Чем занимались дети в первобытном обществе
Как жили дети в каменном веке?
Следы ног, которые много тысяч лет назад оставили дети, говорят о том, что детство в те времена, похоже, было не слишком безопасным и беззаботным.
Для нас хорошее детство – когда о ребенке заботятся и когда его все защищают, от родителей и родственников до государства. Но такое представление кажется естественным для людей европейской культуры, в других регионах в отношении к детям могут быть свои отличия, и довольно сильные. А у древних людей детство и подавно было иным.
Но как мы можем узнать хоть что-нибудь о том, как жили дети, например, в каменном веке? Кое-что об этом могут рассказать следы детских стоп, сохранившиеся в нескольких уголках планеты.
В долине Верхний Аваш (Upper Awash Valley, Южная Эфиопия) были обнаружены отпечатки ног, которые оставил, вероятно, Homo heidelbergensis (Гейдельбергский человек). Рядом со взрослыми следами были и детские, причём детям, судя по размеру следов, было один-два года. Люди наследили в грязи, рядом с небольшим водоёмом. Затем отпечатки накрыло пеплом вулкана, который извергался около 700 тысяч лет назад. Сколько времен прошло между двумя этими событиями (топтанием в грязи и извержением) неизвестно, но очевидно, что следам не меньше 700 тысяч лет.
Рядом с отпечатками нашли кремневые орудия и кости бегемота со следами разделки. Так что понятно, чем тут занимались взрослые. Присутствие маленьких детей интересней. Во-первых, их не оставили дома, а взяли с собой, то есть никаких нянь тогда, видимо, не было – во всяком случае, конкретно в этом сообществе. Во-вторых, нельзя исключать, что дети не просто наблюдали за занятиями взрослых, но и пытались повторить их действия: например, работать с орудиями или тренироваться в разделке на ненужных кусках туш. Подробно детские следы из Эфиопии описаны в журнале Scientific Reports.
Вероятно, дети вообще довольно часто присутствовали рядом со взрослыми во время их занятий. В пещере Тук д’Одубер (Tuc d’Audoubert) во Франции следы детских ног соседствуют с наскальными рисунками. Не исключено, что дети наблюдали за художниками. В Монте Эрмосо (Аргентина) на берегу моря сохранились следы женщин и детей. Возможно, они вместе собирали здесь моллюсков около семи тысяч лет назад – именно такой возраст оказался у отпечатков.
Ещё одни детские отпечатки (гораздо более поздние – возрастом всего в 1,5 тысячи лет) обнаружили к югу от города Уолфиш-Бей в Намибии. Их оставила небольшая группа детей, которые прошли по подсыхавшей грязи вслед за стадом овец или коз. Скорее всего, дети это стадо и пасли. Но они не только следили за скотом: судя по отпечаткам, дети подпрыгивали на ходу. Прыжки были нерегулярными, так что, ребята, вероятно, не просто передвигались, а во что-то играли. Интересно и то, что группа была довольно разношёрстной по возрасту: здесь были и дети лет трёх, и чуть постарше, и подростки.
Похожим образом относятся к детям и во многих современных традиционных обществах. Дети считаются «маленькими взрослыми», мальчики часто помогают пасти домашних животных, а девочки присматривают за младенцами. При этом дети легко получают в руки и довольно опасные вещи: топоры, ножи, мачете, даже ружья.
Так что беззаботное и безопасное детство в каменном веке (и позже) продолжалось, скорее всего, очень недолго. Впрочем, о том, что именно делали дети рядом со взрослыми, можно только строить гипотезы: ведь следы совершенно точно доказывают лишь то, что дети тут присутствовали, а вот что конкретно они делали – это вопрос. Может быть, они просто гуляли или играли рядом, пока взрослые были заняты своими заботами?
Скажем, недавно сообщалось, о следах австралопитеков в Танзании возрастом около 3,66 миллиона лет. Судя по отпечаткам, по берегу озера прошлась небольшая группа: один мужчина, две или три женщины и один или два ребёнка. Рядом есть следы десятков других животных: носорога, жирафа, лошадей и цесарок. И хотя ситуация мало чем принципиально отличается от описанных выше, авторы раскопок не заявляли об участии детей в охоте, во всяком случае, в СМИ (зато заподозрили австралопитеков в многожёнстве).
