Тема: ХОЗЯЙСТВО АРАВИИ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
1 АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
2 ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И СКОТОВОДСТВО
3 РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ
1 АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Самыми важными источниками по истории арабов до ислама являются южноаравийские надписи, памятники материальной культуры, свидетельства, сохранившиеся в других странах Древнего Востока, труды античных авторов, устное творчество самих арабов и Коран.
В настоящее время собрано более 5000 надписей в Южной Аравии, включающих государственные и частноправовые документы, описания военных походов, долговые обязательства, надписи на межевых каменных знаках и т. д. Библия неоднократно упоминает многочисленные арабские племена, летописи ассирийских царей дают сведения об арабах, населявших соседние области. Античные авторы Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский и другие сообщают о природе Аравии, о нравах и обычаях арабов, о религиозной ситуации. Внутренняя жизнь Аравии нашла свое отражение в устном творчестве доисламских поэтов, в устных преданиях, которые в VII—VIII вв. были собраны, записаны и получили название «Дни арабов».
Эти памятники отражают жизнь как оседлого, так и кочевого населения Аравийского полуострова, развивавшегося в условиях тесных политических, экономических, идеологических и культурных контактов со всеми центрами цивилизации. Это расширяло географический и политический кругозор арабов.
Арабы сами были создателями значительных центров древней земледельческой культуры, развитого оседлого и кочевого скотоводства. Они еще в древности создали свою письменность и, значит, были одним из самых культурных народов того времени.
2 ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И СКОТОВОДСТВО
Рельеф Аравии — сочетание гор, долин, сухих пустынь — определяет и ее климат. Колебания температуры достигают больших пределов — от тропической жары летом до холодов зимой. Во многих районах наблюдаются большие колебания дневной и ночной температуры. Влажность воздуха также резко колеблется. Ветры бывают исключительно неблагоприятными для всего живого. Но самым гибельным арабы считают самум, который продолжается примерно 50 дней с небольшими перерывами, когда по пустыне проносятся ураганы, поднимая столбы песка. Арабы называют самум ядоносным ветром и всячески стараются уберечь от него свои семьи и скот.
Рек в собственном смысле в Аравии нет, только в дождливое время образуются небольшие речки, которые теряются в песках и скоро высыхают, оставляя сухие русла. В зависимости от климата в разное время та или иная часть Аравийского полуострова орошалась дождями, на что жители полуострова возлагали все надежды, а древние поэты воспевали ливни, превращавшие безжизненную пустыню в цветущий луг. Однако нередко в сезон дождей в горных районах селевые потоки сметали все на своем пути. Часто град уничтожал посевы.
Для горных районов Аравии характерна растительность северных широт, а для оазисов — растительность более умеренного климата и тропиков. Животный мир был также богат и разнообразен. Здесь в древности и в средневековье водились газели, волки, лисы, зайцы, страусы, тигры, дикие быки, львы, шакалы, гиены и множество птиц: орлы, голуби, жаворонки и т. д. В морях, омывающих Аравийский полуостров, было много рыбы. Географические условия Аравии определили разделение населения на две хозяйственные группы: на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов.
Оседлые племена создали в Южной Аравии один из наиболее ранних очагов земледельческой культуры, где еще в древности (IX—VIII вв. до н. э.) сложились раннеклассовые отношения и возникли первые государственные образования.
Главным занятием оседлого населения Аравии было орошаемое земледелие. В районах, где регулярно выпадали дожди, население занималось богарным земледелием. Еще в древности в Южной Аравии были построены грандиозные оросительные сооружения, остатки которых сохранились до наших дней. Значительного развития достигло строительство каналов, плотин, дамб и в других районах.
Оросительные системы собирали и распределяли воду на большие площади земли. В некоторых местах воздвигали стены для ослабления напора воды в дождевой сезон и изменения ее течения. Ремонт и содержание в порядке этих систем требовали труда большого числа людей и много времени. Например, ремонт марибской плотины в Йемене в середине VI в. длился около двух месяцев.
Разрушению оросительных систем способствовали частые землетрясения и необычайно сильные селевые потоки, а также войны и нашествия.
В Йемене площадь пригодных для обработки земель достигла около 5 млн. га, что составляло около 80% всех земель. Эти земли, особенно в горных долинах и на равнинах нагорья, давали хорошие урожаи, и для их орошения не требовалось больших затрат: достаточно было паводковых вод в течение двух сезонов муссонных дождей.
