Франшиза как понять что это

Франшиза: что это такое и зачем нужна в бизнесе

Что такое франшиза простыми словами

Итак, начнём с того, что такое франшиза. Франшиза, если говорить простыми словами – это разрешение вести бизнес под торговым знаком известного бренда, при этом брать за основу его правила, политику работы и ведение документации. Как правило, такое разрешение платное и при покупке оформляется пакетом документов. То есть, если Вы решаете открыть интернет-магазин книг под руководством известного бренда, то соответственно необходимо будет выкупить и него это право.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Начать бизнес на франшизе возможно, только если заплатить единоразовый взнос на право торговать под товарным знаком бренда, с которым заключается контракт. Но стоит сказать, что за это разрешение компания будет взимать своеобразный налог, который называется пай. Его размер зависит от суммы прибыли и высчитывается процентами.

Бизнес франшиза: что это такое

С понятием «франшиза» разобрались, теперь разберёмся, что такое бизнес франшиза. По сути, бизнес франшиза – это и есть процесс приобретения прав на ведение бизнеса под известной торговой маркой. То есть не нужно «ломать» голову о том, каким бизнесом заняться в 2019 году с минимальными вложениями, а просто, грубо говоря, выкупить готовый бизнес со всеми его правилами, инструкциями, также бизнес-планом развития корпорации.

Плюсы и минусы франшизы

Думаю, стоит изначально выявить все плюсы и минусы франшизы. Казалось бы, всё максимально просто: выкупил право вести бизнес у популярного бренда, следуешь уже созданными и проработанным правилам и получаешь прибыль, лишь выплачивая процент за содержание бизнеса.

Это и есть основной плюс работы по системе франшизы – не нужно ничего придумывать. Прибыль будет сразу же, так как Ваш бизнес будет своеобразным филиалом, с такими же стандартами и политикой.

Так же, с выкупом лицензии Вы не только приобретаете готовый план действий, но и поставщиков продукции, так как они уже есть у этой компании. Поиском квалифицированного персонала тоже не стоит озадачиваться, потому что, как правило, компания-франчайзер обучает их сама. Вам нужно будет только принимать их на работу. Так же если возникнут трудности с персоналом, отправляется запрос на вакансию и присылают нового специалиста.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Ну и одним из главных плюсов – это, конечно же, готовая рекламная компания бренда. Не нужно изучать эффективные способы рекламы в Интернете или же составлять макеты рекламы, или план работы с рекламными площадками. Всё уже продумано компанией-франчайзером. Просто эта реклама будет показываться в городе, где ведётся Ваш бизнес или же, если это магазин, то оформление и дизайн баннеров также будет уже спроектировано.

Но это же является и минусом ведения бизнеса на основе франшизы. От правил, которые диктует эта самая компания, у которой Вы выкупили лицензию, отступать нельзя. Никто просто так не позволит заказать SEO раскрутку сайта, только если на это не будет соответствующего разрешения «сверху». Нужно будет действовать строго по инструкциям и выполнять нормы, которые задаёт компания, давшая свой торговый знак под использование.

Паушальный взнос во франшизе: что это такое

Что такое паушальный взнос во франшизе – это единоразовый взнос или точнее сказать сам процесс покупки товарного знака компании-франчайзера. Мы уже касались этого определения, когда говорили, что такое франшиза.

Что такое безусловная франшиза

Многие думают, что безусловная франшиза – это такое понятие заключение контракта на покупку лицензии без чётких условий. На самом деле, это вообще не относится на прямую к бизнесу и покупке товарного знака.

Безусловная франшиза встречается в страховании. Это часть суммы, которую страховая компания не обязана выплачивать при страховом случае. Не важно, какая эта сумма и какой вид страхового случая, данный вид платежа выплачен ну будет.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Что такое роялти во франшизе

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Как работает франшиза или основные принципы работы

Чтобы приобрести франшизу, необходимо знать, как она работает или принципы работы франшизы, говоря по-другому. По сути, это логическая цепочка, которая напоминает процесс «купли-продажи».

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Сторона, которая хочет приобрести разрешение на ведение бизнеса под товарным знаком компании называется «франчайзи», а соответственно компания, предоставляющая эту услугу – «франчайзером». Они заключают договор и франчайзи начинает ведение бизнеса. В отличие от работы таргетолога от франчайзи требуется только выплатить паушальный взнос и ежемесячно выплачивать роялти – всё остальное, уже забота компании-франчайзера.

Учитывая плюсы и минусы, которые мы перечислили, работа на франшизе – это ведение бизнеса по заранее спланированным правилам и регламенту. Но всё-таки, бывают случаи, когда одну из сторон не устраивают условия, по которым они сотрудничают.

