Формат атмос что это
Что такое Dolby Atmos
Содержание
Содержание
В начале было моно. Затем появилось стерео, и до сих пор чаще всего музыка звучит через две колонки. Потом начались эксперименты: квадро — с двумя колонками сзади, несколько форматов с шестью спикерами, и, наконец, 5.1 с фронтальным каналом для диалогов и боковыми для эффектов. Но тут появляется Dolby Atmos — новый формат объемного звука, превосходящий все предыдущие. В чем его отличие, какие новые впечатления он может подарить, где он используется и что для него нужно?
Краткая история многоканального звука
Именно звук создает эффект присутствия в кино и погружает в атмосферу фильма. Звуковое кино буквально за несколько лет убило немой кинематограф. Первый фильм с объемным звуком — диснеевская «Фантазия» — был выпущен еще в сороковых. Спустя десятилетие в Нью-Йорке имел большой успех демо-фильм «Это — Синерама», сочетавший панорамную картинку с 7-канальным звуком: 5 каналов для источников с экрана, и еще пара — по бокам для эффектов.
С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.
Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.
В чем отличие Dolby Atmos
К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.
Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.
Главное отличие Atmos от 5.1 и иже с ним — в новом формате звук по каналам раскидывает аудиопроцессор.
А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться. Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов.
Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.
Где применяется Dolby Atmos
В кинозалах
Новым стандартом сразу заинтересовались кинотеатры, ведь он позволяет привлечь больше зрителей. Atmos в кинозалах раскрывается на полную, позволяя задействовать до 64 каналов и пустить по ним до 128 звуковых объектов, и все они автоматически распределяются по аудиосистеме. Иными словами, по залу одновременно может летать до 128 разных звуков, и всех их будет одинаково хорошо слышно.
Большой плюс кинозалов с Dolby Atmos в том, что все они построены по лицензии. После установки оборудования в зал приезжает специалист компании Dolby и настраивает оборудование самостоятельно. Поэтому все залы с Atmos звучат одинаково хорошо, в них приятно смотреть современные блокбастеры.
В телевизорах
Стоит сразу отметить, что Atmos в бытовой технике отличается от стандарта в кинозалах — до 32 каналов (против 64 в залах), до 11 звуковых объектов (против 128). Но это не значит, что в домашних кинотеатрах Atmos какой-то ущербный и урезанный — объекты просто группируются в кластеры, поскольку пропускная способность аудиотракта в домашних кинотеатрах ограничена, да и все 128 объектов на блю-рэй диск не влезут.
Многие современные топовые ТВ поддерживают Dolby Atmos. Понятное дело, что крохотные динамики в ультратонком телевизоре не способны сотрясать стены так же, как киловатт звука в настоящем домашнем кинотеатре. Поэтому в телевизорах Atmos — это, скорее, демо-версия, которая позволяет подарить впечатления, схожие с настоящим форматом. Зато такая функция поможет понять, нужен ли он зрителю, или ему роднее старый добрый 5.1.
В саундбарах
Куда более яркие впечатления могут подарить саундбары, некоторые из которых поддерживают Atmos и буквально напичканы технологиями на грани магии. В них встроены узконаправленные динамики, которые стреляют в потолок — звук отражается от него и попадает прямо в слушателя, как будто это колонки сверху.
Благодаря играм с фазой и эффектам психоакустики саундбары создают впечатление объемного звука со всех сторон, при этом избавляют от необходимости расставлять колонки по комнате и тянуть к ним провода, не заставляют глушить помещение акустическими панелями и вообще представляют собой компактное и элегантное решение.
Однако минусы все же есть — качество звучания зависит от материалов стен и потолка, ведь звуку нужно отражаться от них, и лучше всего он отражается от голых бетонных стен. Если же в комнате стоит много мебели, то звук будет рассеиваться и попадет куда угодно, только не в зрителя.
В домашних кинотеатрах
Dolby Enabled Speakers — штука, позволяющая превратить старую добрую систему 5.1 в Dolby Atmos покупкой всего нескольких дополнительных колонок. Как минимум, нужны два сателлита, стреляющие в потолок, подобно саундбарам, они ставятся на фронтальные колонки.
Для полного эффекта еще пару сателлитов можно расположить по бокам. Эта штука была придумана компанией Dolby чтобы максимально быстро вывести на рынок новый формат. Как и в случае с саундбаром, система чувствительна к отделке помещения.
Но все же лучшие впечатления от Dolby Atmos дарит система с настоящими потолочными сателлитами. Чаще всего это формат 7.1.4 — три фронтальные колонки, две сзади, две по бокам (итого 7 в горизонтальной плоскости), на потолке — по паре сзади и спереди, плюс сабвуфер.
Естественно, колонкам нужен подходящий источник, поэтому для работы Atmos понадобится AV-ресивер, поддерживающий этот формат. Про выбор ресивера можно почитать тут, но главное, о чем нужно помнить — это о мощности. Не у каждого ресивера ее достаточно, чтобы питать разросшееся поголовье колонок, а потому многие используют связку ресивера или звукового процессора с мощным многоканальным усилителем.
В видеоиграх
Что особенно подкупает — Dolby Atmos поддерживают консоли последнего поколения Xbox One и PS5 (хотя в последней гейминг с Atmos доступен только в наушниках, но фильмы смотреть можно и через колонки).
Видеоигры — штука сама по себе интерактивная и подкупает особенным погружением в экшн, а объемный звук усиливает многократно впечатление, особенно в батальных сценах, когда все вокруг горит, стреляет и взрывается. К тому же, технология дает возможность точно определить, откуда стреляет враг. Как включить Dolby Atmos в играх, и какие из них поддерживают технологию, рассказано в этой статье.
В музыке
Да, в формате Atmos даже выпускается музыка — многие артисты взяли новую технологию на вооружение, тем более что на рынке уже полно наушников, ее поддерживающих.
Пока сложно сказать насколько такой формат станет популярным — эксперименты с объемной музыкой были еще в шестидесятых годах прошлого века, и мало к чему привели. Правда, в отличие от шестидесятых, сегодня в продаже есть и наушники с Atmos.
В наушниках
Как можно догадаться, оборудовать домашний кинозал с настоящим Dolby Atmos — задача не из легких. Поэтому многие идут по иному пути — наушники. Таких с каждым днем все больше, и они имеют весомые плюсы: не нужно тратить деньги на колонки, усилитель и ресивер, вешать акустические панели и басовые ловушки, тянуть провода и т.п.
Сертифицированные наушники позволяют передать всю суть новой технологии без головной боли. А на ПК достаточно скачать официальную программу Dolby Atmos for Headphones, чтобы получить объемный звук в любых наушниках.
В мобильных устройствах
Даже мобильные устройства поддерживают Dolby Atmos. Конечно, это все не настоящий Atmos, а скорее демо-версия, чтобы передать впечатления от реальной технологии. Тем не менее, технологию стараются пихать во все топовые новинки, так что найти смартфон с ее поддержкой не проблема — например, он присутствует в любом последнем Айфоне.
Другие форматы объемного звука
DTS:X — главный конкурент Atmos, который также основан на звуковых объектах. В максимальной версии DTS:X Pro позволяет сделать до 30 каналов с двумя сабами, имеет аж целых 5 слоев в высоту: первый возле пола, второй — на уровне ушей, третий — чуть выше, четвертый — еще выше, и последний — в самом верху по центру. Из минусов — мало ресиверов и процессоров, которые поддерживают именно Pro версию, а стандартная инкарнация ограничена 11 каналами. Из плюсов — есть апмикшер Neural:X, превращающий 5.1 в настоящий объемный звук. Есть и DTS Headphone:X для наушников.
Auro 3D — стандарт, который, в отличие от Atmos, основан на поканальном микшинге. То есть вместо звуковых объектов — старые добрые каналы звука (хотя есть Aura MAX для кинотеатров, где объекты таки есть). Максимальное количество каналов — 13.1, из них: до 7 горизонтальных, до 5 — сверху, один — сверху по центру, именуемый не иначе как Voice of God. Главный минус стандарта — он очень узконаправленный, лучший звук получается в одной конкретной точке, где сидит зритель, если же походить по залу, то звук сильно меняется, обычно не в лучшую сторону. Второй минус — очень мало контента в этом формате, однако есть апмикшер Auro Matic, который конвертирует 5.1 в Auro 3D.
Заключение
Миллион колонок в помещении с голыми стенами могут создать такую какофонию, что ни о каких впечатлениях от Dolby Atmos говорить не придется. Поэтому, даже если в комнате уже стоит система 5.1, рекомендуется сначала добиться идеального звучания всех колонок в горизонтальной плоскости, и лишь затем наращивать сателлиты на потолке.
Об акустической обработке и звукоизоляции помещений можно почитать тут. В дополнение к этому, система Atmos предъявляет требования к покрытию пола, ведь колонки на потолке стреляют вниз, и отражения от пола затуманят звуковую картину. Поэтому лучше всего положить на пол толстый ковер или ковролин.
Что такое Dolby Atmos на смартфонах? Или поговорим о широкой сцене в наушниках
Люди делятся на два типа. Первые, покупая более дорогую и качественную вещь, начинают наслаждаться ею. Вторые — страдать.
Если вы хорошо понимаете первых, наверное, вам повезло. Я, к сожалению, могу рассказать только о вторых. У таких людей радость от покупки хорошей вещи быстро сменяется невыносимой мыслью о том, что в природе существует еще более качественная вещь.
Однако мир устроен не так прямолинейно. Порой, для получения удовольствия от более качественных вещей, необходимо меняться самому, чтобы научиться обращать внимание на то, чего раньше никогда не замечал.
Если вам нравится кофе с сахаром, то, добавляя всё больше и больше сахара, в какой-то момент вы полностью испортите напиток. И чтобы развивать свой вкус дальше, вам нужно переключиться со сладости на что-то другое — аромат, консистенцию, послевкусие и т.д.
Поэтому приходится обращать внимание на другие вещи и потом вы начинаете понимать, что хороший звук — это не только бас, но и детализация, тональный баланс и, конечно же, сцена!
Сцена — это именно то, что желает услышать в своих наушниках каждый человек, увлекающийся качественным звуком. Чтобы музыка чудесным образом перенеслась из головы в окружающее пространство, чтобы создалось впечатление, будто вы слышите живое выступление на сцене, а не заткнули уши амбушюрами и вся музыка громыхает только внутри слухового канала.
Я предлагаю другой вариант, более технологичный. И сегодня мы поговорим о сцене и технологии Dolby Atmos, доступной на многих современных смартфонах, которая работает с любыми наушниками.
Поверьте, подавляющее большинство тех, кто слышал об этой технологии и даже якобы пользовался ею, на самом деле не имели такого опыта.
Что такое Dolby Atmos? Или зачем эстету очередной «улучшайзер» звука
Если вы почитаете сообщения на форумах или комментарии на популярных ресурсах, то быстренько найдете ответ на поставленный вопрос. Звучать он будет как-то так:
Одним словом, такая себе революция в области звука… Но, к счастью, все эти ответы не имеют никакого отношения к правильному.
Да, Dolby Atmos — это прежде всего объемный звук. То есть, звук, который можно почувствовать впереди или позади себя, а можно и вовсе услышать что-то прямо над головой. Но неужели весь смысл технологии Dolby Atmos (и ее отличие от объемного звука 5.1) заключается именно в дополнительных динамиках, размещенных на потолке?
Конечно же, нет. Главное и принципиальное отличие Dolby Atmos от всего, что было раньше — это объектно-ориентированный звук. При записи звука в Dolby Atmos мы имеем те же аудиодорожки (гитара, барабаны, вокал и пр.), что и при записи обычного стерео или объемного звука 5.1. Но в Dolby Atmos дополнительно появляется понятие объектов Atmos.
Можно не просто записать гитару, но и создать связанный с этим звуком объект в пространстве, у которого есть свои конкретные координаты и ряд других свойств. То есть, помимо аудиодорожек, любая запись в формате Dolby Atmos содержит так называемые метаданные — набор объектов и их описание.
Например, если вокалист ходит по сцене, аудиофайл будет содержать не только дорожку с его голосом, но и связанный объект, в метаданных которого будет записан весь «маршрут передвижения» по виртуальной сцене.
Dolby Atmos — это не объемный звук 5.1
В этом и состоит основное отличие данной технологии. Если в объемном звуке 5.1 все аудиодорожки жестко прописываются в 5 каналов (например, такой-то звук должен прозвучать в левой передней колонке, а такой-то — в задней правой), то в Dolby Atmos все аудио-объекты вообще не привязаны к каналам или колонкам.
Во время воспроизведения музыки система с Dolby Atmos строит виртуальную сцену в зависимости от того, сколько колонок у нее есть в распоряжении. Так как Dolby Atmos знает реальное местоположение каждого звукового объекта без привязки к каналу или колонке (это прописано в файле с музыкой), то система может попытаться воссоздать виртуальную сцену с любым количеством колонок.
Если вы подключите к устройству с Dolby Atmos 30 колонок, тогда система задействует каждую из них для максимально реалистичного воссоздания сцены. Если у вас есть только 5 колонок — Dolby Atmos попытается «визуализировать» все звуковые объекты, используя это количество акустики, ведь дорожки не привязаны к конкретным колонкам и у системы есть «свобода» выбирать оптимальное «расположение» звука.
Это и есть революция в области объемного звука — переход от классической идеи с каналами (колонками) к понятию объектов, которые можно попытаться «визуализировать» на любом доступном количестве колонок.
Dolby Atmos на смартфонах. Или что делать, когда «колонок» не тридцать, а только две
Итак, Dolby Atmos — это высокое качество звука (для тех, кто понимает — вплоть до частоты дискретизации 192 кГц и глубины звука 24 бита) с объектами Atmos, в метаданных которых четко прописано реальное расположение каждого источника звука в пространстве.
Проблема лишь в том, что мы говорим о смартфонах и подключаемых к ним наушниках, зачастую беспроводных. Зачем нам все эти объекты Atmos, если звук будет идти все равно в стерео, как и любая другая обычная запись?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, сразу скажу, что Dolby Atmos превосходно работает не только с проводными, но и с беспроводными Bluetooth-наушниками. Я еще вернусь к этому моменту чуть позже, так как он влечет за собой другие вопросы.
А теперь хорошенько подумайте, возможно ли чисто теоретически сделать так, чтобы человек в наушниках отчетливо услышал звук, скажем, в метре слева от себя или в двух метрах позади себя? А над головой? То есть, звук идет только с левого и правого наушников, но слушатель уверен, что это не так — он отчетливо слышит его над головой.
Если вы уверены, что это невозможно, тогда задайте себе последний вопрос — как же тогда вы слышите все звуки в реальном мире и ощущаете их со всех сторон? Ведь у вас не тридцать ушей, а всего два уха — обычная «стерео-система». Откуда бы звук ни исходил, он в итоге попадет только в левое и правое ухо. И, тем не менее, вы с закрытыми глазами определяете, идет ли звук сверху или справа.
Как же вам это удается!?
Голова, отбрасывающая тень на ухо
Никакого пространственного звука не существует. Нет звука сверху или снизу, нет звука справа или слева. Есть только два уха, которые слышат немножко разный звук, в зависимости от того, откуда он издается.
Предположим, что кто-то хлопнул в ладоши справа от нас. Любой человек определит, что звук отчетливо слышится справа. Почему? Потому что мозг произвел определенные вычисления и затем проиграл для нашего воображения красивый трехмерный звук, слышимый как бы с правой стороны.
Для этих вычислений наш мозг использовал в основном 3 переменные:
Разница во времени
Когда мы хлопнули справа, то звук от хлопка вначале попал в правое ухо, а через несколько миллисекунд — в левое. Эта разница очень важна для точной локализации звука в пространстве.
Разница в громкости
Интенсивность (громкость) звука в правом ухе будет намного выше, чем в левом, если источник звука находится справа. Таким образом, мозг сравнивает не только задержку по времени, но и разницу в громкости.
Искажение тембра
Вернемся к хлопку. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный звук, состоящий из самых разных частот. Любой звук, даже одна конкретная нота, содержит в себе множество частот. Если нота ля — это частота 440 Гц, то в зависимости от того, кто или что будет воспроизводить эту ноту, звук будет содержать массу дополнительных частот (гармоник).
Именно по этим дополнительным частотам (гармоникам) мы и определяем конкретный инструмент или голос конкретного человека.
Если звук доносится справа, тогда в правое ухо попадают все частоты и правым ухом мы слышим максимально естественный тембр. Но затем на пути звука появляется преграда — наша голова, которая становится как бы звуковым барьером или фильтром. Некоторые волны просто гасятся головой и уже не доходят до левого уха. Мы говорим, что голова отбрасывает акустическую тень.
Мозг учитывает все эти и многие другие нюансы, включая данные, получаемые от глаз, и только потом строит правильную звуковую сцену.
Но если всё так просто, почему тогда мы не можем обмануть мозг наушниками? Вносить те же естественные искажения звука в одно ухо, делать звук громче или тише в разных ушах, а также посылать один и тот же сигнал в оба наушника с небольшой задержкой? В общем, делать всё, чтобы мозг «рисовал» объемную сцену?
В реальности для этого нам даже делать ничего не нужно со звуком, достаточно просто записать его на вот такой необычный микрофон:
В каждом ухе этой искусственной головы спрятаны студийные микрофоны высокого качества. Вам остается лишь установить голову в настоящей студии. Звук естественным образом будет попадать в один микрофон раньше, чем в другой, а голова — отбрасывать акустическую тень.
Здесь важны все детали — даже форма ушной раковины играет очень важную роль (она немного изменяет в том числе звуки, доносящиеся сзади). Звук, отражаясь от ее изгибов и завитков, будет по-разному попадать в каждое ухо в зависимости от местоположения источника.
Получается, у нас теперь есть звуковой сигнал для левого и правого уха, который бы мы слышали, если бы на самом деле находились в студии звукозаписи или на сцене. Дело остается за малым — отправить этот сигнал в наши реальные уши. Для этого достаточно использовать обыкновенные наушники. Они будут проигрывать звук, уже записанный с учетом всех задержек, искажений тембра и разницы в громкости, обусловленных анатомическими особенностями головы. А наш мозг будет строить объемную картину.
Такие записи существуют и называются они бинауральными. Можете прямо сейчас надеть любые наушники, закрыть глаза и включить эту классическую демонстрацию бинаурального звука — «виртуальную парикмахерскую»:
Конечно, 3D-эффект будет зависеть от качества наушников и в более дорогих моделях сцена будет реалистичней. Но заметить разницу со стерео-звуком можно даже в самых дешевых наушниках.
И теперь мы подошли к основной сути Dolby Atmos для смартфонов!
Dolby Atmos, смартфон, наушники и передаточная функция головы
Итак, Dolby Atmos на смартфоне делает следующую вещь. Система получает файл, в котором помимо аудиодорожек хранятся метаданные объектов Atmos в пространстве. Теперь система может воссоздать сцену на любом количестве колонок.
Но если мы слушаем Dolby Atmos в наушниках (проводных или Bluetooth), система создает бинауральный звук.
Например, в файле есть объект гитара, который находится впереди чуть правее от вас, местоположение объекта записано в метаданных формата Dolby Atmos. В этом же файле есть и аудиодорожка гитары.
Если бы эта гитара на самом деле находилась в метре от вас, чуть правее, как бы изменялся звук, попадая в правое и левое ухо? Как бы на него влияла форма головы, туловище, поза человека? В какое ухо этот звук попадал бы раньше и насколько?
На все эти вопросы можно дать ответ с определенной точностью, пользуясь только математическими расчетами. То есть, можно рассчитать движение звуковой волны с учетом расстояния, формы головы, расположения ушей и их формы.
Собственно, именно это и делают алгоритмы Dolby Atmos. Они применяют к звуку упомянутой гитары передаточную функцию головы или HRTF-функцию. Именно эта сложная математическая функция описывает то, как изменяется звук по пути от источника к каждому уху.
Если бы мы взяли обычный mp3-файл или даже файл без сжатия в студийном качестве, технология Dolby Atmos не смогла бы ничего с ним сделать, так как в файле не описано расположение всех инструментов и вокалиста в пространстве. Нужен специальный формат с метаданными.
А когда такие данные есть, Dolby Atmos может создать реальную трехмерную сцену для прослушивания в наушниках, используя HRTF-функцию и бинауральный звук. Именно это и происходит при активации данной технологии на совместимом смартфоне.
Другими словами, Dolby Atmos, используя математику и заранее известное положение всех инструментов, так корректирует каждый звук, как он изменялся бы в реальности, если бы доносился к нашим ушам с учетом расстояния, формы головы и ушей, тела и пр.
Вопросов осталось слишком много… но и ответов — тоже!
Звучит всё очень убедительно, не так ли? Но, я уверен, что у некоторых читателей появились вопросы, особенно у тех, кто «пробовал» Dolby Atmos и совершенно не впечатлился этой технологией.
Что ж, давайте рассмотрим самые популярные из них, начав с наиболее неочевидного:
Откуда у Dolby Atmos взялась передаточная функция именно моей головы?
Действительно, даже приведенный выше пример бинауральной записи будет ощущаться каждым человеком по-разному, так как форма используемой при записи искусственной головы с ушами может очень сильно отличаться от формы вашей головы.
Я скажу даже больше. Если бы вам изменили форму ушей, какое-то время у вас были бы серьезные проблемы с локализацией звуков в пространстве. Мозгу потребовалось бы несколько недель, чтобы внести в свои расчеты все корректировки, связанные с новой формой ушей.
Ровно то же происходит и с Dolby Atmos. Технология применяет к звуковому сигналу HRTF-функцию среднестатистической головы и уха, без учета физиологических особенностей конкретного слушателя.
Поэтому, восприятие объема у каждого человека может немного отличаться. Особенно это касается детей.
Почему Dolby Atmos ощущается, как дешевый «улучшайзер» звука?
Скорее всего, вы пробовали опускать шторку на своем смартфоне и включать Dolby Atmos:
Но особого вау-эффекта не услышали. Даже наоборот, звук мог показаться неестественно обработанным, как если бы вы просто поигрались эквалайзером.
Так и должно было произойти, если вы прослушивали музыку в обычных форматах (mp3, aac и др.) или lossless-форматах. Ни один из них не использует динамические метаданные звуковых объектов. Такого понятия вообще не существует в мире классического стерео-звука.
Чтобы почувствовать эффект, нужен файл, в котором будут эти метаданные. Для этого используются кодеки Dolby Digital Plus и Dolby TrueHD. Во всех остальных случаях ни о каком полноценном Dolby Atmos и речи быть не может. Dolby Atmos — это, напомню, объектно-ориентированный звук и для него нужны звуковые объекты.
Поэтому у вас и сложилось ложное впечатление об этой технологии — вы просто ее не слышали.
К сожалению, недостаточно иметь только файл или приложение, способное доставить вам файл в формате Dolby Atmos. Смартфон должен иметь встроенный программный декодер Dolby Digital Plus или Dolby TrueHD. Поэтому, если смартфон не поддерживает Dolby Atmos, никакое приложение здесь не поможет.
В Netflix уже давно доступен звук в Dolby Atmos, но особой разницы нет!
Если вы смотрите на своем смартфоне Netflix с подпиской Премиум (Ultra HD), то вам действительно должен быть доступен формат звука в Dolby Atmos. Должен, но не доступен.
На момент написания этой статьи ни на одном смартфоне Netflix не поддерживает звук в Dolby Atmos, только видео в формате HDR (HDR10 или Dolby Vision).
Поэтому, попробовать Dolby Atmos в Netflix или других потоковых видео-сервисах пока невозможно.
Где же мне попробовать звук в формате Dolby Atmos?
Насладиться настоящим Dolby Atmos можно пока только в трёх приложениях (потоковых сервисах): Amazon Music HD, TIDAL и Apple Music. Первые два не доступны официально в странах СНГ:
Но вопрос решается просто. Вы можете легально использовать эти сервисы в любой стране, для чего нужно лишь зайти на сайт сервиса и зарегистрировать учетную запись, используя VPN. Все сервисы принимают карточки любого банка.
Apple Music — самый простой способ попробовать Dolby Atmos, здесь даже есть интересный аудиогид по технологии.
Протестировать Dolby Atmos можно вообще бесплатно, так как все сервисы предоставляют пробный период, после которого можно отказаться от подписки.
Я даже позволю себе порекомендовать вам альбом, с которого можно начать — MicroSinfonias от Sergio Vallin (например, композиция Donde Esta Mi Primavera):
Естественно, в будущем и другие потоковые сервисы будут поддерживать Dolby Atmos, но пока только так.
Дешевые наушники + Dolby Atmos = дорогие аудиофильские наушники?
К сожалению, это работает не так. Дешевые наушники с Dolby Atmos будут звучать гораздо хуже качественных наушников с Dolby Atmos. Впрочем, как и без Dolby Atmos.
Как мы уже разобрались, «сцена» строится благодаря небольшим отличиям в звуке в правом и левом наушниках. Но эти несоответствия должны быть вызваны исключительно самим источником звука, то есть, наушники не должны вносить никаких искажений в сигнал.
Другими словами, если мы подаем один и тот же сигнал на правый и левый динамики, они должны воспроизвести идентичный звук без малейшей разницы. Но в реальности всё гораздо печальнее. Чем ниже качество наушников, тем большей будет эта разница.
Оба динамика дешевых наушников могут иметь разную АЧХ. Например, правый динамик играет звук на частоте 100 Гц чуточку громче левого. И это только одна частота, а их всего около 20 тысяч! То есть, у нас уже есть примерно 20 тысяч шансов ухудшить «сцену», так как наушники будут искажать сигнал из-за своих конструктивных особенностей и низкого качества.
Посмотрите на АЧХ правого и левого динамика беспроводных наушников Apple AirPods Pro:
Мы видим, что левый динамик (синяя линия) какие-то частоты воспроизводит чуть тише правого (серая линия), а какие-то — заметно громче. Это уже будет влиять на сцену.
А вот график гораздо более дорогих Sennheiser Momentum True Wireless:
Мы видим практически полное совпадение двух графиков с незначительным расхождением под конец. Эти наушники при прочих равных смогли бы «нарисовать» сцену более точно, особенно с технологией Dolby Atmos, когда требуется передать мельчайшие отличия в звуковом сигнале.
Кроме того, есть еще один важный параметр, влияющий на «сцену» — это фазовое рассогласование динамиков. Сейчас мы не будем углубляться в эту тему, но просто посмотрите на график типичных недорогих наушников Sound Intone CX-05, которые многие блогеры оценили как «топ за свои деньги»:
На этом графике показана фазовая характеристика левого (синим цветом) и правого (красным цветом) наушников. В идеале эти линии должны полностью совпадать, то есть, фазовый отклик обеих динамиков должен быть идентичным, а не запаздывать или спешить.
Для сравнения посмотрите на ту же характеристику наушников Samsung Galaxy Buds Pro (наш обзор), которые я в основном и использую для прослушивания музыки в Dolby Atmos (обязательно с кодеком Scalable):
Думаю, не стоит объяснять, какие из этих двух моделей более реалистично «нарисуют» сцену.
Поэтому, к сожалению, технология Dolby Atmos не сможет превратить дешевые наушники в аудиофильские. Да, какой-то объем появится, но разница с более качественными наушниками будет просто ошеломительной.
Как Dolby Atmos будет передаваться по Bluetooth? Нужен ли специальный кодек с высоким битрейтом?
Поддержка специального кодека нужна на уровне приложения и смартфона, чтобы распаковать файл, достать оттуда информацию о каждой дорожке и всех звуковых объектах.
Затем система Dolby Atmos на смартфоне применяет к звуку HRTF-функцию, то есть, немного изменяет сигнал для левого и правого наушников и уже в конце смартфон использует любой поддерживаемый наушниками кодек (SBC, AAC, atpX и так далее).
То есть, вся «магия» происходит со звуком до отправки двух дорожек (для левого и правого динамика) на наушники. Поэтому звук в Dolby Atmos требует более высокого битрейта на этапе передачи от стримингового сервиса к смартфону.
А уже после обработки, более высокий битрейт не требуется, ведь мы имеем ровно те же две аудиодорожки, что и при прослушивании mp3, просто сами дорожки немного изменены (не искажены, как это делают «улучшайзеры», а именно изменены с учетом бинаурального звука).
А если слушать музыку без наушников?
Если вы поставите смартфон со стереодинамиками прямо перед собой где-то в полуметре, закроете глаза и включите композицию в Dolby Atmos, вы не сможете определить, где именно находится смартфон. Звуки будут доноситься буквально отовсюду.
Рекомендую начать проверку Dolby Atmos без наушников с композиции Final View From The Rooftops от London Elektricity:
Конечно же, в наушниках качество звука будет несравнимо лучше, но ощущение объема и сцены будет превосходным даже на динамиках смартфона.
Здесь уже невозможно обойтись только HRTF-функцией и бинауральным звуком, ведь динамики уже не изолированы друг от друга, как в случае с наушниками. Звук от каждого динамика будет попадать сразу в оба уха, что полностью разрушит трехмерную сцену.
Поэтому нужен еще один алгоритм под названием Crosstalk Cancelation, подавляющий такие перекрестные помехи. В результате мы получаем трансауральный стерео-звук, при котором каждое ухо слышит только свой канал (одну из колонок).
Именно это делает декодер Dolby Atmos, когда вы включаете соответствующий контент через динамики совместимого смартфона. Всё это настолько необычно, что при первом прослушивании мозг отказывается верить в происходящее.
Вместо выводов
В этой статье мне хотелось рассказать не только о технологии Dolby Atmos, но и о том, как вообще появляется сцена при прослушивании музыки в наушниках. Надеюсь, статья внесла немного ясности в этот вопрос и, возможно, заставила вас взглянуть на привычные вещи немного под другим углом.
Также еще раз хочу подчеркнуть, что не все наушники «одинаково полезны». Разница между дорогими и дешевыми моделями уходит далеко за пределы количества баса. Хотя, к сожалению, именно этот критерий является одним из основных при обсуждении и выборе наушников.
Алексей, глав. редактор Deep-Review
P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на первый научно-популярный сайт о мобильных технологиях — Deep-Review, чтобы не пропустить очень интересные материалы, которые мы сейчас готовим!
Как бы вы оценили эту статью?
Нажмите на звездочку для оценки
Внизу страницы есть комментарии.
Напишите свое мнение там, чтобы его увидели все читатели!
Если Вы хотите только поставить оценку, укажите, что именно не так?