Чем занимались земледельцы в древнем египте 5 класс
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте — кратко
Большинство населения Древнего Египта составляли земледельцы и ремесленники. Они кормили не только себя, но еще и вельмож, и писцов, и воинов. Большее количество урожая уходила в казну в качестве налогов.
Земледельцы
Вся жизнь земледельцев была самым тесным образом связана с Нилом. Когда Нил разливался, нужно было следить за тем,чтобы орошенными оказались не только поля, находившиеся вблизи Нила, но и те, которые были немножко подальше, а самое главное повыше.
Для того чтобы полить землю на полях, которые находились далеко от Нила, египтяне прокапывали каналы. Каналы перекрывались специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворялись, а для того, чтобы вода осталась на полях на более долгий срок, плотины перекрывались. Когда, наконец, процесс полива подходил к концу, можно было приступать к севу.
Мягкая плодородная египетская почва,удобренная илом, не требовала каких-то больших усилий при обработке. Как правило, в плуг впрягались быки или даже коровы. Нравом они были поспокойнее, а усилий от них особых не требовалось.
Далее, в борозду бросалось зерно. После чего скорее — скорее по этому зерну прогоняли стада овец, коров, ослов для того, чтобы успеть втоптать его в землю. Дело в том, что находилось немало охотников это зерно съесть. Египет очень был богат птицами.
После того, как созревал урожай, его тоже требовалось убрать как можно скорее. Опять на летали вездесущие птицы, к тому же существовала еще одна угроза — саранча. Жали и египтяне деревянными серпами. В качестве режущей части у них были вкладыши из кремния. Впоследствии серпы стали делать из бронзы.
Первые сжатые колосья крестьяне относили своему хозяину, вельможе. Потом, для обмолота, колоски бросали под копыта ослам, овцам, коровам. Но обмолоченное таким образом зерно было полно микены и содержало такие неприятные примеси, как камни, поэтому от этого тоже надо было каким-то образом избавиться.
Веели египтяне весьма примитивным способом. Женщины на специальных деревянных лопатках подбрасывали зерно ввысь, ожидая пока ветер подхватит и унесет мекину, а от камней избавлялись, просеивая зерно через сито. Обработанное таким образом зерно, относили в хранилище.
Писари, присланные хозяевами усадьбы, записывали какой получился урожай и сколько зерна попадет в закрома вельможи.
Ознакомившись с записями, которые оставили писари, хозяин богатого имения сам определял, сколько зерна следует отдать в царские закрома, а сколько оставить себе, для хозяйства.
Ремесленники
Еще одна большая прослойка в Древнем Египте — ремесленники. Ремесленники в Египте существовали самые разные. Горшечники, кожевенники, ткачи. Изделия своего труда они не продавали, потому что денег еще не было, они их меняли. Хотя существует мнение, что некое мерило стоимости уже существовало. Дело в том, что на некоторых изображениях видно, как покупатели на рынке несут с собой маленькие коробочки, предположительно, это не что иное, как коробочки для того, чтобы мерить зерно.
В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги, в частности, сохранилось свидетельство о том, что богатый вельможа очень щедро наградил мастеров, построивших ему гробницу. Что же это за щедрая награда? Давайте прочитаем: «Умиротворил я их хлебом, пивом, ячменем, полбою, медью, одеждами, вещью всякою доброю». Вот таким вот образом расплатился вельможа за свою гробницу.
Дома, еда и одежда ремесленников и земледельцев
Следует сказать, что дома их не могли похвастаться особо изысканным убранством. Единственной их функцией было защищать от жары днём и от пронизывающего холода по ночам. Удивительно, но в Египте, в стране, которая была достаточно богата камнем, в качестве основного материала для постройки домов использовался не камень, а глина. Причем, кирпичи лепили из глины, смешанной с навозом и камышом. Это придавало дополнительную прочность.
Для того, чтобы войти в дом ремесленника, нам с вами понадобилось бы спуститься на две-три ступеньки вниз. Дело в том, что уровень пола в этом жилище находился ниже, чем уровень земли. Делалось это для того, чтобы в доме было всегда прохладно. Из коридора мы с вами попали бы в комнату, украшенную одной колонной. В комнате была небольшая ниша, куда складывали дары для Богов. Если бы вы пожелали пройти дальше, то попали бы в небольшой коридорчик, по которому могли бы выйти во внутренний дворик. Рядом с коридорчиком находилась небольшая кухня.