Основными видами земледелия были полеводство, огородничество, садоводство. В горных районах было развито террасное земледелие. Земледельцы выращивали хлебные злаки, рис, просо, сахарный тростник, лен, хлопок. В первые века новой эры южноаравийскую пшеницу вывозили в другие части полуострова. Хлопок в Аравии появился примерно в III в. н. э., особого развития хлопководство достигло в Йемене. Среди огородных культур большое место занимали бобовые, горох, огурцы, арбузы, дыни, тыква, репа, лук, салат, перец, морковь, различные корнеплоды. Садоводством занимались не только жители оазисов и деревень, но и многие горожане. В средневековье в Аравии выращивали виноград, миндаль, гранаты, маслины, яблоки, орехи, бананы, цитрусовые, абрикосы, персики. Особое место в хозяйстве земледельцев занимали финиковые насаждения, которые требовали тщательного ухода, а урожаи давали через несколько лет после посадки. В некоторых районах полуострова финики служили основной пищей для населения. Распространение технических культур, различных пряностей, естественных красителей свидетельствовало о значительном уровне развития не только земледелия, но и ремесел.
Скотоводством преимущественно занимались кочевые и полукочевые племена, которые разводили верблюдов, лошадей, ослов, мулов, мелкий и крупный рогатый скот. Неприхотливые в пище, выносливые в условиях безводной пустыни, верблюды служили идеальным средством передвижения и перевозок по всей Аравии. Племена-верблюдоводы выращивали их не только для удовлетворения своих потребностей, но и для широкой продажи. Торговые караваны, составленные из сотен и тысяч верблюдов, добирались до самых отдаленных уголков полуострова, перевозили свои и заморские товары в соседние страны, соединяя Восток и Запад. Верблюды были, кроме того, источником получения мяса, молока, шерсти.
Важное место в хозяйстве скотоводов занимали лошади, главным образом как верховые животные. Особая порода лошадей, выведенная в Аравии, высоко ценилась и за пределами полуострова. В легендах и преданиях сохранились сказания о привязанности бедуина к своему скакуну и о том, как не раз лошадь спасала хозяина от смерти. Для лошадей строили специальные навесы, укрывая от палящего солнца. Доисламская арабская поэзия изобилует сюжетами, восхваляющими быстроногих верблюдов и коней.
В Йемене скотоводство было преимущественно оседлым и здесь преобладало разведение крупного рогатого скота, однако постепенно в связи с переселениями кочевых племен стало увеличиваться значение мелкого рогатого скота.
Занятие скотоводством требовало от кочевников и полукочевников знания окружающих их пустынь и степей, особенностей климата, сезонов травостоя, наличных и возможных источников воды. Чтобы обеспечить увеличение поголовья скота, сохранение приплода, скотоводы должны были обладать необходимыми знаниями: уметь лечить животных, оберегать от эпидемий, охранять от хищных зверей и от нападения врагов, обеспечивать кормами в случае стихийных бедствий. Кроме того, верблюдов нужно было обучать возить седока и грузы, а лошадей — объезжать.
Некоторые арабские племена, жившие на морском побережье, занимались рыбной ловлей. В оазисах, в болотистых местностях и пустынях, где водились дикие звери и дичь, была развита охота.
В Аравии сравнительно высокого уровня достигли добывающие промыслы. Добывали соль, золото и серебро, полудрагоценные камни (сердолик, оникс, хризолит), ловили жемчуг, собирали дикий мед, пахучие смолы, кораллы и различные морские раковины и т. д. На одном из южноаравийских серебряных рудников было в V в. н. э. около 400 плавильных печей.
3 РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ
Развитие ремесленного производства и обмена связано с дальнейшим углублением общественного разделения труда. Еще в древности сложились города как административные, культовые, торговые и ремесленные центры. Известно около 200 названий городов, первое упоминание которых в источниках относится ко времени задолго до новой эры или к первым векам новой эры. Тысячелетняя история аравийских городов знала не только расцвет, но и эпохи упадка, разрушения, многие города ко времени новой эры лежали в развалинах, однако городская традиция не прерывалась.
В Аравии наиболее широко было распространено прядение и ткачество, сырье для этих ремесел в изобилии доставляли как оседлые земледельцы, так и кочевники-скотоводы. Изготовляли льняные, шерстяные и хлопчатобумажные ткани различной окраски, одежду, ковры, кошмы, покрытия для палаток, переметные сумы для перевозки и переноса грузов, плели арканы. На всю Аравию славились йеменские полосатые узорчатые ткани. Нередко йеменцы платили налоги тканями и одеждами. Одним из основных видов производства в Неджране (Йемен) было изготовление одежды.