Утверждать, что детство было совсем уж суровым и что дети не знали игрушек, тоже не стоит. Возможно, мы просто ещё не умеем распознавать игрушки и считаем их, например, культовыми предметами.
Детство в разные эпохи истории человечества (ч. 1)
Во все времена во всех культурах отношение к детям в обществе было одинаковым. Как сегодня, так и десятки, сотни, тысячи лет назад большинство людей воспринимало детей как объект любви и заботы, наследников жизни, образец духовной чистоты. Так людям искони диктовал инстинкт, посредством которого человечество и сохранялось на земле: движимое им взрослое поколение оберегает новое, пока оно еще не успело окрепнуть, чтобы жить самостоятельно. Конечно, всегда были и те, у кого этот инстинкт плохо работает, но в целом их влияние на общество недостаточно для того, чтобы оно перестало заботиться о молодом поколении, и человеческий род прервался.
Но в разные исторические эпохи – сообразно развитию социальной структуры общества, правовой статус детей был различен.
Первобытное племя состояло из нескольких десятков человек, связанных кровным родством, и они вместе воспитывали всех – и собственнорожденных, и рожденных соплеменниками, детей.
Мир одного рода ограничивался пещерой, в которой оно жило, и необъятными дикими лесами и лугами вокруг. Друг с другом племена контактировали редко. Жизнь человека зависела больше от объективных условий: погоды, наличия дичи в лесах, рыбы в реках; в удачный год племя жило весело и сытно, в плохой голодало и горевало. Понятно, что отсутствие возможности по своей воле умножать богатство не давало почвы для распространения алчности и зависти, от которых и происходят прочие человеческие пороки. То есть «набраться дурного» детям первобытных людей было просто негде. Поэтому их не отстраняли от взрослого общества, они играли и ели среди взрослых, на равных, пусть и в меру своего понимания, принимали участие во всех разговорах, ходили со старшими на охоту, а подрастая, начинали охотиться на легкую дичь и самостоятельно.
Так, постоянно общаясь со старшими членами общества, они и учились жизни, взрослели и соответственно своей эпохе социализировались. Это не значило, что за ними не присматривали и не подсказывали, как поступать в том или ином деле. В первобытной общине все – и дети, и взрослые, должны были беспрекословно слушаться старших как более опытных, и все племя повиновалось его старейшинам. И за детьми приглядывали, чтобы они по недомыслию не пытались, к примеру, зимой растревожить медведя в берлоге, а старики остановили бы взрослого, но недостаточно опытного охотника, решившего в одиночку пойти за десятки верст по диким лесам разведать новые угодья для ловли дичи.
Однако не следует думать, что в отношениях взрослых и детей в первобытную эпоху было все идиллически. У многих племен, долго живших в условиях первобытности или с ее пережитками, еще до недавнего времени сохранялось такое явление как инфантицид – убийство младенцев в голодные годы, чтобы не было лишних едоков. Может быть, этими племенами и двигало чувство некоего сострадания, так как дети, чей растущий организм требовал больше пищи, особенно часто и мучительно умирали от голода, тем не менее, для нашего сознания этот обычай выглядит весьма зловеще.
С окончанием каменного века и распространением производящего хозяйства, меняется и общественное сознание людей. Земледелие и скотоводство, став основой жизни, требуют сложного труда и навыков, а возможность собственноручно увеличить свое благосостояние порождает такие пороки в обществе, как зависть, жадность, пренебрежение к другим. Люди начинают соперничать друг с другом за богатство. Собирательство теперь редко играет серьезную роль в хозяйстве, а пахать землю и пасти большие стада скота, тем более оберегая их от возможных грабителей, детям не под силу. Их роль в хозяйстве все больше сводится к вспомогательной. Собственно, помогая старшим, они и учатся постепенно сами вести хозяйство.
Но теперь у детей и взрослых все меньше общих тем для разговоров. Постепенно детское общество как бы несколько дистанцируется от взрослого. Кроме того, детей начинают ограждать от общения с духовно-испорченными личностями, чтобы они не взяли тех за пример. Младшее поколение перестает участвовать в «сугубо взрослых» беседах, а так же, с ранних лет их приучают к субординации перед старшими, в частности, накладывая на них ритуальные ограничения и обязательства: не играть возле взрослых, приветствовать их первыми и тому подобное.
Если в первобытном обществе каждый человек просто был объективно вынужден слушаться главенствующих в племени, иначе он не выжил бы в диком мире, то теперь возможность самому добывать себе пропитание земледелием и скотоводством вызывало искушение пренебречь указаниями старшин и жить, как хочется, самому.
Однако это грозило обернуться хаосом, враждебностью людей друг к другу из-за конкуренции за поля, пастбища и другие блага. Тогда стало бы плохо всем, поэтому молодых приучали видеть в тех, кто старше, беспрекословный авторитет сызмальства. За непослушание применялись и методы наказания детей сообразно данному времени. И все же в традиционном патриархальном сельском обществе дети, достигшие возраста, в котором уже серьезно могли помогать по хозяйству, не ограничивались от взрослой среды совершенно. Как с серьезными помощниками, с ними приходилось вести серьезные хозяйственные беседы. Характерные примеры вовлечения детей в работу приводятся в поэме Н. Некрасова «Крестьянские дети».
С развитием производящего хозяйства и появления в нем прибавочного продукта, открывавшего путь к обогащению, в человеческом сознании укрепляется представление о собственности. Ею древние родовые общины считали не только имущество, скот, посевные и пастбищные земли, но и членов рода. В одиночку человеку было еще очень трудно прожить, и он фактически принадлежал своему клану.
Враждуя между собой, родовые общины захватывали одна у другой людей и заставляли их трудиться в своем хозяйстве, чтобы было больше рабочих рук. Так появилось рабство. Общины торговали и своими соплеменниками. Прежде всего молодыми девушками: роль женщины в хозяйстве эпохи патриархата была не столь велика, как роль мужчины, зато обмен девушками между родами позволял избежать плохо сказывающихся на наследственности кровосмесительных браков. И сейчас у многих народов мира сохраняется обычай платить за невесту ее родственникам. В тяжелые же голодные годы бедные общины продавали и своих мужчин, как правило, маленьких мальчиков, которые еще себя не показали как ценные работники или помощники.
В древних цивилизациях, где повышение качества обработки земли и переход основного управления обществом в руки государства привели к увеличению производительности труда, основой хозяйства стал не общинно-родовой, а семейный труд. Семья, которая основную часть произведенного продукта оставляла себе, проявляла больше хозяйственной инициативы, чем род. Но родовые порядки переносились в семью: она была как миниатюрная самоуправляющаяся во внутренних делах община, где глава – отец семейства, имел неограниченную или почти неограниченную власть над всеми остальными ее членами, в число которых входили и рабы.
В древних государствах особенно распространяется торговля детьми. Все рекорды по ней побило общество Древнего Рима в эпоху своего расцвета: благосостояние римлян было в общем высоким, детей рождалось много, а всех их кормить и воспитывать было весьма сложным делом. Зажиточные бездетные семьи легко могли купить ребенка у более бедных семей, а при рождении младенца тот принимался в семью только после того как ее глава брал его на руки. Если отец этого не делал, ребенка уносили из дома и оставляли где-нибудь в людном месте. Обычно «отказников» подбирали работорговцы и сутенеры, всегда желавшие даром получить дорогой живой товар. Но если все-таки нового хозяина младенцу не находилось, тот, естественно, умирал.
В Древней Греции, в отличие от других стран античной эпохи, государство, наоборот, очень внимательно относилось к воспитанию подрастающего поколения. Античная Греция была конгломератом ряда городов-государств (полисов), в своих внутренних делах полностью самостоятельных и саморегулирующихся. Понятно, что городские власти могли хорошо контролировать жизнь населения своего города и прилегающих селений. Поэтому они старательно заботились о благополучии и воспитании своих будущих граждан. В греческих полисах существовало обязательное общее образование для детей граждан.
А в Древней Спарте дети, по-видимому, большую часть времени воспитывались в общественных школах, где их обучали гимнастическим упражнениям, умению стойко переносить тяжелые физические испытания и жить организованно. Слабых и больных младенцев отец не имел право воспитывать: старейшины общины приказывали оставлять их умирать в ущелье.
В других греческих полисах родители хотя и имели значительную власть над детьми, государство все равно могло вмешиваться в дела их воспитания. Так, в Древних Афинах действовал закон, согласно которому сын имел право не содержать отца в старости, если тот ранее не научил его какому-нибудь ремеслу. В одной древнегреческой комедии мать жалуется школьному учителю сына на плохое поведение того дома, и просит принять соответствующие меры, что может свидетельствовать о том, что полномочия общественного представителя (учителя) в отношении ребенка были шире, чем родительские. Кстати, сейчас подобные законы действуют в некоторых штатах США.
Педагогика первобытного общества и методы воспитания первобытного общества
Наталья Сметнева
Педагогика первобытного общества и методы воспитания первобытного общества
На заре человечества воспитание появляется как целенаправленный процесс в деятельности людей. Осмысление его началось 35-40 тыс. лет назад, т. е. практически в тот же период, когда человек выделился из животного мира как субъект общественно-исторической деятельности.
Воспитание предков человека и первобытных людей зародилось в непосредственной связи с физическим, умственным и нравственно-эмоциональным взрослением. Оно было бессистемным, спонтанным, однако его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Поначалу воспитание не представляло собой особой функции, а сопутствовало передаче жизненного опыта.
Однако по мере выделения человека из животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством такой передачи послужила возникшая у людей речь. Постепенно воспитание стало восприниматься как особый вид деятельности.
Целью и содержанием воспитания в условиях первобытно-общинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельного человека, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Воспитание имело естественный и коллективный характер. Важнейшее место в нем занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыболовство и другие занятия. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, участия в делах взрослых. Он не столько готовился к жизни, сколько непосредственно включался в доступную для него деятельность. Мальчики охотились, девочки собирали урожай, готовили пищу.
Дородовое обществоделилось на три группы: дети (и подростки, полноценные и пожилые люди. Родившийся человек попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и умудренными жизнью стариками. Здесь человек получал опыт общения, трудовые навыки, знание правил жизни, обычаев, обрядов и переходил в следующую группу.
Период детства и воспитания продолжался лишь до 9–11 лет. Все подростки 10–15 лет проходили инициацию – «посвящение» (испытание) во взрослые – проверку умения переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость. Этот обряд сопровождали песнопения, ритуальные танцы, магические заклинания. Программа подготовки к инициации для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д. ; для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.
Отношения между группами регулировались обычаями, традициями. Необходимо отметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства первобытных племен отсутствовали или же применялись крайне редко. Однако в дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание.
На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих детей – «дома молодежи», отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».
Воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности (специально предназначенные люди, расширение и усложнение испытаний). Старейшины, вожди, священнослужители имели опыт организованного воспитания.
С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Воспитание стало семейным, возникли школы.
Здоровое подрастающее поколение-залог здорового общества Ежегодно 24 марта по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. Туберкулёз является.
Фотоотчет «Как нас посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» С целью приобщения дошкольников к казачьей культуре наш детский сад посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» и участник.
Интервью с Марией Афанасьевной Рашевской, председателем Общества борцов антигитлеровской коалиции Брали видео интервью у одной интересной женщины. Зовут её Мария Афанасьевна. Ей 89 лет. Стиль повествования Марии Афанасьевны сохранён.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Музейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.
Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.
Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.
Сюжетно-ролевая игра «Стоянка первобытного человека» МКДОУ детский сад №77 г. Новосибирск Сюжетно-ролевая игра «Стоянка первобытного человека» Проводилась во время тематической недели «Быт.
Чем занимались дети в первобытном обществе?
У первобытного человека детство заканчивалось по нашим понятиям очень рано. Сначала был период младенчества, связанный с необходимостью в грудном вскармливании. Эта часть жизни у нас с пещерных времён мало изменилась: человечек питается, испражняется, спит и плачет, а потом потихонечку начинает рассматривать ручки, ножки и наблюдать за окружающими. Примерно к трём годам, когда ребёнок ходит и говорит, у него начинается фаза «я сам», которая во все времена означает, что его нельзя оставлять одного ни на секунду. У него начинаются первые полезные игры, имитирующие трудовую деятельность взрослых, которые бабушки и дедушки племени поощряют, подавая собственные идеи.
Дальше малышу пора было бы уже первые буквы узнавать и книжки с картинками по слогам читать, но в доисторические времена их не было, поэтому весь длительный процесс обучения в школе, занимающий у нас более десятилетия, в его жизни отсутствовал. «Мелкого» начинали брать на охоту, девочки уже не имитировали, а реально разделывали шкуры, варили пищу и занимались собирательством под присмотром старших, получая всё больше ответственности, то есть самостоятельности.
Заканчивалось взросление ко времени проявления вторичных половых признаков (оволосения подмышек и интимных зон, ломки голоса, опущения яичек у мальчиков и начала менструации у девочек).
Одним из типичных заданий в инициации было «выберись живым из дикого леса», и сказки отражают эту «дисциплину» причудливым, но узнаваемым образом. От Крошечки-Хаврошечки до Колобка сказочные герои по-разному справлялись с возложенной миссией, причём до нас дошло гораздо больше сюжетов о женской инициации, где экзаменуемая должна была совершить многочисленные работы по хозяйству и возвращалась домой либо с наградой, либо с позором. И сказочный принц, полагающийся в конце многих таких историй, тоже фигура из глубокой древности. Прошедшие обряд становились взрослыми в глазах племени, поэтому могли вступать в брак по обычаям своего социума.
Коротко о воспитании детей в первобытном обществе
О воспитании детей в первобытном обществе известно немного. Это сведения путешественников XIX –XX веков, изучавших жизнь племен Австралии и Океании. До нашего времени дошли фольклор, рассказывающий о воспитании детей, и археологические находки орудий труда и детских игрушек.
1,5 млн. лет назад в племенах Homo Sapiens начали формироваться элементы воспитания, которое было продиктовано жизненной необходимостью. Для благополучного существования необходимы знания о местности, животных и растениях, о способах защиты и добывания пищи. Старшие, наиболее знающие, члены племени передавали свой опыт подрастающему поколению.
Воспитание носило коллективный характер. Со временем произошло разделение по полу и по возрасту. Мальчики воспитывались мужчинами и обучались принципам охоты и защиты племени. Девочки учились сохранению очага, ведению домашнего хозяйства.
45 тысяч лет назад древние люди все активнее переходят от присваивания (собирательство, охота) к производительному труду (земледелие, скотоводство). Появлялись все новые орудия труда, а вместе с ними детские орудия, с помощью которых осуществлялось трудовое воспитание. Основными методами воспитания были одобрение и наказание, а также система табу (запретов), которые регламентировали жизнь племени.
10 тысяч лет назад появилось понятие «семья». Воспитанием детей теперь занимались не все члены общины, а родственники. Сохранилось деление на женское и мужское воспитание.
С появлением семьи началось постепенное расслоение общества. Для детей высших сословий трудовое воспитание вводилось несколько позже, чем для остальных. Дети низкого происхождения с раннего возраста трудились в меру своих возможностей рядом с взрослыми, так как это обеспечивало семье существование. Основным приемом воспитания было повторение. Взрослые показывали определенное действие, а ребенок выполнял его до тех пор, пока оно не доходило до автоматизма.
Важным этапом воспитания в первобытном обществе стало распространение обряда инициации (посвящения во взрослую жизнь). Инициация представляла собой ряд испытаний практического характера, которые проверяли знания и умения, необходимые для существования. После прохождения обряда мальчик 10-15 лет считался взрослым, полноценным членом общества.
Многое изменилось в системе и методах воспитания детей с древних времен до настоящего времени, но сохранились некоторые принципы семейного воспитания, которые часто применяются родителями во всем мире – поощрение и наказание, обучение своим примером.
Метки: воспитание детей в первобытном обществе кратко, особенности воспитания в первобытном обществе, зарождение воспитания в первобытном обществе.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: