Чем занимался форрест гамп в молодости
«Шум и яркость»: как «Форрест Гамп» за 25 лет превратился в абсолютную классику
В это трудно поверить, но студия Warner Bros., купив права на экранизацию романа Уинстона Грума, в итоге отказалась от создания фильма. По легенде, планы продюсеров изменились после выходя «Человека дождя» Барри Левинсона. В студии посчитали, что американская и мировая публика не готова смотреть еще одну картину про «неполноценного» героя, несмотря на популярность романа. Права в итоге перешли к Paramount, которые сразу начали действовать со второй передачи. Терри Гиллиам и Барри Зонненфельд отказались от постановки, но последний, отправившись снимать за какие-то невероятные по тем временам деньги сиквел «Семейки Аддамс», посоветовал боссам студии Роберта Земекиса, а коллеге — Тома Хэнкса на главную роль. В то время карьера Хэнкса только набирала обороты: за год до «Форреста Гампа» он снялся в «Филадельфии», где сыграл больного СПИДом юриста, роль, за которую впоследствии получит первый из двух персональных актерских «Оскаров». В итоге хоть Зонненфельд и не приложил напрямую руку к созданию фильма, именно он дал ему главное — безупречного актера на центральную роль.
Сегодня, разглядывая «Форреста Гампа» со всех сторон, сложно понять решение боссов Warner Bros., ведь в истории американского кино трудно найти фильм более народный, понятный и даже витринный для истории США (а на самом деле и всего мира) ХХ века. Возможно, все дело в книге. В произведении Грума история Форреста была не такой яркой и цветастой, какой она предстала в фильме. Земекис, как блестящий кинорассказчик, усилил изначальный текст в тех местах, где потребовалось, превратив «книжную» тягучую биографию Гампа в более событийный кинематографический 2,5-часовой рассказ. В фильме после обработки Земекиса и сценариста Эрика Рота появились многие узнаваемые черты: знаменитая коробка с шоколадными конфетами в придачу с метафорой про судьбу, все, что связано с бегом Форреста — от школьных стычек до марафона через все США, уморительные сцены с президентами, трагическая развязка любовной линии между Форрестом и Дженни и еще много мелочей и деталей, которые выступили в роли эдаких аэродинамических обвесов, сделав сюжет более стремительным и эффектным.
Беби-бумер Земекис всегда блистательно разбирался в американских архетипах и истории свой страны (ретроэлементы есть почти во всех его фильмах начиная с «Я хочу держать тебя за руку»), но именно «Форрест Гамп» стал вершиной его карьеры в этом смысле — с густым историческим контекстом, десятками популярных деятелей, аккуратно расставленных на заднем плане, и характерным запахом быстро сменяющих друг друга эпох. Далее прославленный постановщик ушел покорять новые технологии (скорее неудачно), а затем вернулся к традиционному киноформату (тоже не так здорово, как в начале карьеры).
За два с половиной десятилетия эта прямолинейная и понятная история про деревенского идиота (не зря Гамп родился в Алабаме, южном и неоднозначном штате США, который одним из последних перешел на индустриализацию), рассказанная от первого лица, как в великом романе Фолкнера «Шум и ярость» на ту же тему, обросла неожиданными смысловыми наростами. Сегодня «Форрест Гамп» воспринимается уже не просто как еще один фильм, восстанавливающий в правах так называемых иных — социальные группы, которые даже сегодня не везде могут вести полноценный образ жизни. И не как картина о пресловутой американской мечте и даже не как сказка о том самом дурачке. Сегодня «Форрест Гамп» — в первую очередь ода целеустремленности и самоорганизации, лучший бизнес-тренер среди возможных, который всего за 2,5 часа доходчиво вложит любому в голову простую, но очень важную мысль, что увлеченность любимым делом, помноженная на бытовую и профессиональную смелость, способна свернуть любые горы.
Основная характеристика Гампа, на которую почему-то мало кто обращает внимание, — его маниакальная работоспособность, а также игнорирование такой психологической особенности, как самооценка. Первая помогает ему в спорте. Он становится звездой студенческой футбольной команды не потому, что обладает талантом, а потому, что бегает каждый день и ему это нравится. Он превращается в очень сильного игрока в настольный теннис, потому что постоянно в него играет, даже когда у него нет спарринг-партнера. То есть возводит в абсолют прописную спортивную истину: успеха может добиться любой, если будет посвящать все свободное время тренировкам.
