Чем занимались крестьяне древнего египта
Живя в курортных городах большинство из нас мало задумывается о том, каков быт и жизнь фалляхов, деревенских жителей. Это те люди благодаря которым мы свободно покупаем фрукты и овощи по очень приемлемой цене, так как все выращивается в пределах страны, импортируется лишь малая часть которая отличается от местной продукции высокой стоимостью. Деревни Египта похожи и в то же время отличные от наших русских деревень. Если есть возможность то нужно пожить в деревне, вам откроются новые стороны Египта, которого вы не знали. Это поможет понять их жизнь такой какая она есть, объективно и без прикрас.
Домашняя скотина в Египте такая же как в России, но в большинстве своем держат птицу: уток, гусей, кур, индюшек и кроликов. Крупной рогатой скотины держат мало, так как что бы их прокормить нужны поля с травой для корма. Деревенские жители не могут позволить себе такой роскоши, так как на полях они выращивают культуры, которые большей частью идут на продажу и питание семьи. Вместе с коровами в стойлах можно увидеть мулов. Раньше их использовали для пахоты, но с приходом прогресса их все больше держат для мяса и молока.
Мужчины в деревнях уже несколько сот лет носят длинные галабеи, с штанами «алладинами». Сейчас штаны по типу фалляхинских в моде. А носит такие штаны начали что бы предотвратить укусы змей которые могли заползти в одежду, из таких штанов они просто вываливались не причиняя вреда. Женщины в деревнях носят в большинстве случаев абаи, платья сшитые как правило у местных портних, дешево и сердито, в деревнях знают как жить по средствам. Отдельно стоит сказать про детей, мальчики гуляют около дома в пижамах, а девочками в стареньких платьицах с штанишками от тех же пижам. Так их одевают из практических соображений. А нарядная одежда только по праздникам, приходу важных гостей, или редким походам в город с родителями.
Еще одна особенность египетских деревень, там практически не живут местные копты христиане. Возможно это связанно с тем, что в любой деревне все и всё как на ладони. И две конфессии на одной маленькой площади просто не ужились бы из за разности быта и религиозных особенностей.
Историки.ру
Крестьяне в Древнем Египте. Урожай, животноводство, пчеловодство
Крестьяне в Древнем Египте составляли отдельное сословие. Они были основой египетской экономики. Первоначально, в эпоху Древнего царства, крестьян прикрепляли к земле. Если владелец надела менялся, то они отходили к хозяину вместе с участком.
Содержание
Вельможа инспектирует свои поля
Работники делились на «руки» по пять человек, за которыми следил надсмотрщик. Если они не выполняли свою работу, их могли наказывать. Крестьяне выращивали зерно и скот, а также были обязаны проводить инженерные работы: строить дамбы, рыть каналы и прокладывать дороги. Кроме того, они выполняли повинности, не связанные с земледелием, например, доставляли камни к месту строительства. Крестьянское хозяйство облагалось налогами в виде поставки зерна и хлеба.
В эпоху Среднего царства ситуация изменилась. Все земли фараона разделили на поля, которые отдали в обработку семьям. Отвечал за такой надел глава фамилии, носящий титул «инспектор». Составлялись инвентарные описи хозяйства и «перечни лиц», в которых указывались глава семьи и все зависимые от него члены. Названия земельных участков и имена людей, их обрабатывающих, вносились в реестры, которые хранились в казначействе и житнице фараона. Крестьяне по-прежнему платили налоги и должны были трудиться на общественных работах, но могли свободно распоряжаться своим временем. Главе хозяйства разрешалось передавать свой участок жене и детям. Семья получала частичное право собственности на «дом живущих», а также на «дом мертвых», «место погребения».
