Чем занимались арабы в средние века
Арабская культура Средневековья
Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество.
Литература
В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII-Х вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В Х в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.
Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.
Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.
Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747-762 — между 813-815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.
Абуль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище — «не знающий чувства меры».
Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.
Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973-1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность необязательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»).
В X-XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин — дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
Наука
Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.
Около 830 г. Мухаммад ибн Мусааль-Хорезми составил первый известный арабский трактат по алгебре, заложив таким образом основы математической традиции в арабском мире, существовавшей на протяжении столетий. Научный труд «Хисаб аль-джабруа-ль-мукабаля» («Краткая книга восполнения и противостояния») был наиболее известной и значительной из всех работ Аль-Хорезми. Общепризнанно, что данный трактат Аль-Хорезми является первым серьезным научным исследованием в данной области знаний. Причина, по которой он обратился к этой теме, была проста — он планировал учить: «Наиболее легкая и полезная вещь в арифметике, например, то, что постоянно требуется человеку в делах наследования, получения наследства, раздела имущества, судебных разбирательствах, торговых отношениях, или при измерении земельных участков, рытье каналов, геометрических вычислениях, а также в других случаях»
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.
Больших успехов достигла медицина — она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина — Авиценна (980-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством. Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.
Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно переводили сочинения античных авторов.
Известными философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль-Фараби (870-950), называемый «вторым учителем», т.е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Братья чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.
Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII-XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV-XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.
Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже VIII-IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.
Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» — своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.
К Х в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы — медресе. В X-XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».
Архитектура. Искусство
Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.
Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в аль-Кудсе, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С VII-VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде.
С Х в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи — арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.
Объектом хаджжа стал Кааба — храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным камнем. Этот черный камень почитается мусульманами.
Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр.
В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.
АРАБЫ
Впервые термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников северной Аравии уже в IX в. до н.э..
География
Страны, большинство населения которых составляют арабы, образуют т.н. арабский мир. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.
Многие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира.
Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов.
Основные группы населения
Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, часть бедуинов проживает в Египте и в северной Сахаре. Их число составляет от 4 до 5 млн. Бедуины ведут строго племенной и кочевой образ жизни. Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. Бедуины занимаются в основном разведением верблюдов и разведением овец и коз.
Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на устную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.
Около 70% арабов живет в деревнях и являются крестьянами. У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Но большую часть времени деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки.
Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах.
История
Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тысячелетия до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Западная Аравия в эпоху Христианства была населена горожанами и кочевниками, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (обычно к Исмаилу, см. также агаряне), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.
К V-VI векам н.э. северная и южная аравийские цивилизации пришли в упадок. Однако, в начале седьмого века на торговца из Мекки Мухаммеда снизошло озарение начать проповедь откровений, послуживших созданию ислама. При Мухаммеде и его преемниках, халифах, ислам охватил весь Ближний Восток (см. Арабский халифат).
А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших цивилизаций.
Период с VIII по XII век положил начало массе произведений арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, прогрессу науки в области астрономии, медицины и математики.
В первые века своего существования арабская империя была политически объединенной под властью халифов, но к середине X века началась ее фрагментация и вскоре она пала жертвой крестоносцев, монголов и турок.
В XVI в. османские турки завоевали весь арабский мир, разделив его на провинции Османской империи.
В XIX в. Англия и Франция фактически установили контроль над большей частью Северной Африки в то время как в Египте и Сирии нарастала волна требований арабской независимости.
В ходе Первой мировой войны англичане организовали восстание против Османской империи в Аравии. Арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины в надежде на получение независимости после войны, но вместо этого попали под полный контроль англичан и французов. Требования независимости и объединения со стороны арабов возобновились. Европейское управление стимулировало модернизацию, но одновременно его результатом было расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.
Во время Второй мировой войны и после нее все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость, хотя алжирцам удалось это сделать лишь после восьми лет войны с 1954 по 1962 год. С 1991 года начали приводиться в действие различные соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП); в этих соглашениях намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.
Религиозная статистика
Арабы-христиане
Проповедь Христианства в Аравии
Другим ареалом распространения христианства у арабов стал район Персидского залива, куда проникали морским путем несториане из Месопотамии. В IV в. здесь возникли две митрополии, охватывающие территории совр. Бахрейна, Катара и прилегающих районов восточного и юго-восточного побережья Аравии. Несторианское присутствие в регионе продолжалось до конца VII в., а возможно, и дольше.
Третий очаг христианства сложился на юго-западе Аравийского полуострова, в Йемене, где существовала высокоразвитая городская и земледельческая цивилизация. Христианство в форме монофизитства и, отчасти, Православия проникало в эту страну с византийскими торговыми караванами. В Йемене существовала мощная иудейская община, соперничавшая с христианами. В 520-х годах это противостояние вылилось в кровавую гражданскую войну, сопровождавшуюся истреблением значительной части йеменских христиан (см. Негранские мученики). В итоге победили христиане, поддержанные войсками христианской Эфиопии. В течение большей части VI в. Йемен находился в зависимости от Эфиопии, в 570-х годах попал под контроль персов, а в 630 г. подчинился Мухаммаду. Несмотря на гарантии неприкосновенности, данные при этом христианской общине Награна, халиф Умар (634-644), следуя завету Мухаммада сделать всю Аравию мусульманской страной, депортировал христиан в район Куфы; в течение следующих ста лет эта община постепенно исчезла.
Мусульманские завоевания и арабизация Ближнего Востока
Христианские арабские племена Сирийской пустыни во время мусульманских завоеваний частью мигрировали в Византию, частью присоединились к мусульманам или занимали выжидательную позицию. В халифате Омейядов (661-750), где арабы составляли правящее сословие и всячески культивировалась арабская племенная солидарность, бедуинские христианские племена находились в благоприятном положении, вплоть до того, что иной раз были связаны родственными узами с правящей династией. С приходом к власти Аббасидов (750) исламские ценности стали играть в халифате определяющую роль, и уже при халифе аль-Махди (775-785) последние бедуины-христиане были вынуждены принять ислам.
В VII-VIII вв. шел процесс постепенной арабизации христианских подданных халифата в Египте, Сирии и Месопотамии. Христиане достаточно быстро усваивали арабский язык на разговорно-бытовом уровне; по мере утраты ими знания своих прежних языков (сирийского, коптского, греческого) возникает арабоязычная христианская словесность, призванная донести до христиан халифата на понятном им языке культурно-религиозную традицию византийской цивилизации. Эта литература включала в себя как богослужебные тексты, так и богословские, апологетические, исторические сочинения, ориентированные отчасти и на мусульман. Быстрее всего процесс арабизации шел в среде православных (мелькитов), т. к. в дохалкидонских Церквах «национальный» язык (сирийский, коптский) был сакральным языком богослужения, который культивировали и искусственно поддерживали даже тогда, когда он выходил из употребления в быту. У православных же, особенно в Палестине, богослужение изначально совершалось как на греческом, так и на сирийском языке, и по мере утраты мелькитами греческого языка его место занимал арабский.
Средние века
Этническое самосознание арабских христиан в Средние века было выражено слабо. Чувство этнического единства у них в значительной степени заглушалось осознанием принадлежности к своему исповеданию, к христианскому миру. Слово «христиане» и было их самоназванием; в тех случаях, когда требовалось отличить себя от других христианских этно-конфессиональных групп, употреблялись термины «мелькиты», «сирийцы», «копты», «марониты»; практически все они также именовали себя «православными», противопоставляя свою общину остальным, считавшимся еретическими. Никто из арабов-христиан не называл себя арабом; этим словом христианские авторы называли мусульман или кочевников-бедуинов.
В течение Средних веков арабо-христианские общины знали периоды расцвета (особенно в первые века мусульманского владычества), когда христиане имели достаточно благоприятный социальный статус, бурно развивалась их культура, разворачивалась миссионерская деятельность вдоль торговых путей в Центральной Азии и на побережье Индийского океана. Однако впоследствии, по мере упадка Аббасидского халифата, межконфессиональные отношения в мусульманском мире обострились и участились гонения на христиан. Крестовые походы, последствия монгольского нашествия XIII в., в ходе которого часть христиан сначала была приближена к себе завоевателями, а затем, после исламизации монгольской знати, подверглась невиданным прежде гонениям (напр., в Ираке при Хулагуидах), в XIV в.- войны Тимура привели к исчезновению многих ближневосточных христианских общин. Уцелевшие пребывали в состоянии глубокого политического и культурного упадка. Османские источники XVI в. фиксируют численность арабских христиан в Египте и Сирии на уровне 6-8% от всего населения.
В османскую эпоху, отличавшуюся относительной политической стабильностью и веротерпимостью, начался новый культурный и демографический подъем арабских христиан. В первую очередь он затронул маронитов, все более ориентировавшихся на католическую Европу, и православных, испытывавших влияние своих балканских единоверцев. Усилился приток греческого клира в сиро-египетский регион, с XVI в. приведший, в частности, к эллинизации восточных Патриархатов, когда все высшие посты в церковной иерархии занимали греки.
Римо-католическая экспансия
В XVI-XVIII вв. началось культурно-экономическое проникновение в Восточное Средиземноморье европейских держав и Римо-католической церкви; латинские миссионеры развернули пропаганду унии с Римом. Часть ближневосточных христианских торгово-предпринимательских слоев, связанных с европ. экономикой, в культурно-религиозном плане постепенно переориентировалась на католичество. Некоторые группы восточного духовенства, пытаясь преодолеть упадок и невежество своих общин, также стремились опереться на культурный потенциал Европы. Это привело к целой серии расколов внутри древних Восточных Церквей и образованию ряда униатских Церквей. Наибольших успехов папский престол добился в среде маронитов, которые подверглись католическому влиянию еще в период крестовых походов, окончательно перешли в унию с Римом в начале XVI в., а на Соборе 1736 г. согласились на принятие многих латинских обрядов. В 1553 г. часть несторианской общины приняла унию; их Церковь получила название Халдейской. В 1656-1662 гг. в результате раскола сиро-яковитской общины образовалась Сирийская католическая Церковь. В Антиохийской Православной Церкви аналогичный раскол произошел в 1724 г. с образованием униатского мелькитского Патриархата. В 1741 г. Рим учредил коптскую католическую иерархию. Марониты перешли в унию полностью; несторианская, сиро-яковитская и православная общины раскололись на сторонников и противников Рима приблизительно пополам; среди коптов число униатов было крайне незначительным.
В ходе борьбы с унией Константинопольский Патриархат под предлогом недоверия арабскому духовенству добился того, что с 1724 г. на протяжении более 170 лет Антиохийские патриархи ставились только из греков. Позднейшие униатские авторы трактовали переход христиан Сирии в унию как протест арабов против греческого засилья. В действительности национальное самосознание арабских христиан в XVII-XVIII вв. еще не приняло отчетливые формы (хотя сирийские христианские авторы XVII в. уже называют своих единоверцев «арабами»). Кроме того, униатским Церквам самим пришлось столкнуться со стремлением Римского престола латинизировать ближневосточные униатские общины и подавить их самобытность.
Наряду с униатскими Церквами среди арабов-христан Палестины существовала небольшая группа христиан латинского обряда. После восстановления в 1846 г. католического Иерусалимского Патриархата западные миссионеры начали активную пропагандистскую деятельность в Палестине, и за 40 лет численность арабов-католиков возросла с 10 до 33% христианского населения страны.
С 1822 г. на Ближнем Востоке действовали также протестантские миссионеры из Германии, Великобритании, США. Несмотря на огромные средства, вложенные в пропаганду, результаты работы этих миссий оказались намного скромнее затраченных усилий. В то же время незначительная по численности арабская протестантская община дала многих деятелей арабо-христианской культуры второй половины XIX века.
Влияние европейского секуляризма
Подъем национального самосознания на Ближнем Востоке
Конец XIX в. был временем пробуждения национального самосознания на Ближнем Востоке. Арабы-христиане, более, чем их мусульманские соседи, проникнувшиеся новейшими европейскими идеологиями, первыми сформулировали доктрину секулярного, надконфессионального арабского национализма, идею единства всех арабов независимо от религиозной принадлежности. Иногда это сопровождалось отказом от традиций своей общины и выражением симпатий к исламу, сыгравшему ключевую роль в истории арабской нации. Подобные идеологии были среди прочего и способом самосохранения христианских общин, попыткой найти свой путь интеграции в арабо-мусульманское общество.
Наряду с этим в среде маронитов и в меньшей степени других униатских конфессий вызревали настроения изоляционизма, осознание маронитской национальной идентичности, противопоставление себя остальному арабскому миру, ориентация на европейскую (прежде всего французскую) культуру и военно-политическое покровительство Запада.
Копты, в большинстве своем консервативные крестьяне, были мало знакомы с европейской культурой и соответственно с европейскими доктринами секулярного национализма. Традиционно они считали себя истинными хозяевами Египта, арабов-мусульман воспринимали как завоевателей, поэтому большинству коптов (в отличие от сирийцев) было трудно принять возникшие на Ближнем Востоке националистические идеологии, базировавшиеся на панарабской солидарности и ностальгии по былому величию исламской цивилизации. Это привело к болезненной для них изоляции в египетском обществе рубежа XIX-XX вв. со стороны как арабских националистов, так и британской администрации. Пытаясь прорвать эту изоляцию, копты в начале XX века склоняются к идеологии секулярного египетского патриотизма и отказу от автономии своей общины.
В XX в. все отмеченные тенденции в развитии арабо-христианского самосознания получили дальнейшее развитие. В среде маронитов сложилась т. н. идеология финикиизма, возводившая истоки ливанской идентичности к финикийско-арамейской древности, когда страна доминировала в средиземноморской торговле и выступала посредником между культурами Востока и Запада. Арабское присутствие в Ливане объявлялось чуждым и временным. Франция, опираясь на маронитскую общину, создала государство Ливан (1920), где марониты стремились играть руководящую роль, закрепленную в конфессионально-пропорциональной системе представительства во власти. Однако нараставшие изменения в демографической структуре и расстановке политических сил в ливанском обществе привели к кровопролитной гражданской войне 1975-1990 гг., из которой марониты вышли ослабленными и утратившими многие рычаги власти. Еще более трагически сложилась судьба ассирийцев, также стремившихся в начале XX в. к созданию собственной государственности при поддержке великих держав. Эта политика закончилась геноцидом ассирийцев в Турции в 1915 г. и в Ираке в 1933 г.
Православные, сиро-яковиты, копты в XX в. более органично вписались в свое мусульманское окружение. Православные арабы Палестины в 1920-30-х гг. совместно с мусульманами противостояли сионистской колонизации страны, и многие из христиан после арабо-израильской войны 1948-1949 гг. разделили судьбу палестинских беженцев. Представители православной общины стояли у истоков ряда арабских националистических движений секулярного толка, в частности доктрин пансирианизма, баасизма (Сирийская национальная партия). В то же время, несмотря на внеконфессиональный характер этих идеологий и тот факт, что большинство современных арабов-христиан однозначно относят себя к арабской нации, они в значительной мере сохраняют свою религиозно-культурную самобытность, остаются верны христианской традиции.
Численность арабов-христиан
Численность арабских христиан за последние столетия претерпела большие изменения. В османскую эпоху стали редкими переходы в ислам, сегрегация общин исключила смешанные браки, христиане не служили в армии и не погибали в войнах. В результате к концу XIX в. их удельный вес в общей численности населения утроился. Однако в XX в. начался обратный процесс: в секулярных национальных государствах, возникших на обломках Османской империи, были стерты конфессиональные рамки, возросло число смешанных браков; высокий образовательный уровень христиан обусловил сокращение рождаемости в их среде; эмиграция ближневосточных христиан достигла таких масштабов, что для некоторых этноконфессиональных групп численность их членов в диаспоре сопоставима с теми, кто остался на исторической родине. В результате удельный вес христиан в населении упал с 26,4% в 1914 г. до 9,2% в 1995 г., а если учитывать и Египет, то эта цифра уменьшится до 6,1%. В то же время в абсолютных показателях численность арабов-христиан. продолжает расти.
По данным 1998 года [1], общая численность ближневосточных христианских арабоязычных этноконфессиональных групп составляет 6 млн. 553,6 тыс. (6,1% от населения), из них: