Чем занимается торговый отдел
Что такое отдел продаж
Отдел продаж, это важное звено, связывающее между собой производителя и клиента. ОП добавляет к продукту часть услуги (продукт = бренд + товар + услуга) в виде консультаций, организации доставки и т. д., делая его более привлекательным для покупателя. В условиях рынка с высокой степенью конкуренции эффективность его работы напрямую влияет на показатели, важные для выживания и развития компании.
Первый показатель – это количество лояльных клиентов, которым удобно, выгодно и безопасно работать с менеджерами компании.
Второй показатель – это уровень узнаваемости и престижности торговой марки компании. Менеджеров, работающих в отделе продаж, клиенты справедливо воспринимают как часть продукта компании. От того, какое впечатление они оставят о себе, во многом зависит мнение клиентов о продукте в целом.
Оба эти показателя оказывают влияние на третий – прибыль, которая является фундаментом существования и развития компании.
Задачи, решаемые компанией посредством отдела продаж
Задачи руководителя отдела продаж
Ключевой составляющей ОП является его руководитель. В его обязанности входит:
Несмотря на то, что эти показатели не способны полностью отразить эффективность сотрудника, они должны использоваться для анализа ситуации с продажами.
Кроме того, руководитель может использовать мессенджеры и специализированные программы.
Руководителю полезно лично присутствовать на переговорах своих менеджеров с клиентами и прослушивать аудиозаписи.
Наиболее точную информацию о кандидате на должность, можно получить проанализировав результаты нескольких испытаний.
Материальная может включать в себя оклад, проценты с продаж, премии за выполнение плана продаж, премии за победу в соревновании и так далее. Нематериальная состоит из психологического климата в коллективе, возможности роста и самореализации для сотрудников, субъективного ощущения ими своей значимости и востребованности, авторитета руководителя.
Нет смысла делать акцент на чем-то одном в ущерб остальному. Важно построить гармоничную модель, в которой успешный продавец сможет удовлетворить наибольшее количество актуальных потребностей.
Каждый сотрудник должен иметь план обучения, составленный по итогам проверки его навыков и результатов работы. Направление на обучение лучших сотрудников – один из способов мотивации.
Оптимальный размер отдела продаж
Важно учитывать, что если на одного РОПа приходится более 6–7 непосредственных подчиненных, эффективность всей системы падает. Имеет смысл сделать два или больше ОП. Кроме повышения эффективности управления, это даст возможность отделам не «почивать на лаврах», а конкурировать между собой, поддерживая продавцов в рабочем тонусе.
Чтобы сформировать отдел, способный выживать и развиваться в условиях далеких от идеальных, важно учитывать, что:
Влияние особенностей клиента на подбор продавца
В зависимости от того, является ли ваш клиент конечным потребителем (B2C), бизнес структурой (B2B) или госструктурой (B2G), меняются критерии выбора им продукта. Поскольку продавец не может быть силен во всем, необходимо учитывать соответствие его личностных особенностей и решаемых задач.
В этом случае хорошо себя показывают харизматичные, контактные менеджеры, умеющие быстро переключаться между задачами и находить общий язык с разными людьми.
Менеджеры, обладающие хорошей способностью анализировать ситуацию, будут в этом случае незаменимы. Для них важно не столько обаять клиента, склонив к спонтанной эмоциональной покупке, сколько просчитать его выгоду и умело продемонстрировать результат.
Кроме универсальных качеств, важных для любого продавца, для тех, кто работает в этом сегменте рынка, важна рациональность, настойчивость и выдержка.
Выбор оптимальной структуры ОП
Выстроить структуру ОП под все виды продаж невозможно, да и не нужно. Универсальность может повредить способности конкурировать. Кроме того, ситуация на рынке может меняться, поэтому всегда нужно быть готовым внести необходимые изменения: увеличить или уменьшить штат, дополнить или убрать обязанности менеджеров и так далее.
Эффективно себя показывает разграничение функций продавцов.
