Чем занять детей группы риска
Работа с детьми «группы риска»
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.
Группы критерий | Критерии, определяющие «группу риска» | Ф.И. ученика |
Медицинские | Имеют хронические заболевания внутренних органов | |
Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи | ||
Часто и длительно болеют | ||
Состоит на учете у психоневропотолога | ||
Перенесли сложные медицинские операции | ||
Перенесли стрессы | ||
Леворукие дети (левша) | ||
Другое | ||
Социальные | Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку | |
Живут в малообеспеченной семье | ||
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) | ||
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса | ||
Самовольный уход из дома | ||
Другое | ||
Учебно-педагогические | Имеют стойкую неуспеваемость | |
Пропуски занятий без уважительных причин | ||
Пропускают отдельные предметы без уважительных причин | ||
Поведенческие | Нарушение поведения | |
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями | ||
Повышенная тревожность | ||
Употребление наркотических веществ | ||
Табакокурение | ||
Токсикомания | ||
Гиперактивность | ||
Другое |
1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.
2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.
3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.
4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.
Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».
Игры с детьми группы «риска»
Вера Маркова
Игры с детьми группы «риска»
Игры с детьми группы «риска»
Психокоррекция детско-родительских отношений должна быть направлена на повышение у взрослых чуткости и внимания к проявлению у детей тревожности, депрессивного состояния. В коррекционной работе применяются различные методики. Одна из них — диагностика эмоциональных связей (Игра «Почта»). (Суть игры – в выражении своего отношения к родным и близким с помощью «писем», которые он «разносит» по разным адресатам). Проводится индивидуально. Выбираются фигурки, замещающие членов семьи и фигура «Незнакомец»). В игре используются 20 писем. Первые 10 – передают отношения ребёнка к членам семьи:
1. Этого человека я люблю.
2. Этого человека я не люблю.
3. Об этом человеке я скучаю (не скучаю).
4. С этим человеком я люблю играть, читать.
5. Иногда я боюсь этого человека.
6. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
7. На этого человека я часто сержусь.
8. Мне нравится помогать этому человеку дома.
9. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.
Следующие 10 писем передают отношение членов семьи к ребёнку (на основе детских представлений).
1. Этот человек меня любит (не любит).
2. Этот человек всегда весёлый.
3. Этот человек на меня всегда злится и сердится.
4. Этот человек меня всегда жалеет.
5. Этот человек часто наказывает меня и ругает.
6. Этот человек часто со мной играет (никогда не играет).
7. Этот человек самый добрый, хороший.
8. Этот человек мне всегда всё запрещает.
Далее обработка результатов:
«Я люблю (не люблю)» — избирательность эмоциональных отношений ребёнка. Если одному тому же лицу адресуются несколько сообщений с положительной эмоциональной оценкой из обеих групп вопросов – взаимная симпатия, близость с этим человеком, письма с отрицательными посланиями – членам семьи, а не фигуре Незнакомца — наличие эмоциональных проблем в семье. Сообщение «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью» может выражать безучастное отношение к данному лицу или указывает на бедность контактов с ним. Адресованность одному лицу писем с положительным и отрицательным содержанием можно рассматривать как противоречивость чувств ребёнка по отношению к этому человеку. Если послания «Я люблю (меня любит)» дети адресуют фигуре Незнакомца, это говорит об отсутствии объекта любви и привязанности среди близких людей.
Одна из методик – технология активного слушания ребёнка взрослым.
Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге «Как общаться с ребёнком?» уточняет некоторые правила поведения взрослого при использовании технологии активного слушания.
1. Беседуя, надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза (чтобы глаза были на дном уровне);
2. Видя негативные переживания малыша, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме;
3. Держите паузу между репликами – это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах. «Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа».
4. Отвечая на переживания ребёнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.
Использование данной технологии помогает добиться следующих результатов:
• Исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;
• Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;
• Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
И другие методические приёмы.
Кризисные ситуации в жизни ребёнка.
В группу риска относятся и дети, пережившие стресс.Стресс может быть нескольких видов: эмоциональный (психологический, информационный и травматический. Информационный – когда человек пытается воспринять больший объём информации, чем это может сделать его мозг. Поступающая информация не успевает перерабатываться и осмысливаться, и, как следствие, человек не может принять верное решение в том темпе, который от него требуется. Эмоциональный (психологический) стресс — часто возникает как реакция на ситуацию опасности, обиды, горя, непонимания и т. д. Травматический – особая форма реакции организма. Она возникает тогда, когда психологические, физиологические и адаптационные возможности перегружены и начинается разрушение защиты.Возникновению переживания у детей дошкольного возраста могут способствовать следующие факторы:
• Травмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (внезапная болезнь или утрата одного из родителей, ссора со сверстниками или оскорбительное поведение с их стороны и т. д.);
• Хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации (внутрисемейные конфликты, чрезмерно жёсткие отношения со стороны кого-либо из родителей, неприятие со стороны воспитателя и др.)
• Ситуации, возникающие на фоне эмоциональной депривации, т. е. недостаточного проявления заботы, ласки, телесного контакта близкого взрослого.
Что с этим делать в условиях детского учреждения? Во-первых, необходимо диагностировать посттравматическое стрессовое расстройство.
И как пример, методика О. А. Ореховой «Цветовая диагностика эмоций». (Подробно в книге Ореховой О. А. «Цветовая диагностика эмоций ребёнка»).В ней детям 6-7лет предлагают три задания:
*Раскрасить дорожку из шести клеточек. (Выберите карандаш, который вам больше всего нравится и раскрасьте первую клеточку, отложите его в сторону, он нам больше не понадобиться, возьмите из оставшихся карандашей тот, который вам больше нравиться и т. д.)
*Раскрасить улицу из 10 домиков, в которых живут счастье, горе, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. (Все слова нужно произносить чётко с эмоциональной окрашенностью). Если дети не знают значение какого-то слова, необходимо объяснить его. Здесь использованные карандаши не откладываем в сторону, так как домиков больше, чем карандашей.
*Раскрасить улицу из 10 домиков, в которых мы делаем что-то разное,например: первый- наш детский сад, второй- здесь мы рисуем, третий- здесь танцуем, четвёртый-музей, пятый- здесь поём, шестой- считаем, седьмой –читаем, восьмой- играем, девятый- наблюдаем за природой В 10-й домик поселите хозяина и придумайте, что он там делает. Выберите для этого домика подходящий цвет.Как это оценивается:
Характер раскрашивания — тёплые тона- внутренний подъём, активность, необходимо выплеснуть энергию. ; холодные тона- склонен к созерцанию, размышлению, психическое состояние стабильно. Если линии плавные, округлые — ребёнок ищет «золотую середину», с такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, он может замкнуться. Если, закрашивая выходит за контуры — стремится к свободе и независимости до упрямства. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, нужно «внести» сказку в обычные дела. Не выходит за пределы рисунка – излишне насторожен, замкнут, не уверен в себе. Может стать вечно ведомым, обидчивым, раздражительным.
Выбор цвета — Присутствие коричневого и чёрного в начале цветового ряда может означать негативное отношение к жизни. (Настораживает, если начинает с коричневого или чёрного, а заканчивает основными цветами.
Сфера социальных эмоций — Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, способность отличить добро и зло. Если дети обозначают все объекты одним цветом, это говорит о возможных проблемах в общении и деятельности.
При обнаружении травматического стресса проводится коррекционная работа.
1 стадия—начало работы с травмой: фокусирование внимания на произошедшем, рисование на тему, сочинение рассказа о событии или его описание;
2 стадия—Продолжение работы с травмой: оживление переживания, обсуждение произошедшего с ребёнком; описание- воспроизведение травматического события и его особых деталей; фокусирование внимания на текущих и будущих проблемах.
3 стадия—завершение обсуждения: принятие и поддержка чувств ребёнка, прогнозирование других вариантов ситуации и поведения в них; повышение самооценки.
Восстановление нарушенных отношений ребёнка с миром невозможно без ощущения им своей целостности, органичности, понимания особенностей своего тела, умения осознанно управлять им. Телесный контакт между ребёнком и взрослым (в начале терапии, возможность этого контакта с другими детьми (в процессе групповых занятий) является основой для установления доверительных, поддерживающих отношений. Учитывая, как болезненно реагируют дети, перенёсшие травмирующие переживания, на любые прикосновения, следует начинать издалека, используя опосредованные прикосновения (например, взяться за руки через колечко, постепенно приближаясь к социально привычным формам контакта (обнять за плечи, погладить по голове, обучая приёмам релаксации, глубокого вдыхания, выразительного движения под музыку и другие приёмы, используемые в повседневной жизни детского сада.
Сборник игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..
Нетрадиционные формы работы с семьями «группы риска» Исхакова Валентина Александровна, Воронцова Ольга Игоревна. Не секрет, что в любом детском коллективе встречаются дети из «Неблагополучных.
Материал для промежуточной аттестации по ПМ 03. Социальная работа с лицами группы риска, оказавшимися в ТЖС Государственное казённое профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум».
Перспективный план работы социального педагога с обучающимися «Группы риска» на учебный год Перспективный план работы социального педагога с обучающимися «Группы риска» на учебный год Цели и направления деятельности Задачи Содержание.
План работы с обучающимися «Группы риска» План работы с обучающимися «Группы риска» на 2018-2019 учебный год Цель:создание правовых, социально-организованных условий для самореализации.
Работа с учащимися группы риска в образовательных учреждениях системы общего образования Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение.
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска» Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения.
Сопровождение детей раннего возраста. Группы риска На сегодняшний день наблюдается недостаточная изученнсть прблемы психологического сопровождения детей раннего возраста.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями «группы риска» посредством уполномоченной службы Не является секретом то, что в последние годы в России, в условиях продолжающейся нестабильности наблюдается устойчивая тенденция роста.
Конспект занятия с детьми группы риска Занятие Материалы для занятия: магнитофон, аудиокассета с медитативной музы-кой, бумага, ручка, бланк «Цветовые ощущения» для ведущего.
Внеклассная работа с учениками группы риска
Кто такие ученики группы риска?
Обычно к группе риска относят так называемых «трудных» подростков. Это ребята, у которых есть системные проблемы в социальной, учебно-мотивационной или психоэмоциональной сферах. Примеры таких проблем:
систематические пропуски занятий и/или хроническая неуспеваемость;
эмоциональная неустойчивость, выраженные аффективные реакции или подавленное состояние;
сложности в отношениях с родителями или сверстниками;
семья находится в трудной жизненной ситуации;
подросток склонен к девиантному, асоциальному поведению — употреблению ПАВ (психоактивных веществ), правонарушениям;
сюда же относятся все виды рискованного поведения — руфинг, зацепинг, участие в уличных драках, принадлежность к фанатским движениям и другим экстремистским группировкам, рискованное сексуальное поведение, побеги из дома и т.д.
Невозможно выделить некие общие параметры для всех подобных учеников, однако есть важная черта, объединяющая почти всех ребят этой категории. В подавляющем большинстве случаев эти дети по разным причинам предоставлены сами себе. Предпосылки для попадания в группу риска могут быть разными. Одни дети пытаются привлечь внимание взрослых опасными выходками, болезнью или аффективными вспышками. Другие, уже не надеясь, что родители их заметят и полюбят, ищут «свою стаю» среди тех, кто не требует от них хороших оценок и правильного поведения, — и часто это оказывается совсем не то социальное окружение, которое считается хорошей компанией. Третьи мстят родителям за равнодушие или несправедливость. Четвертые сами «махнули на родителей рукой», хотя те искренне беспокоятся за них, — ведь «эти взрослые никогда нас не понимали». Нетрудно догадаться, что самая сложная для работы категория — те, кто уже не рассчитывает на помощь. Они не доверяют миру взрослых. Хороший взрослый для них — это тот, от кого не будет много вреда и беспокойства, и с ними очень сложно установить подлинно доверительный контакт.
Что с ними можно делать?
Прежде, чем отвечать на этот вопрос, необходимо определиться с целями и смыслами. Что мы хотим получить в результате внеурочной воспитательной работы? Понятно, что наша цель — отвлечь ребенка от чего-то вредного, что присутствует в его жизни, и добавить вместо этого какую-то полезную, социально одобряемую деятельность. Здесь важен индивидуальный подход. Для любящего подраться Васи такой деятельностью может стать участие в работе спортивной секции, а для часто болеющей, неуверенной в себе Маши — например, составление каталога школьной библиотеки.
Обязательным условием успеха как профилактической, так и коррекционной работы с детьми является наличие взрослого, неравнодушного, во-первых, к личности каждого подростка, а во-вторых, к делу, которое собирается вместе с ним делать.
Очень важно, чтобы на пути запутавшегося подростка встретился взрослый, который поверит в него и поддержит. Ради похвалы такого человека этот подросток будет готов на многое. Если взрослый заметит его успехи, пусть даже совсем незначительные, подросток перестанет ощущать себя неудачником. У него появится зона компетентности, и это обязательно повлияет на его самооценку и отношения с окружающими.
Работа с детьми группы риска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Городского округа Лыткарино Московской области»
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, малолетние правонарушители.
В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.
Для подростков «группы риска» характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.
К категории учащихся «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.
Проблема детей «группы риска» особенно актуальна для возраста от 10 до 14–15 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходимы по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.
Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
В настоящее время к атегория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:
1. Пьянство одного или обоих родителей;
Асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
Убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
Оставление малолетних детей одних без пищи и воды;
Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
1. Ухудшение социального положения семей в школе.
2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся
проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
5. Высокий уровень подавления и насилия.
6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся
фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития
8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания
Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
Закон РФ «Об образовании» (редакция N 68 от 10.07.2012).
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
В работе с детьми группы риска, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:
Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.
Положив в основу закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», мною разработан алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска».
Алгоритм организации индивидуального сопровождения
детей «группы риска»
Алгоритм работы с ребенком группы риска
2. Работа по запросу –
►Социальный педагог – выявляет социальные причины дезадаптации детей группы «риска»
► Педагог-психолог – (сбор анамнеза о ребенке и его семье, диагностика личностных особенностей, диагностика особенностей поведения)
► Педагогический коллектив. Каждый учитель-предметник при работе с ребенком группы «риска» придерживается рекомендаций узких специалистов.
►Педагогический совет (консилиум)
1. Выявление детей группы риска. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.
Создание банка данных осуществляется совместно с инспекторами ИДН, с представителями органов опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних.
Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.
Формирование банка информации о воспитанниках «группы риска». Он представляет собой компьютерную программу или картотеку, в которых хранится информация о воспитанниках
Данная программа позволяет осуществлять количественную и качественную оценку изменений в поведении воспитанника по специально выделенным критериям:
учет фактов нарушения дисциплины;
учет фактов административных нарушений;
учет мероприятий, проводимых с воспитанниками;
характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.
Банк информации о воспитанниках «группы риска» является открытым лишь для школы, его куратора и социального педагога.
Раннее выявление детей (семей) группы риска.
Основные задачи:
1.1.Обнаружение семьи (или) ребенка, находящегося в ТЖС;
1.2.Сообщение о семье и ребенке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности;
1.3.Учет семей и детей, находящихся в ТЖС.
Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях:
наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
появления у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
кризисной ситуации в семье;
резкого ухудшения состояния здоровья;
в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию ребенка.
Способы получения необходимой информации:
Анализ журналов групп
Опрос мнения преподавателей об обучающемся
Анализ учета посещаемости занятий
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
Беседы с родителями обучающегося
Беседы с обучающимся
Запрос информации от психолога
Запрос информации с предыдущего места учебы
На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:
Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
Опрос – устный и письменный (анкетирование)
Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра
После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы сопровождения.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков группы риска.
Выявление детей с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого ребенка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.
Ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка.
Диагностическая работа осуществляется в следующих направлениях
беседа учителями и с классным руководителем;
беседа с родителями;
изучение особенностей развития;
изучение данных об успеваемости ребенка, анализ учебных проблем;
изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
анализ социального портрета класса;
анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).
Методы исследования:
Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
Диагностическая работа необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.
С помощью диагностических методик происходит
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,
определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.
изучение интересов, способностей и склонностей ученика,
изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
выявление уровня социального благополучия ребенка,
выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе
Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.
Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.
жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.
Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку группы риска, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.
На каждого несовершеннолетнего, подростка группы риска составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.
Индивидуальная профилактическая работа.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».
Основные задачи:
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство.
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя:
взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
помощь в преодолении учебных затруднений;
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения .
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Методы социально-психологической помощи:
Групповые и индивидуальные занятия
Методические рекомендации по ведению карты индивидуального профилактического сопровождения учащегося
Карта индивидуального профилактического сопровождения заводится на учащегося, поставленного на учет в КДН, ИДН, ВШУ и пополняется по мере работы. В нее входит следующая информация: общие сведения о несовершеннолетнем, дата постановки на учет, социально-педагогическая характеристика, занятость во внеурочной деятельности, табель успеваемости, акты обследования жилищно-бытовых условий проживания ребенка и посещения семьи, план индивидуальной профилактической работы, ходатайства на учащегося, заявления, докладные, постановления и другие документы. При необходимости в карте может хранится дополнительная информация о ребенке.
Социальный педагог ведет запись и регистрацию всех видов работ проведенных с несовершеннолетним, несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке.
Данный документ может предъявляться только по запросу профильных специалистов, работающим в системе образования.
4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.
Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.
В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по корректировке поведения несовершеннолетних, поэтому необходимо: