Чем занималась уложенная комиссия
Кратко о целях созыва Уложенной комиссии, итогах её деятельности и причинах роспуска
Заседание Уложенной комиссии
Цели и задачи
Состав
В число 564 депутатов вошли:
54 казака, 34 иноверца и представители малых народов (12%)
Суть деятельности Уложенной комиссии
31 июля 1767 года — состоялось открытие комиссии и первое заседание. Депутаты должны были к этому моменту собрать от своих губерний и сословий отдельные «наказы» с прошениями и описаниями проблем населения, чтобы приступить к коллективному изучению и обсуждению. Первое и последующие семь заседаний были посвящены чтению «Наказа», документа составленного Екатериной II для наставления комиссии, и решению об избрании титула для императрицы — «великой, мудрой матери отечества».
Уложенная комиссия была плохо организована, входящие в её состав частные комиссии не имели тесной связи с общим собранием. Кроме отсутствия координации в работе, представители дворян, купечества и крестьян не могли найти взаимопонимания в вопросах уравнивания прав и создания справедливых для всех сословий законов. В результате, уже к 10 июня 1768 года комиссия начинает собираться все реже и реже, а начавшиеся войны с Барской конфедерацией и Османской империей и вовсе вынуждают большую часть депутатов отправиться на фронт.
Оценив плодотворность работы (за год заседаний не было принято ни одного серьёзного решения), Екатерина II разочаровалась в собственном мероприятии и объявила о роспуске комиссии 18 декабря 1768 года.
Причины роспуска
Таким образом, можно выделить следующие причины роспуска уложенной комиссии:
Итоги и результаты
Значение
Неудача работы комиссии стала одной из причин восстания Пугачева — простые люди разуверились в способности правительства и лично Екатерины II изменить их жизнь к лучшему.
На основе «Наказа» императрицы и проведенных 203 заседаний комиссии, впоследствии были разработаны:
Уложенная комиссия Екатерины II.
Уложенная комиссия Екатерины II.
Причины созыва Уложенной комиссии
Екатерина II и все просвещенное дворянство понимало, что российское законодательство, основывающееся на положениях Соборного уложения 1649 года, невероятно устарело. Требовалось пересмотреть и основой закон государства, и систематизировать вышедшие законы, то есть создать почву для появления нового Уложения. В Манифесте 1766 году, изданного императрицей, прямо указывалась на то, что члены комиссии должны были подготовить проект нового Уложения и представить его для утверждения императрице.
Идея об организационной форме данного коллегиального органа принадлежала самой Екатерине Алексеевне. Она почерпнула её у известных философов-просветителей XVIII столетия, Монтескье и Беккария.
Состав комиссий
Вопрос о составе комиссии очень занимал императрицу. Она рассмотрела несколько проектов, которые были предоставлены государственными чиновниками, и отклонила их. Она считала, что для проведения выборов в данный коллегиальный орган некоторые сословия (дворяне, горожане, казаки, свободные сельские обыватели) должны были прислать своих представителей. Духовенство не должно было участвовать в выборах. Естественно, что по всей империи наблюдались нарушения установленной процедуры, но императрица смотрела на это вполне благосклонно.
В конечном итоге было выбрано 564 депутата:
· 28 правительственных чиновников
· 161 дворянин (почти все-военные)
· 208 горожан (почти все – купцы)
· 54 казака
· 79 крестьян
· 34 иноверца (самоеды, башкиры, черемисы; к ним были представлены переводчики).
Каждый депутат снабжался особым Наказом, в котором избиратели перечисляли свои «нужды и чаяния». На составления Наказов давалась три дня, но почти каждое сословие, каждая губерния или уезд отнеслись к их составлению очень серьезно. В настоящее время свод данных наказов (изданный в сборнике Императорского Исторического общества) – важный исторический документ, отображающий общие идеи, витавшие в обществе в екатерининскую эпоху. Этим сводом пользуются также в том случае, когда хотят предельно четко представить себе государственный строй восемнадцатого века.
Что примечательно, один депутат мог иметь несколько наказов. По официальной статистике
Это очень примечательная статистика. Она говорит о том, что больше всего изменении ждали низшие сословия.