Например, по каналам продаж:
С точки зрения целесообразности, менеджеров так же можно поделить по принципам:
Хорошо показывает себя структурирование в зависимости от текущей задачи:
Не меньшее значение имеет правильно организованное взаимодействие между подразделениями, не позволяющее клиенту почувствовать себя «брошенным».
Внедрение CRM
Сделать стремительный рывок в продажах поможет CRM. Внедрение системы позволяет поднять эффективность процесса до 30 % в течение недели.
Столь существенный рост происходит за счет решения трех основных задач:
Для корректной работы системы необходимо предварительно составить техзадание под потребности отдела. При этом необходимо понимать, что универсальный вариант системы подходит не всем. В случаях, если у вас уникальные этапы подготовки к заключению сделки, их нужно встроить в систему. О чем с разработчиками следует договариваться заранее.
Важно также создать методички для сотрудников, с помощью которых они освоят систему.
В чем заключается работа отдела продаж
♦ Любой бизнес преследует цель получения максимальной прибыли, а чтобы получить максимальную выручку, нужно увеличить товарооборот или количество оказываемых услуг. Этими задачами может заниматься сам директор или руководитель компании, но лучше, когда к такому вопросу подходят профессионалы из отдела продаж.
В чем заключается значимость отдела продаж
Показателем эффективности работы предприятия является его рентабельность, а она, в свою очередь, зависит от объёмов продаж. Поэтому, показателю объёмов продаж нужно уделять наибольшее внимание, и лучше, чтобы этого делали специалисты из отдела продаж.
♦ Многие думают, что отдел продаж занимается только тем, что перекладывает папки со стола на стол и составляет бесполезные отчеты. На самом же деле, при грамотной организации труда, работа отдела продаж может увеличить объёмы продаж в несколько раз.
Однако, чтобы воплотить задуманное в реальность, нужно постараться. Начать стоит с подбора квалифицированных специалистов, которые прошли специальное обучение и готовы работать на результат. Затем нужно разработать мотивационную концепцию, чтобы сотрудники были заинтересованы в увеличении объемов продаж и своего заработка.
После этого нужно сплотить коллектив, и нацелить на выполнение одного общего дела. Только так можно добиться успеха и высоких объемов продаж.
Посмотрите видео: Типичные Ошибки в Instagram
Функции отдела продаж
Несмотря на то, что отдел продаж не участвует в непосредственном производственном процессе, его роль и значимость на предприятии не уменьшается.
♦ Среди основных функций, которые должны быть возложены на работников отдела продаж можно выделить такие:
Структура отдела продаж
♦ Структура отдела продаж должна отвечать целям, которые преследует компания и тем критериям, по которым будет определяться эффективность работы этого отдела. Принято различать две способа построения структуры отдела продаж:
1. В первом варианте отдел продаж охватывает все функции, связанные с коммуникациями с клиентами, рекламой, разработкой имиджа, а также с непосредственной наработкой клиентской базы. При таком раскладе все менеджеры и другие сотрудники напрямую подчиняются руководителю отдела продаж, который отвечает за весь цикл продвижения товара и увеличение объемов поставок.
Такая структура менее эффективная, так как работа получается разрозненной и многосторонней. Одному руководителю тяжело организовать такое большое количество людей, которые занимаются различными задачами.
2. Второй вариант предполагает наличие руководителей подотделов в отделе продаж. В таком случае, главный руководитель будет разгружен и сможет заняться проблемами оптимизации работы и мотивации подчиненных.
Для руководителей подотделов совсем не обязательно создавать дополнительные должности, достаточно поделить коллектив на группы и назначить там главных. Именно эти ответственные люди и будут отвечать за работу своей команды, за что их конечно же нужно поощрять в виде премии или доплаты к зарплате.
Можно ли обойтись без отдела продаж?
Этот вопрос посещает многих бизнесменов и ответ на него прост: конечно можно, все зависит от размеров и масштабов деятельности предприятия. Если бизнес малый или средний, то вполне можно обойтись без создания отдела и ограничиться несколькими должностями.