К примеру, франчайзи не нравится, как компания-франчайзер делает поисковую раскрутку сайта в Яндексе, а франчайзера не устраивают условия помещения, где ведётся бизнес под их началом. В этом случае в договоре прописываются условия, при которых можно его расторгнуть. Конечно, каждый случай индивидуальный и пункты условий будут разные.

Что такое магазин по франшизе

Думаю, из всего вышесказанного, можно уже понять, что такое магазин по франшизе. А точнее открытие магазина по франшизе. То есть Вы просто открываете магазин известного бренда у себя в городе или в месте, которое выбрали.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

В принципе, это может быть и интернет-магазин, но, как правило, у крупной компании уже есть свой сайт магазина, поэтому открывать его не всегда выгодно. Только если компания-франчайзер не будет ссылаться на Ваш сайт с помощью рекламы на своём сайте или другим способом.

Что такое обратная франшиза

И наконец, разберём, что такое обратная франшиза. Это та же схема, по которой компания-франчайзер предоставляет право на свой товарный знак, но при этом ежемесячные взносы или, по-другому процент, платятся наоборот франчайзи. Но, такая схема не будет работать, если открыть магазин интимных товаров в интернете, так как чаще всего такая франшиза применяется в сфере товаров повседневного спроса, или таких направлений как риэлтинг.

Источник

Что такое франшиза простыми словами

Франшиза – это вид лицензии, который даёт право использовать товарный знак и бизнес-модель известного бренда. Бизнесмен, купивший франшизу, получает доступ ко всем наработкам франчайзера при условии выплаты роялти.

Доступно о франшизах

Объяснить понятие франшизы непросто, потому что за этим словом скрывается целая система, построенная на деловых отношениях и финансовых аспектах бизнеса. Чтобы проще было понять, что такое франшиза, придется изначально разобраться с её основными понятиями.

Кто такой франчайзер

Франчайзер – это успешная компания, предлагающая другим предпринимателям воспользоваться своим именем и стратегией за определенную сумму. Иными словами, фирма, которая сдаёт в аренду собственный бренд, интеллектуальную собственность и право на использование своих наработок.

Содержимое предлагаемого ими франчайзингового пакета бывает разным. Но там обязательно будет набор точных рекомендаций, которые помогут другой компании основать успешный бизнес с нуля. Работа по проверенному алгоритму гарантирует устойчивость на рынке.

Кто такой франчайзи

Франчайзи – это организация, купившая права и подписавшая договор франчайзинга. Готовая бизнес-модель сводит риск инвестиций до минимума, а потому оптимальна для ведения бизнеса. По сути, франчайзи – это арендатор предпринимательской стратегии, которая уже доказала свою состоятельность на рынке товаров и услуг.

Получив право использовать все составляющие известного бренда, франчайзи будет отдавать небольшую часть прибыли как плату за собственный успех. Компании, пользующиеся франшизой, называют этот вид платежа роялти.

Что такое франчайзинг

Российское законодательство – как, впрочем, и словарь – этого слова не знают. Вместо него используют понятие договора коммерческой концессии. Но суть остаётся одна. Франчайзинг – это взаимоотношение сторон, которые возникают при подписании договора франшизы. То есть система гарантий и обязательств, действующая в обе стороны.

Франчайзинг – это деловые отношения между тем, кто продаёт и тем, кто покупает франшизы. Аспекты этих взаимоотношений заранее прописываются в договоре и могут включать сотни пунктов. Данный подход помогает избежать судебных споров и разбирательств между партнерами.

Что такое франшиза

Итак, франшиза – это право работать от имени известного бренда, используя его бизнес-модель и стратегию развития. Правила пользования интеллектуальной собственностью и товарным знаком прописываются в договоре франчайзинга. Чтобы воспользоваться франшизой при открытии своей фирмы, необходимо внести одноразовый сбор – паушальный взнос, а после выплачивать роялти, то есть небольшой процент от чистой прибыли предприятия.

Размер взноса и роялти зависят от узнаваемости и возраста бренда. Однако при покупке франшизы и применении прописанных в договоре стандартов франчайзер гарантирует окупаемость вложений в определённые сроки. Это лучшие условия, чтобы открыть собственное дело с минимальным риском.

Углубляясь в вопрос о том, что представляет собой франшиза, необходимо уделить внимание её составляющим. От наполненности пакета предложений будет зависеть успешность бизнеса на новой территории. Недоработка франчайзером отдельных элементов приведет к тому, что назвать франшизой эту сделку будет невозможно.

Итак, в состав хорошо проработанного пакета предложений входит:

Виды франшизы

Обычно франшиза предлагается компаниями, которые достигли вершины финансовой успешности через продажу определенного товара. Но это не значит, что производители или те фирмы, которые оказывают услуги, не заинтересованы в продаже собственных франшиз. Развитие этого рынка привело к разделению этого вида предпринимательства на 4 категории.

