Чем занимаются на физкультуре в колледже
Проблема с «физрой». Почему большинство учащихся техникума ненавидят уроки физкультуры
Почему большинство учащихся техникума ненавидят уроки физкультуры
Уроки физкультуры учащимся на сварщиков в техникуме нужны как воздух, пусть и не все их любят, профессия обязывает. К таким выводам приходят все, кто работал по этой специальности. Как считают эксперты, незаинтересованность детей в занятиях физкультурой – следствие, а не причина. Условия для проведения уроков физкультуры в нашем техникуме в большинстве своём, близка к идеалу: качественный инвентарь, нет проблемы помещений для занятий, да и квалифицированные педагоги есть. С другой стороны, имеем слишком жесткие нормативы, которые под силу не каждому учащемуся. Многие стремятся прогулять физкультуру всеми правдами и неправдами из боязни быть высмеянными своими товарищами и т.д.
По мнению экспертов, физруков у нас готовят по устаревшим нормам. Вместо педагогов у нас готовят тренеров. Надо, чтобы они проводили занятия в игровой форме, а не требовали обязательного выполнения нормативов». Считаю, что баскетбол мог стать той игрой, которая бы устроила многих. Не даром, она так популярна в колледжах США. Дело доходит до того, что учащиеся не идут даже в оплаченный учебным учреждением бассейн (явка 20-25 процентов). На мой вопрос ученику: «В чем дело?» Он ответил: «Поколение двадцать первого века, все пьют, и курят». Поговорив с ребятами, понимаешь, что половина из них не умеет плавать. Родителям хочется сказать отдельное «спасибо». Действительно, отношение детей к урокам физкультуры во многом зависит от учителя. Педагог, высмеявший «слабака» перед всем классом, способен внушить тому пожизненное отвращение к любым видам физической активности. Именно боязнь быть высмеянным учащимися группы, очень часто вызывает неприязнь к предмету. «Физическая подготовка современных детей оставляет желать лучшего. Когда учащиеся с трудом выполняют нормативы, вполне логично, что они испытывают неловкость оттого, что им приходится делать это прилюдно.
Вред от слишком жестких, единых для всех нормативов становится особенно заметным в подростковом возрасте. В последнее время, преподаватели физкультуры всё чаще вынуждены делать поблажки для слабых учеников, занижать норматив и т.д. Это конечно не выход из создавшейся ситуации, но при по душевом финансировании приходится идти на это. Я являюсь куратором в техникуме, на группе сварщиков. Не редко мне приходится слышать от учащегося один на один такую фразу: «Мне постирали форму», «Я забыл форму» и т.д. Учащиеся не боятся пропускать физкультуру систематически. После бесед с каждым, понимаешь, что все они так или иначе, стремятся избежать физических нагрузок под разным предлогом. Последние годы проблема только обостряется. Ситуация требовала каких-то решений и в моей группе. И я принял для себя решение встать в строй последним на уроке физкультуры.
Сам в прошлом спортсмен перворазрядник, чемпион области. Сейчас отжимаюсь, бегаю и т.д. вместе с ребятами. Наверно, это не решит всех проблем в моей группе. Где-то я не напишу пару никому не нужных отчетов, кто-то из коллег скажет: «Зря старается, не поможет». Но этим людям, я хочу сказать: «Кто бежит последним, тот лучше родителей знает о здоровье их детей». Занимаясь со своей группой, я понял, что не всем здесь место. Один юноша имеет большие проблемы как с весом, так и со всем остальным. Считаю, что таким детям, не имеющим освобождений, нужно официально разрешить замещение физкультуры, посещением платной группы в любой секции (на выбор). А в отсутствии средств в семье, посещение занятий в спецгруппах при техникуме, для таких учащихся. В моей группе 3 человека из 25 посещают спортивные секции, и никакие уговоры не помогают их пойти туда. Я решил: «Если Магомед не идет к горе, то гора придет к Магомеду». Взял ключи от «тренажерки», и пока физрук занят баскетболом с моими, я с теми, кто не с ним. Вот такое партнерство. Правда такие маневры в работе, я никому не навязываю. Решать каждому.