Для крупного бизнеса этот отдел незаменим, так как объемы продаж должны быть масштабными и, соответственно, на достижение этих результатов должна работать целая команда людей.
♦ Любой бизнес ставит перед собой цель развиваться и получать максимальный доход. Для достижения этого весь штат компании должен работать, как единый часовой механизм, важной деталью которого является отдел по продажам.
Если следующие 5 минут вы можете в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: Успешный бизнес: законы, которые надо внедрять в жизнь
Понравилось? Жми « Мне Нравится «
Оставьте комментарий к этой статье ниже
Деятельность отдела продаж: основные задачи, организация работы
Из этого материала вы узнаете:
Деятельность отдела продаж заключается не только в том, чтобы делать деньги. Это ключевое подразделение компании, в обязанности сотрудников которого входит: привлечение и удержание клиентов, разработка мероприятий по повышению лояльности покупателей, поиск рынков сбыта и многое другое.
Чтобы отдел продаж нормально функционировал, необходимо грамотно организовать его работу. Существует определенный алгоритм действий, описанный в нашем материале. Следуя ему, вы сможете создать эффективный ОП, который будет работать на благо компании.
Значение деятельности отдела продаж
Задача ОП – повысить показатели продаж своей компании. В больших организациях обычно формируют два подразделения – маркетинга и сбыта. В этом случае деятельность отдела продаж и работу маркетологов организуют их руководители. Для мелких фирм достаточно единственного торгового отдела.
Как известно, каждый бизнес ставит целью получение максимальной прибыли. Но для ожидаемого результата нужно регулярно контролировать объем продаж. Этим и занимается ОП, где есть продажники и маркетологи.
Определить, насколько продуктивен бизнес, позволят показатели его рентабельности, на которую как раз влияет обращение товаров (общая стоимость продаж). Выходит, что подразделения сбыта играют базисную роль в деле процветания торгующих компаний.
Часто, запуская бизнес, собственник интересуется, нужен ли компании отдел продаж и можно ли работать без него. Если фирма небольшая, то это допустимо при наличии в штате ключевых специалистов.
Но для крупного предприятия ОП необходим, поскольку руководство ставит цель – крупномасштабные продажи собственных товаров. Без специализированного отдела это сделать невозможно.
Обычно крупные компании имеют три смежные службы – контактный центр, подразделение продаж, отдел по работе с клиентурой. Чем занимается каждый из них, отражено в табличном виде.
Подразделение
Пояснение
Эти специалисты принимают все входящие звонки от покупателей и при необходимости обзванивают базу клиентов с целью совершения холодных продаж.
В обязанности центра входит рассылка сообщений о проводимых акциях, горячих скидках, напоминания о выполнении договорных обязательств (если соглашение имеет место).
Менеджеры по продажам самостоятельно ищут новых клиентов. Они работают над расширением целевой аудитории и повышением сбыта продукции (услуг) своей компании. Функции продажников – отслеживать процесс реализации товаров (и ключевых, и дополнительных).
Отдел по работе с клиентурой
Деятельность этого подразделения направлена на документооборот, на составление договоров и контроль за их выполнением. Здесь проверяют проведение сделок и осуществление сross sales.
Основная деятельность отдела продаж: задачи и функции
1. Поиск потенциальных покупателей
Одна из ключевых задач, которая заключается в определении целевого потребителя и нахождении ЦА. Для этого проводится анализ потребительской аудитории и фильтрование тех, кто не подходит для компании по тем или иным параметрам продаж. На основании проведенной работы специалисты формируют базу будущих потенциальных покупателей.
Здесь требуется выполнение двух действий:
2. Привлечение ЦА
После формирования базы потребителей продажники должны отсеять всех, кто не будет покупать ваши товары. Подробная инструкция того, как дальше происходит деятельность отдела продаж, приведена в таблице.
Этап
Пояснение
Создание уникальных торговых предложений (УТП)
Чтобы правильно представить свой товар аудитории клиентов, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
·Продукт (услуга) уникальны, и аналоги отсутствуют на рынке.
·Выгодная стоимость товара с учетом скидки или действующей акции.