Выборы и процесс составления наказов проходил свободно, без всякого давления со стороны центральной власти или местных администраций.
Структура комиссии
В 1767 году первая Уложенная комиссия начала работу. Главой всей комиссии назначался маршал (председатель) комиссии. Екатерина Алексеевна утвердила кандидатуру А. И. Бибикова.
· назначать заседания;
· вносить предложения;
· проводить голосования;
Во всех делах маршал должен был советоваться с генерал-прокурором Сената.
Структура комиссии
1. Общая комиссия (все депутаты, решения важных вопросов).
2. 15 частных комиссий (для решения конкретных вопросов сословного или территориального характера; по пять человек из общего числа депутатов).
3. Дирекционная комиссия (руководящее начало в работе всех комиссия; все её члены были назначены императрицей лично);
4. Комиссия Сводов (систематизация законодательных актов)
5. Комиссия Наказов (систематизация и приведение к общему «знаменателю» всех депутатских наказов).
6. Экспедиционная комиссия (исправления законов с точки зрения современного языка).
Основа для работы Комиссий – Наказ императрицы Екатерины II
Императрица Екатерина Алексеевна сама составила «Наказ», который должен был стать основой для работы депутатов. Большинство идей она почерпнула в работах Монтескье и де Аламбера (французских просветителей). Всего «Наказ» состоял из 521 статьи, в которых раскрывались
· общие принципы государственного устройства;
· основы законодательной политики;
· идеи Уголовного права;
· общественная сословная организация;
· финансовые принципы.
«Наказ» отражал идеи абсолютизма. В нем точно указывалось, что монархия – идеальная форма правления. Единственным ограничением власти монарха был так называемый этнический принцип. Понятие свободы нивелировалось, все сводилось к политической, а не к личной свободе.
«Наказ» стал основой для появления таких важных актов как Жалованная грамота городам и Жалованная грамота дворянству. Кроме того, именно в «Наказе» были сформированы юридические принципы, ранее не известные отечественному праву:
· появилась идея иерархии нормативных актов;
· особого, юридического языка;
· системность законов.
Заседания комиссий
Самой представительной была первая комиссия, 1767 года. Работа последующих постепенно свелась к чтению наказов и законов. Ничего конкретного не происходило, никаких голосований не проводилось. Из всех произошедших заседаний можно отметить только заседания с первого по восьмое, когда читался Наказ императрицы и ей был присужден титул «Великой и премудрой матери Отечества».
Екатерина разочаровалась в деятельности комиссий и воспользовалась наступившей войной (с Турцией), а потом и Крестьянской войной под предводительством Е. Пугачева для того, чтобы прекратить её работу. Также определенное влияние на непродуктивную работу комиссии оказали сословные разногласия. Хотя фактически она продолжала некоторую деятельность, которая вылилась в конечном итоге в принятия Уложения о губерниях 1775 года.
Уложенная комиссия
Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года.
Всего было семь таких комиссий. Крупнейшая из них — собрания российских сословных представителей — была созвана Екатериной II в 1767 году.
Манифестом Екатерины II от 14 декабря 1766 г. представители разных сословий призывались «не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но допущены они быть имеют в комиссию, которой мы дадим Наказ, для заготовления проекта нового уложения к поднесению нам для конфирмации».
Мысль о созыве подобной комиссии принадлежала всецело самой императрице и навеяна была на неё чтением западноевропейских писателей, в особенности «О духе законов» Монтескье (мнение В. И. Сергеевича). В руководство комиссии был написан императрицей Большой Наказ, в самых общих, подчас даже туманных чертах намечавший те вопросы, которые, по мнению императрицы, должны быть разрешены созываемой комиссией. Многие из намечаемых вопросов прямо были заимствованы из Монтескье и Беккарии.
Императрицу много занимал вопрос о составе комиссии, и план, составленный князем Вяземским, обер-прокурором Всеволожским, генерал-рекетмейстером Козловым и Кузьминым, был значительно видоизменен Екатериной II. По процедуре выборов, депутатов должны были прислать отдельные сословия: дворяне, горожане, казаки и свободные сельские обыватели. Духовенство не имело в комиссии депутатов, и митрополит Дмитрий Сеченов был представителем синода, а не духовенства, как были представители и других государственных учреждений: сената, коллегий и пр.
Это резко отличает состав комиссии от состава земских соборов, где духовенство занимало первенствующее значение. Практика, впрочем, представляет и обходы процедуры выборов: в Угличе, например, духовенство принимало участие в выборах и составлении наказов. В СПб. и Москве выборы были всесословными, и последние — не без ведома императрицы. Представителями столиц явились, таким образом, высокопоставленные лица вместо горожан. Такие выборы были исключениями; обыкновенно депутат от города избирался городскими обывателями — купцами, цеховыми ямщиками, канцелярскими чиновниками и пр. Иные города присылали больше депутатов, чем полагалось по процедуре; зато бывали, правда — сравнительно редкие, случаи, когда обыватели старались как-нибудь отделаться от посылки депутатов (Борисоглебская слобода Ярославской губернии), или совсем их не посылали (уезды Масальский, Кологривский, Цивильский, Звенигородский и др.).
По счету профессора Латкина, вся вообще комиссия состояла из 564 депутатов, из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Представителями дворян были, по преимуществу, военные (109 человек), горожан — купцы (173 человека), а затем мещане, секретари магистратов, духовных правлений и пр.; малорусские города присылали даже казаков, сотников, полковых писарей и пр. Сельское население и казаки присылали депутатов из своей среды; депутаты иноверцы (самоеды, башкиры, черемисы и пр.), большей частью, не знали русского языка, и им было разрешено выбрать в помощь особых «опекунов», знающих русский язык.
Избиратели должны были заявить через депутатов о своих «нуждах и недостатках»; поэтому депутат снабжался особым наказом, на составление которого, по обряду выборов, полагался довольно короткий срок — три дня. Составление наказа велось под руководством выборного представителя сословия. Издаваемые в «Сборнике Императорского Исторического Общества» наказы показывают, что население, большей частью, отнеслось очень серьезно к своим задачам, и наказы, поэтому, являются важным материалом не только для изображения «нужд, желаний и стремлений в эпоху Екатерининской комиссии», но также и для истории русского государственного строя в XVIII в.
Таких наказов, как наказ муромских дворян, заявивших, что они нужд и отягощений не знают, очень немного. Они являются, во всяком случае, исключениями. Депутаты привозили иногда по несколько наказов. Так, депутат архангелогородской провинции Чупров привез 195 наказов, а два депутата от 2-х других провинций Архангельской губернии привезли 841 наказ. Вообще число наказов значительно превышает численность депутатов. На 161 дворянского депутата имеется 165 наказов, на 208 городских — 210, на 167 крестьянских, считая казаков и иноверцев — 1066 наказов. Выборы и составление наказов, по большей части, происходили свободно, без видимого давления администрации. Только в Малороссии генерал-губернатор Румянцев оказал давление на избирателей, когда те захотели внести в наказ просьбу об избрании гетмана. Екатерина, впрочем, не разделяла опасений Румянцева.
31-го июня 1767 г. состоялось открытие комиссии, под председательством генерал-прокурора. В этом же заседании был избран маршал (председатель) комиссии. Из трех представленных кандидатов Екатерина утвердила А. И. Бибикова. Маршалу принадлежала руководящая роль в собрании: он назначал заседания, вносил предложения, ставил их на голосование. Кроме маршала никто из членов не имел права вносить предложения. В случае равного разделения голосов маршалу принадлежало их два. Столько же голосов принадлежало и генерал-прокурору, который присутствовал в комиссии и с которым маршал должен был совещаться о делах. Дела вообще решались по большинству голосов.
Для разработки отдельных вопросов общая комиссия избрала 15 частных, из 5 человек каждая. Кроме них действовали ещё 4 комиссии. Главнейшей из них, предписанной даже наказом, была дирекционная, которой принадлежало руководящее начало в деятельности всех комиссий. Членами её были утверждены императрицей все лица из высшей знати, хотя в числе представленных комиссии кандидатов были и четыре горожанина.
