Чем занимались в мирное время арабы
Чем занимались арабы и норманцы в мирное время?
Чем занимались арабы и норманцы в мирное время.
Чого араби навчилися у завойованих народив что арабы научились у завоеванных народов?
Чого араби навчилися у завойованих народив что арабы научились у завоеванных народов.
Как жили арабы?
Чем занимались рыцари в свободное время?
Чем занимались рыцари в свободное время?
Почему размеры королевской армии в мирное время были небольшие?
Почему размеры королевской армии в мирное время были небольшие?
Заполните пропуски в тексте Родиной араов был _ полуостров, большую часть которого занимает песчаная пустыня?
Заполните пропуски в тексте Родиной араов был _ полуостров, большую часть которого занимает песчаная пустыня.
Главным их занятием было _.
Новая вера арабов?
Помогите пожалуйста Тема : Древняя Спарта?
Помогите пожалуйста Тема : Древняя Спарта.
Почему спартанцам в мирное время нужна была сильная армия.
Когда испания была завоевана арабами?
Когда испания была завоевана арабами.
Опишите построение Легиона, как он действовал в бою, как строился в мирное время, его значение в истории и армии Рима?
Опишите построение Легиона, как он действовал в бою, как строился в мирное время, его значение в истории и армии Рима.
Перечислите культуру арабов?
Перечислите культуру арабов.
Либерализм в России имел существенные особенности, что объясняется рядом обстоятельств. На Западе идеи свободы зарождались из борьбы королевской власти с сильной, самостоятельной аристократией и могуществом церкви. В России же все сословия (включая..
Помимо политической и военной деятельности, Цезарь известен и как литератор. Благодаря простоте и ясности стиля, его сочинения считаются классикой древнеримской литературы и используются при обучении латинскому языку. К имени Юлия Цезаря восходят т..
Испания Азербайджан и малая Азия.
1. Взятие Батыем Рязани 1237 год 2. Битва на реке Сити (Ситская битва)4 марта 1238 г 3. Козельск.
Оно делилось по кастам.
Римская Империя Была на то время великим и огромным государством в древнем мире, когда империя пала, она разделилась на части которые захватили германцы, и они начали поддерживать церковь(германцы) а церковь в свою очередь начала укреплять их власть.
По искусству лорьомтьл.
Они играют роль защиты племени.
Да отличается так как падение крепостного права Она остается но при этом падает.
10 правил жизни арабов, которые удивляют украинцев
В Украине этим летом очень много туристов из Саудовской Аравии. Кроме того, сами украинцы часто выбирают для путешествий ОАЭ и Шарм-Эль-Шейх.
И там, и там мы часто сталкиваемся с особенностями восточной культуры. Чтобы лучше понять мусульманскую религию и привычки жителей ОАЭ и других стран Ближнего Востока, OBOZREVATEL собрал 10 правил жизни арабов.
1. +35 градусов по Цельсию – это комфортная температура
Одна из самых больших сложностей в арабских странах – это жара.
Жители ОАЭ, Египта и Саудовской Аравии не замечают высоких температур, а вот для украинцев остается загадкой, как можно переносить лето со средними 45-50 градусов по Цельсию.
Дальше от моря, вглубь стран находится пустыня с сухим обжигающим воздухом и отсутствием ветра, где неподготовленному туристу станет дурно. А вот арабы при такой жаре могут спокойно жить, работать и даже заниматься спортом.
2. Никакого расизма и нетерпимости
В Арабских Эмиратах очень много эмигрантов, в том числе и граждан из Индии и Азии.
У всех свои культурные обычаи и привычки, которые если и вызывают неприязнь у представителей европейских народов, то у самих арабов лишь равнодушие.
К примеру, запрещается законом даже указать пакистанцу в метро на неприятный запах, исходящий от него. По закону, это его гражданское право – мыться или нет, и нарушать его нельзя.
В Украине же многие непривыкшие к наплыву арабских туристов фотографируют женщин в хиджабах и ведут себя в целом нетолерантно.
3. Молиться – по расписанию
Многие знают, что жители Саудовской Аравии не едят свинину и ни в коем случае не употребляют алкоголь. А вот о ежедневных намазах слышали далеко не все. Это важное таинство для каждого правоверного мусульманина. Пять раз в день мусульманские страны «замирают» примерно на полчаса – в это время все молятся.
4. Опаздывать – норма
Опоздать на час без объяснений причин у арабов – это не опоздание. У них этот час так и называется – «арабский». Многие бизнесмены, которые сотрудничают с арабами, жалуются также на неуважение и безответственность с их стороны.
