Формальная композиция это что
Формальная композиция это что
Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. Композиция отражает внутреннюю гармонию и упорядоченность и присуща не только дизайну, но и всем видам искусства.
Композиция в веб дизайне обусловлена содержанием сайта, его характером и назначением
Композиционную гармонию мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму и представляют собой органически законченную композицию.
Что такое «Формальная композиция?»
Формальная композиция — это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.
Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС (первые школы дизайна), являются представителями авангарда. Основой искусства авангарда стала именно формальная композиция, таким образом, дизайн как направление искусства вырос именно из формальной композиции.
Как на основе формальной композиции создать веб дизайн?
Если на формальную композиционную основу накладываются изобразительные (смысловые) элементы, то, сочетая символы и иллюстрации, мы получаем веб сайт. Если Вы разбираетесь в законах композиции, то точно будете знать какого размера сделать иллюстрацию, какой тип шрифта подобрать, какие подобрать цвета, чтобы веб сайт выглядел стильно и гармонично.
Формальная композиция. Законы
Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.
Закон целостности
Объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов
Закон соподчинения
Подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).
Закон равновесия
Такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.
Формальная композиция. Приемы
Доминанта
Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.
Симметрия
— равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.
Асимметрия
Динамичная композиция
— композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, ассимитричной компоновкой объектов.
Статичная композиция
(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.
Ритм
— это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, задается многократным повторением.
Контраст
Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет
Нюанс
Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д
Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Нюансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят когда уже готов фундамент и возведены стены.
Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.
Акцент
Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)
Аналог
Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики
Класс: 7
Презентация к уроку
Методическая разработка пролонгированного урока по теме: «Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции» предназначена для изучения основ композиции в 7 классе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Знание основ композиции формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства, способствует развитию творческих способностей школьников.
Тип урока: урок-повторение, урок получения новых знаний.
Цель: изучить законы, приемы, правила, средства композиции и дидактическими приёмами создать условия для выполнения композиционных упражнений.
Задачи:
Оборудование: репродукции абстрактных картин разных художников, презентация по теме урока.
Материалы для учителя: проектор.
Материалы для учащихся: лист А4, цветная бумага, клей, ножницы, черная гелиевая ручка, маркеры, гуашь (на выбор).
Урок №1
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение целей и задач урока.
– Сегодня на уроке мы вспомним, что такое композиция, изучим правила, приемы и средства композиции (слайд 1), и в течение нескольких уроков будет выполнять упражнения по композиции. Давайте вспомним, что такое композиция? (Композиция – распределение предметов на плоскости в определенном порядке) (слайд 2);
–Что такое композиционное решение? (правильное, умелое расположение чего-либо на плоскости листа);
– Как строится композиция? ( Композиция строится по определенным законам) (слайд 2);
– Назовите основные законы композиции (Равновесие, соподчинение, закон целостности) (слайд 3);
–Какие правила приемы, средства композиции вы помните? Перечислите (формат, симметрия, асимметрия, доминанта, статика, динамика) (слайд 4,5);
– Сегодня мы подробнее познакомимся с понятиями композиции, её законами, правилами, приемами, средствами и чтобы закрепить знания выполним упражнения. (слайд 6).
III. Формирование новых знаний.
(Слайд 7 Законы композиции. Целостность.)
( слайд 8 Законы композиции. Соподчинение)
Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).
– Как вы думаете, на каком рисунке отражен закон соподчинения? (на рисунке №3);
(слайд 9 Законы композиции. Равновесие.)
Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. На рисунке № 5 показана уравновешенная композиция. На рисунке № 6 равновесие в композиции нарушено, элементы смещены вправо и вниз. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.
(слайд 10 Правила и приемы композиции. Доминанта)
(слайд 11 Правила и приемы композиции. Симметрия и асимметрия)
(слайд 12 Правила и приемы композиции. Статика и динамика)
(слайд 13 Правила и приемы композиции. Ритм)
(слайд 14 Правила и приемы композиции. Контрасты, нюансы, акцент аналог)
Существуют еще некоторые приемы, которые используют в композиции, для придания её большей выразительности: контрасты, нюансы, акцент и аналог.
– Какие противоположные цвета вы помните? (красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый)
На рисунке 16 (слайд 16) представлен контраст размера (в таком контрасте используются подобные элементы, которые отличаются размером, массой).
На рисунке 17 (слайд 16) показан контраст формы. В этом виде контраста используют элементы, которые отличаются друг от друга формой.
Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д. На рисунке 19 (слайд 18) изображен нюанс по цвету ( цвета из одной цветовой гаммы) и по форме (используется круглая и округлая формы).
Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре. На рисунке 22 (слайд 20) представлены аналоги по размеру, цвету.
Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы, правила и законы
(слайд 21 Зачем изучать формальную композицию?)
Формальная композиция строится из линий и пятен, геометрических форм она выражает логику композиционного построения. Любое произведение искусства имеет свою структуру, композиционное построение, основанное на простых формах (рисунок 23, слайд 21)
Формальные композиции используются в плакатах, оформлении упаковок этикеток, росписи посуды, гобеленах, оформлении интерьеров, зданий, станций метро, торговых центров, театров т. е. в дизайне.
В авангардном искусстве есть течения, которые строятся на простых геометрических формах. (рисунок 24, 25 слайд 22)
IV. Закрепление нового материала.
1) Выполнение практического задания:
Чтобы закрепить полученные знания в течение нескольких уроков будем выполнять упражнения (Слайд 23).
2) Практическая работа.
V. Подведение итогов урока.
1. Ответы на вопросы, выводы:
– Что нового узнали на уроке? (что такое ритм, контрасты, нюансы, аналоги в композиции, как передать движение, покой в композиции);
– Что особенно понравилось, запомнилось?
VI. Домашнее задание.
Разобрать композиционную структуру живописной картины (на выбор учащихся) (рисунок 38, слайд 31).
Презентация для проекта «Формальная композиция»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции. Подготовила: учитель ИЗО МБОУ «Художественно-технологический лицей города Кирова» Д.Р. Деветьярова
Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.
Основные законы композиции: Закон целостности Закон соподчинения Закон равновесия
Правила и приемы композиции : Доминанта Симметрия/асимметрия Статика/динамика Ритм Контрасты, нюансы, аналоги
Средства композиции: Формат Композиционный центр, Равновесие Целостность Соподчинение Ритм Контраст Динамика/статика Симметрия/асимметрия Доминанта
Рассмотрим подробнее понятия и термины композиции:
Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое. рисунок 1 рисунок 2
Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте рисунок 3 рисунок 4
Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой рисунок 5 рисунок 6
Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные рисунок 7 рисунок 8
Виды контрастов: рис. 15 контраст по цвету
рис. 16 контраст размера рис. 17 контраст формы Виды контрастов:
рис. 18 контраст фактур Виды контрастов:
Нюанс рис. 19 нюанс по цвету и по форме
Акцент рис. 20 цветовой акцент рис. 21 акценты по цвету и размеру
Аналог рис. 22 аналоги по форме и цвету
Зачем изучать формальную композицию? Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур, выражает логику композиционного построения рис. 23 Диего Веласкес. Сдача Бреды.
рис. 24 Казимир Малевич «Супрематизм. Беспредметная композиция» рис. 25 Василий Кандинский «Композиция № 8»
Теперь выполним задания:
Задание 1. Равновесие в композиции. С помощью 3-6 геометрических фигур создать композицию и передать равновесие рис. 26 равновесие в композиции
Задание 2. Доминанта. С помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой рис. 27 доминанта в композиции
Задание 3. Статика и динамика. С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию; рис. 28 статика в композиции рис. 29 динамика в композиции
Задание 4. Симметрия и асимметрия. С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) ассиметричную композицию; рис. 30 симметрия в композиции рис. 31 ассиметрия в композиции
Задание 5. Ритм. С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции рис. 32 ритм в композиции
Задание 6. Контраст. С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур рис. 33 цветовой контраст рис. 34 контраст фактур
Задание 7. Нюанс, акцент аналог. С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в композиции рис. 35 нюанс рис. 36 акцент рис. 37 аналог
Домашнее задание. Разобрать композиционную структуру любой живописной картины (на ваш выбор) Поль Сезанн. Персики и груши Рафаэль. Сикстинская мадонна рис. 38
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1288480
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Формальная композиция это что
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Все, подобные этому, тексты я пишу в качестве конспекта для будущих занятий. Если у кого возникнут вопросы по теме, задавайте, попробую отвечать.
Если кто занимался в художественной школе, то, конечно, помнит задания по учебной композиции. Темы типа «Как я провел это лето», «Ленин в Октябре», «Русские сказки», «Космос» и прочие. Дети старательно рисовали купание на дачной речке, героев сказок, новогодний праздник и так далее. Большая часть времени уделялась живописи и академическому рисунку. Советы преподавателя чаще всего сводились к советам подвинуть фигуру, добавить или убрать какой-либо предмет, поменять цвет на каком нибудь участке работы.
Как это дело обстоит в среднем художественном училище, я не знаю, ибо, минуя училище, поступила в институт. Поступила я туда не сразу, потому что, имея академическую базу, ни сном, ни духом не знала, что такое «формальная» композиция. Это незнание стоило мне пары лет на абитуре.
В формальной композиции важны принципы и законы её построения и отсутствует не важен сюжет. Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
Основные средства формальной композиции включают в себя формат картинной плоскости (прямоугольник, квадрат, круг, тарелка, футболка), композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, тон, цвет, статику и динамику, открытость и замкнутость, целостность. Средствами художественной выразительности композиции является все, что необходимо для её создания, в том числе её правила и приемы.
Если на формальную композиционную основу накладываются изобразительные (смысловые) элементы, то мы можем получить :
Декоративную композицию, задача которой «украшать» что-либо, и которая чаще всего, но не всегда, строится по принципу орнамента.
Станковую композицию, которая чаще всего выглядит как картина с человечками и рассказывает зрителю что-нибудь.
Шрифтовую композицию, состоящую, в основном, из букв и символов.
И мало ли куда еще можно её пристроить))
Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС, являются представителями авангарда.
Формальная композиция как предмет книги «Теория композиции»
Рубрика: книга по композиции
Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи. Сегодня отрывок из главы «Общие основы теории композиции»
Поскольку композиция – это сочинение, а сочинять можно в очень разных аспектах, то берясь писать книгу о композиции можно писать много и в результате сказать ни о чем. Я вспоминаю свои занятия в художественном училище. На курсе по композиции наш преподаватель не знал что конкретно хочет нам дать. Он не имел педагогической методики. Да, он был хорошим художником и умел сочинять и рисунок пятен и отношения сложных характеров. Но наши занятия превратились в сумбур. На протяжении года каждый день мы делали разные задания. То изобразить хаос, то страх, то отношения зонтиков и ботинок, то выполнить абстракцию, а то и сочинить собственное эпическое полотно «Последний день Помпеи». Все это несомненно, были очень полезные и развивающие занятия, но не имея никакой логики изложения, никаких заголовков или пояснений они привели к очень хаотическому восприятию предмета композиции. Это сейчас нам с вами, читающим эти строки очевидно, что есть такой то вид композиции, такой то. Человеку не имеющему за плечами опыт художественного образования трудно вообразить, в какой степени дезориентации находишься, полагая под композицией вообще все от психологической характеристики предмета или эмоции до взаимосвязи точки с тучей. Приступая к новому учебному произведению попросту не знаешь за что хвататься. В такой ситуации ученик попросту делает все подряд, доставая из памяти все что когда либо узнал одновременно, кучей.
Такой дикий «метод» несомненно приводит к устаканиванию, отшлифовыванию, пониманию информации, но… спустя десятилетия, требуемые на художественное образование. И все это время сохраняется риск бросить, сдаться под гнетом неизвестности, неопределенности и дезориентации. Конечно такие риски и перегрузки испытывают лишь люди с аналитическим складом ума. Так, «по собственным словам гениального аналитика и преподавателя рисунка П.П. Чистякова, в Академии он был «ничейным» учеником и никого из маститых академических педагогов не считал своим прямым или даже коственным наставником. Относясь критически к профессорским наставлениями, он мирился со скучной учебой. Читсякову помогала врожденная пытливость, «дух аналитика», постоянно толкавший его доискиваться законов рисунка, живописи»[1]
Настоящая книга посвящена т.о. лишь одному виду композиции, главному в изобразительной технике, объединяющему все стили фото и изобразительного искусства. Основе, на которую должны лечь все остальные виды композиции. А именно – пластической, формальной. Формальная композиция по Флоренскому – это Композиционно-графическое, образное смотрение[2].
Дело в не в том, что автор формалист, а в том, что при отсутствии этого аспекта все остальные становятся неважными. Можно сколь угодно гениально продумать игру актеров свет и мазок, но не объединив свой замысел в ясную структуру линий и пятен, представляющих собой формальный аспект, художественного произведения не получится. Разве что наивное искусство, которое и можно определить как безусловное сочинение в отсутствии формального композиционного содержания.
В этом плане интересно привести следующее размышление Флоренского: «Смысл произведения при установке композиции знать обычно не только не нужно, но и скорее вредно; ведь, зная этот смысл, трудно потом отрешиться от него и обсуждать произведение со стороны наличных в нем изобразительных средств и плана их единства. А это и есть композиция»[3].
Несмотря на его спорность в некоторых аспектах, в целом мысль сходная – формальный аспект главный в произведении. Именно поэтому, формальному аспекту как базовому и посвящена эта книга.
Понятие «Формальная композиция»
Но что такое «формальная композиция»? Здесь все просто: это композиция формы. Можно общо, грубо, разделить композицию на два дополняющих друг друга слоя, самые крупные образования. Это сюжетная композиция и формальная. Некоторые исследователи выделяют и больше, но за этим всегда лежит терминологическая или логическая путаница:
Автор выделяет три. Но их на самом деле два. Формальная и сюжетная. Да, Леже [V1] оперирует, во многом, объектами, но это, как будет показано в главе «Структурно-информационные и физико-математические основы теории композиции» лишь слой формальной композиции. Пятно у него тоже организующее начало. Неоправданно вводить новый термин, даже более того, вредно т.к. это разрушает логическую стройность композиционной теории и запутывает, заставляя искать некий «монтажный уровень». Тогда как компоновка достаточно хорошо описывает грубый способ организации объектов в изображении без применения пятнового единства и тонкостей взаимоотношений.
Формальное и неформальное. Связь формы и содержания
Как уже было сказано, теория композиции представленная в этой книге рассматривает исключительно уровень формальной пластической композиции. Вообще все о чем говорит композиция эстетическая, общая, претендующая на глобальность – она бесконтекстна и все это рассчитано на человека, имеющего чистое восприятие, не искаженное культурным контекстом. Теорию композиции сюжетной еще предстоит создать.
Еще Флоренский отмечал, что композиция сугубо плоксостна. И это верно. Но он называет ее композицией, а на самом деле это формальная композиция. Понятие композиции гораздо глубже.
А вот о формализме даже фотографы часто высказываются негативно. Приведем лишь пару цитат из учебников по фотокомпозиции: «Ограничивать понятие композиции лишь взаимосвязью тональных и линейных элементов может только фотограф-формалист. Формалистический снимок – это либо игра светотени, либо затейливое сочетание пятен и линий, иногда совершенно лишенное какого-нибудь содержания, зато представляющее собой эффектно решенную композиционную задачу»[5]
И действительно, когда в художественном произведении формальное выступает на передний план или вовсе заменяет собой содержательное, в этом нет никакого смысла кроме учебного. Однако в рамках теории композиции необходимо сознательно ограничение композиции композицией формальной. Потому что формальная композиция – это основа и она должна быть в любом реалистичном изображении. Связь формальной и неформальной композиции – предмет отдельного исследования, который мы затрагиваем в главе «Специфические виды композиции», но эта связь не так важна, как наличие формальной. Без нее, как без скелета разваливается все.
И еще одна цитата: «Вне идеи композиция может существовать как формальный набор формальных элементов, подчиненных внутренним формальным законам. В этом случае композиция может рассматриваться как структура, стремящаяся к эстетической самодостаточности, или как неудачное произведение, в котором формальные признаки организации изобразительного материала не обусловлены и не связаны общим замыслом. «Композиция как структура, стремящаяся к эстетической самодостаточности», требует предварительного решения, то есть идеи, реализуемой на формальном «[6]
Здесь автор, пытаясь выразить уничижительное отношение к композиции не связанной с идеей тавтологически повторяет слово «формальное» через каждое слово. Это, конечно излишне. Как излишне и введение неясного термина «эстетическая самодостаточность». Что такое самодостаточность? Почему эта психологическая характеристика здесь появляется? Кроме того, в данном высказывании автор формальную композицию считает «неудачным произведением». Как представляется, это избыточная строгость, которая, хоть и понятно, призвана показать важность наличия идеи, но несправедливо унижает важнейшую часть композиции – формальную. Это происходит из за того что до сих пор отсутствовал нормальный понятийный аппарат и слово «формальный» использовалось зачастую в ругательном контексте, тогда как оно означает на самом деле жизнь форм взятую в отрыве от жизни объектов что очень удобно для изучения. Конечно, если в произведении есть только формальное – это бедное произведение
Связать форму и содержание – это конечно, главная задача художественного произведения в пластическом поле. Каким образом – это большой вопрос отдельного исследования. Известно, к примеру, что треугольник обладает тревожным драматическим характером, а круг – свойствами умиротворения и гармонии. Для начинающих свой путь в живописи и композиции задача связи формы и содержания звучит совершенно недосягаемо непонятной. Непонятно даже как создать интересную сложную форму, а уж сделать искомую связь формального и содержательного, это высшая математика. Как треугольник будет поддерживать задуманную драму? Как использовать круг в планируемой спокойной умиротворенной пасторали?
Связь формы и содержания – сложная проблема но начать знакомство с ней можно на следующем техническом примере в книге «Композиция в технике» Ю. С. Сомова. Он говорит о станках и соответствии формы их назначению. Форма обтекаемая вызывает недоверие. И это действительно так. Зачем станку обтекаемость? Он же не в космос летит. Теряется связь с его природой: грубо сверлить, резать металл. Он становится заигрывающим со зрителем[V2]
Интересно высказывание Кандинского о формализме: «Художник должен иметь что сказать, его задача – не владение формой, а приспособление этой формы к содержанию»[7] Любопытно, что это говорит человек у которого в произведениях, его характеризующих, нет никакого фигуративного содержания. Впрочем, это высказывание относится к периоду его фигуративных работ: последняя картина, где есть намек на фигуративное относится к 1909 г. («Пейзаж с паровозом), а цитата из книги 1910 г.
О том, что пространство и масса выступают именно «первичными» категориями при формообразовании говорили многие исследователи. Так, еще в 1923 г. известный советский исследователь архитектуры А. Г. Габричевский указывал, что раскрытию архитектурного синтеза должен предшествовать анализ пространственных и пластических компонентов»[8]
Свойства архитектоники, гештальта, связь формы и содержания.
К вопросу о связи формы и содержания: исследователь композиции в технике Сомов составил интересную таблицу соответствия формы и характера пятна[9].
Так вот, гештальт, получаемый в результате восприятия архитектонической структуры обязан иметь свой характер. И этот характер должен соответствовать содержанию.
Да, но внимательный читатель спросит – почему же мы выше в параграфе «виды композиции» отказались от выделения видов композиции? Разве это не они? И да и нет. С одной стороны, характерные признаки, по которым наше чрезвычайно мощное подсознание выделяет с помощью распознавания образов что одна форма кит а другая кот – конечно существуют. Но выделять виды – означает провести строгую формализацию образной среды. А это не удалось пока никому, в противном случае была бы возможна система распознавания образов, сопоставимая с человеком. Если же такие эксперименты и удаются на сегодняшний день (этим активно занимается Google и Стэндфордский университет) то это всегда результат тренировки нейросетей, а не формализации и каталогизации.
Таким образом, связь формальной и неформальной частей композиции научно и логически обоснована, подтверждается опытом, преподавательской практикой во всех учебных учреждениях, где учителя в один голос говорят о вреде чистого формализма (еще раз напомним что в педагогических целях чистый формализм как раз чрезвычайно полезен). Однако, и у известных теоретиков встречаются недоразумения в высказываниях: «Таким образом, композиция, если говорить в первом приближении, вполне равнодушна к смыслу обсуждаемого художественного произведения и имеет дело лишь с внешними изобразительными средствами; конструкция же, напротив, направлена на смысл и равнодушна к изобразительным средствам как таковым.»[12]
Сложно говорить о том, что автор имел в виду под «первым приближением», может быть в этой неясной формулировке он скрыл обратный смысл высказывания, которое в чистом виде выглядит довольно таки противоречивым. Оставим этот вопрос для анализа будущим исследователям, поскольку тезис настоящего обсуждения со всей очевидностью доказан.
[1] П.П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. Искусство 1953. Стр.4
[2] Флоренский. История и философия, с 22
[3] Флоренский. История и философия, с 149
[4] Художественные средства композиции в изобразительном искусстве. Учебно-методическое пособие.
[5] С. Морозов. Композиция в фоторепортаже. 1941 г. с. 89
[6] Н. Жолудев. Композиция в фотографии, с. 8
[7] В. Кандинский «О духовном в искусстве», 1910 г.
[8] Габричевский А. Г. Морфология искусства, с 122
[9] «Композиция в технике» Ю. С. Сомов с 42
[10] Виноградов В. А., Гинзбург Е.Л. Система, её актуализация и описание. В кн.: Системные исследования. Ежегодник. — М.: «Наука», 1971, 280 с.
[11] Виноградов В. А., Гинзбург Е.Л. Система, её актуализация и описание. В кн.: Системные исследования. Ежегодник. — М.: «Наука», 1971, 280 с.
[12] Флоренский. История и философия, с 172
Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.