Затем следует комиссия сводов, задача которой состояла в собирании законов по разным предметам; комиссия наказов занималась извлечением инструкций из депутатских наказов и, наконец, экспедиционная комиссия заведовала исправлением слога во всех законодательных проектах. Члены всех этих комиссий могли принимать участие в прениях и комиссии общей; в деятельности своей они должны были руководствоваться большим наказом, наказами депутатскими и действующими законами.
Работы частных комиссий не были приведены в тесную связь с работами общей комиссии, а потому случилось, например, что когда был внесен в общую комиссию проект прав благородных, оказалось, что она ещё не приступала к обсуждению дворянских наказов. Работы общей комиссии отличались вообще случайностью и отсутствием системы. В. И. Сергеевич совершенно справедливо приписывает это полной неподготовленности к делу руководителей комиссий и, в частности, Бибикова.
Например, 8 первых заседаний комиссии были посвящены чтению большого наказа, обряда управления и определению о поднесении Екатерине II титула «великой, мудрой матери отечества»; затем с 8 по 15 заседание прочли 12 крестьянских наказов, 10 заседаний было посвящено чтению законов о правах благородных, потом перешли в продолжение 36 заседаний к чтению законов о купечестве и т. д. Никакого голосования не происходило, и заседания комиссии отличались, вследствие этого, полной бесплодностью.
Это не укрылось от императрицы. Её разочарованию в комиссии следует приписать то обстоятельство, что с 10 июня 1768 г. комиссия собирается вместо пяти четыре раза в неделю, в августе и сентябре было только по 7 заседаний, а 6 октября маршал объявил, что впредь комиссия будет собираться только два раза в неделю. Наконец, 18 декабря 1768 г. маршал объявил, что ввиду того, что многие депутаты должны отправиться к войску на службу, по случаю объявления войны Турции, комиссия распускается впредь до созыва вновь; члены же частных комиссий должны продолжать свои работы.
Военные действия против Турции не были только предлогом для роспуска комиссии. Многие депутаты принадлежали к военному сословию и ещё раньше маршальского объявления просились в армию. Во время турецкой войны комиссия все ещё считалась существующей. Заседания её отсрочивались сначала до 1 мая, затем до 1 августа и 1 ноября 1772 г., наконец, до 1 февраля 1773 г. «Уложенная Комиссия» упоминается ещё в 1775 г. в числе учреждений, прибывших вместе с императрицей из СПб. в Москву. Таким образом К. никогда не была распущена, а просто была забыта.
Причины такого забвения В. И. Сергеевич находит в её бесплодности, неизбежной «при неправильной постановке задачи её, при многих недостатках организации и, наконец, при полном неумении руководящих людей не только исправить искусным применением первоначально допущенные ошибки, но просто привести в исполнение, что в предписаниях Екатерины было исполнимого». В письмах Екатерины есть, впрочем, указания на то, что Комиссия не прошла совершенно бесследно для дальнейшего русского законодательства. Её следы носит изданное, например, в 1775 г. Учреждение о губерниях.
Уложенная комиссия 1767-1768 гг.
Созыв Уложенной комиссии — одно из самых известных действий Екатерины Великой в области международной политики. Конечно, созванная по ее инициативе, комиссия стала важной вехой развития законотворческой деятельности, несмотря на неудачу самого этого предприятия.
Причины созыва комиссии
Прежде, чем разбираться с деятельностью Уложенной комиссии, необходимо рассказать о причинах ее созыва, коих было несколько.
Многие историки сейчас считают, что созыв Уложенной комиссии был лишь способом для Екатерины Великой показать собственной величие перед современниками и будущими поколениями. Неспроста, сама Уложенная комиссия была всецело идеей императрицы, и она действительно сильно гордилась своим проектом.
И все же, справедливо будет отметить, что основой для создания самого проекта было и стремление показать равенство Российской империи с европейскими государствами. Идею о создании комиссии, императрица почерпнула из труда Монтескье «О духе законов».
Деятельность Уложенной комиссии
Итак, сама комиссия была созвана в 1767 году. Уникальным был и ее состав, где ведущую роль получали дворяне, а вот духовенство осталось без представителей в Уложенной комиссии. Каким же был состав самой комиссии из 564 депутатов?
