Чем занимались жители новгородской земли
Новгородская земля (Республика)
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
Самым большим княжеством эпохи удельной раздробленности Руси была новгородская земля, которая управлялась в форме боярской республики. Княжество процветало за счет развития торговли и ремесел, ведь Новгород, центр земли, был расположен на важнейших торговых путях. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность.
Географическое положение
Карта Новгородской земли в 12-13 веках.
Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада.
Географические соседи Новгородской республики:
Экономические особенности
Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля. Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия.
Политическое устройство
Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.
Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:
Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.
Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.
Новгород Великий
Новгород был один из самых крупных и красивых городов не только Руси, но и Европы. Население города было довольно образованным по сравнению с другими городами. Во многом это было связано с тем, что в городе развивались ремесла и торговля, которые требовали специфических знаний.
Культура
В Новгородской земле создавались летописи, сказки и былины. Большое внимание уделялось иконописи. Ярчайшим полотном той эпохи является “Ангел златые власы”, которое сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.
Великий Новгород в 12-13 века — занятия жителей и государственное устройство
Тема сегодняшнего урока — Новгородская земля в 12-13 веке. Подробно описывается местоположение, население территории, источники богатств Новгородского государства. Учащимся рассказывается об органах власти Великого Новгорода.
С середины 12 по 15 век на севере Руси формируется независимое государство, получившие летописное название господин Великий Новгород. Новгородское государство или, как его еще называли, Новгородская республика, среди русских земель периода раздробленности было крупнейшим. Его границы простирались от верховья Волги до Северного Ледовитого океана, от Балтики до предгорий Урала. Это была огромная территория. Собственно говоря, Новгород занимал земли практически всего северо-запада современной России.
Основные занятия жителей древнего Новгорода
Населены были эти земли в основном славянскими и финно-угорскими племенами, такими, как словене-ильменские и другие. Необычное географическое положение во многом предопределило характер формирования новгородской государственности. Природные условия новгородской земли не слишком-то способствовали развитию здесь земледелия. Холодный климат, болотистые почвы, все это вело к тому, что главными источниками доходов новгородцев были различные промыслы, охота, животноводство. Одним из важнейших была добыча пушного зверя, чей мех ценился по всей Европе.
Однако, главным источником новгородских богатств была, разумеется, торговля. Новгород располагался в самом начале торговых путей, которые вели по Волге и Днепру, соответственно, в Византию и Арабский Восток. Посредническая роль в торговле между востоком и Европой давала Новгороду огромные деньги.
Государственное устройство Новгорода
Главой новгородского государства, как в остальных русских землях, считался князь. Однако, здесь существовал весьма немаловажный нюанс. В Новгороде гораздо более реальной властью являлся орган, называемый вече. Вече — это народное собрание, в которое входило, по разным оценкам, от пятиста до тысячи представителей богатейших и знатнейших семей Новгорода. Вече обладало значительными полномочиями. Собственно говоря, выборы князя в них входили. Именно вече принимало решение, кто будет княжить в Новгороде, и такого временного князя вече же могло и изгнать. Что, к слову сказать, случалось достаточно часто. За двести лет на новгородском троне сменилось около 60 различных князей.
Собственно, началом новгородской республики принято считать 1136 год, когда новгородцы изгнали князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха.
Когда избирался новый князь, вече заключало с ними договор, в древнерусской традиции называемый ряд. В этом договоре прописывались права и обязанности сторон. Собственно говоря, роль князя сводилась чаще всего к судебным и военным функциям. Князь мог выступить, как главой во время войны, так и верховным судьей при спорах виднейших семей Новгорода.
Особенности проведения вече
Новгород делился на две стороны — софийскую и торговую, которые, в свою очередь подразделялись на пять районов, или, как их называли, концов: Словенский, Неревский, Плотницкий, Загородский и Людин. В свою очередь те тоже имели деление, деление на улицы. По тому же принципу существовало и Новгородское вече. Сначала, на каждой улице проходило собрание, в ходе которого выбирались местные старосты. Они участвовали уже в Кончанском вече, то есть в собрании каждого отдельного конца. Ну а после, представители концов отправлялись уже на общегородское вече, на центральную площадь города.
Сигналом для начала общегородского собрания служил звон большого колокола и, когда люди собирались в центре города, перед ними выступали виднейшие люди, ораторы, предлагавшие ту или иную идею. Народ же криком одобрял или, наоборот, препятствовал принятию этой идеи в жизнь. Порой накал страстей на вече был таким сильным, что не могли выбрать правильное решение и оказывалось, что судьба города будет решена с помощью драки.
Победившие в ней, собственно говоря, и оказывали влияние на то, как будет дальше развиваться новгородская политика. Также, на вече принимались и такие важные решения, как назначение высших должностных лиц города, а именно, посадника, тысяцкого и архиепископа.
Чем славился Новгород
В целом, конечно, Новгород являлся одним из богатейших и крупнейших городов древней Руси. Здесь жили, наверное, его самые искусные ремесленники, и изделия новгородских котельников, щитовиков, стеклодувов пользовались спросом не только по всей Руси, но и далеко за ее пределами. Город был полон каменными постройками, что также свидетельствовало о его процветании. Особенно выделялся каменный собор Святой Софии, находившийся в центре города и по праву считающийся одним из главных шедевров архитектуры древней Руси. Также стоит обратить особое внимание на такие религиозные постройки, как Георгиевская церковь, Юрьев монастырь, церковь Спаса на Нередице.
Новгород был не только одним из крупнейших и сильнейших городов, но еще одним из красивейших. Богатство древнего Новгорода способствовало развитию здесь собственной культуры, искусства, образования. Стоит заметить, что уровень образованности в Новгороде, наверно, был наивысшим среди других городов древней Руси. Грамотные здесь были не только представители духовенства и высшей знати, но и другие категории населения.
Во многом обусловлено это было тем, что в Новгороде не использовали практически такой дорогой писчий материал, как пергамент. Использовалась береста, которая гораздо легче добывалась, не имела такой цены и поэтому была доступна широким слоям населения. В целом, Новгород, благодаря своей экономической устойчивости, благодаря мощной вечевой традиции, долгое время являлся одним из самых богатых, интересных и сильных городов древней Руси.
Великий Новгород
1. Новгородская земля.
Жители новгородской земли занимались земледелием, ремеслами, охотой на пушного зверя, ловили рыбу, добывали соль.
2. Классовый состав населения.
трудовой люд большого города, жившего кипучей жизнью. Хотя всех этих трудовых людей было куда больше, чем бояр и купцов, они назывались в Новгороде «меньшими» или «черными» людьми.
3. Торговля Новгорода.
За богатыми товарами в Новгород съезжалось множество купцов, как тогда говорили, «гостей». Немало было среди них и заграничных торговцев. Заморские «гости» привозили для продажи дорогие сукна, вина, медь, олово, сушеные фрукты, сладости. Немецкие купцы даже выстроили в Новгороде свой торговый двор, окруженный высоким острым частоколом. За оградой находились жилые дома, пивоварня, кухня, больница.
Приезжали в Новгород и восточные купцы: персидские, индийские, афганские.
4. Новгородское управление.
Собиралось вече обычно на Торговой стороне по звону новгородского вечевого колокола. Оно обсуждало важные политические вопросы, объявляло войну, заключало мир. Подсчета голосов не было, большинство определялось по силе крика.
Большое значение имел в правительстве и новгородский архиепископ. Он был крупным землевладельцем и, кроме того, получал большие доходы от торговли. Архиепископ ведал казной и внешними сношениями Новгорода.
Вся эта верхушка составляла совет господ, который заправлял политикой Новгорода, часто только прикрываясь решениями веча.
Вече в Новгороде. С картины К. В. Лебедева
В Новгороде был и князь. Но он не передавал новгородского княжения по наследству своему сыну: князя выбирали и приглашали в Новгород. Он был начальником войска и судьей. Судить он должен был только по новгородским обычаям. Права князя были ограничены: новгородцы запрещали ему покупать земли, вмешиваться в дела посадника. Он даже не имел права жить в самом Новгороде, а жил недалеко от него, в Городище. Даже сроки и места княжеской охоты были строго определены. Если князь не нравился Новгороду, вече прогоняло его, «указывало ему путь» из Новгорода.
5. Восстания «меньших» людей.
В XIII и XIV вв. в Новгороде произошло около полусотни восстаний «меньших» против «лучших».