Товарная

Эта франшиза встречается чаще всего. Принцип её работы – это использование товарного знака франчайзера другими предпринимателями. Для франчайзи этот вариант самый выгодный, ведь основные расходы по производству, маркетингу и рекламе ложатся на плечи владельца бренда.

Товарные франшизы востребованы, потому что быстро окупаются. Следуя протоколу, прописанному брендом, используя его персонал для обучения новых работников, франчайзи получит собственное предприятие без рисков и неоправданных расходов.

Производственная

Франшиза на производство тех или иных товаров сложнее в плане реализации, но потенциально более выгодна, чем товарная. Предложенная модель требует соответствия конечного продукта заданным франшизой стандартам и потребительским характеристикам.

Минусом инвестиции можно назвать необходимость покупки оборудования, стоимость которого может достигать, а то и превышать размер паушального взноса. Однако франчайзи получает прямой выход на нужных поставщиков и право использовать лицензию на технологию бренда.

Франшиза услуг

Этот вид франшизы наименее распространен в России. Проблема заключается не в стоимости предлагаемых франшиз, а в необходимости адаптации тех или иных услуг под реалии нашего рынка. Технологии, которые успешно действуют в Европе, у нас могут сработать с неожиданным результатом.

Тем не менее франшиза в сфере услуг бывает очень выгодной. Особенно, если дело касается сектора B2B. Размер вложений будет зависеть от потенциальной прибыльности проекта, а также узнаваемости представленного бренда.

Мастер франшиза

Особый вид франшизы, который предполагает перепродажу франчайзинга субфранчайзи. Звучит сложнее, чем кажется. На самом деле всё просто: предприниматель, который первым вышел на рынок страны с эксклюзивными правами от бренда, может либо развивать направление, либо продавать право использования местным бизнесменам.

Таким образом он становится мастером-франчайзи, который будет получать своё роялти от субфранчайзи, продолжая платить владельцу бренда причитающиеся проценты. Естественно всё, что связано с продвижением франшизы в этом регионе (обучение персонала, маркетинг, реклама) ложится на плечи мастера-франчайзи.

Сколько стоит франшиза и из чего складывается цена

Стоимость франшизы делится на 2 части: покупку права на использование бренда и расходы, связанные с запуском бизнеса. Первая часть включает одноразовый платеж, ежемесячные взносы и плату за исследования рынка. Вторая часть связана с покупкой оборудования, арендой помещения и прочими финансовыми расходами.

Давайте разложим цену франшизы на составные части, чтобы подробнее их рассмотреть.

Паушальный взнос

Определяет стоимость франшизы. Включает руководство, ноу-хау, товарный знак и услуги, которые предоставляет франчайзер. Величина паушального взноса зависит от узнаваемости бренда и полноты пакета. Например, франшизы известных европейских или американских брендов с детально прописанной стратегией, проработанным маркетингом и готовой рекламной концепцией не могут стоить дешево, просто потому что гарантия доходов в разы превышает риск неудачи.

Роялти

Ежемесячные взносы за право использовать все составляющие бренда называются роялти. Сумма платежей может быть как фиксированной, так и плавающей (процент от прибыли). Некоторые компании предлагают отсрочку первых выплат на определенный период. Например, магазин начинает платить только через полгода после открытия. Это делается для того, чтобы бизнес смог окрепнуть, наработать свою аудиторию и твердо занять нишу на местном рынке.

Маркетинговые отчисления

Далеко не каждая франшиза имеет этот пункт в договоре. Может показаться, что отсутствие дополнительных расходов идёт только на пользу франчайзи, но это не совсем так. Маркетинговые отчисления используются для разработки рекламных кампаний, которые привлекают новых клиентов и удерживают старых. То есть франчайзер продвигает бренд по всем фронтам, что естественно приносит доход и тем, кто запустил бизнес, купив права использования.

Предстартовые расходы

Это инвестиции, которые связаны с непосредственным запуском бизнеса «на местности». Сюда входят затраты на аренду или покупку помещения, его переоборудование и ремонт, закупку необходимой техники и минимального запаса товаров. Обычно все предстоящие расходы прописаны в договоре, что позволяет подбить общую смету задолго до старта проекта.

Плюсы и минусы франшизы

Франшиза – это проверенный метод начать дело с минимальными рисками. Но франчайзинг имеет собственные достоинства и недостатки. Начнем с хорошего.

Спорные моменты

Поговорим немного о жестких рамках, которыми обладает франшиза. С одной стороны постоянный контроль со стороны франчайзера и работа в строго оговоренных условиях – это хорошо. Это надежная, проверенная схема, дающая стабильность.

С другой стороны, ограничения лишают бизнес пространства для маневра. Рынок неоднороден даже в одной стране, что уж говорить о международной торговле. Возможность подстроиться под пользователя порой необходима только для того, чтобы закрепиться в нише.

Немного покопавшись в интернете, легко найти грандиозные провалы крупных компаний и даже корпораций, которые действуя в строго намеченных рамках, вылетали из той или иной страны, потому что их не принимал конечный потребитель.

Поэтому выбирая, какой франшизой воспользоваться для открытия собственного бизнеса, необходимо заранее оценить реалии рынка, на котором предстоит работать. Без тщательного анализа инвестиция способна стать провалом именно по причине строгости установленных правил.

Проблемы и риски франчайзинга

Оценивая перспективность франшизы как вида предпринимательской деятельности, нельзя забывать о рисках, которые всё-таки присутствуют в этом бизнесе:

Законодательная база

Выше говорилось о том, что российское законодательство не знает слова франчайзинг. Вместо него используют понятие коммерческой концессии – глава 54 ГК РФ.

Урегулирование возможных споров между франчайзером и франчайзи проходит в арбитражных судах. С 2011 года рассмотрение дел, связанных с франшизой, также проводит Суд по интеллектуальным правам.

Предварительные переговоры между сторонами договора проводятся в соответствии со ст. 434.1 ГК РФ. Предмет франчайзинга определяется ст. 1225 и ст. 1474, а стоимость франшизы регулируется ст.1030 ГК РФ.

Ответственность за нарушение условия договора и авторских прав:

Возможно, когда-то законодательная база будет усовершенствована, хотя в ближайшем будущем разительных перемен ожидать не приходится. Поэтому иностранные франшизы изначально приходится адаптировать под российские законы, а уже потом искать оптимальные условия для их запуска.

Бизнес или франшиза: что лучше

Сравним бизнес с нуля и франшизы по ряду критериев, которые помогут понять перспективность обоих направлений предпринимательства.

Вложения и риски

Даже недорогая франшиза требует существенных вложений на первом этапе. И речь идёт не только о паушальном взносе и роялти, но и о покупке оборудования, ремонте помещения, зарплате персоналу. Конечно, все инвестиции пусть не сразу, но окупятся.

Стартап не потребует настолько больших денег. Прежде всего, не нужно платить владельцу бренда, отчислять роялти и маркетинговый сбор. Однако расходы на торговую площадь, технику и персонал останутся. Только к ним добавится риск остаться без прибыли, если в бизнес-плане была допущена ошибка.

Репутация

Любое предприятие нуждается в рекламе. Франшиза позволит избежать большей части расходов, связанных с раскруткой. Это происходит по той простой причине, что вы уже работает с известным брендом, который вполне комфортно чувствует себя на рынке.

Открывая собственное дело с нуля избежать расходов на рекламу не получится. Более того, они будут съедать значительную часть бюджета, давая сначала низкую отдачу. Но экономия на этом пункте вполне логично приведет к банкротству.

Принятие решений

Выбирая любую из франшиз, предприниматель сразу отказывается от принятия стратегических и тактических шагов, направленных на развитие бренда. Всем этим будет заниматься владелец авторских прав. Этот аспект, присущий франшизам, часто убивает инициативность молодых бизнесменов.

Пытаясь раскрутить собственный бренд, предприниматель или компания будут вынуждены ежедневно принимать решения, направленные на создание репутации и продвижение. Без должного опыта на этом этапе неизбежно будут допущены ошибки, которые могут привести к катастрофическим последствиям.

Бизнес-план

Составить самостоятельно бизнес-план очень сложно. Особенно если у бизнесмена нет экономического образования или опыта в ведении собственного дела. Просчеты при планировании сказываются на увеличении расходов без гарантии получения хоть какой-то прибыли.

Франшиза представляет собой качественный, а главное – действенный бизнес-план, который кто-то уже опробовал. План, который принес реальный доход и позволил предприятию выйти на новый рынок. Пакет франчайзинга – это подтверждение того, что бренд уже прошел свою стадию ошибок.

Договоры с поставщиками

Здесь может быть сложно в обоих случаях. Бизнесмен-новичок может долго искать надежных поставщиков, которые будут выполнять условия подписанного договора. Но и франчайзи может столкнуться с такими же трудностями, особенно если первым получил эксклюзивные права в регионе.

С другой стороны, франшизы, которые уже «прижились» на нашем рынке, сразу подскажут франчайзи, у кого и в каких масштабах нужно покупать. Налаженный контакт с поставщиками – это минус одна проблема на пути к успешному развитию предприятия.

Общая выживаемость

Печальная статистика – из 100 предприятий, открытых с нуля, через 5 лет прогорает в среднем 80. Это связано с неопытностью молодых бизнесменов, ошибками в бизнес-плане и несовершенством налоговой системы.

Исследования того же рынка показало, что из 100 запущенных франшиз через 5 лет на плаву остаётся порядка 80. То есть обратно пропорциональная ситуация. Это явление объясняется минимальными рисками, с которыми сталкивается франчайзи в отличие от начинающего бизнесмена.

Популярные франшизы в России

Объем инвестиций, связанный с франчайзингом в России, постоянно увеличивается. Согласно данным журнала «Forbes», в этом году самыми успешными франшизами на рынке стали такие;

1. Стартовый бюджет от 5 млн. руб.

2. Начальные инвестиции от 1 до 5 млн. руб.

3. Вложения до 1 млн. руб.

Приведенные здесь франшизы работают дольше 3 лет и продолжают развиваться. Это доказывает, что такой вид бизнеса остаётся востребованным, а значит у начинающих предпринимателей всегда будет возможность правильно инвестировать доступные средства.

Франшиза – довольно безопасный, хотя и требующий больших вложений, способ начать собственное дело. Главное не путать качественный франчайзинг с франшизой в страховании – это совершенно разные вещи.

Источник

Франчайзинг – что это такое? Объясняем простыми словами

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Понятие франчайзинга. Терминология

Франчайзинг – это тип отношений между двумя или более субъектами рынка, при котором один субъект передает другому права на ведение бизнеса под собственным брендом за определенную плату.

Субъект, передающий право, называется франчайзором.

А тот, кто это право получает – франчайзи.

Платеж за передачу прав называется паушальным взносом.

Передаваемый комплекс прав и обязательств как раз и есть франшиза.

Предприятие, открытое франчайзи, называется франчайзинговым предприятием.

Не-франчайзинговые филиалы компании называются собственными предприятиями.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Есть две компании, первая – успешная и опытная, вторая – начинающая. Первая (франчайзор) передает второй (франчайзи) право использовать свой бренд, свой накопленный опыт в ведении бизнеса, а вторая ей за это платит. На что получает права вторая компания:

Это основные компоненты франшизы, в каждом конкретном предложении какого-то из пунктов может не быть, либо добавлены еще какие-то права.

Модель, при которой франчайзи только начинает свой путь в бизнесе, наиболее распространена. Однако некоторые приходят во франчайзинг уже действующими и опытными бизнесменами. Причина – невозможность вывести свой бизнес на более высокий уровень своими силами, либо потребность в диверсификации доходов.

Плюсы и минусы франчайзинга

Говоря о «плюсах и минусах» франчайзинга, важно понимать, что это двусторонние отношения и то, что является преимуществом для одной стороны, может для другой быть недостатком. Поэтому стоит потенциальные выгоды и риски от такого соглашения для каждой из сторон.

Что франчайзор получает от продажи франшизы:

Что франчайзи получает от покупки франшизы:

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Кроме выгод у этой деятельности, как и у любой другой, есть свои риски и подводные камни:

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Договор франчайзинга. Франчайзинг и коммерческая концессия

Как франчайзинговые отношения регулируются российским законодательством? Какой договор следует заключать при оформлении партнерства – договор франчайзинга, лицензионный или договор коммерческой концессии? Обо всем по порядку.

Итак, в российском законодательстве нет термина «франчайзинг» и, соответственно, «франчайзингового договора» тоже нет. Вместо него используется термин «коммерческая концессия», а характер отношений регулируется главой 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».

Но эта статья не обязывает любую компанию, назвавшуюся «франшизой», заключать именно такой договор. Поэтому франчайзинговые отношения в России оформляются разными договорами. Среди них:

Подробнее о каждом из договоров вы можете прочесть в нашем материале.

При этом российские власти часто анонсируют различные программы по развитию или субсидированию франчайзи (реже – франчайзоров). В большинстве случаев для участия в программах необходимо подписание именно договора коммерческой концессии.

На данный момент наиболее распространенный вид франчайзинга (он же «франчайзинг бизнес-формата»). Это тип отношений, при котором управляющая компания регламентирует и превращает в стандарты все процессы своей работы, после чего обучает и контролирует их соблюдение партнерами. Он, в свою очередь, делится на три подвида:

Франчайзи получает всю технологическую карту производства продукта и сам производит его под брендом франчайзора

Получает долю с продаж продукции.
Меньшие затраты на оборудование и логистику

Получает долю с продаж продукции

Франчайзи получает готовый товар и продает его в брендированном магазине

Продает франчайзи товар по цене выше себестоимости
Увеличивает узнаваемость бренда

Зарабатывает на разнице закупочной и розничной цены

Франчайзи оказывает услуги от имени франчайзора. Может также включать продажу товаров и даже производство (например, франшизы фаст-фуда, если последний готовится прямо на предприятии)

Получает паушальный взнос и роялти
Увеличивает узнаваемость бренда

Всю прибыль от оказания услуг (после вычета роялти, налогов и т.д.) забирает себе.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Деловой франчайзинг отличает то, что франчайзи в нем – автономный предприниматель, открывающий предприятие на собственные средства. Франчайзору он платит только за его интеллектуальную собственность и за оказываемые услуги, например, обучение или контроль. Этим он отличается от обратного франчайзинга.

Система, при которой основные инвестиции в предприятие вносит франчайзор, он же является его собственником, владеет оборудованием, а франчайзи продвигает и контролирует предприятие. Выгода франчайзи – в получении доли с продаж. Партнер при этом формате мало отличается от ставленника-директора, однако обычно у него больше прав и свободы в действиях.

«Компромиссный» вариант – мягкий франчайзинг. При нем франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.

«Компромиссный» вариант, при котором франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.

Форма франчайзинга – характер полномочий франчайзи в рамках определенной территории. Большинство договоров включают в себя конкретную территорию, в рамках которой франчайзи может открыть свое предприятие – форма регламентирует «свободу франчайзи» в рамках этой территории.

Один договор – одно предприятие. В тексте прописывается право открыть предприятие только по конкретному адресу. Для открытия новой точки франчайзи нужно будет подписывать новый договор. Конкуренция между франчайзи обычно минимальная.

Множественный франчайзинг (multi-unit)

Франчайзи получает право на открытие нескольких точек на территории, но и франчайзор может продать право на одну территорию нескольким компаниям. Такая форма может практиковаться в компаниях с низкими инвестициями, ориентированных на «выживание сильнейших» в конкурентной борьбе франчайзи. На практике используется редко.

Развитие территории (эксклюзив)

Франчайзи получает право на открытие нескольких предприятий на территории, при этом никому другому на нее права не продается.

Франчайзи получает право не только открывать предприятия, но и действовать как франчайзор на территории: продавать франшизу, контролировать, получать часть роялти и т.д. Этот способ еще называют субфранчайзингом.

Прямой франчайзинг – наиболее распространенная форма. При этом формы не являются взаимоисключающими: если франчайзи один в регионе, он может получить эксклюзив, а далее, если в этом регионе есть потенциал для быстрого роста, стать мастер-франчайзи по региону.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

В силу неопределенной ситуации с термином «франчайзинг» в российском законодательстве, посчитать точное количество франшиз в России невозможно. По примерным подсчетам их около 5000. Так что примеры компаний, развивающихся по этой системе, можно найти в любой сфере и с любыми инвестициями.

Франшиза Додо Пицца

Сеть пиццерий, которую почти 10 лет назад основал Сергей Овчинников, сегодня разрослась до уровня международной. Это один из примеров успешного развития франшизы. Компания выстроила мощную бизнес-систему с собственным программным обеспечением (Dodo IS) и стандартами работы. Открыть по франчайзингу Додо Пиццу можно, внеся за нее паушальный взнос – 413 тысяч рублей. В целом, стартовый капитал понадобится размером не меньше 5 миллионов рублей.

Обычно люди, далекие от бизнеса, в качестве образца франчайзинга приводят McDonalds. Действительно, это одна из самых известных франшиз, сформировавших этот рынок в его современном виде. Однако такая франшиза доступна очень небольшому (нескольким сотням) человек в России – для ее открытия требуются десятки миллионов рублей, собственное помещение и большой бизнес-опыт.

Если же рассматривать предложения, доступные (как по деньгам, так и по требованиям) обычным людям, то их можно найти в нашем каталоге франшиз. В нем представлено 1500 компаний (на момент написания статьи) и есть подробная информация по каждому предложению.

Франчайзинг и франшиза. В чем разница?

Итак, как мы писали выше, франчайзинг — это прежде всего отношения двух субъектов бизнеса, и их цель — взаимовыгода. У одной стороны есть коммерческий опыт, деловая репутация и комплекс исключительный прав, а другая сторона хочет всё это приобрести и пользоваться. Так, франчайзи получает возможность открыть реально работающий и прибыльный бизнес без лишних рисков, а франчайзор в зависимости от условий соглашения получает прибыль либо от самой купли-продажи франшизы, либо от периодических отчислений франчайзи, либо за счёт продажи ему товара для реализации. Не стоит также забывать о дополнительных отчислениях, например, о рекламной плате.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Основой, на которой строятся взаимоотношения сторон является договор франчайзинга, о котором мы также писали в соответствующем разделе. В свою очередь франшиза — это объект договора франчайзинга. Это те блага, которые приобретает франчайзи, то есть это и модель ведения бизнеса, и бренд, и технологии, и обучение от франчайзора, и инструменты маркетинговой политики, и многое другое.

А вот как пользоваться предоставленными правами, технологиями и различными материалами определяет франчайзинговый пакет. По сути, франчайзинговый пакет — это набор документов, включающий комплект правовых документов (договор коммерческой концессии, сопутствующие ему дополнительные соглашения и другое), а также бренд-бук и бизнес-бук.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Брендбук — это руководство по правильному использованию бренда, который приобрел франчайзи. Это описание фирменного стиля, правила оформления мест продаж и дизайн офиса, это логотипированная продукция, например, униформа, автотранспорт и упаковка. Иногда выделяют ещё и мерчендайзингбук (требования к ассортиментному ряду и *POSm) и логобук (применение графического знака).

Бренбук является для франчайзи инструкцией по идеологии и легенде бренда, он рассказывает, как позиционировать бренд, включает правила использования элементов идентификации (Stylebook) их размещения в рекламе (Adbook).

Благодаря бизнес-буку франчайзи знает, какую вести стратегию развития, ценовую политику, какие в компании стандарты и методы продвижения, какие требования к месторасположению торговых точек. В общем, это все те нормы, которые должен соблюдать франчайзи для правильного ведения бизнес-процессов. По сути, это руководство к действию, проработанное до мелочей, программа поведения в часто встречаемых ситуациях. Линия поведения, которой должен придерживаться франчайзи.

* POSm — Point of Sales materials, материалы, предназначенные для привлечения внимания и продвижения товара непосредственно на местах продаж. Например, логотипированные стойки, ценники, брелоки, кружки, плакаты.

Слово franchise пришло из французского языка, где обозначало льготу или особое право. Впервые термин начал использоваться в XVI веке в Англии для обозначения прав епископатов, в том числе на организацию и сбор доходов с торговли. Однако этим словом могли обозначаться и другие права: так до сегодняшних дней дошли права на использование антуража и персонажей вымышленного мира (медиафраншиза), право на невыплату части суммы ущерба при страховании (франшиза в страховании) и право на именование спортивной команды (спортивная франшиза). Но их было еще больше, например, Оксфордский словарь английского языка включает и такое значение как «избирательное право».

Схожа с франчайзингом была английская система «связанных домов». Пивовары договаривались с владельцами постоялых домов о том, что они будут продавать свое пиво на их территории, за долю от дохода. Впоследствии в Германии компания SPATEN развила эту идею, требуя продажи в тавернах только брендированного пива – это был один из первых случаев передачи прав на товарный знак.

В колониальный период английская система раздачи прав была применена и в Америке. Но здесь было важное отличие: в отличие от епископств, привязанных к конкретному месту, права в Америке раздавались людям, которые на этой территории ранее не жили. Они могли брать другие территории, а право не было неотъемлемым. Такая система была уже гораздо ближе к современному франчайзингу.

В середине 1850-х годов компания-производитель швейных машин Singer была близка к краху из-за низких продаж. Машины были лучше, чем у конкурентов, но и стоили они дороже. На организацию сети магазинов у компании денег не было. Было принято решение отдать независимым предпринимателям – лицензиатам – право на продажу машин на определенной территории, в обмен на лицензионные отчисления. Это был первый пример товарного франчайзинга – т.е. такой модели отношений, при которой франчайзи продает от имени франчайзора товар и зарабатывает на разнице оптовой и розничной цены. Однако Singer пошли еще дальше – их представители учили клиентов шить на машинке и ремонтировали машинки в случае поломки. Что можно считать одним из первых примеров сервисного франчайзинга.

Опыт Singer был не очень удачным. Отсутствие единого стандарта по ведению продаж приводил к тому, что представители давали клиентам большие скидки, как следствие, выгода для франчайзора была минимальной. Но этот эксперимент стал примером для других американских компаний.

Аптекарь Джон С.Пембертон запатентовал в 1886 году состав напитка, известного сегодня как Coca-Cola. Чтобы быстро захватить американский рынок, он дал нескольким другим производителям право производить этот напиток под брендом Coca-Cola. Это – один из первых примеров производственного франчайзинга, при котором франчайзи не просто продает, но сам производит продукт.

Еще один аптекарь, Джастин Дарт, объединил 40 других аптекарей в «кооператив продавцов», работавших под одним брендом Rexall. Скорее всего, это был первый случай, когда компания начала развиваться по франчайзингу с первого дня ее основания.

Толчок развитию франчайзинга в США дала зарождающаяся автомобильная индустрия. Автомобиль был товаром новым и необычным, никто не знал точно, как его продавать. General Motors первыми внедрили систему, при которой они продавали свой товар через независимые автосалоны. Позже к ним присоединись две другие компании «большой детроитской тройки»: Ford и Chrysler. В 30-е годы массовое производство автомобилей привело к повышенному спросу на бензоколонки – они тоже стали открываться по франшизе, причем, в отличие от автосалонов, они открывались уже под конкретным брендом.

В довоенный период франчайзинг ассоциировался, в основном, с перепродажей или оказанием простых услуг под вывеской бренда. Франчайзи работали без стандартов, франчайзоры их особо не контролировали. Ситуация изменилась только в конце 50-х годов.

В 1955 году Рэй Крок купил право на развитие сети McDonalds. Крок ввел систему стандартов, которые должны были неукоснительно соблюдаться на каждой точке по всей Америке. Он стал брать с франчайзи долю от дохода, а не фиксированную сумму и не продавал им втридорога ингредиенты. Франшиза продавалась на каждый отдельный ресторан, а не штат или город. Эта модель развития, названная деловым франчайзингом, сегодня стала стандартом и синонимом слова «франчайзинг». Справедливости ради, стоит сказать, что такие системы работали уже с конца XIX века (например, сеть железнодорожных ресторанов Harvey House или салоны красоты Марты Матильды Харпер), но обычно локализовались в одном или нескольких штатах.

В то же время была построена федеральная сеть автодорог, и Америка пережила бум франшиз фаст-фуда, многие из которых всемирно известны сегодня: KFC (возникшая еще до войны), Burger King, Subway. Но мода на франчайзинг привела в эту сферу мошенников, из-за чего популярность франчайзинга в 60-х упала. Итогом стало государственное регулирование франчайзинга – сегодня в США каждый франчайзор должен раскрывать информацию о своей компании. Этот документ называется FDD и включает 23 пункта, в т.ч. список всех аффилированных лиц, финансовую отчетность компании и т.д. С появлением этого документа ситуация оздоровилась и сейчас франчайзинг на Западе вновь переживает свои лучшие годы.

Франшиза как понять что это. Смотреть фото Франшиза как понять что это. Смотреть картинку Франшиза как понять что это. Картинка про Франшиза как понять что это. Фото Франшиза как понять что это

Франчайзинг в России

Первые западные франшизы начали «проникать» еще в СССР. Самое известное событие – открытие первого ресторана McDonalds в Москве в 1990 году. В 1990-92 годах все крупные западные франчайзинговые компании зарегистрировали товарные знаки в российском Роспатенте, после чего начали продавать мастер-франшизы местным компаниям. Франчайзинг в 90-х был, в основном, западной экспансией на российский рынок. Исключением были компании «Дока-пицца» и «Дока-хлеб», которыми руководил Владимир Довгань, один из первых российских бизнесменов, использовавший термин «франшиза». К концу 90-х действовало уже несколько десятков российских франшиз.

В «нулевые» франчайзинг перестал быть экзотикой, хотя российских франшиз все еще было мало. Появились компании, занимавшиеся франчайзинговым консалтингом и разработкой франшиз. Одной из первых была компания FRANSH Стратегия роста, запустившая в 2006 году каталог франшиз БИБОСС. Большинство франшиз в этот период были из Москвы и Санкт-Петербурга.

Подробнее о франчайзинге в России и роли портала БИБОСС в его становлении можно почитать в соответствующей статье Википедии.

Международного франчайзингового права не существует, в каждой стране есть своя, в той или иной степени проработанная, законодательная база.

Соответственно, каждый раз, когда франчайзор из одной страны подписывает договор с франчайзи из другой, он должен прописывать, нормам какой из стран должен соответствовать договор и чей суд будет решать конфликты. Чаще всего это законы страны, в которой действует франчайзор. Однако международные франшизы имеют дело с тысячами франчайзи по всему миру, и подписание договоров и решение конфликтов может занимать у них все время.

Поэтому практически все международные компании работают либо создают в стране собственное юридическое лицо, подчиненное «центру», либо продают на территорию страны мастер-франшизу.

Чтобы передавать по договору товарный знак, даже если он уже зарегистрирован как международный, франчайзор должен подтвердить его в местном органе управления, занимающемся регистрацией интеллектуальной собственности. В России это – Роспатент. Если продается мастер-франшиза, то товарный знак регистрируется на зарубежную управляющую компанию и передается по договору коммерческой концессии. Мастер-франчайзи же подписывает со своими партнерами в стране договор субконцессии. Чаще всего эти договоры – калька с оригинального, который франчайзор подписывает с партнерами в своей стране.

Когда заходит речь о «международном франчайзинге», чаще всего упоминаются франшизы из США, реже – Европы. Однако большой сегмент рынка в России представлен франшизами из стран-соседей – Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ. Эти компании часто работают не по договору коммерческой концессии, а по другим, например, договору поставки или оказания услуг. В этом случае договор может подписываться с компанией из другой страны напрямую.

Франчайзинг в туризме

Туристическая отрасль в нашей стране сейчас переживает не лучшие времена. После резкого падения количества выездных туристов в 2015 году (что было связано с ограничениями на выезд госслужащих и перепадами курса доллара), объемы туристических поездок постепенно восстанавливались и к 2019 году достигли «докризисных» значений. Однако «корона-кризис» 2020 года ударил по этой отрасли сильнее остальных, потому что такой бизнес невозможно перевести в онлайн или как-то быстро перестроить формат. Границы постепенно открываются, однако страх людей перед заражением еще долго будет сдерживать рост числа поездок. Поэтому в данной нише останутся только крупные игроки, которые могут диверсифицировать бизнес или просто переждать кризис. Справедливо это и для франчайзинга: игроков на этом рынке, развивающихся по франшизе, осталось менее десятка.

Видео с нашего канала: «Франчайзинг простыми словами»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *