Чем занимались арабы до принятия ислама

Жизнь на Аравийском полуострове до Ислама

От тьмы джахилии к свету истины.

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама Территорию Аравийского полуострова с древнейших времён населяли кочевые арабские племена. В 1 тысячелетии до н.э. в различных частях полуострова стали складываться древнеарабские государства – Минейское (до 650 до н.э.), Сабейское (ок. 750–115 до н.э.), Химьяритское царства (ок. 25 до н.э. – 577 н.э.). В 6–2 вв. до н.э. на севере Аравии возникли рабовладельческие государства: Набатейское царство, ставшее в 106 н.э. римской провинцией, и др. Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина).

В конце 5 в. н.э. в Неджде сформировался союз арабских племен во главе с племенем Кинда. В дальнейшем его влияние распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамаут и восточные районы Аравии.
До распространения Ислама обычаи народов Аравийского полуострова и окружающих его стран были очень далеки от идеала.

Религиозная жизнь.

Быт бедуинов до Ислама.

В том, что арабы того периода находились в нравственном упадке, была заключена скрыта воля Всевышнего. К ним был ниспослан Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), который принёс истинную веру и вывел человечество из мрака невежества к свету познания, построил общество добра и благополучия.

Интеллектуальная жизнь арабов до Ислама.

В ту эпоху арабы славились красноречием, любили поэзию, риторику, глубиной мысли поражали их поэмы, изречения и пословицы. Хотя письмо и не было у них повсеместно распространено, были среди них особенные, которых называли «драгоценной книгой».

Медицина. В медицине тоже у арабов были определённые успехи. Они ставили медицинские опыты на животных и людях, умели лечить травами. Из достижений в медицине в те времена можно напомнить об умении выполнять операции по ампутации органов для спасения жизни. Использовали также и такие методы лечения, как кровопускание, гирудотерапия (лечение пиявками), прижигание ран огнём, также умели лечить болезни глаз.

Самое великое событие в истории человечества.

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Жизнь на Аравийском полуострове до Ислама

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

От тьмы джахилийи к свету истины

Территорию Аравийского полуострова с древнейших времён населяли кочевые арабские племена. В 1 тысячелетии до н. э. в различных частях полуострова стали складываться древнеарабские государства – Минейское (до 650 г. до н. э.), Сабейское (ок. 750–115 гг. до н. э.), Химьяритское царства (ок. 25 г. до н. э. – 577 г. н. э.). В 6–2 вв. до н. э. на севере Аравии возникли рабовладельческие государства: Набатейское царство, ставшее в 106 г. н. э. римской провинцией, и др. Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина).

В конце 5 в. н. э. в Неджде сформировался союз арабских племён во главе с племенем Кинда. В дальнейшем его влияние распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамавт и восточные районы Аравии.

До распространения Ислама обычаи народов Аравийского полуострова и окружающих его стран были очень далеки от идеала.

Религиозная жизнь

Большинство арабов до Ислама утопали в невежестве и заблуждениях. На Аравийском полуострове было широко распространено идолопоклонничество. Первым, кто принёс на эти земли идолов из стран Шама, был Амру бин Лухайю Хазаий. Они получили там широкое распространение. Люди были убеждены, что есть «один главный бог» и что он поручает другим мелким богам некоторые функции, такие как лечение больных, ниспослание дождя, сохранение от бед и т. д. Люди сами делали из глины, камня или дерева идолов-богов и приносили им различные жертвы. Как пишется в книге «Фикху-ссирати-ннабавийя», в те времена вокруг Каабы было 360 идолов. Главными идолами считались «хубал», «ал-лат», «аль-узза», «манат». Идолы были у каждого племени и у каждого дома. Арабы освящали их, поклонялись и угождали им жертвоприношениями, советовались в делах.

Духовный спад и невежество были особенностью этого периода. Племена вели междоусобные войны, а народ был увлечён азартными играми, употреблением вина, ростовщичеством.

Во 2–5 веках нашей эры на полуострове получают распространение Иудаизм и Христианство. На побережье Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и Йемене возникают религиозные общины христиан и иудеев. Но вместе с тем на Аравийском полуострове были и те, кто со времён Пророка Ибрахима (мир ему) придерживались Единобожия (тавхида) и истинной религии Творца, то есть были мусульманами, и их называли «ханифы».

Быт бедуинов до Ислама

Изучая историю, некоторые могут задаться вопросом: почему для выполнения пророческой миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был выбран именно Аравийский полуостров?

В том, что арабы того периода находились в нравственном упадке, была заключена скрытая воля Всевышнего. К ним был ниспослан Пророк (мир ему и благословение), который принёс истинную веру и вывел человечество из мрака невежества к свету познания, построил общество добра и благополучия.

В Аравии также находился первый Дом на земле – Священная Кааба. Культура арабских племён была отсталой по сравнению с культурой других народов, населявших такие государства, как Персия, Римская империя, Греция, Индия, Китай. Однако арабы были физически сильными, боевыми, храбрыми людьми, готовыми пожертвовать собой ради того, в истинности чего они убеждались, – именно такой народ оказался наиболее подходящим для распространения Ислама. Кроме того, Аравийский полуостров является географическим центром всего Земного шара.

Интеллектуальная жизнь арабов до Ислама

В ту эпоху арабы славились красноречием, любили поэзию, риторику; их поэмы, изречения и пословицы поражали глубиной мысли.

А когда был ниспослан Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), Всевышний в Коране сказал (смысл): «Аллах – Тот, Кто послал к неграмотным арабам Посланника из них, чтобы тот читал им ниспосланные Аллахом аяты, очищал их от скверных вероучений и морали, учил их Корану и основам религии. Ведь до этого они были в явном заблуждении, отклоняясь от истины» (сура «аль-Джум‘а», аят 2).

Поэтому отсутствие письма – важная причина в их опоре на силу и развитие памяти, и поэтому арабы были одними из самых способных к устному запоминанию среди прочих наций.