Каждый депутат должен был собрать наказ от населения своей губернии, в которых люди высказывали свои чаяния и проблемы. Положение в стране было настолько плачевным, что некоторые депутаты привозили по несколько наказов. К тому же, крепла и вера в Уложенную комиссию, люди с большой надеждой шли к представителям, чтобы оставить в наказе свои чаяния.
После того, как 31 июня 1767 года официально открылась Уложенная комиссия, заседатели приступили к обсуждению наказов. Вот только первые 10 заседаний были посвящены тому, чтобы присвоить титул Екатерине II. Именно на заседаниях Уложенной комиссии было решено, что императрице присвоят титул Великой, но на этом деятельность представителей и закончилась.
Следующие заседания были посвящены исключительно чтению наказов и их полному обсуждению. Несмотря на то, что наказы от крестьян и простых горожан были зачитаны, представители округов в Уложенной комиссии не предпринимали никаких действий.
Сама императрица была немало разочарована пассивностью и бездеятельностью своей комиссии. За год существования этой службы, не было принято ни одного серьезного решения, а депутаты не предложили ни единого изменения в существующем законодательстве.
С 10 июня 1768 года, комиссия начинает собираться гораздо реже, чем раньше, по 4 раза в неделю, а позже число заседаний сокращается до двух раз в неделю.
Видя полное бездействие комиссии, императрица принимает непростое решение о ее роспуске 18 декабря 1768 года.
Итоги деятельности Уложенной комиссии
Сама комиссия была распущена под предлогом того, что началась новая военная кампания против Турции, и стране было необходимо максимальное количество бойцов, в том числе и из заседателей комиссии. Современные историки справедливо считают, что комиссия была распущена не из-за необходимости дворян отправиться на войну, а скорее из-за полной ненужности этого государственного органа.
Несмотря на то, что комиссия так и не приняла ни одного решения, важно рассмотреть последствия ее существования и бездействия.
И пусть Уложенная комиссия потерпела фиаско, правительница не оставляла надежд приблизиться по уровню развития к европейским странам. Сейчас историки всех мастей отмечают, что внешняя политика Екатерины II была куда более удачной, чем ее внутренние действия. Неудача Уложенной комиссии стала лишь первым тревожным звонком, свидетельствующим о бессилии императрицы в области изменений внутренних порядков, сложившихся в государстве.
Цель созыва и причины роспуска Уложенной комиссии во времена правления Екатерины Великой
Основной целью работы Уложенной комиссии являлось создание новых законодательных актов, отвечающих духу времени. Однако этот орган так и не смог принять новое Уложение, и через 1,5 года был распущен Екатериной Второй.
В царствование Екатерины Второй было сделано множество попыток как-то обновить страну, произвести реформы, которые приблизили бы ее к более цивилизованной форме. В частности, был реализован следующий замысел — созвана и в течение 1,5 лет работала Уложенная комиссия, в чьи функции входила разработка новых законодательных актов и подача их на рассмотрение императрице. Посмотрим, каковы оказались итоги этого начинания и чем это обернулось для России.
Цели и задачи
Задача замены устаревших законов стояла перед правительствам достаточно остро — ведь прежнее Уложение, принятое еще в 1649 году, не соответствовало реалиям нового времени. Необходимо было разработать иные документы, регулировавшие правоотношения в обществе.
Итак, задачей вновь выбираемого органа власти являлось усовершенствование законодательства. С создания комиссии должна была начаться новая эпоха в жизни государства.
Для того чтобы работа депутатов началась быстрее и легче, Екатерина написала Наказ, представленный в комиссию после ее открытия.
Он был составлен в манере «Духа законов» Монтескье — оттуда императрица заимствовала принципы, какие ей хотелось бы внедрить в управление государством.
Начало работы комиссии — принятие Екатериной Манифеста 16 декабря 1766 года. Эта дата стала отправной точкой для предполагаемых перемен. Императрица собирает новый законодательный орган власти с избранием депутатов с мест.
Состав
Определяя состав депутатов, царица пыталась соблюсти принцип представительства всех сословий. Ее указ был — в комиссии должны участвовать все слои общества. Екатерине хотелось выяснить, какие настроения царят среди дворян, среди купечества, горожан. Даже государственным крестьянам был дан «пропуск» в законодательный орган, предоставлялась возможность вносить свои предложения. Однако самый многочисленный пласт населения России (и самый бесправный) — крепостные крестьяне — вновь остался «за бортом».
Таблица 1. Состав первого созыва и последующих
Сословие | Процент |
Дворяне | 30 |
Горожане | 39 |
Чиновники | 5 |
Государственные крестьяне | 14 |
Казаки, представители нерусского населения | 12 |
Первым по численности официально был клан горожан. Однако среди горожан, как и среди чиновников, находилось немало дворян, а потому дворяне фактически были не вторым по численности блоком, а первым.
Принцип работы комиссии — выборность депутатов. По дворянам это был 1 депутат от уезда, по крестьянам — 1 от провинции, по горожанам — по 1 от города.
Всего оказалось избрано 564 человека. Более половины относились к правящему сословию.
Суть деятельности
Депутатский состав включился в дело. Комиссия учитывала не только указания Екатерины, но и предложения «снизу». Она была призвана соблюдать требования и пожелания всех слоев общества, за исключением крепостных.
Целью царицы, как следовало из довольно противоречивого «Наказа», было укрепление самодержавной власти (хотя она пыталась провозгласить в России просвещенное общество).
Цель же населения заключалась в получении каких-либо дополнительных привилегий либо получении хоть каких-то прав. Так, дворяне слали своим представителям наказы, в которых изъявляли пожелание отменить петровский «Табель о рангах», предполагавший получение высших чинов и титулов за заслуги — им хотелось все иметь уже по праву рождения. Особо отметился на заседаниях представитель от Ярославского уезда — дворянин Щербатов.
Горожанам и купцам приходилось тяжко от бюрократии, мешавшей вести дела, и они жаловались на бесконечное затягивание любых тяжб и сделок. Государственные крестьяне роптали на помещиков, отбиравших себе лучшие земли.
Интересно! Единственным, кто поднял на одном из заседаний остро стоявший перед Россией вопрос об ужасающем положении крепостных крестьян, был дворянин Григорий Коробьин. Но его голос не был услышан.
Как Екатерина относилась к происходящему? Императрица живо интересовалась работой депутатов и даже следила за ходом заседаний из Грановитой палаты. Время от времени она направляла депутатам записки и пожелания.
За полтора года работы заседали более 220 раз. Затем комиссию распустили. Ее работа оказалась практически безрезультатной. Все закончилось крахом. Бурная законотворческая деятельность не привела к конкретным результатам.
Причины роспуска
Произошел внеплановый роспуск Уложенной комиссии, и ее работа была завершена. Официальным предлогом послужило начало войны с Османской империей. Правительство объявило, что депутаты должны прибыть к местам службы — кто в армию, кто в присутственные места, занимавшиеся обслуживанием фронта.
Но историки впоследствии провели расследование, выявившее, что лишь 4% депутатов оказались задействованы в решении вопросов, связанных с военным конфликтом.
Исинная причина роспуска крылась в другом: комиссия не справилась с той ролью, которая была ей предназначена Екатериной, не дала ожидаемых результатов. Не было разработано и принято новое Уложение, в чем состояла основная цель. Но это закономерно: в тех условиях, в которые царица поставила участников обсуждений, они просто не смогли бы ничего сделать. Буржуазные преобразования никак не совмещались с феодализмом, господствовавшим на Руси.
Важно! Екатерина Вторая пыталась дать обществу новые законы, основанные на принципах выборности, равенства, свободы, а фактически связывала руки депутатам, своим Наказом укрепляя позиции самодержавия. Вот почему идея оказалась неудачной.
Итоги
Итак, Уложенная комиссия, созванная по инициативе Екатерины, не справилась с возложенной на нее задачей: новое Уложение не было составлено. Таковы «минусы».
Однако это не значит, что она оказалась совершенно бесполезной. Были и «плюсы»:
Третий «плюс» таков: авторитет Екатерины заметно укрепился, а вместе с тем — незыблемость самодержавной власти.
Значение комиссии в истории государства можно обозначить так: Россия с ее помощью подготовилась к переменам. Если бы нашелся после Екатерины 136 сильный лидер, возможно, она пошла бы по иному пути развития. Но к власти пришел Павел Первый.