В плуг в Древнем Египте чаще всего впрягали коров. Деревянная статуэтка. Около 1981-1885 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
«Я слышал, ты оставил должность писца. что ты собираешься возделывать землю. Разве ты не помнишь, каково это — быть фермером, когда урожай облагается налогом? Черви уничтожили половину зерна, остальное доели гиппопотамы. Поля кишат крысами, с неба спускаются тучи саранчи, скот и птицы губят урожай. Какое горе для фермера! То, что останется на току, заберут воры. Хомуты истерлись, волы, что тащат плуг, умирают от истощения прямо на поле. И тут в паланкине прибывает писец и облагает налогом урожай. У носильщиков есть дубинки, а у чернокожих — пальмовые трости. „Отдавай зерно!“ — говорят они. А зерна нет. Тогда они швыряют фермера на землю и принимаются бить его. Его заковывают в цепи и бросают в канал. Он погружается в воду, барахтается там. Рядом стоят его жена и дети — они тоже закованы в цепи, а соседи бегут прочь, унося свое зерно». (Папирус Анастаси V)
Значение Нила для крестьян Древнего Египта
Благосостояние египтянина напрямую зависело от главной артерии страны — реки Нил, которая не только удобряла поля жирным илом, но и питала растения живительной влагой, давала корм огромным тучным стадам, пасущимся в дельте. Неудивительно, что Нил, или Хапи, как его именовали египтяне, считался главным божеством. Хапи был покровителем урожая. Иногда его даже называли «отец богов».
Однако чтобы Нил действительно стал живительным источником, вода должна подниматься не менее чем на 50 см, но и застаиваться долго ей непозволительно, иначе она послужит причиной возникновения болезней. Именно поэтому в Египте создали сложную систему каналов, дамб и подъемных сооружений, которые должны были доставлять влагу в самые отдаленные участки долины. Государственные чиновники строго отслеживали время разливов реки, руководили работами по обслуживанию гидротехнических сооружений: контролировали очистку каналов, строительство и ремонт дамб, которые удерживали воду на участке.
Вспашка земли. IV династия. Египетский музей, Каир (Египет)
Подъем воды в Египте начинался в июне и оканчивался к середине сентября, но высокий уровень сохранялся до середины октября, а иногда и ноября. Четыре месяца бог Нила Хапи владел Египтом.
В эпоху Среднего царства была создана система регулирования движения вод в водохранилище, которая стала основой Фаюмского оазиса. Разливы позволяли египтянам возделывать землю и собирать два урожая в год. Когда вода почти сходила, землю вспахивали. В плуг чаще всего впрягали коров.
Плуг. Дата неизвестна. Музей изящных искусств, Ренн (Франция)
Зерновые культуры
Египтяне сеяли ячмень, полбу, пшеницу. К апрелю — маю выспевал урожай. Его необходимо было сжать, обмолоть и очистить. Собранные колосья перевозили на ток, хорошо утрамбованную площадку, и прогоняли по ним животных. После этого зерно провеивали, подбрасывая с помощью деревянных лопаток, отделяя его от плевел и сора. Это процедуру проводили в хорошо продуваемом месте. В результате легкий сор уносило ветром, а тяжелые зерна падали вниз. Писцы вели строгий учет собранного урожая.
Часть зерна нужно было отдать в казну. Крестьянин должен был не просто уплатить «налог» с урожая, собранного на полях, в садах и огородах, но и доставить его в «продуктовые склады», где он сохранялся. Начальника подобного «склада» именовали «сборщиком имущества и поставщиком продовольствия». В царских житницах существовала отдельная должность глашатая, который сообщал, сколько зерна сдано.
Выращивали лен, который шел на производство различных тканей — от грубой мешковины до легчайшего белоснежного виссона. Льняная ткань являлась основной для изготовления всей одежды, поскольку шерсть считалась нечистой и была под запретом.
Сады и огороды
На огородах крестьяне выращивали огурцы, капусту, редьку, сельдерей, петрушку, в большом количестве дыни. В почете были лук и чеснок.
Египтяне разводили сады, в которых красовались различного вида кустарники и плодовые деревья: сикомор, смоковница, тамарикс. Выращивали финики, гранаты, персики, инжир. Финики использовали как подсластитель в различных кушаньях. Сок плодов финиковой пальмы применяли для изготовления пива. В него добавляли непропеченный хлеб и пряности. Из финиковых пальм также изготавливали вино.