В странах Аравийского полуострова сравнительно высокого уровня достигло кожевенное дело, в частности выработка высококачественного сафьяна. Однако главное место занимало изготовление повседневной обуви, сбруи для верховых животных, палаток из кожи, кожаных бурдюков для переноски и хранения воды, вина, молока и различных соков. По всему полуострову славились седла, изготовленные в городе Хира.
Кузнецы в большом количестве производили металлическую посуду и вооружение: мечи, стрелы, копья, железные и стальные кольчуги, шлемы, щиты. Высоко ценились йеменские мечи. Искусно изготовленные кольчуги передавались по наследству.
Гончарное ремесло было развито там, где имелось соответствующее сырье. Керамические изделия отличались разнообразием, изготовлялись кувшины, светильники, чаши.
В связи с тем что Аравия омывается морями и издавна поддерживала морские связи с различными странами, здесь значительного для своего времени уровня достигло судостроение. Строили как небольшие лодки, так и крупные морские суда, на которых достигали индийских и более отдаленных берегов.
Строительное искусство отличалось большим разнообразием стилей. Строительными материалами служили черный базальт, туф, гипс, мрамор, известняк, применялся также обожженный или высушенный на солнце кирпич.
В древней архитектуре Южной Аравии кое-где заметно некоторое эллинистическое влияние, однако в целом архитектура аравийских городов имела свой стиль. В строительстве храмов использовались огромные блоки полированного камня и мрамора, дворцы украшали многочисленные мраморные или известняковые колонны, высеченные из цельной глыбы. На развалинах храма бога Луны в Йемене до наших дней; сохранились огромные прямоугольные колонны высотой около 10 метров каждая. Некоторые из них в древности были облицованы бронзовыми листами. Постройки украшались также бронзовой и каменной скульптурой. Здания строились в несколько этажей, в горных районах жилые дома представляли собой многоэтажные башни.
Строительная техника, искусство обработки камня, мрамора и других материалов были доведены до совершенства. О высоком уровне развития строительного искусства говорят остатки древних оросительных систем: плотина длиной свыше 100 метров, сложенная из тесаного камня, колодцы, глубина водоносных слоев которых колеблется от 30 до 60 метров, а стены выложены хорошо обработанными брусками базальта, туфа и камня. Древняя марибская плотина, снабжавшая водой огромные площади земли, просуществовала около 13 веков. Для починки дамбы использовали камни различных пород; их просверливали, а затем скрепляли литым металлом.
В Южной Аравии еще в древности возводились громадные сооружения, храмы. Эпиграфические источники запечатлели богатейшую техническую терминологию.
Продукция сельского хозяйства и скотоводства перерабатывалась частично на месте производства, а частично в городах. Обрабатывающие отрасли ремесла были связаны с помолом зерновых, виноделием, сушкой различных фруктов, изготовлением соков, выжиманием растительного масла из семян масличных растений, переработкой молока и т. д. В Йемене и в других областях изготовляли разного рода слабо пьянящие напитки из фиников, ячменя, проса, меда, винограда и изюма.
Большого развития достигло изготовление украшений. Повсеместно были в ходу ручные и ножные браслеты из драгоценных металлов, ожерелья из жемчуга, кораллов, из морских раковин, красящие вещества растительного и минерального происхождения для окраски пряжи, тканей, а также для косметических целей: окрашивания губ, рук, ног, десен. Аравийские мастера с большим искусством обрабатывали драгоценные и полудрагоценные камни.
Ремесло было развито и у кочевых племен. Все необходимое для хозяйства они вырабатывали сами: войлок для палаток, веревки, мешки, грубую простую одежду, ковры и т. д., занимались первичной обработкой кож, которые служили предметом обмена с оседлым земледельческим и городским населением. Кочевники изготовляли также луки, стрелы, копья.
Во всех отраслях хозяйства значительную роль играл труд женщин. Они были искусными прядильщицами и ткачихами, занимались переработкой молочной продукции, нередко пасли скот и шили кожаные бурдюки. В исторических преданиях сохранилось имя мастерицы, которая изготовляла превосходные древки для копий.
Развитие земледелия, скотоводства и ремесла обусловило существование оживленных торговых связей между различными районами Аравии, кочевым и оседлым населением.
Крупным торговым и ремесленным центром был город Неджран в северо-восточной части Йемена. Неджранские купцы имели обширные торговые связи как с городами и племенами Аравии, так и с другими странами. Они занимались работорговлей и крупными ростовщическими операциями. В Неджране жили купцы из Византии, Эфиопии, Ирана, из многих областей Аравии, что придавало ему характер международного торгового города с обширными связями. Богатая одежда, которой славился этот город, была одним из главных предметов производства и внешней торговли.
Мекка, расположенная на важнейшем торговом пути, параллельно побережья Красного моря, была средоточием как внешней торговли с соседними государствами, так и торговли с племенами Хиджаза и всей Аравии.
Мекканские крупные купцы отправляли в Сирию, Иран и другие государства свои собственные караваны, нагруженные произведениями местного ремесла, продуктами сельского хозяйства, в то же время они скупали товары, производившиеся в других государствах. Кроме торговли, они занимались крупными растовщическими операциями, ссужая деньги еождям племен, местному мекканскому населению, и на этих операциях получали большие выгоды, взимая с должников до 200% годовых.
Между мекканскими и йеменскими купцами сложились тесные деловые связи. Через Йемен Мекка установила торговые связи с Эфиопией. Через город Рейду в Южной Аравии проходил древний караванный путь на север в Мекку — место торговых операций между многочисленными аравийскими племенами. Купцы из Южной Аравии совершали торговые поездки в различные области полуострова, а также в Константинополь и Иран. Некоторые йеменцы оседали в Мекке и Ясрибе. В свою очередь многие мекканцы бывали в Йемене по своим торговым делам.
Город Таиф, расположенный в плодородном земледельческом оазисе и на древнем торговом пути, не уступал другим городам в торговле и ремесле.
Аравия еще в древности имела обширные торговые связи с соседними государствами. Мировые торговые пути, проходящие через юг полуострова, связывали Восточную Африку, Индию и Переднюю Азию. По этим путям перевозились продукты местного происхождения: продовольственное зерно, золото, финики, изюм, вина, мирра, ладан, готовая одежда, украшения, жемчуг, драгоценные камни. Из Индии шли пряности, тонкие ткани, слоновая кость, алмазы, оттуда же привозили рабов. Через порт Хатт в Бахрейне из Индии ввозились копья, известные по всей Аравии как хаттийские. Основным предметом ввоза из Китая был шелк.
Большое значение имели и северо-западные участки мирового торгового пути, на которых были расположены города Петра, Бусра, Пальмира и др. Через Бусру и Петру шли караванные пути через пустыню к Персидскому заливу и на юг к Красному морю. Не только наиболее оживленные порты Красного моря Клисма и Аил, но и гавани островов этого моря принимали большое участие в транзитной торговле. Корабли из красноморских портов достигали берегов Китая.
Основные городские центры Южной Аравии на границе пустыни — Шабва, Тимна, Иасил лежали на пути, по которому в Средиземноморье и в Междуречье везли ароматические вещества Хадрамаута и Дофара, пряности из Индии. Караванные дороги шли с юга через Иемаму и пролегали также вдоль западного берега Аравии.
На севере особенно большую роль в караванной торговле играла Пальмира.
Важное место б аравийской торговле занимала работорговля. Купцы Йемена и Хиджаза поставляли рабов как на рынки внутренней Аравии, так и в Византию и Иран.
1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.
Источник
Нравы и общественные институты арабов автор: Tatyana / дата: 2019-12-16
Перед Вами план повествования четвертой части книги французского автора 19-го века Г.Лебона «Арабская цивилизация». Дается краткое описание каждой главы и приводятся ссылки, раскрывающие краткое содержание подрубрик. С содержанием первых трех частей книги можно ознакомиться по следующим ссылкам:
Книга четвертая (или четвертая часть книги Г.Лебона «История арабской цивилизации»)
Глава I
Кочевые и оседлые арабы из деревень
Как можно воссоздать жизнь древних арабов. Важные общественные изменения затрагивают только высокопоставленные слои населения. Причины, по которым арабы перестали эволюционировать, достигнув определенной ступени своей цивилизации.
Простота существования. Отсутствие потребностей. Неизменность условий существования кочевников с самых древних времен. Их жизнь в пустыне. Привычные занятия. Занятия женщин, жизнь в лагерях и др.
Общественная жизнь оседлых арабов. Неизменность их нравов и традиций. Детальное описание населения, выбранного в качестве типового. Патриархальные нравы. Общность благ. Семейная жизнь. Положение слуги. Тождественность некоторых традиций с теми, что существовали с библейских времен. Законный государственный строй. Полигамия. Крайняя необходимость, не допускающая распада сообществ. Взаимодействия с кочевниками. Необходимость выплаты им дани во избежание грабежей с их стороны и чтобы держать их в качестве союзников. Такая дань сравнима с суммами, которые тратит цивилизованное общество на содержание городских административных органов и полиции. Домашнее хозяйство оседлых арабов из различных стран. Жилища. Питание и пища. Одежда.
Глава II
Арабы из городов. – Нравы и традиции
Существенные различия, разделяющие общества Запада и Востока. Лихорадочные волнения одних, безмятежность других. Отсутствие социального соперничества на Востоке. Вежливость и высокая степень терпимости в отношении людей и вещей. Умеренность в потребностях. Чувство собственного достоинства во всех общественных классах. Как современное состояние арабов городов может служить полезным справочным материалом для воссоздания их древнего состояния.
Облик арабских городов. Жизнь внешнего мира заканчивается с закатом солнца. Вечер посвящен исключительно семейной жизни. Улицы Востока. Мягкое отношение жителей Востока ко всем животным. Транспортные средства. Жилища. Описание одного из дворцов Дамаска. Дома Алжира, Марокко и Египта. Причины, по которым арабские жилища представляют собой довольно разные типы в разных странах. Восточный базар.
Рождение. Обрезание. Брак, похороны и т.д.
Бани. Кафе. Использование табака и гашиша.
Различные игры арабов. Песни и музыка. Танцы. Альме, и др.
Глава III
Политические и социальные институты арабов
Необходимость, которая служит причиной возникновения политических и социальных институтов народа. Они являются лишь выражением чувств и врожденных потребностей. Невозможность навязывания народу институтов, которые не были порождены его прошлым. Коран мог внушить почтение лишь тем народам, чьи нравы и традиции были очень схожи с арабскими. Как можно преобразовать общественные институты народа. Крайняя медленность их преобразования. Коран существенно не изменил общественные институты арабов. Книга Мухаммеда – сборник древних традиций, уже укоренившихся, благодаря общественному мнению. Его изучение очень хорошо раскрывает состояние общества нации, где он зародился.
Источники судебной практики мусульман. Обычаи ханифитов, шафиитов, малекитов и ханбалитов. Традиционное право. Криминальное право. Заслуженное возмездие (закон «око за око, зуб за зуб»). Его польза во всех первобытных обществах. Введение компенсации убытков. Плата за кровь. Гражданское право. Собственность. Преемственность. Сравнительное исследование французского, английского и арабского сводов законов с точки зрения преемственности. Судебная организация и судопроизводство у арабов. Чувство равенства, которое главенствует во всех арабских общественных институтах.
Политический режим арабов – демократия при правителе, наделенном абсолютной властью. Почему такая крайне слабая политическая система настолько возвеличила арабов? Одни и те же общественные институты могут, в зависимости от времени и расы, привести к величию или упадку народа.
Глава IV
Женщины на Востоке
Открыто признаваемые ошибки в Европе о причинах полигамии на Востоке. Она возникла гораздо раньше ислама и является следствием климата, образа жизни и темперамента. Превосходство законной полигамии жителей Востока над лицемерной полигамией европейцев. Отсутствие соперничества и ревности в полигамных браках.
Благотворное влияние Корана на социальное положение женщин на Востоке. Состояние женщин до и после Мухаммеда. Рыцарские нравы, обязывающие относиться к женщинам с уважением, обязаны своим появлением арабам. Как относились к женщинам во времена Карла Великого. Литературные произведения арабских женщин в период рассвета ислама. Религия Мухаммеда впервые поставила женщину в положение выше среднего.
Законные предписания Корана в отношении брака. Возможность развода, но при условии обеспечения будущего разведенной женщины. Принципы брака на Востоке. Редкость целибата. Авторитет главы семейства в восточной семье. Легальный статус замужней женщины – гораздо выгоднее для нее на Востоке, чем в Европе. Женщина счастливее и более почитаема на Востоке, чем в Европе. Она зачастую даже более образованна.
Семейная жизнь в гареме. Преимущества и недостатки гаремов.
Глава V
Религия и мораль
Религиозные верования у арабов стали главным фактором их эволюции. Глубокое влияние Корана на арабов. Ни один мусульманин не решился бы избавить себя от следования его предписаниям. На сознание жителей Востока можно воздействовать только посредством религии.
Различные секты: шииты, сунниты и др. Религиозные церемонии. Молитвы. Религиозные праздники. Посты. Религиозные праздники. Паломничество в Мекку. Церемонии, практикуемые дервишами. Религиозные памятники: мечети, монастыри и школы.
Анализ нравственных принципов Корана и Евангелия. Независимость религии и нравственности. Изменчивость нравственных качеств жителей Востока в зависимость от времени и расы. Моральные принципы в сравнении между христианами и мусульманами Востока. Могущество некоторых мертвых.
Источник
|