Фэмп средняя группа что это

НОД по ФЭМП «Веселая математика» в средней группе

Фэмп средняя группа что это. Смотреть фото Фэмп средняя группа что это. Смотреть картинку Фэмп средняя группа что это. Картинка про Фэмп средняя группа что это. Фото Фэмп средняя группа что это Яна Беляева
НОД по ФЭМП «Веселая математика» в средней группе

Цель:формировать математические представления, совершенствовать речь.

Задачи:

Образовательные:

— учить сопоставлять цифру и число (количество);

— отрабатывать счет в пределах 5;

Развивающие:

— развивать память, мышление, речь;

— формировать умение находить известные геометрические фигуры;

— формировать пространственные представления;

— закреплять навыки измерения длины с помощью мерки;

Воспитательные:

— воспитывать активность, самостоятельность.

Материалы:

Воспитатель находит конверт и показывает детям.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам ученый кот! Я приглашаю вас к себе в гости. Живу я на острове посреди моря. А чтобы доплыть, вам нужно пройти испытания. До встречи, ребята!».

Ребята, вы хотите отправиться в морское путешествие?

— На чем мы сможем добраться до острова?

— А какой корабль нам нужен? Почему?

-А испытания мы пройдем с вами?

— Вы готовы к отплытию?

— Теперь вы юнги, а я ваш капитан. А это наш большой корабль.

Дидактическая игра: «Когда это бывает».

— Проверяю вашу готовность, не забыли ли вы свое внимание, сообразительность.

Над рекой солнце встает.

На дворе петух поет.

— Когда это бывает? (утром)

— А что утром делаете вы? (умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем).

Солнце в небе высоко.

Зерна в норку тащит мышь.

— Когда это бывает? (днем)

— Что вы делаете днем? (в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим).

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет.

Сказку он с собой ведет.

— Кто такой «дрема»? (дремота, когда хочется спать).

— Когда это бывает? (вечером)

— Что вы делаете вечером? (смотрим передачу «спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать).

В небе звездочки горят.

Птицы спят, и рыбы спят.

Спят цветы в саду на грядках.

Ну, а мы в своих кроватках.

— Когда это бывает? (ночью)

— А что ночью делаете вы? (спим)

— Моя команда в полном порядке, к отплытию готова. Разомнемся перед выходом в открытое море.

Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат.

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

Мы теперь плывем по морю,

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

Воспитатель приглашает детей на корабль. Плывут.

Дидактическая игра: «Рассели фигуры».

— Всем внимание, мы приплыли к заданию. Это домики для фигур (объяснить). Я дам каждому домик, а вы должны подобрать к своему домику подходящие фигуры.

-Молодцы! Справились! Предлагаю вам размять пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке.

У них длинные хвосты.

И страшны им только кошки

Только кошки и коты.

Дидактическая игра: «Соотнеси цифру с числом».

-Мы приплыли ко второму заданию. Садитесь за стол. Перед вами стоит коробка с разными цифрами. Я покажу вам картинку, мы вместе посчитаем сколько на ней предметов и найдем подходящую цифру.

Показывает картинки по колличеству предметов (от 1 до 5). Помогает детям считать.

-Молодцы! Садитесь на корабль, плывем дальше.

Аудиозапись шум моря.

Вот и приплыли мы на остров. Перед нами две дорожки.

Дидактическая игра «Измерь дорожку».

-Вот две дорожки. Они одинаковые или разные?

-Как можно проверить?

-Давайте измерим шагами.

-Скажите, по какой дорожке мы доберемся быстрее?

Ребятки, вы молодцы, старались, выполнили много заданий: учили фигуры, считали, искали домики для цифр, мерили дорожки.

-Ребята, вам понравилось?

-Что больше всего запомнилось?

-Смотрите, вот и кот ученый появился. Да не с пустыми руками. Приготовил для вас угощение, и зовет вас поиграть, на чаепитие. Берите его с собой и идите в домик.

«Занимательная математика». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с презентацией Цель: формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

Фэмп средняя группа что это. Смотреть фото Фэмп средняя группа что это. Смотреть картинку Фэмп средняя группа что это. Картинка про Фэмп средняя группа что это. Фото Фэмп средняя группа что этоФотоотчет конкурса чтецов «Веселая математика» Фотоотчет конкурса «Веселая Математика» На неделе, посвященной чтению, мы провели конкурс чтецов старших, подготовительных групп Задачи:.

Конспект конкурса для детей подготовительной группы «Веселая математика» Цель: Закрепить знания, умения и навыки детей по математике посредством игры. Задачи: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умения.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сказочная страна Математика. Закрепление пройденного материала» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сказочная страна математика. Закрепление пройденного материала». Цели: 1. Закреплять навыки количественного.

