Чем занимаются ученые археологи 4 класс
Конспект занятия «Профессия археолог»
Людмила Кирюхова
Конспект занятия «Профессия археолог»
I. Организация начала. (Слайд №1)
Наверняка вы все рассматривали фотографии. Неправда ли, очень интересно посмотреть, какой ты был несколько лет назад; какой маленькой была мама, как она выглядела, какими были бабушка и дедушка? Благодаря фотографиям всегда можно заглянуть в прошлое. (просмотр старых фотографий) Как вы думаете, нужно ли нам помнить прошлое, для чего?
А как узнать о том, что было очень давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки? О том далеком времени нет ни одной фотографии, по той простой причине, что раньше не было фотоаппаратов. Да и не только их,а и многого другого: утюгов, машин, телевизоров, холодильников, то есть тех предметов, без которых мы с вами не мыслим нашу жизнь. Посмотрите на эти рисунки, как вы думаете, все ли они отражают наш современный быт (показ рисунков из книги «Как жили люди на Руси»). Действительно, здесь есть предметы, которыми никто уже давно не пользуется, эти предметы хранятся в музеях.
Издревле человек находил в земле различные предметы: черепки посуды, каменные топоры, украшения, изделия из камня, дерева, наконечники стрел, отдельные кости, а иногда даже целые захоронения, доспехи, монеты, клады… (показ фотографий, изображений старинных предметов). Как же они туда попали? Вы замечали, что если дома несколько дней не протирать мебель, на ней накапливается слой пыли. А за тысячи лет толстый слой пыли, песка и земли покрыл все, что осталось от древних людей. На этом месте выросли травы, деревья, или даже целый город. В результате землетрясений, наводнений, извержения вулканов, разрушались и пропадали целые поселения. Некоторые были завалены извергающимися лавами вулканов, некоторые скрылись в океанах. Чтобы отыскать следы прошлого, люди занялись— раскопками.
Людей, которые производят раскопки,называют: учеными – археологами; появилась наука – Археология. Ребята, а вы что-нибудь знаете о том, какие животные населяли нашу планету, какими были люди? (ответы детей).
Работа археолога очень трудная, потому что почти все интересные находки находятся под землей. Чтобы извлечь их из земли, нужно много потрудиться, а иногда ничего не удается найти. Поэтому археолог, прежде всего, должен знать территории, где следует искать. Для этого археологипроводят большую подготовительную работу: ищут в архивах старинные рукописи с описанием поселений, мест сражений и походов. Даже легенды и мифы нередко наталкивают археологов на неожиданные открытия.
Для поисков археологи используют вертолеты, самолеты, и даже космические корабли, ведь с воздуха можно увидеть те объекты, которые совсем незаметны на земле. Например, след гигантского ящера.
Но не только землю, но и водные глубины исследуют археологи, ведь там скрыты не только затонувшие корабли, но и целые города, замки, крепости После того, как ученые определят, что в данном месте можно найти исторические находки, наступает главный момент в работе археолога – раскопки. Место, где работают археологи, называется – раскоп. Для ориентира местность на раскопе делится на квадраты, чтобы точно отметить место находки. Некоторые называют археологию «Наукой лопаты». Как вы думаете, почему?
Старинные вещи очень хрупкие, и при транспортировке они часто рассыпаются в пыль или на мелкие осколки.
II. Основная часть. Закрепление.
-Ребята, а кто такой археолог? (Ответы детей).
-Археолог (Слайд №2) – это ученый, который занимается изучением прошлого человечества по найденным вещам и предметам. Эти вещи и предметы называются «находками».
И в Сибири вьюжной,
И во всех частях страны
Он предметы старины
Заглянули в глубину –
Как мы жили в старину.
Как вы думаете, о ком это стихотворение? (Ответы детей).
(Слайд №3)Наука, которая изучает жизнь людей в древности называется археология.Давайте все вместе повторим: Наука – археология, ученый – археолог. (Ответы детей).
Предлагаю вам посмотреть одно видео «Десять невероятных археологических находок». (Слайд №4).
-Понравилось вам видео? О чем оно?
Я предлагаю вам помочь археологу в его раскопках! Согласны? (Ответы детей).
-Тогда закрываем глаза ладошками и начинаем отсчет.
Дети закрывают глаза ладошками и начинают считать: 1, 2, 3, 4, 5, 6; открывают глаза.
-Мы с вами попали на раскопки! Иногда кто-то из археологов что-то находит, кисточкой аккуратно очищает свою находку,и это оказывается: осколок разбитой миски (Слайд №5, или вазы (Слайд №5(1, или кружки – глиняный черепок (Слайд №5(2).
-Ребята, давайте подойдем к столам. Посмотрите, на столе лежат осколки от красивой посуды, которые нашли археологи на раскопках. Давайте попробуем из этих осколков собрать посуду.
