Чем занимается тепловая инспекция
Чем занимается тепловая инспекция
Ведущий инженер-инспектор Куликов Анатолий Михайлович
тел. (8652) 777-309
Служба «Тепловая инспекция» осуществляет:
Готовит предложения руководству и РТС по прекращению подачи тепловой энергии потребителям из-за аварийного технического состояния теплопотребляющих установок и грубых нарушений техники безопасности при их эксплуатации.
Ведет разъяснительную работу с потребителями по соблюдению норм эксплуатации теплопотребляющих установок и рациональному использованию тепловой энергии.
Участвует в расследовании жалоб, заявок на неудовлетворительное теплоснабжение.
Группа по эксплуатации приборов учёта тепла.
1.Участок проливной установки.
Осуществляет ремонт, пролив и государственную поверку тахометрических водяных счётчиков диаметром от 15мм. до 80мм. Включительно.
2.Участок технического обслуживания счётчиков тепловой энергии и регуляторов.
Осуществляет техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, регуляторов отопления и горячего водоснабжения у сторонних организаций. Производит регулировку и пуск приборов, настройку и наладку регуляторов.
3.Участок по приёмке в эксплуатацию приборов учёта и регуляторов.
Осуществляет первичную приёмку в эксплуатацию приборов учёта тепловой энергии и теплоносителя, а, также, регуляторов отопления и горячего водоснабжения после производства монтажа вышеозначенного оборудования.
Осуществляет повторную приёмку в эксплуатацию приборов учёта тепловой энергии и теплоносителя.
Ведущий инженер-инспектор Ростовцев Анатолий Дмитриевич
тел. (8652) 740-457
Группа по диагностике металлов и сварных соединений.
Производит работы по контролю сварных соединений трубопроводов пара, горячей воды, газопроводов, корпусов котлов и др. неразрушающими методами (рентгено-гаммаграфирование).
Производит периодическую аттестацию сварщиков ОАО «Теплосеть».
Мастер: Курников Артём Матвеевич
тел. (8652) 740-457; 777-309.
Организация надзора и контроля за тепловыми установками и сетями. Проблемы и предложения
Центральный федеральный округ
Надзорная и контрольная деятельность МТУ Ростехнадзора по ЦФО по вопросам безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей производились в соответствии с требованиями:
• Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;
• Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок;
• Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации;
• Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей;
• Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей;
• Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды;
• Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115°С); Правил учета тепловой энергии и теплоносителя; Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ;
• Инструкции по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей;
• Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса; Типовой инструкции по расследованию и учету нарушений в работе объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и тепловой энергии;
• Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период и других нормативных актов.
На территории Центрального федерального округа находятся более 2,5 тыс. теплоснабжающих организаций и свыше 136 тыс. потребителей тепловой энергии, в том числе 22% — потребители ЖКХ, 20% — промышленные потребители и более 50% — непромышленные.
В 2006 г. территориальными управлениями ЦФО проведено 28664 обследования тепловых энергоустановок, в результате которых было выявлено свыше 245 тыс. нарушений требований Правил и нормативных документов. Основные замечания (более 107 тыс.) связаны с нарушением правил эксплуатации. Наиболее характерными из них являются:
• износ тепловых энергоустановок и особенно сетей составляет 80-100%;
• отсутствует или неисправна автоматика безопасности;
• работы в тепловых энергоустановках и сетях проводятся без оформления наряда-допуска и распоряжения;
• несоблюдение сроков проверки знаний правил руководителями организаций, руководящими работниками, руководителями структурных подразделений, оперативными руководителями, управленческим персоналом и специалистами;
• не проводятся противоаварийные тренировки с оперативными руководителями и оперативным персоналом;
• отсутствуют инструкции по действиям персонала при ликвидации аварийных режимов, обнаружению и устранению повреждений в тепловых сетях;
• не проводятся гидравлические испытания на плотность тепловых сетей и систем теплопотребле-ния перед началом отопительного сезона;
• не организован контроль за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений;
• неукомплектованность тепловых энергоустановок в полном объеме приборами КИП;
• несвоевременное выполнение режимно;наладочных работ на котельном и вспомогательном оборудовании;
• отсутствие докотловой обработки воды.
За нарушения Правил технической эксплуатации тепловых установок и тепловых сетей:
• даны предписания об отстранении от работы 576 специалистов, в том числе по Московской области — 24;
• направлено представлений в суды и органы Прокуратуры — 135, в том числе по Московской области — 8;
• наложено штрафов на сумму 185 тысяч рублей, в том числе по Московской области — 18 тыс. рублей.