Давайте посмотрим, а что же готовили на этой кухне? Как правило, готовили там пищу достаточно сытную, хотя, на наш взгляд, не очень вкусную. Египтяне питались в основном лепешками из ячменя, очень редко ели овощи, как правило, они получали их от вельможи, тот сам смотрел, когда можно, а когда нельзя выдать их. Мясо простые ремесленники и земледельцы, как правило, не ели.
Основным продуктом питания был папирус, его корневища. Корневища папируса особым образом приготавливались на печках, после чего они приобретали такой несколько крахмалистый вкус. Что же касается напитка простонародья, то это прежде всего пиво. На сельскохозяйственных работах был задействован специальный человек, который следил за тем, чтобы земледельцам во время подносили этот напиток. Другое дело, что этот напиток подносили достаточно часто, из чего ученые делают вывод, что, видимо, пиво было некрепким и скорее напоминало перебродивший квас.
Что касается одежды простонародья, то она тоже не отличалась разнообразием. Как правило, это была набедренная повязка, либо юбка длиной до колен, повязка на голову. Вот, собственно, и вся одежда. Ходили, как правило, босиком. Сандалии стали известны в Египте далеко не сразу.
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Земледельцы и ремесленники были основной рабочей силой в Древнем Египте, но в то же время они считались низшим сословием, которое обязано было кормить фараона, его солдат и многочисленную армию слуг и чиновников. Они платили многочисленные налоги и должны были трудиться с утра до вечера, чтобы прокормить семью.
Жизнь и быт земледельцев
В целом, труд людей, которые возделывали землю, считался уважаемым, но очень тяжелым. Крестьянин должен был вставать очень рано практически в любой сезон года: так, к июлю нужно было вырыть каналы, чтобы задерживать воду после разлива Нила. В ноябре начиналась вспашка земли, куда высаживали пшеницу и ячмень. В период роста поля надо было поливать, а это было невероятно трудно. В марте-апреле собирали урожай, что тоже требовало больших усилий.
Садоводство также было очень развито: египтяне выращивали разнообразные овощи, фрукты, виноград в большом разнообразии сортов. Но земледельцы в Древнем Египте все равно жили бедно, поскольку большую часть выращенного отдавали в казну.
Жизнь и быт ремесленников
Ремесла в этом государстве Древнего мира были очень развиты. Египтяне обрабатывали камень и дерево, а также металлы, у них были очень развиты архитектура и кораблестроение, тонкие искусства изготовления стекла и папируса.
В городах существовали целые улицы, на которых селились гончары, медники и ткачи, у которых были собственные крошечные мастерские, где они и изготавливали изделия, и продавали их. Самые искусные мастера работали при храмах, где за их трудом следили надсмотрщики.
По свидетельствам письменных источников, труд ремесленника считался тяжелее крестьянского, ведь эти люди часто не могли даже выйти на улицу и подышать воздухом и вынуждены были работать не только на протяжении светового дня, но часто даже и ночью.
которые читают вместе с этой
Привилегированное положение занимали те, кто изготавливал предметы роскоши – ювелиры, скульпторы, те, кто работал с деревом. Часто они даже могли занять почетное положение в обществе, так что отдать ребенка в ученики к такому мастеру было очень дорого.
Долговое рабство
Если изначально рабами у египтян были только люди, взятые в плен во время войны (поэтому призыв в армию считался благом: мужчина мог привести в дом рабов-помощников), то со временем ими становились и жители страны. В рабство попадали и крестьяне, и ремесленники, которым не хватало средств прокормить семью: тогда они брали что-то нужное в долг у богача, а если не могли отдать к сроку, то становились рабами.
Рис. 3. Ремесленник-раб.
Что мы узнали?
Мы узнали, как жили земледельцы и ремесленники в Египте: они тяжело трудились, выращивая пищу и делая необходимые для жизни предметы. В то же время они были вынуждены платить очень высокие налоги, чтобы прокормить фараона и аристократов, а также армию. И ремесленник, и земледелец мог попасть в рабство, если брал взаймы у богача, но не имел возможности отдать долг. Ремесленники, которые изготавливали предметы роскоши, были на особом положении и могли даже стать богатыми людьми.
Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
Одним из крупнейших государств древнего мира являлся Египет. Его история в науке относится к древнему Востоку. Считается, что черты политического строя, социального устройства, основные занятия населения древнего Египта во многом типичны в целом для древнего Востока, при этом имея и характерные особенности. Земледельцы и ремесленники в Египте составляли основное население.
Жизнь и быт древнеегипетских земледельцев
Сельское хозяйство сильно было связано с разливами реки Нил. Его воды, затопляя прилегающие земли, оставляли после спада слой ила, который повышал плодородие почвы. Однако эти разливы для их хозяйственного использования требовали формирования системы ирригации, чтобы равномерно распределялся ил между разными земельными участками, чтобы снабжать водой более отдаленные, не затопляемые Нилом территории, и возвышенные места. Поэтому сельские жители объединяли и координировали свои усилия.