Дело в том, что арабам нужно больше времени для принятия решений. Мы привыкли планировать свой график буквально по минутам, но у них все иначе.
Жители арабских стран могут переносить встречу несколько раз, пока не узнают, что вы за человек и сколько у вас детей (в буквальном смысле).
5. Ограничения передвижения по половому признаку
Одинокой женщине нельзя находиться в закрытом помещении наедине с мужчиной, даже в кафе. В заведениях общественного питания по этой причине сделали зоны – семейную и мужскую.
В семейной зоне могут сидеть как супружеские пары с детьми или без, так и одни женщины. Одинокому мужчине туда вход воспрещен. Кроме того, один мужчина не имеет права и зайти во многие «женские» магазины, например, белья или ювелирные отделы.
6. Любви с первого взгляда места нет
В странах Ближнего Востока существует строгий запрет на добрачные отношения, поэтому молодым людям не так-то просто познакомиться.
Все правила устроены так, чтобы одинокие женщины и мужчины даже не пересекались на улице (женщины ходят только в сопровождении мамы, бабушки, взрослых детей и т.д.).
Арабская молодежь довольно долго украдкой наблюдает друг за другом в общественных местах, иногда тайно обменивается записками с контактами через знакомых, а дальше уже ведет переписки в соцсетях.
7. Чем больше одежды – тем лучше
Не все арабки носят никаб, закрывающий лицо, но покрыть голову хиджабом и надеть абайю – длинное платье с рукавами, – обязательно.
Больше всего украинцев удивляет то, как мусульманки купаются в море или бассейне. Им запрещено оголяться при чужих мужчинах, поэтому они надевают специальную одежду более светлого цвета, чем черный. Чаще всего это темно-зеленый или темно-синий.
Мужчины могут свободно купаться в плавках. Религия практически не ограничивает их в выборе одежды.
Только на улицах и в общественных местах арабы не имеют права ходить в шортах, поскольку этот элемент гардероба у них воспринимается как трусы.
8. Особенные туалеты
В мусульманских странах не существует общих туалетов, куда могут войти как мужчина, так и женщина. Это связано с запретом находится людям разных полов в закрытом пространстве и нарушением частных границ.
Кроме того, после туалета у арабов принято подмываться, поэтому во всех туалетах стран Персидского залива есть биде.
9. Женщина – королева для мужчины
Пока в Украине все активисты и активистки борются за равные права между мужчиной и женщиной, в странах Ближнего Востока все закоренело держится на Коране.
Согласно священной книге мусульман, мужчина – это кормилец, а женщина должна заботиться о семье. Поэтому арабки не стремятся занять мужские «трудные» должности и зарабатывать деньги для себя.
Более того, женщина сама не пойдет в магазин за продуктами и не возьмется что-нибудь починить или передвинуть в доме.
10. В то же время женщин считают грязными
В Коране есть запись, которой многие арабы следуют до сих пор: «Прикоснувшись к собаке или женщине, перед молитвой вымой руки». Из-за этого даже появился обычай не пожимать друг другу руки противоположному полу, иначе после такого приветствия мужчине придется вымыться с головы до ног.
А если мужчина не сделает нужное «омовение», он не сможет молиться – а это будет грех для мусульманина.
О правилах общения с арабами, которые помогут не попасть в неловкую ситуацию.
О самых популярных достопримечательностях Египта, которые нужно увидеть.
Важное
Россияне массово «рвутся» в Украину, поставили рекорд: кого и за что не пустила Госпогранслужба
Курс доллара может кардинально измениться уже после Нового года: сколько заплатим за валюту
Как различить симптомы простуды и Омикрона: медик дал ответ и объяснил важность ПЦР-тестирования
новости Украины
В Израиле стартует вакцинация против COVID-19 четвертой дозой: кто получит
Украина по требованию МВФ повысит тарифы на газ и отопление: платежка за квартиру может достичь 7500 грн
«Прометей» победой завершил групповой этап Лиги чемпионов ФИБА
Жизнь
Романтика, борьба за правду или путешествие: гороскоп для всех знаков зодиака на 22 декабря
Морозы отступят, но ненадолго: синоптик озвучила прогноз до конца декабря и на Новый год
Большая удача или трудности: астрологи рассказали, что ждет все знаки зодиака в 2022 году
Мнения
Саботаж назначения главы САП – репутационный ущерб для Украины
Слон и авоська: от мер Запада взвоет российская элита
Кремль хорошо подготовился к войне: работы нет, выход – контракт с Минобороны
«Католическое» Рождество 25 декабря придумали на Лубянке
Черчилля все же услышали: как союзники попали в Берлин и не дали Сталину присвоить победу
«Оливье» становится роскошью: сколько обойдется украинцам новогодний стол
Остросюжетные романы для зимних чтений: подборка
Зачем Daily Star рассказал о «вторжении» в Украину на Рождество
Использование любых материалов, размещенных на ресурсе OBOZREVATEL разрешается только при условии обязательной ссылки на OBOZREVATEL, а для интернет-изданий – размещение прямой, открытой для поисковых систем, гиперссылки на страницу OBOZREVATEL, на которой размещен оригинальный материал. Любое копирование, публикация, перепечатка и последующее распространение информации, которая содержит ссылку на «Интерфакс-Украина» www.interfax.com.ua, строго запрещено. Все опубликованные фотоматериалы Getty Images и УНИАН не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме без письменного разрешения компаний. Редакция OBOZREVATEL может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале. За достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах, ответственность несет рекламодатель.
