Чем занимается спортивный директор
Чем занимается спортивный директор
СПОРТИВНЫЙ ДИРЕКТОР: КТО ТАКОЙ И ЗАЧЕМ НУЖЕН?
В свете слухов о поисках кандидата на должность спортивного директора в «Манчестер Юнайтед», мы решили разобраться в деталях и требованиях к данной должности вместе с Training Ground Guru.
В настоящий момент позиция спортивного директора (или аналогичная по обязанностям) существует в 15 клубах Премьер-лиги. Недавний вопрос «зачем нужна эта должность» постепенно сменяется на «как эффективнее выполнять эту работу».
Вот список всех действующих спортивных директоров в клубах АПЛ:
• Arsenal: Raul Sanllehi (Head of Football Relations)
• Bournemouth: Richard Hughes (Technical Director)
• Brighton: Dan Ashworth (Technical Director)
• Burnley: Mike Rigg (Technical Director)
• Crystal Palace: Dougie Freedman (Sporting Director)
• Everton: Marcel Brands (Director of Football)
• Fulham: Tony Khan (Director of Football Operations)
• Leicester: Jon Rudkin (Director of Football)
• Liverpool: Michael Edwards: (Sporting Director)
• Manchester City: Txiki Begiristain (Director of Football)
• Southampton: Ross Wilson (Director of Football Operations)
• Tottenham: Rebecca Caplehorn (Director of Football Operations)
• Watford: Andy Scott (Sporting Director)
• West Ham: Mario Husillos (Director of Football)
• Wolves: Kevin Thelwell (Sporting Director)
ВИДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА И СТРАТЕГИЯ
Как видно из списка, в Англии эта вакансия уже пустила корни, но окончательно еще не прижилась: даже названия указанной должности разнятся от клуба к клубу, в отличие от лиг Италии и Германии.
В компании «Элит Перформанс Партнерс» (кадровое агентство, поставляющее высококвалифицированные кадры для спортивных организаций) спортивного директора рассматривают как некий «мост» между СЕО(Эд Вудворд в «Манчестер Юнайтед») и главным тренером команды. То есть человек, который балансирует между коммерческой и спортивной составляющей успеха футбольного клуба.
Такой специалист должен понимать и уметь разговаривать как на языке спорта, так и понимать бизнес-процессы футбольного клуба. Он или она связывает воедино все активности клуба в общее видение и стратегию.
Современные футбольные клубы работают в сложных и конкурентоспособных условиях рынка, где тренерство, аналитика, скаутинг и найм спортсменов, медицинский штаб – все это является равными интегрированными частями единой системы. Для того, чтобы эта система эффективно работала, жизненно важно, чтобы все эти департамента имели единую цель, стратегию и осознание влияния бизнес-процессов друг на друга.
Самый большой вызов в футболе – да и в любом другом профессиональном спорте – это победы и титулы в кратчайшие сроки. Спортивный директор нужен для того, чтобы создать и внедрить общее видение, философию, культуру и стратегию, которые жизненно необходимы для устойчивого развития и успеха. Это значит, что импульсивных и необдуманных решений(как в «Юнайтед» последних лет – прим. переводчика) быть не может, потому что у клуба есть стратегия.
В своем недавнем интервью, спортивный директор ФК «Норвич Сити» Стюарт Уэббер объяснял, что их долгосрочная стратегия предотвратила увольнение главного тренера Даниэля Фарка от отставки в конце сезона 2017/18, когда команда финишировала на 14-м месте в Чемпионшипе (2-я лига Англии – прим. переводчика).
Уэббер видел, что у главного тренера все отлично получается в этих 3-х ключевых направлениях развития и верил в то, что результаты будут улучшаться с течением времени. Сейчас Даниэль Фарк все еще работает главным тренером «Норвича» и они возглавляют турнирную таблицу Чемпионшипа после 34-х туров (в Чемпионшипе сезон состоит из 46 игр).
Чтобы быть успешным, спортивному директору нужно широкое пространство для деятельности и контроля спортивной составляющей без давления, которое определенно возникает каждую неделю в связи с проведением футбольных матчей. Это позволит главному тренеру, как в случае с «Норвичем» спокойно концентрироваться на следующем матче, имея в руках все необходимые инструменты для этого.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ
Когда Дэн Эшворт был приглашенным гостем в студии Sky Sports в прошлом году (на тот момент он был назначен Техническим Директором в «Брайтон энд Хоув Альбион»), он процитировал 4 ключевых направления своей роли: спортивные успехи и стиль игры первой команды, развитие академии клуба, поиск и найм новых специалистов, а также спортивная наука и медицина.
Найм и удержание сотрудников в этих ключевых отделах – это жизненно важная миссия для любого клуба. Первоочередная задача каждого спортивного директора чаще всего сводится к назначению Главного Тренера, который возьмет на себя ответственность за результаты на поле.
Международный скаутинг и знание игроков крайне важно, однако умное сотрудничество с сильным руководителем отдела рекрутинга(англ. Head of Recruitment) может сделать эту задачу гораздо проще и эффективнее, независимо от того, из какой области пришел в клуб спортивный директор. Гораздо более важно, чтобы спортивный директор понимал путь развития современного атлета ТОП-класса и трендов развития индустрии.
ЛИДЕР, А НЕ ПРОСТО НАЧАЛЬНИК
Существует большая разница между этими двумя словами, даже несмотря на то, что их часто употребляют в едином контексте. В своей книге «Управляя изменениями», Джон Коттер заметил смещение в «верхушках» организаций: от управленцев ведущие мировые компании все чаще переходят на лидеров, способных вдохновлять других сотрудников через донесение ценностей и видения. Автор утверждает, что это является ключевой разницей в подходах к бизнесу ХХ и XXl веков. Это именно то, что приносят с собой люди вроде Эшворта (Тех. директор Брайтона): сильное лидерство, полное понимание внутренней «кухни» и культуры в клубе и способность направлять и развивать культуру высоких ценностей.
ВНЕ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ
Как вы уже поняли из списка спортивных директоров ранее в этой статье(см. список выше), практически все они выросли в индустрии футбола, кроме Тони Хана из «Фулхэма».
Однако, главное в роли директора – иметь лидерские качества и приемлемую для клуба поведенческую модель. Эти навыки зачастую встречаются в разных видах спорта.
Саймон Тимсон является еще одним шикарным примером лидера, который может применить свои навыки в любой сфере. В ходе своей карьеры, от прошел путь от скелетона и крикета до Перформанс-директора в Соединенном Королевстве(UK), где он руководил развитием всех олимпийских видов спорт при подготовке к олимпиаде в Рио в 2016 году. Сейчас Саймон занимает пост перформанс-директора в сфере тенниса на траве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце концов, все люди в футбольном клубе, как и в любой организации – единая команда. Каждый имеет свои обязанности и задачи. Выполняя свою работу хорошо, вы вносите весомый вклад в развитие и успех всего клуба.
Успех приходит, когда есть ясность и направление. Они же, в свою очередь, базируются на лидерстве, способности постоянно адаптироваться под условия рынка, постоянной жажды новых знаний и применения передовых практик. Все эти качества должны быть представлены в вашем спортивном директоре.
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция директора спортивного клуба
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция директора спортивного клуба [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.2. На должность директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5-ти лет.
1.3. Назначение на должность директора и освобождение от нее производится в порядке, установленном учредительными документами спортивного клуба, а именно [вписать нужное].
1.4. Директор должен знать:
1.4.1. приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие его работу;
1.4.2. положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», иных нормативных правовых документов, определяющих направления и перспективы развития физической культуры и спорта, основы гражданского, налогового, трудового законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе, об охране здоровья граждан;
1.4.3. основы финансово-хозяйственной деятельности и делового администрирования;
1.4.4. профиль, специализацию и особенности структуры спортивного клуба;
1.4.5. основы рыночной экономики, организации труда и управления;
1.4.6. отечественный и зарубежный опыт в области развития физической культуры и спорта;
1.4.7. средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
1.4.8. основы психологии и социологии;
1.4.9. этику делового общения;
1.4.10. основные принципы планирования работы;
1.4.11. требования к составлению и заключению различных хозяйственных договоров и оформлению документации (учетной, отчетной и пр.);
1.4.12. правила внутреннего трудового распорядка;
1.4.13. правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Директор подчиняется непосредственно [вписать нужное].
1.6. В подчинении директора находится весь персонал клуба.
1.7. На время отсутствия директора (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности
Директор спортивного клуба:
2.1. Осуществляет общее руководство административно-хозяйственной и экономической деятельностью спортивного клуба.
2.2. Составляет планы спортивной и финансово-хозяйственной деятельности клуба с применением социально-экономических условий.
2.3. Организует работу спортивного клуба и всего персонала, а именно:
2.3.1. организует и осуществляет контроль за подготовкой сборных команд и спортсменов, за организацией тренировочного процесса;
2.3.2. контролирует эффективное использование и техническое состояние спортивного инвентаря, эксплуатацию имеющихся спортивных сооружений;
2.3.3. согласовывает в случае и в порядке, установленном законодательством, условия и сроки перехода спортсменов из клуба в другие спортивные организации, и наоборот.
2.3.4. представляет в [наименование уполномоченного органа] документы для присвоения спортивных разрядов и званий, тренерских категорий спортсменам и тренерам;
2.3.5. организует работу по подготовке, переподготовке, повышению квалификации персонала спортивного клуба, общественных инструкторов;
2.3.6. реализовывает меры по социальной защите спортсменов, тренеров и иных работников спортивного клуба, ветеранов спорта, координирует свои действия по этим направлениям с органами местного самоуправления;
2.3.7. разрабатывает и утверждает календарный план спортивно-массовых мероприятий;
2.3.8. организовывает и проводит спортивные соревнования по различным направлениям спортивной деятельности;
2.3.9. участвует в работе по осуществлению межрегиональных, международных связей в области физической культуры и спорту;
2.3.10. осуществляет рекламу, теле- и радиотрансляцию спортивных соревнований, организованных с участием спортивного клуба;
2.3.11. предоставляет спортивные и физкультурно-оздоровительные услуги населению, а именно организация секций, кружков, туристских походов и др. видов спортивных мероприятий, а также прокат спортивного инвентаря и оборудования для населения;
2.3.12. организовывает работу сезонных площадок на территории спортивного клуба: катков, теннисных кортов, поля для гольфа, лыжных трасс и т.д.
2.3.13. организовывает работу кафе, бильярдных залов, кегельбана и т.п., находящихся на территории спортивного клуба.
2.4. Обеспечивает спортивный клуб квалифицированными кадрами с наилучшим использованием знаний и опыта работников, а именно:
2.4.1. заключает трудовые договоры (контракты) с персоналом клуба;
2.4.2. осуществляет контроль над строгим соблюдением персоналом клуба техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности;
2.4.3. принимает решения по представлениям о наложении административных взысканий, применении мер поощрения к персоналу клуба;
2.4.4. утверждает распорядок (расписание) работы тренерского и инструкторского состава клуба.
2.5. В пределах предоставленных ему полномочий решает финансовые и материальные вопросы деятельности спортивного клуба, а именно:
2.5.1. обеспечивает оснащение спортивного клуба спортивно-технологическим, инженерным оборудованием, инвентарем, материалами;
2.5.2. организует своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, помещений клуба и оборудования;
2.5.3. определяет условия и заключает различные гражданско-правовые договоры, заключение которых необходимо для обеспечения нормального функционирования спортивного клуба, осуществляет контроль над их выполнением.
2.6. Разрешает все вопросы, связанные с оказанием услуг клиентам клуба, в том числе рассматривает претензии и жалобы посетителей, связанные с качеством оказанных услуг.
2.7. Занимается вопросами поиска спонсоров, привлечения целевых средств в рамках благотворительных программ, размещения рекламы услуг, оказываемых спортивным клубом, в средствах массовой информации с целью привлечения клиентов.
2.8. Руководит иными, предусмотренными учредительными документами спортивного клуба, видами деятельности.
2.9. Директор обязан:
2.9.1. своевременно отвечать на запросы других сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставлять требуемую информацию в полном объеме;
2.9.2. непрерывно повышать свой профессиональный уровень;
2.9.3. честно и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности;
2.9.4. объективно относиться к другим сотрудникам, оценивать их вклад в достижение целей спортивного клуба по результатам их работы независимо от личного отношения;
2.9.5. содержать имущество, принадлежащее клубу, в целости и сохранности;
2.9.6. всемерно способствовать формированию и укреплению благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
2.9.7. хранить служебную и коммерческую тайны;
2.9.8. соблюдать правила конфиденциальности при работе с личной информацией сотрудников спортивного клуба, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
3. Права
Директор спортивного клуба имеет право:
3.1. Представлять интересы спортивного клуба во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления.
3.2. Распоряжаться имуществом и средствами спортивного клуба с соблюдением требований, определенных законодательством, решениями учредителей, иными нормативными правовыми актами.
3.3. В пределах, установленных законодательством, определять состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты.
3.4. Требовать от учредителей спортивного клуба оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.5. Открывать в банковских учреждениях расчетный и другие счета.
3.6. Принимать решения по представлениям: о привлечении работников, нарушивших трудовую дисциплину, виновных в причинении материального ущерба клубу, к материальной и дисциплинарной ответственности; о моральном и материальном поощрении особо отличившихся работников.
3.7. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство, пр.
3.8. Заключать трудовые договоры (контракты).
4. Ответственность
4.1. Директор спортивного клуба несет ответственность:
4.2. Директор спортивного клуба несет персональную ответственность за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных законодательством, уставом, иными нормативными правовыми актами. Он не освобождается от ответственности, если действия, влекущие ответственность, были предприняты лицами, которым он делегировал свои права.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]
Учредитель [инициалы, фамилия]
Начальник юридического отдела [инициалы, фамилия]
С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия]
Должностная инструкция директора спортивного клуба
Открыть в формате WORD
Если еще пару лет назад спортивные клубы создавались энтузиастами-спортсменами и их основной клиентурой были такие же спортсмены, то в настоящее время мода на фитнесс, аэробику, бодибилдинг и просто оздоровительную гимнастику достигла небывалых высот.
Все чаще и чаще руководство крупных компаний обращает внимание на состояние здоровья своего персонала и создает на базе своего имущества спортивные клубы, фитнесс-центры, тренажерные и аэробик-залы.
На рынке спортивно-оздоровительных услуг выделяют два типа клубов: создаваемые при предприятиях (в качестве структурных подразделений или на базе имущества предприятия) и создаваемые в качестве самостоятельных предпринимательских субъектов. Первые предоставляют услуги только работникам предприятий, вторые — населению.
В штат спортивного клуба входит административный, инструкторский и иной профильный персонал. Организует работу всего персонала директор спортивного клуба. Его задачи, как правило, сугубо хозяйственные (если он не совмещает работу в качестве инструктора): он обеспечивает материально-техническую базу, набирает персонал, осуществляет общее руководство работой различных секций клуба (тренажерного зала, зала аэробики, массажного кабинета, солярия, др.).
Непосредственно тренировки, занятия организуют и проводят фитнесс-инструкторы, инструкторы по аэробике, инструкторы по бодибилдингу и иной спортивно-организационный персонал. Инструктор по спортивно-оздоровительной гимнастике — условное наименование должности инструктора, отвечающего за определенное направление работы. Оно введено для создания общей инструкции, на основе которой менеджер по персоналу или иной кадровый работник может разработать должностной документ на каждый тип инструктора (фитнесс-инструктора, инструктора по аэробике, др.).
ИНСТРУКЦИЯ ДИРЕКТОРА СПОРТИВНОГО КЛУБА
1. Директор спортивного клуба относится к категории руководителей.
2. На должность директора спортивного клуба назначается лицо, имеющее
профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее
Кто такой спортивный директор и для чего он нужен футбольному клубу?
В.В. Лобановский (отрывок из книги “Бесконечный матч”)
Лобановский опережал свое время, и то что ему было понятно давным-давно, для нас становится очевидным лишь спустя десятилетия.
Вне зависимости от амбиций и вектора развития необходим компетентный человек, который будет разделять философию клуба и осуществлять все задумки.
К сожалению, в российских клубах очень мало сильных спортивных менеджеров, у которых можно чему-то реально поучиться и вдвойне печально, что большинство этих профессионалов – иностранцы.
Недавно задался вопросом: «Кто самый сильный спортивный менеджер в России?»
Несмотря на скудный выбор, ответ найти не так просто, так как при оценке квалификации спортивного менеджера необходимо учитывать контекст. Очень сложно сравнивать, скажем Илью Геркуса и Шамиля Газизова (периода Уфы), т.к на восприятие влияет калибр клуба, с точки зрения амбиций, стабильности и финансовых возможностей.
К сожалению, стоит отметить, что в каждой второй команде РПЛ отсутствует спортивный директор и его функции распределены между другими топ менеджерами и главным тренером команды. И в целом можно констатировать, что позиция спортивного директора постепенно обесценивается в России.
На Западе же все ровно наоборот. Но хотел бы сразу оговориться, что не считаю свои умозаключения догмой, скорее это гипотеза, основанная на совестной работе с ТОПовыми управленцами (моими ориентирами были: Антон Евменов, Эрик Штоффельсхаус и Хавьер Рибалта).
В этой статье вы узнаете:
Эволюция футбола
В последние годы мы стали свидетелями влияния бизнеса на спорт, что в сою очередь усложнила спорт с точки зрения управления. Очевидно, что футбол становится не просто игрой, а гигантской индустрией. И дабы быть конкурентоспособными, в клубе должны быть специалисты, обладающие комплексом управленческих навыков для того, чтобы эффективно руководить спортивным бизнесом.
Мы находимся в процессе эволюции ряда профессий в футболе. Раньше главный тренер занимался всем сам: работал над физической подготовкой, настроем команды, над тактическими перестроениями в обороне и в атаке, игре при стандартах и т.д.
Сейчас мы видим, что все больший вес имеют узкопрофильные специалисты:
Уже можно смело предполагать, что основной задачей главного тренера становится не тренировать, а руководить группой тренеров (специалистов) и совместно двигаться к поставленной цели. Следовательно, главного тренера можно считать уже больше менеджером, нежели непосредственно коучем.
В то же время у тренера теряются полномочия касательно стратегической работы. Он все еще отвечает за результат на поле, плюс в его обязанности входит огранка молодых талантов. Но все же функционал тренера постепенно очерчивается операционной деятельностью, а функции стратегического планирования все больше и больше переводят к спортивному директору. В современном футболе тренер становится лишь частью (хотя и ключевой) общего механизма.
Многие могут возразить, мол, но как же тренеры, ведь именно они держат в своих руках корабль под названием «Футбольный клуб», но на самом деле, все не так очевидно. В Европе главный тренер больше не мессия, которому все заглядывают в рот в ожидании чуда. Сейчас тренер становится проектным специалистом, который приходит под конкретные задачи на срок максимум в 2-3 года. Конечно, есть исключения (например, Диего Симеоне из «Атлетико» Мадрид), но они скорее подтверждают правило. Теперь главные герои европейских футбольных клубов – спортивные директора. Парни в пиджаках все еще держатся в тени тренеров, но степень влияния на все бизнес-процессы постепенно переходит к ним.⠀
Самые стабильные и успешные клубы последних 5-7 лет тому подтверждение. В каждом из таких клубов трудится талантливый спортивный директор:
Последний показательный пример работы спортивного директора – Андони Субисаретта в «Марселе», который за два года сделал из бело-голубых финалистов Лиги Европы.
Кто же такой спортивный директор и зачем он нужен?
Спортивный директор в наше время совершенно необходимый человек с достаточно широким кругом обязанностей, начиная от селекции, заканчивая организацией клубной инфраструктуры. Принято считать, что основной функцией СД является координация всех ключевых вопросов жизнедеятельности футбольного клуба. Его рассматривают как некий «мост» между СЕО и главным тренером. Спортивный директор нужен для того, чтобы создать и внедрить общее видение, философию, культуру и стратегию, которые жизненно необходимы для устойчивого развития и успеха. Одна из его основных задач — чтобы команда не зависела от смены тренеров, которая всегда неизбежна.
Функционал спортивного директора
Прежде чем перейти к фигуре СД необходимо заострить внимание, что у любого клуба должна быть сформирована своя понятная философия, включающая в себя: стратегию развития и стиль игры. То есть владелец клуба должен видеть некий эталон (клуб), на который должны равняться его топ менеджмент при конструировании клуба.
Прежде чем начать перечислять функционал СД, давайте воспроизведем, чем обычно занимается спортивный директор в футбольном клубе. Его работу можно разделить на три основных направления.
Нередко спортивный директор фокусируется только на Первой команде и превращается в менеджера по трансферам, лишь частично используя скаутинг для осуществления сделок. В каком-то смысле СД можно понять, в конце концов его работу оценивают прежде всего по результатам Первой команды и вполне возможно, ему просто не дадут необходимого времени на выстраивание всех внутренних процессов, если он не даст результат здесь и сейчас.
У этого подхода есть существенный минус. Концентрируясь только на Первой команде и забывая уделить должное внимание подготовке резерва, рано или поздно это приведет к расслоению между основой и молодежными командами. Департамент подготовки резерва начнет жить своей жизнью, что естественно ни к чему хорошему не приводит. Молодые футболисты, не видя перспектив попадания в Первую команду, начинают смотреть на сторону и в конечном итоге уходят к конкурентам.
Следовательно, очень важно, чтобы спортивный директор был вовлечен во многие процессы молодежного футбола. Был в курсе о переходах футболистов в рамках школы из одной команды в более старшую и наоборот, из Академии в молодежный состав и т.д.
Теперь давайте перейдем к функционалу спортивного директора. Я отметил ряд ключевых составляющих.
1. Постановка целей и стратегическое планирование
Получив вводные от клуба, спортивный директор должен понять, как собственно он сможет достичь поставленных целей. Для этого необходимо составить “дорожную карту”, включающую в себя краткосрочные и среднесрочные цели, т.е. должны быть обозначены конкретные шаги действий к поставленным целям.
Постановка таких целей означает понимание и моделирование результатов, которые намеревается достичь в течение ближайшего периода времени его футбольный клуб и команда, в частности. Программа одного игрового сезона должна быть выстроена в более масштабную картину деятельности, охватывающую 4-5 летний период. В рамках этой деятельности у спортивного директора и главного тренера есть время создать чемпионскую команду, интегрировать молодых игроков из академии и приобретать новых футболистов для повышения среднего уровня мастерства команды. Важно держать фокус на достижении побед, при этом оставаться последовательным в своих действиях. Спортивный директор должен ставить достижимые, понятные, конкретные и сложные цели перед тренерским штабом и командой.
2. Определение стандартов работы
Современные футбольные клубы работают в сложных и конкурентоспособных условиях рынка, где тренерство, медицина, аналитика и скаутинг являются равными интегрированными частями единой системы. Для эффективной работы этой системы жизненно важно, чтобы все эти департамента имели единую цель, стратегию и осознанное влияния друг на друга.
Спортивный директор ответственен за все бизнес процессы в клубе, касаемые спорта, включая логистику, питание, экипировку, взаимодействие с клубными медиа и т.д. Именно он должен определять функционал всех руководителей отделов и быть ответственным за создания протоколов всех ключевых бизнес процессов внутри клуба.
3. Аудит всех ключевых сотрудников
Логично предположить, что если спортивный директор отвечает за все процессы, ему и формировать команду из единомышленников. Это не значит, что новому СД обязательно нужно уволить всех сотрудников и нанять новых. Прежде всего, ему необходимо провести аудит каждого специалиста и выяснить, с кем он готов работать, а кого нужно уволить и взять на его место более квалифицированного специалиста. Очень важно на этом этапе провести четкую границу полномочий между владельцем/генеральным директор и спортивным директором. Не секрет, что руководство стремится ощутить свою сопричастность ко всем ключевым процессам в клубе, что в свою очередь приводит к ненужным дебатам и спорам по каждому значимому и не очень вопросу. И важно «на берегу» договориться, что управление спортивной части целиком и полностью остается в руках СД.
4. Выбор главного тренера Первой команды
Как надо выбирать главного тренера – вопрос сложный, так же, как и кто должен его выбирать. Однако, когда есть четкое понимание того, к чему стремится клуб, в какой футбол хочет играть, то найти подходящего тренера становится гораздо проще.
Каждый клуб действует по-своему. Часто владелец клуба хочет заниматься этим вопросом лично. В других клубах за этот процесс отвечает генеральный директор. В клубах, где есть ТОПовый спортивный директор, выбор главного тренера – его прерогатива, в конце концов ему же с ним работать на ежедневной основе.
Не берусь судить как правильно, но одно можно сказать совершенно точно, спортивный директор должен быть одним из основных участников этого процесса.
Сам процесс поиска главного тренера можно разделить на несколько этапов:
1. Определение системы подбора тренера
Только имея свою философию и видение, следует начинать мониторинг с учетом ее ключевых аспектов. При выборе кандидатов очень важно учитывать схожесть во взглядах на футбол между руководством и главным тренером. Если выбрали путь атакующего футбола и взяли на работу Пепа Гвардиолу, нельзя потом приглашать Диего Семеоне, если не планируете радикально менять свою философию.
2. Детальный анализ рынка
Любой head hunter скажет вам, что торопиться с выбором главного тренера – путь к провалу. Поиск топ менеджера для любой большой корпорации занимает около 4-5 месяцев. В процессе выбора главного тренера стоит учитывать не только его профессиональные качества, но и личностные характеристики. Кроме умения привести команду к победе, следует принять во внимание способность тренера поднять планку команды и реализовать максимальный потенциал игроков.
3. Собеседование кандидатов
Клубу целесообразно провести несколько раундов переговоров с кандидатом, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Кандидат должен презентовать себя и свое виденье футбола. Не менее важно понять, как он будет решать поставленные задачи, какие инструменты и ресурсы ему понадобятся для достижения этих целей.
4. Сбор рекомендаций
Сбор информации от прежних работодателей, как минимум не помешает и скорее всего, сможет дать вам комплексную оценку личности главного тренера и его профессиональных компетенций.
5. Финальное общение
После сокращения списка кандидатов, необходимо обсудить с тренером ключевые вопросы и презентовать общую философию клуба. В процессе беседы с кандидатом необходимо презентовать виденье будущего глазами его владельца, плюс важно объяснить тренеру действующую модель клубного управления, а также важнейшие стратегические цели клуба. Все это необходимо для четкой постановки задач перед главным тренером и детального обсуждения зоны ответственности каждого топ менеджера. В процессе общения необходимо услышать уверенность от тренера относительно реальных шансов достижения поставленных целей. Однако, не секрет, что тренеры часто говорят “да” только для того, чтобы получить желаемую работу, а значит лучше проговорить и обсудить все важные составляющие успеха, чтобы избежать недопонимания и неприятных сюрпризов в будущем.
5. Выстраивание коммуникаций между СЕО и главным тренером
Очень важно спортивному директору выстроить близкие отношения с главным тренером, находиться рядом в плохое и в хорошее время. Взаимопонимание – ключевой фактор в покупке игроков. Нужно знать, чего хочет тренер.
Руководство клуба должно быть единодушно. Связь в команде должна идти от игроков к тренеру, от тренера к менеджеру, от менеджера к владельцу. В то же время нужно учитывать, что игроки, тренеры, менеджеры и другие члены клуба имеют различные интересы и карьерные ожидания. Организация диалога между всеми сторонами – непростая задача, но она целиком и полностью зависит от людей, находящихся внутри системы.
Фундаментальные принципы управления основываются обычно на четырех «китах»:
✔️ Энергия и энтузиазм владельцев;
✔️ Независимость менеджеров;
✔️ Четкая специализация менеджеров среднего звена;
✔️ Непрерывный диалог между топ-менеджерами.
Если внутри клуба есть напряженность и разногласия, то достичь целей будет невозможно. Этот тезис возможно применим к абсолютно любому клубу. Уровень компетенций и профессионализма не позволит вам реализоваться, так как вы постоянно будете находиться в состоянии войты. Пример Мончи в «Роме» показателен.
6. Формирование спортивного отдела
Процесс комплектования спортивного отдела можно разделить на две составляющие:
При комплектовании спортивного отдела важно понимать, что у каждого скаута есть свои плюсы и минусы, и формирование успешного отдела напоминает сборку конструктора. Каждая деталь должна идеально подходить, т.е. все сотрудники должны суммарно нивелировать слабости друг друга. Должен собраться пазл из крутых скаутов с уникальными скиллами, где каждый сможет за счет соей супер способности привести клуб к успеху.
В следующей статье я более подробно расскажу о принципах комплектования селекционного отдела и современных трендах в скаутинге
7. Согласование финансового трансферного плана
Любая селекционная работа начинается с правильной постановки задачи. Следовательно, прежде чем начать искать, анализировать, сравнивать и вести переговоры с понравившимися футболистами, необходимо понять:
Ответственные за спортивные решения должны четко понимать, что именно необходимо и какие у клуба есть финансовые возможности для усиления. Если спортивный директор не понимает диапазон финансовых возможностей, то процесс осуществления трансфера может сильно затянуться или вообще не состояться.
Во многих клубах есть финансовый трансферный план. Формируется он следующим образом: спортивный директор презентует владельцу клуба свой план по реализации поставленных перед ним задач и обозначает необходимое количество денег на покупку футболистов. Этот план утверждается или корректируется и если все ОК, то начинается самая интересная часть – комплектование команды.
8. Комплектование команды
Спортивный директор отвечает за комплектование команды и несет личную ответственность за каждое трансферное решение. Он же определяет структуру команды совместно с главным тренером, структуру контрактов совместно с руководством, предлагает кандидатов на вход и на выход, является главным переговорщиком от лица клуба.
План комплектования:
9. Трудоустройство игроков
10. Развитие департамента подготовки резерва
Многие руководители и фанаты мечтают, чтобы в их клубе играло как можно больше своих доморощенных футболистов. Как бы парадоксально это ни прозвучало, вполне реально иметь одиннадцать воспитанников в основном составе. Понятно, что это процесс не одного года. Однако представьте, если у вас в каждой возрастной группе будут играть сильнейшие футболисты России, то вам просто надо каждый год в течение 5-6 лет давать шанс 2-3 своим воспитанникам.
Спортивный директор является связующим звеном между Академией, командами U19, U21 и Первой командой. В его обязанности должны входить организация структуры Академии и молодежных команд, назначение/утверждение тренеров в старшие возраста и контроль за качеством подготовки футболистов.
Спортивный директор должен наладить нужный контакт с руководителем Академии для выработки совместного плана по комплектованию юношеских команд.
При правильно выстроенной работе подготовка своего собственного игрока сэкономит клубу деньги. Свои игрок всегда будет стоить дешевле, чем покупка футболиста у другого клуба. Дешевле, но гораздо сложнее и дольше. Чем выше качество собственных воспитанников, тем меньше будет необходимости тратить деньги на новичков, и тем стабильнее будет будущее клуба в долгосрочной перспективе.
Перед тем как покупать новичка, спортивному директору необходимо оценить перспективы, имеющихся своих молодых игроков. Для этого формируется «кадровое древо» из всех талантов академии, способных в ближайшей перспективе перейти в Первую команду. Если же на требуемую позицию таковых игроков нет, а позиция требует немедленного усиления, не остается другого выхода, кроме как раскошелиться на трансфер.
11. Координация всех ключевых вопросов жизнедеятельности футбольного клуба
Спортивный директор должен эффективно взаимодействовать со своими сотрудниками и другими специалистами клуба. Каждому члену группы нужно принять и разделить поставленные перед командой и перед ним конкретно цели. В результате все члены коллектива будут иметь четкое представление о том, чего они стараются достичь, какой вклад они могут внести лично. Это порождает чувство значимости в коллективе.
Важным элементом успеха системы является способность непрерывно корректировать и адаптировать ключевые решения к меняющимся обстоятельствам внешней среды (спорт) и таким образом увеличивать стоимость активов. Спортивному директору крайне важно понимать футболистов еще и как личностей. Без правильной среды и спокойствия сдать может даже самый крутой футболист.
В следующей статье я расскажу подробнее о том, какими компетенциями и качествами должен обладать успешный спортивный директор.