Арабы также были сведущими в таких областях науки, как астрономия и медицина, умели прогнозировать погоду, были хорошими следопытами, а некоторые увлекались колдовством.

Астрономия. Арабы наблюдали за небесными светилами для ориентации во время своих походов через пустыни и горы. Об этом в Коране говорится:

Смысл: «Он поставил знаки на земле (как горы), указывающие людям правильный путь, а в небесах – звёзды, помогающие находить верную дорогу, если они заблудятся» (сура «ан-Нахль», аят 16).

Они также пользовались лунным календарём. Наблюдая за небесными телами, арабы знали расположение планет и отличали планеты от звёзд. Это очень помогало в условиях пустыни, где всегда безоблачное небо. Они знали траекторию движения таких планет, как Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, имели знания о созвездиях и Млечном пути. Они дали арабские имена более 250 планетам и звёздам.

Медицина. В медицине тоже у арабов были определённые успехи. Они ставили медицинские опыты на животных и людях, умели лечить травами. Из достижений в медицине в те времена можно напомнить об умении выполнять операции по ампутации органов для спасения жизни. Использовали и такие методы лечения, как кровопускание, гирудотерапия (лечение пиявками), прижигание ран огнём; умели лечить болезни глаз.

Метеорология. У них были представления и о метеорологии. Они могли предсказывать погоду по изменениям ветра, цвета облаков и их форм, дождевые они или недождевые.

Суровые условия пустыни сделали арабов искусными охотниками и следопытами.

Они очень гордились своими предками, родословной и происхождением, все интересовались своей генеалогией. Среди них были специалисты, которые определяли, глядя на внешность, и родословную, и племя, и род человека.

Самое великое событие в истории человечества

В 6 веке н. э. важнейшим политическим центром Аравии стала Мекка. В этот период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и персидскими династиями. В середине 6 века арабы во главе с племенем курайшитов сумели отразить нападение эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку.

12 числа месяца Рабиуль-Авваль 571 года нашей эры случилось самое великое событие в истории человечества – родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). С начала пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение) единобожие заняло законное положение в обществе – Ислам стал распространяться, и образовалось первое мусульманское теократическое государство – Арабский халифат со столицей в Медине.

Справедливость и мир воцарились в аравийских песках.

Источник

Положение арабов в доисламской Аравии

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) появился на свет в городе Мекка, что расположен на Аравийском полуострове в провинции Хиджаз. Чтобы понять жизнь и влияние его личности на ход мировой истории, нужно хотя бы в общих чертах представлять положение людей в этой местности в те далёкие времена.

В доисламский период арабы ещё не сформировались как нация. Каждое племя существовало как отдельное государство под предводительством шейха. В Хиджазе и Йемене того времени уже существовали города, однако основная масса населения жила в шатрах и вела кочевой образ жизни.

В провинции Хиджаз располагались три важных города: Мекка, Ясриб (будущая Медина) и Таиф. В Мекке обитали курайшиты, в Таифе — племя сакиф, в Ясрибе — два арабских племени, авс и хазрадж, а также три иудейских племени: бану кайнука, бану надир, бану курайз. Остальные же вели кочевой образ жизни.

Между племенами постоянно происходили вооружённые столкновения из-за кровной мести и конфликтов, связанных с разделением границ. Перемирие объявлялось только во время четырёх месяцев — Мухаррам, Раджаб, Зилькаде и Зульхидж. Потому то их и называли «ашхур-и хурум» — благородные месяцы, когда считалось запретным воевать и враждовать (Сура «ат-Тауба», 9 / 36).

Во время заключения перемирия все племена могли безопасно передвигаться, поэтому именно в эти месяцы устраивались большие торговые ярмарки. Курайшиты обладали авторитетом среди других племен, потому что владели ключами от Каабы и являлись хранителями идолов. Они имели исключительную возможность свободно передвигаться в любое время года (Сура «Курайш», 106 / 1—4).

Самые важные торговые мероприятия проводились в окрестностях Мекки: знаменитые ярмарки Указ, Маджанна, Зульмеджаз. Сюда съезжались со всех концов Аравии не только продавцы и покупатели, но и поэты, проповедники, колдуны, женщины лёгкого поведения, представители различных религий. На ярмарке Указ, разместившейся между Таифом и Нахлем, проходили поэтические ринги, а получившие наибольшую популярность стихи затем украшали стены Каабы. Эти семь касыд называли «аль-Муаллакатус-себа» — «Семь висящих».

До принятия Ислама большинство арабов были идолопоклонниками. В Мекке возле Каабы люди поставили 360 истуканов. Самыми популярными идолами считались Хубель, Лат, Менат, Узза, Ведд, Суваа, Йелус, Йеук и Неср. У каждого племени существовал свой идол и специальный день для его посещения. Поэтому в Мекку круглый год стекались паломники.

В Аравии жили также последователи пророка Мусы (алейхиссалям), иудеи, и христиане, огнепоклонники и сабеи. Помимо них — немногочисленные ханафи, услышавшие призыв пророка Ибрахима (алейхиссалям), верующие в Единого Всевышнего: Варака бин Навфаль, Абдуллах бин Джахш, Осман бин Хувайрис, Кусс бин Саида.

До появления Ислама на севере Аравийского полуострова (в Сирии) использовали письменность набти, на юге (в Йемене) — химейри, в Ираке — сурьяни. Арабы из Хиджаза во время торговых поездок научились вести записи с помощью набти и сурьяни. Впоследствии письменность набти трансформировалась в каллиграфический стиль написания насих, а сурьяни — в стиль куфи.

Однако крайне мало арабов владели грамотностью. Они были щедры, гостеприимны, умели держать слово и защищать слабых, но в то же время занимались разбоем, грабительством, ростовщичеством, заискивающе относились к богатым, унижали бедных, проявляли излишнюю слабость к алкоголю и азартным играм, убивали под видом кровной мести.