Игра «Сложи из кусочков посуду» (Слайд №5 музыка).
-Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А как вы думаете, радуются ли археологи своим находкам? (Ответы детей).По осколкам посуды можно понять, как люди жили много лет назад. Иногда археологам удается собрать из осколков целый кувшин или вазу. Посмотрите, какие красивые вазы отыскали археологи. (Слайд №6).
-Археологи ничего не берут себе, они все отдают государству, и на эти ценности в музеях люди могут любоваться и изучать далекое прошлое.
-Ребята, посмотрите на следующий слайд. (Слайд №7). Здесь изображены инструменты, которые использует археолог. Как вы думаете, для чего они нему нужны? (Ответы детей).
-А для чего археологу нужна кисточка? (Ответы детей).Кисточка – это волшебная палочка для археолога.
-Археологи очень сильные и выносливые, умеют копать, ходить на большие расстояния, работать под жарким солнцем. Они – очень терпеливые, иногда находку нужно очищать несколько часов!
На раскопки мы идем,
Лопату в руки мы берем.
Раз копнем, два копнем,
Следом кисточку возьмем.
Что-нибудь сейчас найдем.
Дальше снова мы пойдем.
Лопату в руки мы берем.
Раз копнем, два копнем.
Снова кисточку возьмем.
Раз махнем, два махнем –
Находку мы сейчас найдем.
-Благодаря ученым, мы теперь знаем, что поначалу древний человек не очень то отличался от животных. Люди не умели говорить, считать, их руки были ниже колен, и роста они были не высокого. Но зато они рисовали, правда, не обычными красками, какими рисуем мы с вами, и не на бумаге, ее раньше не было. Древние люди рисовали на камнях острым резцом; ученым удалось найти в пещере целый рассказ нарисованный таким образом. На плоских костях животных, на коре деревьев (такое письмо называлось «берестяная грамота»). Позже из глины стали делать тонкие «дощечки», на которых писали палочками. Такие «письмена» хранятся сейчас в музеях. Их изучают и пытаются прочитать.
Земля, как большая книга, лежит под нашими ногами. Каждый пласт земной коры – это лист книги. Мы живем на самом верхнем, последнем листе. А первые листы книги где-то глубоко на дне океанов, до них люди еще не добрались.
Сегодня мы побудем археологами: сначала обследуем камешки, найденные на прогулке, а затем отыщем и раскрасим предметы, найденные археологами.
Задание 1. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит (кристаллики, трещины, узоры и т. п.).
Задание 2. Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим твердым предметом. Посмотрим через лупу, что получилось.Почему говорят: «твердый как камень», «стоит как каменный»?
Задание 3. «Превращаемся» в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огонь ударом двух кремешков друг о друга. Если очень стараться, можно заметить искру. Понюхаем теперь камни и определим запах. Твердый кремень или мягкий?Почему говорят: «крепкий как кремень»?
Задание 4. Подобрать камешки,из которых: можно воздвигнуть памятник; сделать украшения; построить дом. Объяснить свой выбор.
Задание 5. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке? Пробуем мелом, углем, кремнем, графитом (это лучше всего делать во время прогулки).
Раскрашивание (найти среди раскрасок предметы, найденные археологами и раскрасить их).
III. Итог. Рефлексия.
-Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали? (Ответы детей).
— Кто такие археологи? (Ответы детей).
— Как называется наука, которая изучает жизнь людей в ревности? (Археология).
— Что такое находка? (Ответы детей).
— Как называется место, где работают археологи? (Раскоп).
-Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей).
-Мне очень понравилось сегодня заниматься с вами раскопками. Вы были настоящими археологами – сильными, выносливыми и терпеливыми! Спасибо вам за занятие! И запомните, археолог – это очень важная и нужная профессия!
Конспект интегрированного занятия «Профессия — парикмахер» для детей старшей группы Конспект интегрированного занятия «Профессия – парикмахер» для детей старшей группы Цель: Уточнять и расширять знания дошкольников.
Конспект НОД «Есть такая профессия — моряки» В рамках плана работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников, ребята средней группы «Карамельки» познакомились с военной профессией.
Конспект НОД «Профессия программиста» Цель : познакомить детей с профессией программист; воспитывать уважительное отношение к людям труда. Задачи: Образовательные: Вызвать интерес.
Конспект НОД «Профессия повар» с загадками и заданиями Цель : познакомить детей с профессией повара, с некоторыми профессиональными действиями, с предметами – помощниками в труде; воспитывать.
Конспект урока 1 сентября в 9 классе «Моя будущая профессия» Конспект урока в 9 классе. 1 сентября «Моя будущая профессия». 1. Организационный момент. Нежарким солнышком согреты, Леса ещё листвой одеты.
Конспект занятия «Профессия: врач» Цель занятия: 1. Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; 2. Активизировать в речи детей названия трудовых операций врача,.
Конспект занятия «Вкусная профессия» Цель: расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых. Задачи: подчеркнуть значимость профессии повара; продолжать прививать.
Конспект интегрированной ООД с элементами пластилинографии «Профессия — плотник» Окружающий мир. Конспект ООД «Профессия — плотник». Интегрированное занятие с элементами лепки (нетрадиционная техника – пластилинография).
Урок презентация «Как работают археологи»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Как работают археологи
«Мир истории»
6 класс
Описание слайда:
— Что такое история?
— О чём мы можем узнать, изучая историю, подтвердите ответы примерами?
— Почему учёных – историков можно назвать настоящими следопытами?
— Для чего нужно изучать историю?
Описание слайда:
Проверка домашнего задания
— Какие науки называют вспомогательными историческими науками?
— Что они изучают? Перечислите
Описание слайда:
Практическое упражнение. Распредели на три группы предметы, которые изучают вспомогательные науки (гербы, монеты, посуда).
Описание слайда:
Как называют учёного, который изучает биологию?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ЭКСПЕДИЦИЯ – поездка группы людей, отряда с каким-то специальным заданием.
-Как работают археологи до начала экспедиции?
– Какие работы они проводят?
– Как идут раскопки?
– Куда отправляют находки?
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ:
Вставить пропущенные слова.
Археологи выезжают на место для __________________________. Намечают _________ раскопок, проводят ________________________. После разведки начинают ___________________. Работают _____________ и __________. Отправляют всё в _____.
Слова для справок: полевых работ, план, разведку, раскопки, лопатой, кисточкой, музей.
— Какие музеи есть в нашем поселке и районе?
Описание слайда:
Каким человеком должен быть археолог?
Описание слайда:
Описание слайда:
«Кто ж нашёл следы столетий? Кто в историю влюблён?
Кто сложил в витрины эти драгоценности времён?
Это опытные руки археологов страны
Мы ревнителям науки благодарны быть должны.»
Описание слайда:
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
«Развития познавательной и речевой деятельности у детей с нарушением слуха посредством наглядного метода»
Презентация по русскому языку на тему «Слово» ( 3 класс)
Консультация для воспитателей и родителей: «Интерактивные игры для детей с ОВЗ»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в компенсирующей подготоительной группе на тему «Новый год. Зимние забавы.
Рабочая программа коррекционных занятий.
РП И КТП двигательное развитие 1 КЛ
РП Двигательное развитие 1 КЛ.
ТЕСТ к уроку чтения в 8 классе по теме «Тургенев И.С. «Муму». Часть 5 «Возвращение Муму»»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5417116 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Материал о профессии археолога
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сегодня я хочу рассказать об увлекательной профессии, благодаря которой мы многое узнали о нашем прошлом. Эта профессия называется археолог. Он изучает, то, что составляет прошлое человеческого общества. Археологи много времени проводят в экспедициях, отыскивая древние поселения. При подготовке к каждой из экспедиций им необходимо изучить и запомнить все исторические источники.
В переводе с греческого слово «археология» означает «наука о древности». Изучает вещественные, материальные остатки как известных, так и исчезнувших безымянных культур и цивилизаций.
история этнография история искусства социология
О чем могут рассказать исторические источники?
Археология-наука помогающая изучать историю. Работа археолога очень кропотлива.
Археолог — это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам их жизнедеятельности.
Сначала археолог работает лопатой, потом – специальной кисточкой, осторожно извлекая из земли вещественные источники.
Каждую вещь тщательно осматривают, нумеруют, зарисовывают в альбом, упаковывают.
Ученый-археолог может: изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология)
Откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология)
С помощью специальных материалов и техники пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).
Личные качества археолога 1. Готовность к кропотливой работе, 2. Аккуратность. 3. Выдержка. 4. Терпение. 5. Ответственность. 6. Пунктуальность. 7. Целеустремленность. 8. Увлеченность. 9. Любовь к истории. 10. Хорошая память на даты, имена и события.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-724078
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Археолог — это что-то! Интересная работа! Все о профессии археолога
Археолог ― профессия, без сомнения, романтическая. Едва ли найдется ребенок, который, читая о приключениях и дальних странах, не захотел бы попасть на настоящие раскопки и, конечно, найти что-нибудь интересное.
Ценность археологии очевидна. Что бы мы знали про древние культуры, если бы не эти ребята, которые день и ночь что-то копают, не обращая внимания на палящее солнце, специфические условия проживания и прочие неудобства? Поговорим подробно о том, как стать археологом, где этому учат и куда идти работать.
Вдалеке от родимых домов: немного истории
Как ни парадоксально звучит, но профессия археолога — довольно древняя. Так, первым археологом считают поэта Лукреция Кара, который жил в I веке до нашей эры. Именно он разделил дописьменную историю на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный. Такое разделение используется и по сей день.
Как наука (от греч. archaios («древний») и logos («учение») археология появилась в XIX веке. В это время были открыты древние цивилизации Египта и Междуречья. Но что же делают археологи? Их задача ― поиск и изучение артефактов, с помощью которых совместно с историками они могут воссоздать быт и культуру древних эпох. Сегодня археологи всего мира работают преимущественно в трех направлениях:
Вопреки расхожему представлению, археологи работают не только «в поле». Хотя экспедиции, без сомнения, — важнейшая часть их работы. Но недостаточно найти древний предмет. Ведь сам по себе он ничего нам не расскажет. Артефакт надо изучить, описать, если нужно, отреставрировать. Это важная, кропотливая работа, которая потом позволяет ученым предположить, к какой эпохе относится находка и для чего она была нужна древнему человеку.
Работа археолога, несмотря на внешний романтизм, подходит тем, для кого это настоящее призвание. Археолог ― человек, обладающий многими важными качествами. Одной любви к истории и приключениям недостаточно.
На раскопках ученые живут в далеко не самых комфортных условиях, поэтому умение довольствоваться малым, не капризничать, готовить на костре и обходиться без горячей воды вам очень пригодится. Кроме этого, работа на раскопках довольно тяжела физически. А значит, хорошее здоровье и выносливость необходимы.
Археологи проводят в экспедициях очень много времени. Все это время они проводят вдалеке от дома и родных, в ограниченном кругу соратников и коллег. Поэтому если вы не умеете работать в команде, не обладаете терпением, уравновешенным характером и умением искать компромиссы, вам и остальным участникам экспедиции будет нелегко.
И, конечно, самые главные, наверное, качества археолога ― любопытство, склонность к аналитике, умение задавать вопросы и искать на них ответы и способность к непрерывному самообразованию. Ведь археология идет бок о бок с историей, палеонтологией, антропологией, геологией, топографией. А значит, ограничиться только своей областью знаний никак не получится.
Где учиться на археолога
Обучение осуществляется преимущественно по направлению «История» с теорией и практическими элементами именно археологии. К сожалению, высших учебных заведений, где можно получить соответствующий диплом, не так много.
В первую очередь это московские вузы и несколько региональных:
Абитуриенту нужно будет подготовиться по нескольким дисциплинам: русский язык, математика, история, обществознание. В некоторых вузах есть возможность заменить историю или обществознание на биологию или физику. Пригодится будущему археологу и знание иностранных языков, прежде всего английского. Также немаловажно выучить язык страны, история которой является предметом научного интереса.
Стать археологом: плюсы и минусы профессии
Как мы уже сказали, археология ― очень интересная наука. Она открывает много нового, знакомит с другими мирами, позволяет узнать то, что иначе узнать невозможно. Прибавьте к этому интереснейшие путешествия, знакомство с огромным количеством по-настоящему увлеченных людей ― что еще нужно? Но поскольку профессию выбирают не на пару лет, а чаще на всю жизнь, рассмотрим поподробнее, с чем придется столкнуться молодому археологу.
К минусам профессии можно отнести:
И, наконец, в этой профессии, как и во многих других, нужна удача. Ведь вы никогда не знаете, что вам предстоит найти: сотую по счету монету или никем ранее не открытое древнее поселение. Конечно, перед тем, как поехать в экспедицию, ученые проводят огромную подготовительную работу, результаты которой могут подтвердить или опровергнуть находки. Но к чему приведут раскопки и удастся ли открыть что-то действительно важное ― заранее не знает никто.
Где работает и сколько получает археолог
Археологи востребованы не только в науке, хотя прежде всего очевидным местом работы может стать крупный музей или научно-исследовательский институт. Кроме этого, археологи нужны в промышленном секторе.
Ни одна большая стройка, ни одно месторождение на обойдется без изысканий и раскопок. Крупные строительные, нефтеперерабатывающие и газовые компании часто приглашают к сотрудничеству археологов. Так, при строительстве Крымского моста было найдено около миллиона различных артефактов. Многие из них обладают исторической ценностью и были переданы музеям Тамани и Керчи.
От места работы зависит и зарплата археолога. В музеях и научно-исследовательских институтах заработок, к сожалению, невысокий — около 30-40 тысяч рублей. В крупных промышленных корпорациях можно зарабатывать до 70 тысяч рублей. Эксперты высокого класса и ученые с мировым именем, конечно, имеют более высокий доход.
Надеемся, эта статья поможет молодым людям, жаждущим знаний и приключений, выбрать профессию по душе.