За 2006 год допущено в эксплуатацию 1997 тепловых энергоустановок, в том числе по Московской области — 62.
Особое внимание было уделено вопросам подготовки тепловых энергоустановок и сетей в ОЗП 2006-2007 гг.
Всего по МТУ Ростехнадзора по ЦФО было проведено 10776 проверок по данному вопросу, в том числе 1237 предприятий тепловых сетей и 1906 предприятий тепловых сетей коммунальных предприятий.
Представители Ростехнадзора принимали активное участие в комплексных проверках подготовки ЖКХ к зиме в составе Комиссии по координации деятельности надзорных органов при Коллегии федеральных органов под руководством главных федеральных инспекторов. В Московской области такими проверками были охвачены 22 предприятия в различных муниципальных образованиях области.
Результатами таких проверок явились расширенные совещания в каждом районе с участием Главы или его заместителя с привлечением всех руководителей предприятий, осуществляющих теплоснабжение района.
Несмотря на интенсивную контрольную деятельность со стороны Ростехнадзора, серьезных технологических нарушений в теплоснабжении населения избежать не удалось. Основной причиной этого в первую очередь является чрезвычайно высокий уровень износа тепловых сетей, составляющий не менее 70-80%.
Например, в г. Электросталь 23 февраля 2007 г. произошел прорыв магистрального трубопровода D=630 мм, изготовленного в 1988 году.
Несмотря на то, что замена поврежденного участка трубопровода была осуществлена в тот же день, полностью восстановить теплоснабжение жилых домов и других объектов удалось только утром 24 февраля.
Комиссия, в составе которой принимал участие инспектор МТУ Ростехнадзора по ЦФО, считает, что основной причиной инцидента является ветхое состояние трубопроводов, что подтверждают и результаты независимой экспертизы.
Подобные инциденты произошли и в некоторых других регионах ЦФО, в Курске, Воронеже.
В 2006 году при эксплуатации тепловых установок произошло 2 несчастных случая со смертельным исходом, всего пострадавших — 3 человека.
1. В ГУП «Брянсккоммунэнерго» «Дятьковские межрайонные сети» в результате падения в тепловую камеру, заполненную горячей водой погибли два слесаря-ремонтника.
Основные причины несчастного случая:
• несоблюдение пострадавшими своих должностных обязанностей — принятие в аварийной ситуации самовольного решения об обходе тепловых сетей;
• отсутствие на предприятии инструкции по безопасной эксплуатации тепловых сетей;
• отсутствие плана ликвидации технологических нарушений и аварий в тепловых сетях;
• отсутствие противоаварийных тренировок;
• отсутствие у пострадавших средств защиты (поясов и веревки);
• в тепловой камере отсутствовала стационарная металлическая лестница.
2. В Брянской области в ИП «Тищенко» погиб сторож-истопник комплекса по сжиганию древесных отходов. Основные причины несчастного случая:
• во время работы комплекса по сжиганию древесных отходов не была обеспечена плотность закрытия крышки сгорания предтопка;
• в помещении котельной не обеспечен необходимый воздухообмен за счет естественной вентиляции;
• не обеспечен систематический контроль загазованности воздуха;
• бункер топлива не оборудован блокировочным устройством;
• эксплуатируемое оборудование не предъявлялось органам Госэнергонадзора для допуска в эксплуатацию;
• руководитель предприятия допустил пострадавшего к работе без предварительного обучения, проверки знаний и прохождения медосмотра;
• руководителем не был определен порядок организации осмотров и обходов рабочих мест, в том числе в ночное время;
• на предприятии отсутствует проектная, исполнительная и оперативная документация на тепловые установки.
Многие проблемы эксплуатации тепловых сетей возникают из-за недостатков проектирования: проектировщики не аттестованы на знание Правил вил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03) и, как следствие, не учитывают требований «Норм расчета на прочность трубопроводов тепловых сетей» (РД-10-400-01).
Монтаж тепловых сетей (более 115°С) ведется организациями, не имеющими аттестованных установленным порядком сварщиков и специалистов, аттестованных сварочных технологий, материалов и оборудования, технологии монтажа не разрабатываются;
Материалы, применяемые при монтаже теплосетей, зачастую не соответствуют требованиям ПБ 10-573-03. Отсутствуют паспорта и разрешения на применение для арматуры, отводов, тройников. Для решения этих существенных проблем необходимо:
• разработать научно-технические документы о необходимости аттестации специалистов проектных организаций, осуществляющих проектирование тепловых сетей на знание соответствующих правил;
• обеспечить обязательную экспертизу промышленной безопасности проектов тепловых сетей с температурой более 115°С и их регистрацию как ОПО в соответствии с Законом о промышленной безопасности (практика проверок показывает, что в основном эти сети проходят экспертизу и регистрируются как ОПО только в пределах котельных);
• разработать научно-технические документы об обязательной аттестации сварщиков, специалистов сварочного производства, технологий сварки, материалов и оборудования для организаций, осуществляющих монтаж тепловых сетей; разработать методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований безопасности на теплоэнергетических объектах;
• переработать Правила технической эксплуатации в части проведения проверки знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок: проверка знаний должна проводиться не реже, чем один раз в три года, в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, подконтрольных Гостехнадзору РФ;
• определить категории тепловых энергоустановок, подлежащих надзору по их параметрам; решить вопрос утверждения отчетов о проведении режимно-наладочных испытаний котлов;
• разработать научно;техничестие документы о периодичности обследования тепловых установок и тепловых сетей не реже 1 раз в год в соответствии с Законом о промышленной безопасности.
Выполнение требований нормативных документов Ростехнадзора при проведении обследования оборудования тепловых электростанций, тепловых энергоустановок и сетей. Составление программы обследования, оформления результатов. Контроль устранения выявленных недостатков
Южный федеральный округ
Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по ЮФО
Цель статьи — ознакомление специализированной читательской аудитории с методической базой Межрегионального территориального управления по Южному федеральному округу при проведении различных видов обследований основного энергооборудования, зданий и сооружений, энергоустановок и электростанций, котельных, предприятий электрических и тепловых сетей, энергоснабжающих организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Ростовской области. К ним относятся филиалы и структурные подразделения РАО «ЕЭС России» (ОАО «ОГК-6», ОАО «ЮГК-ТГК № 8»), ведомственные электростанции (ООО «Шахтинская ГТЭС»), теплоэнергетические и электросетевые предприятия коммунальной энергетики, а также организации, которые производят отпуск энергии сторонним потребителям от собственных источников, или имеющие технологическое присоединение к энергоснабжающим организациям (ЭСО).
В целях исполнения требований руководящих документов Службы по осуществлению надзорной деятельности по направлению «Государственный энергетический надзор», в соответствии с требованиями действующих (и в настоящее время) руководящих методических документов Госэнергонадзора, в том числе:
• Инструкции по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии (утверждена 26 ноября 2001 г.).
• Программы (типовая) комплексного обследования энергоустановок электростанций (утверждена 2 апреля 1998 г.).
• Программы (типовая) обследования предприятий по вопросам подготовки энергоустановок и сетей (электрических и тепловых) к работе в ОЗП (отопительный сезон) (утверждена 29 августа 1995 г.). И учитывая собственный опыт ведения надзорной деятельности, МТУ по ЮФО выпущены «Методические указания по проведению обследований по направлению «Энергетический надзор» оборудования, зданий и сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций». С 1996 г. это уже 5-е измененное и дополненное издание. Методические указания утверждены приказом Руководителя МТУ Ростехнадзора по ЮФО от 16.05.07 г. № 162 и введены в действие с 01.06.07г.
Какие задачи решает МТУ? Что из себя представляют Методические указания (МУ)? Какова их структура?
Основной задачей Методических указаний является установление в Управлении единого подхода, методики и порядка проведения инспекторским персоналом контрольно-надзорных мероприятий по направлению «Энергетический надзор» оборудования, зданий и сооружений (кроме гидротехнических) электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей ЭСО, осуществляющих свою деятельность на территории Ростовской области. Для ГТС — разработаны свои методические указания, в настоящее время они перерабатываются.
В I разделе Методических указаний устанавливаются следующие требования:
I. Перечень основных видов обследований ЭСО:
• проверки хода подготовки к работе в ОЗП;
• централизованное — проводимое по распоряжению (совместно) с УГЭН Службы.
II. Программы обследований:
• Ктэс — комплексное электростанций (тепловых, ГЭС);
• Кпгтэс — комплексное паро-газовых (газо-тур-бинных) электростанций;
• КТС+ — комплексное предприятий тепловых сетей, имеющих в своем составе теплоисточники;
• КТС– — комплексное предприятий тепловых сетей, не имеющих собственных теплоисточников;
• Кэс — комплексное предприятий электрических сетей;
• КСб — комплексное организаций, осуществляющих сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
• Ттэс — тематические (32 темы) электростанций;
• Ттс — тематические (30 тем) предприятий тепловых сетей;
• Тэс — тематические (22 темы) предприятий электрических сетей;
• ПЗэсо — проверка готовности к работе в ОЗП теплоисточников, предприятий тепловых сетей РАО «ЕЭС России», АО-энерго, муниципальных и ведомственных теплоэнергетических предприятий коммунальной энергетики (1 программа);
• ПЗэс — проверка готовности к работе в ОЗП электросетевого предприятия (1 программа).
