Чем заняться после декрета
8 эффективных советов, как найти работу после декрета: куда пойти молодой маме?
Чего боятся работодатели?
Среди работодателей существует стереотип, что сотрудницы с маленьким ребенком приносят много проблем. В воображении руководства сразу складывается два возможных сценария:
Работодатели убеждены, что мама маленького ребенка будет постоянно просить больничные и отгулы, ей периодически необходимо будет отпроситься на детский утренник или забрать ребенка из детсада пораньше.
ВАЖНО! Ее нельзя отправить в командировку или попросить задержаться на лишние пару часов, чтобы доделать важную работу.
Возникают проблемы с рабочим графиком. Сложно синхронизировать момент окончания работы и время, когда ребенка пора забирать из детского сада, так как большинство компаний работают до 18:00, а ребенка нужно забрать до 17:00.
У работодателей есть все основания так думать, потому что навыки, которыми человек не пользуется на протяжении долгого периода времени, постепенно ослабевают.
Этот принцип затрагивает многие аспекты: иностранные языки, занятие спортом, вождение автомобиля и т.д.
Отсюда они делают неприятный вывод:
Ваши сильные стороны
Задача молодой мамы — доказать, что она квалифицированный специалист. Должна исходить уверенность, что она — именно тот сотрудник, который необходим компании для дальнейшего развития.
СОВЕТ! Важно сделать акцент на своих навыках. Возможно, знание дополнительного иностранного языка или компьютерной программы сыграет ключевую роль.
Вы просто очень хотите реализации
Один из самых важных аспектов — горящие глаза молодой мамы. Она несколько лет сидела в декрете с ребенком, и сейчас в ней зажглось желание работать.
Она с ответственностью подойдет к своим обязанностям, не будет опаздывать и периодически уходить на кофе. Для этой женщины крайне важна стабильность.
В лице молодой мамы можно найти того, кто обеспечит долгосрочное и плодотворное сотрудничество. И чем дольше сотрудница была в декрете, тем сильнее ее рвение применить свои деловые способности.
Но иногда дела обстоят с точностью до наоборот. Бывает, что молодая мама с ужасом думает о выходе на работу и старается оставаться в декрете как можно дольше. Почитайте нашу статью о том, что делать, если вы вообще не хотите работать.
У вас свои наработанные навыки
В противовес сомнениям работодателя можно отметить, что молодые мамы обладают рядом преимуществ. Вот что говорят начальники, которые решились взять на работу женщин после декрета.
ВАЖНО! Вряд ли кто-то лучше умеет планировать свой распорядок дня, чем молодая мама.
Кем пойти работать и куда устроиться?
Ответ на этот вопрос зависит от вашего образования, опыта работы и личных пожеланий. Если вы не знаете, кем работать после декрета, нужно рассмотреть несколько основных вариантов:
КСТАТИ! В интернете на сегодняшний день вы можете найти множество вакансий для фрилансеров: написание текстов и статей, переводы с иностранного языка, ведение групп в соц.сетях, разработка сайтов, программирование и многое другое.
Чтобы решить, куда пойти работать после декрета, прислушайтесь к себе. Спросите себя: чего вы хотите, готовы ли всё поменять или вас устраивает прежняя работа?
Полезные советы
Поиски нового места часто затягиваются. Не все работодатели хотят видеть в числе сотрудников молодых мам. Психологи дают полезные советы, как устроиться на работу после декрета.
Прежде всего, необходимо решить, на кого вы сможете возложить заботу о малыше. Самые распространенные варианты:
СОВЕТ! Приучать ребенка необходимо заранее. На привыкание к детскому саду уйдет несколько месяцев. Новой няне также нужно дать время на установление контакта с малышом.
Если ваш вариант — это бабушка, оставляйте ей ребенка заранее, даже если вам не нужно никуда уходить. Пусть малыш привыкнет быть с бабушкой целый день.
Когда придет время поиска работы, обязательно сообщите работодателю о своих планах. Пусть у него создастся впечатление, что вопрос с пребыванием малыша вы полностью решили. Тогда ваши шансы на хорошую должность возрастут, ведь вас будут рассматривать наравне с соискателями без детей.
Для этого обязательно упоминайте:
Чтобы вам было, о чем рассказывать работодателю, нужно озаботиться этим вопросом заранее. Если вы упустили момент, начинайте прямо сейчас. Прочитать одну книгу не так уж сложно. Прослушать видеолекцию или вебинар — тем более.
Кроме того, важно рассказать работодателю, что:
ВАЖНО! Особенно благожелательно работодатели относятся к молодым мамам, которые не прерывали карьеру на время декретного отпуска.
Некоторые продолжали работать в качестве фрилансеров, другие — удаленно на неполную ставку. Поэтому если вы хотя бы немного подрабатывали, сообщите об этом при поиске работы.
Если женщина никак не развивалась по специальности, находясь в декретном отпуске, работодатель будет сомневаться в ее способности быстро включиться в деловой ритм. Тем более, когда вы уходили в декрет надолго — на 4-5 лет и более.
В этом случае сложно рассчитывать на сохранение должности, которая была ранее. А также на прежний уровень зарплаты. После возвращения к работе вам придется в зависимости от сферы деятельности изучать:
Наверняка вы уже знакомы с общими принципами составления резюме. Нет никаких особых хитростей в этом деле, помогающих найти работу после декрета. Однако укажем пару важных моментов.
СОВЕТ! Например, в графе «семейное положение» напишите: замужем, ребенок 2018 г.р. (есть возможность оставлять ребенка с бабушкой).
К любому собеседованию важно готовиться, особенно если вы ищите работу после долгого декрета.
Ваша задача — доказать работодателю, что вы серьезный человек, опытный специалист, с хорошим здоровьем и приятным внешним видом:
Вам необходимо показать активную позицию в жизни и в работе.
КСТАТИ! Спрашивайте о целях компании на рынке, о должностных обязанностях и т.д. Хорошо, если ваши вопросы покажут, что вы — специалист своего дела.
Если вам что-то неясно, тоже не стесняйтесь вежливо спрашивать.
Попросите их помочь. Найти новое место через знакомых гораздо проще, чем самостоятельно. Ведь они вас охарактеризуют с лучшей стороны. Вам остается только прийти и лично подтвердить свою квалификацию.
К сожалению, во время декретного отпуска многие мамочки теряют профессиональные навыки. Это связано с тем, что долгое время они занимаются ребенком и не занимаются работой.
В этом нет ничего страшного. Но придется признать: работодатель вряд ли возьмет вас на работу с той же заработной платой, как у сотрудников, работающих без перерыва.
СОВЕТ! Не стоит отказываться от таких предложений. Вам важно наработать опыт. А после этого можно будет подыскать подходящую вакансию с более высокой оплатой.
В том случае, когда вас не принимают в желаемые фирмы, подумайте о том, чтобы устроиться в государственное учреждение. Оплата труда там как правило ниже, зато есть соц.пакет и будет запись в трудовой книжке. Не отказываетесь и от варианта пойти работать в мелкую фирму.
Случается так, что к моменту выхода из декрета ваша специальность перестала быть востребованной. Или на вашей прежней должности теперь нужны новые знания.
Начните обучение на курсах, которые помогут найти хорошую работу:
Интересное видео
Советуем посмотреть интересное видео про страхи, которые испытывает каждая мама, выходя из декрета:
Выход из декрета — это тот редкий шанс, когда вы можете кардинально сменить сферу своей деятельности. Если чувствуете, что старая работа не приносит удовлетворения, не обеспечивает достойную жизнь, попробуйте всё поменять. Сделать это позже будет крайне сложно. А сейчас, пока вы еще молоды и полны энергии, надо двигаться к своей цели и к своей мечте.
На работу после декрета: проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители
Выход на работу: первый серьезный шаг
Когда с ребенком разлучают обстоятельства, выход из декрета пугает и расстраивает. Возвращение на работу — стресс, но в случае с ребенком на родителя может обрушиться еще и чувство вины. «Иногда окружающие осуждают попытки женщины все успеть, и она начинает считать себя плохой матерью», — рассказывает Марина Ковалевская, эксперт в области работы с человеческим потенциалом, Smart course. Непрошенные советы дают родственники, друзья и даже малознакомые люди.
Пока ребенок совсем маленький, декретные будни угнетают. Но с возрастом проводить время с малышом все интереснее, а вот оторваться от него — сложнее, хотя сам ребенок быстро учится самостоятельности.
«Мне очень хотелось вернуться на работу, когда ребенку был год: ощущение постоянного дня сурка было таким сильным, что иногда с ностальгией вспоминала, как работала до 9-10 вечера, но зато каждый день занималась новым, — поделилась Ксения Филатова, директор по управлению персоналом в российском офисе Британского совета. — Когда сыну исполнилось два года, с ним стало гораздо интереснее гулять, играть, читать книги. Мы вместе пекли оладьи по утрам и ловили белок в парке. Я боялась, что, когда выйду на работу, не смогу уделять время сыну, но это оказалось не так. Ему сейчас гораздо меньше нужно мое постоянное присутствие».
«Я вышла из декрета раньше срока, по финансовым причинам. Самое сложное для меня было отдать младшего ребенка в сад. Ему только исполнилось два года, и я очень переживала, как же он там будет такой маленький без меня, — рассказала Ольга Коротких, ведущий инженер-программист НПЦ «Инфотранс». — За свое состояние я не переживала. В коллективе у меня были хорошие отношения, меня там ждали. Поэтому я вышла на работу с чувством удовлетворения. Было очень приятно, что со мной на работе что-то закрутилось, завертелось».
Баланс между домом и работой
Изменения в распорядке жизни неизбежны. Какие-то дела получат статус необязательных, на них просто не будет хватать времени. Постепенно семья войдет в новый ритм, но для этого требуется время. «Конечно, мне стало сложнее справляться со всем — домашние дела, занятия с детьми, да еще работа, — рассказывает Ольга Коротких. — Мне помогал муж. Что-то стараемся успеть в выходной, а о чем-то просто перестали переживать — оба работаем и не все успеваем, это нормально».
Перемены в жизни мамы часто совпадают с новыми этапами взросления ребенка. Он начинает интересоваться другими людьми и уже не так остро переживает разлуку. Это снимает часть тревог, которые могут беспокоить маму за работой. «Я поняла, что для меня важнее отношения с мужем и ребенком. Поэтому после выхода на работу страдает чистота в квартире и разнообразие блюд на столе, но, кажется, это напрягает только меня», — говорит Ксения Филатова. Наладить новую жизнь помогает признание перемен: когда молодая семья договорилась о распределении обязанностей и домашних дел, условия не кажутся такими враждебными.
Поддержка коллег
Войти в рабочий ритм помогает доверительное общение с коллегами. Психолог Марина Ковалевская советует выбрать тех, с кем приятно общаться, и держаться этого круга. Найти кого-то, с кем можно сходить на обед или посоветоваться: в первые две недели эмоциональная поддержка очень важна.
«После длительного перерыва тяжело восстановить профессиональные навыки, научиться вновь общаться с людьми, не сбиваясь на младенческие темы, справиться с тревогой за ребенка, который остался без тебя, выстроить свой день по новому графику и успевать быть мамой, женой, коллегой и самой собой», — рассказала Ксения Филатова.
Хороший способ отвлечься и расслабиться, завязать разговор с другими сотрудниками — семейное фото на рабочем столе. Коллеги тоже рады поболтать о детях и поделиться переживаниями. Чувства единства и причастности очень важны на этапе вхождения в работу.
Строгий начальник
Большой перерыв на отпуск по уходу за ребенком может сказаться на качестве работы: после декрета работники могут чаще делать ошибки, нуждаться в сопровождении на первом этапе. Руководитель заинтересован в том, чтобы работа шла без остановок, а сотрудницу с маленьким ребенком часто приходится отпускать на больничный. В некоторых компаниях это становится проблемой.
Марина Ковалевская отмечает, что, как ни странно, начальники-мужчины более лояльны к сотрудницам, которые недавно вышли из декрета. Женщины-руководители, которые успешно справились со своими детьми, часто переносят свою историю на подчиненных, острее реагируют на просьбы о больничном или удаленной работе. В таком случае лучше честно и спокойно поговорить с начальницей, признать проблему и договориться о решении, которое устроит всех.
«Конечно, я иногда отпрашиваюсь с работы к врачам, беру больничные. Не могу сказать, что начальница от этого в восторге, но относится с пониманием. У нее тоже есть дети и внуки, не было бабушек и дедушек, которые помогали воспитывать. Поэтому такие ситуации ей знакомы, она идет навстречу», — говорит Ольга Коротких.
Не остается времени на себя
Усталость и стресс, которыми сопровождаются перемены, истощают запас сил. Попросить о помощи бывает сложно, а список дел постоянно растет. Кажется, что дать себе отдых — все равно что украсть это время у семьи или из сроков важного проекта.
«У меня не все было гладко, я уставала. Если это стресс по работе, я прошу дать мне полчаса побыть одной, наливаю бокал вина и медитирую. Если настигает мысль, что я плохая хозяйка — успокаиваю себя тем, что нельзя успеть сделать все. Если расстраиваюсь, что сын растет без матери, пока я на работе — смотрю фотографии, как они в детском саду играют, рисуют, лепят. В общем, нужно выдохнуть и найти позитив. Или пожалеть себя немного и продолжать жить дальше», — говорит Ксения Филатова.
Усталость и желание побыть в одиночестве — это нормально. «Из-за тревог у женщины возможен плохой сон, нестабильное эмоциональное состояние, ощущение одиночества и уязвимости. Здесь можно посоветовать заниматься спортом, нужны прогулки и расслабление, некоторым помогает медитация. Можно вести дневник и разделять свои переживания с близким человеком. При необходимости — обратиться к психологу», — советует Марина Ковалевская. Чтобы расслабиться и переключиться после работы, полезно посидеть 30 минут в тишине и договориться с близкими, чтобы вам дали немного отдохнуть.
Чем заняться после декрета
Служба исследований HeadHunter провела опрос среди работников компаний и выяснила, что каждый третий руководитель, в чьем подчинении находится декретница, не так уж и ждет ее возвращения! В большинстве случаев это объясняется удачным приобретением в лице замещающего сотрудника (39%), а также опасениями, что женщина частенько будет брать отгулы и больничные в связи с болезнями ребенка (30%). Чаще всего ждут не дождутся декретниц из затяжного отпуска в сфере производства (91%) и консультирования (86%), а вот противоположные чувства больше испытывают в ИТ (50%) и административной сфере (50%).
Тем не менее, большинство работодателей все-таки радуются сообщениям своих сотрудниц о скором уходе в декрет (67%), с нетерпением ждут, а главное, хотят их возвращения на работу (66%). В первую очередь это связано с профессионализмом и высокими показателями работы женщин (80%), а также их незаменимостью (9%). 11% руководителей просто скучают по общению со своими подчиненными, а 6% сетуют на простаивающие проекты. Если новость о беременности и уходе в отпуск по уходу за ребенком и заставляет расстроиться, то прежде всего потому, что компания теряет достойного сотрудника, пускай и на время (46%).
Работодатели уверяют, что не только ждут, но и готовы предоставить своим сотрудницам, вышедшим из декрета, особые условия труда (гибкий график начала/окончания работы, возможность частично удаленной работы и пр.) (40%), а 44% уверяют, что в их компании женщины уже пользуются такими привилегиями.