·Особые условия доставки (допустим, быстрота привоза, низкая цена либо другие плюсы).
·Удобные формы расчета для заказчика.
·Комфортный сервис и дальнейшее обслуживание.
·Подарок или бонус при покупке и т. д.
Выбор информационного канала определяется с учетом тонкостей продажи каждого продукта. Это могут быть:
· Холодные (теплые) звонки.
·Отправка коммерческого предложения на имейл.
·Презентации на выставках, форумах, конференциях, других мероприятиях.
·Самым идеальным вариантом будет комплекс перечисленных методик.
Формирование клиентского пакета
Перед представлением продукта нужно предварительно продумать речь, где вы покажете все выгоды покупки для клиента. Иначе он уйдет к другому продавцу, который будет более убедителен.
Каким бы идеальным ни был тот или иной товар, продажа не обходится без замечаний или контрдоводов покупателя. И менеджер ОП должен уметь их закрывать. Нужно заранее продумать список всех потенциальных возражений и убедительных аргументов продавца.
3. Реализация и кросс-сейлинг
Основная деятельность отдела продаж заключается в сбыте товара. Для этого успешный продавец должен уметь следующее:
4. Повышение лояльности клиента (создание благоприятного мнения о самой компании).
Поэтапная организация деятельности отдела продаж
Поговорим о том, как нужно поэтапно создавать на предприятии подразделение сбыта.
Этап 1. Определение необходимых качеств персонала.
Проанализируйте все будущие функции работников отдела. Допустим, менеджер активных продаж будет заниматься конвертацией лидов в покупателей, сообщать аудитории о новых поступлениях и акциях, а также контролировать порядок в магазине. Это значит, что вам нужен энергичный и коммуникабельный сотрудник с повышенной ответственностью и устойчивостью к стрессам. К тому же имеющий грамотную речь.
А список требований для пассивных продавцов можно спокойно сократить, оставив только исполнительность и грамотность.
Этап 2. Составление должностных инструкций.
Этот организационно-распорядительный документ содержит наименование должности работника, требования к квалификации, его ответственность, обязанности и права, ресурсы, предоставленные для работы.
Этап 3. Распределение функций между персоналом.
На данном шаге происходит определение обязанностей для каждого специалиста ОП. Например, один из них обслуживает клиентов в торговом зале, другой работает на кассе и т. д.
Этап 4. График работы.
Теперь нужно установить рабочее время своего отдела, длительность перерыва на обед и распределить выходные между персоналом.
Этап 5. Определение целей и задач.
Обычно цели намечают для всего подразделения разом, но в некоторых случаях их ставят каждому отдельно взятому каналу сбыта. Затем дают задания сотрудникам. К примеру, менеджер Антонов должен сделать месячный план продаж на сумму 100 000 рублей.
Этап 6. Механизм контроля.
Выберите показатели эффективности, чтобы оценивать деятельность отдела продаж. Например, количество новых клиентов, товарооборот (Sales volume) и др. Лишь комплексный подход к контролю результатов сможет повысить КПД всего подразделения.
Этап 7. Утверждение стандартов.
Речь идет об эталонных показателях оценки качества или количества проделанной работы каждого специалиста. Они обычно устанавливают то, что должен сделать менеджер за выбранный руководителем конкретный срок.
Михаил Дашкиев о Сергее Азимове
Этап 8. Система обручения сотрудников.
Для того чтобы ваш частный бизнес процветал, а прибыли росли как на дрожжах, нужно систематически заботиться об уровне квалификации своей команды.
Управление деятельностью отдела продаж
Мы плавно подошли к последнему, но очень важному этапу. Осталось выстроить оперативную систему управления и ввести комплекс организационно-контролирующих мер.
Приводим перечень мероприятий, которые обязательны в коммерческих отделах каждый месяц:
Чтобы процесс торговли был эффективным, необходимо основательно продумать весь механизм работы коллектива ОП, включая деятельность руководителя отдела продаж. При этом нужно брать в расчет коммерческие цели бизнеса и мотивацию сотрудников к саморазвитию одновременно с ростом предприятия.
Прочный фундамент для максимальной продуктивности ОП закладывает руководство, последовательно проходя описанные выше восемь этапов. При точном соблюдении этих правил компания выйдет на устойчивую прибыль, а также избежит финансовых падений, даже лишившись ключевых сотрудников команды.
4 способа увеличить эффективность деятельности отдела маркетинга и продаж
Бесспорно, все методики, направленные на рост продуктивности ОП, определяются спецификой самой компании. Однако есть универсальные приемы, которые позволят улучшать работу продавцов.
1. Проверьте навыки сотрудников и убедитесь в их соответствии занимаемым должностям.
Если несколько работников все время ошибаются и не вытягивают план, попробуйте найти причину этих неудач. Может быть, у них нет опыта или не нравится сама работа продавца.
2. Инвестируйте в свой персонал.
После определения узких мест проверьте обеспеченность сотрудников всем, что им необходимо для ударного труда. Если есть трудности с квалификацией, то подберите нужную программу обучения либо приставьте к отстающим по наставнику.
Инвестиции в работников гарантируют вам их развитие одновременно с предприятием. Чтобы подготовить свой коммерческий отдел к любым условиям, нужно составить для него «дорожную карту» повышения профессиональных компетенций. Там отражается подробный путь развития специалистов и все их действия по достижению конечных результатов.
3. Определите мотивацию своих сотрудников.
Когда отделу не хватает стимулов в работе, необходимо отыскать ряд новых мотиваторов.
4. Отмечайте все успехи и усердие персонала.
Данный совет позволит вам стабилизировать моральный дух людей на нужном уровне и поднять деятельность отдела продаж на новую ступень. К примеру, есть в отделе человек, который поражает всех своим старанием продать как можно больше. Он обеспечен инструментами, проходит обучение, однако все же не достиг желаемого уровня продаж. Признайте его рвение и профессиональный рост! Это подтолкнет сотрудника в стремлении к заветной цели, и в будущем его отдача станет выше. Если люди видят, что их ценит руководство, они работают усерднее и больше.
Резюмируем. Как сделать эффективным свой коммерческий отдел? Рецепт довольно прост: создать его с нуля и постепенно осторожно улучшать, вводя новации и быстро реагируя на колебания показателей.
Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно
Как организовать отдел продаж: типы структур и функции
Организация отдела продаж обычно зависит от специфики деятельности и размера компании. Но есть и другие факторы, которые влияют на это: клиенты, каналы сбыта, сам продукт, уровень конкуренции, навыки персонала и многое другое.
Продажи имеют огромное значение для бизнеса. Не зря этим направлением занимается отдельная группа специалистов. Они вкладывают совместные усилия для достижения качественных и количественных целей, которые связаны с объемом продаж, прибыльностью и долей компании на рынке.
В этой статье разберемся в следующих вопросах:
Базовые принципы отдела продаж
Некоторые эксперты не зря сравнивают отдел продаж с электростанцией. Он тоже вырабатывает энергию, которая затем тратится на рекламу и продажи определенных продуктов. До того момента, пока товар не найдет своего покупателя, происходит огромная потеря энергии. Поэтому постоянно возникает острая необходимость в планировании, организации и контроле всех этапов процесса сбыта.
Любой отдел продаж строится на нескольких принципах:
Чтобы процесс сбыта был эффективным, сначала нужно определить ожидания от отдела продаж. Для этого придется сформулировать корпоративные цели — качественные и количественные, а затем решить, как их достичь и с помощью каких ресурсов.
Не менее важно классифицировать продажи по направлениям и разобраться кто кому подчиняется. Затем назначить на должности подходящих специалистов. Структура отдела продаж, которая получится в итоге, должна быть сбалансированной и гибкой.
Считается, что в хорошо отрегулированной системе продаж:
Критерии эффективного отдела продаж
Таких критериев не менее семи.
1. Диапазон контроля
Под контролем понимается количество подчиненных, которых менеджер по продажам может контролировать.