Обычно земледельцы древнего Египта разграничивали участки насыпями, получались квадратные углубления, во время разливов наполняемые водой. Для переноса воды на дальние или высокие места применялись механические подъемные устройства шадуфы. Распашка земель и посев начинались в сентябре. Применялось деревянное рало, в которое впрягали животных. Сбор колосьев начинался в феврале, для него использовались серпы и косы из бронзы и меди.
Из собранного урожая платились налоги, остальной шел в пищу и на обмен на ремесленные изделия. Из зерновых культур в основном выращивалась пшеница. Cельские жители обрабатывали огороды, где выращивали огурцы, лук, чеснок, разводили сады, где росли виноград, инжир и другие плоды. Питались преимущественно выпеченными из муки лепешками, также продуктами из огорода и сада. Распространено было и скотоводство. Разводились коровы, овцы, козы.
Как жили ремесленники в Древнем Египте
В стране было достаточно распространено ремесло. Египтяне освоили разные его виды. Одними из основных были занятия по изготовлению разных орудий труда и предметов хозяйства, быта. Это кузнечное ремесло, гончарное, столярное, кожевенное. Ремесленники выплавляли металл, медь и бронзу, обрабатывали его, ковали из него изделия.
Известность получило ткачество, особенно изготовление тканей из льна, производство стекла, ювелирных украшений. Для потребностей населения и государства большую роль играли занятия, связанные со строительством: каменотесное дело, изготовление кирпичей, постройка кораблей.
Продукты своих трудов ремесленники использовали для уплаты повинностей, для обмена при торговле, чаще на продукты сельского хозяйства, другие изделия. Они проживали в основном в городах, хотя и в селах тоже жили. Их жилища были похожи на дома сельских жителей. Строились сначала преимущественно из тростника, покрывались глиной, в качестве крыши выступала циновка.
Пол обычно не имел специального настила, то есть был земляной. Позже при возведении домов стал применяться кирпич. На кухне находился очаг. Эти сведения дают ответ на вопрос, как жили ремесленники в Египте.
Долговое рабство
Дошедшие письменные источники дают сведения о попадании древних египтян в долговую кабалу. Им иногда приходилось брать в долг у более зажиточных и богатых людей семена на посев, продукты, деньги. При этом следовало возвращать взятое с процентами. Не всегда все должники вовремя вносили взносы, возвращали взятое. В таком случае они попадали по законам того времени в рабство к заимодавцу. Законы регулировали случаи, когда это происходило и само положение этих рабов. В науке это рабство чаще характеризуется как патриархальное.
Конспект открытого урока по теме «Как жили земледельцы в Древнем Египте», 5 класс
Конспект урока составлен по программе «История Древнего мира» под редакциейдоктора исторических наук Вигасин А.А., Москва, Вигасин А.А., Просвещение 2008 г. и ориентирован на использование учебника Вигасина А.А. «История Древнего мира» («История Древнего мира» для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. // Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. — Москва, Просвещение)
Целевая аудитория: учащийся
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.
Развивающая: продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты.
Воспитывающая: привить интерес к познанию истории древнего мира.
Тип урока: у рок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет, Древняя Азия», рабочий лист по теме урока, раздаточный материал с текстом исторического документа.
Словарь урока: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, дамба, фараон
Планируемые образовательные результаты:
Предметные : в результате урока учащиеся смогут
— объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги» и т.д.
— перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;
— описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов.
Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.
Личностные: в результате урока учащиеся смогут
— высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни отдельных категорий населения в Древнем Египте.
Краткое описание хода урока:
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила» (проверка домашнего задания: работа с картой, беседа по вопросам, работа с заданием на раздаточных листах).
III. Переход к новой теме (сообщение темы урока, цель урока, мотивация)
IV. Изучение новой темы (рассказ учителя, составление учащимися терминологического словаря, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, работа с иллюстрациями в учебнике или видеоматериалом, работа над новыми понятиями, работа с историческим документом и др.)
V. Закрепление пройденного (работа с текстом – найди ошибки).
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (высказывание учащимися личной позиции по поставленным проблемам). Домашнее задание.
Тема: Как жили земледельцы в Древнем Египте
Давайте вспомним, что мы успели узнать.
1. Где находился Древний Египет? (Северо-Восточная часть Африки)
2. Какая река протекает через территорию Египта? (Нил)
3. Что окружало территорию Древнего Египта с четырех сторон света ( пустыни, Средиземное море )
4. Можно ли было пройти через пустыню? ( Можно, от оазиса к оазису )
5. Что такое оазис? ( место в пустыне, где есть вода и зеленые растения )
6. Как называлось место впадения Нила в Средиземное море? ( дельта )
7. Кто так назвал это место и почему? ( древние греки, похоже на их перевернутую букву «Д»)
8. Что затрудняло судоходство по реке Нил? ( пороги )
9. Что такое пороги? ( препятствия из камней в русле реки )
10. Где берет свое начало река Нил? ( высоко в горах в центре Африки ).
11. Чем Нил помогал земледелию в Египте, кроме воды? ( приносил ил )
12. Что такое «ил»? ( удобрение )
13. Что еще вы знаете о реке Нил? ( это самая длинная река в мире, более 6000 км длиной ).
14. Когда возникло государство Древний Египет? ( около 3000 лет до нашей эры или 5000 лет назад )
15. Как назывались две части государства до объединения? ( Серевный и Южный Египет или, Верхний и Нижний Египет ). Покажите их на карте.
16. Почему на карте Верхний Египет внизу, а Нижний – наверху? ( потому, что названия давались по течению реки, от истока к устью ).
17. Кто стоял во главе государства? (фараон)
18. Какие еще группы населения были в Египте? (вельможи, жрецы, воины, писцы, земледельцы, ремесленники )
Тема нашего сегодняшнего урока » Как жили земледельцы в Египте»
(запись темы урока в тетрадь).
УСТРОЙСТВО ЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (Слайд)
Ремесленники и земледельцы
Как вы думаете, какая группа населения была самой многочисленной в Египте?
(земледельцы и ремесленники)
А какую роль играл в жизни земледельцев Нил? (давал воду на поля, по нему можно было плавать, доставлять грузы… другие варианты)
На прошлом уроке вы выяснили, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Но также узнали, что были и неблагоприятные условия.
Давайте проверим, как вы запомнили эти особенности.
Работа с карточками «Благоприятные/Неблагоприятные условия для земледелия в Египте»
Ответы с мест после заполнения карточек.
Очень хорошо. Сегодня я расскажу, как древние египтяне справились с этими трудностями.
Рассказ учителя (Сопровождается слайдами)
Мыс вами уже знаем, что Нил ежегодно разливался, и это создавало множество трудностей древним жителям. Вода затапливала поля и поселки, смывала дома, в ней тонул скот.
А после разлива наступали засушливые месяцы и многие участки земли пересыхали, гиб урожай.
Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по всей территории, необходимо было построить целую сеть сооружений.
В Египте была создана система для искусственного орошения полей, которая покрыла всю территорию Египта специальными сооружениями.
Для этого потребовался колоссальный труд нескольких поколений египтян.
Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы совместно, целыми селениями. Руководили работами знатные люди – вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли.
Чтобы вода из Нила во время разлива не заливала все подряд, вся земля была разделена на участки. Каждый участок окружали насыпи из земли – дамбы. Между полями шли специальные каналы, по которым вода поступала даже на самые отдаленные от реки поля. Напор воды регулировался специальными воротцами.
Большие объемы воды сохраняли в специально вырытых водохранилищах, откуда на поля ее можно было подать по каналам или накачать с помощью специальных приспособлений – шадуфов. Такие шадуфы стояли и вдоль реки, чтобы можно было набрать воду прямо из нее.
Запись в тетрадь определений:
Дамба – специальное ограждение из земли для задержки воды.
Жилище древнего египтянина
«Знакомьтесь, это египтянин, его зовут Руи. Он живет в небольшом, но очень уютном доме. В полуденный зной, здесь никогда не бывает жарко, так как дом сложен из кирпича, сделанного из смеси речного ила, соломы и золы.
Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена Руи, ее зовут Тени, каждый день она печет для всей семьи хлеб.
Кстати, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Он получался у них мягкий и чрезвычайно вкусный. Хлеб ели просто так, с зеленью, с мясом и рыбой, с медом.
Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.
«Знакомьтесь, это египтянин, его зовут Руи. Руи обрабатывает землю собственными руками. У него нет других помощников кроме детей и, конечно же, жены Тени.
Руи впрягает в плуг вола и распахивает землю.
Затем он засевает поле зерном и прогоняет по пашне стада овец, коз или свиней. Таким образом, животные втаптывают в мягкую почву зерна.
На хорошо увлажненной и прогретой лучами южного солнца земле быстро созревает урожай. Чтобы урожай был хорошим нужно каждый день ухаживать за растениями, поливать их. Это тяжелый труд. К вечеру, смертельно усталые, падают они на свои постели, чтобы с восходом солнца снова приняться за работу.