Вторая черта помогает ему, скажем так, в профессиональной деятельности. Во Вьетнаме он спасает лейтенанта Дэна не потому, что их связывают какие-то особенные отношения (хотя и это тоже), а потому, что не задумывается, что на поле боя можно бросить товарища. Форрест открывает креветочный бизнес, не зная о нем ничего, но отсутствие малейшего сомнения при запуске бизнеса вместе с той самой работоспособностью в итоге разворачивает к нему и его конторе лицо фортуны. То же самое можно сказать и про акции компании Apple. В спорте есть такое выражение «Везет тому, кто везет». И Форрест Гамп, лишенный из-за не самого высокого интеллекта привычных человеческих сомнений, человек, принимающий почти все за чистую монету, оказывается единственным героем, который может изменить свою судьбу. Он, сам того не подразумевая, каждодневным трудом и чистыми помыслами в итоге оказывается наделен очень редким качеством — способностью выстраивать собственную жизнь без оглядки по сторонам. Остальные — от Дженни до лейтенанта Дэна — слишком часто задумываются о своих мечтах, слишком часто сомневаются в дальнейших шагах, поэтому так часто ошибаются.
Конечно, Земекис и Рот упрощают многие моменты, некоторые — особенно усиливают, почти всегда — чтобы ни в коем случае не упустить чуть сказочный тон повествования. В жизнь Гампа сегодня сложно поверить. Военные заслуги, карьера студенческой спортивной звезды, затем — встреча с президентами, звездами, далее — успешный бизнес и состояние. И все это «сваливается» на голову человеку с IQ 75, которого не хотели, если бы его мать не переспала с директором, зачислять в обычную школу. Даже в современном, более толерантном и открытом, мире такая биография выглядит как невыносимая фантазия. Но тут важен правильный зрительский фокус: как и приключения Дон Кихота или Гашека в свое время, схожая идеалистическая история Гампа не пытается казаться былью, а, наоборот, наплевав на реализм, превращается практически в эпос, в котором выдающиеся подвиги уравновешиваются бытовыми идеалами капитализма. Но именно в таком формате жизнь Гампа, особенно сегодня, ценна не только как удивительный, но и как показательный пример. Глядя на то, как тщедушный трогательный молодой человек разрезает своей судьбой всю историю своей страны, ни разу не меняя вектор своего существования и оставаясь собой, испытываешь даже после 10-го и 20-го просмотра и 25 лет спустя щемящее чувство. «Форрест Гамп» — это идеальный фильм, чтобы напомнить себе и всем остальным, что в любой ситуации надо оставаться человеком и двигаться только вперед. В этом смысле картина Земекиса обладает мощнейшим терапевтическим эффектом, который в ситуации сегодняшней пандемии только усиливается.
Есть у «Форреста Гампа» и еще одна удивительная черта. Эта картина — рубикон между аналоговым и цифровым кинематографом. Конечно, картины с визуальными эффектами существовали задолго до фильма Земекиса (у которого в портфолио уже числились визуально насыщенные «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера»), но именно в 1990-х они стали органичной частью кинематографа. А «Форрест Гамп» стал первой большой лентой за пределами мира блокбастеров, в которой спецэффекты были не просто украшательством, а частью авторского режиссерского языка. Переделанная хроника с вклеенным в нее Гампом была настолько круто сделана, что одной из шести завоеванных статуэток в тот вечер на «Оскаре» стал приз за визуальные эффекты, а Леонид Парфенов затем своровал прием для «Намедни».
What a magical movie — этими словами заканчивается рецензия классика американской кинокритики Роджера Иберта на фильм, и, кажется, это самое емкое и одновременно всеобъемлющее описание «Форреста Гампа». Действительно, картина Роберта Земекиса обладает какой-то удивительной простодушной магией, как и ее главный герой — честный и приятный дурачок Форрест Гамп. Это один из тех на самом деле довольно редких случаев в истории кинематографа, как бы ни казалось наоборот, когда во время просмотра хочется отключить всю критическую оптику и просто поддаться обаянию фильма и броситься к нему в объятия.
На той самой церемонии вручения наград Американской киноакадемии в 1995 году (кстати, она прошла 27 марта, в день рождения Квентина Тарантино) «Форрест Гамп» разбил не просто двух сильных конкурентов — он разбил две картины, которые до сих пор существуют как будто в золотых клетках. «Побегу из Шоушенка» мешает его вечный статус «лучшего фильма всех времен» по версии главного киносайта в мире IMDb, который он носит последнее десятилетие, кажется, больше по недоразумению, чем по заслугам. А «Криминальное чтиво» стало для всего авторского кинематографа 1990-х настолько питательным первоисточником, что молодые режиссеры до сих пор мечтают стать «новым Тарантино», копируя снова и снова его приемы. А «Форрест Гамп», как то самое птичье перышко, обрамляющее рассказ Форреста, уже давно взвился к небу, минуя все, и за 25 лет превратился в абсолютную киноклассику, которой не страшны ни зрительские оценки, ни контекст эпохи, ни вот теперь даже коронавирус.