Источник

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Фэмп средняя группа что это. Смотреть фото Фэмп средняя группа что это. Смотреть картинку Фэмп средняя группа что это. Картинка про Фэмп средняя группа что это. Фото Фэмп средняя группа что это Лидия Семичева
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Содействовать формированию математических способностей детей.

1. Продолжать закреплять навык прямого и количественного счёта в пределах 5.

2. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.

3. Закрепить название геометрических фигур; выделить их свойства.

4. Активизировать в речи слова антонимы.

5. Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

1. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

2. Развивать слуховое внимание.

3. Развивать логическое мышление, память, воображение, умение сопереживать.

4. Развивать умение чётко полным ответом отвечать на поставленный во-прос.

1. Воспитывать интерес и желание заниматься.

2. Воспитывать инициативу, выдержку.

3. Воспитывать умение не перебивать товарищей, отвечать по одному.

Сюрпризный момент, напоминание, коллективный счет, поощрение, физминутка, индивидуальный подход, игровой персонаж, объяснение задания, использование загадок, вопросы воспитателя, указания, пояснения, рефлексия.

План-карта; конверт; мяч; макет дуба; игрушка белка; изображения мамы-гусыни и пяти гусят, с написанными на каждом цифрами от 1-5; три дорожки разной ширины; три полоски разной ширины; набор цифр от 1 до 5.

-В. П. Новикова «Математика в детском саду».

-З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

1. Организационный момент.

— Ребята, сегодня к нам в садик пришел почтальон, он принес письмо. Давайте его прочитаем.

2. Хо д.

— Ребята, поможем белочке?

— Давайте рассмотрим план, который прислала белочка.

(дети анализируют план совместно с воспитателем)

Игра «Построй мост»

— Ребята вот речка, про которую писала нам бе-лочка. А как же мы через неё перейдем на другой берег?

— Конечно, нужно построить мост! А из чего мы будем его строить?

— Сегодня у нас будет не простой строительный материал! Это будут геометрические фигуры. Возьмите каждый себе в помощники друга. Давайте встанем парами. Выберите один набор с геометрическими фигурами по желанию. Теперь, каждая пара выложит свой мост через речку.

(Дети в парах строят мост из понравившихся им геометрических фигур.)

— Саша, Серёжа из каких геометрических фигур вы строите мост? Какого цвета у Вас треугольники? Какие геометрические фигуры выбрали Рита и Лера? Какого они цвета?

— Ну вот, мосты и готовы и теперь мы перейдем реку! Вот мы и переправились на другой берег реки.

Игра «Посчитаем гусят»

— Ребята, во время путешествия обязательно можно кого-нибудь повстречать. А кого же мы с вами встретим? Послушайте загадку. Слушайте внимательно:

-Гонит в воду мать скорей

Что? Боитесь? Вы не трусы!

— Гордо по реке плывет – мама, словно пароход.

А за ней плывут ребята это мамины …

На доске воспитатель выкладывает картинки с изображением гусыни и гусят. На каждом гусенке цифра от 1 до 5.

— Поиграем с гусятами? Давайте посчитаем, сколько гусят у мамы гусыни. Один, два, три, четыре, пять. Всего 5 гусят.

(Дети считают и вместе с воспитателем сверяют ответы.)

— Посмотрите, у каждого гусенка есть своя цифра, нужно помочь гусятам построиться по порядку за мамой гусыней. Какого гусенка поставим первым? Верно. А вторым? Верно. Затем гусенок с цифрой?. Верно, за ним гусенок четвертый с цифрой?. Хорошо, и последний гусенок с цифрой? Молодцы! Еще раз повторим вместе, называем слева направо: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Отлично поиграли с гусятами!

Дети считают вместе с воспитателем)

— Давайте посмотрим на карту, куда нам надо идти дальше. Правильно – по дорожке.

Физкультминутка

По ровненькой дорожке шагают наши ножки:

По камешкам, по камешкам:

Шли мы, шли и до дорожек дошли!

Игра «Дорожки»

— Вот и дорожки, которые ведут в лес. Ребята, посмотрите, здесь не одна дорожка.

— Лиза, посчитай, сколько здесь дорог?

— Ребята, вспоминайте по какой дорожке нам нужно идти в лес? Правильно, по широкой.

— А как же нам узнать какая же дорожка самая широкая?

— Вот 3 полоски. Попробуем с их помощью найти самую широкую дорогу.

Способом наложения дети находят нужную дорогу.

— Мы нашли самую широкую дорожку, вот по ней и пойдем.

Игра «Наоборот»

— Ребята, я вижу, под деревом что-то лежит. Да-вайте посмотрим. Мяч! Это, наверное, белочка потеряла его, когда играла. А Вы хотите с ним поиграть?

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч, говоря: «Широкий». Ребенок ловит мяч и возвращает его со словами: «Узкий». Используются параметры величины, веса, временные понятия и др.

Низкий — высокий и т. д.

— Ребята, а где же домик белочки? Чтобы узнать где она живёт послушайте внимательно подсказку: «Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу».

Дети находят домик белочки, стучат в окно.

— Ребята, давайте пожалеем белочку, успокоим ее.

Дети гладят белочку. Успокаивают.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

3. Рефлексия

— Какие вы у меня молодцы! Помогли больной белочке! А вам понравилось сегодня играть? Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли? А какая игра вам понравилась больше всех? Что тебе понравилось больше всего, Вика? А тебе трудно было считать гусят, Толя? Арсений, а какие трудности были у тебя в игре «Наоборот»? Будете в следующий раз играть в новые игры?

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема: «Путешествие в весенний.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательные области в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Образовательная область: Познавательное развитие.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Задачи. Учить детей отсчитывать из большего количества меньшее. Упражнять в определении на слух того или другого количества (в пределах.

Фэмп средняя группа что это. Смотреть фото Фэмп средняя группа что это. Смотреть картинку Фэмп средняя группа что это. Картинка про Фэмп средняя группа что это. Фото Фэмп средняя группа что этоКонспект ООД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Математическая прогулка» «Математическая прогулка» Образовательные задачи: • Учить детей считать в пределах 5, • закреплять порядковое значение числа, • закреплять.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Необычное путешествие» Программное содержание: Упражнять в количественном и порядковом счёте, продолжать учить соотносить числительное с количеством предметов;.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Мы идем в библиотеку» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада. Задачи: Учебные: • Учить сравнивать.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В гости к сказке» Задачи. 1. Познакомить детей с цифрой 3, как знаком числа 3; учить соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в счете в пределах.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поездка на праздник сказок». Цель: 1. Совершенствовать умения устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь. 2. Закреплять навыки количественного.

Источник

Семинар для педагогов «Цели и задачи формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей средней группы»

Фэмп средняя группа что это. Смотреть фото Фэмп средняя группа что это. Смотреть картинку Фэмп средняя группа что это. Картинка про Фэмп средняя группа что это. Фото Фэмп средняя группа что это Потапова Вероника
Семинар для педагогов «Цели и задачи формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей средней группы»

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;

овладение конкретными приёмами в когнитивной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);

стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

Задачи развития математических умений и навыков для воспитанников средней группы:

изучение цифр, обучение порядковому счёту в пределах пяти;

обучение операциям сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;

знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат; цилиндр, шар и куб; конус и цилиндр, овал и круг;

формирование умения отделять форму от других признаков предмета;

совершенствование навыков движения и поворота корпуса в указанном направлении, ориентации в двухмерном пространстве (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);

развитие временных представлений: последовательности годовых сезонов и частей суток;

освоение специальной терминологии, позволяющей проговаривать свойства предметов.

Организация занятия по математике в средней группе.

Продолжительность занятия составляет 20 минут, по сравнению с младшей группой дети выполняют больший объём заданий, заметно ускоряется общий темп работы. Занятия традиционно проводятся один раз в неделю, но не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Для закрепления программного материала можно организовывать игровые математические ситуации во время прогулки или свободной игры вне занятий.

Общие рекомендации: к изучению нового материала воспитатель приступает после повторения ранее изученного материала. Повторение занимает не более пяти минут и проводится в игровой форме, например, «Помогите Буратино посчитать монетки», «Найдите вместе с Малышом ошибку» и т. д., а также с использованием тематических стихотворений, загадок, песенок. Подобные упражнения нацелены прежде всего на то, чтобы стимулировать природную находчивость и детскую смекалку, направить в необходимое творческое русло внимание, создать позитивный эмоциональный климат и радостное настроение, помочь каждому ребёнку раскрыть свои интеллектуальные возможности; детям четырёх-пяти лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности.

Организационная вводная часть (2минуты) – мотивирующее начало занятия.

Практическая — воспитатель поясняет суть заданий и упражнений, с которыми должны справиться дети (3 минуты).

Основная — самостоятельная работа детей (12-15 минут).

Итоговая — анализ и оценка детьми результатов своей работы. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о последовательности выполнения задания (3 минуты).

Вопросы,которые стоит обсудить:

насколько удачно было выполнено задание;

новые приёмы, с которыми познакомились дети;

причины ошибок и способы их исправления.

Основные приемы работы с детьми 4-5 лет:

Наглядные приемы (образец, показ).

Основные приемы работы с детьми 4-5 лет:

Словесные приёмы, такие как указания, пояснения, вопросы стимулируют активное внимание детей, помогают запомнить новые термины и лексические выражения. Пояснения должны быть чёткими, краткими и понятными для детей. Во время ответов детей педагог проявляет терпение, не перебивает, выслушивает до конца, старается не отвечать за ребёнка, при необходимости задаёт дополнительные вопросы, которые помогают ребёнку справиться с заданием самостоятельно. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные, старается подвести детейк самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?».

Важно заметить, что воспитанникам средней группы необходимо с первых занятий давать познавательные задания с целью развития природной любознательности и пытливости ума. Знания, приобретённые путём самостоятельного обследования, станут ценным опытом, а новые слова и понятия будут восприниматься более осознанно.

Основные приемы работы с детьми 4-5 лет:

Игровые приёмы: обучение и развлечение

Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности. Поможет и привлечение персонажей, сказочных сюжетов. «Полоть грядки» вместе с кроликом в поисках морковки (и считать оставшееся количество сорняков) для ребёнка гораздо интереснее, чем решать математические примеры вне игрового контекста.

Применение дидактических игр и упражнений повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Цель: развитие умения определять положение предметов относительно других объектов, выполнять задание по инструкции воспитателя, внимания.

Материал: геометрические фигуры, лист бумаги.

Игровые действия: педагог предлагает составить узор из геометрических фигур.Дети работают по инструкции:

Возьми круг и положи его посередине листа.

Над кругом положи треугольник.

Справа от треугольника положи квадрат.

Слева от круга положи прямоугольник.

Под прямоугольником положи овал, и т. д.

Цель: формирование пространственных представлений: «справа», «слева», «между»; развитие умения определять положение одних предметов относительно других, развитие внимания.

Материал: цветные палочки (полоски): розовая, белая, красная, жёлтая, голубая.

Игровые действия: педагог предлагает положить красную палочку слева от жёлтой. Справа от жёлтой — голубую, а слева от красной – белую. Слева от белой палочки добавьте розовую палочку. Педагог уточняет: Какой «вагон» находится справа от жёлтого? Слева от розового «вагона» и справа от красного? Между красным и голубым? Слева от красного «вагона», но не белый? Какие «вагоны» находятся справа от розового и слева от голубого? И т. д.

закрепить представление о частях суток,

научить правильно, употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование: Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок, картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Воспитатель, при помощи куклы, производит различные действия.

По которым дети должны определить часть суток:

кукла встает с постели,

одевается, причесывается (утро,

обедает (день) и т. д.

Затем воспитатель называет действие,например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает.

Источник

Школа молодого педагога Доклад на тему: «Методика ФЭМП в средней группе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методика формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в средней группе»

1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ

Занятия по математике проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятий — 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного.

В средней группе необходимо ограничиться работой только по 2 темам. В отдельных случаях можно попутно закреплять знания и по другим темам, если их повторение составляет органическую часть работы над новым материалом, способствует его лучшему усвоению.

1.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счет и др.).

На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям (например, осязательно-двигательного обследования и др.). В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. («Почему круг катится, а квадрат не катится?») Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ: «Обведите квадрат пальцем! Посмотрите, что у этой фигуры есть».

Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т. е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер.

Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, детальное и последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.

В ходе объяснения нового детей привлекают к совместным с педагогом действиям, к выполнению отдельных действий. Они, например, могут показывать, какой длины предмет, все вместе (хором) считать предметы и т. п. Новые знания лишь постепенно приобретают для детей данного возраста свой обобщенный смысл.

В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться на наглядный материал. («Посмотри, какая полоска короче!») По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытия смыслового значения слов дети перестают нуждаться в полном, развернутом показе.

На последующих занятиях они действуют в основном по словесной инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Посредством ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию, например, говорит, какого размера полоску надо положить сначала, какую после. Дети учатся связно рассказывать о выполненном задании. В дальнейшем они действуют на основе лишь словесных указаний. Однако, если дети затрудняются, педагог прибегает и к образцу, и к показу, и к дополнительным вопросам. Все ошибки исправляются в процессе действия с дидактическим материалом.

Постепенно увеличивают объем заданий, они начинают состоять из 2—3 звеньев. Например, надо сосчитать кружки на карточке и отсчитать столько же игрушек.

1.3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его указаний.

Наиболее трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца. «Положите игрушки на место! Я еще не все сказала!» — останавливает педагог детей, не разрешая им действовать раньше времени. Воспитатель постоянно побуждает детей внимательно слушать и запоминать задание, охотно и точно его выполнять, соблюдая определенную последовательность действий. Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешать друг другу, доводить дело до конца. На вопросы, обращенные к группе, они учатся отвечать по одному. «Я буду задавать вопросы всем, а отвечать будет тот, кого я вызову»,— формулирует данное требование педагог. Однако в отдельных случаях для активизации детей он прибегает к хоровым ответам: «Давайте все вместе назовем (сосчитаем)!» Дети учатся адресовать ответы товарищам. («Расскажи громко, чтобы все слышали!»)

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Детям предлагают помочь товарищу: уточнить, дополнить, исправить ответ. При этом у них поддерживается доброжелательное отношение друг к другу.

Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.

Большое внимание в средней группе продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособиями и умения ими правильно пользоваться. Дети поддерживают порядок в ходе работы, убирают пособия на место. На первых занятиях раздаточный материал дают в индивидуальных наборах, а позднее (во II и III кварталах) — на общих подносах. Ребята учатся совместно пользоваться пособиями, брать счетный материал, с общего подноса, обмениваться им в ходе работы.

Педагог постоянно поддерживает у детей интерес к занятиям по математике. Хорошее побудительное воздействие оказывают на детей поощрение, поддержка словом, показ достижений, положительная оценка, что позволяет малышам почувствовать удовлетворение от своих достижений. У них развивается вкус к приобретению знаний.

2. Формирование представлений о количестве и счете

Повторение пройденного. В начале учебного года воспитатели средней группы обнаруживают, что за лето дети в какой-то мере утратили знания, приобретенные ими в младшей группе. В среднюю группу приходят и новички. Оказывается необходимым 5—6 занятий посвятить повторению пройденного и подготовить детей к восприятию нового материала. Закрепляют главным образом представления, умения и навыки, которые необходимы для обучения счету и ознакомления с числами.

Для повторения пройденного используются упражнения, рекомендуемые программой 2-й младшей группы, но в несколько усложненном виде. Упражнения комбинируются, что позволяет параллельно решить 2—3 программные задачи.

Основное внимание в этот период уделяют упражнениям в сравнении численностей двух множеств (групп). Детей учат выяснять, в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну. Воспитатель напоминает им способы практического сопоставления групп: наложения и приложения.

Важно научить детей отделять количественную сторону от других признаков предметов. Это достигается варьированием несущественных признаков групп: цвета и размера входящих в них предметов, их пространственного расположения. Действия с группами предметов, разными по количественному составу, вызывают у детей потребность точно определять их число. Создаются условия для усвоения счета. На этих занятиях уточняют некоторые пространственные представления, закрепляют умение различать правую и левую руку, раскладывать предметы слева направо правой рукой, понимать выражения верхняя и нижняя (полоски), слева направо.

Дети упражняются в обследовании моделей геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника) осязательно-двигательным и зрительным путем, учатся узнавать их независимо от различий в цвете и размере. Закрепляют представления детей о размерных отношениях (длиннее — короче, шире — уже, больше — меньше) и умение пользоваться приемами приложения и наложения для выявления соответствующих отношений. Важно уже на первых занятиях вызвать у детей интерес к ним и продолжать развивать умение заниматься.

Обучение счету в пределах 5. Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос с к о л ь к о?) и овладеть ее средствами: называнием числительных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы. Четырехлетним детям трудно одновременно усвоить обе стороны этой деятельности. Поэтому в средней группе обучение счету рекомендуется осуществлять в два этапа.

На первом этапе на основе сравнения численностей двух групп предметов детям раскрывают цель данной деятельности (найти итоговое число). Их учат различать группы предметов в 1 и 2, 2 и 3 элемента и называть итоговое число на основе счета воспитателя. Такое «сотрудничество» осуществляется на первых двух занятиях.

Сравнивая 2 группы предметов, расположенные в 2 параллельных ряда, одна под другой, дети видят, в какой группе больше (меньше) предметов или их в обеих поровну. Они обозначают эти различия словами-числительными и убеждаются: в группах поровну предметов, их количество обозначается одним и тем же словом (2 красных кружка и 2 синих кружка), добавили (убрали) 1 предмет, их стало больше (меньше), и группа стала обозначаться новым словом. Дети начинают понимать, что каждое число обозначает определенное количество предметов, постепенно усваивают связи между числами (2 > 1, 1 1, 1 2, 2

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *