Формат dark store что это
Dark store: вы уже думаете над этим?
Предполагаю, что после окончания карантина, введенного во многих странах в связи с пандемией, формат dark store станет развиваться намного быстрее, чем эксперты прогнозировали еще в начале этого года. Почему? Давайте разберемся.
От теории к практике: dark store и его нужность
Онлайн-заказы лежат в основе данной технологии. Суть dark store заключается в том, что покупатель в интернет-магазине формирует свою потребительскую корзину, а собирают ее работники склада. Затем укомплектованный и оплаченный товар ретейлер отправляет по указанному покупателем адресу.
Еще одна разновидность dark store, когда покупатель в онлайне собрал нужные товары в «корзину», оплатил, а потом просто физически забрал их в магазине. Другими словами, воспользовался функцией «click-and-collect» («нажми и забери»).
Впервые идею «магазина без покупателей» супермаркет Sainsbury’s пробовал внедрить в Великобритании в начале двухтысячных, но тогда количество заказов было довольно небольшим и данный формат пришлось ретейлеру закрыть.
Однако последние несколько лет супермаркеты по всему миру сталкиваются с новой проблемой: торговые площади «живого» магазина не позволяют одновременно обслуживать и реально пришедших покупателей, и онлайн-заказы, поскольку последних становится все больше.
Нюансы: детально о формате dark store
Магазин, который работает в таком варианте, напоминает склад обычного супермаркета. На его территории находятся только сотрудники — они собирают онлайн-заказы.
В 2009 году в торговле снова была сделана попытка запустить dark store: недалеко от Лондона Tesco рискнула не только воплотить такой принцип торговли в жизнь, а и закрепила само название формата.
Сейчас dark stores развивают крупные сети в Европейском Союзе, США и других странах.
«Мы внимательно изучали принцип работы британских коллег, и, если сравнить наши dark stores, они будут очень похожи. Нам в принципе нравится бизнес-модель Tesco, мы много у нее переняли. И тот путь эволюции, который она проходила за 10 лет, мы проходим быстрее», — говорит директор по электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Денис Васильев.
Подобные магазины, скорее, можно отнести к сегменту FMCG, где есть продовольственные товары и те, что входят в перечень товаров первой необходимости.
Внутреннее пространство dark store организовано так, чтобы комплектовщики максимально быстро собрали заказ. Здесь выдерживают необходимый товарам температурный режим и соблюдают все нюансы по хранению.
Другие ниши для магазинов без покупателей
В Восточной Европе до недавнего времени еду и ежедневные товары онлайн покупали примерно 0,3—1,7 % потребителей. Однако, учитывая последние события, очень вероятен довольно большой скачек этих показателей, конечно, в сторону увеличения.
Диджитализация — будущее торговли?
Walmart, Albertsons, Stop&Shop, Meijer, Hy-Vee и многие другие в последние годы начали активнее инвестировать в автоматизированные мини-склады внутри своих магазинов и открывать dark stores.
Не отстают от маркетов и бакалейные лавки. По словам Билла Бишопа, соучредителя консалтинговой компании по розничной торговле и торговле продуктами Brick Meets Click, для таких магазинов работники, которые собирают, упаковывают и доставляют вручную товары, обходятся дорого. Поэтому бакалейные лавки обращаются к технологиям, позволяющим сократить расходы и не допустить перегрузки торговых площадей, где присутствуют покупатели.
Walmart в Салеме, штат Нью-Гемпшир (США), запустил пилотный проект с автономными тележками, которые собирают заказы клиентов и доставляют их работникам супермаркета, а те уже готовят содержимое для отправки.
Также ретейлер недавно открыл Walmart Pickup Point площадью 3 700 кв. м за пределами Чикаго, в одном из продуктовых магазинов. Клиенты подъезжают туда и останавливаются на парковке, а работники Walmart загружают их заказ в багажник. Кроме того, Walmart отсюда осуществлять адресную доставку. Внутренняя часть локации выглядит как обычные супермаркеты торговой сети, но покупатели не могут зайти внутрь.
Некоторые эксперты говорят, что подобные модели имеют преимущество перед большими централизованными складами, поскольку расположены ближе к потребителям, нежели классические складские площади.
«Микроформат помогает ритейлерам решить проблему трудовых затрат и затрат на последнюю милю», — пояснил аналитик Jefferies Кристофер Мандевилл.
По его оценкам, стоимость доставки продуктов из центральных складов обычно примерно в два раза выше, чем при использовании dark store в составе крупного магазина.
«Dark stores в продуктовом магазине — это новая тенденция», — уверен Майкл Демко, основатель консалтинговой компании Locai Solutions.
По итогам 2019 года, к примеру, в США лишь около 5 % покупателей приобретали продукты в Интернете, но уже тогда аналитики прогнозировали, что в ближайшие годы это число возрастет. Правда, в тот момент, скорее всего, они и предположить не могли, как ситуация в мире поменяется буквально через несколько месяцев.
e-Commerce в цифрах
В то же время, Сьюзан Мейер обращает внимание, что конкуренция в Интернете жестче, рекламные тарифы немалы, а количество информации очень большое. Соответственно, потребители меняют свои принципы при выборе ретейлера, у которого действительно сделают покупку. И потому диджитализация играет всю большую роль в увеличении конкурентоспособности магазина в e-Commerce, собственно, как мы видим на примере dark stores.
«15 лет назад мы спрашивали друг друга: ˮЧто такое e-Commerce? В чем его польза для малого бизнеса?ˮ. Я надеюсь, что 15 лет спустя люди вообще не будут задумываться о e-Commerce, так же, как мы сегодня не задумываемся об электричестве», — Джек Ма, основатель Alibaba, один из самых богатых бизнесменов мира.
Формат dark store что это
В последний год сразу несколько российских ритейлеров заявили о запуске нового формата — dark store (англ. «тёмный магазин»), или магазина без покупателей. Неплохо известный в Европе, пока формат оказался не самым понятным для россиян. Разбираемся, что такое dark stores и для чего они нужны.
Что такое dark store?
Это магазин без покупателей — похожий на торговый зал обычного супермаркета склад, в котором собирают онлайн-заказы. Вместо клиентов со списками товаров между рядами здесь перемещаются профессиональные комплектовщики. Покупатели просто забирают заказ в пункте выдачи — который может находиться как около самого dark store, так и где-то в окрестностях — или получают товар на дом.
Впервые похожий формат появился в Лондоне в начале 2000-х годов в виде «центра дистрибуции» онлайн-покупок сети Sainsbury’s, но склад быстро закрылся из-за малого числа заказов. Рынок дорос до dark stores только к 2009 году, когда такие магазины неподалёку от Лондона запустила британская Tesco. Эта же компания и придумала термин «тёмный магазин» для магазинов без покупателей.
Сейчас формат развивают несколько крупных сетей — в первую очередь в Великобритании, Франции и странах Евросоюза. Экспериментируют с dark stores и российские ритейлеры.
Подождите: то есть это просто склад для онлайн-торговли?
Не совсем. Dark stores тяготеют к сегменту FMCG — продовольствию и товарам первой необходимости, для которого принципиально важны скорость комплектации и доставки заказа, а также условия хранения товара. Поэтому пространство в них организовано так, чтобы комплектовщики могли максимально быстро собрать заказ — из-за чего dark stores выглядят как супермаркеты без вывесок, покупателей, рекламы и касс. Также в магазинах без покупателей в отличие от складов выдерживаются определённые, более точные температуры хранения для разных категорий товаров, а сами dark stores находятся поближе к жилым и общественным зонам — в общем, местами очень похоже на обычный магазин. К тому же нередко встречаются гибридные dark stores, в которых предусмотрены небольшие пункты оформления и получения заказов для покупателей.
Я покупатель — есть ли разница, получу я товар просто со склада или из dark store?
Нет. Dark store — формат, в первую очередь удобный ритейлерам, которые фактически запускают стандартный супермаркет, работающий в режиме склада, и не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём. При этом в любой момент компания может открыть магазин (целиком или только часть) для посетителей.
Ещё одно преимущество dark stores для ритейлеров — такие магазины выгодно запускать в регионах, где неэффективно размещать большие распределительные центры. Кроме того, формат не настолько требователен к помещениям, как крупный склад, что тоже снижает издержки розничных компаний. При этом покупатели вряд ли заметят разницу, откуда им доставили товар.
Какие товары продают в dark stores?
Основная ниша формата — онлайн-продажа продуктов и товаров первой необходимости. За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон dark stores решают проблему «последней мили» для фуд-ритейла: так, британские аналитики в 2013 году предсказали в ближайшее десятилетие рост онлайн-сегмента FMCG-ритейла в стране вдвое с тогдашних 5,5% — в первую очередь за счёт увеличения числа dark stores.
