Чем занимались спартанцы история 5 класс
Урок истории в 5-м классе по теме «Древняя Спарта»
Задачи: познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, сравнить с Афинским государством.
I. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем разговор о Греции.
II. Изучение нового материала.
1. Объявление новой темы: Древняя Спарта.
Целеполагание: Как вы думаете, что мы должны узнать о Спарте?
Но мы сегодня не просто поговорим о Спарте, а попробуем сравнить её сАфинами.
По каким линиям можно сравнить Афины и Спарту?
Задание: слушая мой рассказ (по пунктам 1-4), заполните таблицу.
2. Местоположение и природные условия Спартанского государства.
Работа с картой (настенная и в учебнике на стр.111).
Спарта находилась в Южной Греции на полуострове Пелопоннес.
Спартанскому государству принадлежали две области: Лаконика и Мессения.
В Лаконике было много плодородных земель, особенно в долине реки Эврот. Еще плодороднее были почвы Мессении.
Условия для мореплавания в южных областях Греции не очень благоприятны: удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.
Работа с таблицей (в парах).
3. Спартанцы и илоты.
В отличие от Афин, где после реформ Солона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты, были греками и говорили на одном с завоевателями языке (спартанские порядки вызывали возмущение демоса во всей Греции: считалось, что рабами могут быть только иноземцы, но никак не греки).
Захваченная спартанцами земля была поделена между спартанскими семьями на примерно одинаковые участки. Землю обрабатывали илоты, которые жили в небольших поселках по всей стране. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты не имели права свободно передвигаться по всей стране, которая некогда принадлежала их предкам. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними (заставляли пить вино, устраивали избиения).
Работа с таблицей (в парах).
4. Спарта – военный лагерь.
Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская.
Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами, всякий ручной труд презирался.
Чужеземцы не приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты не разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.
Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу.
Работа с таблицей (в парах).
5. Спартанское государство.
Главная задача государства – держать в повиновении илотов.
Высший орган власти – Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью (следил за выполнением законов, принимал самые важные для государства решения).
Народное собрание состояло из мужчин – спартанцев и выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» или «против» сделанных ими предложений.
Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика.
Работа с таблицей (в парах).
Линии сравнения | Афины | Спарта |
Местоположение и природные условия | В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). | В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели). |
Население | Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). | Спартанцы и илоты. |
Занятия | Основные занятия ремесло и торговля. | Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы). |
Управление | Закладываются основы демократии. | Власть немногих (спартанцев). |
6. Спартанское воспитание.
Прочитать пункт 3 пар.31 и ответьте на вопросы:
7. Закрепление полученных знаний.
Скажите, а где бы вам хотелось жить: в Афинах или Спарте?
1. Что называется полисом?
2. Где находятся Афины?
3. Где находится Спарта?
4. Что означает греческое слово «демократия»?
5. Высший орган власти в Спарте:
6. Чем занимались спартанцы?
7. Местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами:
8. В каком городе Древней Греции было два царя?
Найдите ошибки в текстах.
1. Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.
3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.
4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её великолепными храмами, большим театром и прекрасными статуями.
Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки,
много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.
8. Подведение итогов. Домашнее задание (пар.31).
Жизнь в Спарте. Спартанский образ жизни
Как всем известно, спартанские воины славились смелостью и самоотверженностью, а в бою им не было равных. И даже сражаясь с превосходившим числом врагов, они одерживали победы и внушали страх у неприятеля. Но, не все знают, каким трудом им это удавалось, насколько тяжелая и суровая жизнь была в Спарте.
Слабым детям не место
Жизнь спартанцев полностью принадлежала государству. Сразу после рождения отец младенца обязан был предоставить его на осмотр старейшинам. В случае обнаружения какого-то изъяна ребенка жестоко убивали. Причем это поручалось сделать отцу, он должен был сбросить малыша со скалы. Это делалось для того, чтобы обеспечить государство только сильным воинами. Если же ребенок был здоров, то его возвращали родителям.
Шесть лет ребенок проживал с родителями. Но даже в эти годы его не сильно холили и лелеяли. Для того чтобы у спартанца не было страхов, уже с младенчества его приучали к одиночеству, голоду и темноте.
Детство – время выживать и учиться
В возрасте семи лет ребенок полностью принадлежал государству. Детей забирали от родителей и делили на разряды и классы. Жили мальчики в специальных бараках все вместе, с ними же были надзиратели и главный начальник – педоном. Эта должность принадлежала одному из знатнейших граждан.
Дети жили очень скромно и были лишены всяких радостей жизнь. Все время они проводили в занятиях. Их обучали грамматике, пению, игрой на флейте и, конечно же, боевому искусству. Пища была скудная и невкусная. Это делалось специально, чтобы дети старались сами себя прокормить. Для этого им приходилось воровать. И если же кто-то попадался, то его жестоко наказывали, но не за саму кражу, а за то, что попался. Так у детей вырабатывали смекалку и ловкость. Одежда также была простой, круглый год они ходили босиком и в плаще. В бараках дети спали на соломе и тростнике, который сами себе собирали на реке.
Каждый год на праздник Артемиды мальчиков били палками. При этом они не должны были произносить ни звука. Многие от таких побоев погибали. Таким образом, будущих воинов приучали не боятся крови и ран, а также терпеть боль.
Что касается риторики и философии того времени, то в Спарте, в отличии например от Афин, этим практически не занимались. Так как в бою от этого нет толка, поэтому мальчиков учили отвечать коротко и ясно.
В двадцать лет спартанец заканчивал свое обучение и поступал в войско. Он мог жениться, но навещать жену не разрешалось.
И только в 30 лет мужчина становился полноправным гражданином. Мог свободно жениться и участвовать в политической жизни. Браки происходили по любви. Но в Спарте считалось обычным иметь несколько женщин или даже проводить время с чужими женами. Причем детей рожденных от другого мужчины отец семейства обязан был принять как своего. Считалось, что таким образом дети будут рождаться более крепкими и сильными.
Женщины славили Спарту
Женщинам в Спарте уделялось особое внимание. С ранних лет девочки, также как и юноши проходили атлетическую подготовку. Они должны были уметь метать копье и диск, хорошо бегать и прыгать, а также заниматься борьбой. По мнению спартанцев это нужно было для рождения крепких воинов. По всей Греции шла молва о красивых и здоровых спартанках. И даже богачи из других городов старались заполучить для своих детей кормилицу из Спарты.
Ликург – изменил жизнь спартанцев
Однако до 6 века до н.э. Спарта мало чем отличалась от других городов Греции. Археологи находят обломки скульптур, керамики, различные предметы из бронзы и слоновой кости. Это свидетельствует о высоком уровне культуры и образованности спартанцев. Так же известны поэты и писатели 7 века до н.э. Но после прихода к власти царя Ликурга жизнь спартанцев кардинально меняется.
Ликурга считают основоположником «спартанского образа жизни». Практически полностью были обесценены деньги. Все жители вели одинаковый образ жизни, носили простую одежду, питались скромной пищей.
Политическое устройство Спарты также имело свои особенности. Во главе государство стояло два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с советом старейшин. В этот совет входило 28 человек в возрасте после 60 лет, которые избирались на пожизненный срок. В народном же собрании участвовали все спартанцы от 30 лет, которые в состоянии были вносить определенную плату.
В Спарте существовало три класса: спартанцы (спартиаты), периэки (выходцы из союзных городов) и илоты (рабы спартанцев).
Торговлей и производством спартанцам было запрещено заниматься, это делали периэки. Так у мужчин оставалось много свободного времени, и они могли спокойно упражняться в боевом искусстве.
Строгость и скромность придерживалась во всем
Жизнь в Спарте была тяжелой. Все жители подчинялись строгим правилам. Мужчинам запрещалось обедать дома. Они собирались группами за общественными столами. Каждый должен был принести определенное количество пищи и денег. Основной рацион составляла черная похлебка. Ее готовили из крови, уксуса и соли. Но были и исключения. Так, например, если мужчина пришел уставший с охоты, он мог пропустить эту трапезу, но взамен передать часть от убитого животного.
Дома спартанцев также были лишены роскоши. А при постройке жилищ разрешалось использовать только примитивные орудия.
На войну, как на праздник!
Лучшим временем в жизни спартанца можно считать сражение. Воины облачались в багряные плащи и украшали длинные волосы венками. А в бой шли под звуки флейт и песен. Все это придавало войне торжественный характер, и создавалось ощущение праздника.
Погибших воинов в бою почитали. Хоронили с лавровыми венками на голове и в багряной одежде. Бежавший же воин считался трусом и всеми презирался. Так перед битвой женщины говорили мужьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» значит вернуться с победой, а «на щите» значит лучше погибнуть, чем вернуться с позором.
Спарта считается одним из самых странных государств Древней Греции. Ее обычаи и образ жизни вызывали у греков страх и непонимание. А многие исследователи приходят даже к выводу о том, что спартанский образ жизни послужил прототипом для создания фашистской идеологии.