«Форрест Гамп»: образец идеально сделанного голливудского кино
«Форрест Гамп» (1994) Роберта Земекиса – один из наиболее известных и знаковых американских фильмов девяностых годов, обласканный кинокритиками, киноакадемиками и рядовыми зрителями. Главный герой картины Форрест Гамп (gump с англ. – болван) – слабоумный мужчина, в подробностях излагающий обстоятельства своей причудливой и крайне неправдоподобной биографии случайным слушателям на автобусной остановке. Из сюжета ленты довольно скоро становится ясно, что у Форреста, лишенного быстроты ума и житейской хитрости, за плечами крайне насыщенная событиями и богатая на достижения жизнь.
По сути, фильм Роберта Земекиса – это история о том, как добродушного и наивного идиота заприметила и поцеловала госпожа Удача, только сделала это не сразу. Будучи сказочным по существу персонажем – немного Иваном-Дураком, немного князем Мышкиным, немного Кандидом, Форрест, похоже, ничуть не стареет на протяжении нескольких десятилетий, а потому неудивительно, что его экранную биографию всюду сопровождают чудеса. Чудо помогает Гампу не просто излечить больные ноги, но стать фантастически одаренным бегуном и попасть на заметку скаутам из колледжа. (Кадры с ломающимся и разлетающимся в разные стороны ортезом – идеальная иллюстрация того, как человек вырывается из оков ограниченных возможностей и обретает долгожданную свободу.) Именно чудо помогает герою превратиться в звезду американского футбола и настольного тенниса, выжить во Вьетнаме и урагане «Кармен», стать монополистом по отлову креветок и вложиться в «какую-то фруктовую компанию» под названием «Apple» на заре ее становления. За что бы ни брался Форрест, он всюду преуспевает, все у него получается как бы само собой – что-то сразу, что-то спустя время, и иначе как чудом объяснить такое сложно. При этом Фортуна в фильме располагает ограниченным запасом щедрости, и чудеса не распространяются на близких героя, чьи жизненные пути далеки от идеальных.
Своим очарованием «Форрест Гамп» во многом обязан специфическому юмору. Комические ситуации по преимуществу выстраиваются на том, как не обремененный излишним интеллектом герой, воспринимающий все вокруг за чистую монету, сталкивается с агрессивным внешним миром, ожиданиям которого не соответствует, но не только. Когда выясняется, что Форрест назван в честь далекого предка, основавшего Ку-клукс-клан, Бабба (bubba с англ. – братишка) помешан на креветках и готов говорить о них дни напролет, а Джон Леннон и Элвис Пресли вдохновлялись фигурой Форреста в своем творчестве, зрителю становится трудно сдержать улыбку.
Повтор вообще одно из главных орудий сценариста Эрика Рота. Так, он вкладывает в уста персонажей ряд повторяемых выражений, отдельные из которых (вроде «Беги, Форрест, беги!» или «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая тебе попадется») давно и прочно вошли в западную поп-культуру. Повторы используются здесь не только в диалогах, но и на уровне сцен. Авторы несколько раз демонстрируют поистине архетипические сюжетные ситуации: знакомство героя с новым другом в чуждой агрессивной обстановке, официальный прием у главы государства, встречу с матерью после долгой разлуки и скоростное улепетывание от врагов, где герой предстает в роли одинокой жертвы стаи кровожадных охотников. Последнее, кстати, кристальной чистоты отсылка к одному из предыдущих проектов Земекиса – культовой трилогии «Назад в будущее» (1985, 1989, 1990), где одиозные Таннены на протяжении нескольких поколений аналогичным образом терроризировали робких Макфлаев. К слову, немало отсылок содержит и вьетнамская линия «Форреста Гампа», где прослеживается заметное визуальное влияние как минимум «Апокалипсиса сегодня» (1979), «Взвода» (1986) и «Цельнометаллической оболочки» (1987).
Отдельного внимания заслуживает то, как авторы выстраивают историю. Основная часть хронометража – один большой флэшбэк, сколь увлекательная, столь и внушительная ретроспекция, изложенная не вполне надёжным рассказчиком при помощи закадрового комментария и изредка разбавляемая его «прямыми включениями» из настоящего. В этом настоящем случайные слушатели Форреста сменяют один другого так же часто и хаотично, как исторические события – в прошлом героя. Вместе с тем определяющая часть сюжета дожидается зрителя в экранном будущем фильма так же терпеливо, как Форрест – своего автобуса на остановке.
Пытливые зрители до сих пор гадают, в чем именно состоит секрет Форреста Гампа помимо расположения удачи и череды чудес, хотя и этого объяснения было бы достаточно. Возможно, дело в том, что герой по совету Дженни научился избегать ударов судьбы так же лихо, как районных гопников в родной Алабаме и вьетконговцев в чужих азиатских джунглях. Или – в том, что он остается ребенком в душе даже во взрослом возрасте. Или – в том, что он свободно летит по жизни подобно перышку на ветру – главному визуальному символу фильма, изящно закольцовывающему композицию.
Отношение к судьбе и предназначению, пожалуй, важнейшая тема картины, которую по-разному исследуют ключевые действующие лица фильма. Форрест смиренно плывет по течению жизни, и та оказывается благосклонна к нему в одном и жестока в другом. Сюжет не позволяет сказать определенно, насколько счастливую жизнь прожил герой, в биографии которого хватало ярких знакомств и болезненных разлук, впечатляющих открытий и горьких утрат. И если Форрест то и дело пытается убежать от неприятностей, то Дженни раз за разом убегает от самого Форреста в суетливом поиске одной ей ведомого (а точнее – неведомого) призвания и в погоне за счастьем, которое – чем ни занимайся и что ни пробуй – все никак не приходит. В отличие от спокойного консерватора Форреста и импульсивной бунтарки Дженни, Бабба и лейтенант Дэн точно знают чего хотят, но первый не успевает реализовать нехитрый жизненный план, а второму приходится вынужденно, под давлением обстоятельств, поменять сложившееся представление о персональном предназначении, приняв новую судьбу и нового себя.
С другой стороны, размышляя о философском наполнении картины, не стоит игнорировать авторскую иронию, пронизывающую повествование. Достаточно вспомнить забавную сцену на антивоенном митинге (внутри фильма мы так и не узнаем, какие именно слова произнес Форрест с трибуны) или сколь странный, столь и смешной эпизод с бездумным, лишенным внятной цели затяжным забегом Форреста через всю Америку, в котором окружающие героя репортеры и последователи тщетно ищут завуалированный смысл – то ли политический, то ли религиозный. В конце концов, сюжет прозрачно намекает, что стать героем Соединенных Штатов и реализовать пресловутую «американскую мечту» способен даже законченный идиот, если он хотя бы в чем-то достаточно талантлив и везуч, а еще – добр сердцем и чист душой. Возможно, именно этой светлой надеждой, которую дарит зрителю земекисовская вариация Ивана-Дурака, «Форрест Гамп» и подкупает публику по всему миру вот уже более четверти века.
Жажда простоты: почему все полюбили «Форреста Гампа»
В повторный прокат с 13 февраля выходит «Форрест Гамп» Роберта Земекиса. Стараясь на момент первого оглушительно успешного выхода у нас и в Америке объяснить феномен популярности этого фильма, филолог, специалист по литературе США Алексей Зверев (ушел из жизни в 2003-м) в статье для журнала «Искусство кино» сравнивал фильм со «Списком Шиндлера» Спилберга, искал символы американской культуры и уточнял характер псевдоиронической режиссерской интонации.
Книга была хуже
Из средней беллетристики получается яркое, иной раз первоклассное зрелище: театральное, еще чаще кинематографическое. Примеры? Их десятки, что отечественных, что зарубежных. Тем не менее история «Форреста Гампа» небанальна и в этом смысле.
Читательский успех романа Уинстона Грума был бесспорным, но не впечатляющим, да и понятно: уж слишком скромны литературные достоинства этой книги. Успех фильма Роберта Земекиса не поддается описанию.
Вспоминаю о 13 номинациях в состязании за «Оскар-94». И о шести «Оскарах», которые в итоге фильму достались, включая самые престижные: лучшая картина, лучшая режиссура, лучшая актерская работа. Кстати, и лучшая экранизация. Иными словами, отмечен литературный уровень, хотя книжка Грума без сенсационной экранизации наверняка давно бы заняла подобающее ей место среди уцененных однодневок.
Между прочим, и «Список Шиндлера», другой суперфильм Голливуда 90-х, реанимировал сентиментальную, а местами до неприличия безвкусную книжку, которой самое бы место на этих развалах[имеется в виду книга «Ковчег Шиндлера» Томаса Кеннили — примечание редакции]: в конце концов, к чему-нибудь да обязывает и сам материал. Но после картины Спилберга пошлость мелодрамы на фоне будничного апокалипсиса словно перестали замечать, и книжка тиражируется во все новых переизданиях, появляется во все новых переводах — с год назад я видел ее переложенной на голландский. Теперь она доступна и на русском. Понимаю, ни Спилберга, ни Земекиса не могло и не должно было волновать то обстоятельство, что после их триумфов ложный престиж приобретает, мягко говоря, неважная литература. В конце концов, сочинители таких книжек могут возблагодарить фортуну, похлопотавшую об их реноме и благополучии. Но в слепоту удачи что-то не слишком верится.