Ещё одна востребованная ниша для магазинов без покупателей — fashion-ритейл. С помощью этого формата ритейлеры одежды и обуви сокращают издержки и розничные цены. Другой ходовой сегмент — мебельные магазины; при этом чаще они используют гибридный формат (небольшие пункты заказа и выдачи покупок в составе крупных dark stores).
Я мало слышал о таком формате. Он непопулярен в России?
Да, в России dark stores только появляются. Одной из первых такой магазин запустила сеть по продаже электроники и бытовой техники «М.Видео» в 2013 году, однако позже компания отказалась от развития формата. «При росте онлайн-продаж в сегменте бытовой техники и электроники более эффективно иметь склады с промышленными логистическими решениями по учету товаров», — зимой 2018 года цитировал «Ъ» представителя компании. Кроме того, примерно в те же годы похожий формат тестировал онлайн-ритейлер «Утконос».
Вторая волна интереса к dark stores началась в России в 2017 году: тогда такой магазин открыл «Гиперглобус», спустя год начали экспериментировать «Перекрёсток» и «Леруа Мерлен»; об интересе к формату заявляли и другие ритейлеры. По мнению экс-президента АКИТ Алексея Фёдорова, бум dark stores в стране начнётся, когда законодательно разрешат торговлю алкоголем. На сегодняшний день, по его данным, на онлайн-сегмент приходится всего 0,01% продовольственного рынка России.
Говорят, именно за dark stores будущее — это правда?
В сегменте FMCG — во многом да: это эффективный формат для онлайн-торговли повседневными товарами. Это подтверждает опыт Франции, где уже работают больше 2 тысяч dark stores, а онлайн-составляющая FMCG-рынка выросла уже до 5,7%, и прародительницы формата Великобритании, где на онлайн-продажи товаров повседневного спроса приходится 7,5% рынка.
В Восточной Европе дела обстоят хуже: еду и ежедневные товары онлайн здесь покупают только от 0,3% до 1,7% покупателей. В том числе поэтому российские ритейлеры с оптимизмом смотрят на формат dark stores: так, «Перекрёсток» планирует открыть в России несколько магазинов без покупателей уже до конца года, а в перспективе трёх лет компания хочет довести долю онлайн-канала в структуре продаж до 2% — в том числе за счёт dark stores.
Как устроен dark store
X5 Retail Group первой в России начала развивать формат dark store для сбора интернет-заказов сети «Перекресток». MarketMedia разбирался, как устроен «темный магазин» лидера рынка и какие цели он ставит перед собой в онлайн-торговле.
Термин dark store с английского переводится как «темный магазин». Темный — потому что нет обычных покупателей, а магазин — потому что визуально похож: те же стеллажи, проходы между ними, товар на полках. Только вместо ценников штрихкоды. По ним сборщики заказов быстро находят нужный товар благодаря специальным терминалам, которые крепятся на руку.
По сути это тот же склад, но рассчитанный только на сбор онлайн-заказов. В отличие от распределительного центра, где товар хранится упаковками либо паллетами, в dark store все процессы оптимизированы под штучную сборку. А сам термин dark store ввел британский ретейлер Tesco. Кроме него, сегодня такие форматы развивают Ocado, Amazon, Waitrose.
«Мы внимательно изучали принцип работы британских коллег, и, если сравнить наши dark store, они будут очень похожи. Нам в принципе нравится бизнес-модель Tesco, мы много у нее переняли. И тот путь эволюции, который она проходила за 10 лет, мы проходим быстрее», — говорит директор по электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Денис Васильев.
Dark store в России
В России формат dark store первым стал развивать лидер продуктовой розницы X5 Retail Group для сети супермаркетов «Перекресток», которая с весны 2017 года запустила онлайн-торговлю. До 1 октября этого года заказать продукты по Интернету могли только жители Москвы и ближайшего пригорода. Теперь интернет-магазин заработал и в Петербурге. Кстати, X5 Retail Group стала вторым ретейлером, запустившим онлайн-торговлю продуктами питания в России среди федеральных игроков. Первой стала сеть «О’Кей», предложившая эту услугу покупателям в 2015 году.
Dark store — это большой склад прямоугольной формы площадью 3,7 тыс. м 2 в Москве и 6,9 тыс. м 2 в Петербурге. Он поделен на две части: зону обычного хранения (сухая зона), где находятся товары, не требующие специального температурного хранения, и зону для охлажденных продуктов (мясо, рыба), в которой поддерживается температура 2-4 градуса. Склад работает по такому же принципу, как любой розничный магазин Х5: 60% товара везется в него с РЦ, а 40% привозят поставщики.