2. Единообразие распоряжений
Принцип единоначалия гласит, что сотрудник должен взаимодействовать не более чем с одним руководителем. Хотя для современного бизнеса этот принцип слишком жесткий: горизонтальные коммуникации сейчас играют важную роль, особенно в многопрофильных организациях.
3. Стабильность и преемственность
Менеджеры должны распределять должностные обязанности в соответствии со специализацией продавцов, если у них есть знания и навыки для выполнения определенных задач. Это важно для поддержания стабильности и роста бизнеса.
4. Централизация и децентрализация
Этот критерий имеет отношение к степени контроля и полномочиям, которыми обладает высшее руководство.
Централизация означает, что полномочия и контроль сосредоточены на вершине организации, а децентрализация предполагает распределение контроля между высшим и другими уровнями.
Абсолютной централизации и децентрализации нет ни в одной компании. Обычно централизуются одни виды деятельности и децентрализуются другие.
5. Линейные и функциональные составляющие
В линейной организации продаж менеджеры контролируют ряд сотрудников и подчиняются руководителям более высокого уровня.
Функциональные организации лишены прямого подчинения. Людям доверяют управление определенными функциями, такими как набор и отбор персонала, обучение, продвижение продаж, обслуживание и т.д.
И линейные, и функциональные элементы могут сосуществовать в одной организации.
6. Координация и интеграция
Традиционно в компаниях принято общение с покупателями напрямую — через отдел продаж, который в таких случаях выступает в роли фронт-офиса. И тогда коммуникация становится однонаправленной, никакой координации между функциональными направлениями нет.
Большинство современных организаций прописывают разные роли для разных отделов. Например, отдел продаж отвечает за решение проблем клиентов. Коммуникации в таких компаниях — это двусторонний процесс между отделом продаж, который изучает потребности клиентов, и другими отделами.
Также важна интеграция всех направлений бизнеса для разработки предложения, отвечающего ожиданиям клиентов.
Умный поиск клиентов для бизнеса. Подберите организации, которым подходит ваш товар или услуга. Исключите неплатежеспособных.
7. Специализация
Отдел продаж представляет собой комбинацию различных видов деятельности, связанных с продажами и маркетингом. А потому требует наличия менеджеров и торгового персонала со специализацией в соответствующих областях.
Считается, что менеджер по продажам должен уметь составлять планы звонков и графики работы для продавцов. А продавцы должны эффективно общаться с клиентами и решать их проблемы.
Если взять, например, финансовую компанию, то ей нужны продавцы со знаниями в области бухгалтерского учета и финансов. А компании, связанной с технологиями, потребуются люди с технической квалификацией.
Суть специализации заключается в использовании опыта и знаний менеджеров по продажам. Это позволяет компании лучше понимать потребности и ожидания клиентов, профессионально решать их проблемы и обеспечить качественное постпродажное обслуживание.
Какой бывает структура у отдела продаж
Чтобы продажи были эффективными, в рамках отдела продаж нередко создаются разные направления. Это разделение происходит в зависимости от продукта, клиентов, географии, функций или комбинации нескольких факторов.
Структура на основе продукта
Когда на рынок выводят несколько продуктов, отдел делится на подразделения с учетом специфики продуктов. Каждый продукт закрепляется за конкретным подразделением под руководством менеджера. Для общего контроля и координации ситуации назначается ведущий менеджер по продажам.
В целом такая структура отдела продаж на основе продукта подходит для компаний, у которых:
На основе продукта могут быть сформированы два типа отделов:
В этом случае есть линейное управление и система подчиненности. Ведущий менеджер по продажам подчиняется руководителю отдела маркетинга. Сотрудники подчиняются ведущему менеджеру по продажам. Административные полномочия в отношении всех продуктов остаются за одним человеком. Но на каждый продукт распространяется линейное управление. А именно есть менеджер по продажам продукта А и менеджер по продажам продукта В.
Специалисты назначаются исходя из возлагаемых на них функций.
Сотрудники назначаются отдельно для каждого продукта, так как продукт отличается сложностью и техническими особенностями.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Каждый продукт одинаково важен | Сложности в координации деятельности различных продуктов / отделов |
Специализация и разделение работы | Затраты на продажи обычно выше, если показатели не достигают предполагаемого уровня |
Отсутствие ненужных вмешательств в различные функции | Операционные расходы выше из-за большего числа сотрудников |
Сравнительная оценка эффективности отделов | |
Высокая удовлетворенность клиентов |
Структура отдела продаж с учетом потребителя
Такая структура встречается в компаниях, которые работают с разными типами клиентов. Так, например, для продажи промышленных и потребительских товаров могут создаваться разные отделы.
В такой структуре полномочия специалистов для всех типов клиентов схожи.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Каждой категории клиентов уделяется достаточно внимания | Затраты на создание отдела продаж слишком высокие |
Клиентам предоставляется максимум услуг для удовлетворения их потребностей | Контроль и координация процессов создают проблемы |
Продажи планируются с учетом каждой категории клиентов | Структура основана на рыночных принципах |
Продавцы назначаются с учетом особенностей клиентов в каждой категории |
Увеличьте прибыль с помощью интуитивно понятной CRM для управления продажами
Структура отдела продаж на основе рынка
География сбыта делится на сегменты, и для каждого подразделения создается свой отдел продаж. Ответственность за каждый отдел возложена на менеджера. Для координации и контроля деятельности подразделений назначается ведущий менеджер по продажам.
Такая структура подходит в случаях, когда компания работает на больших рынках и у каждого рынка есть своя специфика. В этом случае продукты могут быть дифференцированы по качеству в зависимости от рынка, и это будет положительно влиять на объем продаж.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Более качественные услуги могут быть доступны для клиентов отдельного рынка сбыта | Затраты на создание отдела продаж слишком высокие |
Требования к новым продуктам определяются для каждой области | Трудно координировать деятельность разных рынков |
Транспортные расходы можно минимизировать | Возможны конфликты из-за распределения ресурсов и других инструментов |
Продукция может иметь модификации в соответствии с требованиями конкретного рынка | |
Для каждого рынка формулируются свои маркетинговые стратегии | |
Возможен сравнительный анализ продаж на различных рынках |
Структура отдела продаж на основе функций
Направления отличаются в зависимости от выполняемых функций: планирование продаж, управление персоналом, продажи и продвижение, реклама и стимулирование продаж, анализ продаж, маркетинговые исследования и т.д.
При создании подразделений особое внимание уделяется каждому аспекту торговой деятельности, поэтому прибыль может увеличиваться.
Такая структура подходит для небольших компаний с ограниченным количеством продуктов.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Решения принимаются максимально быстро | Нельзя уделять больше внимания конкретному продукту |
Количество отделов может быть уменьшено или увеличено в зависимости от потребностей | Из-за повышенной ответственности ведущего менеджера могут возникнуть проблемы с координацией деятельности |
Простота координации функций | Между отделами могут возникать разногласия |
Более экономный вариант по сравнению с другими типами структур | Неправильное функционирование отдела может повлиять на эффективность организации в целом |
Комбинированная структура
Крупный бизнес, производящий диверсифицированные продукты и работающий на обширных рынках, использует отдел продаж комбинированного типа. Это позволяет специализировать подход на каждом этапе маркетинговой деятельности. Для этой цели обычно объединяются продукты, рынки и т.д.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Пристальное внимание ко всем потребностям в процессе продаж | Более высокие операционные расходы из-за чрезмерной специализации |
Преимущество специализации | Проблемы контроля за сотрудниками различных подразделений |
Высокий уровень координации между продуктами, географией продаж и отделом сбыта | Проблема с коммуникациями |
Основные типы организации продаж
Формальные организации отличаются четкими структурами и подчинением, что часто приводит к медленному обмену информацией.
Неформальные организации не имеют жесткой иерархической структуры, регламентированных каналов связи или четкой подчиненности.
Вертикальная организационная структура — это традиционная структура управления, в основе которой лежат полномочия. Она предполагает больше иерархических уровней.
Горизонтальная организация — это такая организация, в которой значительно сокращены как уровни управления, так и границы отделов.
Децентрализованная организация — это организация, в которой каждое подразделение имеет собственный отдел продаж.
Линейный тип
Это самая простая форма организации продаж. Как правило, она характерна для небольших компаний, чья деятельность ограничена территориально либо менеджеры по продажам имеют дело с узкой линейкой продуктов.
Такая структура широко используется в компаниях, где весь персонал, связанный с продажами, подчиняется непосредственно менеджеру по продажам. В таких компаниях руководство занимается активным контролем и имеет мало времени на работу в тандеме с другими руководителями.
Простота линейного типа — это основная причина, почему он становится интересен для многих компаний. Поскольку здесь каждый специалист подчиняется непосредственно одному начальнику, проблемы с дисциплиной и контролем практически исключены. Кроме того, порядок подчинения настолько ясен и логичен, что не возникает никаких проблем при внесении необходимых изменений в политику продаж.
Но есть и недостатки: линейные руководители, как правило, не получают достаточной поддержки со стороны подчиненных, обладающих специальными знаниями, и у них остается мало времени на планирование или анализ. Многое зависит от начальника отдела — он должен хорошо разбираться во всех аспектах управления продажами, чтобы обеспечить бесперебойную работу.
Для крупных компаний линейная структура неприемлема, поскольку лишь незначительная часть менеджеров действительно способна управлять крупными организациями в одиночку.
Линейно-функциональный тип
Подобные структуры обычно наблюдаются в крупных и средних компаниях, где работает много менеджеров по продажам, и они, как правило, продают диверсифицированные продуктовые линейки на обширных территориях.
Разница между линейным и линейно-функциональным типами заключается в том, что в рамках последнего руководитель высшего звена взаимодействует с группой специалистов, которые являются экспертами в различных областях продаж и маркетинга, таких как отношения с дилерами и дистрибьюторами, анализ продаж, планирование продаж, стимулирование продаж и т.п.
Именно эти эксперты помогают высшему руководству сосредоточиться на различных стратегических вопросах, а не только на повседневных задачах и контроле. При этом сотрудники отдела продаж не имеют права давать указания и распоряжения. Необходимые рекомендации, озвученные ими, после одобрения высшего руководства реализуются по принципу линейного подчинения.
Некоторые из преимуществ такого типа организации — эффективные маркетинговые решения и хорошие показатели продаж. Группа экспертов предоставляет помощь в различных узких областях, деятельность по планированию распределяется между сотрудниками, принимаемые таким образом решения более обдуманные.
Есть и недостатки: возможные проблемы в совместной работе, медленное принятие решений и рабочие конфликты, высокие расходы на привлечение специалистов.
Функциональный тип
Такие организации основаны на принципе, что каждый человек в организации должен иметь как можно меньше обязанностей. Важна специализация.
Распределение обязанностей и делегирование полномочий осуществляется в соответствии с функциями. Каждый узкий специалист несет линейную ответственность за отдел продаж.
Функциональный тип организации можно наблюдать в крупных компаниях, имеющих дело с разными продуктами или сегментами рынка. В данном случае продавцы получают задачи от нескольких руководителей, но это касается разных аспектов их работы.
Одно из преимуществ таких структур — высокая производительность. Здесь квалифицированные специалисты руководят продажами, и эти организации просты с точки зрения администрирования.
Но есть и недостатки: поскольку продавец получает задачи от нескольких источников, это нередко создает путаницу и становится причиной конфликтов. Кроме того, из-за огромного размера команд во многих крупных компаниях любые сбытовые операции становятся слишком централизованными.
Горизонтальный тип
Такой тип структуры не предполагает уровни управления и какие-то границы между департаментами. Обычно его используют компании, которые поддерживают партнерские отношения с клиентами.
Основные преимущества горизонтального типа — это минимальный контроль, сокращение ненужных задач и затрат, повышение эффективности при обработке запросов и жалоб клиентов.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.