Мне сложно понять, отчего Земекиса, во всяком случае — у нас, числят как бы во втором эшелоне. И отчего как бы само собой разумеющимися считаются профессиональные достоинства и заслуги, даже когда они неоспоримы. Но ведь дарование может проявляться и в этом: в умении безошибочно опознавать материал, запрашиваемый аудиторией именно сейчас, а не послезавтра. В безотказной способности, увидев перед собой контуры истории, которая потенциально могла бы заинтриговать самую разнообразную публику, находить для такой истории оптимальное художественное воплощение.
Для этого требуется вовсе не так мало, как полагают дилетанты, обожающие разговоры про «больших художников» и «высокое искусство». За этими разговорами можно и не оценить недюжинной изобретательности, точного расчета каждого эффекта, изысканной композиции, которая старается остаться несложной и доступной, но без примитивизма, оскорбительного для нынешней искушенной толпы. Грандиозное впечатление, которое вслед за «Списком Шиндлера» произвел «Форрест Гамп», скептиками и дилетантами, скорее всего, будет отнесено за счет стечения обстоятельств, или капризов моды, или невзыскательности запросов рядового зрителя, но все это суд откровенно тенденциозный. Не по справедливости.
Потому что на самом деле обе эти ленты наглядно продемонстрировали, сколь многое может извлечь даже из мелкотравчатой беллетристики режиссер, для которого подобная словесность остается не более как первотолчком, поводом, чтобы создать нечто по-своему уникальное. И если книжка, указанная в титрах, притягивала лишь занимательностью, да и то относительной, киноверсия становится в массовом восприятии искусством без всяких оговорок. А натяжки, мелодраматические штампы, даже привкус шаблонности — все это если и не преодолено экранизаторами, то спрятано до того талантливо, что уже не распознается теми, кто рыдает, следя за развертывающейся на экране историей Форреста Гампа, или утирает глаза, внимая истории Оскара Шиндлера, экранизированной полтора года назад.
Форрест Гамп
Персонажи
Поиск персонажей
Benjamin Buford Blue (Bubba)
Лучший друг Форреста, начиная с армейского учебного лагеря. Уговорил его заняться ловлей креветок. Погиб на войне.
Подруга детства и любовь всей жизни Фореста. Дженни была одной из немногих, кроме матери, кто принимал Форреста таким, какой он есть, она помогла ему научиться читать и противостоять хулиганам, которые его преследовали. Однако семейная жизнь Дженни была не так счастлива, как у Форреста: её мать умерла, когда ей было пять лет, а отец был алкоголиком, который приставал к своим детям (пока Дженни не увезли жить к бабушке).
Командир Форреста во время войны во Вьетнаме; позже — его друг и партнёр по бизнесу.
Мать Фореста. Научила его, чтобы он не позволял никому оскорблять себя, что он другой, что «глупый тот, кто делает глупости». Растила сына одна, без мужа; зарабатывала, сдавая комнаты путешественникам.
Директор школы, где учился Форрест. Не хотел принимать Форреста из-за низкого IQ, пока миссис Гамп его не «уговорила».
Главный герой фильма и книги. Форрест родился с сильными ногами, но с кривым позвоночником. Он был вынужден носить опоры для ног, которые затрудняли ходьбу и делали почти невозможным бег. У него также был относительно низкий IQ — 75, что чуть не помешало ему пойти учиться в государственную школу.
Сын Форреста и Дженни. По словам Дженни — один из самых умных детей в классе.
На чём основан Форрест Гамп?
6 июня 1994 года, в широкий прокат вышел один из самых знаменитых фильмов в истории кинематографа — «Форрест Гамп». Экранизация одноименного романа Уинстона Грума, сделанная Робертом Земекисом, считается ярким, вдохновляющим, добрым и практически безупречным фильмом.
История Форреста Гампа, мальчика с умственной отсталостью, доказывает, что наивность и непосредственность могут открыть перед человеком самые невероятные пути.
В фильме, как и в книге, Форрест оказывается участником важнейших событий в американской истории второй половины XX века: Гамп становится участником дипломатического процесса между США и Китаем, попадает на прием к президенту Линдону Джонсону, провоцирует отставку Ричарда Никсона, участвует в ток-шоу вместе с Джоном Ленноном, превращается в миллионера и, наконец, находит свое простое человеческое счастье, к которому тянется всю жизнь.
Запуск: Книга Грума, сценарий Рота, энтузиазм Файнерман
Прежде чем идея экранизировать одноименный роман Уинстона Грума была реализована, ее изрядно помотало ветрами жизни, будто хрестоматийное перышко из фильма. Несколько лет проработавшая на телевидении продюсер Венди Файнерман в середине 1980-х только начинала свой путь в киноиндустрии, как вдруг к ней в руки попала книга о приключениях безбашенного саванта Форреста Гампа.
Впечатленная прочитанным она сообщила своему тогдашнему боссу Стиву Тишу, что нашла материал, которым их небольшая кинокомпания сможет заинтересовать мэйджоров. И действительно — Warner Bros. поверила в потенциал проекта и приобрела права на экранизацию романа. Но пока Грум при участии двух соавторов безуспешно пытался превратить собственное произведение в киносценарий, на экраны победоносно вышел «Человек дождя» (1988), и Уорнеры посчитали, что еще один фильм про аутичного героя снимать рано и потенциально убыточно.
Продюсер Венди Файнерман
К счастью, это не сломило предприимчивую Файнерман, и она заключила новый договор с Paramount, а также наняла в качестве сценариста своего друга Эрика Рота, который в отличие от писателя Грума был профессиональным кинодраматургом с «Подозреваемым» (1987) за плечами. К декабрю 1992 года сценарий был готов, а уже в середине января 1993-го Роберт Земекис сообщил Венди Файнерман, что хочет его экранизировать. Незнакомый с романом Грума режиссер был поражен работой Рота, которая показалась ему «абсолютно убедительной, несмотря на полное отсутствие привычных элементов сторителлинга».
Драматургия: непоследовательная структура, неизменный герой, неочевидная цель
Позднее, прочитав первоисточник, Земекис наверняка удивился его многочисленным отличиям от сценария. По сути, Эрик Рот оставил от книги лишь мотив шествия Форреста Гампа по знаковым для США событиям второй половины XX века, полностью изменив характер протагониста и посыл истории.
Из необычайно одаренного в математике и других областях, но недалекого и аморального типа, главный герой превратился в однопрограммного гения бега с чистой душой, кристальной честностью и по-детски незамутненным взглядом на вещи, который большинство принимает за слабоумие или юродивость. Так образ Гампа из объекта сатиры трансформировался в своего рода идеал — пример особого пути простака с огромным сердцем.
При переводе романа на киноязык Рот не стал делать повествование последовательным и укладывать его в рамки классической трехактной структуры, а обратился к заветам русской формальной школы. В завязке мы встречаем странного человека, который подобно городскому сумасшедшему сидит на скамейке и пересказывает людям, ожидающим автобуса, всю свою жизнь от самого рождения. Флешбэки в прошлое составляют фабулу картины, а «остановочное настоящее» — ее сюжет.
Лишь за полчаса до финала Форрест сообщает, что приехал к возлюбленной, и мы понимаем, что имеем дело с историей-перевертышем (она начинается практически с конца), а за двумя часами болтовни скрывалось намерение — встреча с Дженни, которую мы, подготовленные рассказчиком, ждем с нетерпением. Ведь теперь у нас есть шанс получить ответ на вопрос — будут ли герои вместе. Эрик Рот как бы компенсирует двухчасовое отсутствие в действиях протагониста глобальной цели, способной долго удерживать зрительское внимание.
Кадр из фильма «Форрест Гамп»
Весьма непредсказуемая организация сценария гармонирует с картиной мира Форреста Гампа и его установкой следовать течению жизни, при этом всегда оставаясь самим собой. Прямо скажем, позиция эта так же далека от стандартного американского «сделай себя», как работа Рота от голливудского трехактного канона. И тем не менее, именно она в фильме побеждает.
Не претерпевающий каких-то существенных трансформаций, инертный, но честный Форрест, неосознанно изменяет мир вокруг себя без всяких к тому стремлений творит историю. В то время, как мечтавшая о славе Дженни и героический лейтенант Дэн терпят жизненное фиаско. Они поднимаются со дна, лишь разделив гампову философию принятия себя и обстоятельств. Правда, у первой примирение с собой происходит в трагических условиях приближения смерти от загадочного вируса (позднее Грум рассекретит болезнь героини — гепатит С), которая становится последней в череде печальных потерь Форреста, похоронившего боевого товарища Баббу и мудрую мать.
Что же позволяет фильму, полному столь грустных событий, не скатиться в тяжелую драму и сохранить светлое настроение? Те самые остроумные моменты, когда Гамп становится участником знаковых исторических событий и кинохроники, невольно изобретает смайлик и «Shit happens», поражает своей простодушной прямотой и сутками выслушивает монолог такого же бесхитростного добряка про методы кулинарной обработки креветок.
Кастинг: бескорыстие Хэнкса и другие актерские подвиги
Том Хэнкс был впечатлен сценарием Рота не меньше, чем Роберт Земекис. Спустя полтора часа после его прочтения актер, уже успевший получить «Оскар» и «Золотой глобус» за роль в «Филадельфии», сообщил Файнерман, что будет счастлив сыграть Гампа. Более того, он согласился сниматься не за фиксированную ставку, а за проценты от будущих сборов. Учитывая это обстоятельство и популярность оскароносного актера, тогдашняя руководительница Paramount Studios дала проекту зеленый свет и оценила его бюджет более, чем в сорок миллионов долларов.
На съемках фильма «Форрест Гамп»
Второе звездное имя в актерском составе принадлежит обладательнице двух «Оскаров» и других престижных наград Салли Филд, сыгравшей мудрую маму Форреста. Примечательно, что в реальности Филд была всего на десять лет старше Хэнкса и ранее играла его любовный интерес в комедии «Панчлайн».
Другие значительные роли в картине достались не столь знаменитым на тот момент артистам. В частности, прославившийся после «Гампа» как лейтенант Дэн Гэри Синиз до этого снимался на телевидении и сам снимал сериалы. У Робин Райт, которая сыграла Дженни, также было главным образом телевизионное прошлое — несмотря на роль в «Принцессе-невесте», мир запомнил ее, как Келли Кэпвелл из «Санта-Барбары». На съемках «Форреста Гампа» актриса проявила себя, как настоящий боец: работа над сценой с выступлением обнаженной Дженни с гитарой заняла сутки, но стоическая Робин Райт не сдалась, несмотря на грипп и холод. Усилия исполнительницы вылились в первую номинацию на «Золотой глобус».
Сыгравшему сослуживца Форреста Баббу Майкелти Уильямсону во время съемок тоже приходилось нелегко из-за специального протеза для имитации лицевой аномалии. Однако образ вышел настолько убедительным, что на премьерных показах фильма публика была поражена обычным обликом актера.
Совершать подвиги во имя искусства приходилось и Тому Хэнксу, которому роль впоследствии принесла второй «Оскар» подряд. Так в эпизоде, где повзрослевший Форрест снова убегает от задир и оказывается на футбольном поле, актер снимался с тяжелым гриппом. Кроме того, Хэнкс проделал серьезную работу, создавая особый южный акцент Гампа. Многие интонации он почерпнул у дебютанта Майкла Коннера Хэмпфри, который был утвержден на роль юного Форреста именно из-за самобытной манеры говорить.
Кроме того, впервые на экране в картине появились Ханна Р. Холл, сыгравшая маленькую Дженни, а также сын Роберта Земекиса и дочь Тома Хэнкса, которых можно заметить среди недобрых деток в школьном автобусе. Помимо Элизабет Хэнкс поучаствовал в «Форресте Гампе» и родной брат актера — Джим, заменивший исполнителя главной роли в некоторых марафонских эпизодах.
Локации: Вьетнам в Южной Каролине и Алабама в Южной Калифорнии
Большая часть съемок, продлившихся с 27 августа по 9 декабря 1993 года, проходила в Южной Каролине. Там нашлись подходящие локации для вымышленного алабамского города Уолтерборо, где родились Форрест и Дженни, и даже — для вьетнамских эпизодов, которые были сняты на островах Фрипп и Хантинг.
Скамейка из фильма «Форрест Гамп»
Вслед за Гампом, которого жизнь помотала по разным частям Америки, группа побывала в штате Мэн, Монтане, Вашингтоне, Аризоне и, конечно, в Саванне (Джорджия), где зритель знакомится с протагонистом, сидящим на лавочке у остановки автобуса. К слову, после успеха фильма власти города сочли ту самую скамейку большим культурным достоянием и поместили ее в Музей истории Саванны подальше от происков вандалов и климатических угроз.
Интерьерные сцены главным образом были сняты в Лос-Анджелесе, в том числе и студенческая жизнь Форреста. Университет Южной Калифорнии, кстати, исполнил роль Университета Алабамы.
Визуальное решение: повествовательность, символизм, анаморфот и CGI
История Форреста Гампа, охватившая важнейшие для США события от 1950-х до 1980-х годов, это настоящий большой роман — отсюда и масштабность изобразительной организации фильма, снятого с помощью Panavision Panaflex Platinum Camera в формате 2.39:1. Кроме того, оператор Дон Бёрджесс активно использовал анаморфотные объективы, чтобы показать отношение персонажа к миру, обозначить его место в нем. Во многих случаях Бёрджесс выстраивает кадр, буквально исходя из принципа «личность на фоне истории», когда герой Тома Хэнкса предстает близко и крупно, а за ним целая жизнь. Таким образом подчеркивается и некая инаковость Гампа, его вопиющая отдельность при видимом присутствии.
Принцип визуальной повествовательности, верным апологетом которого является Роберт Земекис, поддерживается и повышенным вниманием к деталям. О чем бы ни рассказывал Форрест, сцена будет объемной и многоплановой, как в хорошем литературном произведении. Для достижения этого эффекта Бёрджесс обращается к глубинной мизансцене. Что бы ни делали герои в кадре, за окном обязательно происходит что-то еще — другие солдаты делают зарядку, пока рота Гампа на построении, а конные повозки сменяются автомобилями, пока предки Баббы подают господам еду. Словом, всюду жизнь.
Где жизнь, там и живопись, и именно ею явно вдохновлены некоторые кадры, снятые Бёрджессом. Например, эпизод, в котором юный Форрест ждет маму возле кабинета школьного директора, является аллюзией на работу Нормана Роквелла «Девочка с синяком под глазом».
Кадр из фильма и картина Нормана Роквелла «Девочка с синяком под глазом»
Как истинный художник, Бёрджесс часто прибегает в организации композиции к симметрии, делающей изображение более комфортным для зрительского восприятия. Например, после длинного открывающего кадра с перышком знаменитая скамейка находится в центре, как и монумент сзади нее, который будто бы делит экран пополам.
В свою очередь упомянутая вступительная сцена фильма интересна по нескольким причинам. Во-первых, она задает лирически-созидательное настроение для знакомства с сентиментально-драматичной историей. Во-вторых, в ней символически отражена жизненная философия Форреста Гампа — краеугольная настолько, что в финале ленту закольцует то самое перышко. В-третьих, она важна с точки зрения цифровых технологий, широко представленных в картине и отмеченных «Оскаром».
Для создания эпизода команда ILM под руководством супервайзера Кена Ралстона оцифровала настоящее птичье перо, разработала наиболее выигрышную в визуальном плане траекторию его перемещений и с помощью композитинга воплотила этот полет.
Если перышко было зафиксировано на леске и управлялось специалистом, то Гари Синизу пришлось самому имитировать передвижения ампутанта. Как известно, ноги актера при этом были обернуты синей тканью, работавшей подобно хромакейному заднику.
Также примечательна сцена антивоенного митинга, где на компьютере была дорисована толпа в несколько сотен тысяч человек — в реальности эпизод снимался два дня при участии полуторатысячной массовки. Ну и, конечно, самыми технически прорывными для времени создания картины стали эпизоды, снятые в по-прежнему модном жанре мокьюментари. Земекис и сотоварищи пошли дальше кинематографистов, использовавших рир-проекцию или досконально воссоздававших хроникальные сцены (как например, в «Зелиге» Аллена), и вмонтировали персонажа Хэнкса в существующую историческую хронику. Для этого пригодились синий хромакей, морфинг, ротоскопирование и другие технологии, о которых подробно рассказывается в следующем видео.
Саундтрек: эпоха в песнях и тема Сильвестри
Воссоздавая важную для США эпоху, ретроман-меломан Роберт Земекис и его постоянный композитор Алан Сильвестри уделили особое внимание музыке. Картина буквально нашпигована известными мелодиями, по которым можно распознать время событий. Пока Форрест Гамп остается верным себе и рубашкам в голубую клетку, мир беспрестанно меняется, изобретая все новые музыкальные направления — рок-н-ролл, психоделику, соул и диско. Видные представители разных стилей гармонично вплетаются в саундтрек, где также можно отыскать остроумные приветы другим фильмам. Например, в сцене нью-йоркской встречи Гампа и лейтенанта Дэна звучит «Everybody’s Talkin» из «Полуночного ковбоя», провоцируя логичные ассоциации с персонажами Джона Войта и Дастина Хоффмана, чья дружба в мегаполисе также складывалась непросто.
Если популярные композиции работают на контекст вокруг главного героя, то сюита, сочиненная Сильвестри специально для фильма, помогает заглянуть в душу Форреста, прочувствовать эмоции этого удивительного персонажа с чистым чутким сердцем и необыкновенной судьбой. Светлая музыка как нельзя лучше соответствует эмоциональному воздействию, которое оказывает по-хорошему сентиментальная картина Роберта Земекиса и в котором кроется главный секрет ее успеха.