Чем занимаются на физкультуре
Как проводится физкультура в школах?
Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.
Где проходят школьные уроки физкультуры
Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам. Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов. На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.
Из чего состоит урок физкультуры
Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.
Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность. Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него. Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.
Физкультминутки
В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках. Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения. В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.
Важность медицинских осмотров
Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки. На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок. В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах. Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.
Физкультура: программа в начальной школе
Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.
Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.
Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям. Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока – учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям. В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.
В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.
Урок физкультуры в средних классах
Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:
Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля – все это входит в процесс воспитания.
Уроки физкультуры в старших классах
Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.
Травматизм детей на уроках физкультуры в школе
Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет. Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры. Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.
Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:
Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.
Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)
Педагогическая практика
Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:
Уроки физкультуры в школе
Уроки физкультуры в школе – важная часть учебного процесса 1-11 классов. Эти занятия несут в себе огромную пользу, но только при условии соблюдения техники безопасности и Федеральных государственных образовательных стандартов.
Рассмотрим цели этих уроков, как проходят занятия и какие требования должны соблюдать учителя согласно ФГОС*.
Цели уроков физкультуры в школе, какие задачи решает
Основными целями уроков физической культуры в школе является физическое развитие, воспитательная работа и оздоровление учащихся. По существующим стандартам занятия по физическому воспитанию проводятся три раза в неделю. При этом один из часов может быть заменен ритмикой, танцами или хореографией. Также возможно включать в занятия виды гимнастики для детей.
Уроки физкультуры в школе решают следующие задачи:
Как проходит урок физкультуры в школе
План каждого занятия должен составляться учителем в соответствии с графиком преподавания дисциплины. Для ребят начальных классов урок физкультуры начинается с организации. Малыши должны переодеться, вовремя выйти в спортивный зал или на спортивную площадку, построиться и выслушать учителя. Сам урок можно разделить на две части, теоретическую и практическую. Во время теоретической части учитель разъясняет особенности выполнения упражнений и определяет их цели. Также теоретическая часть позволяет ребятам ознакомиться с правилами спортивных игр.
Практическая часть заключается в непосредственном выполнении упражнений, проведении спортивных игр, а также на этом этапе производится оценка физической активности ребенка и правильности выполнения упражнений. Практическая часть должна начинаться с разминки. Именно разминка подготавливает тело ребенка к выполнению упражнений и является одной из составляющих техники безопасности.
Игры в школе на уроке физкультуры
Игры в школе на уроке физкультуры, это неотъемлемая часть учебного плана. Ученики старших классов чаще всего играют в такие игры как в баскетбол, футбол, волейбол и другие командные игры. Иной подход к играм в начальной школе. Здесь игры разрабатываются с учетом возраста учащихся.
Из самых популярных игр для младших классов можно выделить «колобок», «зоопарк», «два мороза», «охотники», «мяч соседу» и другие. Игры позволяют учителю выделить одаренных детей и определить, какой вид спорта подходит ребенку. Именно учителя физической культуры часто замечают талант ребенка и рекомендуют родителям отдать малыша в секцию. Выбрать секцию для своего ребенка вы можете в нашем каталоге секций.
Требования к урокам физкультуры в школе
Современные требования к урокам физкультуры в школе значительно отличаются от тех, чтобы были несколько лет назад. Сегодня физическая культура это полноценная дисциплина, ставящая перед собой ряд задач и решающая их.
Общие требования к урокам физкультуры в школе:
Исходя из этих требований, учитель физической культуры должен заранее планировать задачи образовательного, развивающего и воспитательного характера для каждого занятия. Более того план обучения должен быть последовательным и систематичным, а значит каждый урок должен планомерно вести ребят к поставленной цели.
Техника безопасности на уроках физкультуры в школе
Техника безопасности на уроках физкультуры в школе направлена на минимизацию травматизма учащихся, а также на повышение усвоения учебного материала.
В соответствии с установленными правилами техника безопасности включает в себя следующие пункты:
Это лишь основные пункты техники безопасности, применяемые к урокам физкультуры в школе. Смело можно сказать, что техника безопасности на уроках физкультуры, такая же как и при занятиях любыми видами спорта для детей. Это значит, что ученик должен беспрекословно выполнять задание учителя и вести себя корректно по отношению к другим ученикам.
Учитель в свою очередь обязан строго отслеживать технику выполнения упражнений и контролировать каждого учащегося. Сегодня родителям также рекомендуется оформить полис медицинского страхования школьников, что позволяет получить материальную компенсацию при травмах на занятиях физкультурой. Также вы можете оформить спортивную страховку для ребенка с покрытием 24/7, которая покроет любые травмы в школе, дома и на прогулке.
Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС
Основная цель ФГОС* это развитие личности ребенка. Именно поэтому современные стандарты значительно изменили организацию уроков физкультуры в школах.
Сегодня урок физкультуры это в первую очередь формирование у учеников стремления и желания заниматься спортом всю оставшуюся жизнь, а также формирование навыков работы в команде и способности к саморазвитию и самоизменению.
Для достижения этих целей урок должен строиться таким образом, чтобы ученики понимали, зачем они это делают, какую пользу это принесет и почему физкультура важна для их развития. Также по современным стандартам важно анализирование урока, которое помогает учителям отследить успехи учеников и выбрать наиболее правильный вектор в дальнейшем обучении.
Анализирование урока по ФГОС
Анализирование урока по ФГОС* это, по сути, конспекты уроков, которые помогают провести полный анализ учебного занятия и служат рабочей картой учителю.
Анализирование по современным стандартам включает в себя следующие пункты:
Каждый пункт анализа оценивается по 2 бальной системе, где отметка 0 обозначает полное отсутствие критерия, отметка 1 – частичное присутствие критерия, а отметка 2 – полное соответствие поставленным задачам.
Подводим итог
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что уроки физкультуры в школе, это незаменимая и полезная дисциплина. Именно уроки физкультуры помогают ребятам поддерживать физическую форму, а также снимать напряжение накопившееся вовремя других занятий.
Более того сегодня специалисты отмечают что благодаря новым стандартам уроки физкультуры учат не только физической активности, но и развивают патриотизм и такие качества как целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, а также учат работать в команде.
«Физкультура — дурацкий предмет!» В чём же смысл этого предмета в школе и почему не стоит так говорить
В финал конкурса «Учитель года — 2020» в этот раз прошли целых пять учителей физкультуры: спорт снова в моде, а физра постепенно перестает быть предметом, от которого все традиционно косят. Учитель физкультуры Сергей Сивачев из города Кашина Тверской области рассказал нам про смысл уроков физкультуры в школе и про то, как сделать их интереснее.
О себе
Я начинал работать в сельской школе, вел разные предметы: музыку, физику, технологию. Так получилось, что начал преподавать физкультуру, мне понравилось, и вот веду этот предмет уже 11-й год. При этом с детства спортом я не занимался, а втянулся, когда начал работать. Плюс у меня есть мотивация, связанная со здоровьем: если я неделю-две не занимаюсь, начинаются боли в спине. Я понял, что, когда тренируюсь — бегаю, веду тренировки, вхожу в свой ритм, — боли прекращаются.
Начинал работать я без образования, потом окончил педагогический колледж, но знаний все еще не хватало, поэтому отучился еще и на психолога в Московском гуманитарно-экономическом университете.
В чем смысл физкультуры в школе?
Любой учитель физической культуры сталкивается с таким отношением родителей к ребенку: «Вот тебе все что угодно, только не трогай меня». Многие потворствуют ребенку — думают, что из любви к нему, а на самом деле из эгоизма. Сегодня мы массово наблюдаем у детей недостаток движения с детского сада или даже с рождения. Дальше таким детям тяжело входить в обычный, нормальный, человеческий образ жизни.
Основная задача учителя физкультуры — независимо от того, в каком состоянии здоровья ученик к нам пришел, вывести его на лучший двигательный уровень, привить культуру движения, дать почувствовать радость двигательной активности.
Физкультура в школе будущего — где её место
Конечно, над всем довлеет старая советская школа с ее нормативами и оценками по нормативам. Скажем, приходит десятилетний ребенок после начальной школы с двойками по физкультуре и уже привычным отношением «ты слабый, ты ничего не можешь». Конечно, ребенок будет думать: «Физкультура — дурацкий предмет, я лучше посижу в телефоне, и три в четверти мне все равно поставят». И такое отношение массово присутствует.
У меня в практике был случай, когда в пятом классе ребенок приходил к нам с полным освобождением от физкультуры, а после поступил в Институт физической культуры. Думаю, что этот пример показателен.
Физкультура развивает мозг
Есть теория, что, когда человек выполняет действия в привычном для себя режиме — ведущей ногой, ведущей рукой, в рутинном варианте, — стоит пробовать при совершенствовании упражнений выполнять их с непривычной, неудобной стороны. Это интересная двигательная задача, и при этом активизируются разные зоны мозга. Между правым и левым полушариями устанавливаются более прочные связи. Подтверждения этой теории я вижу в своей практике. Это интересно, помогает в мыслительной деятельности. И это работает у детей тоже.
Когда на тренировках по баскетболу мы начали развивать слабую левую руку у правшей, а у левшей — правую, мы заметили, что дети лучше ориентируются, выполняют больше сложных двигательных задач. Их игровое мышление стало лучше и рациональнее. Не скажу, что человек становится умнее от физкультуры, — просто он видит больше решений проблем, и не только двигательных.
Как сделать уроки физкультуры интересными?
Я стараюсь начать урок с необычного вопроса, подбодрить и воодушевить ребенка, чтобы он захотел что-то преодолеть.
Можно рассказывать интересные истории, можно давать физические упражнения на основе прошлого двигательного опыта. Если приводить пример, то старт в беге и в легкой атлетике довольно-таки похож на спринт с мячом в баскетболе. Я стараюсь дать понять, как использовать то, что ребенок уже умеет, уже знает, уже делал, — только немного в другом виде, но с использованием знакомого алгоритма.
«Отборовшись на турнире, они спят на литературе»: как учатся дети-спортсмены
У нас в школе есть спортивный клуб, но я веду именно баскетбольный кружок. Вернее, мы ведем вдвоем, я и мой учитель физической культуры, который учил меня. Раньше это был обычный кружок: дети приходили поиграть, больше никаких целей не было. Постепенно мы стали развиваться — приняли участие в соревнованиях на региональном уровне, хотя в городе нет баскетбольных площадок, только у нас в школе. Наши тренировки год от года становятся похожи не на кружок, а на профессиональные занятия.
У нас появился баскетбол для тех, кому больше восемнадцати, мы становимся центром баскетбола в городе. Ведь этот вид спорта достаточно демократичен: нужны только мяч и два кольца.
Не считать физкультуру проходным предметом
Я за то, чтобы физкультура была важной и у нас не забирали третий час в неделю, что сейчас происходит во многих школах. Когда в расписании есть три часа физкультуры, то нагрузка распределена на всю неделю, а положительный эффект движения помогает развиваться полноценно.
Сегодня отношение к физкультуре как к второстепенному предмету не редкость, из-за этого учителя не могут иногда добиться покупки оборудования, мячей и прочего для того, чтобы полноценно вести уроки.
В сегодняшней программе по физической культуре в концепции развития физкультуры и спорта как цель обозначен идеал — 70% населения должны регулярно заниматься спортом.
Есть вещи, которые радуют: например, прогресс ученика. Раньше он пробегал на два, а стал на три. Я бы поставил ему пять, не обращая внимания на нормативы. Индивидуальное развитие — это самое главное. Когда человек растет, это замечательно.
В наше время люди стали больше заниматься спортом. В городе появилась площадка ГТО, она не пустует никогда. Дети занимаются, бегают. Люди стали обращать внимание на свое здоровье. И это радует. Сейчас встретить человека на пробежке — это норма.
Что посоветовать учителям физкультуры и родителям?
Не быть безразличными. Деньги и база вторичны. Если есть человек, который чем-то увлеченно занимается, то постепенно сложится коллектив, появится и база. У нас сначала не было мячей, не было баскетбольной формы, но все получилось. Не опускайте руки.
Родителям хочется сказать вот о чем. Я знаю, что многие берут справки просто так, я знаю примеры, когда ребенок говорит: «Я не хочу заниматься физкультурой. Мам, возьми мне справку». Давайте любить своих детей и думать об их будущем. Детство закончится, придет юность, потом зрелость, а человек будет физически не развит, будет болеть. Давайте будем стратегами. Не будем потворствовать желанию детей, а будем думать об их будущем. Смотреть вперед.
Благодарим стажера Дарью Стробыкину за помощь в подготовке материала. Фото: Shutterstock / fotosparrow
Что полезного делают на физкультуре в школе, чем полезна физкультура, зачем в школе нужны уроки физкультуры
Чем полезна физкультура? Что из школьных уроков пригодится и сейчас?
Разбираемся вместе с фитнес-тренером.
Утро, рассвет ещё не забрезжил на горизонте. А российский школьник уже идёт навстречу огням школы с пакетом физкультурной формы наперевес. Мимо проплывают машины, но в головах детей — только одна мысль: «Ну почему физкультура сегодня не последним уроком?»
У всех нас есть множество причин не любить уроки физкультуры: кого-то дразнили одноклассники, кто-то так и не подружился с волейбольным мячом. Но плюсы у этих уроков всё-таки были (и нет, мы не про те дни, когда можно было уйти раньше или поспать больше вместо занятия).
Основная цель уроков физкультуры в школе — поддержка общего физического развития школьника. Дело не в оздоровлении или развитии конкретных физических возможностей, которые важны для отдельных видов спорта. Это стимул для детей осознанно включать в расписание активные часы. Но есть ли упражнения, которые лучше остальных помогают детям (и взрослым) быть здоровыми?
Если говорить сугубо про физические навыки, нет какой-то необходимости обучаться им отдельно. Если взять профессиональных спортсменов, которым нужны определённые физические нагрузки, они их получают в секциях, на отдельных тренировках. Им эта физкультура, как бы грубо ни звучало, ни горяча, ни холодна.
Другое дело, когда среднестатистический человек, который не задумывался о спорте, имеет для него фиксированные часы в расписании. Важно, в принципе, само наличие активности, занятий, времени, проведённого в движении.
Разминка, тренировка, заминка — три столпа активности
Комплекс гигиенической гимнастики — вещь! С неё неслучайно начинался каждый урок физкультуры. Правильный принцип гимнастики — последовательный разогрев всех суставов, от головы до ног. Это помогает избежать травм на тренировках.
Сергей: Разминку можно разделить на специальную (когда разогреваются отдельные суставы, которые в основном и будут задействованы в тренировке) и общую. Неважно, какую тренировку вы планируете, перед ней стоит пройтись или пробежаться на дорожке. Тогда организм будет готов к нагрузке.
Сама суть разминки — повторять то же движение, которое вы собираетесь делать, просто с меньшей интенсивностью. Интенсивность — это именно сила нагрузки, усилие, а не количество повторений. Многие путают это понятие с объёмом.
Сергей: Любая правильная разминка для всех будет выглядеть примерно одинаково. Я бы советовал начать с 10-15 минут лёгкой ходьбы, а продолжить круговыми движениями суставов, плюс повороты и наклоны корпуса. Вот тут и пригодится школьная разминка.
Учитель физкультуры — наш персональный тренер
Групповые тренировки, которые так популярны в спортивных залах, тоже как будто бы родом из детства. Ведь первым таким занятием был именно урок физкультуры. Вместе мы отжимались и подтягивались, прыгали в длину с места и проводили челночный бег с эстафетами. Можно ли сказать, что учитель сформировал нашу технику выполнения упражнений?
Сергей: Я учился в одной школе, но у нескольких преподавателей физкультуры. Сказать, что они смотрели за нашей техникой, я не могу. Не знаю, как у других людей в плане такого опыта. Урок физкультуры — это действительно аналог групповых тренировок. Но такие занятия не эквивалент персональной тренировке, где тебя учат постановке техники движений. Групповые тренировки в зале экономически выгоднее, потому что позволяют за меньшее количество времени тренировать большее количество людей. Что касается уроков физкультуры, такая групповая тренировка носит больше мотивационный характер.
Конечно, учитель не может проконтролировать целиком тренировку каждого отдельного ученика, но ребёнок, смотря на одноклассников, видя, какие комментарии учитель даёт другим, может скорректировать ошибки в своей технике. Но знака «равно» между тренером и учителем физкультуры всё же нельзя поставить.
Физическая культура — это звучит гордо
Говоря о культуре движения, сложно переоценить физкультуру, потому что эта ценность буквально заложена в названии урока. Физкультура даёт много полезных навыков школьнику: она учит командной работе, помогает определять свои сильные и слабые стороны и развивать их. В идеале после 11 лет учёбы в школе спорт должен плотно войти в жизнь ученика. Раз уж посты в «Инстаграме» обещают нам выработать привычку за 90 дней, то, по логике, за 4015 она точно должна была войти в наши ДНК. Так ли это?
Сергей: В целом физкультура всегда позиционировалась как способ донести до ребёнка, что ему нужно выделять время на активность. У ученика должно сформироваться убеждение, что здоровый образ жизни, определённый уровень физической активности должны быть с вами на протяжении всей жизни. Это, если хотите, и есть основной навык, который пытается привить физкультура, а не умение бегать, способность подтягиваться и отжиматься.
Физкультура — это пространство для действия
Уроки физкультуры не заканчиваются в стенах школы. Взрастить мотивацию заниматься спортом можно и у ребёнка, и у взрослого самостоятельно. Конечно, тут мы ступаем на скользкую дорожку мотивации. Так чего не хватает физкультуре, чтобы стать теми вожделенными 45 минутами, которых будут ждать?
Сергей: Не хватает разнообразия в физической активности, в нагрузках, которые предоставляют в учебных планах. То есть это всё равно учебный процесс, куда тебя должны завлечь. К сожалению, система образования работает сомнительно именно в отношении физической культуры. Вам должно быть интересно, должно тянуть к процессу. Вы не будете заниматься спортом, если это скучно и не нравится.