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 19 Древняя Спарта
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Полис – это город-государство, община свободных полноправных граждан, каждый из которых имеет право (обязанность) на получение надела из земель полиса, на участие в управлении им, на защиту полиса в народном ополчении.
Олигархия – это власть немногих.
Илоты – жители Древней Греции, обращенные завоевателями-дорийцами в рабство.
Периэки – неполноправная часть населения Спарты, обладающая личной свободой, но лишенная политических прав.
Апелла – народное собрание в Древней Спарте.
Герусия – совет старейшин Древней Спарты, состоявший из 28 человек старше 60 лет.
Эфоры – наблюдатели, следившие за исполнением законов и поведением в Древней Спарте.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова племена дорийцев. Они обосновались в Южной Греции на полуострове Пелопоннес. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Известна она была и как Лакедемон, хотя название Спарта стало более распространённым.
Всё население Спарты делилось на три группы: спартанцы, периэки и илоты. Дорийцы, завоеватели образовали господствующую группу спартанцев, полноправных граждан полиса. Их было немного, около 9 тысяч человек. Они имели земельные участки. Периэки, буквально переводится это слово с греческого, как «живущие вокруг», жили в небольших поселениях, отдалённых от центра полиса. Периэки были свободными, но не имели гражданских прав. Основными их занятиями были ремесло и торговля. Илоты являлись потомками ахейцев, народа, завоёванного дорийцами. По существу, они были государственными рабами. Илоты обрабатывали земельные участки спартанцев и своим трудом должны были содержать хозяев. Им запрещалось покидать свои поселения. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко.
Такое деление спартанского общества существовало с 8 века до нашей эры, определялось оно законами легендарного Ликурга. Надо сказать, что эти законы спартанцы на протяжении многих столетий считали лучшими в Греции и вечными. Законы Ликурга запрещали частную собственность. Спартанец не мог оставить свой надел в наследство сыну или продать. Земля и работавшие на ней илоты считались собственностью государства.
В Спарте не было золотых и серебряных монет. Деньгами служили железные прутья, которые неудобно было носить с собой или копить. В Спарте, называвшейся «общиной равных», презирали богатство. Спартанцу запрещалось заниматься сельским хозяйством, торговлей и ремеслом. Его долг – быть воином, хорошо развитым физически и дисциплинированным. Спарта имела лучшую в Греции армию. Знаменитым было лаконичное изречение одной спартанки, провожавшей сына на войну. Она подала ему щит и сказала: «Со щитом или на щите!» Со щитом возвращались победители, на щите приносили воинов, павших в бою.
Вся жизнь в Спарте была организована по военному образцу.
Народное собрание, которое называлось апелла, принимало решения, определявшие все стороны жизни спартанского общества. Спартанец мог участвовать в народном собрании по достижении 30 лет, когда он становился полноправным гражданином полиса. Народное собрание избирало герусию – совет старейшин из 28 человек старше 60 лет. В Герусию входили два царя, получившие власть по наследству. Цари командовали войском и исполняли обязанности жрецов. Народное собрание избирало 5 эфоров (наблюдателей), которые следили за исполнением законов и поведением граждан. Никаких обсуждений на народном собрании не было. Выборы на народном собрании определялись криком. Избирали того, за кого громче кричали. Спартой управляли «немногие» (по-гречески – «олигой»). Государственный строй, при котором управляют немногие, назывался олигархическим.
В жилищах спартанцев было только самое необходимое. Пищу употребляли скудную. Каждый день ели похлёбку, невкусную, но питательную. Спартанцы одевались одинаково летом и зимой.
Спартанское воспитание отличалось суровостью. Новорожденного осматривали старейшины. Если ребёнок рождался больным, его безжалостно бросали в пропасть. Спартанцам нужны были только здоровые дети. Их целью было вырастить идеальных воинов, готовых беспрекословно подчиняться приказам.
Главным в воспитании мальчиков являлись военная подготовка, физические упражнения, а также хоровое пение, укреплявшее чувство общности, как считали спартанцы.
Девочек тоже готовили к суровой жизни. Они занимались бегом, метанием диска и копья.
Спартанки славились своим здоровьем, выносливостью и скромностью.
Между Спартой и Афинами давно царили непримиримые разногласия. Главным образом, они были обусловлены различной формой государственности этих крупных античных полисов и стремлением установить своё господство над всей Грецией.
Крупнейшие государства образовали вокруг себя альянсы полисов, в которых господствовал аналогичный государственный строй. Спарта возглавила Пелопоннесский союз, а Афины – Делосский.
Война началась в 431 году до н.э. и длилась 27 лет. В истории она сохранилась под названием Пелопоннесской войны и проходила в два этапа.
Первый этап известен как Архидамова война – в честь Архидама II – спартанского царя. Спартанцы совершали регулярные военные набеги в Аттику, в то время как Афины сосредоточили все свои силы на море, контролируя побережье Пелопоннеса. Ионийская война – завершающий этап Пелопонесской войны. В 415 году до н. э. афиняне направили свои силы на атаку Сиракуз, однако они были полностью разгромлены. Спарта, получив весомую финансовую помощь от Персии, смогла построить мощный флот и оказать поддержку полисам, зависимым от Афин. Тем самым правители Спарты смогли основательно подорвать мощь Афинского государства и лишить его превосходства в Эгейском море. Уничтожение афинского флота в 405 году до н.э. поставило завершающую точку в этой войне, и в следующем году Афины были вынуждены капитулировать.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Укажите на «ленте времени» дату окончания Пелопоннесской войны.
§ 25. Спартанское государство
§ 25. Спартанское государство
Образование Спартанского государства
В южной части Греции, называемой Пелопоннесом, располагается область Лаконика. С запада, севера и востока ее окружают высокие труднопроходимые горы. Среди вершин раскинулась долина, орошаемая водами реки Эврот. Земля в долине плодородна и приносит щедрые урожаи два раза в год. Еще более славились земли соседней с Лаконикой области – Мессении. Главным занятием населения обеих областей с древнейших времен было земледелие. Здесь выращивали просо, ячмень, пшеницу, овощи.
Дорийцы, вторгшиеся на территорию Греции, дошли и до Пелопоннеса. В конце II тысячелетия до н. э. они подчинили себе Лаконику и основали на ее земле город-государство Спарту. Покоренное завоевателями ахейское население было обращено в рабов, которых называли илотами. Со временем спартанцы завоевали и Мессению. Ее население также было превращено в илотов. Каждый воин-спартанец получил на завоеванной территории большой надел земли с проживавшими на нем илотами. Они должны были ее обрабатывать. Но и сама эта земля, и илоты принадлежали не воину, а государству. Оно лишь предоставляло все это в пользование. Если же спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали.
Положение илотов отличалось от положения рабов в других полисах. Илоты отдавали хозяину половину своего урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но если за пределами Спарты жизнь раба ценилась, то здесь, где их было намного больше, чем самих спартанцев, илотов убивали за малейшую провинность. Жители гористых, труднодоступных областей Лаконики сумели отстоять свою свободу. Спартанцы называли их периэками – соседями. Периэками стали называть и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании.
Пользуясь картой и текстом, расскажите о создании Спартанского государства.
Государственное устройство Спарты
Гражданами Спарты считались лишь потомки завоевателей-дорийцев. Высшим органом государства было Народное собрание. На нем выбирали старейшин – геронтов, которые вершили суд, следили за исполнением законов, созывали народные собрания. Свои посты они занимали пожизненно. В Спарте сохранилась и царская власть. Только царей у спартанцев было сразу два, и власть их была ограничена. Они пользовались примерно теми же правами, что и геронты, и входили в совет старейшин. На этом совете принимались важнейшие решения, которые затем выносились на утверждение Народного собрания. Цари в Спарте выполняли также и роль военачальников, по очереди командуя войском. За тем, чтобы геронты и цари не превышали данной им власти и не нарушали законов, наблюдали пять эфоров. Эфоры обладали огромной властью и даже могли смещать царей.
Спартанец. Бронзовая скульптура
Фактически вся власть в Спарте находилась в руках знатных людей, которых в Греции называли аристократами. Народное собрание могло лишь утверждать или отвергать те решения, которые выносил совет старейшин. Старейшины же избирались из представителей аристократических семей. По легенде, своим государственным и общественным устройством спартанцы были обязаны древнему законодателю Ликургу. Именно он ввел законы, которые регулировали жизнь Спартанского государства.
Как вы думаете, почему спартанцам запрещалось заниматься ремеслом и торговлей? Какими причинами это было вызвано?
Торговля между Спартой и другими греческими полисами была затруднена еще и из-за спартанских денег. Ими служили тяжелые железные прутья, которых не было больше нигде. Остальные греки шутили, что спартанец, собирающийся на рынок, берет с собой не кошелек, а повозку.
Греческий царь руководит хозяйственными работами. Рисунок на вазе
Гоплит. Современный рисунок
Перед сражением гоплиты выстраивались в 8—10 ровных шеренг, стоявших друг за другом. Затем, прикрываясь щитами и ощетинившись копьями, они шли на врага тесно сомкнутым строем. Такое построение называлось фалангой. Наступающая фаланга представляла грозное зрелище. Спартанцы в своих кроваво-красных плащах и сверкающих доспехах, тесно сдвинув щиты, устремлялись на врага подобно несокрушимой стене.
Как воспитывали юных спартанцев
Воспитание в Спарте было очень суровым. Каждого новорожденного первым делом относили к геронтам. Они определяли его судьбу: слабого и болезненного младенца бросали в пропасть, а сильного и здорового возвращали матери. Она растила ребенка до семи лет. Затем мальчиков отдавали в школу, где они воспитывались до совершеннолетия. Там они развивали силу и выносливость, чтобы стойко переносить трудности. Их приучали спать на твердой земле, подстелив лишь циновку из камыша и укрывшись легким одеялом. Зимой и летом мальчики ходили без обуви, а единственной одеждой им служил плащ. Юных спартанцев учили совершать многодневные переходы без пищи и воды. Они должны были говорить коротко и ясно и лишь тогда, когда это необходимо. Такая речь называется лаконичной. Греки шутили, что речь мальчиков в Спарте услышишь реже, чем голос каменных статуй.
Ваза с изображением борющихся юношей
Бо?льшую часть дня юные спартанцы проводили на спортивных площадках. Там они прыгали, бегали, метали копья, учились сражаться на мечах. Их обучали также писать и считать. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самыми необходимыми вещами. Раз в году юноши собирались по ночам в отряды, надевали маски и длинные плащи и отправлялись в селения илотов. Там они убивали самых сильных и уважаемых людей, способных поднять восстание против владычества Спарты.
Сражение между древнегреческими воинами. Роспись на вазе
Спарта – единственное из греческих государств, где большое внимание уделялось воспитанию девочек. Их приучали быть сильными, ловкими, заниматься физическими упражнениями. Как и мальчиков, девочек в Спарте учили читать и писать.
Одним из наиболее сильных государств Древней Греции была Спарта. Главной задачей спартанцев было удержать в повиновении превосходивших их по численности илотов и периэков.
Конец II тыс. до н. э. Завоевание дорийцами Лаконики и основание Спарты.
«В продолжение пяти веков, пока Спарта оставалась верна законам Ликурга, она по своему строю и славе была первым государством в Греции».
Древнегреческий автор Плутарх
1. Расскажите о государственном устройстве Спарты.
2. Расскажите о спартанском войске. Что свидетельствует о том, что оно действительно было лучшим в Греции?
3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Спартанское воспитание
Спартанское воспитание Афинянин спросил спартанца: «Какое в Спарте наказание за супружескую измену?» — «Никакого», — ответил тот. Афинянин не отставал. Спартанец сказал: «Нужно принести в жертву такого быка, который, стоя на горе Тайгете, пьет воду из долины Еврота». —
Государство – это все
Государство – это все Александр Сергеевич Пушкин однажды назвал государство в России «единственным европейцем». Оно культурно, цивилизованно, способно взаимодействовать с Европой. А народ – темен, страшен и невежествен. Вспомним-ка по этому поводу еще одни пушкинские
Государство
Государство Сегодня нет никаких прямых сведений об устройстве и действии общественного механизма какого-либо общества этого периода (письменности еще не было). Поэтому обычно делают реконструкцию на основе таких материальных свидетельств, как жилища, орудия труда,
Государство Шан-Инь
Государство Шан-Инь Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических данных, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к
14.3. Средневековые наваррцы — это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев — это «античное» Афинское государство
14.3. Средневековые наваррцы — это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев — это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда
Чье же это государство?
Чье же это государство? В последние годы в некоторых исторических работах и средствах массовой информации настойчиво проводится мысль, что Великое княжество Литовское было белорусским государством. В связи с этим попытаемся выяснить, что стояло за термином «Белая Русь»
§ 25. Спартанское государство
§ 25. Спартанское государство Образование Спартанского государстваДревняя Спарта В южной части Греции, называемой Пелопоннесом, располагается область Лаконика. С запада, севера и востока ее окружают высокие труднопроходимые горы. Среди вершин раскинулась долина,
Государство
Государство В отличие от Державы, которая функционирует благодаря духовному руководству жрецов, самоуправлению Родов, Общин и Племён, а также защите их кастой правителей и профессиональных воинов, государство функционирует благодаря наличию власти в руках
Государство — это кто?
Государство — это кто? Случаи Зимбабве, Сомали и Сьерра-Леоне, хоть и типичны для бедных стран Африки и, возможно, Азии, все же представляются исключительными. А как насчет Латинской Америки? Можно ли с уверенностью сказать, что в Латинской Америке нет несостоятельных