В результате этого процент подбора товара из того, что заказал клиент на сайте «Перекрестка», составляет 99,5%, а у коллег по рынку — 70%.
«Мы очень внимательно подошли к хранению охлажденных и fresh-продуктов, потому что добавленная стоимость того сервиса, который мы хотим оказывать, — это как раз сложная температурная доставка. И колоссальные инвестиции, которые были сделаны в dark store, пошли на построение в целом холодной цепочки доставки товаров в холодильники. У нас холодная цепочка не прерывается нигде. Поставщики нам привозят товар в термофургонах, они тут же попадают в большой холодильник, и все процессы, которые происходят с товаром, происходят в холодильнике. И, когда осуществляется доставка, товар тоже помещается в термофургон», — говорит Денис Васильев.
Система управления dark store знает, какой товар на какой полке лежит, сколько заказов на конкретный товар уже есть, при необходимости система подсказывает, какого товара не хватает. В рознице это более сложная система, так как нет адресного хранения, в отличие от склада. В результате этого процент подбора товара из того, что заказал клиент на сайте «Перекрестка», составляет 99,5%, а у коллег по рынку — 70%, подсчитали в Х5.
Как устроена работа dark store
Несмотря на то что Х5 построила dark store всего лишь первого поколения, но и в нем за сотрудника все решает компьютер. Всей работой управляет система управления складом, а сборщики-комплектовщики, по сути, выполняют ее команды. Кстати, одни и те же сотрудники занимаются и выкладкой товаров на полки, и сбором онлайн-заказов.
Весь склад поделен на аллеи. Например, в петербургском dark store их 40: первые 20 аллей предназначены для хранения товаров, не требующих специальных условий (бакалея, средства гигиены, зоотовары и т.д.), а аллеи 21-40 находятся в зоне охлажденных товаров (мясо, рыба, колбасы и т.д.).
Каждый товар имеет свой адрес хранения, который можно узнать через специальный терминал. Индивидуальный терминал сбора данных выдается каждому сотруднику dark store. Например, забив в поиске «мука «Макфа», получаешь на экране номер аллеи, места, полки и ячейки. Каждая ячейка имеет свой штрихкод, отсканировав который можно узнать, какой товар здесь должен храниться.
При сборе онлайн-заказа передвижения сборщиков также продуманы. Маршрут сбора товара построен таким образом, что сотрудник идет зигзагом и последний товар берет с полки уже перед зоной упаковки.
Таким образом, сортировщики знают, куда поставить товар, когда он прибыл на склад и откуда взять при сборке онлайн-заказа. Причем каждое действие сотрудника просчитано с точки зрения эффективности и временных затрат буквально до мелочей. Например, когда сборщик занимается приемом товара и выкладкой его на полки, сначала он собирает весь товар в большую тележку (ролл-кейдж), а потом развозит в ней товар по полкам. Система делает так, чтобы в этой тележке был товар только с одной аллеи, а не разных, чтобы при размещении товара сортировщику не пришлось обходить весь склад.
При сборе онлайн-заказа передвижения сборщиков также продуманы. Маршрут сбора товара построен таким образом, что сотрудник идет зигзагом и последний товар берет с полки уже перед зоной упаковки. Там есть пост, на котором специально обученный человек закрывает коробку заказа крышкой, сканирует штрихкод ящика и распечатывает наклейку с номером маршрута и адресом клиента.
Пакеты четырех цветов
Сборщики «Перекрестка» упаковывают товары в пакеты разного цвета, всего их четыре. Зеленый пакет предназначен для доставки охлажденной продукции, в синий кладется замороженный продукт, который надо сразу переложить в холодильник.
Цель Х5 выйти в следующем году на 15-16 заказов в рамках одного рейса в Петербурге. Средний чек сегодня и в Москве, и в Петербурге одинаковый — 3,5 тыс. рублей. Цель компании — выполнять 3 тыс. заказов в день.
В желтый пакет с надписью «Обратите внимание» кладется товар-замена, если заказанной позиции не было в данный момент на складе и клиент решает, брать или не брать. Красный пакет тоже идет с надписью «Обратите внимание». В нем могут оказаться товары, которые в принципе соответствовали заказанному, но выбиваются из стандартных рамок магазина. Например, сеть гарантирует доставку товара клиенту со сроком годности не менее 50%, а оказалось, что на момент заказа осталась позиция со сроком годности 45%.
«Это является нарушением наших договоренностей с клиентом, поэтому мы кладем товар в красный пакет, для того чтобы клиент обратил внимание и решил, брать или нет. Или, например, в пакете может оказаться товар с мятой коробкой», — говорит Денис Васильев, уверяя, что на любом этапе, вплоть до момента доставки товара домой, клиент может от заказанной позиции отказаться.
В настоящее время московский dark store обслуживает 120 грузовиков, петербургский — 20. Одна машина в Петербурге везет шесть-семь заказов за один рейс, в Москве — 13-14 заказов. Цель Х5 выйти в следующем году на 15-16 заказов в рамках одного рейса в Петербурге. Средний чек сегодня и в Москве, и в Петербурге одинаковый — 3,5 тыс. рублей. Цель компании — выполнять 3 тыс. заказов в день.
Однако следующий dark store X5 может открыть раньше, не дожидаясь этих показателей. Так, в Москве это может произойти в 2019 году, в Петербурге — в 2020-м. Также компания прорабатывает вопрос открытия онлайн-магазина в крупных городах России.
Компания пошла по пути децентрализованной модели: чем больше складов по городу, тем лучше будет эффективность доставки, так как машины будут ездить не по всему городу, а только по конкретным районам.
Выручка интернет-магазина «Перекресток» в 2017 году составила 200 млн рублей, в этом году компания планирует выйти на оборот 1 млрд рублей, в 2019 году — вырасти в несколько раз.
«В идеале хотим иметь четыре склада в городе — на севере, юге, западе и востоке. Но если число заказов будет расти, то изменим количество необходимых dark store на один город. Например, они могут появиться и в центре, но тогда мы будем использовать вертикальное хранение и площадь dark store сократится, так как в центре найти большую площадь невозможно», — говорит Денис Васильев.
Сегодня на сайт «Перекрестка» заходит 2 млн посетителей в месяц, из них 3,5% клиентов делают заказы. На момент запуска, в апреле 2017 года, заказы делали только 0,2%. Для сравнения: у британского Tesco конверсия 6-7%.
Выручка интернет-магазина «Перекресток» в 2017 году составила 200 млн рублей, в этом году компания планирует выйти на оборот 1 млрд рублей, в 2019 году — вырасти в несколько раз. Цель Х5 Retail Group довести в среднесрочной перспективе онлайн-продажи до 2% от общего оборота сети «Перекресток».
Большой брат следит за тобой
В dark store установлены сотни видеокамер с высоким разрешением для расследования инцидентов. Компания решила исповедовать принцип предотвращения наказания. «Сотрудники должны понимать, что их действия всегда будут расследованы до конца и истина установится. Все действия сотрудника оцифрованы. В любой момент времени мы можем посмотреть, в какую ячейку и сколько он положил товара. Если вдруг приходит какая-то претензия от клиента, что ему что-то не довезли или брак, то, зная, во сколько сборщик сделал те или иные действия, мы проверяем по видеокамерам его действия», — говорит Денис Васильев.
Международные сети Ocado и Tesco уже открывают «темные магазины» второго поколения, в них часть функций вместо людей выполняют роботы. И X5 Retail Group внимательно изучает опыт зарубежных коллег, чтобы лучшие практики внедрить в свои будущие dark store. Например, это может быть механизация зоны маршрутизации, когда собранные ящики будут грузить не люди, а автомат и в зону загрузки они будут попадать через транспортные желоба.
В России рынок продуктов питания огромный, но онлайн-продажи продуктов питания мизерны, по России — 0,2%. Так что потенциал велик, правда, компаний, готовых инвестировать такие многомиллионные суммы в онлайн-торговлю, не много. В настоящее время из федеральных игроков к этому рынку присматривается «Лента», работающая с компанией по доставке продуктов питания на дом iGoods. В сентябре прошлого года Auchan начал тестировать online-продажи некоторых групп товаров в своем интернет-магазине.
За последние 2 года на российском рынке начали активно развиваться сервисы по доставке продуктов питания из крупных сетей. В Петербурге заметным игроком является iGooods, в Москве — Instamart.
Онлайн-рынок продуктов питания в настоящее время растет динамичнее других сегментов розничной торговли. В 2017 году его емкость в России приблизилась к 25 млрд рублей. К 2022 году емкость рынка оnline-торговли FMCG в России может увеличиться в 10 раз, подсчитали специалисты INFOLine.