Сад. Фреска из гробницы Небамун. Британский музей, Лондон (Великобритания)
Растительное масло добывали из оливок и семян баланитеса. Египтяне активно использовали растительные масла в повседневной жизни. Ими натирали кожу и волосы, использовали как основу в ароматических композициях, для приготовления лекарственных снадобий, употребляли в пищу.
Вино из сока финиковой пальмы называли пальмовым, о нем упоминают Геродот и Диодор. Есть упоминания об этом напитке в Текстах пирамид. Греки утверждали, что пальмовым вином промывали брюшную полость усопшего. Брожение такого напитка вызывают дикие дрожжи, которые находятся на поверхности самого дерева.
Баланитес культивируется в Египте уже более 4000 лет. Из его семян методом холодного отжима добывают душистое масло, которое используют в косметических целях и в пищу.
Виноградники
Большого труда стоило выращивание виноградной лозы. Источники не указывают, какие именно сорта винограда культивировались в Египте, но на большинстве фресок фигурируют исключительно темные сорта.
Сбор винограда и изготовление вина. Роспись в погребальной камере. Около 1500 г. до н. э. Фивы, Египет
Процветающие королевские виноградники располагались в дельте начиная с 3000 г. до н. э. К концу Древнего царства было известно пять сортов вина. Египтяне в основном занимались производством красного вина, но в гробнице Тутанхамона найдены амфоры с белым вином.
Первоначально виноград давили ногами, а остатки собирали в специальные мешки и выжимали вторично. За счет диких дрожжей, находящихся на поверхности ягод, начиналось брожение. Ферментация заключалась в превращении содержащихся в соке сахаров в алкоголь. После брожения вино разливали в сосуды и запечатывали глиняными пробками, на которых отмечали год и место изготовления напитка, а также указывали имя винодела. Плиний Старший описывал сорт египетского вина «себеннис», который делали из трех сортов винограда.
Животноводство
Кроме земледелия, крестьяне занимались также разведением скота. Главным районом животноводства в Египте была дельта Нила, широкая, напоенная многочисленными рукавами. Разводили быков, коз, коров, овец, ослов.
Молоко коров употребляли в пищу либо пускали на изготовление сыра. Найденные в гробницах остатки сыра датируются примерно 2000 г. до н. э. Но коров и быков держали не только для получения молока, но и ради мяса.
Коровы в Древнем Египте. Дата неизвестна. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Египтяне отдавали большее предпочтение говядине, которую готовили на жаровнях либо отваривали. Мясо также входило в обязательный состав храмовых приношений. Кроме одомашненного скота, в стадах находились и другие жвачные животные, которых отлавливали с помощью аркана или собаки, а также антилопы.
Разводили и водоплавающих птиц. Утки и гуси были любимой и самой популярной домашней птицей в Древнем Египте. Египтяне прекрасно знали о зависимости качества мяса водоплавающей птицы от вида ее кормления. Начиная с V династии, практиковалось принудительное откармливание гусей и уток измельченным зерном, которое предварительно обжаривалось и вымачивалось. Такой способ питания давал возможность увеличить объем печени и ее жирность. Именно из Египта он распространился в Грецию и по всему средиземноморскому региону.
Велся строгий учет пойманного и прирученного скота и домашней птицы. Писцы, служащие при богатых усадьбах, ежедневно записывали, какой корм и в каком количестве выделялся животным.
Пчеловодство
Занимались египтяне и пчеловодством. Добываемый мед использовали как подсластитель. Он был также обязателен в качестве подношения богу плодородия Мину. Пчел в Египте почитали. Считалось, что они появились из слез бога Ра, упавших в пески пустыни. Пчела была символом преданности, чистоты и порядка. Богатые плодородные земли при надлежащем использовании и уходе вдоволь кормили своих хозяев.
Изображение пчелы. Из гробницы Сенусерта. Эль-Лишт, Египет
ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ИХ БОРЬБА С УГНЕТАТЕЛЯМИ
Несмотря на жестокие расправы фараонов с непокорными и на страх египтян перед гневом богов, трудящиеся Египта вели упорную борьбу с угнетателями. Невыносимо тяжёлые условия жизни вызывали у них гнев против рабовладельцев.
1. Как жили крестьяне.
Древние египтяне, хорошо знавшие жизнь крестьян, описали её в своих сочинениях.
Крестьянин работает с утра до позднего вечера; устаёт он. Едва он приходит домой, как его тащат на работу вновь.
Самое страшное для крестьянина время наступает после уборки хлеба, особенно если урожай был плохим и крестьянин не мог уплатить налога. «Горе крестьянину! На его участок пришёл чиновник. Он считает урожай. С ним стражники. Они вооружены палками и пальмовыми прутьями. Они говорят: «Давай зерно». Зерна нет, и они бьют крестьянина. Он связан, связаны его жена и дети». «Спокойно крестьянину так, как спокойно человеку подо львом».
2. Как жили ремесленники.
Жизнь ремесленников в древнем Египте была не легче, чем жизнь крестьян.
Во II тысячелетии до н. э. в Египте было уже много ремесленников. Целые улицы в египетских городах были застроены хижинами медников, гончаров, ткачей и других ремесленников.
В своих хижинах они и работали, и продавали свои изделия. Другие ремесленники работали в мастерских, принадлежавших фараону, жрецам и вельможам. Под наблюдением надсмотрщиков они делали для рабовладельцев сосуды из красивого камня, мебель из чёрного дерева и слоновой кости, золотые украшения и иные красивые и дорогие вещи. Египтяне описали и жизнь ремесленников. «Столяр устаёт больше, чем крестьянин. Он работает больше, чем могут сделать его руки.
Он работает даже ночью при свете. Ткач целый день сидит, скорчившись, у станка и вдыхает пыль от льна; ему приходится отдавать свой хлеб надсмотрщику, чтобы тот позволил ему выйти подышать свежим воздухом. Строителю, работающему на постройке великолепных храмов и дворцов, не хватает даже хлеба, а одежда его — жалкие лохмотья. Сапожнику совсем плохо, он всегда нищенствует, нечего ему есть, жуёт от голода он кожу».
3. Рабство за долги.
Как ни тяжела была жизнь крестьянина и ремесленника, им, однако, угрожала ещё более тяжкая участь — стать рабами. Первоначально рабами в Египте были только взятые на войне пленники.
Но затем в рабов стали превращать и бедняков египтян. Нужда заставляла бедняков просить у богача зерно в долг: нередко ремесленнику и крестьянину было нечем накормить семью. Случалось также, что у крестьянина не оставалось семян для посева. Если бедняки не могли отдать долг в срок, богач обращался к чиновнику, и тот продавал их в рабство.
4. Восстание бедняков и рабов.
В Египте не раз вспыхивали восстания угнетённых. Сохранились древние записи о крупнейшем восстании, происшедшем около 1750 года до н. э.
Восставшие не уничтожили рабовладельческого строя. Никакого другого строя они себе и не представляли. Рабовладельцы собрали свои силы и восстановили власть фараонов в Египте.
ИЗ «ОПИСАНИЯ БЕДСТВИЙ СТРАНЫ»
Подняли люди мятеж против царской власти, установленной богом Ра.
Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Чиновники убиты. Уничтожены списки, по которым собирали налоги. Бедные люди входят в великие дворцы.
Тех, которые были одеты в тонкие полотна, избивают палками. Владельцы роскошных одеяний в лохмотьях. Собственники богатств стали неимущими.
Тот, который не имел даже пары быков, стал владельцем стада. Тот, который брал зерно, сам даёт его. Рабы стали владельцами рабов.
Это несчастье для сердца моего. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени.
Крестьяне
Судьба крестьянина всегда была тяжелой, но, кажется, не тяжелее того, что он мог вынести. В Древнем Египте не было крестьянских бунтов, за исключением двух ужасных веков, получивших название Первого промежуточного периода, когда Древнее царство распалось, а Среднее царство еще не сформировалось (примерно в 2250-2000 гг. до н. э.).
Коренной египтянин, не будучи рабом, все же был серфом, или «связанным» человеком. Он был закреплен за землей своего хозяина и за самим хозяином. В то же время он мог иметь клочок земли и собственность и стать по-своему зажиточным. У него могли быть собственные ослы и крупный скот (рис. 3, фото 20, 21), и он имел возможность покупать для своей жены украшения и красивые ткани. Если в его жизни не было слишком много радостей и наслаждений, то, с другой стороны, он был свободен от свойственных каждому конкурентному обществу напряженности и чувства собственной уязвимости. Он занимал отведенное ему в мире место и знал, чего ожидают от него царь и боги. Поскольку, судя по всему, у правителей Египта не было ярко выраженной склонности к тирании и они строго соблюдали нормы добра и справедливости, хозяева и крестьяне спокойно трудились бок о бок в атмосфере взаимного уважения. Обязанностью каждого человека (начиная от самого знатного и заканчивая рядовым) было всеми силами сохранять божественный порядок человеческого общества. Если великому богу Осирису было суждено каждый день восставать из своей земной могилы в виде дающего всему жизнь зерна, то это во многом зависело как от труда крестьянина, так и от усилий и молитв жрецов. На широких плечах крестьянина лежало тяжелое бремя выполнения воли богов. Поэтому египетский крестьянин был исполнен чувства собственного достоинства.
Рис. 76. Работающий крестьянин
Сельскохозяйственный год был разделен на три сезона, каждый из которых состоял из четырех месяцев. Первый сезон был сезоном половодья, когда воды Нила поднимались на максимальную высоту. Затем шел сезон ухода воды, уровень воды в Ниле спадал, и созревал урожай. Наконец, наступал сезон сбора урожая.
Семена бросали в землю, когда вода почти совсем ушла, но на полях еще кое-где стояли лужи, так как солнце, высушив землю, делало ее верхний слой слишком твердым для обработки. Крестьяне готовили свои орудия труда и внимательно наблюдали за уходящей водой. Как только наступал подходящий момент, они шли на поля, пахали землю и сеяли зерно. Один человек шел по еще влажной почве, разбрасывая зерно, а позади него шли еще двое пахарей. Один из них направлял движение, а второй нажимал на ручки плуга, чтобы зачерпнуть комья земли, перевернуть их и прикрыть ими семена. В плуг была запряжена пара коров. Ими было легче управлять, чем быками, но они были достаточно сильны для того, чтобы тащить легкий плуг (фото 20). После того как пахари заканчивали свою работу, на поля выгоняли стада овец, чтобы они еще раз своими копытами перевернули верхний слой земли и как можно лучше заглубили зерно. После этого поверхность поля слегка разравнивали.
Сев сопровождался чтением магических заклинаний. Проводились религиозные праздники, и крестьяне с трепетом наблюдали за тем, как начинали прорастать маленькие глиняные фигурки бога Осириса, в которые предварительно поместили семена и как следует полили их. Крестьяне ждали: соблаговолит ли бог снова воскреснуть и в этом году?
Если все шло хорошо, растения дружно прорастали и хорошо развивались, то крестьяне начинали свой второй большой поход на поля. Они выходили на поля на заре и оставались там до ночи, пока все колоски не были собраны. Мужчины отрезали колоски, а женщины следовали за ними на коленях и собирали пригоршнями зерно и складывали его в корзины. Из корзин они ссыпали зерно в мешки, которые, в свою очередь, на мулах перевозились в амбары. Мешки могли таскать и люди при помощи длинных шестов. Дни осени были наполнены смехом и песнями, а во время сиесты крестьяне много ели и пили, поскольку сбор урожая был очень тяжелой работой (рис. 77).
Рис. 77. Сбор урожая
Однако производство зерна не было единственным занятием египетского крестьянина. Ему надо было еще работать в саду хозяина и в своем собственном, выращивать овощи и делать вино, растить скот, ухаживать за пчелами, кормить птиц и рыб. К тому же каждый год крестьянин по распоряжению местной администрации должен был проводить определенное количество дней на общественных работах. Необходимо было содержать в порядке дороги и возвращать на место пограничные камни, которые каждый год таинственным образом куда-то исчезали. Помимо этого, постоянно строились новые каналы и чистились старые. Система ирригационных каналов была источником существования Египта. Строились дамбы, чтобы сохранить каждую каплю драгоценной воды. От зари до зари крестьяне опускали корзины в колодец, чтобы восстановить квадратную форму канав на полях и в садах. В эпоху Нового царства появились шадуфы, которые поднимали корзины при помощи шеста, и это заметно облегчило работу египтян. Этот способ до сих пор используется в Египте (рис. 78). Тем не менее перед египтянами постоянно стояла одна и та же задача: напоить страждущую землю.
