Чем занимались первобытные дети

Как жили дети в каменном веке?

Следы ног, которые много тысяч лет назад оставили дети, говорят о том, что детство в те времена, похоже, было не слишком безопасным и беззаботным.

Для нас хорошее детство – когда о ребенке заботятся и когда его все защищают, от родителей и родственников до государства. Но такое представление кажется естественным для людей европейской культуры, в других регионах в отношении к детям могут быть свои отличия, и довольно сильные. А у древних людей детство и подавно было иным.

Но как мы можем узнать хоть что-нибудь о том, как жили дети, например, в каменном веке? Кое-что об этом могут рассказать следы детских стоп, сохранившиеся в нескольких уголках планеты.

В долине Верхний Аваш (Upper Awash Valley, Южная Эфиопия) были обнаружены отпечатки ног, которые оставил, вероятно, Homo heidelbergensis (Гейдельбергский человек). Рядом со взрослыми следами были и детские, причём детям, судя по размеру следов, было один-два года. Люди наследили в грязи, рядом с небольшим водоёмом. Затем отпечатки накрыло пеплом вулкана, который извергался около 700 тысяч лет назад. Сколько времен прошло между двумя этими событиями (топтанием в грязи и извержением) неизвестно, но очевидно, что следам не меньше 700 тысяч лет.

Рядом с отпечатками нашли кремневые орудия и кости бегемота со следами разделки. Так что понятно, чем тут занимались взрослые. Присутствие маленьких детей интересней. Во-первых, их не оставили дома, а взяли с собой, то есть никаких нянь тогда, видимо, не было – во всяком случае, конкретно в этом сообществе. Во-вторых, нельзя исключать, что дети не просто наблюдали за занятиями взрослых, но и пытались повторить их действия: например, работать с орудиями или тренироваться в разделке на ненужных кусках туш. Подробно детские следы из Эфиопии описаны в журнале Scientific Reports.

Вероятно, дети вообще довольно часто присутствовали рядом со взрослыми во время их занятий. В пещере Тук д’Одубер (Tuc d’Audoubert) во Франции следы детских ног соседствуют с наскальными рисунками. Не исключено, что дети наблюдали за художниками. В Монте Эрмосо (Аргентина) на берегу моря сохранились следы женщин и детей. Возможно, они вместе собирали здесь моллюсков около семи тысяч лет назад – именно такой возраст оказался у отпечатков.

Ещё одни детские отпечатки (гораздо более поздние – возрастом всего в 1,5 тысячи лет) обнаружили к югу от города Уолфиш-Бей в Намибии. Их оставила небольшая группа детей, которые прошли по подсыхавшей грязи вслед за стадом овец или коз. Скорее всего, дети это стадо и пасли. Но они не только следили за скотом: судя по отпечаткам, дети подпрыгивали на ходу. Прыжки были нерегулярными, так что, ребята, вероятно, не просто передвигались, а во что-то играли. Интересно и то, что группа была довольно разношёрстной по возрасту: здесь были и дети лет трёх, и чуть постарше, и подростки.

Похожим образом относятся к детям и во многих современных традиционных обществах. Дети считаются «маленькими взрослыми», мальчики часто помогают пасти домашних животных, а девочки присматривают за младенцами. При этом дети легко получают в руки и довольно опасные вещи: топоры, ножи, мачете, даже ружья.

Так что беззаботное и безопасное детство в каменном веке (и позже) продолжалось, скорее всего, очень недолго. Впрочем, о том, что именно делали дети рядом со взрослыми, можно только строить гипотезы: ведь следы совершенно точно доказывают лишь то, что дети тут присутствовали, а вот что конкретно они делали – это вопрос. Может быть, они просто гуляли или играли рядом, пока взрослые были заняты своими заботами?

Скажем, недавно сообщалось, о следах австралопитеков в Танзании возрастом около 3,66 миллиона лет. Судя по отпечаткам, по берегу озера прошлась небольшая группа: один мужчина, две или три женщины и один или два ребёнка. Рядом есть следы десятков других животных: носорога, жирафа, лошадей и цесарок. И хотя ситуация мало чем принципиально отличается от описанных выше, авторы раскопок не заявляли об участии детей в охоте, во всяком случае, в СМИ (зато заподозрили австралопитеков в многожёнстве).

Утверждать, что детство было совсем уж суровым и что дети не знали игрушек, тоже не стоит. Возможно, мы просто ещё не умеем распознавать игрушки и считаем их, например, культовыми предметами.