К сожалению, они обладали крайне неприглядными чертами характера и совершали гнусные поступки. Арабы также не считали рабов и женщин за людей. Женщины не имели права получать наследство от своих умерших мужей и отцов; более того, они считались имуществом. Мужчины могли жениться несчётное количество раз, а проституция превратилась в профессию. Некоторые семьи закапывали в землю живьём новорожденных девочек (Суннад-Дарими, 1 / 3, Бейрут).

Во время зарождения Ислама не только арабы и жители Аравийского полуострова, но и весь мир погряз во мраке насилия, разврата и невежества. Человечество, задыхавшееся в плену материальных и духовных проблем, ждало наставника и спасителя.

В Коране этот мрачный период истории назван эпохой джахилии — невежества: «Несчастия на суше и на море случаются в наказание за то, что вершили люди своими руками, дабы они вкусили хотя бы частицу того, что они сотворили. Может быть, они вернутся [на путь Истины]» (Сура «ар-Рум», 30 / 41).

(Продолжение следует. Специально для сайта «Ислам и Семья»).

Источник

Арабы до Ислама

Сегодня арабские народы и их культура прежде всего ассоциируются с Исламом – последней по времени возникновения из Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия исламамировых религий. Однако сами арабы существовали задолго до появления Ислама. В те давние времена их территория ограничивалась Аравийским полуостровом, а сирийцы, палестинцы, египтяне, ливийцы и другие народы, сегодня являющиеся частью арабского этноса, еще не влились в него и говорили на собственных, хотя и родственных арабскому, языках. Поскольку именно в арабском обществе Ислам зародился как религиозная система, в общей культуре исламского мира имеется множество арабских элементов, но древняя арабская культура, в свою очередь, тоже претерпела глубокие изменения под влиянием Ислама. Подробнее об Исламе и его проповеднике Мухаммеде вы можете прочитать здесь же на history-thema.com в следующих наших статьях. В наши дни основные сведения о том, как жили арабы в доисламский период, мы можем черпать из древнеримских и византийских письменных источников и ранней исламской литературы, рассказывающей о жизни первых мусульман, начавших исповедовать свою религию в окружении арабов-язычников.

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

Традиционная арабская архитектура

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия исламаАрабы славились как бесстрашные и жестокие воины; древние римляне нередко нанимали их на службу в своих войсках. Описывается случай, когда конный отряд арабов на римской службе атаковал пешее германское войско. Германцы, как все варвары Европы, умеющие хорошо отражать конные атаки, долго и упорно держались, не подпуская арабских всадников на достаточное для перехода к рукопашной схватке расстояние. Однако в конце концов одному из воинов-арабов удалось сразить германца. Торжествуя, араб спрыгнул с лошади, приложился губами к исходящей кровью ране на теле поверженного противника и стал высасывать кровь, а затем запрокинул голову и издал громкий вой подобно волку. Германцы, увидев такую картину, решили, что перед ними оборотень и в ужасе обратились в бегство. Саму Аравию ни римляне или византийцы, ни персы завоевать не могли, да и, вероятно, не хотели: большей частью безжизненные горячие пески, вглубь которых без надежных проводников не могло пройти войско ни одной державы, не привлекали богатые империи.

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков. В воспитании детей арабы тесно сочетали порой безмерные любовь и ласку со строгой дисциплиной и субординацией. В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю.

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия исламаВообще, женщина в глубоко патриархальном древнеарабском обществе почти не обладала какими-либо правами. Если в семье рождался мальчик, устраивался большой праздник, если же рождалась девочка, семья проводила обряды скорби. Богатые люди, случалось, заводили целые гаремы из десятков жен; некоторые мужья заставляли своих жен заниматься проституцией и на вырученные средства содержали семью. Женщины ели отдельно от мужчин. Конечно, не каждый араб относился к женщинам как к презренным существам, и некоторые знатные, обладавшие умом и решительностью женщины даже могли иметь значительное влияние в обществе, но в целом отношение к слабому полу доминировало высокомерное, потребительское. Уже проповедуя Ислам, пророк Мухаммед в VIIв. особо указывал, что за убийство женщины преступник тоже подлежит казни.

Первобытно-патриархальный уклад жизни древних арабов выражался не только в восприятии женщины как второстепенного члена общества, но прежде всего в четкой внутриродовой субординации. Глава семьи имел полную власть над всеми домочадцами, родовые старейшины – над всеми другими членами рода. Практиковались продажа детей родителями, обмен людьми между родами. В раннее Средневековье широко распространилось патриархальное рабство (рабы находились на положении младших членов семьи, но после смерти ее главы не становились свободными, а распределялись между наследниками). Случалось, что род, не желая по обычаю кровной мести терять своего члена, убившего кого-то из другого рода, по договору с кровниками убивал одного из своих рабов: и свободный представитель рода оставался живой, и на пару рабочих рук по принципу воздаяния становилось меньше.

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

Реконструкция древнего арабского города

Одежда арабов в древности была похожа на одежду современных арабов-бедуинов, но в силу давности времени имела и определенные отличия. Нижней одеждой был изар – род длинной набедренной повязки. У богатых людей изар достигал длиной до ступней и даже до земли. На торс надевалась длинная и широкая рубаха: широкие складки одежды в характерную для аравийских пустынь жару способствовали поддержанию оптимальной температуры между телом и тканью. Для дополнительной защиты от жары во время переезда по пустыне и от свойственного пустыням ночного холода сверху надевался широкий халат. Голову арабы обвязывали чалмой, защищавшей от солнечных лучей, перегрева и впитывавшей в себя пот, не давая тому растекаться по лицу и причинять неудобство. Женщины носили также просторные длинные накидки, называемые аба. На ноги арабы надевали сандалии – жесткие подошвы на ремешках, защищавшие ноги от ожогов при передвижении по раскаленному солнцем песку.Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

Арабский язык относится к семитской группе афразийской семьи языков. Языки афразийской семьи грамматически во многом построены подобно языкам индоевропейской семьи (присутствуют предлоги, окончания родительного и винительного падежа), но имеют и свои важные особенности. Например, словообразование осуществляется не прибавлением приставок или суффиксов, не сложением слов, а изменением гласных в слове. Например «катаба» в арабском языке означает «писать», отсюда «катиб – писатель», «китаб – книга». Арабы имели свою письменность, сохранившуюся почти без изменений и до нашего времени, с некоторыми изменениями заимствованную в эпоху Арабского Халифата другими народами, исповедующими Ислам. К началу VIIв. в арабской среде начался значительный культурный подъем. В большом почете было стихосложение. Самым известным поэтом доисламской Аравии является Маджнун.

Помимо божеств, арабы верили в различных невидимых простому человеческому глазу существ. В частности, как и приверженцы монотеистических религий, они верили в служителей Аллаха – ангелов (по-арабски «маляк»), обладающих сверхъестественной силой. Окружающую среду же: пустыни, горы, долины, человеческое жилище, населяли огненные духи – джинны, способные принимать различный облик. Джиннов считали способными как помогать людям, так и вредить им. Некоторых духов наделяли большой силой и опасностью для людей, например, гулей – чудовищ-людоедов, по представлениям древних арабов, водившихся в пустыне. Враждебных людям духов арабы называли шайтанами – от древнесемитского слова со значением «враг», то же происхождение имеет перешедшее из древнееврейского языка в греческий слово «сатана». Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

В VIIв. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать Ислам, которому в очень скором будущем было суждено стать второй по числу приверженцев из мировых религий. Новая религия, предусматривающая веру только в одного Бога и строгое исполнение данных людям Богом законов, веру в жизнь после смерти и посмертное воздаяние Раем или Адом за добрые дела и грехи, в считанные десятилетия распространилась сначала в Западной Аравии, а затем и на всем Аравийском полуострове, стала распространяться и за его пределами в Сирии, Палестине, Египте, Ираке, принадлежавших тогда Византийской и Сасанидской империям. Ислам непримиримо боролся с языческими верованиями вплоть до полного их искоренения. Кроме того, он принес в арабское обществе систему новых ценностей, повсюду возобладала строгость нравов, а в течение веков жившие разрозненно арабские племена на базе одной религии объединились под властью сначала Мухаммеда, затем – его преемников – халифов. Все это происходило с такой по тем временам быстротой, что в Византии и Иране вовремя не заметили, как под боком у этих двух древних империй на месте полудиких пустынь Аравии возникло новое, сильное своей сплоченностью и преданностью подданных своей религии государство – Халифат. Вторжение войск Халифата в принадлежавшие Византии и Ирану земли Сирии, Палестины, Ирака, где среди местного населения тоже появилось много мусульман, хотевших видеть своим правителем халифа, а не императора, во многом стало неожиданностью для этих держав. Под знаменем Ислама арабы с головокружительной быстротой отвоевали половину территорий, принадлежавших Византии и сокрушили вековую «опору Востока» — иранскую империю Сасанидов, завоевав все ее территории, превратив Иран в одну из провинций новой – религиозной, империи. И затем, пополнив боевые ряды принявшими Ислам другими народами, продолжили свои завоевания дальше на восток и запад, создав огромную державу, вошедшую в историю под названием Арабского Халифата – территорию, на которой вплоть до нашего времени твердо укрепился Ислам, распространились исламские духовные ценности и культура. Однако мусульмане, расширяя границы своей державы, активно заимствовали культурные и технические достижения народов, покорившихся халифу, в том числе персов и византийцев. В свою очередь, как уже говорилось, Ислам отменил многие древние арабские обычаи и элементы культуры. Поэтому исламская культура несет в себе лишь часть, причем сравнительно скромную, культуры Древней Аравии.

Источник

Домашний и общественный быт древних арабов

В зависимости от географических особенностей Аравийского полуострова, образ жизни древних арабов был в одних местах оседлый, в других кочевой. Оседлые арабы жили в городах и селениях и занимались земледелием и только отчасти скотоводством, а также – садоводством, ремес­лами и торговлей; кочевые арабы, наоборот, только в некоторых местах занимались немного земледелием, а главным и постоянным занятием их было скотоводство, унаследованное от первых родоначальников арабского народа – Авраама и Измаила.

Тоже деление арабов по образу жизни на оседлых и кочевых удержалось, в зависимости от природы страны, до настоящего времени, – причем наиболее характерные черты физического строения и душевного склада признаются за бедуи­нами. Европейские путешественники по Аравии описывают бедуина такими чертами:

Бедуины вообще среднего роста и правильного телосложения, худощавы, стройны и легки на ходу. Женщины-бедуинки, не отличаясь особенной красотой лица, также хорошо сложе­ны, отличаются здоровьем, гордой осанкой и легкой походкой. Тучные субъекты редко встречаются среди арабов; гораздо чаще наблюдаются худые и жилистые организмы с крепкими жилистыми мышцами. Верхние и нижние конечности у арабов средней величины, сравнительно с европейцами и индейцами. Кисть руки очень эластична, с тонкими костями. Цвет кожи, смотря по местности, колеблется между белым и шоколадно-коричневым. Там, где «солнце пристально глядит на арабов», там цвет кожи у них темнее и приближается к черному. По форме черепа, арабы относятся к узкоголовым расам, хотя не могут быть вполне причислены к мезокефалам. Форма лица у большей части арабов овальная; лоб широкий и выпуклый, нос прямой, средней величины, рот красиво очерчен и скрывает прекрасные белые зубы. Уши имеют красивую форму и немного загнуты вперед. Черные густые брови оттеняют черные, глубоколежащие живые глаза, отлича­ющиеся необыкновенным блеском. Волосы преимущественно черного цвета; растительность на бороде не отличается густо­той; современные бедуины не носят бороды, и бакенбарды встречаются у них очень редко.