Стоит отметить, что чем скорее женщина планирует вернуться из отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком, тем больше вероятность, что ее искренне ждут обратно. Так, 100% работодателей, чья сотрудница покинула компании не более чем на 3 месяца, признались, что считают дни до того момента, когда она вновь сможет приступить к своим привычным обязанностям. Однако тех, кто уходит на 3 года, ожидают только порядка 61% руководителей.
Что же думают по поводу своего возвращения сами женщины? Судя по результатам опроса, возвращается на прежнее место работы лишь каждая вторая! Причина этого часто кроется в отсутствии перспектив: в частности, 28% респондентов считают, что на прежнем месте «ловить» уже нечего. 22% не хотели заниматься той же работой, что и до декрета, а 10% просто решили посвятить себя материнству и заботе о своем малыше.
Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 18–24 февраля 2014 г. среди 2401 работников компании.
Чему научиться в декрете, чтобы после него зарабатывать больше
У молодых мам довольно плотный график, но несколько свободных часов в день все равно есть. На что их потратить — решать вам, мы же расскажем, чему можно научиться за время декрета.
Декрет — не отпуск
Мы не призываем отказываться от ухода за ребенком и посвящать все время в декрете исключительно саморазвитию. Дети бывают разными: одни дают маме и выспаться, и своими делами заняться, а с другими даже поесть забываешь. Не стоит отчаиваться, если времени не хватает, просто пока ребенку нужно всё ваше внимание. Еще немного, и дадут место в детском саду — тогда станет полегче.
Рассказываем, чему можно научиться за полтора года, если ребенок спит всю ночь и 4—5 часов днем.
Выучить язык
Иностранный язык удобно учить по Скайпу, пока ребенок спит. Лучше заниматься с носителем языка, чтобы понять произношение и словообразование. В учебниках задания слишком «официальные», и в реальной жизни оказывается, что никто так не говорит.
Преподаватели готовы провести первый урок бесплатно, чтобы ученик понял, насколько ему будет комфортно заниматься. Такая договоренность с учителями есть у SkyEng, Lingua Airlines и EnglishDom.
Выучить английский с нуля поможет «Лингвалео» или «Дуолинго», а общаться с французами и немцами можно на сайте Busuu.
Освежить школьные знания английского помогут сериалы, если смотреть их в оригинале с включенными субтитрами. Сериалы на английском выкладывают на «Мувибастере», а на «Леланге» найдутся и полнометражные фильмы, и бесплатные аудиокурсы.
Фотографировать и обрабатывать
Только не спешите сразу на дорогие курсы: в интернете есть и бесплатные уроки. Например, на сайте «Фри-фото-хелп» помогут выбрать камеру и расскажут о том, что такое экспозиция, а на сайте «Профотовидео» научат обрабатывать снимки.
Сменить профессию
Государство готово подарить новую профессию мамам в декрете. Но при условии, что ребенок не старше трех лет, а мама трудоустроена — то есть ушла в декрет с основного места работы.
Чтобы узнать, чему именно можно научиться, обратитесь в центр занятости. Не нужно вставать на учет по безработице: курсы предназначены именно для работающих декретниц.
Обучение бесплатное, а курсы длятся от 1 месяца до полугода. Важно, что переподготовка не обязывает менять профессию, и после получения корочек никто не заставит вас работать в новой сфере.
Стать профессионалом
Можно получить образование и так, чтобы вам за это еще платили. Речь о написании контрольных и дипломных работ для студентов. Необязательно сразу браться за выпускной диплом какого-нибудь бакалавра, начните с презентаций и докладов для первокурсников. А потом от простых эссе и сочинений постепенно переходите к более серьезным работам и даже научным статьям.
Ленивые студенты ищут помощи на сайтах А24 и «Студланс», но задания там размещают и школьники со своими домашками, и взрослые люди, которым нужно оформить резюме или деловое письмо.
Р за шесть слайдов презентации и понять, как предотвратить драки в детсаду» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Чтобы вырасти в новой сфере и заработать на непутевых студентах, придется постараться: искать литературу, много читать, учиться формулировать мысли. Кому-то такой способ заработка покажется недопустимым: каким же получится специалист, если он ни одного реферата не написал? Другие люди менее щепетильны и спокойно зарабатывают, «отбирая» знания у ленивых студентов.
Если решите зарабатывать на написании студенческих работ, помните, что с 2018 года юрлицам запрещено рекламировать такие услуги. Но для физических лиц запрета нет: можно давать объявления о помощи в написании рефератов и дипломных, если это не бизнес.
Получить права
Дистанционно заниматься с инструктором не получится, но выучить правила и дорожные знаки в домашних условиях вполне под силу. И тогда вы сможете самостоятельно возить ребенка к врачам, на развивающие занятия и в бассейн. Дистанционное обучение обычно дешевле: например, в школе «Авто-онлайн» очные занятия будут на 990 Р дороже — и это без затрат на дорогу. На практику придется потратить как минимум 56 часов, если машина на механике, и 54 часа, если на автомате.
В декрете удобнее заниматься с инструктором, который сможет подстраиваться под ваш график. Если вы уже опытный водитель, то не будет лишним курс контраварийной подготовки, чтобы чувствовать себя спокойнее с ребенком в машине.
Не сидеть в декрете. Истории женщин, которые освоили новую профессию во время декретного отпуска
Мария Шумихина, психотерапевт и коуч, член правления Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций
Большинство женщин, которые выходят в декрет, не представляют, как может измениться их жизнь с рождением ребенка. Более того, женщина не знает, как сильно может измениться она сама. Пару месяцев назад она радовалась командировкам на край света, а теперь задумывается — действительно ли это то, чего я хочу? «Туда ли я живу?».
Как правило, поиск нового смысла в деятельности приходит, когда бодрствование над младенцем уже позади и есть возможность немного выспаться. Я знаю немало женщин, у которых до выхода в декрет были совершенно определенные планы на свою карьеру, иногда — высокий статус. Но внезапно становились важными иные ценности. Например, желание большей близости с членами семьи (и, значит, необходимость вкладывать в отношения больше внимания). Или становится важным найти время только для себя.
Кроме того, есть такой психологический феномен: мать маленького ребенка «синхронизируется» с ним эмоционально и заново проживает те эмоциональные части личности, которые не реализовывались во взрослой жизни. Ее восприятие жизни становится более образным и ярким, хочется ярких стимулов и уже трудно возвращаться, скажем, к аналитической деятельности. Приходится искать новые смыслы в деятельности, и новая творческая профессия — с более яркими, конкретными, визуальными результатами — часто видится более подходящей.
Есть и еще один аспект — появление ребенка заставляет экономить силы в тех областях, где раньше ресурса было в избытке. Поэтому, если до декрета женщина могла не замечать, как начинается профессиональное выгорание, то теперь она экономит силы и лучше прислушивается к себе. И тогда почти физически невозможно заставить себя вернуться туда, где есть риск или ощущение выгорания. На таком фоне желание сменить профессию будет непреодолимым. И никакие волевые усилия — «Вспомни, сколько тебе там платят!» — уже не помогают.
Дарья. Из эксперта депозитарного отдела в дизайнера интерьеров
Я работала в ING Bank (Eurasia) экспертом в депозитарном отделе. Это была хорошо оплачиваемая и безопасная, но рутинная работа. Была страховка, весь соцпакет, но я понимала, что застряла, мне хотелось видеть результаты своей работы, делать что-то осязаемое.
В 35 лет ушла в декрет и родила второго ребенка. Примерно через год возникло подсознательное желание обучиться дизайну интерьеров. Еще через год, потому что надо было записываться заранее, я попала в школу дизайна «Детали». После годового обучения и стажировки во Флоренции я начала работать.
До этого я не представляла, как можно быть фрилансером и не получать от компании стабильную зарплату. Я работала с 17 лет и всегда очень осторожно относилась к переменам. Еще в то время, когда я училась, бытовало мнение, что все дизайнеры и декораторы — это женщины-домохозяйки, которым нечем заняться и они думают только об обустройстве дома. Но эта история не про меня. Дизайн мне нравился всегда, и я не была домохозяйкой. Учиться пошла на собственные деньги, которые у меня были отложены. Но я шла скорее попробовать, не ожидая, что это перерастет в профессию.
Первые проекты получились благодаря сотрудничеству с подругой. Она занималась недвижимостью в Испании, и у нее были клиенты, которые покупали дома и хотели их обставить, оборудовать.
Начинать было страшно. Я не могла сказать, что чего-то не знаю и не умею. Я не была девочкой двадцати трех лет после института. Это был уже зрелый возраст, и приходилось быть максимально уверенной, иногда даже блефовать и говорить, что опыт у меня был. Кстати, не смотря на это, мои первые заказчики со мной еще долго работали. Получилось хорошее сотрудничество, которым они остались довольны.
Я занимаюсь дизайном интерьеров уже 9 лет, и у меня своя компания. Со мной удаленно на фрилансе работают: архитектор, художник и ассистент. И хотя были разные моменты — например, когда заказы шли не стабильно и не было работы, — я не жалею о своем выборе.
Анна Снегина. Из менеджера зала казино в фотографы
О смене профессии я задумалась в возрасте 29 лет, когда ожидала второго ребенка. Незадолго до этого, после первого декрета, я вышла на свою прежнюю работу — менеджером казино на Новом Арбате. Этот период совпал с закрытием всех игровых заведений на территории РФ. Я получила расчет и смогла заниматься тем, что мне нравилось — фотографией.
Я увлекалась ей со студенчества, но почти 10 лет проработала в казино и времени на профессиональное занятие фотографией не было. Хотя уже тогда фотографировала и даже выигрывала конкурсы с маленьким дешевым цифровым фотоаппаратом. Когда родился первый ребенок, муж подарил мне хороший фотоаппарат. Он решил инвестировать в мое хобби, чтобы я могла заниматься тем, что мне по душе. С этим фотоаппаратом я выиграла в конкурсе «Прогулки по городам» и в конкурсе Kenzo журнала «Караван историй». В последнем я взяла главный приз от креативного директора дома Kenzo и победила среди 5 000 участников. Все предпосылки, чтобы перейти в профессию, уже были.
Кроме того, что участвовала в конкурсах, я фотографировала друзей и знакомых, которые меня об этом просили. Первая платная фотосессия случилась во время второй беременности. Пошли клиенты, стала еще чаще участвовать в фотоконкурсах. Так как из декрета возвращаться уже было некуда, то все силы были отданы фотографии. Так с 2009 года я являюсь профессиональным фотографом.
Переход в профессию и развитие в ней получились очень плавными. Чтобы профессионально расти, я много тренировалась сама, читала статьи, смотрела работы других фотографов. Фотография — это та область, в которой нет потолка. Поэтому я всегда стараюсь посещать художественные галереи в новых городах и продолжаю участвовать в конкурсах.
Александра Чарикова. Из менеджера мобильных продуктов в PR-менеджера
До декрета я работала в «Яндексе». Была менеджером мобильных продуктов «Яндекс.Деньги», занималась их развитием и продвижением. Проработала в компании 5 лет — до 29. Меня все устраивало. Хорошая, открытая компания, которая дает своим сотрудникам расти. Уходя в декрет, я думала, что быстро вернусь. Даже говорила коллегам: «Подождите 8–9 месяцев. Как только ребенок повзрослеет, я приду».
Но, спустя семь месяцев после рождения дочери, я поняла, что она еще очень маленькая, и я ей намного нужнее, чем коллегам. Поэтому решила остаться в декрете.
Параллельно с этим я занималась своими проектами. На тот момент уже много лет вела тематический блог о хендмейде, около семи лет проводила блогерские мероприятия-встречи. Во время декрета интерес к блогу повысился, я стала больше писать о своей жизни и интересах. Потратила много времени на обучение: проходила курсы онлайн-школ, участвовала в интенсивах для блогеров. Очень помогало второе высшее образование — дизайнерское, так как знала основы композиции, как пользоваться различными программами. Но в целом это была практика: работа методом проб и ошибок, тренировка насмотренности, ориентация на зарубежные блоги, людей, которые мне нравились.
Так получилось, что после первого декрета я практически сразу ушла в декрет второй раз. Когда младшей дочери исполнилось 1,5 года, поняла, что хочется большей стабильности. Пришла в «Яндекс» и поняла, что компания изменилась, я изменилась, и мы уже идем разными путями.
Мой опыт, приобретенный за 4,5 года декрета, был уже не про платежные системы и диджитал в чистом виде. Я развивалась в ведении блога, проводила мероприятия и продвигала их. Меня стали интересовать детские книги, потому что старшая дочь подросла. Я начала сотрудничать с издательствами и писать о книгах.
Мне хотелось работать над таким продуктом, который будет близок мне. И это получилось в издательстве МИФ. Я увидела вакансию ведущего PR-менеджера с задачами продвижения книжных продуктов. Благодаря тому, что я делала в декрете, у меня был необходимый опыт продвижения, и меня взяли.
Сейчас, после года в МИФе, я перехожу на позицию менеджера продукта, уже книжного. Челлендж для меня был не только в выходе на работу после декрета, но и в том, что работа в МИФ — это работа в режиме хоум-офиса. У нас около 200 сотрудников, которые работают из дома, все время онлайн, в созвонах, синхронизированных общих документах. Мне надо было наладить свою жизнь таким образом, чтобы я могла работать из дома целый день, не отвлекаясь. И это не так просто, как кажется. Нужно очень четко планировать время, стараться держать баланс между работой и семьей, не выполнять задачи в вечернее время и выходные. Параллельно с работой в компании, семейными делами, стараюсь выделять время для блога, хотя теперь на это достаточно мало времени. Но мне кажется, я хорошо справляюсь!
Анастасия Черникова. Из продакт-менеджера — в мультипликатора
До декрета около 10 лет я работала продакт-менеджером в крупной компании и возглавляла направление разработки мобильных приложений. Мне это нравилось. Также мне всегда нравились компьютерные игры. Поэтому, уходя в декрет в конце 2011 года, я задумалась о переходе в ИТ, а именно в gamedev (разработка компьютерных игр — Прим. ред.).
Когда ребенку было полгода, я поступила в Scream School на гейм-дизайн. После окончания курса мы с ребятами открыли свой бизнес по разработке компьютерных игр. На тот момент мне было 33 года.
Компания была небольшая. Я занималась всей организационно-финансовой частью, проджект-менеджментом и в оставшееся время — разработкой игр и анимацией.
Через 2,5 года я ушла из бизнеса. Это оказалось сложно: я достаточно далеко живу, и на дорогу уходило около трех часов, она съедала много времени. Ребенок был маленький, и я почти перестала его видеть.
После выхода из бизнеса я собиралась сидеть дома и заниматься семьей, но оказалось, что моей энергии слишком много. Проджект- или продакт-менеджером я бы не смогла работать удаленно, на тот момент это не было так распространено. И я стала думать, чем можно заниматься из дома.
Сначала начала рисовать и анимировать для себя, для души. Потом пошла учиться анимации, закончила курсы, и пошли заказы. Сейчас занимаюсь мультипликацией в рекламе как фрилансер.
На момент перехода в мультипликацию мне было 35. Переход получился спокойным, так как была поддержка от мужа. Но получаю меньше, чем до перехода на фриланс. О переходе обратно в офис подумаю, когда ребенок пойдет в школу. Предложения поступают, но я пока не принимаю их.