©2021 Все права защищены, ООО «Золотая середина».
Арабы — народ-завоеватель с волшебной культурой
В арабских легендах рассказывается об изначальной родине этого народа — “Острове арабов”. Как ни странно, но историки считают, что это — не просто предание, ведь когда-то арабы жили в окружении двух морей и заливов. Близость пустыни действительно превращала Аравийский полуостров в изолированную территорию, где развивались самобытные культура и верования.
Арабы — народ, что состоит из множества племён, уклад жизни и принципы которых существенно различаются. Некогда это были враждующие общины, однако непростая жизнь и суровый климат пустыни вынудили их объединиться, став одной большой нацией. Как же появился арабский народ? Как он развивался и чего сумел достичь?
Арабы — потомки Авраама
Предками арабов учёные называют древнейшие народы Ближнего востока и племена Северной Африки. Их история тесно связана с семитскими общинами, от которых арабы стали отделяться в I тысячелетии до нашей эры.
Древние месопотамские источники указывают, что в тот период в Аравии уже стали появляться крупные арабские города. Большинство таких центров располагалось на западе и юге полуострова, а вот на севере властвовали кочевые племена бедуинов, что также сыграли значительную роль в формировании многих арабских народностей.
Бедуинский шейх
Первые упоминания об арабах были найдены в ассирийских и вавилонских памятниках письменности. Более конкретные данные можно найти в библейских текстах, где сообщается, что в Заиорданье и Палестине существуют пастушеские племена, проживающие в аравийских оазисах.
В книге “Арабы. Историко-этнографические очерки” исследователя Ольги Бибиковой указывается следующее:
“Первоначально эти племена обозначались как «ибри», то есть «перешедшие через реку». Любопытно, что именно слово «ибри» отождествляется с именем Авраам, библейского патриарха, от которого ведут свое происхождение евреи и арабы”.
Эти сведения указывают на явную родственность арабов и семитских племён.
Тадеуш Айдукевич «Араб на белом коне»
Появление государств
На территории проживания северных арабов постепенно складываются могущественные государства древности. К ним принадлежали Пальмира, Набатея, Гассан, Лахм. Значительную роль в развитии арабского общества сыграла торговля, ведь связь с южными соседями осуществлялась через караванные пути, пролегавшие на западе Аравии.
Быстрый рост населения, появление крупных городов и царств был связан с деятельностью народа. На Аравийском полуострове приоритетными стали скотоводство и земледелие. Последнее особенно успешно развивалось в Йемене. Востоковед О.Большаков отмечал:
“По уровню интенсивности земледелия Йемен можно поставить в один ряд с такими древними цивилизациями, как Месопотамия и Египет”.
Согласитесь, совсем непросто достичь уровня величайших держав прошлого за столь незначительный временной период.
Ислам и времена завоеваний
Перемены в жизни и верованиях арабов наступают в VII веке. Тогда мекканский торговец Мухаммед становится проповедником новой веры, которой в будущем предстоит стать одной из основных религий мира.
Мухаммед создаёт свою общину, что со временем превращается в государство и разрастается с невероятной скоростью. Через сто лет Халифат, построенный пророком, простирался от Испании через север Африки до границ Индии. Ислам становится неким поворотным моментом в жизни арабов, даёт воодушевление и силу людям.
Многочисленные завоевательные походы делают арабский народ властителями на огромных территориях. Изначально распространению ислама содействовали бедуины, однако позднее кочевники передают эту миссию городскому населению, благодаря которому религия становится поистине всеобъемлющей.
Хочу также отметить, что распространение мусульманской веры способствовало сплочению арабских племён. Это стало первым шагом к созданию одной из величайших цивилизаций в истории человечества. С VIII по XII века арабы сумели создать невероятное количество произведений искусства в различных направлениях. Стремительно развиваются разнообразные науки, создаются бесценные литературные творения и памятники архитектуры, высот достигают философия, медицина, математика.
Однако за периодом процветания неизменно следует время упадка. Воспользовавшись ослаблением Халифата, арабский мир в XVI столетии завоёвывают турки. Османы разделяют арабские земли на несколько провинций. Впоследствии свою власть в Северной Африке устанавливают европейские страны, что отражается на этническом составе и местной культуре.
Миклош Барабаш «Арабский мужчина, дервиш»
Обретение независимости
Прошлый век становится судьбоносным для многих арабских народов. Своенравные и гордые племена не желали подчиняться чужестранцам, установившим свою власть над ними. После Второй мировой войны практически все арабские государства приобретают независимость, при этом сохраняя друг с другом давние культурные связи.
В наше время арабы разделяются на три основных группы, происхождение которых несколько различается. К ним принадлежат кочевники (преимущественно занимаются разведением скота), крестьяне-земледельцы (их называют феллахами), и жители городов.
Три шейха-бедуина. Иудея, Сирия
По мнению учёных, наиболее “чистый” этнический состав от прошлых народностей унаследовали феллахи. К примеру, среди арабского населения Египта именно у крестьян больше генетического родства с жителями страны фараонов. Отдельными представителями арабского народа стали бедуины, что занимаются разведением верблюдов и ведут кочевой образ жизни. Нередко к ним причисляют всех арабов-кочевников, независимо от особенностей происхождения.
Арабы — народ, что вошёл в историю как завоеватель, покоритель новых земель и великий создатель. Арабский мир — удивительный и притягательный, по-своему волшебный, хотя нередко может показаться излишне суровым. Нам всем знакомы истории об Аладдине и сказки Шахерезады, красота восточных танцев и таинственность напевов. Всё это — достижение народа, культура которого продолжает покорять сердца людей в самых разных уголках мира.
Картина на обложке: Фредерик Гудолл «Арабы в пустыне»
Характер и нравы древних арабов
Характер древних арабов, как и других некультурных народов, отличался резкими противоречиями. Под влиянием почти недоступных границ, у арабов развилась любовь к независимости и свободе; вместе с любовью к свободе и независимости соединялась грубость нравов; гостеприимство, чисто патриархальное, уживалось с грабежами; при чисто рыцарской щедрости проявлялась жадность к чужому добру; чувство личной и родовой чести побуждало их к ожесточенной кровной мести; наконец, несмотря вообще на низкий уровень умственного и нравственного развития, у них процветала безыскусственная поэзия, отличавшаяся многими самобытными красотами.
Как все семиты, арабы отличались вообще здравым смыслом, практическим складом ума, но вместе с тем обладали глубоким чувством, были впечатлительны и живы до страстности. Отсутствие искусственной, утонченной культуры предохранило их от тех ненормальностей и уклонений в физической и духовной жизни, с какими мы встречаемся в истории цивилизованных народов. Тело и дух арабов находились в естественной гармонии: в здоровом теле у них была и душа нормальная, т. е. не извращенная неестественными пороками, вроде утонченных пороков современного европейского общества. При сильной впечатлительности они бывали и рассудительны, отличались задушевностью и поэтичностью; но спокойное настроение у них, как у детей природы, легко переходило в восторженное состояние. «Торжественно спокойная, по временам бурная и величественная природа пустыни отражалась на ее обитателях. Живя в однообразной стране, без резких контрастов, и в тесной связи с природой, арабы редко выделяли из своей среды выдающихся людей, потому что распределение духовных дарований у них было большей частью равномерное. Редко появлялись среди арабов талантливые личности, но за то и бездарности встречались не часто. Само название глупости означало на языке арабов, как нам кажется, не отсутствие здравого смысла, а только неправильное применение его к жизни, зависевшее от недостатка образованности, – невежество. Ни наук, ни искусств, в греко-римском смысле, а тем более в современном европейском смысле, арабы не знали; не было у них философии и утонченной схоластики, но они просто и здраво рассуждали о Творце мира, о самом мире и человеке. Религиозные воззрения их были не сложны и доступны пониманию каждого. Возражения немногих скептиков – противников проповеди ислама были грубы и детски-наивны, как об этом будет сказано нами в другом месте.
Природная отзывчивость ко всему живому у древних арабов выражалась с одной стороны в великодушии, сострадательности и гостеприимстве, а с другой – в способности нежно любить друга и глубоко ненавидеть врага и жестоко мстить ему.
О жене самого Мухаммеда рассказывается, что она была очень трудолюбива, знала кожевенное и башмачное мастерство, которыми продолжала заниматься даже и тогда, как стала супругой посланника Божия, а прибыль от своих трудов раздавала бедным. Когда Халиф Омар подарил ей пенсию вдовы пророка в 12 тыс. диргемов (примерно 2500 р.), она прикрыла деньги сукном и сказала одной из своих подруг: «засунь руку под сукно, захвати горсть золота и отнеси бедным». Она продолжала таким образом раздавать деньги до тех пор, пока под сукном осталось всего 85 дирг. (около 17 руб.). В другой раз Халиф Омар послал ей из казнохранилища пять платьев, но она выбрала из них одно, в которое назначила обернуть ее тело по смерти. После ее смерти у нее не осталось никакого имущества, кроме хижины, в которой она жила… Эту хижину родственники ее продали Халифу Уалиду за 50 тыс. диргемов 261 (т. е, за 10 тыс. руб.).
Характерна новелла, записанная немецким ориенталистом д-ром Вецштейном во время его пребывания между бедуинами Сирийской пустыни в смысле характеристики арабов вообще и в особенности их любовных отношений. «Один шейх, по имени Бени Калидит пользовался величайшим уважением у своих соплеменников, но, «когда Бог захотел свергнуть Бени Калида», счастье изменило ему. Его место заступил другой шейх, «перед которым плясал весь мир, так как он имел блистательный успех». Это несчастье побудило его оставить родину, и он вместе с женой, сыном и остатком имущества отправился отыскивать далеко на востоке страны, где не было-бы ни одного человеческого существа. Он уже приближался к цели своего путешествия; но тут встретил человека, который тотчас же прицелился в него из ружья, Калидит крикнул ему: «кто ты?». Этот ответил: «Я тот, кого ты видишь, а ты кто?». Араб не любит при чужих людях называть свое имя, родину или племя, потому что часто подвергается из-за этого опасности. Калидит возразил: «я тот, кого ты видишь, у меня меч, у тебя ружье; с мечом трудно тягаться против человека, вооруженного ружьем». Другой спросил: «Что привело тебя сюда?». Калидит ответил: «Клянусь Богом, мой сын, что ничто, кроме невзгоды обычной в наше время». Тогда человек, вооруженный ружьем, опустил руку, потому что с ним случилось то же, что с Калидитом, и он спросил последнего, какого он племени. Этот ответил: «Клянусь Богом, дорогой товарищ, я калидит на ссору или ласку» (т. е. теперь я назвал себя; увидим друг ли я твой или недруг). «Значит мы враги! Воскликнул другой, я шеммарит; но пустыня ставит преграду между людьми, которые дорожат своей честью; теперь объясни мне, что привело тебя сюда». Когда калидит окончил свой рассказ, оба уговорились отправиться вместе в одну и ту же долину. Калидит позвал своего сына и сказал: «Дитя мое, я встретил шеммарита и, хотя он был прежде нашим врагом, но мы подружились и переночевали вместе. На следующий день я спросил его: сколько у него детей, и он сказал мне, что имеет дочь; на его вопрос о моих детях, я объявил ему, что у меня также дочь, и мы решили сойтись в том месте, где мы встретились.
Поэтому я хочу одеть тебя как девушку; могу ли я положиться на тебя? Будь на стороже и не говори дочери шеммарита пустяков! Если она тебя поцелует, то ты не целуй ее; если вы будете спать вместе, то не снимай своего платья. Девушки купаются в воде, но ты не должен купаться в ее присутствии! Слышишь ли, что я говорю, сын мой, нужны ли дальнейшие увещания?». Сын по имени Хаббас, возразил мне: Отец мой ты можешь положиться на меня».
Свидание состоялось в назначенном месте; дочь шеммарита подбежала к мнимой дочери калидита и поцеловала ее в виде приветствия; затем обе девушки повели одновременно своих верблюдов на пастбище, а вечером легли вместе спать. Шеммаритянка сняла свое платье и (по обычаю кочевников) легла голая в постель; при этом она сказала своей подруге: «сестра разденься!». Эта ответила: «Я не стану раздеваться, потому что всегда сплю в платье». Дочь шеммарита стала разговаривать со своей подругой и поцеловала ее, но та не ответила на ее поцелуй. На следующее утро девушки, напевая вполголоса, подоили верблюдиц, после этого каждая взяла кусок хлеба, села на своего верблюда, и обе отправились в путь, в сопровождении верблюдиц, которых заманивали песнями, пока не достигли потока. Здесь они сошли на землю и разговаривали друг с другом, сидя у воды, между тем, как животные паслись на лугу. Когда стало припекать солнце и наступил полдень, дочь шеммарита сказала; «Сестра, если ты хочешь, то будем купаться и вымоем одна другую! И когда эта отказалась, то она воскликнула: «Умоляю тебя объясни мне, почему ты не хочешь купаться?». Калидитянка ответила: «Сестра, у меня был меньшой брат; он вошел в воду и утонул, с тех пор я боюсь погружать мою кожу в воду». Дочь шеммарита пошла купаться; когда она сняла свое платье, то другая девушка отошла от берега и повернулась лицом к пустыне. Шиммаритянка пожаловалась однажды родителям на свою подругу: «Что это значит, сказала она, когда я целую ее, то не получаю от нее поцелуя? Разве от моего рта дурной запах, что она не может поцеловать меня; я снимаю свое платье, она ложится спать, не раздеваясь; я купаюсь, она не хочет купаться. Родители ответили: «Милое дитя, быть может она стыдится; это часто случается».
Любовь к свободе и независимости были прирождены всем арабам, особенно – кочевникам (бедуинам). Каждый бедуин смотрел на себя, как на самостоятельного царька (Дози и Мюллер) и если такой независимый обитатель Аравийских пустынь признавал себя «рабом», то только Божьим, как это видно из собственных имен арабов до-Мухаммедова времени (Раб-Манажа, Раб-Солнца и Раб-Аллаха). У южных арабов эта отличительная особенность характера арабов, под влиянием более развитой гражданственности проявлялось слабее.
Из такой обособленности личности древних арабов объясняется также их резкий эгоизм, под влиянием которого они преувеличивали собственные достоинства, – и жадность, которую часто сопровождала расточительность.
Когда сам поэт погиб в одной схватке, то скорбь по нем матери отозвалась в двух следующих стихах: «О, если б бедное мое сердце успокоилось за тебя хоть на один час! О, если б и теперь судьба постигла меня в твое место!».
В заключение этой главы приводим краткое описание современного быта бедуинов, бедность которых поражала туркестанских хаджиев:
«Мы миновали палатку за палаткой, оставив за собой много оборванных бедуинов и пасущихся верблюдов, когда, наконец, проводник указал нам на группу жилищ, из которых два или три казались более обширными, чем остальные, и сообщил нам, что наш ужин в эту ночь (день клонился к вечеру) будет отнесен на счет этих жилищ. «Адтауид» (т. е. благородные люди), прибавил он для ободрения нас перспективой прекрасного приема. Разумеется, нам оставалось только положиться на его благоусмотрение, и через несколько минут мы находились возле черных, сделанных из козьего волоса, покрышек шатра, где жили наши предполагаемые хозяева.
«Оттуда вышел начальник и обменялся несколькими лаконическими словами с проводником. Последний подошел к тому месту, где мы остановились в ожидании, отвел наших верблюдов на некоторое расстояние от шатров, поставил их на колени, помог нам развьючить их, и когда мы разместились на песчаной отлогости против жилищ племени, посоветовал нам зорко смотреть за своим багажом, так как между нашими хозяевами могли находиться хищники и воры, несмотря на то, что это были «адтауид». Мы покорились своей участи и уселись на песке, в ожидании дальнейших результатов переговоров нашего проводника.
«Несколько времени нас оставляли в покое, хотя и заметили. Группа арабов собралась около наших спутников у двери шатра, делая им всевозможные вопросы, в особенности относительно нас и нашего багажа, который был предметом большого любопытства, чтобы не сказать жадности. Затем наступила наша очередь! Начальник, его семейство (за исключением женщин), его блестящая свита и около двадцати других молодых и старых мужчин подошли к нам и – после короткого приветствия на бедуинский манер – уселись перед нами полукругом. У каждого была в руках крючковатая палка для понукания верблюдов, которой жестикулировали во время разговоров и играли в промежутках. Младшие члены этого общества, менее говорливые, вежливо употребляли свой досуг на то, чтобы таращить на нас глаза или делать грязные шарики из песка и разбрасывать.
«Но как мне описать их разговор, их вопросы и ответы, их манеры и жесты? Здесь вы можете видеть человеческую натуру на низшей или почти на низшей ступени ее. Один валяется, растянувшись на песке, другой концом своей палки проводит бессмысленные линии, третий скалит зубы, четвертый задает бездельные или дерзкие вопросы, или отпускает шутки, рассчитанные на остроумие, но в действительности грубые до крайности. Между тем мальчишки лезли вперед и прерывали старших без малейшего уважения или внимания.
«И, однако, во всем этом нет никакого действительного намерения быть грубым, никакого желания надоесть; совсем напротив; они искренно желают понравиться своим гостям, не стесняясь их; мало того, готовы оказать им добрую услугу, которую могут, но только не умеют приняться за дело. Если они нарушают все законы приличия и вежливости, то просто по невежеству, а не с каким-нибудь злым намерением; по временам они показывают признаки значительного врожденного такта и смышлености; в тоже время, несмотря на все непостоянство, свойственное людям, не привыкшим ни к каким нравственным или физическим стеснениям, у них проявляются основные черты мужественного и великодушного характера. Их недостатки неразлучны с состоянием их цивилизации; выкупающие эти недостатки качества, составляют их собственность. Для лучшего уяснения читателю характера туземцев, я приведу образчик разговора с бедуинами.
«Что вы такое? Чем вы занимаетесь?» –таково обычное начало разговора без всякого предисловия. На это мы отвечаем: – «Лекарь из города Дамаска и занимаюсь тем, что Богу угодно будет поставить на нашем пути». Затем следует вопрос о нашем багаже; кто-нибудь ощупывает его палкой, чтобы привлечь внимание, и говорит: «Что это такое? Нет ли у вас каких-нибудь вещиц, чтобы продать нам?» – Мы осторожно отклоняем предложение о продаже. После нескольких бесплодных попыток, они наконец отстают от своих требований. Другой, страдающий каким-нибудь телесным увечьем вроде, например, высохшей руки или совершенно слепого глаза, – просит лекарства, которое, по его мнению, тотчас же восстановит совершенно его здоровье и возвратит целость его телу. Я вежливо отклоняю просьбу. Он настаивает; я избавляюсь от него шуткой.
«Иэ, уалейд! Т. е. «молодой парень!». Так они называют каждого человека мужского пола от восьми до восьмидесяти лет безразлично. – Не наполнишь ли ты мою трубку?» говорит один, который заметил, что моя трубка занята, и который несмотря на то, что он имеет порядочный запас сухого табака в тряпке, привязанной к его грязному поясу, считает минуту удобной для попрошайничества, после того, как оказалось невозможным получить ни товаров, ни лекарства.
Так как они становятся дерзкими, то я притворяюсь рассерженным, чтобы разом покончить с ними. – Ах, бедуины! Мы ваши гости, а вы не стыдитесь выпрашивать от нас?
– Не обращайте внимания, извините этих невежд, не воспитанных шутов и проч. – вмешивается один сидящий рядом с начальником, одетый несколько лучше большинства личностей, составляющих собрание.
– Не желаете ли вы населить трубку для своего маленького брата? –прибавляет сам начальник, доставая свою трубку с самым скромным видом.
Язык бедуинов, подобно большинству восточных языков, изобилует довольно красивой образностью, и слово населить значит здесь наполнить. Проводник дает мне знак – исполнить просьбу; я беру горсть табаку и кладу ее на длинный рукав рубашки просителя; тот завязывает ее и лицо его сияет необычайным удовольствием. По крайней мере, их легко удовлетворить, этих бедуинов.
В подобных разговорах проходит час. Некоторые встают и уходят, другие усаживаются, каждый делает свои замечания или расспросы, и мы имеем полную возможность познакомиться с их характером, наклонностями и обычаями.
Начальник, добыв себе запас табака, что, – не ошибаясь можно сказать, –было главной целью его посещения, ушел в свою палатку отдать приказание насчет угощения. Вскоре потом мы увидели кучку праздных личностей, собравшихся несколько на заднем плане, что служит признаком, что на этом месте убивают барана или верблюда для вечернего пира. Вслед затем мы видим труп животного, распростертый у угла шатра, который будут разрезывать несколько операторов среди толпы, глубоко заинтересованной этим процессом, потому что весь лагерь будет участвовать в пиршестве, приготовленном по случаю прибытия гостей.
Мы остаемся теперь одни, так как стряпня – дело слишком важное для того, чтобы какой-нибудь праздный сосед мог при ней не присутствовать. В Европе говорят, что излишество поваров вредит бульону; но здесь процесс стряпни слишком прост для того, чтобы ее можно было испортить. Развести огонь под огромным котлом, который никогда не чистится, вскипятить воду и затем бросить в нее куски убитого животного, чтобы они кипели в своем собственном, не снятом жире до тех пор, пока они не сварятся на две трети, – вот все кулинарное искусство и nec plus ultra бедуинского пира.
Однако, это требует некоторого времени: огонь, разведенный на открытом воздухе, действует не так быстро, как в печи и кухне; а большие массы мяса не скоро могут быть доведены до приблизительно съедобного состояния. Поэтому уже звезды появились на небе и ночной ветер охладил песок, прежде чем необычайная суматоха между присутствующими и внезапно появившаяся туча искр показали, что котел снят наконец с камней, служивших очагом. Вода была вылита, мясо свалено беспорядочной кучей в огромную и очень грязную деревянную чашу, и в таком виде, без всяких других прибавок или приправ, поставлено на земле на полпути между нами и палатками.