Из берестяной «тетради» новгородского школьника Онфима:
Мальчик упражнялся в написании букв и рисовал забавных человечков. На одном из рисунков мальчик изобразил себя в виде всадника, поражающего врага, а рядом написал свое имя «Он-фиме».
В борьбе с боярством ремесленное население Новгорода отвоевало некоторые права. Жители «концов» (районов) города избрали свое самоуправление.
6. Культура Новгорода.
Много различных ремесел было в Новгороде: железоделательное, плотницкое, кожевенно-обувное, ювелирное и другие. Целые районы города были заселены ремесленниками.
Археологические раскопки свидетельствуют о больших успехах судостроения: строили не только лодки, но и крупные корабли, способные совершать дальние плавания.
В древнем Новгороде была широко распространена художественная резьба по дереву и кости. Высокого мастерства достигли ювелиры в технике перегородчатой эмали. На золотую или серебряную пластинку наносили рисунок припаянными к ней тонкими золотыми проволочками-перегородками. Образовавшиеся таким образом ячейки заполнялись разноцветной эмалью. Яркие краски эмали сохранились до наших дней.
Новгородские улицы начиная с X в. покрывали деревянными мостовыми (а в Париже, например, они появились лишь в XII в.). На некоторых новгородских улицах археологи обнаружили до 25 рядов лежащих друг на друге мостовых. Специальные деревянные трубы для стока воды прокладывались под землей и осушали почву.
Содержание берестяной грамоты:
Широкое распространение получило в Новгороде устное народное творчество. Здесь родились прекрасные былины об удалом купце Садко и о храбром молодце Василии Буслаеве.
В былине о Садко рассказывалось о богатствах Новгорода и его купцов, о бурных спорах на вече, о приключениях Садко в подводном царстве.
По всей Руси шла слава о неповторимой красоте архитектурных сооружений Новгорода.
Несколько позже была построена однокупольная церковь Спаса-на-
Нередице. Этот храм особенно славился фресковой живописью, которая сплошь покрывала его внутренние стены. В годы Великой Отечественной войны этот замечательный памятник искусства был разрушен фашистами. Теперь здание храма восстановлено.
КАК НОВГОРОДЦЫ ИЗГНАЛИ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА
ДОКУМЕНТ Ниже приведен (в переводе на современный русский язык) отрывок из «Новгородской первой летописи». В скобках даны пояснительные слова.
Сидел он 2 месяца, и отпустили его из города 15 июля, а приняли его сына Владимира.
А вот в чем обвиняли его: не бережет смердов, зачем захотел сесть в Переяславле бежал с поля битвы впереди всех; а больше и прежде всего, велел нам к (князю) Всеволоду присоединиться, а потом велит отступить. Не пустили его, пока не придет другой князь.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
На заре отечественной историографии некоторые историки, изображая новгородцев сплошь торгашами, придумали байку о том, что население Новгородской земли не могло вырастить достаточного количества зерна для собственного пропитания. Мол, поголовно все новгородцы занимались коммерцией, думали только о барышах и не хотели копаться в земле. На чем эти историки строили свою гипотезу? На летописных упоминаниях о том, что московские князья, когда хотели воздействовать на несговорчивых новгородцев, перекрывали подвоз зерна, который шел через их земли. Жители Новгорода сразу становились более податливыми.
Более здравомыслящие историки считали, что новгородцы не могли прокормить себя из-за сурового климата и скудной земли, не дававшей достаточных урожаев. Однако и те, и другие сходились на том, что Новгород выручали трудолюбивые земледельцы Владимиро-Суздальской земли. Если бы не они и их радетельные князья, то новгородцы вымерли бы с голоду. Это мнение, наверное, в отечественной историографии так бы и продолжало существовать, если бы его не опровергли достижения современной археологии.
Археологические раскопки показали, что «историки преувеличивали значение отдельных летописных известий о ввозе в Новгород из Владимиро-Суздальской земли хлеба во время голодовок. Считалось, что в Новгородской земле вообще не хватало своего хлеба. Это опровергнуто теперь теми же видовыми определениями сорняков. Сорняки, примешанные к найденным при раскопках зернам ржи, пшеницы и т. д., оказались характерными именно для новгородской флоры, а не для среднерусской или какой-либо иной. Новгород был центром большой сельскохозяйственной территории и питался в нормальное время только своим хлебом. Так опровергнуты искаженные представления о торговом балансе этого города. Но сами новгородцы не пахали землю, в отличие от жителей некоторых других средневековых городов» <193>. Они занимались ремеслом, торговлей, искусством и предоставляли возможность трудиться на земле крестьянам. Как говорится, каждый занимался своим делом.
В западноевропейской исторической литературе до не так уж давнего времени тоже существовало мнение, что у восточных славян, и в частности у новгородцев, земледелие было развито слабо. А немецкие историки считали, что хлеб в Новгородскую республику активно импортировала Ганза. Однако немецкий ученый Б. Видер, тщательно исследовав вопрос производства зерна в Древней Руси и Германии, аргументированно доказал, что ганзейская торговля хлебом в Новгороде носила весьма случайный характер и никаких постоянных зерновых поставок западные купцы в республику не осуществляли <194>.
Ну а как же быть с фактами, о которых пишут летописцы? Разве они лгут, когда сообщают о подвозе хлеба из Владимиро-Суздальской земли? Конечно, нет. Новгород зависел от поставок хлеба при неурожаях и, особенно, во время голода, периодически случавшегося в любой из средневековых стран. Именно тогда московские князья и пользовались случаем, чтобы добиться от Новгорода выгодных для себя уступок. Зависимость новгородцев от зерновых поставок преувеличивают не летописцы, а некоторые историки промосковской ориентации.
Возникает вопрос: разве Великий Новгород не мог покрывать нехватку зерна за счет поставок из Европы и таким образом не зависеть от прихоти московских князей? Так-то оно так, но часто Ливонский орден, чтобы ослабить Новгород и добиться от него желаемых уступок, действовал аналогично Москве. Например, во время голода 1446 года орденмейстер предпринял все меры к тому, чтобы ганзейские города «запретили купцам своим ввозить хлеб в Новгород. Вооруженные ливонские суда заняли Неву и брали в добычу всякий нагруженный съестными припасами корабль, идущий в Ладожское озеро, не исключая союзных шведских, ни прусских» <195>.
Может ли история как наука существовать без археологии? Может, и вполне комфортно! Это доказали поколения историков, насочинявших в своих уютных кабинетах целые библиотеки солидно изданных фолиантов. Без археологии им было даже намного проще придумывать свои полуфантастические исторические романы. Они брали несколько письменных источников и рисовали, иногда ссылаясь на них для достоверности, картину за картиной из прошлого любимого или не очень любимого народа.
С момента становления археологии как науки жизнь кабинетных ученых осложнилась. Теперь им приходится все время следить за различными археологическими публикациями, чтобы полет фантазии не слишком отрывал их от земли и постоянно извлекаемого из нее неутомимыми археологами фактического материала.
Новейшие исследования отечественных археологов свидетельствуют о том, что причина нехватки хлеба в Великом Новгороде заключалась не в климатических условиях и не в скудости почвы, а в недостаточном количестве распаханных земель. Поля, пригодные для посева зерновых культур, новгородцы отвоевывали у окружавших их лесов постепенно. «Систематическое голодание было уделом Новгорода только в древнейший период — в XI–XIII веках. Позднее, в эпоху расцвета Новгородской республики, летописец лишь в редчайших случаях пишет о голоде… Широкое освоение пахотных земель во второй половине XIII–XV веках, создавшее основу могущества Новгородской республики, сделало Новгород независимым от ввоза хлеба извне» <196>.
Социальный строи Новгорода. Жизнь и быт новгородцев
В Новгороде четко выделялись две антагонистические группы населения, так называемые лучшие люди, куда входили бояре, купцы, житьи люди, и черные люди — городская беднота, ремесленники, смерды и холопы. Бояре занимали высшие выборные должности посадников и тысяцких, но на всем протяжении XIII в. и первой половины XIV в. место посадника делили между собой два крупнейших боярских рода — потомки Михалка Степановича (Мишиничи) и Мирошки Нездинича. Лишь изредка на этот пост выбирались другие кандидаты. Мишиничи и Нездиничи враждовали между собой и втягивали в борьбу граждан города.
Новгородские бояре занимались торговлей и ростовщичеством. Их обширные земельные владения использовались для добычи и поставки на внешние рынки кож, меда, воска, смолы, леса.
Посредниками в торговле были купцы, которым бояре ссужали деньги.
Житьи (житые) люди — это менее крупные землевладельцы, не входившие в состав аристократии.
Археологические раскопки показывают, что Новгород был крупным центром ремесленного производства. Ремесленные мастерские встречаются и в дворах крупных бояр, и на улицах города. Ремесленники-чернорабочие составляли низший слой общества — черных людей. В сельской местности к ним относились свободные общинники — смерды, сидевшие на государственных землях. Половинники — это полубатраки, работавшие на земле хозяина за половину урожая. В Новгородской Руси было также широко распространено холопство.
Для Новгорода были характерны острые социальные конфликты. Знать стремилась управлять и диктовать свою волю, низшие люди отстаивали свои интересы. Бывали случаи, когда «худые мужики» на вече начинали громить и грабить усадьбы бояр и купцов. Социальные противоречия использовали враждовавшие боярские кланы. Непрекращавшиеся внутренние смуты ослабляли Новгород в его борьбе с внешними противниками и были главной причиной присоединения его к Москве.
О жизни населения Новгорода известно намного больше, чем о других русских княжествах. В городе уже более 100 лет широким фронтом ведутся археологические раскопки. Благодаря особенностям почвы сохранились многие строения и другие памятники. Самым замечательным было открытие берестяных грамот — различных надписей на бересте. 26 июля 1951 г. одна из сотрудниц экспедиции профессора А. В. Арциховского нашла первый кусок бересты с фрагментом надписи. С тех пор найдено более 750 берестяных грамот. Это уникальный и богатейший исторический источник.
Здесь и деловые письма, и личные послания, и ученические упражнения, и записи ремесленных технологий. Около 20 грамот — упражнения новгородского школяра Онфима, жившего 750 лет назад. Ему было 6—8 лет. Нацарапанные на бересте слоги дают возможность узнать метод обучения грамоте. Один из рисунков Онфима — человек на коне поражает копьем лежащего на земле врага. Онфим представлял себя в будущем храбрым воином. Об этом свидетельствуют и другие батальные рисунки Онфима — всадники скачут, бьются саблями. Один из рисунков — семь человечков:
Онфим и его друзья. Имя одного друга мы знаем — Данила. На грамоте нацарапано «от Онфима к Даниле поклон». Формируется мировоззрение Онфима, будущего гражданина Великого Новгорода. «Господи, помози рабу своеме Онфиму», «яко с нами Бог, услышите да послу, якоже моличе твое, на раба твоего Бог».
Из грамот мы можем узнать о досуге новгородцев. Жители древнего города любили шутить. Сохранилась загадка: есть город между небом и землей, к нему едет посол без пути, сам нем, несет грамоту неписаную (Ноев ковчег). Ученые с большим трудом сложили буквы: невежа писа, недума каза, а хто се цита. (вроде нашего: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю»).
Есть среди берестяных грамот лирические послания. Жених пишет своей невесте «от Макиты к Улааниц (Ульяне). Пойди за мене. Яз тъбе хоцю, а ты мене. А на то послух Игнат Моисеев». Брак заключался с согласия жениха и невесты, есть и необходимый для этого свидетель (послух).
Большинство посланий на бересте — деловые письма. Хозяин просит прислать ему вытканный холст, а если не с кем присылать, побелить его на месте. Мать просит своего сына купить ей хорошую ткань, а деньги она ему выслала. Ключник докладывает господину, что он по его приказу удержал хлеб у крестьян, которые перешли к другому хозяину, не заплатив долги. Сохранилось много отрывков из деловых писем и записок боярина и посадника Юрия Онциферовича. Крестьяне жалуются ему на ключника, который побирает и грабит их. У вдов нет семян и коней, может, боярин даст для обработки их земельного участка. Мельник из села Злостицы просит защиты от кого-то.
Известно также несколько грамот сотского Максима. Кум и друг его Яков просит купить овес у Андрея, а также прислать «чтения доброго». Скорее всего, это не церковная книга, иначе он привел бы название.
Так перед нами проходит жизнь крупного города с его повседневной жизнью и бытом. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении среди новгородцев грамотности, которые очень любили читать