Не скажу, что я решил проблему кардинально, но нас бежит на разминке шестнадцать со мной, а не пять как на прошлой группе без меня, а значит –всё правильно сделал. В средствах массовой информации в последние годы, многое говорится о массовом спорте. Как многое делается для занятий спортом, строится много новых объектов. В моем маленьком городке в Пермском крае построили новый бассейн, много других спортивных объектов. Но проблем у тренеров с каждым годом всё больше. Наполняемость групп в секциях низкая, тренеры ломают головы, где найти деньги на соревнования и т.д. Массовый спорт в загоне- это диагноз, многое на показ. На предприятиях спортивная жизнь только для галочки, некоторые спортивные объекты в упадке. Люди конечно не бросили заниматься спортом, но многие забыли, что, не смотря на безработицу в моногороде, нужно брать детей за руку и вести в секцию, и контролировать посещение. А не ругать преподавателя физкультуры на кухне при своих детях. С благодарностью вспоминаю своего преподавателя физкультуры и начальной военной подготовки, который всех мальчиков в нашем классе заставил записаться в секции принудительно и контролировал на протяжении многих лет. Бывший морской офицер не церемонился ни с мальчиками, ни с девочками, нормы ГТО были для нас приказом для исполнения. Всегда сам показывал все упражнения, затем требовал выполнить нас.
Порой жалко детей, у которых физкультуру в школе ведет женщина весом 130 килограмм, может ли такой преподаватель пропагандировать спортивный образ жизни, продемонстрировать кувырок и т.д. А затем эти дети приходят к нам из школы. Всё это звенья одной цепи, которую надо разорвать. А не разорвем, так и будет количество аптек в нашем городе превышать количество действующих спортивных объектов.
Список литературы
1. Журнал «Физкультура и Спорт» номер 12/2013
2. Журнал «ОБЖ.Всё для учителя» номер 1(13)/2015
Особенность физического воспитания в колледжах
Особенность физического воспитания в колледжах.
Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы. Задачи физического воспитания. В процессе физического воспитания учащихся решаются следующие основные задачи:
– формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;
– обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;
– всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся;
– совершенствование в избранном виде спорта.
Добиться практического решения поставленных задач возможно путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнца, воздуха, воды) и гигиенических факторов.
Основные разделы программы физического воспитания. Программа предусматривает проведение занятий с учащимися по следующим четырем основным разделам.
1. Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания на уроках физической культуры следующие.
Гимнастика. В нее входит изучение строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, упражнений на гимнастических снарядах.
Легкая атлетика. В нее входят разновидности бега, прыжков, метаний.
Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу, волейболу, футболу, ручному мячу (гандболу). В течение всего срока обучения в профессиональном училище учащиеся должны овладеть техникой и тактикой одной из спортивных игр. Выбор спортивной игры зависит от условий, которыми располагает учебное заведение, специализации преподавателя и желания учащихся. Рекомендуется принимать во внимание профессионально-прикладную значимость спортивной игры.
Лыжная подготовка предусматривает изучение различных способов передвижения на лыжах и развитие физических качеств. Проводится в виде урока длительностью до 90 мин.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Содержит материал, способствующий развитию физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности. Удельный вес ППФП различен в зависимости от периода обучения. Ее объем составляет на первом-втором годах обучения 30–40\% времени, а на третьем – 50–60\%. Увеличение содержания средств ППФП происходит постепенно. Наиболее высокого уровня развития профессионально важных качеств учащиеся должны достигнуть к концу второго года обучения. Задача третьего года состоит в том, чтобы удержать достигнутый уровень до начала самостоятельной работы.
Для развития профессионально важных качеств в процессе физического воспитания должны использоваться тренажеры и многокомплектное спортивное оборудование.