В феврале-марте наступает время жатвы. С помощью серпов с бронзовыми наконечниками Руи срезает колосья, расстилает их на утоптанной площадке.
По расстеленному зерну Руи прогоняет скот. Так при помощи животных происходит обмолот зерна.
Обмолоченное зерно было полно мусора и мякины. Его надо было очистить, для этого зерно провеивали, подбрасывая руками или лопатками на ветру, чтобы отлетела шелуха и другой мусор.
Да ребята , жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами . Сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.
Часто нужда заставляла крестьянина или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство.
Повторяем по слайдам работы земледельца : Пахота, Сев, Жатва, Молотьба, Веянье.
Вопросы на сообразительность:
Как вы думаете, зачем прогоняли скот по посаженному зерну? (чтобы они копытами поглубже втоптали семена в землю, чтобы семена не склевали птицы).
После сбора урожая скот снова прогоняли по колосьям, разложенным на земле. Перед этим животных хорошо кормили. Как вы думаете для чего? (чтобы не ели зерно)
Хорошо, все молодцы. Мне кажется, что сегодня вы очень хорошо поработали и многое узнали. А вы как думаете?
Ваше домашнее задание будет творческим, но потребует внимательности и знаний.
В учебнике это параграф 7, нужно выучить термины, которые мы записали и поработать с текстом. Задание вам знакомо – найдите ошибки в рассказе. (Текст – готовый раздаточный материал)
«Я земледелец Древнего Египта.
Утро мое начинается очень рано, задолго до того, как лучи восходящего солнца
До позднего вечера я проработаю в поле, а вечером, придя домой, увижу свою жену
и детей, стоящих у очага. Мы вместе поужинаем лепешкой и мясом, съедим сладкие
финики и запьем все вином. Непременно поблагодарим наших богов за еду. Еще мы помолимся о хорошем урожае, о здоровье и, конечно же, о жарком Солнце.»
Презентация по теме «Египетские земледельцы». История Древнего мира 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
40 царств → Северный и Южный Египет → белая и красная корона → 3000 г. до н.э. → фараон → Мемфис
Цель урока. Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться со структурой Древнеегипетского общества. Мы узнаем, как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы. А также разберем понятие «меновая торговля».
Проблема Почему государство должно было заботиться о развитии ирригационной системы в Египте?
* Сбор налогов. Писцы очень нужны вельможам и фараону. Они сосчитают и запишут все, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками — горе тому, у кого не хватит зерна
Писцы́ — сословие чиновников, обученных грамоте, владевших искусством иероглифического и иератического письма.
Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали, Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись, И за парты все уселись.
Открываем, поморгаем И работать продолжаем
* Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля была готова к пахоте. Труд земледельцев.
На рисунке мы видим, как люди рыхлят землю плугом, бросают в землю зерна ячменя или пшеницы во влажную удобренную землю. Серпами жнут колосья, которые после жатвы разбрасывают на твёрдой утоптанной площадке и прогоняют по ним скот, чтобы обмолоть зерно. Затем его провеивают и ссыпают закрома. При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива
Шадуф — приспособление для подъема воды из реки или колодца.
* Египетский художник изобразил строительство дома. Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину; остальные делают кирпичи, носят их на коромысле, выкладывают стену и следят, чтобы она стояла ровно. Ремесло и обмен в Древнем Египте. В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители
Я жалкий раб царя, с восхода до заката, Среди других рабов, свершаю тяжкий труд, И хлеба кус гнилой – единственная плата За слезы и за пот, за тысячи минут. Когда порой душа отчаяньем объята, Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,. И каждый новый день товарища иль брата В могилу общую крюками волокут. Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен, Как утренняя тень, исчезну без следа, Меня с лица земли века сотрут, как плесень; Но не исчезнет след упорного труда; И вечность простоит, близ озера Мерида, Гробница царская, святая пирамида
Устройство Древнеегипетского общества Фараон Вельможи Царские советники Военачальники Писцы Земледельцы ремесленники
«Меновая торговля». Сохранилось и такое изображение: сидит женщина, перед ней глиняные сосуды. Рядом стоит египтянин, протягивающий ей рыбу. Он предлагает меняться — это самый простой вид торговли. Денег тогда еще не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как корова, или как два мешка зерна, или как 10 медных колец.
Проблема Почему государство должно было заботиться о развитии ирригационной системы в Египте?
Задание на дом §7 читать, выполнить №23, 24, 25 задания в рабочей тетради
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-107238
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.