При такой телесной организации, бедуин ловок, легок и проворен на ходу. По темпераменту бедуин живой, горячий и порывистый в своих чувствах: он легко возбуждается, как бы вспыхивает, но также скоро и легко успокаивается и приходить в себя. В сношениях с другими бедуин откровенен, приветлив, гостеприимен, но в тоже время хитер, подозрителен и мстителен, тщеславен и суеверен. Особенно отличается бедуин страстностью и ревнивостью. При видимой важности и горделивости, он охотно участвует в веселых собраниях и пирушках. Во всех своих привычках бедуины и бедуинки умеренны и выносливы в отношении голода и жажды. Туркестанские хаджии с удивлением рассказывают, что не только взрослые, но и дети бедуинов довольствуются небольшим куском обыкновенной лепешки, или щепоткой сваренного риса: подаваемую им милостыню они никогда не съедают враз, а оставляют часть в запас для удовлетворения аппетита в другой раз. Внешний вид большинства бедуинов вызывает жалость у хаджиев, кото­рые охотно делятся с ними излишком съестных запасов. Неудивительно поэтому слышать и читать о назойливости придорожных бедуинов-попрошаек и грабежах их, сопровождающихся нередко убийствами.

Не достигло культуры и царство Набатеев, существовав­шее более 1400 лет, именно до времен Траяна. Набатеи были народом промышленным, торговым и не чуждым гражданственности. У них были свои цари, чеканившие собственные серебряные деньги, надписями которых подтвержда­ются показания об этих народах Библии, Иосифа Флавия, Страбона, Диона Кассия, Орозия, Плутарха и Диодора. Но рассказ о Набатеях Страбона дает невысокое понятие о набатейской образованности. О других государствах, или, точнее, об отдельных владениях оседлых арабов, вроде Хиры и Хиджаза, история не дает и таких подробностей. Жизнь их не отличалась культурой, и образованные соседи их (персы, византийцы и др.) не сохранили об этих государствах особых воспоминаний. Господствовавший среди оседлых арабов патриархальный быт был похож на быт бедуинов, от ко­торых они отличались только тем, что жили на одном месте, а не кочевали. Даже Мекка и Медина были бедными поселениями: Медина еще походила на город, благодаря поселившимся в ней с давних пор евреям, а Мекка долгое время не была достаточно заселена.

Чтобы лучше характеризовать описываемое положение оседлых и кочевых арабов, напомним читателю, что и в настоящее время мы видим небольшое культурное различие в жизни среднеазиатского кочевника-киргиза и оседлого жителя-сарта, особенно там, куда русское цивилизующее влияние не успело еще проникнуть.

Оседлые арабы жили в домах, выстроенных из известняка, или из дерева; во времена Страбона в Южной Аравии было много домов, сложенных из толстых брусьев. В Омане для построек употреблялись высушенные на солнце кирпичи, или же простой булыжник, смазанный глиной. Стены домов штукатурились смесью глины с соломой. Более бедные жители строили для себя хижины из тонких жердей, обмазывали их глиной с навозом, а затем поверхность стен, особенно внутренних, штукатурили. Крыша приготовлялась из пучков камыша или длинной травы, а вместо дверей служила циновка. Таким образом постройки древних арабов напоминают нам современные несложные постройки оседлого туземного населения Туркестанского края (сартов).

В южно-аравийских государствах, где арабы жили оседло, существовали некоторые производства из глины, дере­ва и металла; но те принадлежности их домашнего быта, которые отличались некоторым изяществом и роскошью, были обыкновенно иноземного происхождения. Древние писате­ли вообще свидетельствуют, что арабы, не только кочевые, но и оседлые, не стремились к развитию у себя ремесел и промыслов, а предпочитали доставать все необходимое в готовом виде, выменивая это на предметы туземного происхождения. Лучшим доказательством этого может служить посещение Соломона Савской царицей: она прибыла в Иерусалим с верблюдами, навьюченными благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней, и когда увидала дворец Соломона, то сказала царю: «я не верила словам, пока не пришла сама и не увидали глаза мои; мне и полови­ны не сказано, –мудрости и благ у тебя больше, нежели как я слышала ( 3Цар. 10:1–10 ; 2Пар. 9:1–9 ). Очевидно, царица Савская рассчитывала произвести на Соломона впечатление своим богатством, но была поражена царской обста­новкой еврейского царя, какой южно-аравийская царица, доволь­ствуясь естественными дарами своей страны, никогда не видела и не воображала. Что касается сабейской надписи на бронзо­вой плите, то по ней трудно судить о степени культуры Сабеев. Плита и надписи могли быть приготовлены в другой стране с более развитой техникой. (См. рисунок). Упоми­наемый в надписи Альмак Хирранский, по нашей догадке, должен быть царь (Альмалик) Герраев, упоминаемых у Страбона. (См. выше. стр.). Если верно, что Герраи были выходцы из Халдеи, тогда относительно Сабейской надписи излишне говорить: она была привозная…

Сабейская надпись на бронзовой плите из Амрана в Южной Аравии

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

Перевод надписи: «Рийаб и его братья, сыновья Мартада, и племя Амрана посвятили своему покровителю Альмаку Хирранскому эту надпись, потому что он услышал их просьбы и оказал милость урожаем, который он послал им после того, как зерно стояло в цене пшеницы во время посева… В год Амму-Кариба, сына Сумху-Кариба, сына Газфира татварского». (См. История человечества, сост. под редакцией д-ра Гельмольта. Том третий (СПБ. 1903), стр. 209–210).

Государственной жизни в строгом смысле слова у оседлых арабов не было. Правители их не умели сплотить подвластное население точными законами и вести его к единой для всех цели. У древних евреев были точно выраженные в религиозном кодексе законы; они имели своеобразную гражданственность и преследовали в жизни своей определен­ную цель; у древних арабов не было ни религиозного кодекса, ни таких руководителей в жизни, какими были у евреев пророки. Поэтому в каждом маленьком арабском государстве была своя жизнь, были свои житейские интересы. В Южной Аравии насчитывалось в древности несколько отдельных владений, жители которых мало имели общих интересов: они жили, кто как мог и умел, занимались земледелием и торговлей, наполняя свободное время самыми неизысканными развлечениями; угощение было на первом плане. Умственных интересов не было и не откуда было им взяться.

Религия, которая обыкновенно служит главным центром духовной жизни патриархального народа, у древних арабов была неразвита и не могла возвышать ум и сердце их за пределы внешнего мира. Влияние других религий (еврейской и христианской) было слабо, по причинам, о которых будет сказано ниже. Оставалось одно; влияние взаимного общения жи­телей разных местностей, сходившихся в определенные вре­мена в известных пунктах для общественного богомолья. Но и это влияние было не сильно: в указанных местах арабы разных племен сходились ненадолго; притом же у разных племен были свои священные места. (См. ниже).

При таком характере древнеарабской торговли, есте­ственно были разные недостатки в их торговых сделках: обман, обмеривание, обвешивание, задержка уплаты и т. п., о чем неоднократно упоминается в Коране, как о проступках, наказуемых праведным Богом.

С вероятностью можно предположить, что уже в древ­ний период арабской торговли существовали разные договоры под видом «товарищества» (ширкят), заклада, ссуды, долговых обязательств, хранения чужого имущества и пр. Все эти виды общественных отношений были потом узаконены основателем ислама, а затем перешли в шариат.

Главные моменты в жизни древнего араба представляют­ся в следующем виде.

Женщины и девицы у арабов исправляли все домашние хозяйственные обязанности: готовили пищу, поддерживали чи­стоту в жилище, присматривали за скотом и доили его, стригли овец и коз, пряли шерсть их, готовили из пряжи материи и шили из них одежду. Иногда они сопровождали мужей в походах против неприятеля. Так, во время сражения мекканцев с Мохаммедом при Оходе (24 января 625 г. по Р. Хр.) при войске мекканцев было много женщин с музыкальными инструментами, а жена Абу-Софьяна (предводителя меккского отряда) Ханда нашла труп Хамзы, дяди Мохаммеда, распорола ему живот, вынула печень и съела ее сырой. Другие женщины отрезали у убитых врагов носы и уши и сделали из них ожерелья себе. На долю мужчин остава­лись более тяжелые работы, особенно производившиеся вне дома, а также торговля и участие в вооруженных набегах на врагов.

Погребение у древних арабов совершалось так: они омывали умерших холодной водой, смешанной с благовониями; затем обертывали саваном и созывали на погребение своих знакомых. В знак печали женщины громко плакали, разди­рали на себе одежды, царапали лица и грудь, открывали лицо свое, надевали траурную одежду, а мужчины посыпали свои головы прахом, как делали евреи. По прибытии знакомых и близких, над покойником начинали причитать плакаль­щицы, восхваляя его качества; затем клали покойника на особые погребальные носилки и относили на кладбище, где и зарывали в могиле. Могилы обыкновенно делали с боковым углублением, в котором укладывалось тело покойного на боку, с подложенной под голову рукой. Это боковое углубление в могиле закладывалось большими камнями, а затем вся могила заполнялась землей и наверху ее насыпали холмик из земли, в виде небольшого кургана. Намогильный холм арабы старались оживить зеленью. Иногда делалось возвышение из камней. Подобно всем известным языческим народам, древние арабы клали в могилу вместе с умершим его меч и некоторые другие принадлежности его одеяния. На могиле, после погребения, устраивалась тризна, причем глиняная посуда, в которой была пища, здесь же и разбивалась. Было в обычае также оставлять на могиле верблюдицу, на которой покойный ездил при жизни; голову ее пригибали к туловищу (назад), покрывали попоной и оставляли умирать голодной смертью.

Вдовы соблюдали глубокий траур после погребения мужа в течение года, не употребляя благовоний и одежд красного цвета, а по истечении этого срока совершали особые обряды и освобождались от всех стеснений траура.

Во времена более отдаленные арабы имели такую одежду: от поясницы до колен они закрывали свое тело особой повязкой, на плечи набрасывали широкий кусок материи, а голову покрывали большим платком, спускавшимся до плеч и придерживаемым на голове особым шнурком. Лучшим образцом древней одежды арабов может служить та особая покаянная одежда, которая предписана в Коране мусульманским паломникам (хаджи), в которую они облекаются при вступлении в священную область Мекки. Это так называемый ихрам (Коран, гл. 5. ст. 96–97), состоящий из двух больших и не сшитых кусков белой материи. Одним из этих кусков, называемым изаром, паломник прикрывает наготу своего тела от средины живота до колен, а другой ку­сок – рида паломник набрасывает на одно плечо и закрывает его.

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть фото Чем занимались арабы до принятия ислама. Смотреть картинку Чем занимались арабы до принятия ислама. Картинка про Чем занимались арабы до принятия ислама. Фото Чем занимались арабы до принятия ислама

«Чей сын ты – все равно.

Но собственной заслугой

Ты родословную старайся заменить;

Тот человек, кто сказал: «Я таков-то»,

Чтобы пополнить помещенные в этой главе данные о домашнем и общественном быте древних арабов, приводим здесь сведения, касающиеся бедуинов Сирии и Пале­стины настоящего времени.

По описанию в «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества 252 сирийские и палестинские бе­дуины и в настоящее время живут в шерстяных палатках, материю для которых бедуинские женщины приготовляют сами из шерсти черных коз или овец. Палатки расставляются на открытых местах и поддерживаются внутри особыми шестами, а снаружи притягиваются веревками к колышкам, вбитым в землю. Палатки ставятся одна подле другой и об­разуют круг, внутрь которого на ночь загоняется скот. У главы рода (шейха) бывает всегда особая палатка, которая служит ему для приема гостей, что составляет с давних пор отличительно черту арабских нравов.

«Современные бедуины, как и древние отличаются чадолюбием. По случаю рождения мальчика бедуин устраивает пир, на который приглашает родных и знакомых. Не имея особых понятий о воспитании детей, бедуины прилагают свои заботы к тому, чтобы ребенок был сыт и здоров, а свои родительские ласки проявляют в том, что украшают детей возможными способами (девочек, например, татуируют), причем и амулеты от дурного глаза привешиваются на виду. Когда дети подрастут, то самой жизнью приучаются к разным домашним занятиям и упражнениям: мальчики стерегут стада и ездят верхом, а девочки собирают топливо, носят воду и т. п.

«Обычаи сватовства у бедуинов представляются в таком виде: мальчику 14-ти лет, а чаще и ранее этого возраста, родители стараются высватать невесту, согласия которой обык­новенно не спрашивают. Для сватовства отец жениха вместе с сыном и старшинами приходят в палатку родителей невесты и там молча сидят. После долгого молчания происходит в установленной форме разговор, касающийся сватов­ства, и, в случае благоприятного исхода переговоров, сваты угощаются, поздравляются и затем расходятся. Свадебные празднества начинаются после того, как жених, в сопрово­ждении родных и знакомых, явится в палатку невесты. Тогда невеста с провожатой садится на верблюда своего жениха, и брачный поезд с пением, пляской и стрельбой из ружей возвращается на место стоянки шатра жениха. На утро, при выходе новобрачной из палатки, брат ее режет овцу, и начинается пир, продолжающийся до семи дней. Невеста получает от жениха приданое. Если жених беден и не может уплатить вено, то совершение брака откладывается ино­гда на несколько лет, пока условленное вено не будет спол­на выплачено.

«Как у народа кочевого, скотоводство составляет самое главное занятие и богатство бедуина. РВ числе разных животных лошади ценятся выше других пород домашнего скота, осо­бенно лошади чистокровные арабские, ценящиеся иногда в не­сколько тысяч рублей. Породистые лошади употребляются толь­ко во время войн и набегов, так как они отличаются не только быстрым бегом и выносливостью, но и необыкновен­ной понятливостью и чутьем, способным открыть неприятеля, скрывающегося в засаде. Из других животных у бедуинов обычны верблюды и овцы, доставляющие молоко и шерсть, а также ослы и мулы, служащие для обыкновенных рабочих нужд кочевника. Орудия домашних производств остаются у бедуинов до сих пор первобытные.

Отчасти развлечением, отчасти промыслом для бедуинов служит охота, которая производится при помощи собак и соколов. В недавнее время бедуины начали понемногу зани­маться земледелием, – явление, замечаемое и среди туркестанских кочевников, киргиз.

Торговля производится домашними продуктами и бедуину особой прибыли не приносит: как у нас, в Средней Азии, кочевник-киргиз находится всецело в руках оседлого торгаша сарта, так и оседлый араб усердно и безжалостно обирает простодушного бедуина. Бедуин не знает действи­тельной цены продаваемого ему товара, не дорожит и своими продуктами, а этим пользуется смелый торгаш, рискнувший заехать в степь для своей плутовской торговли. Но бедуин не огорчается и до некоторой степени утешает себя получен­ными от заезжего торговца новостями, до которых он, как и другие обитатели степей, большой охотник.

У бедуинов для распространения новых вестей всегда находятся охотники, которые развозят новости с необыкно­венной быстротой, – опять черта, вполне сродная нашим киргизам.

Гостеприимство особенно ценится среди бедуинов: они защищают и берегут даже имущество гостя и не допускают, чтобы ему была причинена какая-нибудь обида. Гость шейха становится гостем всего рода. Чтобы давать возможность путникам пользоваться столь дорогим в пустыне отдыхом и покоем, бедуины по ночам зажигают «огни гостеприимства», а в холодное и дождливое время привязывают к своим палаткам собак, чтобы их лаем указывать путешественникам на кров гостеприимства. Словом, как бы ни был беден бедуин, он должен принять гостя в своей палатке, накормить его, чем может, и предоставить ему по­койный ночлег. Соответственно состоянию и общественному положению, самыми почетными гостями у бедуинов считаются амиры и шейхи; за ними следуют влиятельные по сво­ему богатству арабы, а ниже всех считаются пастухи. Гостя бедуины отличают даже по тому, на каком животном он приехал – на лошади, на муле, или на осле. Первый пользуется большим почетом, хозяин мула занимает среднее место, а приехавший на осле – последнее. Каж­дый гость должен прежде всего обойти вокруг «палатки гостеприимства», и этим показать уважение к хозяину и его роду, а затем уже входить в саму палатку. К прибывшему гостю сходятся все наличные и свободные от занятий бе­дуины и стараются оказать ему помощь и внимание. В палат­ке расстилается ковер, стелются подушки, и гость садится на почетном месте; ему приносят молоко, яйца, сыр и, если гость, подкрепивший свои силы, продолжает еще сидеть, то это значит, что он желает воспользоваться и ночлегом у своего хозяина. Тогда все бедуины, принадлежащие к данному месту и племени, заявляют о своей готовности накормить гос­тя ужином. Гостю, принявшему угощение, никто не может причинить какую бы то ни было обиду; даже убийца, вошедший в палатку убитого, считается неприкосновенным для лиц, имеющим право мстить за убитого, по крайней мере до тех пор, пока убийца находится в «палатке гостеприимства».

См. «Мохаммед и происхождение исламизма» (Европ. писатели- мыслители. III. Ренан. Изд. В. Чуйко. СПБ. 1882).

Судя по образцу, приложенному к соч. Э. Реклю «Человек и Земля» [т. 2, стр. 123], их можно приравнивать к грубым письменам, встречающимся у сибирских инородцев и к так называемым «там­гам» наших киргиз и башкир. [См. Проток. Туркест. Кружка люби­телей археологии, год третий и Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, вып. 13].

Машанов, Очерк арабов в эпоху Мухаммеда, как введение к изучению ислама. Часть первая. Казань, 1885 года, стр. 606 Ср. ст. М. Миропиева о политическом и государственном значении хаджа (Ка­зань, 1877).

См. Sprenger, Das Leben und die Lohre des Mohammad. Bd. 2, p. 342; цитированное сочинение г. Машанова, стр. 567, 569.

Ярмарка в Оказе начиналась с первого числа месяца Зуль-Кагда и продолжалась до двадцатого числа, а по другому свидетельству – до 15 числа того же месяца. Из Оказа арабы переходили на другую ярмарку, в местечко Наджна, где оставались до конца месяца. Отсюда арабы переходили в третье место и там оставались до восьмого числа месяца Зуль-Хиджа.

Арабский текст семи муаллака или поэм, принадлежавших поэтам: Амрулькайсу, Тарафе, Зогайру, Лебиду, Антаре, Амру и Харису был издан А. Болдыревым в Москве в 1822 году; в том же году был издан латинский и французский перевод. Перевод на русский яз. муаллаки Амрулькайса был издан проф. Лазаревского Института Г. А. Муркосом (Москва, 1882 г.).

Жил за 590 лет до Р. Хр.

Во время хаджа корейшиты приготовляли особый напиток (изюмный квас), которым угощали богомольцев.

Например: Моисей, Исаак, Ибн-Ямин и мн. др.

Напр. Арта (дерево, растущее в песках), Усайд (львенок), Усама (лев), Укяйма (холмик), Умайя (рабыня), Уяс (отчаяние), Барик (молниеносный), Башир (благовестник), Джаррах (хирург) и под. Хабиб – любимец, Хабши – похожий на Абиссинца, Хубаб – змея.

У современных киргиз до сих пор в обычае давать своим детям имена по случайному признаку, например: «собачья нога» и т. под. См. собственные имена арабов в араб. словарях.

Коран, гл. 43, ст. 16; гл. 16 ст. 60–91; гл. 8, ст. 8–9.

В Ташкенте богатые люди расходуют при этом тысячи р. Автору известен случай, как один почтенный туземец откладывал много лет совершение обрезания над своими сыновьями.

Pocock, Specimen historiae arabum, р. 309.

Коран, гл. 5, ст. 9; гл. 4, ст. 40.

Миссионерский противомосульманский сборник вып. 10.

Желающим можно рекомендовать известное руководство по мусульманскому законоведению «Хидая» том 1, в рус. переводе, изд. Н. И. Гродековым.

Машанова, «Очерк религиозного быта Аравии», стр. 729–756.

Внешний быт народов с древнейших до наших времен Германа Вейса. Т. 1, ч. 1. Русский перев. с немецкого В. Чаева. Москва, 1873 г., стр. 111–127.

Страбон, География, кн. 16. гл. 3, Русск. перев. стр. 782.

Lausonia incrmis, красный цветок, распространенный и среди современного оседлого населения русского Туркестана.

У пророка Иеремии говорится, что арабы остригали волосы на висках (кн. прор. Иеремии, гл. 9, ст. 25; гл. 49, ст. 32); следовательно, обычай брить волосы на голове – позднейший обычай.

В кн. Песнь песней читаем сравнение: «черна я, но красива, как шатры Кидарские» (1:4).

Относительно формы лепешек и способа их приготовления у современных нам среднеазиатских мусульман замечается большое сходство с древними арабами, от которых к нашим сартам пере­шло и само название печи – таннур. Печь эта представляет со­бой широкий глиняный горшок, имеющий в диаметре основания около аршина и отверстия сбоку и наверху. Такой сосуд ставится на кирпичном фундаменте широким своим основанием. Во время топки пла­мя и дым выходят в верхнее отверстие. Когда стенки этой печи накалятся, топка прекращается, – и тотчас пекарь (нанвай) берет при­готовленную сырую лепешку (нан) и ловко прилепляет ее ко внутрен­ней стенке горшечной печи, где лепешка скоро пропекается и отнимает­ся от стенки. На место испеченной лепешки прилепляется другая и т. д. Если лечь велика, то пекарь прилепляет к ее стенкам две или более лепешек в один раз. –Лепешки приготовляются из пшеничной, кукурузной или ячменной муки и имеют большие и малые размеры; самый обыкновенный размер лепешки – четверть аршина ширины при толщине в 1 /4 вершка; большие лепешки имеют 3 /4 арш., а самые маленькие – 2 1 /2 вершка.

Кн. пророка Иеремии, гл. 19, ст. 31.

Пр. Иеремия также упоминает, что арабы живут разрозненно (49:31).

Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества. М. Каррьера, т. 3. Рус. перев. Москва, 1874, стр. 112.

Земля и люди. Всеобщая география. Рус. перев. т. 9, стр. 713 (Спб. 1887 г.).

Земля и ее народы. Том 4 (Спб. 1879) стр. 95.

Ирвинг и Казембек (Рус. Сл. 1860).

1 февраля 1910 г. 2500 всадников-бедуинов напали в Сомали на племя Митжердинс, разрушили город, убили много людей и отняли 1 400 верблюдов.

По свидетельству Геродота, древние арабы вступали иногда в союзы с соседними народами и участвовали в их войнах, так напр. в войнах Ксеркса (кн. 7, 69).

По свидетельству Бурхгардта, арабы покрывают своих коней попоной из алеппского картона, чем предохраняют их не только от солнечного зноя, но и от поражения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *