютера, факса, множительной техники, сканера, принтера;
5.2.4 правила работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами, базами данных, электронной почтой, Интернет;
5.2.5 основы этики и эстетики; правила делового общения;
5.2.6 правила внутреннего распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
5.3 Специалист по учебно-методической работе факультета/института /кафедры должен обладать следующими личными качествами[3]:
эффективность взаимодействия с людьми;
ориентация на качество;
6 Другие требования
6.1 Специалист по учебно-методической работе факультета/института /кафедры может направляться на курсы повышения квалификации.
6.2 Специалисту по учебно-методической работе факультета/института /кафедры без освобождения от работы, определенной трудовым договором, может быть поручена дополнительная работа по исполнению обязанностей временно отсутствующего другого работника из числа учебно-вспомогательного персонала деканата факультета/директората института/кафедры в порядке, предусмотренном ТК РФ.
6.3 В период временного отсутствия специалиста по учебно-методической работе факультета/института/кафедры дополнительная работа по исполнению его обязанностей может быть поручена работникам из числа учебно-вспомогательного персонала факультета/института/кафедры без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в порядке предусмотренном ТК РФ.
7 Заключительные положения
7.1 Должностная инструкция вводится в действие с момента ее утверждения и становится обязательной для работника после ознакомления с ней с обязательным заполнением Листа ознакомления.
специалист по учебно-методической работе факультета /кафедры
[1] При разработке должностных инструкций в подразделениях на основе данной примерной должностной инструкции, в рамках указанных зон ответственности перечень функций может быть изменен, т. е. можно убирать те или иные трудовые функции, или добавлять новые в зависимости от специфических особенностей подразделения и от сложившихся традиций.
[2] Данный перечень может быть изменен в зависимости от специфики трудовых функций работника того или иного подразделения.
[3] Могут быть указаны иные личные качества, важные для успешной деятельности с точки зрения руководителя, в количестве 7±2.
Профессиональные
Специалист по учебно-методической работе
Должностные обязанности. Выполняет методическую работу по планированию и организации учебного процесса. Организует формирование учебных планов по направлениям (специальностям) подготовки студентов (бакалавров, специалистов и магистров) в соответствии с образовательными стандартами. Осуществляет распределение учебной нагрузки между факультетами, отделениями и кафедрами. Составляет ведомости выполнения почасовой нагрузки кафедр. Составляет учебное расписание преподавателей, расписание выполнения лабораторных, практических работ, семинаров, консультаций обучающихся (студентов, слушателей). Контролирует наличие и выполнение учебных планов кафедр, индивидуальных планов преподавателей, программы читаемых курсов лекций на предмет соответствия образовательному стандарту. Проверяет наличие учебной документации на кафедрах: рабочих программ курсов, расчета учебной нагрузки на учебный год (семестр), планов работы учебно-вспомогательного персонала, протоколов заседаний кафедры, журналов учета лабораторных работ, домашних заданий, курсового проектирования, списка тем дипломных проектов, списка руководителей дипломных и курсовых проектов, расписаний лабораторных работ, приема домашних заданий, проведения консультаций. Осуществляет оперативное регулирование выполнения учебного процесса. Фиксирует отклонения в выполнении учебной нагрузки с целью урегулирования расписания занятий и недопущения отклонения от образовательного стандарта. Корректирует ведомости выполнения учебной (почасовой) нагрузки. Осуществляет компьютерную обработку получаемой информации. Руководит разработкой системы рейтингов обучающихся (студентов, слушателей), составляет рейтинги, отвечает за обеспечение доступа к ним. Координирует освещение образовательного процесса на сайте структурного подразделения образовательного учреждения. Анализирует и представляет руководству сведения о причинах академической задолженности обучающихся (студентов, слушателей), отсева обучающихся (студентов, слушателей), а также отчеты по выполнению учебной нагрузки преподавателями. Готовит предложения по величине государственного задания и государственного заказа по подготовке бакалавров, специалистов и магистров и иных обучающихся на будущие периоды, по распределению численности профессорско-преподавательского (педагогического) персонала по кафедрам в зависимости от учебной нагрузки, выполняемой кафедрой. Составляет график использования аудиторного фонда для занятий с обучающимися (студентами, слушателями).
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования и науки; локальные нормативные акты образовательного учреждения; основные технологические процессы, правила и приемы работы по направлениям деятельности образовательного учреждения; методические и нормативные документы по организации учебного процесса, составлению учебно-методической документации и обеспечению учебного процесса; требования образовательного стандарта по направлениям подготовки (специальностям) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Профессия методист
Эта профессия получила второе рождение благодаря развитию онлайн-образования. Сегодня методисты – востребованные сотрудники, в том числе в интернете. Их ищут учебные центры, онлайн-университеты, организаторы курсов и программ дополнительного образования.
В статье расскажем, кто такой методист и что он делает. Сколько платят таким специалистам и в чем заключается их работа. Как освоить профессию с нуля.
Содержание статьи:
Кто такой методист и чем он занимается?
Корни профессии уходят в XIX век. В это время в России появились советы практикующих учителей, которые стали обмениваться опытом.
Методист – это своего рода учитель-инструктор. Что входит в его обязанности?
Может участвовать в подготовке презентаций и других материалов, которые используются на уроках.
Говоря простыми словами, методист онлайн-курсов – это человек, который организует учебный процесс и следит за его качеством. Помимо работы с педагогами, в обязанности методиста входит сбор обратной связи от учеников. Суть его работы – помогать улучшать занятия.
Например, методист образовательных программ в онлайн-школе может:
Выполнять иные задачи, связанные с организацией учебного процесса.
Методист – это профессия, требующая разносторонних знаний и навыков. Она подойдет людям с аналитическим складом ума, которым нравится работать с информацией, обрабатывать данные, искать суть, обучать.
Плюсы и минусы профессии
Сколько получают методисты?
Зарплата новичка составляет около 30 тыс. рублей в месяц. Специалист с опытом может получать от 40-50 тыс. и до 80-100 тыс. рублей. В сфере онлайн-образования встречаются вакансии, где предлагают заработок на уровне 150 тыс. рублей в месяц.
На фрилансе доход зависит от количества и сложности проектов. Например, стоимость услуг методиста при запуске нового курса может составлять 20-30 тысяч рублей. Начинающие берут за час работы порядка 300 рублей, фрилансеры с опытом – 1000-1500 рублей за час.
Самые высокие зарплаты предлагают учреждения дополнительного образования и онлайн-курсы.
Что должен знать и уметь методист?
Профессиональные знания и навыки
Как стать методистом и где учиться?
Есть два варианта: получить высшее педагогическое образование или пройти курсы.
Например, в вузах подойдут специальности: психология и социальная педагогика, психология образования, педагог начального образования, педагог школьной дисциплины. Затем необходимо получить педагогический опыт.
Второй вариант – пройти курсы в интернете. На них готовят специалистов для работы в онлайн-школах. Также они подойдут людям, которые хотят запускать свои учебные программы на профессиональном уровне. Например, бизнес-тренерам, коучам, фрилансерам.
Примеры курсов и интернете, где учат на методистов:
Название программы и ссылка на нее
Подходит новичкам, а также специалистам в области образования, которые хотят стать методистами. Вас научат составлять учебные программы, проектировать теорию и практику, мотивировать учеников, организовывать образовательный процесс и многое другое. Дипломный проект – разработка программы своего курса.
Обучение профессии с нуля. Включает программу курса, описанного выше, и дополнительные блоки. В частности, продюсирование. Вы сможете не только работать методистом, но и обучать других создавать образовательные программы.
Где искать работу?
Если вы хотите работать в школе или университете, имеет смысл отнести резюме в отдел кадров соответствующего учреждения.
Методист: чем он занимается?
Методисты разрабатывают образовательные программы и новые методики обучения. Основные требования, предъявляемые к сотруднику, – это знания государственных образовательных стандартов, основ педагогики и психологии. Методисты могут найти работу в учебных дошкольных учреждениях, школах и вузах. Чтобы получить работу, требуется высшее профессиональное образование.
Кто такой методист
планирование работы педагогического состава;
координация их деятельности;
организация семинаров, собраний и пр.
Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.
Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях. Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. Главная цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.
Источник фото: diana.grytsku/freepik
В чем заключаются обязанности методиста
Специалист данного профиля играет важную роль в организации учебной деятельности. В служебные обязанности методиста входит:
оказание методической помощи учителям (разработка планов и образовательных программ, проведение семинаров, тренингов, конференций и пр., знакомство с новой специальной литературой);
организация и координация работы всего коллектива (подготовка расписания занятий, расчет заработной платы, покупка новых учебных материалов);
поиск и прием на работу новых сотрудников.
Специалист обязан следить за появлением новых методик, применять наиболее эффективные из них в практической деятельности, анализировать и оценивать эффективность текущих методов работы.
Чаще должность методиста занимает опытный преподаватель, который хорошо знает свою дисциплину, методы изложения материала, сложности, возникающие в процессе обучения и организации пр.
Помимо этого работа методиста заключается в повышении квалификации работников, организации курсов дополнительного образования и пр. На сотруднике лежит большая ответственность за деятельность преподавателей и грамотное оказание образовательных услуг.
Профессиональные требования к работнику
Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.
Стандартными требованиями к методисту являются следующие:
высшее педагогическое образование;
знание последних методик обучения;
грамотная речь (устная и письменная);
желание развивать профессиональные навыки.
Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.
Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.
Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.
Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.
Как стать методистом
Психология и педагогика;
Педагог начального образования;
Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.
В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).
Источник фото: prostooleh/freepik
Личностные качества методиста
Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:
Дополнительно методист должен:
обладать аналитическим складом ума;
иметь хорошо развитые внимание и память;
иметь организаторские способности;
знать психологию человека.
Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.
Где требуются методисты
Методисты чаще всего работают в школах, различных частных образовательных центрах. Их услуги также востребованы в детских садах, колледжах, училищах, институтах и т.д.
Возможность карьерного роста
Успешное выполнение обязанностей, трудолюбие и активность могут способствовать получению методистом должности заведующего или директора образовательного учреждения. Другой схемы карьерного роста не предусмотрено.
Сколько зарабатывает методист
Заработная плата методиста зависит от его профессиональных качеств, места работы и региона проживания. В среднем по России оклад сотрудника составляет 10 000 – 30 000 руб.
Плюсы и минусы профессии
Как и любая другая должность, профессия методиста подразумевает наличие плюсов и минусов. К положительным сторонам относятся:
постоянное развитие, изучение нового материала, чтение новой профессиональной литературы;
использование творческого и интеллектуального потенциала;