III. Установлены программы проведения обследования служб (подразделений) ОАО «ЮГК ТГК-8», ОАО «Ростовэнерго», муниципальных и ведомственных электростанций, предприятий тепловых и электрических сетей (6 программ).
IV. Установлены примерные перечни проект-но5, приемо5сдаточной и эксплуатационной документации, предъявляемой при допуске нового и реконструированного:
• оборудования, тепловых энергоустановок и тепловых сетей электростанций и теплосетевых предприятий;
• оборудования котельных во временную (до 6 месяцев) эксплуатацию для проведения пуско-на-ладочных работ;
• оборудования котельных — в постоянную эксплуатацию;
• оборудования сезонных котельных, которые переводились в эксплуатационные состояния «в ремонте», на «консервации»;
• оборудования котельных, эксплуатация которых временно (свыше 6 месяцев) прекращалась (административное приостановление деятельности, за задолженность и пр.) и (или) в эксплуатационные состояния «в ремонте» и «на консервации» не переводилось;
• тепловых энергоустановок и тепловых сетей потребителей энергии (во временную и постоянную эксплуатацию).
Указанные Перечни реализуют введенную в МТУ Ростехнадзора по ЮФО последовательность проведения допуска в эксплуатацию энергооборудования всеми направлениями надзора: первыми получают разрешения опасные производственные объекты, затем электроустановка объекта и в завершении — допуск инспектора-тепловика. Во II разделе Методических указаний устанавливается порядок проведения комплексных, тематических и других, предусмотренных МУ, обследований с учетом специфики проверяемой организации:
1. По чьему распоряжению комиссия для проведения обследования, кем готовится распоряжение.
3. Как оформляется результат обследования (форма акта, совместный акт по электро- и тепловой части или раздельный и т.п.).
4. Кем регистрируется акт.
5. Каков порядок контроля выполнения предписаний к акту:
• анализ ежемесячных донесений проверенной организации о ходе выполнения предписания;
• проведение контрольных проверок выполнения предписаний (плановых и внеплановых).
Кроме того, во II разделе Методических указаний инспекторскому персоналу дается ряд методических указаний по проведению обследований в случаях:
• отсутствия в структуре проверяемой организации цеха (службы), оборудования, предусмотренного программой;
• ввода в действие на проверяемой организации ведомственных научно-технических документов (соответствие их требованиям федеральных научно-технических документов, исполнение ведомственных НТД);
• изменения требований и (или) ввода в действие новых федеральных научно-технических документов и др.
Столь подробная детализация требований как в организации, так и в проведении обследования (программы обследований включают максимальное количество подлежащих проверке исполнения требований, строго соответствующих установленным НТД) может показаться, на первый взгляд, излишней. Однако который год мы избавлены от неразберихи, двойного чтения и толкования, что позволяет проводить энергетический надзор на достаточно высоком уровне.
В III разделе Методических указаний устанавливается порядок рассмотрения «Особого мнения» проверяемой организации к акту обследования, переноса сроков и снятия с контроля выполнения предписаний, выданных инспекторским персоналом.
В случае отказа представителя проверенной организации от подписания акта: «Данный факт фиксируется в акте-предписании. Акт-предписание направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) почтовым отправлением с уведомлением о вручении».
Для переноса срока выполнения предписания руководитель проверенной организации направляет на имя руководителя МТУ Ростехнадзора по ЮФО: запрос, содержащий:
• обоснование необходимости переноса срока исполнения предписания с указанием обстоятельств, вскрывшихся в процессе его исполнения; ориентировочный срок исполнения;
• обосновывающие материалы (заключения экспертных организаций, согласования, утвержденные в установленном порядке, технические решения и др.);
• компенсирующие мероприятия, утвержденные руководителем, обеспечивающие безопасную, надежную эксплуатацию оборудования (энергоустановок, энергосетей) в период исполнения предписания с учетом нового срока;
• в случае отсутствия объективных причин и аргументированного обоснования необходимости переноса сроков исполнения предписания прилагается копия распорядительного документа организации о дисциплинарном наказании лиц, виновных в невыполнении и (или) ненадлежащем исполнении предписания органа государственного надзора».
«В двухнедельный срок по получению запроса проверяемой организации о переносе сроков исполнения предписания, руководитель (или по его поручению заместитель) управления организует детальное рассмотрение представленных обоснований (по его решению могут назначаться внеплановые проверки и рассмотрение запроса на ТМС Управления), по результатам которого принимается решение об установлении нового срока исполнения предписания, или отклонении (признании несостоятельной) аргументации, представленной проверенной организацией, при этом предписание считается невыполненным в установленный срок; назначается внеплановая контрольная проверка выполнения предписаний данной организации и принимаются санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации, к виновным в неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении предписания органа государственного надзора».
Снятие с контроля производится после полного выполнения предписания или по решению руководителя, или (по его поручению) заместителя руководителя Управления при наличии соответствующего обоснования.
Процедура принятия решения о снятии с контроля предписания аналогична ранее изложенной — переноса сроков исполнения предписания. Для удобства работы инспекторского персонала Методические указания содержат справочные приложения (4 шт.), а именно:
• « Инструкция по проведению мероприятий. » (утверждена 26.11.2001 г.);
• формы актов (утвержденные приказом МТУ Ростехнадзора от 25.09.06 г. № 408);
• статьи КоАП РФ, относящиеся к компетенции Ростехнадзора;
• нормы времени на основные виды работ (утвержденные Приказом МТУ Ростехнадзора по ЮФО от 30.11.2006 г. № 675).
Польза от издания таких детализированных и подробных «Методических указаний» доказывается более чем 10-летним опытом их применения в Ростовской области: снимается масса вопросов как с инспекторского персонала, так и с проверяемых организаций (большинству проверяемых организаций такие методические указания или выдержки из них вручены).
В настоящее время на выходе переработанные издания МУ по потребителям тепловой энергии и ГТС объектов энергетики и промышленности.
Кроме того, по завершению формирования отделов МТУ Ростехнадзора по ЮФО будут проводиться необходимые организационные и методические мероприятия по вводу в действие МУ в территориальных управлениях Ростехнадзора, осуществляющих свою деятельность на территории ЮФО.
А в вашем доме уже побывал тепловой инспектор?
За готовность дома к ОЗП отвечает управляющая компания или ТСЖ. Ориентируются на уведомление, которое получило от СГК сразу после окончания предыдущего отопительного сезона. В уведомлении 23 пункта. Взяты они, естественно, не с потолка, а прописаны Министерством энергетики в «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
Задача теплового инспектора СГК — перед началом отопительного сезона проверить, насколько полно и качественно подготовлен тепловой пункт, системы отопления и горячей воды, а следовательно, готов ли дом к зиме.
Что проверяет тепловой инспектор
Светлана Клименко, тепловой инспектор СГК в Заводском теплосетевом районе Кемерова
Скачать
Тепловой пункт многоквартирного дома по улице Дружбы, 9/1 Кемерова
Скачать
Цокольный этаж, где размещен тепловой пункт, радует чистотой, сухостью и порядком. Хотя, по словам Светланы Клименко, в такие образцово-показательные подвалы она ходит не всегда — бывают сырые, захламлённые, грязные. На это, кстати, тоже тепловой инспектор обращает внимание.
Как и зачем проводят «гидравлику» на тепловом пункте?
Сначала закрывают все задвижки и мобильной станцией (насосом) повышают давление до 10 атмосфер. В течение 10 минут это давление на датчике должно «простоять», сохраниться. Это значит, что трубопроводы и запорная арматура исправны.
Повышение давления во время проведения гидравлических испытаний внутридомовой системы отопления
Скачать
Зачем промывают систему отопления дома?
Следующий этап — промывка системы отопления дома. В систему отопления подается холодная вода, а затем компрессором — воздух. Под этим напором с внутренней поверхности труб вымываются отложения, грязь, ржавчина, чтобы зимой проходимость горячей воды и теплоотдача труб были лучше.
Вода после промывки одного стояка
Скачать
Тепловые инспекторы СГК сейчас тестируют программу «АРМТИ». В планшете собраны все документы, которые инспектор будет заполнять в электронном виде и отправлять в личный кабинет потребителя
Скачать
Все 23 пункта тепловой инспектор скрупулёзно заносит в акт осмотра. Если что-то не выполнено, дает время на завершение или переделку, до следующей проверки. Но выполнено все должно быть не позднее 10 рабочих дней до начала отопительного сезона.
По словам Светланы Клименко, потребителей, которые бы вообще игнорировали подготовку к отопительному сезону, нет — ни среди управляющих компаний, социальных объектов или коммерческих предприятий. Ведь подготовить свое здание к зиме, в первую очередь, заинтересованы они сами.