В целом египетский крестьянин, кажется, был вполне счастлив и доволен жизнью. Он радовался многочисленным праздникам, регулярно питался и выращивал немного прекрасных плодов на своем небольшом участке земли. У него также были дополнительные права. Например, в сезон сбора урожая у крестьянина был день, когда он мог оставить себе все собранное в этот день зерно.
Были, конечно, и плохие времена. Осирис и Хапи, боги Нила, не всегда были щедры, и тогда урожая не было. Но даже тогда крестьянин обычно был в полном порядке, поскольку у него имелся запас накопленного за несколько лет зерна. Иногда он попадал в беду. Он воровал, или жульничал с налогами, или соблазнял жену другого человека. Тогда в его дом приходил ненавистный всем огромный нубиец – полицейский, который хватал его и отводил к магистрату. И если мольбы о пощаде и слезы не помогали, то его бросали на землю и подвергали наказанию палками. Если крестьянин совершал какое-то из ряда вон выходящее преступление, то ему могли отрезать нос или уши, отправить на каторгу или на поселение. Однако в целом крестьянин Древнего Египта был довольно миролюбивым человеком, а магистрат, как правило, выносил достаточно мягкие приговоры. Очень мало свидетельств того, что в Египте существовали и более жестокие наказания, такие, например, как сжигание женщин за измену мужу или скармливание предателей крокодилам. В Египте существовали и денежные штрафы. Но это было настолько редкое явление, что фараон должен был лично изучить такое дело и подтвердить вынесенный приговор. В изумительной скальной гробнице принца Пахери в Эль-Кабе на фреске изображены крестьяне Первой династии во время пахоты. «Какой чудесный мягкий день, – говорят они. – Наша команда работает хорошо. Нам помогают сами боги. Давайте работать упорно на благо нашего хозяина». И еще: «Посмотри, как хорошо мы работаем. Как улыбается нам мир. Какая сочная трава растет под нашими ногами!»
Было бы жаль объяснять эти жизнерадостные слова исключительно традициями прошлого.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
§ 6–7. Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы
§ 6–7. Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы
Египтяне верили, что правители государства ведут свое происхождение от могущественного бога Солнца Ра и сами являются божествами. Они считали, что фараоны могут общаться с богами как с равными и через них боги сообщают людям свою волю. Поэтому приказания фараонов исполнялись беспрекословно.
Фараон и его супруга. Изображение на стене гробницы
Власть фараона передавалась по наследству. Ему принадлежала вся земля в государстве. Часть ее он жаловал за службу воинам, чиновникам, вельможам. Вместе с наделами земли фараон давал работников-земледельцев, которые ее обрабатывали.
Самыми знатными и влиятельными среди вельмож были правители номов. После объединения Египта номархи потеряли прежнюю самостоятельность, но сохранили власть над своими землями, а также право передавать их по наследству. От имени фараона они вершили суд, смотрели за порядком и следили, чтобы налоги исправно поступали в царскую казну.
Множество знатных вельмож жили при дворе фараона, составляя его свиту. Они исполняли обязанности казначея, распорядителя пиров и увеселений, хранителя царских сандалий и множество других. Вельможи рангом поменьше командовали войсками, следили за строительством крепостей, каналов и дорог, распоряжались работами в царских мастерских, рудниках и каменоломнях.
Знати принадлежали сотни рабов, огромные стада и обширные земли с работающими на них земледельцами. Одевались вельможи в роскошные одежды из тончайшей льняной ткани. Они носили дорогие украшения из золота, серебра и драгоценных камней. У них было множество прислуги. Повара готовили изысканные блюда, парикмахеры следили за прической, лекари за здоровьем, слуги с опахалами защищали от горячих солнечных лучей. Если вельможа покидал свой дом, его несли на носилках, чтобы ноги не касались дорожной пыли.
Знатный египтянин. Деревянная скульптура
Главным занятием жителей Египта было земледелие. Борясь с заболачиванием почв, египтяне строили вдоль берега Нила дамбы. Через отверстия в них на поля проходило столько воды, сколько требовалось для орошения. В глубь страны тянулись каналы. Они способствовали более равномерному орошению всей долины. Со временем вся долина Египта покрылась густой сетью оросительных сооружений.
Египетские земледельцы научились орошать даже возвышенности и склоны холмов, окружавших долину. Они подавали туда воду при помощи особых приспособлений – шадуфов. Шадуф напоминал колодезный журавль: к его концу привязывалось кожаное ведро, которым зачерпывали воду из водоема, а затем поднимали и переливали ее в водоем, расположенный выше по склону. Там находился другой шадуф, подававший воду еще выше, и так далее.
Древнеегипетские земледельцы. Рисунок на стене гробницы
В древности египтяне обрабатывали поля мотыгами, потом стали использовать деревянный плуг с медным наконечником.
Как жили земледельцы
Жили простые египтяне в небольших домах, выстроенных из обожженного на солнце кирпича и покрытых пальмовыми листьями. Вблизи домов разбивали небольшие садики. Там росли гранатовые деревья, смоковницы, финиковые пальмы и виноград. Плоды смоковниц, финики и виноград ели свежими и сушили впрок. Из фиников и винограда изготавливали также вино.
Древнеегипетский глиняный сосуд
Каждая семья имела небольшой огород, где росли лук, фасоль, огурцы, дыни. Почти каждая семья имела в хозяйстве домашних животных – коров, свиней, коз, овец. Они давали молоко, шерсть, мясо, а также использовались в сельскохозяйственных работах. Разводили и птиц – голубей, уток, гусей, даже журавлей.
Речная охота. Рисунок на папирусе
Простые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна. Из-за жаркого климата мужчины носили лишь набедренные повязки из беленого полотна, а женщины – прямые узкие платья.
Ремесленники Древнего Египта
Особенно славились египетские ювелиры. Они умели делать великолепные украшения из драгоценных камней, золота, серебра. Но серебра в Египте не было, его привозили из дальних стран. Поэтому ценилось оно даже выше золота. Долгое время драгоценным металлом считалось в Египте и железо. Выплавлять его не умели, а получали из найденных метеоритов. Поэтому железо в древности называли «небесным металлом» и как величайшую драгоценность обрамляли в золото и серебро.
Древнеегипетские ремесленники. Рисунок на стене гробницы
Ремесленники сельским хозяйством не занимались, посвящая свое время лишь ремеслу. Необходимые же им продукты питания они выменивали у земледельцев на посуду, медные орудия, ткани или недорогие украшения. Денег в то время еще не было, и поэтому различные продукты и предметы просто обменивали друг на друга. Ремесленники, как и земледельцы, должны были платить фараону налоги и нести повинности. В счет налогов они отдавали часть своих изделий.
Рабы в Древнем Египте
Наиболее тяжелой в Древнем Египте была жизнь рабов. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ. Рабы строили каналы и дороги, работали в рудниках и на каменоломнях, были носильщиками и гребцами на кораблях. Женщины-рабыни использовались в домах богатых египтян в качестве прислуги. Они мололи зерно, следили за детьми, прислуживали за столом, помогали по хозяйству.
Египетские вельможи были самыми богатыми и знатными людьми Древнего Египта. С их помощью фараон управлял государством. Земледельцы, ремесленники и рабы составляли самую многочисленную, но и самую бесправную часть населения Египта. Но именно их руками созданы все богатства Египта.
Дамба – земляная насыпь.
Метеориты – небольшие небесные тела, иногда падающие на землю.
«Правитель области передавал налоги с нее царю и постоянно поддерживал в ней трудовую деятельность; при нем ни разу не было голода, все поля были обработаны…»
Из надписи в гробнице чиновника
1. Какой властью обладали фараоны и на чем она была основана?
2. Кто такие вельможи? Какое место они занимали в управлении Египетским государством?
3. Для чего египтяне строили дамбы и каналы?
4. Расскажите, как одевались, как жили и чем питались простые египтяне.
5. Какое место занимали рабы в Древнем Египте и какие виды работ они выполняли?
6. Пользуясь иллюстрациями и текстом учебника, составьте рассказ о труде египетских земледельцев.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ОГРАБЛЕННЫЕ ФАРАОНЫ
ОГРАБЛЕННЫЕ ФАРАОНЫ Ограбленные фараоны Любящие жизнь и ненавидящие
Фараоны
Фараоны Вопрос 1.26Какое событие велела изобразить на стене храма Хатшепсут, супруга фараона Тутмоса Второго, жившая в первой половине XV века до Рождества Христова?Вопрос 1.27Вам знакомо современное молодежное словечко «прикид»?Ну так опишите, пожалуйста, прикид Хатшепсут
Фараоны
Фараоны Ответ 1.26Хатшепсут велела изобразить на стене храма свое рождение от великого бога Амона. Дескать, Амон принял облик фараона, вошел к смертной женщине, и именно таким образом появилась на свет великая и божественная Хатшепсут.Ответ 1.27После смерти мужа Хатшепсут
Однодневные фараоны
Однодневные фараоны В сущности, трудовому люду Египта было глубоко безразлично, к какому числу и месяцу относят жрецы тот или иной день. У крестьян был свой, земледельческий «календарь», связанный с тремя временами года, которые начинались разливом Нила, полевыми
«ВЕЛЬМОЖИ В СЛУЧАЕ»
«ВЕЛЬМОЖИ В СЛУЧАЕ» 1. Любимцы Елизаветы ПетровныАлексей Григорьевич Разумовский. «Веселая царица была Елисавет, поет и веселится – порядка только нет…» – так, шутя, писал о Елизавете Петровне А. К. Толстой. Многие современники отмечали, что императрица вела
Глава II. Польские мещане и польская шляхта. — Земледелие и городская промышленность. — Польско-русские крестьяне. — Столкновение европейского хозяйства с азиатским. — Малорусские крестьяне в новых колониях. — Соперничества между мещанами и шляхтою. — Колонизация малорусских пустынь. — Украинные гор
Глава II. Польские мещане и польская шляхта. — Земледелие и городская промышленность. — Польско-русские крестьяне. — Столкновение европейского хозяйства с азиатским. — Малорусские крестьяне в новых колониях. — Соперничества между мещанами и шляхтою. — Колонизация
Ассирийские вельможи, губернаторы, чиновники
Ассирийские вельможи, губернаторы, чиновники Административно-военные функции в древнеассирийском государстве выполняли разного рода вельможи, как то: главнокомандующий (туртану), главный евнух (раб ша реши), главный казначей (масенну), главный виночерпий/кравчий (раб
«Все султаны, ханы, вельможи и эмиры преподнесли дары…»
«Все султаны, ханы, вельможи и эмиры преподнесли дары…» Тем временем новоявленный падишах устроил при дворе свой первый прием.В эти насыщенные недели записи в дневнике становятся разрозненными. Бабур не сообщает, с какой целью он задумал этот «тамаша» – общий праздник
28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ
28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли,
36. «Новые люди» против холопства. Просто рабы и рабы потерянной роли
36. «Новые люди» против холопства. Просто рабы и рабы потерянной роли — Холопство, то есть поголовное рабство там, где нет его в юридическом смысле, означает рабство добровольное, отчасти неосознаваемое рабом. Это краевое понятие проходит сквозь человеческую жизнь в
Фараоны
Фараоны Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это не царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом, богом на земле и после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из
«Чудаки эти фараоны»
«Чудаки эти фараоны» Каждая беседа с Насером имела свою специфику. Она определялась и характером конкретных вопросов, по которым происходил обмен мнениями. Но всегда присутствовали какие-то общие черты, заслуживающие быть отмеченными. Ведь Насер был человеком
Основа хозяйства: крестьяне и рабы
Основа хозяйства: крестьяне и рабы Мне уже пришлось мимоходом указывать, что Сонгай существенно отличалось в своей хозяйственной основе от своего непосредственного предшественника Мали, не говоря уже о Гане. Попробуем же определить это отличие более подробно. А заодно