Плавание как обязательный вид физической подготовки учащихся предусматривает изучение различных способов плавания и развитие физических качеств. Отмена занятий по плаванию возможна только при полном отсутствии условий в районе расположения учебного заведения.
Единоборства (юноши). В целях повышения уровня военно-прикладной подготовленности юношей предусматривается изучение элементов из различных видов борьбы и других единоборств.
Элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки). В художественной гимнастике осваиваются упражнения без предмета, с предметами, упражнения с элементами акробатики. В ритмическую гимнастику включаются комплексы упражнений (в зависимости от года обучения от 14 до 24 упражнений), которые выполняются в аэробном режиме под музыкальное сопровождение.
Факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту. Дополнительные занятия проводятся для учащихся, имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность. Они планируются один раз в неделю после окончания основных уроков по дополнительному расписанию и организуются для учащихся, не занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах. Занятия проводятся по специальному расписанию еженедельно в объеме 2 ч на первом курсе и по 1 ч на последующих курсах. Основные цели занятий – повышение общей физической подготовленности, развитие профессиональных психомоторных способностей.
2. Физкулыпурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Вводная гимнастика проводится в течение 5–7 мин перед началом работы в мастерских и на производстве. Она стимулирует функциональные возможности организма до уровня, обеспечивающего быстрое вхождение в работу и высокую работоспособность учащихся в течение дня. Комплекс состоит из 6–8 обще-развивающих упражнений.
Физкультурная пауза проводится в течение 3–5 мин в учебных мастерских и на производстве в середине учебного или рабочего дня, а также после утомительной работы, длительных неподвижных или ограниченно подвижных поз, вызывающих чрезмерное напряжение отдельных групп мышц и психических процессов. Она предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность учащихся. Комплекс состоит из 5–7 упражнений.
Физические упражнения на длинных (подвижных) переменах. Применяются комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера и др.
3. Физическая культура во внеучебное время. Утренняя зарядка проводится в течение 20–30 мин.
Занятия в группах (секциях) общей физической подготовки. Основными задачами занятий являются рациональное использование свободного времени, укрепление здоровья и профилактика заболеваний, разностороннее физическое развитие, улучшение двигательной функции и повышение общей работоспособности. В процессе тренировочных занятий используются гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, бег на лыжах, спортивные игры, плавание, занятия на тренажерах и др.
Занятия в спортивных и туристских секциях. В спортивных секциях учащиеся повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и требований в избранном виде спорта и к участию в спортивных соревнованиях как внутри учебного заведения, так и в проводимых вышестоящими спортивными организациями.
В секции туризма проводятся практические занятия с учащимися по обучению приемам туристской техники и тактики, а также туристские соревнования, зачетные и тренировочные походы.
Занятия в секциях проводятся 2–3 раза в неделю по 1,5 ч.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий учащиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов. Содержание самостоятельных занятий разрабатывается с учетом физической подготовленности конкретного учащегося, а их эффективность проверяется преподавателем на уроках физической культуры.
4. Массовые спортивные и туристские мероприятия включают в себя:
1) дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент учебного заведения; проводятся раз в месяц;
2) соревнования по видам спорта: соревнования по программе спартакиады учащихся профобразования; массовые соревнования под девизом «Стартуют все!», соревнования по спортивным играм и профессионально-прикладным видам спорта; соревнования по летним и зимним видам спорта и др.;
3) туризм: туристские походы, туристские слеты и соревнования (по туристским навыкам, по туристской технике и по ориентированию на местности).
Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в колледжах профессионального образования и средних специальных учебных заведениях служат состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.
Вопрос про физ-ру в универе\ПТУ(Колледже)
18 Oct 2017 в 13:11
18 Oct 2017 в 13:11 #1
Если я буду ходить на физ-ру, но не будут готовиться к физ-ре(на лавке афкашить), мне поставят зачёт? Или надо именно готовиться и заниматься? Крч, как это работает?
PS Это не про школьную физ-ру.
PSS Это просто вопрос.
PSSS Говорите как считаете нужным.
18 Oct 2017 в 13:13 #2
18 Oct 2017 в 13:13 #3
Офк не поставят. Но можешь прийти потом и за один день сдать все (хз как в других местах)
18 Oct 2017 в 13:14 #4
18 Oct 2017 в 13:14 #5
в скобках прочитай, там понятней будет)
18 Oct 2017 в 13:16 #6
мне и группе в универе ставили зачёт если ты просто был на паре + сданы нормативы. ну и пара прогулов даже разрешалась
18 Oct 2017 в 13:17 #7
Очевидно все от препода зависит, если повезет будешь афкшить, если нет будешь что-то делать(за занятий 5 думаю сам поймешь), да и ты должен это спрашивать у людей из своего уч. заведения (они же прошарены)
Участник команды сайта
18 Oct 2017 в 13:18 #8
У нас можно придти на физру, в начале пары отмениться, что ты был и минут через 10 свалить. Препод не видит, т к сидит у себя в комнате закрытой.
Но хотя тут хз, мб он запомнит и потом типа, а чё чел ты кто ваще такой, почему ты отмечен всё время, а я тебя не знаю ваще.
18 Oct 2017 в 13:19 #9
18 Oct 2017 в 13:21 #10
У нас нужно было сдать нормативы, без разницы как, главное чтобы факт сдачи был,и набрать баллов на зачёт. Баллы были за посещаемость нормативы и тесты
18 Oct 2017 в 13:24 #11
везде по-разному. у меня была так: вообще не ходишь на пары. приходишь за неделю до зачета и спрашиваешь, что нужно для зачета
18 Oct 2017 в 13:24 #12
если у тебя освобождение, то да
можешь сидеть ничего не делать
а если ты здоров, у будешь афк стоять на физ-ре, то сори, зачет не получишь
хотя у меня в колледже, на обычных парах, можно ничего не делать, но нормативы все сдавать во время и дальше ничего не делать, тогда изи зачет
18 Oct 2017 в 13:26 #13
П.С. У нас в универе была нагрузка в разы больше чем в школе, поэтому если у тебя есть какие-то болячки, лучше сейчас их обозначь во всевозможных документах, получи справки что у тебя например ЛФК (скалиоз etc), ибо в универе времени на это дерьмо не будет.
Физическое воспитание как учебный предмет в колледже
Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.
Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание как учебный предмет в колледже»
Физическое воспитание как учебный предмет в колледже
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.
Существенно отличаясь по своему содержанию от других учебных предметов, физическое воспитание вместе с тем составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания. Оно служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования обучающихся, призвано обеспечить всестороннюю физическую готовность будущих специалистов к избранному виду трудовой деятельности и защите Родины.
Изучая теоретическое содержание данного учебного предмета, необходимо прежде всего подробно рассмотреть и уяснить основные понятия предмета. К ним относятся: « Физическая культура», «Физическое совершенство», «Физическое воспитание», «Физическая подготовка», «Спорт», «Спортивная тренировка». Усвоение их обучающимися позволяет не только познать суть явлении, которые отражают эти понятия, но и приобрести в систематизированном виде необходимые знания по предмету, правильно ориентироваться в содержании теоретического и практического материала по физическому воспитанию.
Физическая культура общества представляет собой специальную часть общей культуры, одну из сфер социальной деятельности.
В содержание физической культуры входит созданная в процессе развития общества совокупность специальных духовных и материальных ценностей.
К духовным ценностям физической культуры относятся многочисленные знания о физическом воспитании, например о средствах и методах воспитания физических качеств, формирования двигательных навыков, о построении спортивной тренировки, а также о влиянии физических упражнений на организм; к материальным ценностям — созданные для обеспечения занятий физической культурой различные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны), специальный инвентарь и оборудование.
Использование средств и методов физической культуры позволяет удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности и на этой основе поддерживать и укреплять здоровье, обеспечивать физическую подготовленность, необходимую в жизни, трудовой деятельности и для защиты Родины. В режиме рабочего дня средствами активного отдыха — физическими упражнениями — можно снижать утомление и повышать работоспособность организма.
Физическая культура в нашей стране служит одним из важнейших средств воспитания. Систематические занятия различными видами физической культуры, спортом содействуют всестороннему и гармоническому развитию личности, формированию высоких моральных и волевых качеств, эстетических вкусов, развитию умственных способностей. Физическая культура включает в себя многие формы полезного и эмоционального досуга и отдыха, ускоряет процесс приобщения молодого человека к общественной жизни.
В системе учебно-воспитательной деятельности колледжей использование средств и методов физической культуры не только обеспечивает укрепление здоровья и снижение заболеваемости обучающихся, всестороннее развитие у них физических способностей, двигательных навыков, но и способствует освоению профессии, создает предпосылки для высокопроизводительного труда.
Высокая и особая ценность физической культуры состоит в том, что посредством ее можно существенно увеличивать функциональные резервы организма, повышать уровень его общей дееспособности и устойчивости ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Физическая культура, как и культура в целом, развивается в ходе созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она имеет свои характерные особенности. В современный период физическая культура в России обогащается новыми формами, такими, как профессионально-прикладная физическая подготовка, формы послерабочего восстановления в физкультурно-оздоровительных центрах; кондиционная тренировка, проводимая самостоятельно, в группах общей физической подготовки, оздоровительного бега и плавания, фитнеса и пр.
Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.
Наиболее важными показателями физической культуры личности являются:
уровень развития основных физических качеств — силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;
объем освоенных двигательных умений и навыков, прежде всего жизненно необходимых навыков в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах;
имеющиеся физкультурные знания;
гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма и физической подготовленности;
соблюдаемый режим физической активности;
устойчивые интересы и мотивы личности к физическому совершенствованию.
Под физическим совершенством понимают оптимальный уровень двигательной подготовленности и физического развития человека применительно к современным условиям жизни (особенностям трудовой и оборонной деятельности, связанной с использованием многообразной сложной техники и необычными факторами воздействия внешней среды на организм и др.). Вместе с тем физическое совершенство выражает достаточно высокую степень индивидуальной физической одаренности человека.
Физическое совершенство характеризуется полноценным здоровьем, высокоразвитыми физическими качествами (силой, быстротой, выносливостью и др.), достаточной и устойчивой физической работоспособностью, владением многими прикладными и спортивными и способностью эффективно использовать свои двигательные возможности в трудовых и иных действиях, гармоничным развитием форм тела и другими показателями.
Физическое совершенство составляет одну из сторон всестороннего и гармоничного развития личности. В современный период возрастают значение и возможности воспитания гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Физическое воспитание — вид воспитания, осуществляемый в целях формирования физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения, готового к высокопроизводительному труду и защите Родины.
В педагогическом процессе физического воспитания решаются специфические в отличие от других видов воспитания задачи. Это обучение различным двигательным умениям и навыкам, передача знаний о физической культуре (образовательная сторона); направленное улучшение физического развития обучающихся (осанки, физических качеств — силы, выносливости, быстроты и д р.).
Для юношей и девушек, обучающихся в колледжах, систематические занятия по физическому воспитанию имеют особое значение, поскольку в 15—18 лет происходит интенсивное развитие организма.
В процесс физического воспитания также создаются широкие возможности для формирования качеств личности. Воздействие на физическую сферу занимающихся обязательно затрагивает и их психическую сферу (сознание, волевые процессы, эмоции), так как человеческий организм представляет собой единое целое. Поэтому физическое воспитание при надлежащей постановке содействует формированию у обучающихся высокой нравственности, волевых качеств и черт характера, совершенствует личность в эстетическом и интеллектуальном отношении. Это достигается преимущественно средствами и методами физической культуры и специфическими условиями занятий, воспитательной деятельностью физкультурного коллектива, спортивной команды.
Специфическими средствами физического воспитания служат разнообразные физические упражнения, а также гигиенические факторы (соблюдение температурных и других норм гигиены на занятиях, рационального режима труда, учебы и отдыха) и естественные силы природы (использование солнца, воздуха и воды для закаливания организма).
В тех случаях, когда физическое воспитание приобретает специализированный характер применительно к конкретной трудовой и спортивной деятельности, употребляют термин «физическая подготовка». Например, физическая подготовка определенного профиля, физическая подготовка футболистов, волейболистов, баскетболистов и пр.
Вместе с тем содержание и социальное значение спорта выходит за рамки педагогического процесса физического воспитания. Спорт служит важным фактором вовлечения людей в активную общественную жизнь, формой общения, межчеловеческих контактов, ВКЛЮЧАЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ связи; спорт как зрелище оказывает большое психологическое воздействие на зрителей.
Современный спорт многообразен. Достаточно сказать, что действующая Единая всероссийская спортивная классификация, в соответствии с которой присваиваются спортивные разряды, охватывает более 100 видов спорта.
К сфере физической культуры относятся виды спорта, которые представляют средства физического воспитания. Это прежде всего те виды, которые являются наиболее действенными. Они нашли отражение в государственных программах для учащейся молодёжи: лёгкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, борьба, спортивные игры.
Спорт наиболее эффективен в достижении физического совершенства. Кроме того, через многолетние занятия спортом не только достигается высокий уровень развития физических способностей, но и воспитывается сильная воля и совершенствуются другие духовные свойства личности. Специфическую особенность спорта составляют состязания. Соревновательная деятельность предопределяет предельные физические и психические нагрузки, в ходе тренировочных занятий осуществляется углублённая спортивная специализация. Поскольку занятия спортом оказывают значительное влияние на организм, то должен осуществляться тщательный контроль за здоровьем и физической подготовленностью обучающихся, учитываться их возрастные, половые и индивидуальные особенности в процессе спортивной тренировки.
Спортивная тренировка представляет собой педагогический процесс физического воспитания применительно к требованиям избранного занимающимся вида спорта. Ее основными разделами являются физическая, спортивно-техническая, тактическая и морально-волевая подготовка. Важное значение при спортивном совершенствовании придается повышению у тренирующихся уровня знаний по избранному виду спорта.
Организация о содержание физического воспитания в колледже
Физическое воспитание в колледжах осуществляется на протяжении всего периода обучения в соответствии с программой физического воспитания обучающихся.
В процессе физического воспитания обучающихся решаются следующие основные задачи:
содействие воспитанию мировоззрения, идейной убежденности и общественной активности, морально-волевых качеств, психической устойчивости, коллективизма, дисциплинированности и ответственности;
всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности обучающихся;
обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни, конкретной трудовой деятельности и при прохождении службы в Вооруженных Силах РФ; обучение знаниям в области гигиены и физической культуры, воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие умений самостоятельно организовывать рациональный двигательный режим;
совершенствование в избранном виде спорта.
Добиться практического решения поставленных задач возможно путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений. оздоровительных сил природы (солнца, воздуха, воды) и гигиенических факторов.
Основу содержания программы составляет общая физическая подготовка. Это физические упражнения из массовых видов спорта — гимнастики (спортивная, художественная), легкой атлетики (бег, прыжки, метания), спортивных игр (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол), плавание, лыжный спорт, единоборства. Кроме того, программой предусматривается профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся с учетом профиля специализации.
Освоение практического материала программы физического воспитания обеспечивает учащимся требуемый уровень физической подготовленности, позволяет укрепить физические, моральные, волевые качества, овладеть прикладными двигательными умениями и навыками.
Помимо практического материала обучающиеся изучают историю развития физической культуры в нашей стране,
методические основы физического воспитания, получают сведения о гигиене здорового образа жизни.
Следует знать, что по особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на два типа: урочные и неурочные.
Урочный тип занятий характеризуется непосредственно взаимодействием преподавателя и занимающихся, постоянством и однородностью состава группы.
При проведении уроков соблюдается их взаимосвязь, продолжительность и периодичность, содержание определяется учебной программой.
Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть предназначена для первичной организации обучащихся, сосредоточения их внимания, ознакомления с содержанием урока для подготовки организма к предстоящей, более интенсивной деятельности.
В основной части урока решаются задачи по обучению двигательным умениям и навыкам, по воспитанию физических, волевых и других качеств.
Заключительная часть необходима для постепенного снижения нагрузки на организм. В заключительной части подводятся итоги урока, даются домашние задания для самостоятельных занятий.
После урока должны проводиться гигиенические процедуры.
По направленности различают уроки общей, про- фессионально-прикладной физической подготовки и учебно-тренировочные (спортивнотренировочные) занятия.
Уроки общей физической подготовки служат целям всестороннего физического развития занимающихся, обучения и совершенствования в разнообразной двигательной деятельности.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки предназначены для качественного освоения прикладных навыков, воспитания психических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности. Кроме того, целенаправленная физическая подготовка снижает производственный травматизм, профессиональную заболеваемость, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности организма, повышать профессиональное мастерство.
Учебно-тренировочные уроки предусматривают особенности спортивной специализации, углубленную работу по физической, технической и тактической подготовке, характерной для определенного вида спорта. Служат подготовке к соревнованиям и достижению высокого спортивного результата.
Для учебно-воспитательного процесса характерно поэтапное освоение материала. Поэтому также различают занятия: вводные, базовые контрольные.
Эффективность уроков зависит от объема и интенсивности применяемых физических нагрузок, от сознательного отношения к занятиям и активности обучающихся.
В процессе обучения в колледже обучающиеся выполняют учебные нормативы. Оценка по учебному предмету выставляется за технику выполнения контрольного упражнения и показанный результат.
Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по специальной программе.
В целях и педагогического контроля на каждого обучающегося заполняется карта физической подготовленности. Карта содержит данные об уровне развития скоростно-силовых качеств, общей выносливости. Показатели заносятся в карту в сентябре и мае каждого учебного года. Каждый обучающийся обязан знать свои показатели и использовать средства физической культуры для их улучшения.
К неурочным формам занятий физической культурой относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия, туристские походы, занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования.
Неурочные занятия, предусмотренные программой физического воспитания, предназначены для обеспечения активного отдыха обучающихся, укрепления их здоровья, повышения работоспособности организма, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.
Занятия физическими упражнениями помогают сохранить бодрость и энергию до конца учебного дня.
Важными факторами укрепления здоровья обучающихся являются занятия физической культурой, спортом и туризмом во внеучебное время.
К внеучебным физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым формам относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия физическими упражнениями, занятия в группах общей физической подготовки и в спортивных секциях, спортивные соревнования.
Важной и наиболее доступной формой физкультурно-оздоровительных занятий во внеучебное время является утренняя гигиеническая гимнастика. В процессе регулярных занятий утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами совершенствуются функции основных систем организма, укрепляется здоровье, формируется стойкая привычка к регулярным занятиям физической культурой.
Большое значение имеют и самостоятельные занятия физическими упражнениями, дополняющие уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий обучающиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов и норм комплекса ГТО.
Содержание самостоятельных занятий разрабатывается с учетом физической подготовленности конкретного обучающегося, а результативность их проверяется преподавателем на уроках физической культуры.
Школой воспитания мужества, воли, навыков нравственного поведения, отличным средством повышения возможностей организма и высшего проявления индивидуальных способностей являются спортивные соревнования.
Основу спортивно-массовой работы в колледжах составляют соревнования. Первый этап этих соревнований проводится внутри учебной группы, второй этап — между учебными группами учебного заведения. Программа соревнований разрабатывается на основе положения.