Начальник или какой-нибудь полуодетый юноша из его семейства подходят к нам с обычным «тефаддалу» т. е. сделайте милость принять наше приглашение. Мы приближаемся к чашке, но прежде чем мы занимаем места, толпа со всех сторон бросилась уже к общему центру притяжения и большой круг молча ждет уже сигнала для начатия пира. Этот сигнал подается начальником, который снова повторяет формулу приглашения, и проводник и мой товарищ добывают большой кусок полусырого мяса, и таща за два противоположные конца, разрывают его на более удобные для еды куски. Тогда все бросаются к мясу. В чашке копаются более тридцати немытых рук и через какие-нибудь пять минут кости, обглоданные слишком начисто для того, чтобы представлять большую поживу для тощих собак, стоящих кругом и ожидающих своей очереди, составляют все, что остается от пира.
– Отчего ты не ешь. Ешь, принимайся-ка за работу. О, сто приветствий вам, достойные гости, – беспрестанно повторяет нам хозяин, пролагая нам путь своим собственным хорошим примером. При этом я должен заметить, что если бы на нашем месте был сам султан, то и ему не было бы предложено более разнообразного или отборного угощения по той простой причине, что Шерарат не имеет ничего лучшего.
Затем вода, с сильным аммиачным запахом, – ходит в круговую в чем-то вроде маленького ведра, которое в Англии нашло бы для себя надлежащее место у морды жеребенка. Тем не менее, в то время, как мы пьем этот священный напиток, наш ближайший сосед говорит «хена», т. е. доброго здоровья. Он говорит это в виде вежливости и вмеcте намека, чтобы и ему был передан сосуд.
Затем мы удаляемся на песчаный склон к своему багажу, потому что у бедуинов, при их первобытном образе жизни, не принято спать в шатре хозяина. Малый размер жилища, где толпится семья всех полов и возрастов, и где нет никаких разделений на отдельные комнаты, вполне объясняет и оправдывает этот обычай, который не имеет ничего общего с недостатком гостеприимства.
Ср. «Быт патриархального еврейского народа». Свящ. П. Сысуева (Правосл. Собесед. 1900 г. Апрель) и Э. Реклю «Человек и Земля» том 2, стр. 111.
Такую характеристику мы имеем в ст. проф. Д. Хр. Хвольсона: «Характеристика симитических народов», напечат. в Русском Вестнике 1872 г. кн. 2, стр. 421–475.
Известная статья его «Поэзия пустыни» в полном собрании сочинений. изд. в 1859 г. Том 7.
История упадка и разрушения Римской империи, т. 5, стр. 480, 487.
Сборник таких стихотворений известен под именем «Хамаса», собран Абу-Хаммамом и переведен на немецкий язык Фр. Рюккертом (изд. в Штуттгарте в 1846 г. в 2-х частях).
«Поэзия пустыни». Ст. проф. Сеньковского, стр. 186–189).
Гиббон, том 5, стр. 486.
Sprenger, Das Zehen et cet. B. III Die Frauen des Propheten. Мисс. Противомусульм. Сборник. вып. 10. Приложение первое, стр. 26–27.
О страстности арабов лучше всего можно судить по рассказу о племени Озра, о котором говорили, что Озриты умирают, когда полюбят… В Моалаке Имруль-Кайса рассказывается довольно цинично о его любовных похождениях с девицами, замужними и даже беременными женщинами арабками.
Коран, гл. 2, ст. 183. Ср. ст. 223, той же главы.
Неудивительно, что римский историк и писатель второй половины 4 и начала 5 века по Р. Хр. Аммиан Марцелин заметил о страстности арабов: incredibile est. quo ardore apud eos in venerem uterque solvitur sexus (Regum gestarum liber 14, cap. 4:4).
Фр. Гельвальд. Естественная история племен и народов. Том второй, стр. 457–459. (С.-Петербург, 1885).
Особенно по сравнению с отношениями туземцев Туркестанского края к русским чиновникам. И в этом случае последние года оказали дурное влияние на туземцев: некоторые из них, продолжая быть почтительными к представителям мусульманской религии и науки, к русским относятся пренебрежительно и даже отплевываются при встречах с нами. К сожалению, это – несомненный факт…
Кн. Левит, 24:19–21; кн. Числ. 35:16,33 ; Второзакония, 19:4–13.