Источник

Педагогика первобытного общества и методы воспитания первобытного общества

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные дети Наталья Сметнева
Педагогика первобытного общества и методы воспитания первобытного общества

На заре человечества воспитание появляется как целенаправленный процесс в деятельности людей. Осмысление его началось 35-40 тыс. лет назад, т. е. практически в тот же период, когда человек выделился из животного мира как субъект общественно-исторической деятельности.

Воспитание предков человека и первобытных людей зародилось в непосредственной связи с физическим, умственным и нравственно-эмоциональным взрослением. Оно было бессистемным, спонтанным, однако его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Поначалу воспитание не представляло собой особой функции, а сопутствовало передаче жизненного опыта.

Однако по мере выделения человека из животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством такой передачи послужила возникшая у людей речь. Постепенно воспитание стало восприниматься как особый вид деятельности.

Целью и содержанием воспитания в условиях первобытно-общинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельного человека, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Воспитание имело естественный и коллективный характер. Важнейшее место в нем занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыболовство и другие занятия. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, участия в делах взрослых. Он не столько готовился к жизни, сколько непосредственно включался в доступную для него деятельность. Мальчики охотились, девочки собирали урожай, готовили пищу.

Дородовое обществоделилось на три группы: дети (и подростки, полноценные и пожилые люди. Родившийся человек попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и умудренными жизнью стариками. Здесь человек получал опыт общения, трудовые навыки, знание правил жизни, обычаев, обрядов и переходил в следующую группу.

Период детства и воспитания продолжался лишь до 9–11 лет. Все подростки 10–15 лет проходили инициацию – «посвящение» (испытание) во взрослые – проверку умения переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость. Этот обряд сопровождали песнопения, ритуальные танцы, магические заклинания. Программа подготовки к инициации для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д. ; для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

Отношения между группами регулировались обычаями, традициями. Необходимо отметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства первобытных племен отсутствовали или же применялись крайне редко. Однако в дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих детей – «дома молодежи», отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

Воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности (специально предназначенные люди, расширение и усложнение испытаний). Старейшины, вожди, священнослужители имели опыт организованного воспитания.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Воспитание стало семейным, возникли школы.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиЗдоровое подрастающее поколение-залог здорового общества Ежегодно 24 марта по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. Туберкулёз является.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиФотоотчет «Как нас посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» С целью приобщения дошкольников к казачьей культуре наш детский сад посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» и участник.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиИнтервью с Марией Афанасьевной Рашевской, председателем Общества борцов антигитлеровской коалиции Брали видео интервью у одной интересной женщины. Зовут её Мария Афанасьевна. Ей 89 лет. Стиль повествования Марии Афанасьевны сохранён.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиКонсультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиОпыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиСюжетно-ролевая игра «Стоянка первобытного человека» МКДОУ детский сад №77 г. Новосибирск Сюжетно-ролевая игра «Стоянка первобытного человека» Проводилась во время тематической недели «Быт.

Источник

Воспитание в первобытном обществе.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные дети Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные дети Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные дети Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные дети

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные дети

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные дети

Оглавление

2. Вопрос о происхождении воспитания

2.1. Воспитание в первобытном обществе

2.2. Воспитание в период разложения первобытного общества.

4. Список литературы

Введение

Человечество от поколения к поколению передает свой опыт, совершенствует его. Одним из аспектов этого опыта является воспитание.

Приобщение первобытного человека к знаниям, их дальнейшее накопление, осмысление и передача подрастающему поколению были одним из важнейших факторов сохранения и выживания человека, формирования человеческого сообщества. Уже на первобытной стадии развития общества накопление и передача знаний выходили за рамки простого приспособления (как у животных) и приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Такие действия и породили начало образования, которое возникло несколько десятков тысяч лет назад.

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Вопрос о происхождении воспитания.

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX—начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные дети

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Воспитание в первобытном обществе.

На первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» — синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, — все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Источник

Коротко о воспитании детей в первобытном обществе

Чем занимались первобытные дети. Смотреть фото Чем занимались первобытные дети. Смотреть картинку Чем занимались первобытные дети. Картинка про Чем занимались первобытные дети. Фото Чем занимались первобытные детиО воспитании детей в первобытном обществе известно немного. Это сведения путешественников XIX –XX веков, изучавших жизнь племен Австралии и Океании. До нашего времени дошли фольклор, рассказывающий о воспитании детей, и археологические находки орудий труда и детских игрушек.

1,5 млн. лет назад в племенах Homo Sapiens начали формироваться элементы воспитания, которое было продиктовано жизненной необходимостью. Для благополучного существования необходимы знания о местности, животных и растениях, о способах защиты и добывания пищи. Старшие, наиболее знающие, члены племени передавали свой опыт подрастающему поколению.

Воспитание носило коллективный характер. Со временем произошло разделение по полу и по возрасту. Мальчики воспитывались мужчинами и обучались принципам охоты и защиты племени. Девочки учились сохранению очага, ведению домашнего хозяйства.

45 тысяч лет назад древние люди все активнее переходят от присваивания (собирательство, охота) к производительному труду (земледелие, скотоводство). Появлялись все новые орудия труда, а вместе с ними детские орудия, с помощью которых осуществлялось трудовое воспитание. Основными методами воспитания были одобрение и наказание, а также система табу (запретов), которые регламентировали жизнь племени.

10 тысяч лет назад появилось понятие «семья». Воспитанием детей теперь занимались не все члены общины, а родственники. Сохранилось деление на женское и мужское воспитание.

С появлением семьи началось постепенное расслоение общества. Для детей высших сословий трудовое воспитание вводилось несколько позже, чем для остальных. Дети низкого происхождения с раннего возраста трудились в меру своих возможностей рядом с взрослыми, так как это обеспечивало семье существование. Основным приемом воспитания было повторение. Взрослые показывали определенное действие, а ребенок выполнял его до тех пор, пока оно не доходило до автоматизма.

Важным этапом воспитания в первобытном обществе стало распространение обряда инициации (посвящения во взрослую жизнь). Инициация представляла собой ряд испытаний практического характера, которые проверяли знания и умения, необходимые для существования. После прохождения обряда мальчик 10-15 лет считался взрослым, полноценным членом общества.

Многое изменилось в системе и методах воспитания детей с древних времен до настоящего времени, но сохранились некоторые принципы семейного воспитания, которые часто применяются родителями во всем мире – поощрение и наказание, обучение своим примером.

Метки: воспитание детей в первобытном обществе кратко, особенности воспитания в первобытном обществе, зарождение воспитания в первобытном обществе.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

Чем занимались первобытные дети

1.1.1. Воспитание в первобытном обществе

На заре человечества воспитание появляется как целенаправленный процесс в деятельности людей. Осмысление его началось 35–40 тыс. лет назад, т. е. практически в тот же период, когда человек выделился из животного мира как субъект общественно-исторической деятельности.

Воспитание предков человека и первобытных людей зародилось в непосредственной связи с физическим, умственным и нравственно-эмоциональным взрослением. Оно было бессистемным, спонтанным, однако его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Поначалу воспитание не представляло собой особой функции, а сопутствовало передаче жизненного опыта. Однако по мере выделения человека из животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством такой передачи послужила возникшая у людей речь. Постепенно воспитание стало восприниматься как особый вид деятельности.

Целью и содержанием воспитания в условиях первобытно-общинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельного человека, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Воспитание имело естественный и коллективный характер. Важнейшее место в нем занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыболовство и другие занятия. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, участия в делах взрослых. Он не столько готовился к жизни, сколько непосредственно включался в доступную для него деятельность. Мальчики охотились, девочки собирали урожай, готовили пищу.

Дородовое общество делилось на три группы: дети (и подростки), полноценные и пожилые люди. Родившийся человек попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и умудренными жизнью стариками. Здесь человек получал опыт общения, трудовые навыки, знание правил жизни, обычаев, обрядов и переходил в следующую группу.

Период детства и воспитания продолжался лишь до 9–11 лет. Все подростки 10–15 лет проходили инициацию – «посвящение» (испытание) во взрослые – проверку умения переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость. Этот обряд сопровождали песнопения, ритуальные танцы, магические заклинания. Программа подготовки к инициации для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д.; для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

Отношения между группами регулировались обычаями, традициями. Необходимо отметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства первобытных племен отсутствовали или же применялись крайне редко. Однако в дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих детей – «дома молодежи», отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

Воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности (специально предназначенные люди, расширение и усложнение испытаний). Старейшины, вожди, священнослужители имели опыт организованного воспитания.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Воспитание стало семейным, возникли школы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *